Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ребус метод обучение чтению с помощью ребусов. Методика обучения чтению: слоги, "ребус-метод" и карточки Домана

Главными целями обучения языкам в учреждении образования является формирование коммуникативной, языковой, социокультурной компетенций. Коммуникативная компетенция формируется в процессе овладения обучающимися навыкам аудирования, чтения, говорения и письма, умения отвечать на вопросы, вести диалог. Отработка навыков чтения проводится в комплексе с развитием других видов речевой деятельности.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью

Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуется определенными особенностями у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Выработка навыка чтения включает несколько последовательных этапов:

  • Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
  • Наиболее сложным моментом в овладении навыком чтения является слияние звуков в слове.
  • Сначала читают слоги-слова (ау-уа), обратные слоги (ам, ум), затем прямые открытые слоги (ма, му).

“Ребус-метод”

Для того, чтобы в полной мере был реализован принцип этого метода, необходимо все указанные задания выполнять обязательно вслух, громко и чётко.

Правила метода:

Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове ложка не первую букву л и не первый слог лож, а именно первый склад ло).

Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

ЧАЙНИК-ЧА

Надо отметить, что во всех словах, которые предлагаются ребенку, ударение непременно должно падать на первый слог. Это сильно облегчает ребенку задачу и избавляет от путаницы с гласными, которые в безударных слогах часто произносятся не так, как пишутся.

Как показывает практика, детям очень нравится играть с именами:

Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Мы начинаем играть с двумя словами одновременно:

НОЖНИЦЫ, ГИРЯ- НО… ГИ…

ГОЛУБЬ, РЫБА- ГО… РЫ…

На этом этапе мы уже замечаем, что дети с особенностями психофизического развития начинают часто ошибаться, забывая исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются «угадать» конечное слово.

Используем наглядность:

КОШКА, НИТКИ- КО-НИ

Обращаем внимание на то, что предметы необходимо называть слева направо. Часто ребёнку поначалу нужно помогать, указывая на картинки пальцем.

Получается, что ребенок, глядя на последовательность символов, произносит закодированные в них слова. Именно так происходит освоение слоговых структур.

Постепенно отпадает необходимость произносить полные названия предметов, изображенных на картинках - достаточно ограничиться одними лишь складами:

Именно такие простейшие действия учителя помогают детям быстро научиться читать. «Ребус-метод» увлекает самим процессом чтения и практика показывает, что этот процесс детям нравится. Необходимо отметить, что «ребус -метод» также является одновременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

В ходе проблемно-ориентированного анализа исходного и конечного результатов навыка чтения можно утверждать, что «ребус -метод» даёт быстрый и положительный результат.


Текст: Татьяна Жидкова

Кубики Зайцева, карточки Домана, «Складушки» Воскобовича и множество других развивающих методик предлагают родителям помочь в обучении детей важнейшему процессу — чтению. Одни рекомендуют приступить к занятиям сразу после выписки из роддома, другие советуют немного повременить и дождаться от малыша первого осознанного слова, а третьи вообще отговаривают учить детей до школы.

Сегодня мы познакомим вас с еще несколькими простыми методиками, о которых «Летидору» рассказал их автор и создатель — педагог, актер, шахматист Лев Штернберг. И даже если вы уже определились с ответом, когда стоит начинать ребенка учить читать, вам будут полезны рекомендации по обучению.

Слогофон-говоряшка — это онлайн-игра, принцип которой предельно прост: в поле игры есть кнопки, на которых написаны слоги. Когда ребенок нажимает на кнопку, компьютер озвучивает выбранный слог записанным голосом. Так, складывая слоги в правильной последовательности, ребенок слышит слова, но компьютер произносит их без ударения. Задача малыша: понять смысл услышанного слова и правильно соотнести его с нужной картиной.

Лев Штернберг: «Эта методика чётко и рационально обучает механике слогового чтения, и в то же время приводит ребенка к узнаванию целых слов. Слогофон практически соединяет в себе слоговое чтение (склады по Зайцеву) и глобальное чтение (целые слова по Доману). А то, что компьютер озвучивает все нажимаемые кнопочки, делает ребенка совершенно самостоятельным от взрослого. Дети, как правило, очень быстро и без всяких пояснений сами разбираются, что и куда нужно нажимать, чтобы играть в эту игру. Но это, при условии, что ребенок уже способен держать мышку, а также может на слух распознать слово, произнесенное по-складам. Обычно эти навыки у малышей появляются к трем годам.

Ребус-метод
это устная игра, где ребенок учится самостоятельно читать слова, еще даже не зная букв.

Правила игры тоже очень простые. Взрослый называет слово, знакомое ребенку, малыш должен повторить только начало этого слова. Например, в слове «кошка» - «КО», а в слове «ложка» - «ЛО». Важно отбирать для игры только те слова, которые начинаются с ударения. Иначе меняется звучание первого слога, например, слово «котенок» мы услышим как «кАтёнок», а «мешок» как «мИшок». Следующим этапом предлагаем малышу два слова подряд, из которых он по-прежнему произносит лишь начало: маска-маска — МА-МА, туфли-чайник — ТУ-ЧА.

Если количество слов увеличить до 3-4, получаем -маска-листик-наволочка — МА-ЛИ-НА, маска-шишка-наволочка — МА-ШИ-НА, повар-мишка-домик-рыба — ПО-МИ-ДО-РЫ.

Здесь, чтобы облегчить задание, можно предложить ребенку зрительную опору в виде изображений предметов. По сути это и есть ребус, который легко разгадывается по заданному правилу. Четырехлетний ребенок справляется с заданием за несколько минут.

Лев Штернберг: «Ребус-метод основан на том, что дети воспринимают начало слова, например, МА в слове «машина», как один неделимый звук, и логично ожидают, что этот звук записывается одной буквой. (Ведь дети еще не знают, что взрослые договорились один звук обозначать двумя буквами. Именно две буквы вместо одной являются трудностью для ребенка.) Можно сказать, что я придумал новые буквы — МА, ЛО, ДУ — для детей это как бы одна «буква», равнозначная услышанному звуку, ну, а взрослые знают, что это слог. Чтобы ребенку было легко догадаться, какая тут «буква» зашифрована, я изобразил простейшие картинки-подсказки.

