Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Казачество в белоруссии. Кто такие казаки? «Бабы - бесноватые животные»

Тайны Беларуской Истории. Деружинский Вадим Владимирович

Кто такие казаки?

Кто такие казаки?

Начнем с того, что казаки - это этнос, а не сословие. Причем в самой статье «Кобринские казаки» было выделено крупно в рамочке: «Казак - с тюркского языка означает «вольный человек»». (Должен попутно отметить, что сколько существует всяких казачьих атаманов, генералов и полковников - столько же имеется разных, порой самых экзотических представлений о происхождении казаков, то есть они у каждого свои. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную книгу, но сама эта тема - уже не история Беларуси.)

Выскажу лишь некоторые (подчеркиваю - некоторые) представления об истоках казаков. Как считает ряд российских лингвистов и историков, слово «казак» происходит от названия страны Хазария или Козария: так называли жителей этой страны, располагавшейся от Крыма до Северного Кавказа и берегов Каспия. (Видимо, те же истоки у названий Казань и Казахстан, который с 1995 года называется Kazakstan - «страна казаков».)

Хазары-козары были группой кочевых тюркских племен (смешанных частично с сарматами), умело державшихся в седле. Но казаки как воины впервые упоминаются в летописях под 1395 годом, причем Л. Н. Гумилев, как и другие российские историки, считал, что основную часть войска Мамая в Куликовской битве составляли именно казаки (народы Дона и Северного Кавказа).

Украинские казаки формировались в Запорожье (буквально «За порогом Руси») из русифицированных тюрок и беглых русинов, жили по законам тюрок - ведь казацкие обычаи являются тюркскими обычаями Хазарии. Российские же казаки формировались из тюркских племен, присягнувших московским царям. В царской России «казак» означало национальность - причем казаков не считали не только русскими, но даже славянами.

Это не должно удивлять. Например Донское казачье войско (столица - Новочеркасск) - это исторически войско народа черкасов, и в XIX веке донские казаки еще говорили на своем черкасском языке (не путать с черкесским). Историки из числа самих казаков полагают, что казаки происходят от готов (кстати, так думал и Адольф Гитлер, называвший казаков «более высокой расой, чем славяне»). Свою дорусскую историю казацкие историки возводят к великой стране Готланд, существовавшей на Дону в начале I тысячелетия и ранее. Мне эта концепция кажется «сыроватой» уже потому, что в таком случае Хазарию-Козарию следует прежде всего называть прямой наследницей Готланда - но этот тезис историки не принимают (правда, о Хазарии вообще мало сведений сохранилось, это страна-загадка).

После революции казаки стали опорой антисоветского движения, поэтому власти СССР стремились лишить казаков своего лица, своей сути. В первые годы советской власти в паспортах в графе «национальность» казакам так и писали - «казак». Однако в рамках задачи ликвидации казачества такую запись запретили, а все казачество насильно записали «в русских». Именно на этой почве возникло у нынешних казаков массовое заблуждение: они считают себя «русскими» и «славянами», хотя были в прошлом славяноязычными тюрками или - как говорят казацкие историки - готами (а казаки Дальнего Востока - это буряты и монголы).

В годы войны атаман Петр Краснов добивался отделения Казарии от России - с созданием независимой страны казаков. Казаки во время Великой Отечественной войны отличились коллаборационизмом. Так, в июле 1943 года была создана «1 -я казачья кавдивизия Вермахта» под командованием немецкого полковника фон Паннвица, в феврале 1945 года преобразованная в 15-й казачий корпус СС численностью 25 тысяч человек.

Сегодня об этом не принято вспоминать, так как в России увлеклись обвинениями в адрес украинцев: дескать, те служили в СС. На самом деле в дивизию СС «Галичина», сформированную в апреле 1943 года во Львове, было зачислено 19 тысяч человек (причем 3 тысячи ее солдат тут же перебежали к партизанам бандеровской УПА, воевавшей с немцами). А вот 29-я русская дивизия СС (сформированная на базе РОА генерала Власова) имела 20 тысяч солдат. Казаков в СС воевало еще больше - 25 тысяч.

Так что «главными» эсэсовцами с территории СССР были не украинцы. Как равно несправедливы обвинения в том, что только украинцы сегодня «пытаются обелить своих эсэсовцев» - то же самое делают в России. 15-й казачий корпус СС сдался англичанам, а те по просьбе Сталина всех казаков-эсэсовцев отправили в СССР, где их почти всех казнили. Сегодня центральные газеты России с надрывом пишут о злодействе англичан, отдавших «невинных пленных казаков» на расправу Сталину. Пишут, дружно забывая, что эти казаки вообще-то служили в СС. Как гласит пословица, «в чужом глазу соринку вижу, в своем - полено не замечаю»…

И вот в 1990-е годы, после краха СССР, началось возрождение казачества, этот этнос мало-помалу снова обретает свой национальный облик.

Теперь становится понятным, почему в Беларуси никогда не было казаков. Вовсе не потому, что тут народ жил «по старинке», как пишет Маргарита Савчук (я так и не понял, что хотела сказать этой фразой журналистка). А потому, что в Беларуси никогда не было кочевников. Нет кочевников - нет и казаков.

Другой важный нюанс заключается в том, что существенную часть денег, вырученных от продажи трофеев, казаки, согласно строгой традиции, отдавали православной церкви. В этом плане Беларусь всегда кардинально отличалась от России и Украины: у нее не было единой религии. Католики и униаты были примерно равны своей численностью, а к ним надо добавить значительную общину иудеев. Неясно, каким христианским храмам следовало бы отдавать трофеи «беларуского казачества»: католическим или униатским? Если в Западной Украине казаки поголовно были униатами, то о существовании католических казаков истории неизвестно. Как видим, даже сама католическая вера препятствовала у нас формированию казачьих войск. Еще труднее представить иудея-казака, отдающего часть награбленного синагоге.

Кроме того, литвины-беларусы, в отличие от казаков Украины и России, никогда не промышляли набегами. Не секрет: главным источником доходов казаков Сечи и Дона (а также крымских татар) являлся разбой в землях соседей. У нас же народ всегда жил только своим трудом, ничего ни у кого не отнимал. История не знает случаев, чтобы наши предки устраивали разбойные набеги на украинцев, поляков, латышей, словаков или московитов. Наш менталитет иной, ему противна сама мысль создавать свое благополучие за счет наворованного у других. Это очень важно, так как, например, Запорожская Сечь в период своего расцвета являлась фактически объединением разбойников, где казак - это «лихой человек», промышляющий разбоем.

Ну и главное: казаки, в отличие от других войск, снаряжались за собственный счет - за что в качестве награды полностью освобождались от налогов. Борис Алмазов, внук донского казака и автор книги «Прощайте и здравствуйте, кони! » (1978 г.), писал:

«Казаки не платили никаких податей и жили значительно богаче, чем русские крестьяне, но в отличие от крестьян должны были служить все поголовно. Если в крестьянских семьях из двух сынов служить шел один, из пяти - двое, то казаки служили все. Причем официально казак считался на службе двадцать лет, из них четыре года служил действительную вдали от дома. В случае войны на службу призывалось все мужское население».

Думаю, теперь читатели поймут, почему Чаусы (регион земледельцев) не были никакой «казачьей столицей Литвы». Казаки в те времена не земледельцы, а вольные кочевники степей (в том числе Запорожья). Поэтому в период феодализма власти в принципе не могли облагать их налогами и податями, как крепостных крестьян или других вассалов (т. е. земледельцев). У властей оставался только один вариант реализации своего главенства над казаками: пусть они подати не платят, но отдают их в виде воинской службы. Везде по степям Украины (где, кстати, были «казацкие татары» или «татарские казаки») и России кочевые племена и стали записывать в «казаков» - по роду их отношений с Властью: так все кочевники (включая бурятов Даурии) стали казаками. Кстати, бурятом был и знаменитый атаман Григорий Семенов, который спрятал не найденное до сих пор «золото Колчака» (точнее - часть этого золота).

Но у нас-то все по-другому! Наши крестьяне были не кочевники, а землевладельцы - и были землей привязаны к своим сеньорам в лице магнатов или шляхты. Понятна ситуация, когда царь Алексей Михайлович стал захватывать Беларусь и отбирать у шляхты ее крестьян. У себя в Московии он беглых крестьян сажал на кол, а тут не только приветствовал такое бегство, но и велел из беглых крестьян создать нечто вроде «беларуского казачьего войска» (якобы аналогичного казачьему войску Золотаренко в составе его армии). Но эта затея длилась недолго (менее полугода) и по своей сути являлась химерой той войны. Ведь в мирное время ни Москва, ни Вильня не собирались освобождать наших крестьян от податей. Они - не кочевники, никуда со своей земли не денутся. Кстати, после окончания той войны все выжившие «казаки Поклонского» вернулись к своим господам, ибо бежали к Поклонскому они сами, а вот их участки земли, хаты, скотина, семьи - все осталось во владениях помещиков.

Так что «на пустом месте» казачье войско создать невозможно, тем более из оседлых крестьян, уже являющихся чьими-то вассалами. Само понятие «беларуское казачество» - это смысловое недоразумение, подобное, например, столь же фантастическому «новгородскому казачеству» или «псковскому». Никакого «беларуского казачества» не существовало и за 122 года нашего пребывания в составе царской России. Даже царизм не нашел нужным и возможным создавать здесь казачество.

В летописях упоминаются многотысячные полки «польских королевских казаков», служивших в армии Стефана Батория. Но это не поляки - а украинские казаки. В Польше тоже не было степей и кочевников, потому не появилось и свое казачество.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

19. 1. Мамелюки – это черкесы-казаки. Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет. Мамелюки считаются черкесами , с.745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие кавказские горцы , с.745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году

Из книги Августовские пушки автора Такман Барбара

КАЗАКИ! 5 августа французский посол в Петербурге Палеолог проезжал мимо казачьего полка, отправлявшегося на фронт. Его командир, увидев на автомобиле французский флажок, наклонился с седла, чтобы обнять посла, и попросил разрешения провести перед ним свой полк. Посол

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

6. Расстановка сил: кто такие «белые», кто такие «красные»? Наиболее устойчивым стереотипом в отношении Гражданской войны в России является противостояние «белых» и «красных» - войск, лидеров, идеи, политической платформы. Выше мы рассмотрели проблемы установления

Из книги Русские – успешный народ. Как прирастала русская земля автора Тюрин Александр

Казаки, казаки В старом русском государстве было, формально говоря, два казачества: казаки служилые, входившие в число государевых служилых «по прибору», и вольные, не очень многочисленные. Впрочем, вольное казачество до определенной степени также находилось на

Из книги Иностранные добровольцы в вермахте. 1941-1945 автора Юрадо Карлос Кабальеро

Казаки Хотя первоначально казаки не находились в таком привилегированном положении, как добровольцы из Средней Азии, тем не менее их легионы были официально признаны частью вермахта. Очень скоро казаки привлекли внимание немецкого командования как наиболее

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Казаки И все же символом нового общества, образовавшегося на широких равнинах Приднепровья, стало совершенно необычное сословие, которое могло появиться только на дальнем пограничье,- казачество.Слово «казак» тюркского происхождения. Так называли людей свободных, т. е.

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

3.Казаки Необходимость охраны границ московского государства требовала больших сил. И для этих целей московские государи использовали казаков. При Иване IV городовые казаки становятся также поместными, но в отличие от последних, постоянными войсками. Они были

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

13.1. Мамелюки - это черкесы-казаки Скалигеровская история признает, что именно казаки завоевали Египет Мамелюки считаются ЧЕРКЕСАМИ , с. 745. Вместе с ними в Египет прибывают и другие КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ , с. 745. Отметим, что мамелюки захватывают власть в Египте в 1250 году ,

Из книги Русская армия 1914-1918 гг. автора Корниш Н

Казаки Казаки разделялись на две большие группы: стеновые и кавказские. Последние делились на Кубанское и Терское казачьи войска, а к первым относились Донское, Сибирское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Забайкальское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 2 [вычитано, современная орфография] автора

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXIX. Результат казацких бунтов. - Неизбежность отпадения Малороссии от Польши. - Казаки переселяются в московские владения. - Казацкая интрига в Турции. - Поход в Волощину. - Битва под горою Батогом. - Казаки побиты в Волощине. - Финансовая и нравственная

Из книги Наполеон в России автора Верещагин Василий Васильевич

КАЗАКИ Выступившая из Москвы неприятельская армия скоро всецело поступила на попечение казаков, окружавших, провожавших ее до самой границы и далее и надоевших ей на этом долгом пути до такой степени, что вскоре французская нация, а за нею и вся Европа, без ужаса не

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Вступление О чем эта книга и кто такие казаки Казаки считают себя народом. Когда-то давно вошедшим в состав многонационального русского народа, привнеся в него особую казачью культуру, ставшую часть национальной.Поэтому все, что вы прочтете в этой книге, именно записано,

Шмат хто з вас з вас чуў пра тое, што ў апошнія гады ў Беларусі актывізаваліся «казакі». Для нашай Радзімы такое падобна гістарычнаму ідыятызм. Вырашылі для вас па палічках раскласці, хто яны такія, што тут робяць і ці патрэбныя наогул у нашай краіне.

ХТО ТАКІЯ КАЗАКІ?

Пачнем з таго, што казакі – гэта больш не пра этнас, а пра саслоўе. Украінскія казакі фармаваліся ў Запарожжы з русіфікаваных цюркаў і збеглых сялян. У Масковіі існавала мноства казацтваў, якія неслі памежную службу: данскія, волжскія, уральскія, астраханскія, сібірскія. Калі сцісла паспрабаваць апісаць казакоў – гэта як піраты, толькі на сушы, якія з дазволу сваіх кіраўнікоў рабавалі суседзяў, а таксама падмянялі сабой памежнікаў.

Пра само паходжанне тэрміна ёсць 2 версіі: цюркскае («вольны, адзіночка») або мангольскае.

ЦІ БЫЛІ КАЗАКІ Ў ВКЛ? ГІСТОРЫЯ ПАКЛОНСКАГА

Вернемся ў часы знакамітай і крывавай вайны 1654-1667 года. Тады праваслаўнае насельніцтва ВКЛ было ў меншасці і татальна наводненае агентамі Масквы. Зрэшты, як і цяпер. Сярод такіх персанажаў быў і Канстанцін Юрʼевіч Паклонскі.

Стары Магілёў

Калі войскі акупантаў уварваліся на нашу зямлю, Паклонскі разам з 14 сваімі аднадумцамі сышоў да казакоў Масковіі. Залатарэнка адаслаў яго да Хмяльніцкага, а той – да цара, у чыю стаўку пад Смаленскам ён прыбыў 22 ліпеня 1654 года. Аляксей Міхайлавіч падарыў яму 40 собаляў і 50 рублёў (пра што праз паўгода страшна шкадаваў), абвясціў палкоўнікам і дазволіў набіраць свой полк. Полк усё-такі зусім не казачы, а звычайнае апалчэнне, якое не жыло па казачых традыцыях і законах, бо іх не ведала ні яно, ні сам шляхцец Паклонскі. Але прарасейскія публіцысты ўпарта называюць дадзеную падзею «станаўленнем беларускага казацтва».

Пан Паклонскі стаў працаваць правакатарам цара: калі царскія войскі падыходзілі да Чавусаў, Паклонскі схіліў мясцовых жыхароў адмовіцца ад супраціву і прыняць Маскоўскую веру. Раней гэтыя спробы з боку Масковіі былі малаэфектыўнымі – прыйшлося выразаць насельніцтва шматлікіх вёсак і гарадоў, найбольш вядомы сумны лёс знішчанага Мсціслава. Цяпер жа цар рабіў стаўку на дэмагагічныя ўменні Паклонскага.

28 жніўня Паклонскі (які здолеў сабраць у свой полк калабарацыяністаў з сялян) спрытнай дэмагогіяй пераканаў жыхароў Магілёва здацца без барацьбы (у далейшым жыхары Магілёва выражуць увесь рускі гарнізон, за што горад будзе прыдадзены анафеме Маскоўскай царквой, і яна з Магілёва так і не знятая па гэты дзень).

Выконваючы загад цара забіваць усіх, хто адмовіцца прымаць Маскоўскую веру, «беларускія казакі» Паклонскага вывелі за гарадскія сцены звыш двух тысяч магілёўскіх габрэяў – мужчын і жанчын, старых і дзяцей, уключаючы немаўлятаў, – і Паклонскі загадаў зарэзаць на лузе ўсіх, хто адмовіцца перайсці ў праваслаўе. Толькі некалькі дзясяткаў габрэяў пагадзіліся здрадзіць сваёй веры, а астатніх, звыш двух тысяч чалавек, гэтыя «казакі» Паклонскага зарэзалі, як авечак.

Гэта – галоўны і адзіны «подзвіг» «беларускага казацтва», бо далей Паклонскі і яго «беларускія казакі» здрадзяць цару, перайшоўшы на бок ВКЛ. Далей Паклонскі атрымае чын палкоўніка і будзе змагацца ўжо з маскоўцамі. У тым ліку і з сапраўднымі казакамі.

То бок «беларускае казацтва» – гэта атрад аднаго паскудніка, які за грошы паўгода ваяваў на баку расейскага цара, а потым яго «кідануў».

ДЫК АДКУЛЬ УЗЯЛІСЯ КАЗАКІ ЗАРАЗ?

Калі вы зойдзеце на сайт kazak.by , то ўбачыце толькі пафасныя радкі накшталт такіх:

«Казакі традыцыйна павінны праяўляць сябе як актыўныя ўдзельнікі жыцця Праваслаўнай царквы, перш за ўсё гэта працэс уцаркаўлення, асабістае духоўнае змяненне і, вядома, актыўная дапамога парафіям у ахове храмаў, правядзенні хросных хадоў і іншых імпрэзах.

Ва ўмовах сучасных пагроз суверэнітэту і існавання дзяржаў, казацтва павінна стаць апорай улады і аказваць ёй усялякае садзейнічанне, каб не дапусціць правядзення сцэнара кіраванага хаосу ў Рэспубліцы Беларусь.»

Ніякай гістарычнай асэнсаванай базы ў іх няма. У асноўным «беларускае казацтва» прывязана да дзейнасці РПЦ і прарасейскіх груп уплыву. Тым не менш, яны маюць шчыльныя сувязі з чынавенствам і ўладай на месцах у розных гарадах, праводзяць сумесныя акцыі з сілавымі структурамі і адчуваюць сябе цалкам камфортна. У адрозненне ад беларускіх патрыётаў, якія, нават нічога не робячы, лёгка могуць трапіць у турму.

Так для чаго ў Беларусі працуе прарасейскае казацтва, не маючы да гэтага ніякіх гістарычных падставаў?Многие из вас слышали про то, что в последние годы в Беларуси активизировались «казаки». Для нашей Родины такое сродни историческому идиотизму. Решили для вас по полочкам разложить, кто они такие, что здесь делают, и нужны ли вообще в нашей стране.

КТО ТАКИЕ КАЗАКИ?

Начнем с того, что казаки – это больше не про этнос, а про сословие. Украинские казаки формировались в Запорожье из русифицированных тюрок и беглых крестьян. В Московии существовало множество казачеств, которые несли пограничную службу: донские, волжские, уральские, астраханские, сибирские. Если вкратце попытаться описать казаков — это как пираты, только на суше, которые с разрешения своих правителей грабили соседей, а также подменяли собой пограничников.

Про само происхождение термина есть 2 версии: тюркское («вольный, одиночка») или монгольское.

БЫЛИ ЛИ КАЗАКИ В ВКЛ? ИСТОРИЯ ПОКЛОНСКОГО

Вернёмся во времена знаменитой и кровавой войны 1654-1667 года. Тогда православное население ВКЛ было в меньшинстве и тотально наводнено агентами Москвы. Впрочем, как и сейчас. Среди таких персонажей был и Константин Юрьевич Поклонский.

Старый Могилёв

Когда войска оккупантов вторглись на нашу землю, Поклонский вместе с 14 своими единомышленниками ушел к казакам Московии. Золотаренко отослал его к Хмельницкому, а тот – к царю, в чью ставку под Смоленском он прибыл 22 июля 1654 года. Алексей Михайлович подарил ему 40 соболей и 50 рублей (о чем через полгода страшно жалел), объявил полковником и разрешил набирать свой полк. Полк все-таки вовсе не казачий, а обыкновенное ополчение, которое не жило по казачьим традициям и законам, ибо их не знало ни оно, ни сам шляхтич Поклонский. Но пророссийские публицисты упорно называют данное событие «становлением беларуского казачества».

Пан Поклонский стал работать провокатором царя: когда царские войска подходили к Чаусам, Поклонский склонил местных жителей отказаться от сопротивления и принять Московскую веру. Ранее сии попытки со стороны Московии были малоэффективными: пришлось вырезать население многих сел и городов, наиболее известна печальная судьба уничтоженного Мстиславля. Теперь же царь делал ставку на демагогические умения Поклонского.

28 августа Поклонский (сумевший собрать в свой полк коллаборационистов из крестьян) ловкой демагогией убедил жителей Могилева сдаться без борьбы (в дальнейшем жители Могилева вырежут весь русский гарнизон, за что город будет предан анафеме Московской церковью – и она с Могилева так и не снята по сей день).

Следуя приказу царя убивать всех, кто откажется принимать Московскую веру, «беларуские казаки» Поклонского вывели за городские стены свыше двух тысяч живших там евреев – мужчин и женщин, стариков и детей, включая младенцев, и Поклонский приказал зарезать на лугу всех, кто откажется перейти в православие. Лишь несколько десятков евреев согласились предать свою веру, а остальных свыше двух тысяч – сии «казаки» Поклонского зарезали, как овец.

Это – главный и единственный «подвиг» «беларуского казачества», ибо далее Поклонский и его «беларуские казаки» предадут царя, перейдя на сторону ВКЛ. Далее Поклонский получит чин полковника и будет сражаться уже с московитами. В том числе и настоящими казаками.

То есть «беларуское казачество» — это отряд одного проходимца, который за деньги полгода воевал на стороне российского царя, а потом его киданул.

ТАК ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ КАЗАКИ СЕЙЧАС?

Если вы зайдёте на сайт kazak.by , то увидите лишь пафосные строки вроде таких:

«Казаки традиционно должны проявлять себя как активные участники жизни Православной церкви, прежде всего это процесс воцерковления, личное духовное изменение и конечно активная помощь приходам в охране храмов, проведении крестных ходов и иных мероприятиях.

В условиях современных угроз суверенитетам и существованию государств, казачество должно стать опорой власти и оказывать ей всяческое содействие по не допущению проведения сценария управляемого хаоса в Республике Беларусь. »

Никакой исторической осмысленной базы у них нет. В основном «беларуское казачество» привязано к деятельности РПЦ и пророссийских групп влияния. Тем не менее, они имеют плотные связи с чиновничеством и властью на местах в разных городах, проводят совместные акции с силовыми структурами и чувствуют себя вполне комфортно. В отличие от беларуских патриотов, которые даже ничего не делая, легко могут угодить в тюрьму.

Так для чего в Беларуси работает пророссийское казачество, не имея к этому никаких исторических оснований?

Вконтакте

По бугристому колхозному полю, припорошенному легким снежком, летят кони. Стучат копыта, колышутся гривы и хвосты, а ветер звенит в ушах. «Вперед, вперед, не останавливайтесь!» - кричит подъесаул Григорий Исайков и улыбается скорости и свободе. Гудит рядом трасса М1, машины летят к Бресту и от него, и редкий водитель знает, что проезжает мимо единственной в стране казачьей станицы. С ее атаманом мы беседуем о белорусском казачестве, об истории, войне, бизнесе и мечте, без которой жить нельзя.

Григорий Исайков говорит будто рубит шашкой. Голос у него стальной, а взгляд суровый. Про таких в романах пишут: настоящий казак.

Но мы не в литературном кружке, не в цирке, а в деревне Брестского района с пресным названием Тельмы 2. В этих Тельмах что ни дом, то коттедж. Где-то здесь живут белорусские казаки. Попробуй их отыщи.

Григорий ведет нас к своей хате. У него не курень, а вполне современное бунгало в один уровень. В рабочем кабинете икона, знамя станицы и компьютер. В свободное время Исайков играет в «Танки».

На полке Псалтирь, которую передают из поколения в поколение. С записями, ставшими семейной ценностью. Среди реликвий - грамота, подписанная митрополитом Филаретом. В шкафу - шашка и парадный костюм.

Белорусский казак Григорий Исайков включает на ПК фильм о джигитовке и пытается объяснить нам, кто он такой.

- Я местный. «Тутэйшы», как говорят белорусы. Мой старший брат родился еще там, в Некрасовке, в Украине, а я - уже здесь.

Все началось с восстания атамана Булавина. Часть казаков переселилась в Бессарабию, основав там свое поселение. Среди них были и мои прадеды. В 1939 году туда пожаловала советская власть, а в 1941-м уже составляли списки. Всю семью отправили в ссылку в Казахстан.

Потом отец призвался в армию, тайком, чтобы не раскрылось, что ссыльный. У нас ведь так - казак обязан отслужить. Был недавно случай. Не брали казака в армию. Знакомый взял бутылку коньяка, пошел к военкому. Говорит: «Вот тебе взятка». Тот не понял: «Зачем?» Казак говорит: «У меня внука полтора года в армию не берут, помоги!» Военком удивился: такого он еще не видывал. Через месяц в армию парня забрали.

В общем, отец мой попал в Печи, здесь познакомился с мамой, она тоже из казачек - украинских. Встретились, полюбили, переехали жить под Брест.

- В Беларуси казачество было всегда, - продолжает Исайков. - Чтобы понять это, достаточно посмотреть на карту, на названия. Казаки, Казаковка, Казацкие Болсуны - такие деревни повсюду. Но после вхождения территории Беларуси в состав России казаков отсюда начали насильно убирать. Вывозить из центра государства на Терек, на Урал, на Дон. Тех, кто отказывался, расказачивали, переводили в боярские дети.

В советское время свое казачье происхождение старались не афишировать: власть относилась к нам неоднозначно. Батька мне говорил: «Мы казаки». Но только дома, не при людях. Ни шашки, ни коня - ничего не было. А я бы в детстве жизнь отдал за коня, поверь. Я всегда знал, что я казак.

Сегодня как происходит. У человека дед был казаком, а он спрашивает: «А я - казак?» Ну а кто ты? Советская власть поработала хорошо.

С перестройкой многое изменилось. В России на государственном уровне принята программа развития казачества, есть войска… В Беларуси… Вот посуди. В стране мирно живут белорусы, русские, украинцы, евреи, поляки. Но если речь заходит о казаках, то все делают круглые глаза. Откуда, мол, кто такие? Да живем мы тут, е-мое!

В нескольких километрах от деревни, где живет Григорий, за небольшой лесополосой расположена ферма. Ну, если можно так ее назвать. Здесь есть конюшня, загон для лошадей, площадка для джигитовки. Эта ферма должна была стать основой для комплекса «Казачья станица», но в комплекс превратиться так не смогла. Почему, Исайков расскажет нам чуть позже.

- Смотри, какая красота, ну снимай же, давай! - командует он, показывая на уносящихся в морозную даль лошадей.

Григорий возобновляет рассказ:

- Сейчас в России даже в паспорте пишут «казак». Хотя исторически это вроде бы сословие. Но вы скажите, было ли еще какое-либо сословие со своей армией, своим правителем, с народным самосознанием? Казачество - это феномен со всеми признаками нации. Даже территорией мы обладали, если взять Дон, например. Толстой говорил, что граница Российской империи проходит по луке казачьего седла. 2 тысячи казаков могли с легкостью разбить 15-тысячное войско неприятеля, имея потери в живой силе в 16 человек. Все страны пытались повторить казачьи войска, но ни у кого не вышло. Лучше всех об этом сказал один английский лорд: «Повторить их невозможно, потому что казачество - это особое состояние духа лучших сынов восточных славян».

А дух казачества - это вера православная и защита родины. Как было, так и осталось. В России и сейчас есть реестровые казачьи войска, которые несут службу по охране границы. В Беларуси такого нет.

У конюшни нас встречает мужчина в камуфляже с надписью «Охрана». Это оренбургский казак Андрей. «Женился, переехал в Беларусь», - буднично рассказывает Андрей свою историю.

- Неправильно объясняешь! - поправляет Исайков. - Надо говорить: узнал, что в Беларуси есть такая станица, где возрождается казачество, и сразу же рванул сюда.

Сейчас в станице (пока это, скорее, условное наименование) 20 казаков и 30 кандидатов. А Григорий - ее атаман. В конюшне две лихие казачки берут у лошадей кровь на анализ. Те бьют копытами, волнуются. Кусачий пес контролирует процесс. Холодно, ветер морозит до кости.

В Беларуси сегодня несколько общественных организаций, которые объединяют казаков. РОО «Белорусское казачество», в состав которого входит станица под Брестом, - одно из крупнейших. Имеет региональные структуры и руководителей на местах. У казаков есть форма, есть традиции и ритуалы. Есть чины: подхорунжий, хорунжий, сотник и так далее - присвоение которых зависит в том числе от реального воинского звания, образования, общественной активности. Наш собеседник - подъесаул.

- Организация объединяет потомков казаков и людей, к ним по духу близких, - поясняет Григорий. - Мне батька рассказывал: вот живет казак, вот мужик, вот опять казак. Не было никакой возможности у мужика стать казаком, как бы он ни хотел. Но сегодня все иначе.

- Что надо сделать, чтобы стать казаком? - интересуемся.

- Совершить подвиг! - смеется атаман.

- А серьезно?

- Написать заявление. И все-таки по возможности обосновать свое желание.

Всего в Беларуси казаков не больше тысячи. Это официально. По подсчетам Исайкова, только в Бресте их 5-10 тысяч - тех, у кого остались корни. Тут-то и кроется основной ребус, который подъесаул пытается решить.

- Про общественные организации я бы много не говорил - потому что нечего, - рассказывает Григорий. - Все пустое. Я понял, что людям надо дать что-то повесомее болтовни. Особенно молодежи. Форму, коня, шашку - то, о чем я в своем детстве только мечтал. Несколько ведь поколений мы потеряли, ослабла между ними связь… Как ее восстановить?

Как-то на Пасху стояли возле местного монастыря. Идет женщина, спрашивает: «Кто такие, чего вырядились?» Казаки, говорим. «Какие вы казаки?» Как лезвием по сердцу полоснула. Решил, что просто ходить в форме - не то. И собрался тогда сделать станицу. Сначала брал в аренду конюшню, занимались на колхозных конях. Потом взял землю в фермерское хозяйство. Построили новую конюшню, своими руками. Купили коней, молодых, каждый по $300-400 в то время стоил. Начали развивать джигитовку. Пригласили инструктора с Дона. Снимал ему квартиру, зарплату платил из своего кармана. Потянулась молодежь.

А потом я решил все это дело развить. Мне говорили: ты, Гриша, не бизнесмен, а конюх. Но я рискнул. Пригласил инвесторов, ввел их в состав фирмы, отдал 80% акций. Инвесторы обещали построить комплекс «Казачья станица» с гостиницей, рестораном, джигитовочным стадионом, большой конюшней, крытым павильоном… Планировались большие вложения.

В XIII веке на землях Великого Княжества Литовского и Русского (Литвы, современных Беларуси и Украины) при княжеских замках начинают появляться поселения людей, которых в источниках называют как татарами так и казаками. Одни из них исповедывали веру христианскую (православную, крестьянскую), другие ислам (мусульманскую, магометанскую, агарянскую). В большинстве своем эти люди были выходцами из Орды, по тем или иным причинам, из-за несогласия с новыми правителями или порядками решившими покинуть ее ряды.

Во время странствий по Великой Сети сегодня обнаружил интересную статью на эту тему, про историю татар, казаков веры магометанской на землях Литвы. Вот пару цитат из этой статьи:

"Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово “казак” означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков."

"Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: “Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших”."

Тюркское население Беларуси вначале состояло из трех элементов: оседлых наёмников, союзных воинов татарских орд из улусов, что попали в плен, и выходцев с Золотой Орды и Крыма, что, устав от невзгод и смуты в своем государстве, сами добровольно переселились в Великое Княжество Литовское (ВКЛ).

Татар селили в ВКЛ, потому что ценили их военные способности, боевые качества, стремились привлечь степных всадников на службу. Еще в ХIV в. существовали поселения татар, однако наибольшее число татар осело в Беларуси в эпоху княжения наиславнейшего из всех тогдашних владетелей Северной Европы, князя Витовта. Белорусские татары сохранили добрую память о нем. Витовта они прославляли в своих песнях, за его здоровье молились, считали его “наисильнейшим из всех князей”. Большинство из татар, что пришли за Витовтом были неженатыми, и Великий князь позволял им жениться с местными девушками, однако с условием, что каждый из них должен иметь одну жену. Так и пошел у белорусских татар обычай однобрачия.

Татары помогали защищать государство. Татары-казаки размещались в окрестностях нашей родины, имели своих атаманов и подчинялись хорунжим. Тюркское слово “казак” означало в орде людей, что, порвав связь со своим родом и собственным князем, занимались военным делом как вольные наемники. Они находились как будто за рамками феодальной структуры ордынского сообщества. В их отрядах были не только простые воины, но и выходцы из знати, княжичи. В списках татарского войска 1528-1567 годов упоминаются такие атаманы, которые возглавляли славные знамена лососняских татаров-казаков.

Татары-казаки размещались в окрестностях нынешней деревни Лососна Барановичского сельсовета Гродненского района, в бассейне реки Лососянки и ее притоков с правой стороны Прорвы, Подлипки, Каменки, и с левой стороны Крутишки и Татарки (раньше называемой Нырцом) с Нуркой, или Папилией. Длина реки Лососянки 45 км. Татарских поселений здесь было много. Это были преимущественно поселения хуторского типа на одну-две семьи. Все земли входили в Гродненскую королевскую экономию. В те времена к поселениям хуторского типа относились Кульбаковщина, Абердовщина, Багдащина, Качановщина, Казаковщина, Жидовщина, Лососна Алинская и другие. Недалеко от реки Лососянки находились и большие татарские деревни: Дайлидки, Королино, Тарусичи и деревня Гневеньщизна. Наиболее старыми татарскими поселениями на территории нынешнего Гродненского района были деревни Чёртак и Кадыш на реке Черная Ганча и деревня Малое Димитково около Лососянки, а также Свяцк.

В архивных бумагах отмечены и фамилии бывших жителей поселений: Измаил Сяхнович, Кульзиман Аразович, Кульзиман Касимович, Джанчук Фатлыгович, Асан Бузинович, Урус Алан и другие. Имеются фамилии князей, которые занимали ответственные посты, мул бывшей Лососнянской мечети, которые происходили из представителей княжеского рода Фатлагодичей и Бузуловичей.

Более низкие, чем князья должности занимали “Уланы”, в том числе Ахмет Улан Асанчукович, Чумбай Улан Малошицкий и Димидовские .

В те времена у татар-казаков единым измерением был “конь”, это означает, надел земли или усадьба, с которого владетель, в соответствии с тогдашними нормами, должен был выставлять одного всадника. Размеры участков не были точно определены, особенно в околицах реки Лососнянки. Первые земельные жалованья татар-казаков относятся к временам Витовта. Земля давалась сразу на целые группы татар.

Лососнянские татары-казаки в основном занимались земледелием, коневодством, кушнерствам, огородничеством и разведением рыбы, особенно лосося и форели. Для разведения этих рыб очень подходила чистая, родниковая вода Лососны и притоков. Кроме этого некоторые из татар-казаков служили в те времена в канцеляриях великих князей талмачами, татарскими писарями, ездили с поручениями в Большую Орду и Крым.

Уже в середине XVI ст. белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, не умели разговаривать по-татарски, стали использовать другие языки, в основном белорусский. Они уже не могли контактировать с жителями мусульманских стран. Произошли процессы полной ассимиляции татар по причине, главным образом, смешанных браков: многие татары брали белорусок. Однако же, не смотря на это, белорусские татары, в том числе и лососнянские татары-казаки, еще долгое время берегли свои специфические черты, не исчезали в общей масс населения ВКЛ, так как по-прежнему исповедовали ислам.

Кроме военной службы гродненские татары исполняли и другие функции. В книге Ю. Иодковского “Гродно” (1928) отмечено, что татары в 1508 году обратились к королю с просьбой, чтобы он их освободил от несения сторожевой службы в Гродно, к которой их неволил староста Александр Юрьевич князь Гольшанский. Король удовлетворил просьбу татар.

Белорусские татары настолько сжились с местным населением, что часто даже выступали против своих единоверцев крымских татар. В актах Литовской Метрики находим интересный ответ белорусских татар, который был дан ими единоверцам, что творили тогда грабежи на границах: “Ни Аллах, ни пророк, писали они, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших”.

В соответствии с переписью 1989 года в Беларуси жило 12,5 тысяч татар. Многочисленные белорусские фамилии напоминают нам бывших татар: Шейбак, Ажгирей, Салей, Бут-Гусаим, Чабанович и другие. Например, в деревне Кунцевщизна Индурского сельсовета Гродненского района более половины ее жителей имеют фамилию Салей. Можно утверждать, что и они далекие потомки бывших татар, хотя все считаются белорусами.

ХХ ст. было тяжелым для гродненских татар репрессии, разрушение мечетей, ассимиляция. Его можно в чем-то сравнить с XVII ст., когда рост неталерантности, войны, неурожайность земель вокруг Лососянки, судебные репрессии магнатов и крупной шляхты на татарские земли все вместе вызвало массовый выезд татар в Турцию, а также в другие места ВКЛ, в частности, в Слоним. Позднее, после разделов Речи Посполитой, другая часть местных татар переехала с деревень в Гродно на улицу Банифратерскую, позднее переименованной в татарскую (теперь улица Свердлова).

Мусульманское сообщество Гродно запланировала построить в лесопарке Румлево мечеть. Возникает вопрос, почему это будет делаться в Румлево, которое не связано с татарской историей, а не в Лососно, где до 1915 года и стояла мечеть.


Примечания (В.В.Тарковский).


См. приложение.

Лососянка – речка, впадающая в Неман в черте г. Гродно. В р. Лососянку, в свою очередь, впадает речка Татарка.

Барановичи – поселок в окрестностях г. Гродно (не путать с г. Барановичи Брестской обл.).

Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название проис-ходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан – сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука (Я.Я.Гришин. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Научно-популярные очерки. – Казань: Татарское книжное издательство, 1995.).

В Беларуси проживает около 330 кумыков.

В черте г. Гродно.


Апанас Цыхун

заслуженный учитель Беларуси


Перевод с беларусского: Тарковский В.В.



(author unknown)

Белорусское казачество представляет собой интересное и своеобразное явление в истории совместной освободительной борьбы белорусского и украинского народов при поддержке братского русского народа против гнета магнатско-шляхетской Речи Посполитой. К сожалению, приходится констатировать, что изучению этого явления в истории классовой борьбы белорусского крестьянства и городских масс уделялось крайне мало внимания.

Казакование белорусов, белорусское казачество не было случайным явлением в жизни белорусского народа. Оно было проявлением происшедших в стране в XVI - XVII вв. изменений в производственных отношениях.

В XVI - XVII вв. экономическое, политическое и правовое положение белорусских крестьян и городской бедноты значительно ухудшилось.

Быстро росла барская запашка. Феодалы захватывали для фольварков пахотные земли из крестьянского надельного фонда и увеличивали, а где ее не было - вводили отработочную ренту - барщину.

Наряду с барщиной и оброком росли другие виды повинностей. Крестьяне обязаны были молоть хлеб лишь на мельнице своего господина, пить спиртные напитки только в его корчме, покупать соль, гвозди, сельди и некоторые другие товары на его складах и продавать господскому двору мед, воск, меха, лен, коноплю и другую продукцию. Разумеется, покупка и продажа производились по ценам, установленным феодалом.

К середине XVII в. Результаты наступления феодалов выражаются в росте убожества крестьян и разорении их хозяйств. Крестьянский надел в западных волостях Белоруссии к середине XVII в. Колебался в среднем от 0,5 до 0,25 волоки, а в восточных - около 0,5 волоки. 1 Значительно увеличилось количество безлошадных и безземельных крестьян. Последних было несколько категорий - загородники, халупники, кутники. Это по существу были уже не тяглецы, ибо они не имели земли этого фонда «для несения крестьянами повинностей на помещика (Ленин), но будучи крепки личности господина они не могли бросить поместье и уйти в город. Землевладелец жестоко эксплуатировал и путем принудительного найма.

Показателем надвигавшегося упадка поместного хозяйства был чрезвычайно незначительный прирост, почти прекратившийся к середине XVII в., культурной площади под сельским хозяйством, несмотря на прирост населения.

Еще более важным показателем застоя и регресса в области общественного производства является стабилизация, а затем и падение урожайности в результате снижения агротехники, опирающейся на подневольный труд. В.И. Ленин считал, что урожайность является выражением хозяйственной организации, системы и техники страны. 2

Естественным результатом жестокого фольварочно-крепостнического режима, снижения агротехники, обнищания населения был рост неурожайных и голодных городов, ослабление сопротивляемости общества стихийным бедствиям, создание благоприятной почвы для эпидемий и эпизоотий.

Внешнеторговым показателем застоя и начинавшегося упадка поместного хозяйства было падение экспорта хлеба, происшедшее в результате сн7ижения урожайности и ухудшения внешнеторговой конъюнктуры. Достигнув своего зенита в начале XVII в., экспорт уже к концу 40-х гг. сократился вдвое.

Положение в области сельского хозяйства усугублялось тяжелым состоянием городской промышленности и торговли.

Шляхта наступала не только на крестьянство, но и на горожан. Она не допускала их в сейм и всячески ограничивала самоуправление, организацию цехов и гильдий, право владеть землей, занимать государственные и духовные должности и т.п.

Шляхетские привилегии в виде беспошлинного вывоза продукции своего имения и такого же ввоза заграничных товаров, а также указанные выше торговые и промышленные монополии, права шляхты регулировать цены на внутреннем рынке на товары купцов и ремесленников жестоко били по городу, дезорганизовали внутренний рынок, губили местную промышленность.

Фольварочное хозяйство, покоящееся на жестоком крепостничестве и барщине, разоряющее крестьянское хозяйство и низводящее его население до бедности, способствовало сужению внутреннего рынка.

Шляхетские экономические привилегии и поместные монополии препятствовали созданию единого национального внутреннего рынка, наоборот, они содействовали его замыканию в отдельные ячейки, способствуя тем росту местных интересов, сепаратизма и анархии. Страна была лишена внутренней экономической и политической прочности - основного условия прогресса. Все это способствовало прогрессирующему упадку центральной власти, росту безнаказанности злоупотреблений местных властей, шляхты, солдатских наемных банд, что усугубляло разорение крестьян и горожан.

Торговля в том виде, как она выглядела на середине XVII в., закрепляла аграрный характер страны и способствовала консервации феодального строя, превращая Речь Посполитую в аграрный придаток промышленных стран Западной Европы.

Поместье в Великом Княжестве Литовском не в пример Западной Европе эксплуатировало город не только политически, но и экономически.

Все это повлекло за собой опускание городов, их обеднение, обострение внутренних противоречий и классовой борьбы между патрициатом и простым народом, поспольством. Упадок городов к середине XVII в. был уже вполне очевиден. Начинается далеко необычный процесс, наблюдаемый, правда, позже, как аграризация города, - отлив его населения в деревню и сельское хозяйство. Нужно, однако, оговориться, что указанные процессы в городской жизни проявлялись далеко не равномерно на территории Белоруссии. В городах Восточной Белоруссии, несколько отстававшей в темпах развития фольварочного хозяйства и теснее связанной в своей экономической жизни с соседним Русским государством, они выступают слабее, а в некоторых городах даже чувствуется еще развитие. Здесь средние слои городского населения заметно сильнее, чем в Западной Белоруссии. Таким образом, феодальные производственные отношения в том виде, как они развивались в Речи Посполитой примерно к середине XVII в., уже тормозили дальнейшее развитие производительных сил страны.

Выражением нараставшего к середине XVII в. обострения классовых противоречий в феодальном обществе Белоруссии было усиление классовой борьбы эксплуатируемого крестьянства и городских низов подготовившей освободительную войну белорусского народа.

Особенно тяжелым было положение крестьян в голодные годы, а в описываемое время голод был частым гостем в Белоруссии. «Устава на волоки» 1557 г. в таких случаях рекомендовала администрации имений просто отпускать крестьян на прокормление, дабы они не погибли. Подобная практика существовала и в частновладельческих поместьях. Так, в Баркулабовской летописи об одном из таких голодных годов конца XVI в. записано: «Люди убоги яз хлеба на Русь давалися - молодицы, жонки, девки, много на Русь и на Украину понаходило». 3 Немало людей, уйдя из родных мест в поисках средств жизни, долго не возвращалось обратно или навсегда оставалось и на новых местах.

Наряду с отходом крестьян из Белоруссии в голодные годы мужское население уходило на Украину «промышлять». Чаще всего это были спасавшиеся от господского гнета крепостные, к которым присоединялась городская беднота. Эти люди обычно возвращались в Белоруссию, причем иногда сразу большими партиями - «купами».

Пожив более вольной жизнью, иногда несколько лет «показаковав» и научившись владеть оружием, они были исполнены горячего желания помочь своим землякам в борьбе с местными и польско-литовскими феодалами. К ним присоединялись отдельные товарищи из Украины.

Такие возвращения «купами» для феодалов всегда были чреваты усилением «непослушания» крестьян, а то и вооруженными выступлениями их.

Тесные связи между белорусами и украинцами объяснялись тем, что оба народа были близки по своему происхождению, культуре, историческому прошлому и настоящему. Их роднила общность религии, интересы совместной борьбы с польской шляхтой и магнатами, с воинствующим католицизмом и унией. Связи между Белоруссией и Украиной облегчались прекрасными путями сообщения - Днепром и его притоками.

Экономический гнет в Белоруссии усугублялся гнетом религиозным и национальным, усилившимся с начала XVII в. Это, в свою очередь, обостряло классовые противоречия. Религиозное и национальное угнетение, хотя и в разной степени, затрагивало не только крестьян и городскую массу, но и зажиточных горожан, часть белорусских и украинских шляхтичей, духовенство и монастыри, отодвигая их на второстепенное место в стране. При таком положении вещей появилась возможность выступлений и этих социальных групп против польско-литовской феодальной экспансии.

Крупные движения белорусских крестьян конца XVI - первой половины XVII вв. были тесно связаны с движением украинских крестьян и казаков.

Первое выступление такого характера произошло в 1590г., когда казацкий отряд под командой Матюши, пополненный местными крестьянами и горожанами, разорял дворы магнатов Хоткевичей и даже взял Быхов. 4 Под давлением войск отряд ушел на Украину.

Восстание под руководством Криштофа Коссинского (1591-1593 гг.) тоже нашло отклик в Белоруссии, преимущественно в Могилевском и Минском воеводствах.

Особенно велико было влияние восстания под руководством Северина Наливайко, перешедшего в 1595 г. с Волыни в Белоруссию.

Отряд Наливайко быстро вырос за счет прилива белорусского населения. 5 С восставшими отошло на Украину более 1000 казаков-белорусов.

В 1596 г. в Белоруссии с появлением запорожцев Матвея Шаулы также стали действовать отряды из местного населения, которые нападали на поместья, уничтожали документы, отнимали у панов захваченные ими у крестьян земли.

Эти восстания ативно поддерживала городская беднота, которая вела борьбу против патрициата.

В 1602г. в Белоруссии действовал крестьянский отряд под руководством Дубины.

Казаки неоднократно бывали в Белоруссии и в последующие годы, способствуя активизации крестьянской борьбы. 6 Известны крестьянские движения в 1613г. на Пинщине и в других восточных волостях. Возникновению их содействовало пребывание здесь казацких частей. На крестьянские движения, поддержанные казаками, жаловалась шляхта на литовских сеймиках в 1615-1617 гг. 8

Мы располагаем некоторыми сведениями о событиях в Слониме в 1615г. В начале этого года отряд казаков, пополненный крестьянами и беглыми солдатами во главе с Челяткой, Коробкой и Каменовским действовал в Слониме и его окрестности. Богатые мещане организовались и нанесли поражение восставшим. Взятых в плен топили и вешали. Разбитые повстанцы и казаки отступили на юг. 9

Большие восстания 30-х гг. XVII в. на Украине также находили свой отзвук в Белоруссии.

Наибольшего размаха достигло антифеодальное движение украинского и белорусского народов в середине XVII в. Героическая борьба украинского народа была поддержана массовым народным восстанием в Белоруссии, подготовленным всем ходом борьбы белорусского народа против магнато-шляхетской Речи Посополитой. В это время в различных районах Белоруссии появилось много «подстрекателей», призывавших население подниматься на борьбу с панами и ксендзами. Распространялись также универсалы Хмельницкого, все чаще раздавались призывы к оружию. Повстанцы «костели палили… ксинзов забияли, дворе зась и замки шляхетские… пустошили, не зоставляючи жадного целого… И на тот час туга великая людем всякого стану значима была и наруганная от посполитых людей, а найбольше от гультяйства». 10

Летом 1648г. в Белоруссии появился значительный отряд казаков под командой головацкого.

На юге Белоруссии одновременно с отрядами казака Небабы действовали крестьянско-казацкие отряды под руководством Михненко, Непалича, Кривошапки и других.

Казацкие отряды постоянно прибывали в Белоруссию в течение 1648-1649гг. Их нередко возглавляли популярные народные вожаки Кривонос (сын), Сохненко, Голота и другие. 10-тысячный отряд Голоты за весну 1649г. вырос в 30-тысячный. Лоев, Гомель, Брагин и другие города сами открыли ворота восставшим. Много ремесленников влилось в крестьянско-казацкие отряды. Мещани Пинска, Мозыря, Бобруйска, Бреста и других городов вместе с казаками и крестьянами мужественно защищались от шляхетских войск. На место павших становились новые тысячи борцов. Современник-шляхтич писал: «…восстание, как гидра, у которой, если ей отрубить одну голову, то сейчас же вырастает много голов; так и бунтари - вместо одного погибшего по является много других». 11 «Крестьяне,- пишет современник Ерлич,- собирались как мед, и бросались на борьбу и старый и малый, не смотря на то, что наступали сенокос и жниво». 12

Свидетельства современников дают возможность совершенно ясно представить себе классовый состав лагеря восстания. Вот одно из них: «Бунтует чернь, гультяйство, пашенные мужики…, которые к

Черкасам передаются… К казакам в Рославле прибыло из крестьян охотников тысячи полторы… Из королевских и гетманских обозов… бегут нахолки и пашенные мужики…» 13 Следовательно, в восстании приняли участие все группы сельского населения. Основную массу повстанцев составляло местное белорусское население, которое то вступало в казацкие полки, то создавало свои крестьянские отряды. Об этом свидетельствует канцлер литовский Альбрехт Радзивилл: « Не только казаки подняли бунт, но и все наши крепостные на Руси к ним присоединились и войско казаками увеличили. Охотнее всего присоединяются к ним холопы». 14

В сообщении о взятии Радзивилом города Чечерска говориться, что он, расправляясь с казаками, перебил их жен и детей. Совершенно естественно, что казаками, имевшими при себе детей, могли быть лишь местные люди.

Очевидец этих событий Ерлич писал, что шляхта бежала за Вислу «от внутренних врагов - казаков, крепостных крестьян и своих свинопасов», бросив все свое имущество. 15 Восставшие громили усадьбы светских и духовных панов. «По дороге до Кобрина опустошены костелы, все шляхетские усадьбы разрушены… повстанцы идут к Бельску и сами, и все холопы с ними…» 16

Движение в Белоруссии было настолько сильным, что сорвало план нанесения удара Хмельницкому с севера войсками Радзивила. Для борьбы с восставшими крестьянами в помощь правительственным войскам были организованы шляхетские отряды. С повстанцами расправлялись самым жестоким образом. Войска под командой Мирского, взяв героически оборонявшийся под руководством Небабы Пинск, вырезали и потопили почти все население города. Гарнизон и население Мозыря под руководством Михненко стойко защищались, предпочитая гибель в горящих развалинах сдаче на милость Радзивилла. Отряд бедноты Минска, присоединившийся к крестьянам и казакам, был почти весь перебит Пацем. Богатые мещане, шляхта и священники за обещание пощадить их жизнь открыли Радзивиллу ворота осажденного Бобруйска. Однако крестьянский казацкий отряд под командой Поддубского, защищаясь на горящих башнях и стенах, предпочел погибнуть в пламени.

Шляхта жестоко мстила восставшему народу. Всех зачинщиков казнили, а подозреваемым в участии и восстании отрубали руки. 17 Население ряда городов было вырезано поголовно. 18 «Около Орши и Минска, Новогрудка, Слонима и Брест-Литовского на полях многие люди, а иные на коле четвертованные», 19 - описывает современник расправу шляхты с восставшими крестьянами.

Белорусское крестьянство и городские низы, осознавая общность своих интересов со стремлениями и требованиями украинского народа, принимали участие в решительных сражениях против польской шляхты и на Украине. Так, летописец сообщает, что в сражении под Зборовом принимал участие Могилевский полк . Подробных сведений об этом полке мы не имеем. Была ли это просто военная единица, укомплектованная белорусами, преимущественно могилевцами, или наличие Могилевского полка означало создание на какое-то время соответствующей военно-административной, территориальной казацкой единицы неизвестно.

При всем своем размахе крестьянское движение в Белоруссии сохраняло основные недостатки, характерные для всех крестьянских движений: стихийность, неорганизованность, локальность. Не было единого руководства, единого плана действий.

Зборовский договор Хмельницкого с правительством Речи Посполитой (1649) привел к временному ослаблению движения в Белоруссии. Однако, хотя казацкие войска в связи с этим были созваны из Белоруссии, а вдоль левого берега Припяти расставлены заградительные.

Обстановка в Белоруссии была хорошо известна как русскому правительству, так и самому Хмельницкому. Возможность поднять местное население на борьбу против Речи Посполитой представлялось вполне реальной и украинскому гетману и русскому царю. Накануне войны Хмельницкий вел по этому вопросу специальные переговоры с русским правительством. Побуждая царя к решительным действиям, Богдан Хмельницкий заверял его в том, что как только царь примет Украину «под свою высокую руку» и пришлет своих ратных людей, то он, Хмельницкий, немедленно направит свои грамоты в Оршу, Мсиславль и другие города, которые тотчас же встанут на борьбу с панской Польшей, выставив 200 тыс. человек.

В процессе освобождения Белоруссии здесь создавалась довольно сложная политическая и социальная ситуация.

Царское дворянское правительство вело войну с Польшей за освобождение Белоруссии и Украины и воссоединение их с Россией, не ставя перед собой никаких задач в области смягчения, а тем более уничтожения феодального гнета, крепостничества и барщины. Здесь все, в основном, должно было остаться по-старому, за исключением национальных и религиозных притеснений, которые должны были быть ликвидированы. 22 Таковы же, примерно, были и настроения белорусской православной шляхты, городского патрициата и духовенства.

Польская феодально-католическая экспансия на белорусские земли затрагивала интересы значительной части мелкой и средней белорусской шляхты. Местные ополяченные и принявшие католичество магнаты довольно пренебрежительно относились к шляхте. Больше того., они нередко захватывали у нее земли и имущество, переманивали крестьян, грубо попирали их права и привилегии, применяли по отношению к ней национальную и религиозную дискриминацию. Эта часть шляхты рассчитывала найти в Русском централизованном государстве защиту от произвола магнатов, укрепление своих политических, экономических и классовых позиций, в том числе в отношении крестьян, и ликвидацию национальной и религиозной дискриминации.

Городское население страдало от удушающей политики шляхты, от произвола польских феодалов, национального и религиозного гнета. Оно надеялось, что его положение значительно улучшиться, если Белоруссия войдет в состав переживавшего экономический подъем Русского централизованного государства.

Иными были стремления белорусского крестьянства и городской бедноты. Войну против Польши они, как и украинские крестьяне и казаки, считали освободительной в широком смысле этого слова, несущей, кроме избавления от национального и религиозного гнета, освобождение от крепостничества и барщины, смягчение эксплуатации купечеством и ростовщиками городской бедноты. Таким образом, если на известном этапе борьбы против польской экспансии в Белоруссии и была объективно возможной известная общность, выступления разных социальных групп, то это вовсе не означало, что их внутренние противоречия и устремления исчезли.

Белорусские крестьяне и городская беднота видели в казацком полковом административном устройстве на Украине и в казаках своеобразное воплощение того, к чему, примерно, и они стремились.

Неудивительно, что прибытие в Белоруссию в качестве наказного гетмана полковника Нежинского полка Ивана Золотаренко во главе 20-тысячного казацкого корпуса не могло не создать в юго-восточной Белоруссии соответствующих настроений. Они еще более подогревались тем, что лежавшие рядом Новгород-Северщина и Стародубщина с Мглином и Почепом вошли в административный состав Нежинского полка, а казацкие полки в Белоруссии играли роль не просто дружественных населению воинских частей, как, скажем, московские стрелецкие полки; это были не просто воинские части, а отряды вооруженного украинского народа, восставшего против общих с белорусским народом феодальных угнетателей. По своему духу и составу рядовые казаки были весьма близки к белорусскому крестьянству и городскому посполитству, они были даже в известной степени укомплектованы из них в прошлые годы. В казацких полках была тогда демократическая система организации, и вступление в их ряды было вполне доступным.

Возможно, что Богдан Хмельницкий и казацкая старшина считали юго-восточные белорусские поветы, куда так запросто хаживали казаки, как и на Украине, родственно близкой и весьма важной для жизни Украины территорией.

Посылка в Белоруссию 20-тысячного казацкого корпуса имела своей задачей не только военную помощь царю и защиту от возможного удара в тыл, но, может быть, главным образом, восстание белорусского народа и организацию хотя бы части его вокруг украинских полков, а также расширение территории Нежинского и Черниговского полков за счет освобожденных земель.

Наличие таких тенденций можно усматривать в организации Стародубского полка, в воссоздании Черниговского полка, в просьбах казацкой старшины пожаловать ей села на освобожденной территории, в том числе Старого Быхова - самому Б. Хмельницкому; в желании склонить могилевцев и население других осажденных городов к сдаче Ивану Золотаренко, а не царю, ибо тогда эти города будут пользоваться положением городов Московского государства; 23 в настойчивом и продолжительном стремлении сохранить казацкие отряды на территории Белоруссии.

Золотаренко несмотря на многие и настойчивые требования царя идти к нему под Смоленск, всячески медлил под предлогом того, что, не заняв городов юго-восточной Белоруссии, он этого не может сделать ибо рискует поставить себя под удар с фланга. 24 Действительно, Гомель всегда был базой для ударов на Украину с севера.

В письмах Богдана Хмельницкого к царю слышится забота о белорусском населении. Сообщая в одном из них, что он наказал Ивану Золотаренко не чинить белорусскому населению никаких обид, Хмельницкий просит царя, «дабы ратные т.ц.в. люди никакие им не чинили обиды». 25

Политика царского правительства в отношении белорусского народа была сформулирована еще до начала войны. 7 марта 1654 г. в царской грамоте воеводам русское правительствоуказывало: «А ратным людем приказали б есте накрепко, чтоб они белорусцов крестьянские веры, которые против нас не будут, их жен, и детей не побивали и в полон и….имали, и никакова дурна над ними не делали, и животов их не грабили. И некоторые белорусцы придут к вам в полки, и вы б тех белорусцев нашим государевым жалованьем обнадежили и велели их приводить к вере, что им быть под нашей…рукою навеки неотступно, и нам служить, над полскими и над литовскими людьми промышляли, с нашими ратными людьми сонча заодин. И которые белорусцы похотят быть и нам служить вместе с нашими ратными людьми, и вы б тем людем велели быть на нашей службе… А будет белорусцы с нашими ратными людьми вместе быть не похотят…, а похотят быть особо, и вы б им… начальновочеловека добраго поволили, и тому начальному человеку з белорусцы велели б есте быть с собою в походе, приказали б есте беречь и смотреть накренко, чтобы от них нашим ратным людем какие хитрости не учинились» 26

Русское правительство вполне основательно рассчитывало на поддержку местного населения, на его активную военную помощь. Симпантии белорусского населения к России с особой силой стали проявляться после начала военных действий на территории Белоруссии. Города и села всячески поддерживали русскую армию. «Неприятель этот здесь,- писал современник,- в этих краях берет большой перевес. Куда бы не пришел он, везде собираются к нему мужики». 27 «Здешние города угрожают явно возмущением, а другие наперерыв сдаются на имя царское… мужики молят бога, дабы пришла Москва…» - писали паны с фронта. 28

В польско-литовских правящих кругах считали, что «на мужиков худая надежда, их пуще надобно опасаться». 29 Представители господствующего класса Речи Посполитой, свидетельствовали, что «мужики вели недоброхоты, везде на царское имя здаютца. Как и недавно волость вся велми велика, в которой с пищалми, стрелцов и иных с оружием добрых много, на имя царское присягу учинив, болши злого, нежели самоя Москва, чинят. То же зло, что и Дале распространятися будет, зело опасатися образца казацкие войны и не только, что злого не чинят, но пущи что братья их казаки уже разыгралися и жалованье дают и всяко наделяют». 30

Из этих и ряда других сообщений видны не только симпатии населения к «Москве», но и жгучая ненависть к шляхте. Господствующий же класс пугает не только война с внешним врагом, но и врагом внутренним, война «образца казацкого».

Антипольские, антишляхетсикие настроения белорусского народа, его симпатии к России, а также успехи русского и украинского оружия вынуждали белорусскую шляхту и патрициат изменить свою выжидательную политику и занять по отношению к России определенную доброжелательную, а в некоторых случаях и союзническую позицию.

Классовое родство московского феодального государства, крепостнические статьи Соборного Уложения 1649г., царские грамоты и приказы воеводам в отношении белорусов давали этой части господствующего класса Белоруссии основание надеяться на плохое сохранение своих прав и привилегий, в том числе поместий и крепостных. Больше того переход на сторону России мог принести им новые земельные пожалования и защиту от протеста населения. С этой целью они пытались также возглавить освободительное движение, чтобы направит его по желательному для себя пути. Одним из первых (5 июня 1654г.ст.ст.) перешел на сторону России православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский из Могилева с 14 своими единомышленниками. Царский представитель при украинских казаках Т.Спасителев хотел направить Поклонского к царю, но Иван Золотаренко решил послать его «наскоро к гетману Богдану Хмельницкому, для ведомости». 31

Подробности этой поездки неизвестны. Знаем, что Хмельницкий принимал Поклонского и со своими рекомендациями направил к царю. 32 На обратном пути в Киев Поклонский и сопровождавшие его могилевцы имели встречу с московскими воеводами, которым объяснили цель своей поездки.

Д.Л. Похилевич

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога