Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Христианские мотивы в поэме 12 блока. Христианские мотивы в поэме Блока “Двенадцать”

Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы.

Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

Может быть, это не Христос, а Антихрист?

Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой».

В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов платоновского тип. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: «Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без креста», в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?» И Беженец декламирует последнее четверостишие поэмы.

И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах, действительно подлинный Исус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла.

Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое – очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо был основан на насилии.

Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому новая «звезда Востока» сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать.

Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву:

Белизна – угроза Черноте.

Белый храм грозит гробам и грому.

Бледный праведник грозит Содому

Не мечом – а лилией в щите.

Тема белизны подчеркивается и другими чертами блоковского Христа – он идет «нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной».

Белизна пронизывает весь облик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего:

Чёрный вечер. Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете.

Так кто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин?

Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ состоит в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие беды, что принесет революция. Может быть, это он вразумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.

Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы.

Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

Может быть, это не Христос, а Антихрист?

Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой».

В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов платоновского тип. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: «Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без креста», в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?» И Беженец декламирует последнее четверостишие поэмы.

И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах, действительно подлинный Исус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла.

Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое – очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо был основан на насилии.

Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому новая «звезда Востока» сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать.

Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву:

Белизна – угроза Черноте.

Белый храм грозит гробам и грому.

Бледный праведник грозит Содому

Не мечом – а лилией в щите.

Тема белизны подчеркивается и другими чертами блоковского Христа – он идет «нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной».

Белизна пронизывает весь облик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего:

Чёрный вечер. Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете.

Так кто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин?

Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ состоит в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие беды, что принесет революция. Может быть, это он вразумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.

Бурдеева Галина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ лицей № 51 г.Томска
Населённый пункт: город Томск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Народная поэтика и христианские мотивы в поэме А. Блока "Двенадцать" .
Дата публикации: 04.02.2018
Раздел: полное образование

МАОУ лицей №51

СТАТЬЯ

Тема: Народная поэтика и христианские мотивы в поэме

А.А. Блока «Двенадцать »

Составитель: учитель русского языка и литературы

Бурдеева Галина Михайловна

1.Русский символизм. А.А.Блок.

Долгие годы поэма А.Блока «Двенадцать» в школьном изучении

осмысливалась как гимн революции. Не придавалось никакого значения

тому, что скрыто за символами, какие вопросы затронуты автором. Позиция

самого поэта определялась конкретно – он на стороне нового мира. А образ

Христа предлагался как символ святости дела революции.

Однозначность и прямолинейность толкования произведения и позиции

потребность современной школы - формирование читателя, умеющего

вступать в диалог с писателем «по законам, им над собой признанным»

(А.С.Пушкин), понимать допускать иную точку зрения (учителя, товарищей),

формировать и отстаивать собственную позицию.

Литературоведческой основой данной работы являются исследования

П.И. Громова, Г.А. Гуковского, Л.К.Долгополова, С.А. Рублева,

К.И.Чуковского, В.М.Жирмунского и других. В них подчёркивается

необходимость изучения литературы, в том числе поэзии А.А.Блока, на

основе историко-хронологических связей. Так, Г.А.Гуковский писал: «Блок -

это не частное или случайное явление... он возникает из вековой истории

социальной действительности и эстетического сознания, а обращен в вековое

будущее...» «...Внутренний поэтический мир Блока непонятен вне

разнообразных исторических и историко-литературных контекстов», -

указывает исследователь творчества поэта З.Г.Минц.

Известно, что творчество А.Блока, гениального поэта, “трагического тенора

эпохи”, как назвала его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой

одного из модернистских литературных течений того времени - символизма.

Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы лирики поэта, ее

художественные средства и приемы. Естественно, для понимания

особенностей лирики поэта необходимо знать основы эстетики и поэтики

символизма.

Символ перестает быть лишь средством художественной образности,

условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван

отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Задача поэта

Внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая

система образов, нужна музыкальная организация стиха. Отсюда - идея

синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописный”

элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью

слухового, а музыкальное - с помощью изобразительного.

Символ принципиально многозначен, но его следует отличать от аллегории.

Аллегория « расшифровывается» однозначно: сердце, пронзённое стрелой, -

это любовь; осёл – глупец; лев – царь и т.д.

Русский символизм - это не слепое копирование, подражание западу. Он имел

свои отличительные черты. Для французов символизм - новая форма

поэтического выражения, для русских - это еще и философия.

Из какого же источника символисты черпали вдохновение, образы,

придающие неповторимость их художественному миру?

Для А.Блока – это поэтическое представление древних славян о мире

(мифология), христианские традиции, народное творчество, философско-

эстетическая система В.Соловьёва, творчество великих писателей и

поэтов 19 века.

Следовательно, большую роль в восприятии образов играет знание

контекста : если читателю известно, что перед ним произведение поэта-

символиста, то и образы будут прочитываться в соответствующем ключе. А

полному и многоаспектному восприятию творчества Блока в 11 классе

способствует изучение его художественного мира в диалоге с творчеством

литературных предшественников, современников и тех культурных и

нравственных основ, которые заложены в народной поэтике и христианских

традициях. Следует помнить о том, что, знакомясь с поэмой Блока, ученики

уже имеют представление о народно - поэтической и христианской

символике его творчества, в частности, о цветовой символике.

2 Поэма «Двенадцать». Цветовая символика. Ключевые образы.

Например, белый цвет – знак философских исканий (чистоты и

надмирности – знак Прекрасной Дамы, Невесты у Блока);

золотой – знак надежды на будущее и на счастье (он тоже знак Невесты);

синий – один из основных блоковских мотивов, он связан с образом Невесты

и имеет подтекст надежды, но надежды, почти заглушённой печалью, болью

и потерями; красный и чёрный – цвета тревоги и катастроф, крови и

пожара, постоянные метафорические эпитеты.

Наконец, жёлтый – самый нелюбимый Блоком цвет: символ житейской

пошлости, обыденности и бездуховности. Он писал слово через “о” –

“жолтый”, что усугубляет неприятное впечатление. Возможно, нелюбовь к

жёлтому цвету унаследована им от Ф.М. Достоевского или навеяна теми же

впечатлениями от желтизны казенных петербургских

зданий. В сочетании с чёрным цветом он передаёт ощущение трагичности и

фатальности происходящего. Исследователи подсчитали в процентном

соотношении использование цвета в творчестве поэта. Вот эти цифры:

чёрный цвет – 13%;

белый цвет – 14%

синий цвет – 20 %

жёлтый – 3%

красный – 28,5%

другие оттенки- 21,5%

А.А. Блок – трагическая фигура в нашей национальной истории,

«потерянное дитя», - как писала З. Гиппиус. Он трагичен своей ролью

романтика революции, гения, захваченного стихией и видевшего своими

глазами «слепой и беспощадный русский бунт». Трагичен своим поздним

понимание той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся Россия

за бесовское наваждение. Свидетель «страшных лет России», гениально

отобразивший русскую революцию.

дыхании. Поэма стала злобой дня. Многие его вчерашние почитатели, друзья-

символисты отвернулись от поэта, считая, что он продался большевикам. А

большевики поспешили «окрасить» её в цвет кумача, сделать политическим

манифестом в своих руках, чтобы как-то оправдать трагедию 1917 года. Лишь

глубокое и вдумчивое прочтение, основанное на знании контекста,

понимании символических образов, помогает сегодняшнему читателю

понять, что поэма – это пророчество ипредупреждение, обращенное как к

современникам, так и к потомкам.

Что поэт увидел и услышал в «музыке» революции? Что сумел понять в этом

хаосе? О чём предупреждал современников и потомков? Поэма полна

загадок и откровений, она заставляет задумываться над каждым словом,

каждым знаком с целью правильно расшифровать его. Не будет ошибкой

сказать, что вся поэма - это не просто текст с определенным сюжетом, а

настоящее метафорическое единство, в котором символическое настолько

плотно сплетено с реальным, что уже невозможно отличить одно от другого.

Все значения блоковских символов сложно перечислить, но это важная

черта его поэтики, художник убежден, что в символе всегда должно

оставаться что- то «неизъяснимое», «тайное», не передаваемое ни терминами

науки, ни бытовым языком.

Однако для символа Блока характерно и другое: как бы многозначен он ни

был, у него всегда сохраняется и его «первый» - земной и конкретный -

смысл, яркая эмоциональная окрашенность, непосредственность восприятия

и чувства. «Зарю» мы видим как вечернее сияние над лесом, «музыку»

постоянно чувствуем, что речь идет не только о зримой заре или слышимой

Каким же образом возникает впечатление «бесконечной» многозначности

блоковского поэтического слова? Это результат удивительного единства

лирики Блока, его огромной тематической, стилевой и лексической

целостности, благодаря которой каждый образ воспринимается не толь ко как

входящий в данное произведение, но и как несущий в себе «память» обо всех

своих прошлых употреблениях в блоковской поэзии. Критики называют это

приёмом постепенного наращивания смысла : образ, однажды

появившийся в его стихах, возвращается вновь и вновь, становясь всё богаче

и богаче смыслом и ассоциациями. В каждом новом произведении «сквозят»

значения, которые этот образ уже успел приобрести в предыдущих

произведениях.

Приведу лишь один пример: в пьесе «Балаганчик» - история традиционного

любовного треугольника Пьеро, Коломбины и Арлекина – проходит через

лирическую трилогию. В поэме «Двенадцать» этот сюжет появляется

переосмысленным и “переодетым” в современное обличие, но для тех, кто

хорошо знает творчество Блока, он легко узнаваем – включая

предопределённую развязку.

Зная эту особенность поэзии, символический смысл образов, и учитывая их

своеобразие, следует «расшифровывать» послание поэта.

Ветер, зима, снег, вьюга – это традиционные мифологические и

фольклорные образы, имеющие метафорический смысл. Именно они

являются ключевыми и в поэме. Чёрный вечер, чёрное небо, бездомный пёс,

двенадцать красногвардейцев, буржуй, ночной Петербург, Катька,

Христос - символы, которые в единстве с уже традиционными для Блока

Вместе взятые, они несут основную смысловую нагрузку. Они ключ к

пониманию.В контексте русской классики вьюга (метель, буран) – символ

смуты, разбушевавшейся стихии народного бунта. Вьюга для Блока – символ

стихии, а в контексте его лирики вьюга – символ смерти (снег как саван

встречается у Блока достаточно часто).

Следовательно, в образах ветра, снега, зимы, вьюги , которые властвуют

«на всём божьем свете», поэт запечатлел революцию. Взятые из народной

поэтики, они имеют несколько значений. Но в поэме ветер так силён, что

«на ногах не стоит человек», он завивает «белый снежок», «рвёт, мнёт и

носит большой плакат: «Вся власть учредительному собранию». Ветры по

народному поверью - это самобытные божества, которые, дуя, выпускают из

своих ртов вихри, вьюги, метели. Возникают они там, где есть нечистая сила.

Именно из бури появляются 12 красногвардейцев:

Гуляет ветер, порхает снег,

Идут двенадцать человек.

Образы природной стихии в поэме ярко выделяют позицию автора по

отношению к революции, которая в своей стихии несёт смерть,

разрушение . Поэт подчёркивает её стихийный характер, так как убеждает,

что она возникает из «чёрной злобы» и охватывает красноармейцев. Они

идут, опьянённые вьюгой, а не подгоняемые ей, стихия увлекает за собой,

раскрепощает их, что проявляется в их бесконтрольном произволе,

снимаются заповеди «не убий», «не укради». Отсюда сцена убийства, и

крики: «будут грабежи».

Образы ветра, вьюги на фоне черного вечера (гл. 1), черного неба придают

разыгравшейся буре-революции жестокий характер, едва ли не всемирный

охват. «Кругом огни, огни, огни…» Это огни революции. Но в 10 гл. читаем о

том, что за вьюгой «Не видать совсем друг друга за четыре за шага!». Не

только потому, что вьюга слепит. Дело в том, что идущие двенадцать

объясняет в последующих событиях революции. Таким образом,

используемые символы чётко определили позицию А. Блока: революция – это

стихия, которая порождает вседозволенность, толкает на преступление,

мешает в ослеплении предвидеть трагедию, к которой приведёт людей

революция. Названные образы природной стихии создают ощущение

тревоги, которая не покидает читателя на протяжении всей поэмы, что тоже

звучит как предупреждение и одновременно как тревога за судьбу России.

Основное событие в поэме - убийство Катьки. Этому предшествует

экспозиция, исполненная преимущественно в песенно-частушечном стиле.

Убийство – реальное и одновременно символическое действие.

Преступлением Петр стремится уничтожить в себе дух «старого» мира, что

сначала ему не удается. Это видно в диалогах Петра с другими

красноармейцами. Здесь существенную роль играет другая, религиозная

символика. Товарищи осуждают Петра не только за то, что он продолжает

горевать из-за Катьки, но и за то, что он обращается к имени Христа.

Постепенно Петру удается преодолеть в себе «ненужные» чувства. Перемена

в душе Петра получает эффектное формальное выражение в стихе -

ключевое слово («повеселел») дано без рифмы.

Образ бури важен не только для понимания настроений людей, он

позволяет рассматривать христианскую тематику как сознательное

искажение Библии. Двенадцать человек - двенадцать апостолов, среди их

Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же,

символизирующие последователей Христа, больше похожи на каторжников, к

тому же они свободны от веры в Бога. Не случайно за ними ковыляет пес -

земное обличье черта. Голодный пёс следит за тем, чтобы апостолы-

представители новой веры двигались в нужном для него направлении.

Евангельскому сюжету об отречении Петра от Христа здесь соответствует

обратная ситуация.

Петька в какой-то момент вдруг взывает к Христу. Это происходит как бы

случайно («- Ох, пурга, какая, Спасе!»), но товарищи обращают на

это внимание: «- Петька! Эй, не завирайся! // От чего тебя упас // Золотой

иконостас?» Если евангельский Петр впоследствии возвращается к Христу,

чтобы стать ревностным апостолом, то Петька, напротив, после увещеваний

товарищей окончательно забывает о Боге, и дальше все направляются

«вдаль» уже «без Имени Святого».

3) Традиции в изображении Петербурга в поэме.

В контексте традиций русской литературы возможна трактовка образа

ночного Петербурга как образа-символа. Вспомним образы этого города,

нарисованные в произведениях предшественников Блока (Н.В.Гоголь,

ФМ.Достоевский, А.И. Гончаров, Н.А.Некрасов). Город двуличен, жесток;

здесь нет места «маленькому человеку». Город в сознании людей рождает

чёрные мысли, толкает на преступление. В поэме мы не видим

сопротивления города преступлению, как не видим и сочувствия. Он

равнодушен к трагедии, происходящей на его улицах, что тоже подогревает

красногвардейцев «грабить етажи», порождает безнаказанность.

Не случайно только два контрастных цвета очерчивают силуэт города:

чёрный и белый.

Скорее всего, это не просто наиболее выразительные определения, которые

определенный смысл. Два противоположных цвета могут означать только

противостояние, раскол, разделение. Раскол в России, в умах и душах

людей, в обществе, городе Петербурге как символе России . Это

противостояние заложено в основу конфликта произведения. В свою очередь,

так чётко очерченный конфликт помогает понять и позицию автора, позицию

неприятия происходящего.

Кроме этих двух цветов есть ещё красный цвет. Мы знаем, что этот цвет

более других использует Блок в своей поэтике. Он многозначен по смыслу, но

в народном восприятии красный цвет- это цвет крови, пожара, символ потерь

и невинных жертв.

Таким образом, цветовая символика, взятая из глубин народной мудрости,

несёт лишь отрицательную нагрузку, подчёркивая идейное содержание

произведения и позицию Блока.

Главный герой. Кто он в поэме? Двенадцать красногвардейцев? Или кто-то

еще? В литературоведении нет единого мнения о том, кто же главный герой

поэмы. Одни считают, что это стихия революции, другие называют

двенадцать красногвардейцев, третьи указывают на повествователя.

Вероятно, все правы, но вернее всего эти точки зрения совместить, особо

выделив повествователя. В этом случае все в этом сложном произведении

становится понятнее. Собственно говоря, личностным воплощением стихии

революции и выступают двенадцать и рассказчик-повествователь, который

присоединяется к ним. При этом стихии все время пытается противостоять

организованное начало. Возникает вопрос, как у поэта-символиста,

утонченного лирика, мог появиться такой герой, олицетворяющий городские

низы? Лирический герой поэта прошел путь от интеллигента-

индивидуалиста, погруженного в мир личных переживаний, к интеллигенту с

осознанной гражданской и патриотической позицией, позднее - к

приветствовавшему очистительную бурю-революцию. Это ярко выражено в

его статье «Интеллигенция и революция». Так что чувства и переживания

городских низов в дни революции были понятны и отчасти близки поэту.

4) Особенности ритма в произведении символиста Блока.

Символика в поэме представлена и в ритме . Вся первая глава ритмически

выдержана в том народном стиле, которым обычно сопровождалось

выступлением маленьких

кукольных театров - вертепов или разные скоморошьи представления.

Кроме них мы можем услышать заплачки и русскую, древнюю,

простонародную песню:

Ох, ты горе - горькое!

Скука скучная, Смертная…

И русский старинный романс :

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина.

И русскую солдатскую частушку :

Эх ты, горе - горькое.

Сладкое житье!

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье.

В ритмах и интонациях поэмы, в напряженности и прерывистости ее

стихового темпа слышится шум крушения старого мира. И тревога…тревога,

что сопровождает людей, оказавшихся на распутье, когда старое сметено, а

новое с трудом осмысливается. Ритм первых глав хаотичен, неорганизован, в

нем как бы отражается стихия революционных событий:

Разыгралась чтой - то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга.

В 11 главе – уже организованный ритм, здесь автор использует двухстопный

хорей:

В очи бьется

Красный флаг,

Раздается

Мерный шаг.

Таким образом, буйная вольница превращается в музыкально

организованную волю: Вдаль идут державным шагом... – это уже

четырехстопный хорей.

Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая

ее новой, драматической энергией . Невольно напрашиваются ассоциации с

маршами,которые стали, атрибутом тоталитарного государства. В романе -

предупреждении Е.Замятина «Мы» марш тоже один из признаков Единого

Государства. Любил марши Сталин, с громкими маршами шли фашисты по

порабощённой территории.

Язык поэмы – зеркальное отражение языка народа со всем его колоритом,

удалью, задором. Осип Мандельштам писал: « Поэма «Двенадцать»-

монументальная драматическая частушка. Центр тяжести – в композиции, в

расположении частей, благодаря которому переходы от одного частушечного

строя к другому получают особую выразительность, и каждое колено поэмы

является источником разряда новой драматической энергии, но сила

«Двенадцати» не только в композиции, но и в самом материале, почерпнутом

непосредственно из фольклора. Здесь схвачены и закреплены крылатые

речения улицы, нередки эфемелиды – однодневки, вроде: «…керенки есть в

чулке», и с величайшим самообладанием вправлены в общую фактуру поэмы.

… Независимо от разных праздных толкований поэма «Двенадцать»

бессмертна, как фольклор».

5) Образ Христа.

Особый разговор – это разговор об образе Христа:

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Появление впереди двенадцати Христа «в белом венчике из роз» было

воспринято одними читателями как попытка освятить дело революции,

другими - как кощунство. Общепринятого истолкования этого образа в

поэме, его места в общей концепции произведения пока нет в науке о

литературе.

Блок сам признавался Гумилеву: «Мне тоже не нравится конец…Когда я

кончил, я сам удивился: почему Христос, но чем более я вглядывался, тем

яснее видел Христа».

Эта интуиция гения. Блок хотел оправдать революцию и не сумел. Осталось

одно – предупредить Россию, потомков о том, что путь преодоления

прошлого лежит не через братоубийственную войну и разжигание темных,

слепых инстинктов в человеке. Следовательно, образ Христа здесь

выступает символом надежды на то, Россия, ее народнайдут путь

избавления от зла. В этой связи точно сказал Н. Бердяев: «… вся наша

литература … ранена христианской темой, вся она ищет избавления от зла,

страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества,

Интересна мысль М. Волошина: «Никаких данных, кроме числа двенадцать,

на то, чтобы счесть их апостолами, в поэме нет, и потом, что же это за

апостолы, которые выходят охотиться на своего Христа». Значит, выход

нового человека на арену жизни ознаменовался преследованием Христа.

Казалось бы, никак не должен идти впереди этих людей Христос. Но он там,

где его не ждут. Думается, он совершает путь, подобный тому, который вел

его к Голгофе. Ведь и тогда разъяренная толпа била его палками, плевала в

него, издевалась над ним, а он, обращаясь, к Господу просил: «Отче! Прости

их, ибо не ведают, что творят».

Как сказал М. Волошин, « …кровавый флаг – это новый крест Христа,

символ его теперешних распятий» и указание не только на

предупреждение, но и на воскрешение» . Воскрешение душ человеческих,

Поэма «Двенадцать» вызвала и вызывает интерес, мы вглядываемся через

нее в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять

позицию поэта. «Эпиграф столетия» - так называют блоковскую поэму

исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения.

Какие бы варианты не предлагались, ясно одно: Блок, будучи поэтом глубоко

народным, показал революцию как трагедию России, предупредил о её

страшных последствиях . В народном же духе он указал путь возрождения -

из хаоса рождается гармония. Христос - идеал добра исправедливости. Он

воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои

Блока. Хочется надеяться, что герои Блока вернутся к отринутому когда-то

перекличка,

Достоевским,

указующим перстом ещё в 19 веке определил путь к Богу как путь спасения.

Не случайно после окончания работы над поэмой на редкость скромный,

благородный человек написал в дневнике: «Сегодня - я гений»! По мнению

Блока, гениален только тот художник, который способен видеть события и

давать им оценку с точки зрения народа. Время - бесстрастный судья и

свидетель, вот оно и показало правоту и справедливость пророчества и

предупреждения Блока.

6)Вместо заключения.

Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к

решению нравственных вопросов, выступая проповедником человечности,

добра и поиска путей, ведущих к ним. Произведение же А. Блока занимает

почётное место в русской классической литературе. Иван Франко говорил:

«…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш

эстетический вкус и фантазию, то произведения русских мучили нас,

задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…». В этих словах

аксиома, она применима и к бессмертной поэме «Двенадцать»

БИБЛИОГРАФИЯ

1 А.Блок. Избранное: Стихотворения и поэмы/Сост. и прил В. Орлова.-

переизд.- М.:Детская литература, 1988.-192 с

2.А.Блок, записные книжки- М.: Современник, 1965.-120 с.

3 Алянский С.А. Встречи с Александром Блоком./ Сост. Алянский С.А.- М.:

Вече, 1999.-130 с.

3 Громов П.И.; А.Блок, его предшественники и современники: М.: Детская

литература,1966.-141с

4 Долгополов Л.К.; Поэмы Блока и русская поэма конца 19 – начала 20 веков;

Ленинград, 1999 г. (с 129-136; с 145-181)

5 Максимов Д.М.; Поэзия и проза А.А. Блока – Ленинград, 1975г (с 6-143)

6 Рублёв С.А., Давыдова Ю.М.; Своеобразие поэмы «Двенадцать», Ростов-на-

Дону; 2002г;

7 Жирмунский В.М. ;Поэзия А. Блока; Петербург; 1965;

8 Н.Н. Зуев. Пушкинские традиции в последних произведениях А.Блока.

Литература в школе, 2002 . № 3

9 Н.В. Карпович. Размышления о поэме Блока « Двенадцать». Литература в

Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы. Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией. Может быть, это не Христос, а Антихрист? Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой». В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов платоновского тип. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы Блока с апостолами: «Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без креста», в другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?» И Беженец декламирует последнее четверостишие поэмы. Но дальше он говорит, что Блок «кого-то видел, только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну, самозванца», то есть Антихриста. И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его глазах, действительно подлинный Исус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира, чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла. Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало старое – очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо был основан на насилии. Апостолов нельзя заменить уголовн

Иками. Поэтому новая «звезда Востока» сожгла не зло, а, наоборот, то доброе, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать. Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора «Двенадцати» кончилась в тоске и горе. Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа. С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его Антихристом. Но на голове у него «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним Цветаеву: Белизна – угроза Черноте. Белый храм грозит гробам и грому. Бледный праведник грозит Содому Не мечом – а лилией в щите. Тема белизны подчеркивается и другими чертами блоковского Христа – он идет «нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной». Белизна пронизывает весь облик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего: Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем Божьем свете. Так кто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин? Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ состоит в том, что Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие беды, что принесет революция. Может быть, это он вразумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно было пройти более семидесяти лет.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

144010, Московская область, город Электросталь, улица Ялагина, дом 22А, тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67

Христианские мотивы и осмысление русской истории

в поэме А.А.Блока «Двенадцать»

Составители Новикова Эмилия, 10-А класс,

Марковина Екатерина, 11-А класс

Руководитель Акулова Юлия Александровна

учитель русского языка и литературы

2016 год

Содержание

    Христианские мотивы в поэме.

    Заключение.

    Приложение.

    Библиография.

    Введение. Историческая основа поэмы.

Слушайте музыку революции.

А.Блок

Вся трагедия великого русского искусства ХХ века коренится в скорбном пути русской литературы ХIХ века, преисполненного” религиозной болью, религиозным исканием”.

Поэма Блока “Двенадцать”, посвящённая Октябрьской революции, часто цитировалась в идеологических спорах: одни спешили автора причислить к “своим “, другие - грозили ему отлучением как отступнику. Благословил или проклял Блок революцию? Пожалуй, это не самый важный вопрос в отношении блоковской гениальной поэмы. И истину надо искать не в отзывах современников, не во мнениях критиков, не в публицистике Блока и даже не в его дневниках. Как писал К. И. Чуковский, “лирика была мудрее поэта... Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих “Двенадцати”, и он, при всём желании, не мог им ответить. Он всегда говорил о своих стихах так, словно в них сказалась чья-то посторонняя воля, которой он не мог подчиниться”. В “Записке о “Двенадцати” Блок признавался, что в январе 1918 года (время написания поэмы) он “отдался стихии..слепо”: даже физически поэт, согласно его признанию, ощущал “шум от крушения старого мира”, а отражение “проносящегося революционного циклона” сказалось “ во всех морях - природы, жизни, искусства”. Проблема стихийного начала, его воплощения, осмысления и преодоления, оказалась в поэме одной из самых важных.

    Основная часть. Сюжет, композиция, система образов.

Поэма "Двенадцать" была создана после долгих размышлений поэта о судьбах родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один - конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой - скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как "мирового пожара".
Мотив движения - главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры "Двенадцати". Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира.

Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу - двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Их силу почувствовали даже "писатель, вития", "барыни в каракуле", "невеселый товарищ поп".
С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.

Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои - представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к "верхам". "Святая злоба" владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход? "Идут без имени святого все двенадцать вдаль". И их незримый враг вовсе не нищий пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади. От него, от голодного пса - старого мира - красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.

- Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка, эка тьма!
Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома?

Духовно слепым "двенадцати" не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом "товарищ" и вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то "черное", что несет с собой революция, есть в ней и "белая" правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.
Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев. Открывается поэма строками:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!

Черное небо и белый снег - символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция - это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В поэме "Двенадцать" дана беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует здесь с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта периодически появляется на страницах поэмы ("В очи бьется красный флаг"). Цветовая гамма почти исчерпывается этими тремя цветами, символизирующими главные стороны жизни революционного Петрограда.
Действия и чувства героев контрастны, они мгновенно переходят от любви к "черной злобе", от убийства к отчаянию.

    Христианские мотивы в поэме.

Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа.

А.Блок

Число красногвардейцев совпадает с числом первых учеников Христа. Герои идут без «имени святого», они собираются «пальнуть пулей в святую Русь», однако просят на свои действия благословения. 12 идут на «правое» дело, из бездны к воскресению, ведут бой за светлое будущее. Символичным оказывается и появление образа Христа.

«Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.»

    Воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз».

    Иисус освящает действия красногвардейцев. Он идет впереди, «с кровавым флагом», указывая путь. Он становится символом бунтарской стихии, рождающегося нового мира.

    Христос идет впереди убийц, как на Голгофу(холм, где был распят Иисус Христос ) , берет на себя их грех. Блок цитирует евангелие, выражая свое понимание Христа: «И был с разбойником…»

    Двенадцать стреляют в того, кто стоит впереди – в Христа. Иисус остается «от пули невредим».

Христос упомянут в поэме несколько раз . «Господи, благослови!» - восклицают революционеры, не верящие в Бога, но призывающие его благословить раздуваемый ими «мировой пожар».

Иисус находится над стихией, над всем происходящим на земле. Он шагает «нежной поступью надвьюжной», но идет с «кровавым флагом». Герои не узнают Иисуса, не понимают, кто перед ними.

    Заключение.

Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже - в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого не глядя, не раздумывая-, ожидая, что "вот проснется лютый враг"...

В заключении остается сделать вывод о том, что для поэта Христос – это нравственный эталон человеческого бытия, имя которому Любовь, это символ будущего, оправдывающего настоящее. В этом образе заключена для Блока высшая духовность человечества, его культурные ценности. В поэме эти ценности не востребованы, но они «надвьюжны», непреходящи, а значит, могут достаться тем, кто их будет искать.
Образ Христа – это идейный стержень, символ, «который не просто увенчал, закруглил поэму, но придал всем ее слагаемым новое освящение».

    Приложение.

    Библиография.

    Л.Д. Блок “А.Блок в воспоминаниях современников”, М., “Художественная литература”, 1980г.

    А. Циюхер “Из воспоминаний об А.Блоке”, М., “Искусство”, 1981 г.

    А. Блок “Собрание сочинений в 8-ми томах” т.УШ, М., - Л., 1962г.

    Долгополов Л.К. Поэма Блока «Двенадцать». Л., 1979. 86 с.

    Дудкин В. Символика поэмы Блока «12» // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1990. С. 57-60.

    http://www.coolsoch.ru/

Включайся в дискуссию
Читайте также
Свет в конце туннеля. К чему снится туннель
К чему снится Бог во сне, сонник видеть Бога что означает
Значение старших арканов таро и их сочетание