«Ребус-метод» отличается творческим началом: в каждом слове есть некий фокус, загадка, которую необходимо разгадать. И когда ребенок распознает слово, то для я него это маленькая победа в этой игре, а не просто обучение чтению.

Малыши не только разгадывают ребусы, но и учатся загадывать их вслух кому-то другому. Именно тогда можно с сказать, что игра освоена. Кстати, многие родители тоже играют в эту игру с не меньшим увлечением, чем их дети».

Как понять, что ребенок готов к обучению

До трех-четырех лет дети не понимают что слово можно разделить на какие-то части, и что слово можно из каких-то частей составить. Слово МУХА для малыша это одно, а слово МУ-ХА - это совсем другое. И с точки зрения возрастного речевого развития это нормально. Это в русском языке можно баловаться словами: замедлять, убыстрять, делить на части, произносить их и так, и эдак - смысл слов при этом не меняется. Если взрослые в семье ребенка разнообразят свою речь подобными речевыми красотами, то ребенок способен довольно рано обнаружить, что говорить, оказывается, можно по-разному. Но в других языках, например, в китайском, английском или в немецком любое удлинение звука приводит к изменению смысла, т. е. к образованию совсем другого слова. И если этого же ребенка поселить где-нибудь в Англии, то к 3-4 годам он сделает совершенно другой вывод, что слова делить на части нельзя. И даже в 8 лет он будет не готов к самой идее, что целые слова состоят из отдельных звуковых кусочков.

Готовность к обучению зависит от того, насколько разнообразную речь слышит малыш, читают ли в семье или детском саду вслух стишки, поют ли песенок, балуются ритмикой речи? Если всего это нет, то ребенок может до самой школы оказаться не готовым к обучению чтению.

Участие взрослого в обучении

Раньше обучение чтению практически всецело зависело от присутствия взрослого, от его настойчивости и терпения. В методике Гленна Домана, например, ребенка даже не спрашивают о его желании учиться - младенцу просто показывают картонки с напечатанными словами, и произносят эти слова вслух. В принципе, эту роль учителя мог бы выполнять и телевизор, если бы умел ухватить за шкирку уползающего малыша или пообещать конфетку в обмен за пару минут внимания. В методике Николая Зайцева несколько первых месяцев (а то и несколько лет, если начать заниматься с очень маленьким ребенком) взрослый тоже обязан озвучивать слоги на кубиках при первых признаках скуки ребенка.

В Ребус-методе и Слогофоне ситуация совсем иная. Здесь взрослый нужен ребенку только первые две минуты, чтобы объяснить простейшие правила. Всё остальное ребенок далее делает сам. К тому же приемы Ребус-метода и Слогофона настолько просты, что ребятишки через несколько занятий способны сами объяснять эти игры друг другу.

Отличие от кубиков зайцева

Слогофон-говоряшка и Ребус-метод, также как и кубики Зайцева, в основе имеют работу со звуковыми складами. У Зайцева все склады написаны на гранях кубика, т.е. на одном кубике изображено шесть складов, а это целая комбинация, манипулировать которой намного сложнее, чем одним отдельным элементом. Поэтому, я считаю, что кнопочки с одним складом намного удобнее для ребенка, чем кубики (Если слоги написаны на картонных карточках, то тоже сложно разобраться, когда карточек много). Кнопочку нажал - компьютер ее озвучил. Причем, нажимать можно хоть тысячу раз, компьютер столько же раз произнесет нужный слог, в отличие от взрослого, не устанет и не разозлиться.

Детям нравится нажимать кнопки в произвольном порядке, это их забавляет. Но если последовательность правильная, то получаются отдельные слова. А это уже не только забава но и обучение.

Карточки Домана — казнить нельзя помиловать

Запоминание письменных слов целиком - это важный навык для становления техники быстрого чтения. Карточки с целыми словами, которые есть в методике Домана, формируют скорочтение, я также использую их в своих играх. Однако при том, что я хорошо отношусь к карточкам Домана — я очень плохо отношусь к идее Домана. Сейчас объясню, почему.

Его идея заключается вовсе не в чтении целых слов. Запоминать слова целиком на Западе учили детей испокон веков. Эта практика применялась параллельно с так называемым спеллингом (у англичан) и с бухштабированием (у немцев) - то есть с техникой называния слова по буквам: например, «Bauer = Bobby, Anna, Ursula, Eva, Robert». Для такого произнесения слова необходимо прежде всего знать как пишется слово целиком, и в западно-европейских методиках спеллингу всегда предшествует чтение целых слов. То есть чтение целых слов применялось на Западе всегда, и Гленн Доман тут не при чем.

Новаторство Домана заключалась в том, что он предложил обучать ребенка чтению не со школьной скамьи, а буквально с первых дней жизни. Исходя из того, что в младенческом возрасте любая информация запоминается продуктивнее, чем в более старшем возрасте, незачем малышу бессмысленно пялиться в пустой потолок, пусть лучше запоминает написанные слова. Слова на карточках Доман предложил писать ярко-красным шрифтом, потому что новорожденный еще не различает других цветов. Но в то же время красный цвет сообщает младенцу об опасности, у него замедляется пульс, учащается дыхание. И именно это состояние стресса Доман считает наилучшим стимулом для запоминания ребенком непонятных закорючек и кем-то произносимых в этот момент слов.

Гленн Доман был по специальности военным нейрохирургом, а не психиатром и не психологом. И вся эта методика раннего воздействия на ребенка для Домана была лишь частью его научной работы, в которой он доказывал, что у людей с травмированным мозгом вполне можно компенсировать и восстановить некоторые мыслительные функции, если воздействовать на них «запасными» (Доман называл их «скрытыми») возможностями психики. Так Гленн Доман восстанавливал способность читать у людей с травмами левого полушария мозга. Однако, думаю я, а при чем же тут маленькие дети, у которых ничего не повреждено и которым природа определила постепенное, поэтапное включение мозговых структур? Абстрактные графические знаки, равно как и вся фонемо-буквенная европейская письменность - это высочайшая степень условностей, осмысливаемых левым полушарием мозга. У ребенка примерно до 6-8 лет еще не созрели необходимые для такой деятельности мозговые связи, у него еще не полностью сформирована связь между полушариями через мозолистое тело. И вот этому недозрелому мозгу Доман впечатывает в память целые письменные слова - не как сочетания букв, а как неделимое изображение. Зачем это младенцу, который еще понятия не имеет, что означают эти страшные красные закорючки и что обозначают эти устные слова, произносимые взрослым? Могу предположить, что такое воздействие на природные рефлексы ребенка может обернуться в последствии множеством разных дидактоневрозов.

Считаем до 10 - знать как свои десять пальцев

Многие методики пытаются научить ребенка считать в пределах первого десятка, т. е. в пределах 10 выполнять арифметические действия, складывать и вычитать числа. А я считаю, что в пределах первого десятка выполнять арифметические действия в принципе невозможно.

В пределах первого десятка возможно лишь:

а) последовательно пересчитывать предметы один за другим;
б) угадывать ответ, часто ошибаясь;
в) знать правильный ответ наизусть.

Ни первое, ни второе, ни третье по своему процессу в принципе не является арифметическим вычислением. Вычисление — это когда человек раскладывает сложный пример на простейшие операции, затем каждую из операций выполняет в виде называния правильного ответа наизусть, а затем соединяет всю цепочку ответов в конечное число. «Три плюс два будет пять» - это никакая не цепочка операций, это просто ответ наизусть. Сформулировав это как «зерно» методики, я разработал простенькую систему, очень логичную и небольшую, как от последовательного пересчета привести ребенка к знанию правильных ответов наизусть. Например, возьмем счет на пальцах. Если малыш способен сказать "Мне пять лет" и при этом показать растопыренную ладошку —

— это еще совсем не значит, что он понимает значение числа 5. Покажите ему пять пальцев в другом сочетании, например три на одной руке и два на другой, и переспросите: "Пять?"

Ребенок скорее всего отрицательно помотает головой, скажет "Нет, вот так пять!" и снова покажет заученную пятерню.

Становится понятно, что ребенок еще совсем не готов к пониманию абстрактных цифр, и что еще слишком рано предлагать ему письменные цифровые задания 3+2 и даже 1+1.

Замечу, что почти все зайчики и белочки в современных учебниках пригодны только для последовательного пересчитывания и не дают ребенку возможность считать и складывать объекты сразу небольшими группами. Поэтому ребенок никак не может привыкнуть к формулировке "Три и два будет пять", он учит лишь "Один-два-три, и еще четыре-пять".

По этой причине я использую для последовательного пересчитывания иные объекты, визуально строгие и компактные, например двухцветные пирамидки:

Пирамидка из десяти кружочков (на эту гармоничную геометрическую комбинацию обратил внимание еще Пифагор) дает ребенку возможность одним взглядом охватить и мгновенно понять все составляющие числа - нужна лишь небольшая привычка. Дети наизусть заучивают, что пять - это «три и два», или «два, два и один», или «один и четыре». Если стоит задача найти восемь красных кружочков в пирамиде, то ребенок не станет пересчитывать, а сразу покажет на синие двойки, ведь «восемь - это десять без двух» - должен выучить ребенок наизусть.

Никакой уникальности

В моих методиках нет ни одного уникального элемента, всё это уже встречалось во всемирной истории: и слоговое пиктографическое чтение, и счет на пальцах, и счет на пирамидках. Для меня большой удачей оказалось то, что прежде чем я занялся педагогикой, у меня был приличный багаж знаний по теории игры. По образованию я актер, к тому же неплохой шахматист, т. е. знаю толк в игре, и как строятся разные игры. Поэтому содержание чтения и счета, знакомое мне из истории человечества, я сумел соединить в форме уже знакомых мне игр. И чтение, и математику я построил в едином игровом ключе, и хотя это вроде бы и разные методики, но принципы и приемы получились в них очень схожи.

С чего все началось

Еще студентом актерского факультета я увлекся развивающей педагогикой. Уже тогда на всесоюзных семинарах, где я обучал школьных учителей актерской технике и игротехнике, впервые услышал лекции Николая Зайцева. То, что он говорил и делал, было очень созвучно моим педагогическим взглядам на тот момент. Поэтому я смело могу говорить, что я ученик и последователь Николая Зайцева. Но, на мой взгляд, в методиках Зайцева есть пробелы. Наверное, он оставил шанс мне их восполнить.

Интенсивная практическая работа с детьми, которая впоследствии стала основой моих методик, началась в Могилеве, куда я переехал из Петербурга в 1995 году. В детском саду, где я работал, первая группа детишек занималась еще до завтрака, потом до обеда было еще 4-5 групп. Далее уже в другом садике, где я проводил еще 3 занятия. Таким образом, 8 занятий в день в течение трех лет. У меня была отличная возможность пробовать, проверять, исправлять, улучшать, дорабатывать методику.

К тому же был еще один стимул для работы. В те годы в Белорусии у населения не было ни денег, ни работы, а иногда и еды. Поэтому для того, чтобы родители платили за занятия, приходилось быть очень убедительным. Тогда я предлагал родителям не платить за обучение, если через два месяца их малыш не научиться читать. Неслабый стимул для разработки правильной методики, согласитесь?

В 1998 я вернулся в Питер, чтобы показать Ребус-метод в Комитете образования. Методика была встречена на ура, и как результат - 18 школ захотели приобрести мои методические пособия для каждого первоклассника. Летом я уже готовил тираж к печати, но в августе случился обвал рубля. И мне с семьей пришлось срочно уехать в Германию. Те деньги, на которые в июле можно было напечатать много тысяч учебников - в конце августа их с трудом хватило на пару билетов на поезд.

В Германии я работал в основном со взрослыми: учил чтению иракцев, афганцев, африканцев, и даже самих немцев. И в то же время продолжал совершенствовать методику. Сначала я считал, что чтобы качественно овладеть чтением необходимо иметь хорошо развитую речь, но опыт говорил об обратном. По-немецки я говорил с акцентом, но при этом лихо учил читать мигрантов, которые совсем не владели немецким языком, и еще более лихо обучал самих немцев. Здесь-то и стало ясно, что обучение технике чтения не имеет ничего общего с общим культурным развитием ни ученика, ни учителя. Надо всего лишь знать правильные приемы обучения, и тогда оно идет само. В Германии я прожил 11 лет, и осенью 2009 я вернулся обратно в Россию

Прежде всего я рекомендую родителям не начинать обучение чтению раньше 4-5 лет. Пятилетний ребенок способен за месяц легко научиться всему тому, чему трехлетний будет осваивать два года. Всегда нужно помнить, что ни одному ребенку не нравится делать то, что у него не плохо получается. И если ребенок долго учится читать и не получает удовольствие от чтения - то он рискует разлюбить чтение еще до того, как овладеет им в полной мере. Чем быстрее будет пройден этап «чтения через пень-колоду» - тем больше ребенок будет любить чтение. У больших детей этот этап обучения проходит значительно быстрее, чем у малышей. Во-вторых, конечно же я посоветую родителям научить ребенка играть в Слогофон-говоряшку и в Ребус-метод. Это не только легкие и качественные методики обучения чтению, но еще и забавные игры, которые детям по-настоящему нравятся.

Решением экспертного совета Комитета по образованию С.-Петербурга от 25 декабря 2009 года "Ребус-метод - обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм" допущен к применению в начальной школе как дополнительная обучающая методика.

Ребус-метод позволяет проводить занятия с уже читающими и с еще не читающими детьми одновременно в одной группе. Особенности метода - возможность устной игры, полностью имитирующей все механизмы чтения. Принцип чтения понимается детьми за считанные минуты. Необычайно увлекательно для детей, очень удобно для учителя, абсолютно понятно родителям.

Это абсолютно новое дидактическое решение средствами игры. И новый взгляд на теорию речевых звуков.

и его место в процессе обучения чтению


Каждый четырехлетний ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками - письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".

Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы - раз, и уже научился! раз, и уже прочитал! раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта младенца!

Именно эту мечту ребенка воплощает наш Ребус-метод. За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь - буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, - все то, что предлагают другие учебники. Но с нашей книжкой малыш уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПРОЧИТАННОГО.

Всего два правила


"Ребус-метод" - это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила. Первое правило - как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС , а именно первый склад МА ). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило - как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты - продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска - МА
пальма - ПА
мышка - МЫ
шишка - ШИ
кошка - КО
ложка - …

… - ЛО
мячик - МЯ
чайник - ЧА
ветка - ВЕ
сетка - …
ручка - РУ
Жучка - …

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля - КО
Оля - О
Маша - МА
Даша - ДА
Петя - ПЕ
Федя - ФЕ
Ира - И
Кира - КИ
и т.п.

(имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку). Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок , мИшок ).

Как только ребенок понял правило маска - МА и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

маска-маска - МА-МА
пальма-пальма - ПА-ПА
туфли-чайник - ТУ-ЧА
курица-чайник - КУ-…
маска-шарик - МА-…
кактус-шарик - …

Два слова - это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка-наволочка - МА -…-…
маска-листик-наволочка - МА -…-…
бусы-маска-галстук - БУ -…-…
галстук-зебра-тапки - …

Как правило, дети 4-5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы - …
письма-рак-мишка-дама - …
облако-девочка-ящик-ложка - …
курица-курица-ручка-заяц - …

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются "угадать" конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений:


При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево, и сбиваются к этому с удивительным постоянством.

Именно к таким простейшим действиям сводится роль учителя в нашей методике. Никаких сложных объяснений, никаких долгих подготовительных этапов, никаких многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В "Ребус-методе" дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

Конечно же, не все дети одинаково успешны в обучении. Если учитель ведет занятие с целой группой детей, то наиболее сообразительные и активные ученики становятся "образцом" для отстающего ребенка: делай, как они, догони их, опереди их, соревнуйся с ними. Если же взрослый занимается лишь с одним ребенком, и тот вдруг не понял правила игры - что ж, всегда можно остановиться и отложить до следующего раза. Очень может быть, данный ребенок еще слишком мал для подобных упражнений, еще не понимает, что такое начало слова и чего вообще хочет от него добиться этот взрослый. Мы категорически не советуем заниматься подобными играми с детьми, чьи речевые навыки и понятия еще не устоялись. Так, например, трехлетние дети способны всерьез перенести правила укорачивания слов в бытовое общение и спровоцировать этим искусственную задержку речевого развития. Если же ребенку для овладения "Ребус-методом" еще не хватает памяти, внимания, абстрактного мышления, и, если хотите, чувства юмора - это может наблюдаться и в четыре, и в пять, и даже в шесть лет, - то с этим ребенком просто рано заниматься чтением, слогово-пиктографическим или тем более фонемно-буквенным. "Ребус-метод" является однов-ременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

Устные ребус-примеры

Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию.

Взрослых это тоже развлекает, решать такие ребусы на слух. Для устной игры мы приводим ниже примеры ребусов.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ - ИЗ ДВУХ СЛОВ


маска-маска - МА-МА
пальма-пальма - ПА-ПА
туфли-чайник - ТУ-...
курица-чайник - ...
кактус-шарик -
санки-шарик -
ящик-маска -
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц


ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО


девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки


ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ


маска-шишка-наволочка
маска- листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря-тапки-рак
пальма-на волочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-д уш-галстук
заяц-нож ницы-заяц
заяц-рак-заяц

рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук -ложка-шишка
пальма -кепка-тыква
письма -жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря

рыба-банка-кит
пальма-утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит


РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ


аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-сердце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я


Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус


РЕБУСЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ СОГЛАСНЫМИ БУКВАМИ


Согласные буквы в этих устных ребусах произносятся не как названия букв (Бэ, эМ, Ка и т.п.), а как реальные короткие звуки. Наиболее легко дети понимают смысл в длинных ребусах.

Аист-наволочка-наволочка-С
санки-молния-ванна-Р
молния-ложка-тортик-К
пальма-робот-волк-З
шорты-кошка-ламмпа-Д
облако-гусь-репка-Ц
повар-мишка-домик-Р
повар-пушка-галстук-Й
волк-робот-белка-Й
муха-рак-веник-Й
листик-молния-Н
банка-наволочка-Н
банка-рак-Н
банка-рак-банка-Н
Г-ручка-шарик
Г-лампа-заяц
К-нитки-галстук
К-рыба-шарик
люстра-К
солнце-К
солнце-Н
ножницы-С
заяц-Л
повар-Л
молния-ЛЬ
солнце-ЛЬ
ручка-ЛЬ
девочка-НЬ
месяц-Д-веник-ДЬ
З-веник-З-дама


В принципе, любой родитель может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: Каждое слово-картинка должно начинаться с ударения: кОшка , но не котЁнок . Потому что в слове "котёнок" первое О звучит как А , и любой малыш скажет КА вместо КО .

Ударение

Главная задача чтения - понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

Возьмем простое слово

МАШИНА .

Смысл данного слова действительно прост для понимания: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.
Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:

МАШИНА МАШИНА

После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умозаключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизировать в ритмике речи. Два простейших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.
И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:

ЭТА МАШИНА МАШИНА
ЭТО МАШИНА МАШИНА

Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково.

Другой пример, два слова:

ПУГАЛО, ВОРОН

Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице. Но в предложении

ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН

Говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО

И.В. Репникова г. Курганинск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад № 36 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

Тема: « Игровая методика обучению чтению

«Ребус – метод» детей 4-7 лет»

Учитель-логопед

Заслуженный учитель РФ

Репникова И.В.

2012 г.

Введение ________________________________________________ стр. 3

Часть 1.___________________________________________________ стр.4

Часть 2.___________________________________________________ стр. 6

Приложение _______________________________________________ стр. 9

Ребусы

Картинки

Конспекты занятий

Литература_________________________________________________ стр. 78

Введение

В настоящее время учителям, логопедам, воспитателям, родителям предлагается большое количество методик, которые помогают развивать, воспитывать и обучать наших детей. Трудно отдать предпочтение какой-либо методике: действительно многие из них грамотно, целенаправленно помогают ребенку развиваться, совершенствоваться и просто хорошо учиться.

Предлагаемая методика содержит игры-упражнения для развития внимания, памяти и обучает детей 4 – 7 лет чтению.

Ребус-метод помогает решить одну из сложных задач возрастного развития детей: умению соединять отдельные звуки в слоги. Уже на третьей минуте первого занятия ребенок 4-5 лет разнообразные слова-ребусы.

Методика позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия в д/с и в домашних условиях родителям.

Ребус- метод игровая развивающая методика обучению детей чтению.

Часть 1.

Когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встает перед всеми родителями в беспокойном ряду прочих проблем семейной педагогики, а также перед педагогами д/с.

Передо мной всегда вставал такой же вопрос, как легко, безопасно и весело ввести ребенка в письменность, как сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению и при этом избежать стандартных ошибок обучения грамоте. Дело в том, что в чтении и письме существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребенка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение письма и чтения – это другая, совсем отдельная задача, и решить ее лучше всего до школы.

Опираясь на принципы обучения грамоте разработанные замечательным детским психологом Д.П. Элькониным, игровая аранжировка которых позволяет начинать обучение грамоте с четырехлетними детьми, если у ребенка нормально развивается устная речь.

Много лет работая с детьми, у которых имеется нарушение речи, я поняла, что только в комплексе с разнообразными игровыми технологиями опираясь на эти принципы можно достигнуть наибольших результатов и в коррекции речи дошкольников и подготовить их к школе.

Наблюдения за детьми показали, что уровень их развития и интересов разный, как по возрастным особенностям, так и одногодок.

Доказано, что знания усвоенные без интереса, не окрашенные собственным интересом, эмоциями, не становятся в памяти - это мертвый груз. Общаясь с родителями, я сделала вывод, что самой распространенной ошибкой в этом вопросе является то, что ребенок очень любит слушать, когда ему читают, но отказывается учиться читать сам.

Передо мной встала задача, чтобы ребенок не был пассивен, чтобы его деятельность затрагивала его мысли и вызывала интерес. Изучая склонности воспитанников, их интересы, знания и умения, я присматриваюсь, когда ребенок с наибольшей охотой и стремлением следует моим образцам, и отмечаю, что больше всего дети заинтересованы в совместной игре. Сделав этот вывод, стараюсь более широко использовать понятие «игровая деятельность дошкольника». Деятельность - значит, правила, образцы, средства. Когда их задает взрослый (с учетом возрастных особенностей, вкусов и интересов), игра становится формой сотрудничества, сотворчества ребенка и взрослого, той формой обучения, которая не требует дополнительных стимулов – угроз «не хочешь заниматься, не пойдешь гулять» и т.д. или стимулов поощрений «выучишь буквы куплю машинку» и т.п.

Постоянно изучая методическую литературу, опыты работы педагогов, мною накоплен большой опыт работы с детьми по развитию речи в дошкольном учреждении. Но особенно меня заинтересовали педагогические методики Зайцева.

Познакомясь с их методиками обучения чтению, я в течение нескольких лет собирала и придумывала дидактические игры, в которых объединяла интересные наработки этих специалистов и использовала их, как отдельные обучающие и коррекционные моменты на коррекционных занятиях с детьми на логопункте, так же как задания для детей и их родителей для закрепления правильной речи и обучения чтению.

Наработав материал по игровой методике ребус-метода, познакомила родителей с этой методикой, проведя собрание в форме игры, где родители смогли на себе апробировать эти приемы (стр. 63).

Вместе со страшим воспитателем ДОУ № 36 Дидурик И.Г., записали диск для работы по игровой методике «Ребус-метод», который использую в работе с родителями (в виде домашних заданий по обучению грамоте) по желанию.

В своей коррекционной работе я всегда помню, что речь идет о ребенке-дошкольнике, попытка взрослого разделить игру и ученье не может быть удачной, и напротив широкое использование игровых приемов обучения обеспечит успех ваших совместных занятий, сделает их увлекательными и желаемыми для ребенка.

Игры - ребусы помогли в побудительной силе игрового сюжета. Дети, играя, учатся говорить правильно и не заметно для себя усваивают навыки чтения и письма.

Чтобы добиться успешных результатов, я старалась умело направить активность ребенка на анализ учебного материала. При этом мыслительная деятельность должна была проходить в наиболее естественной для их возраста форме «игра по правилам», а условием понимания станет произвольное обучение грамоте.

В процессе работы с детьми по этой игровой технологии, я училась уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти их причины, а не требовала слепого исполнения моих требований. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

Часть 2.

Игровая методика ребус-метод содержит игры - упражнения на развитие внимания памяти, помогает закреплять правильное произношение звуков на коррекционных логопедических занятиях, как приложение ребус-метода используется методика М. Зайцева («Кубики» Зайцева и грамматические таблицы).

Путь дошкольника к правильной речи лежит через игры ребусы в звуки и буквы.

Правила игры не сложны, не требуют подготовки и доступны любому.

Игровая развивающая методика обучения чтению позволяет обучать грамоте дошкольников:

Во-первых, ребенок читает.

Во-вторых, ребенок читает сразу.

В-третьих, ребенок читает сам.

Эта методика позволяет знакомить сначала со звуками, а потом с буквами, что позволяет более тщательно проработать добуквенный звуковой этап обучения грамоте.

И, наконец, ребенок отличает все прочитанное, что позволяет взрослому проверить ребенка, даже не участвуя в процессе чтения.

Каждое занятие рассчитано на 10-20 минут, можно проводить как индивидуальное, так и групповое занятие. Можно использовать, как отдельные игры-упражнения на любых занятиях (д/сад, дома)

Этапы последовательного освоения Ребус-метода

I этап. Знакомство с предметами и их названиями.

II этап. Знакомство с принципами выделения первого склада (слога).

III этап. Чтение ребусов по картинкам.

IV этап. Составление слов из картинок и букв, картчки-склада, карточки - слога.

V этап. Развитие навыков чтения и постановки ударения.

VI этап. Написание букв по пунктирному образцу, разделение склада (слога) на отдельные звуки и буквы.

VII этап. Изучение грамматики.

Цели занятий:

  1. многократно заинтересовать ребенка чтением;
  2. развитие внимания и памяти;
  3. развитие правильной речи;
  4. обогащение словарного запаса;
  5. знакомство с принципом выделения первого слога;
  6. овладение звуковым анализом и синтезом;
  7. развивается мелкая мускулатура пальцев.

Основным принципом игровой методики является механизм «обратной связи».

Процесс обработки информации:

а) в уме создаются сразу несколько звуковых моделей (различение ударения, различное редуцирование звуков, различная ритмика);

б) из глубины памяти поднимаются несколько ассоциативных образов;

в) идет процесс сравнения (отождествления) поднятых образов построенными моделями.

Этот же процесс идет при узнавании склада (слога). Если ребенок видит рядом две буквы, он должен искать в памяти звучание склада (слога) и сравнить с моделью. Поэтому вначале мы знакомимся со складами (слогами) (стр. 10;11;12;13), а затем разделяем их на буквы (стр. 21:23;24;30).

Игры начинаются со словаря о правилах. Не вдаваясь в объяснения просто произнесите ребенку вслух следующие строки (стр. 2). Читайте быстро, слегка интригуя, словно загадываете загадки. Вообще дети наиболее точно реагируют на «шипящие» слады (слоги). Для выделения складов (слогов) используется таблица картинок (стр. 11). Затем разбираются устно ребусы и задания

(стр. 14;15;16), после чего дети сами читают ребусы, обводят их карандашом и соединяют линией с соответствующим рисунком

(стр.15).

В этих играх соединяются 4 этапа работы. Дети знакомятся с предметами и их названиями, выделяют из слов (картинок) первые склады (слоги). Учатся составлять слова и далее зарисовывать ребусы сами.

На пятом этапе работы дети уже читают по картинкам, но учатся

постановке ударения (стр. 24;25). Ребусы задания становятся все насыщенней, нужно не только прочитать и поставить ударение, но и обвести, например (живой предмет и т.д.) (стр. 41), используется много контрольных заданий.

Постепенно вводятся «картинки – склады» и чтение по картинкам происходит с заменой одной из них складом (стр. 23), совместно проводится работа со словом (словарная работа). После того, когда ребенок научился читать картинки-слова, а также картинки со складами, можно приступать к чтению текста сначала по картинкам, а потом и с помощью картинок и складов. Несмотря на то, что ребенок читает слова, чтение текста вызывает у него некоторые сложности. Помогите ребенку понять смысл текста. Поставьте ударение

(стр.30). Параллельно 5 этапам используются и 6:7 этапы. Это написание букв по пунктирному образцу, разделение на звуки и буквы (стр. 50).

Изучается грамматика с использованием таблиц Зайцева и кубиков

(стр.60).

В коррекционной работе использую три задания на звуки (стр. 46)

Очень нравится детям самим составлять ребусы картинки и даже тексты (стр.34;35).

Это очень хорошее задание домой для работы с родителями. Можно также и закрепить звук, над которым работал ребенок на занятии, например (придумать ребус картинку на звук «С» и четко произносит слово в игре

« 1-2-3-4-5» и т.д.).

Эти речевые тренинги полезны не только дошкольникам с нарушением речи, но и детям, говорящим без ошибок в качестве профилактики. Детям эти игры помогают стать внимательнее, учат рассуждать, анализировать и сравнивать, развивают познавательную активность.

И как становится на душе светло и радостно, когда я вижу светящиеся от радости глаза ребенка, у которого все получилось.


Каждый четырехлетний ребенок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обертках конфет и на упаковках с игрушками — письменная речь окружает ребенка везде, она такие желанная и, увы, такая непонятная! Малыш с энтузиазмом откликается на предложение взрослого поучиться чтению, но!.. Но тут его поджидает "засада".

Оказывается, прежде чем хоть что-нибудь прочитать, нужно долгое-долгое время учить буквы, учить сложные правила их соединения, учиться много дней, недель, месяцев, а читать так и не получается! Хорошо еще, если учитель попался веселый, может поиграть в разные игры и умеет рассказать смешную историю "из жизни букв". Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестает быть до зевоты скучным. Вот если можно было бы — раз, и уже научился! Раз, и уже прочитал! Раз, и даже сам понял прочитанное слово! Мечта младенца!

Именно эту мечту ребенка воплощает наш "Ребус-метод". За несколько минут научиться читать, еще даже не зная букв, практически совсем без учебы. Ну, пусть еще читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Ну, пусть еще даже не с помощью букв, которые так трудны для ребенка, а пока лишь с помощью слоговых пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребенку предстоит пройти весь долгий учебный путь — буквы, затем склады, затем слова, затем словосочетания и предложения, — все то, что предлагают другие учебники. Но с нашей книжкой малыш уже с первого занятия будет учиться в чтении самому интересному и главному: понимать смысл прочитанного.

Всего два правила

"Ребус-метод" — это, прежде всего, игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила. Первое правило — как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС , а именно первый склад МА ). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило — как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты — продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска — МА
пальма — ПА
мышка — МЫ
шишка — ШИ
кошка — КО
ложка — ...

... — ЛО
мячик — МЯ
чайник — ЧА
ветка — ВЕ
сетка — ...
ручка — РУ
Жучка — ...

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля — КО
Оля — О
Маша — МА
Даша — ДА
Петя — ПЕ
Федя — ФЕ
Ира — И
Кира — КИ и т.п.

Имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку. Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок ).

Ребус-метод позволяет проводить занятия с уже читающими и с еще не читающими детьми одновременно в одной группе. Особенности метода — возможность устной игры, полностью имитирующей все механизмы чтения. Принцип чтения понимается детьми за считанные минуты. Необычайно увлекательно для детей, очень удобно для учителя, абсолютно понятно родителям.

Как только ребенок понял правило маска — МА и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

маска-маска — МА-МА
пальма-пальма — ПА-ПА
туфли-чайник — ТУ-ЧА
курица-чайник — КУ-...
маска-шарик — МА-...
кактус-шарик — ...

Два слова — это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка-наволочка — МА-...-...
маска-листик-наволочка — МА-...-...
бусы-маска-галстук — БУ-...-...
галстук-зебра-тапки — ...

Как правило, дети 4-5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы — ...
письма-рак-мишка-дама — ...
облако-девочка-ящик-ложка — ...
курица-курица-ручка-заяц — ...

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются "угадать" конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.

При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево. И сбиваются к этому с удивительным постоянством.

Именно к таким простейшим действиям сводится роль учителя в нашей методике. Никаких сложных объяснений, никаких долгих подготовительных этапов, никаких многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В "Ребус-методе" дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

Решением экспертного совета Комитета по образованию С.-Петербурга от 25 декабря 2009 года "Ребус-метод — обучение чтению с помощью слоговых пиктограмм" допущен к применению в начальной школе как дополнительная обучающая методика.

Конечно же, не все дети одинаково успешны в обучении. Если учитель ведет занятие с целой группой детей, то наиболее сообразительные и активные ученики становятся "образцом" для отстающего ребенка: делай, как они, догони их, опереди их, соревнуйся с ними. Если же взрослый занимается лишь с одним ребенком, и тот вдруг не понял правила игры — что ж, всегда можно остановиться и отложить до следующего раза.

Очень может быть, ребенок еще слишком мал для подобных упражнений, еще не понимает, что такое начало слова и чего вообще хочет от него добиться этот взрослый. Мы категорически не советуем заниматься подобными играми с детьми, чьи речевые навыки и понятия еще не устоялись. Так, например, трехлетние дети способны всерьез перенести правила укорачивания слов в бытовое общение и спровоцировать этим искусственную . Если же ребенку для овладения "Ребус-методом" еще не хватает памяти, внимания, абстрактного мышления, и, если хотите, чувства юмора — это может наблюдаться и в четыре, и в пять, и даже в шесть лет, — то с этим ребенком просто рано заниматься чтением, слогово-пиктографическим или тем более фонемно-буквенным. "Ребус-метод" является однов-ременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

Устные ребус-примеры

Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию.

Взрослых это тоже развлекает решение таких ребусов на слух. Для устной игры мы приводим ниже примеры ребусов.

Самые простые ребусы — из двух слов

маска-маска — МА-МА
пальма-пальма — ПА-ПА
туфли-чайник — ТУ-...
курица-чайник — ...
кактус-шарик -
санки-шарик -
ящик-маска -
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц

Первая сложность для ребенка — множественное число

девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки

Простые ребусы из трех слов

маска-шишка-наволочка
маска- листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря-тапки-рак
пальма-на волочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-д уш-галстук
заяц-нож ницы-заяц
заяц-рак-заяц
рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук -ложка-шишка
пальма -кепка-тыква
письма -жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря
рыба-банка-кит
пальма-утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит

Ребусы из четырех слов

аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-сердце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

Ребусы с безударными о, е, я

Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус

Ребусы с отдельными согласными буквами

Согласные буквы в этих устных ребусах произносятся не как названия букв (Бэ, эМ, Ка и т.п.), а как реальные короткие звуки. Наиболее легко дети понимают смысл в длинных ребусах.

Аист-наволочка-наволочка-С
санки-молния-ванна-Р
молния-ложка-тортик-К
пальма-робот-волк-З
шорты-кошка-ламмпа-Д
облако-гусь-репка-Ц
повар-мишка-домик-Р
повар-пушка-галстук-Й
волк-робот-белка-Й
муха-рак-веник-Й
листик-молния-Н
банка-наволочка-Н
банка-рак-Н
банка-рак-банка-Н
Г-ручка-шарик
Г-лампа-заяц
К-нитки-галстук
К-рыба-шарик
люстра-К
солнце-К
солнце-Н
ножницы-С
заяц-Л
повар-Л
молния-ЛЬ
солнце-ЛЬ
ручка-ЛЬ
девочка-НЬ
месяц-Д-веник-ДЬ
З-веник-З-дама
...

В принципе, любой родитель может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: каждое слово-картинка должно начинаться с ударения: кОшка , но не котЁнок . Потому что в слове "котёнок" первое О звучит как А , и любой малыш скажет КА вместо КО .

Ударение

Главная задача чтения — понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

Возьмем простое слово МАШИНА .

Смысл данного слова действительно прост для понимания: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.

Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:

МАШИНА МАШИНА

После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умозаключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизировать в ритмике речи. Два простейших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.

И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:

ЭТА МАШИНА МАШИНА
ЭТО МАШИНА МАШИНА

Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково.

Другой пример, два слова:

ПУГАЛО, ВОРОН

Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице. Но в предложении

ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН

говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО . Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания.

— Бочка-роза-дама, — задаем мы устное задание ребенку.

— БО-РО-ДА, — решает он его на слух и не может понять получившееся слово, потому что в жизни оно звучит как БА-РА-ДА .

— Голубь-роза-дама, — продолжаем мы задание.

— ГО-РО-ДА, — расшифровывает ребенок, и не может понять слово во множественном числе.

— Повар-роза-дама.

— ПО-РО-ДА, — и опять не узнает, но не потому, что не знает про разные породы кошек и собак, а потому что не догадался переставить в слове ударение.

Именно эту задачу — тренинг концентрации внимания и постановки ударения — решает "Ребус-метод" еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.

Комментировать статью "Ребус-метод и его место в процессе обучения чтению "

Лев! Мне интересна Ваша методика. Даже, думаю, использовала бы что-то на украинском. Но большинство деток, с которыми я работаю - отстают в развитии. Прочитала, что Вы оговариваете, что не всем по силам, и даже бывает, что потом дети "укорачивают" слова в реальном разговоре. У нас было пособие для скорочтения Эдигея, которое давало такой же эффект - после чтения "перепутанных" слов дети обычный текст читали "перепутанно".
Я бы такой подход с осторожностью применила к слабо подготовленным детям, а вот уже начавшим читать - дала бы как полезное развлекательное упражнение. Я еще применяю "окошки", для работы с таблицей складов (систематизация по гласным, как вторая таблица Зайцева), когда мы придумываем сказку с героями на определенные склады (вырезаю квадратное окошко в силуэте паровозика или домика, или робота и ловлю окошком склады).

16.02.2010 02:08:31,

Всего 5 сообщений .

Еще по теме "Как научить ребенка читать и понимать прочитанное?":

Как научить ребенка читать? Может есть какие программы или методы... я не педагог) но к школе подготовиться хочется) В детском саду кроме Еще тогда была куча всяких развивающих комп игр. И чтобы играть, задания там надо читать, как ни странно. И понимать прочитанное.

В Китае, в Корее и в Японии для обучения детей чтению используется слоговая азбука Называется она « Ребус - метод ». В этой методике на начальном этапе обучения ребенку Но в процессе этой игры у ребенка развиваются внимание, необходимое для настоящего чтения...

Девочки, подскажите,плиз, какие есть способы научить ребенка читать? Я учила читать по букварю Жуковой, легко и доступно, и ребенок легко воспринимает и понимает. До этого пробовали другие методы, но мне если честно они не очень по душе пришлись, мороки много, а...

Раздел: Образование, развитие (как научить ребенка пересказывать прочитанное 1 класс). только практикой. а чтобы это прошло гладко-незаметно: отслеживайте, что ребенок читает, и почаще расспрашшивайте, что прочитал. по дороге в школу например. а заодно...

Когда я ему читаю с пониманием проблем нет. Что это- какая-то незрелость или что? Девочки, кто знает, как научить ребёнка понимать прочитанное? Мой все понимает и читать любит. Ну когда он в библиотеке выбирает себе книжку может понять будет он ее понимать или нет.

буквы понимаем и знаем, нам 4 года. Попробуйте молча - не произнося вслух - дать ребенку составить слово из 2 слогов (например, ка и ша), потом не прочесть, а сказать как научить сливать буквы в слоги? Мои дети занимаются у Бахтиной, автора самого популярного букваря...

Чтобы выразительно читать, надо понимать, что ты хочешь выразить! Обсудить все нюансы настроения и идей стиха, как они меняются по строфам или строкам Главное, чтобы ребенок понимал прочитанное, а с какой скоростью - это второй вопрос. Как научить ребенка читать?

Как учить читать?. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение Я понимаю, что я не профессионал, все равно будем ходить на какие нибудь курсы..но мне чет так захотелось с ними позаниматься чемнить полезным, а не получается.

Может читать только вслух. как научить читать "про себя"? я ему сказала- проговаривай вначале про себя, потом говори, что получится- он не понимает, как это. я ему говорю- ну как бы тихим шепотом. в итоге получилось так, что я сама испугалась- если он читает про себя, то мне...

как научить читать?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Ей 3г, буквы знает все! А что дальше? Я ей например в книжке, или сама пишу слоги и читаю: МА-МА ПА-ПА СА-ША.

Новый (точнее, старый - суд опять) способ борьбы с узостью и зашоренностью педагогов... Если бы мальчик захотел написать письмо, скажем, Братцу Кролику или там Хомеру Симспону и ему не разрешили, стоило бы устроить учителям такой же силы разгон...

Ребус - метод и его место в процессе обучения чтению. Ребус - метод обучения малышей чтению основывается на концентрации внимания, звуковом К- рыба -шарик люстра-К солнце-К солнце-Н ножницы-С заяц-Л повар-Л молния-ЛЬ солнце-ЛЬ...

Пытаемся научится читать. . Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. А еще у меня лежит ксерокс " Ребус - метода " обучения слоговому чтению.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога