Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Царь михаил федорович романов. Михаил федорович

Об этом царе Россия вспоминает нечасто. По существу – раз в сто лет, когда отмечаются юбилеи династии Романовых.

Итак, 21 февраля (как считается по новому стилю – 3 марта) Земский собор избирает нового царя – Михаила Фёдоровича Романова. Избраннику было шестнадцать лет. Царствовать ему довелось долго, как в сказке – тридцать лет и три года. То были трудные годы повторного укрепления Московского государства. Та Святая Русь, которую мы знаем по фольклору – с теремами, храмами, с торжественным царским и боярским облачением – это как раз эпоха первых Романовых, Михаила и Алексея. Московская эстетика стала для нашей страны классической, заветной.

Пышное облачение Иоанна Грозного и Феодора Иоанновича надели на безусого молодого человека, несколько растерянного…

Робость, нерешительность, столь естественная для юноши, оказалась своевременной для политической реальности. В годы преодоления смуты излишние амбиции государя непременно пошли бы во вред. Иногда нужно уметь, стиснув зубы, сдавать позиции, сдерживая гордость и честолюбие. Русь получила такого царя, который не мог навредить государству, приходящему в себя после смуты.

Считается, что в первые годы царствования Михаил Фёдорович пребывал под влиянием матери – властной инокини Марфы.

Царь действительно на удивление редко демонстрировал своенравие, а компромиссы давались ему, на первый взгляд, легко. Историк Николай Костомаров сетовал, что вокруг молодого царя не было ярких личностей – сплошь ограниченные неучи. «Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать». Ну, у Костомарова оптика извечно уничижительная по отношению к Руси. Из его сочинений невозможно понять – как такое варварское государство выстояло и усилилось?

А ведь царь Михаил начал править в отчаянном положении: казна расхищена, города разорены. С чего взимать подати? Чем кормить войско? Собор признал необходимость экстренного (помимо податей) сбора пятой деньги и даже не с доходов, а с каждого имущества по городам, с уездов же — по 120 рублей с сохи. Этот обременительный для народа маневр за годы правления Михаила пришлось повторять ещё дважды. И, хотя народ потихоньку обогащался, всякий раз денег в казну приходило меньше. По-видимому, состоятельные люди наловчились прятаться от этого убийственного налога.

Присяга народа царю Михаилу Романову. Миниатюра из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича"

В 1620 году правительство разослало грамоты, в которых под страхом жесткого наказания запрещало воеводам и приказным людям брать взятки, а городским и уездным жителям давать их. Своевременная мера!

Всячески пытался царь поддерживать русских деловых людей, смело вводил протекционные меры. Но русское купечество за годы войн обнищало: для больших проектов пришлось приглашать иностранцев. Голландский купец Виниус устроил подле Тулы заводы для литья пушек, ядер и выделывания разных других вещей из железа. Правительство строго следило, чтобы иностранцы не скрывали от русских секретов мастерства. Нравы при этом сохранялись строгие: скажем, за употребление табаку резали носы – совсем, как в наше время. При царе Михаиле вызывали из-за границы не одних ратных людей, не одних мастеров и заводчиков: понадобились люди ученые, и в 1639 году вызван был в Москву известный ученый голштинец Адам Олеарий – астроном, географ и геометр.

В личной жизни молодой царь считал за благо подчиняться матери – и напрасно… Это трагически проявилось в истории его несостоявшейся женитьбы с Марией Хлоповой, которую Михаил любил, но дважды расстроил свадьбу, поддавшись интригам родственников. Марфа нашла сыну более подходящую, как ей казалось, невесту – Марию Долгорукую. Но та смертельно заболела через неделю после свадьбы – и в этом увидели Божью кару за жестокую обиды, нанесённую безвинной Хлоповой…

В 1619-м году на Русь из польского плена вернулся Филарет (Фёдор) Романов – патриарх и «великий государь». Он стал соправителем сына – и возрождение Руси после смуты было в значительной степени заслугой патриарха Филарета.

Как ни был миролюбив юный Михаил, но войны Русь вела беспрестанно. Нужно было и шведов утихомирить, и разбушевавшееся казачество успокоить, и Смоленск вернуть у поляков.

Сперва против поляков были посланы войска под руководством Д. М. Черкасского, против шведов под Новгород направился Д. Т. Трубецкой, а на юг под Астрахань, против Заруцкого - И. Н. Одоевский. Главную задачу решить не удалось: Смоленск так и остался во власти поляков.

У самого Михаила душа не лежала к ратным подвигам. Зато, подобно царю Феодору Иоанновичу, он ежедневно посещал богослужения, несколько рад в год ездил на богомолье, объезжал монастыри, участвовал в публичных церковных церемониях.

Английский король взял на себя роль посредника в переговорах России со Швецией, и в феврале 1617 г. был подписан Столбовский мирный договор. По нему Россия теряла все балтийское побережье, за которое шла борьба на протяжении всего XVI века, но получала назад исконно русские земли, в том числе и Новгород – жизненно важный для царства.

При этом, когда англичане обратились к Михаилу с просьбой разрешить ездить через территорию России в Персию для торговли, он, посовещавшись с торговыми людьми, ответил отказом… Выплачивать пошлину англичане не хотели: и у царя хватило выдержки, чтобы проявить непреклонность. Торговля с Персией интересовала и французов, и голландцев. Французские послы обратились к Михаилу Фёдоровичу с таким предложением:

«Царское величество начальник над восточною страною и над греческою верою, а Людовик, король французский, начальник в южной стране, и когда царь будет с королем в дружбе и союзе, то у царских недругов много силы убудет; император немецкий с польским королем заодно — так царю надобно быть заодно с королем французским. Король французский и царское величество везде славны, других таких великих и сильных государей нет, подданные их во всем им послушны, не так как англичане и брабантцы; что хотят, «то и делают, что есть дешевых товаров скупят в испанской земле да и продают русским дорогой ценой, а французы будут продавать все дешево».

Несмотря на эти хорошо сформулированные посулы, бояре отказали послу в персидской торговле, заметив, что французы могут покупать персидские товары у русских купцов.

Такой же отказ получили голландские и датские послы. Такова была политика царя Михаила.

Продолжалось освоение Сибири. В 1618-м году русские люди дошли до Енисея и основали будущий Красноярск. В богатевшем Тобольске в 1622 году была учреждена архиепископия.

В 1637-м году казаки под руководством атамана Михаила Татаринова захватили Азов – стратегически важную турецкую крепость в устье Дона. Казаков было изначально всего три тысячи человек при четырех фальконетах (разновидность малокалиберной пушки), в то время, как гарнизон Азова насчитывал четыре тысячи янычар, имел мощную артиллерию, большие запасы продовольствия, пороха и прочего, необходимого для длительной обороны. После двухмесячной осады казаки, числом немногим более трех тысяч, пошли на приступ и штурмом овладели крепостью, полностью уничтожив турецкий гарнизон.

Казаки быстро обосновались в Азове, восстановили постройки, организовали оборону крепости, а в Москву направили послов бить челом Государю всея Руси и просить Его принять Азов-град под свою высокую руку.

Но Москва не спешила радоваться: взятие Азова неизбежно вело к войне с Турцией, которая в то время была самым мощным государством в мире. „Вы это, атаманы и казаки, учинили не делом, что турецкаго посла со всеми людьми побили самовольством. Нигде не ведется, чтобы послов побивать; хотя где и война между государями бывает, то и тут послы свое дело делают, и никто их не побивает. Азов взяли вы без нашего царского повеленья, и атаманов и казаков добрых к нам не прислали, кого подлинно спросить, как тому делу вперед быть”, — таков был царский ответ.

Несомненно, для Москвы было выгодно завладеть Азовом: отсюда можно было держать в страхе крымских татар, но войны с султаном царь не хотел и поспешил отправить ему грамоту. В ней, между прочим, говорилось: „Вам бы, брату нашему, на нас досады и нелюбья не держать за то, что казаки посланника вашего убили и Азов взяли: это они сделали без нашего повеленья, самовольством, и мы за таких воров никак не стоим, и ссоры за них никакой не хотим, хотя их воров всех в один час велите побить; мы с вашим султанским величеством в крепкой братской дружбе и любви быть хотим”.

На требование турецких послов вернуть Азов Михаил Федорович ответил, что казаки, это хоть и русские люди, но вольные, ему не подчиняются, и власти над ними у него нет, и, если султан захочет, то пусть сам их накажет, как сможет. С 24 июня 1641 года по 26 сентября 1642 года, то есть, больше года осаждали турки Азов. Десятки тысяч турок нашли под Азовом свой конец. Обессилев от отчаянных попыток одолеть казаков, они сняли осаду и убрались восвояси.

На Земском соборе выборные люди выразили намерение принять Азов. Но решающее слово осталось за политической элитой и, конечно, за самодержцем.

И всё-таки царь Михаил Федорович, желая избежать войны с Турцией, вынужден был отдать славную крепость. Царь послал 30 апреля 1642 года казакам приказ покинуть Азов. Они разрушили его до основания, не оставили камня на камне и с высоко поднятыми головами отступили. Когда громадное турецкое войско пришло отнимать Азов у казаков, то увидело лишь груды развалин. Русским послам, отправленным в Константинополь, наказано было сказать султану: “Вам самим подлинно известно, что донские казаки издавна воры, беглые холопи, живут на Дону, убежав от смертной казни, царского повеленья ни в чем не слушаются, и Азов взяли без царского повеленья, помощи им царское величество не посылал, вперед за них стоять и помогать им государь не будет, - ссоры из-за них никакой не хочет».

На что только ни шёл самодержец, чтобы удержать равновесие в стране, чтобы не ввергнуть царство в кровопролитную войну. Жаль, что страна не могла поддержать подвиг казаков, но, в стратегическом смысле царь не ошибся. А в народной памяти взятие Азова и героическое «сидение» под осадой осталось как самое яркое событие времён царя Михаила. Подвиг!

Новая война с поляками за Смоленск началась в 1632-м году с успехов: двадцать городов сдались войску, которое возглавил Михаил Шеин. В этой армии насчитывалось немало иностранных наемников. Но поляки вскоре пришли в себя и, с помощью крымских орд, деморализовали русское войско. Длительную осаду войско не выдержало: начались болезни, дезертирства, кровавые склоки между офицерами – в том числе иностранными. Полякам удалось ударить в тыл, уничтожить обозы в Дорогобуже…

В конце концов Шеину и второму воеводе Измайлову отрубили головы: незадачливых полководцев обвинили в предательстве. На новых переговорах поляки вспомнили о давней присяге русских бояр королю Владиславу… По новому договору поляки отказались от претензий на московский трон. Война ни к чему не привела: Русь отвоевала лишь один город – Серпейск. Правда, в боевых действиях неплохо показали себя полки нового строя – и их формирование было продолжено.

Про царя Михаила Фёдоровича говорили: «Без боярского совету не может делать ничего». События смутного времени привели Русь к осознанию простой истины: невозможно управлять царством в одиночку. Вот первый Романов и пробовал насаждать коллективное управление. В первую очередь – с помощью бояр. Но и о дворянах, и о торговых людях он не забывал. И Земской собор собирал неоднократно… Словом, пытался опираться на подданных, а не держать их в зажатом кулаке.

В третьем браке царь обрёл личное счастье и стал многодетным отцом. Главным событием в его семейной жизни стало рождение наследника – старшего сына Алексея. Жизнь царя проходила в обстановке старорусского двора – своеобразно утончённого.

Во дворце стоял орган с соловьем и кукушкой, певшими своими голосами. Органисту Ансу Луну повелено было научить русских людей делать такие «стременты». Развлекали царя гусляры, скрипачи, сказочники. Любил он посещать зверинец и псаренный двор, заботился о садах.

В апреле 1645 года Михаил Федорович тяжко занемог. Его лечили иностранные лекари. В июне больному стало легче. Наступало 12-е июня, день памяти святого Михаила Малеина и царских именин. Набожный государь хотел отстоять заутреню в Благовещенском соборе, но во время службы с ним сделался обморок, и его на руках отнесли в опочивальню. На следующую ночь, «уразумев свое к Богу отшествие», царь позвал царицу, сына Алексея, патриарха и ближних бояр. Простившись с царицей, он благословил царевича Алексея на царство и, причастившись святых тайн, тихо скончался. Похоронен, как и почти все московские государи, в кремлёвском Архангельском соборе.

Царь Михаил Фёдорович Романов Часть 1.

Царь Михаил Фёдорович Романов

После изгнания поляков из Москвы в столице обосновалось руководство Второго ополчения, там же находились и главные приказы. Необходимо было собрать Земский собор, призванный решить главный вопрос: избрать нового главу государства. И грамоты о созыве, избрании и отправке в Москву делегатов "десяти человек лучших, разумных и постоятельных, с кем о божьем и о земском о большом деле на договор говорить можно было", были направлены уже в конце ноября 1612 года. Кроме того, выборные делегаты должны были об этом государственном деле говорить "вольно и бесстрашно, чтобы были прямы без всякой хитрости". В конце декабря 1612 - начале января 1613 г. в Москву на Собор всей Русской земли съехались представители всех сословий и социальных групп России.

Изгнание поляков из московского Кремля в 1612 г.

Претендентами на московский трон продолжали оставаться польский королевич Владислав и шведский герцог Карл Филипп. В предвыборной борьбе приняли участие лидеры Первого и Воторого народных ополчений: князья Дмитрий Пожарский, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Черкасский и др. Василий Голицын находился в польском плену, Мстиславский и Воротынский взяли самоотводы. Но главной фигурой оказался 16-летний юноша Михаил Романов, сын находившегося в плену тушинского митрополита Филарета (в миру Фёдора Романова) и инокини Марфы (в миру Ксении Романовой)

Романов Федор Никитич

Старица инокиня Марфа

Вокруг кандидатуры будущего царя развернулась настоящая борьба. Каждая из боярских группировок пыталась продвинуть на престол своего представителя. Единодушно были лишь отвергнуты польский и шведский королевичи, претенденты "иных немецких вер и из каких неправославных государств" и Маринкин сын. Решено было на престол российский ставить "природного русского государя"

Заявления о том, что Михаил Фёдорович Романов был избран на Земском соборе единогласно не более, чем миф. Дело в том, что в Москве в канун и во время выборного Собора было полное преобладание казаков (около десяти тысяч; дворян с холопами около полутора, а стрельцов и вовсе менее тысячи человек) и они практически диктовали руководству Второго ополчения свои условия. Именно доминирование казачества и сыграло решающую роль. Причём прямое, грубое вмешательство с применением силы, притом дважды, сделало кандидатуру Михаила Романова не просто приемлемой для основной части депутатов этого собора, но единственно возможной. Сначала 7 февраля на предизбрании казаки ворвались в палату для заседаний и заставили провозгласить Михаила Романова. Но прежде чем всенародно объявить имя нового царя, провели, так сказать, иследование целевой аудитории, разослав по городам посланцев от Земского собора, чтобы посмотреть люба ли там будет эта кандидатура

Казаки на Земском соборе, Михаил ГОРЕЛИК

Феофилакт Межаков

Если верить Ключевскому в самый напряженный момент атаман донских казаков Феофилакт Межаков во время заседания Собора положил на стол записку с именем Михаила Романова и накрыл её сверху обнажённой саблей... Затем 21 февраля под нажимом всё тех же казаков окончательный выбор царя прошёл гораздо быстрее. В тот же день Михаил Фёдорович был утвержден в этом звании представителями всех земель русских.

21 февраля 1613 г. Авраамий Палицын читает в Патриарших палатах Московского Кремля освященному собору,
боярам и воеводам челобитие о призвании на царский престол боярина Михаила Фёдоровича Романова

а паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын
зачитывает решение Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на царство

Послы Земского собора сообщают народу и войску о решении избрать на царство
Михаила Федоровича Романова.
Собравшийся народ присягает новоизбранному царю Михаилу Фёдоровичу

Стрельцы на избрании Михаила Фёдоровича

Из Книги Романовы. Триста лет служения России. Изд. Белый город

Большая делегация от Земского собора отправилась в Ипатьевский монастырь под Кострому, где в это время находился Михаил с матушкой. 13 марта 1613 года послы во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре Михаилом Романовым и инокиней Марфой и сообщили о решении Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол

14 марта 1613 года. Посольство Земского Собора сообщает Михаилу Романову об избрании Его на царство.
Миниатюра XIX века

Народ и бояре умоляют перед Ипатьевским монастырем Михаила Романова и его мать принять царство
Фрагмент

Инокиня Марфа, опасаясь за судьбу сына, умоляла его не принимать столь тяжкое бремя. Михаил тоже колебался. Однако после долгих уговоров мать дала своё согласие на возведение её сына на престол. Затем избранный царь вместе с семьей, делегацией Земского собора в сопровождении большой охраны двинулся из Костромы в Ярославль, а затем по Ярославской дороге в Москву.

Призвание Михаила Федоровича на царство. Н. Шустов

Призвание на царство Романовых - Михаила Фёдоровича
Алексей КИВШЕНКО

Михаил Нестеров. Призвание Михаила Федоровича на царство.

Российский царственный дом Романовых

Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство
Григорий УГРЮМОВ

Призвание на царство Михаила Романова
Иван КУЗНЕЦОВ

Призвание Михаила Фёдоровича на царство

Иван Сусанин

Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича, Михаил Нестеров

Иван Сусанин
Елена ДОВЕДОВА

Как раз в это время, то ли зимой, то ли весной 1613 г. один из рыскавших по стране польских отрядов решил захватить царя Михаила Фёдоровича, чтобы освободить трон для своего королевича Владислава. Пробиваясь в Кострому, поляки взяли в проводники крестьянина Ивана Сусанина, который, спасая жизнь новоизбранного царя, завёл врагов в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь.

Иван Сусанин
Максим ФАЮСТОВ

Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит

Кондратий Рылеев

Смерть Ивана Сусанина
Борис ЗВОРЫКИН

Иван Сусанин
Михаил СКОТТИ

Гибель Ивана Сусанина

Памятник царю Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину в Костроме

Барельеф на постаменте пам. царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме

Грачи прилетели, Алексей САВРАСОВ

Церковь Воскресения в п. Сусанино Костромской обл., где расположен ныне Музей подвига Ивана Сусанина

Хромолитография А.В. МОРОЗОВА

Въезд царя Михаила Фёдоровича в Москву. 1613 г.

Май 1613 г. Освященный собор, московские горожане и прибывший народ всех сословий торжественно встречают новоизбранного царя Михаила Федоровича и государыню великую старицу Марфу Ивановну у Сретенских ворот.
Из Книги Романовы. Триста лет служения России. Изд.Белый город

3 мая 1613 года. Шествие высшего духовенства, царя Михаила Федоровича, бояр, дворян и горожан по территории Московского Кремля в Успенский собор для совершения в нем торжественного молебна

11 июля 1613 г. Шествие царя Михаила Федоровича на коронование. Гравюра

Шествие по Соборной площади Московского Кремля.
Миниатюра из Книги об избрании и венчании на царство царя и великого князя Михаила Федоровича.

11 июля 1613 года. Венчание на царство.
Митрополит Ефрем в царских вратах Успенского собора миропомазует нововенчанного царя Михаила Федоровича

Венчание на царство Михаила Федоровича Романова в Успенском соборе

Венчание Михаила Фёдоровича на царство
Борис ЧОРИКОВ

11, 12, 13 июля 1613 года.
Пир в Грановитой палате Московского Кремля по случаю венчания на царство Михаила Фёдоровича

Большой (первый) наряд царя Михаила Федоровича шапка-венец, держава, скипетр

Печать Михаила Федоровича Адам Олеарий Описание путешествия

Портрет царя Михаила Фёдоровича в Ипатевском монастыре (Кострома).

Царь Михаил Федорович в Чудовом монастыре Московского Кремля молится у мощей св. Алексия
Миниатюра XVII в. Гравюра, акварель

Проблема Михаила Фёдоровича состояла не только в том, что он был не только юн, но и в том, что не женат. Вообще для России это беспрецедентный случай: как правило, на престоле оказывался человек, родитель которого уже скончался. А русские семейные традиции в таком случае предусматривали опеку со стороны отца, и т.о. давление на государя и принимаемые им решения. Но отец, Фёдор Романов, в этот момент был в плену, и тут неожиданно выяснилось, что и женщина, приближенная к власти, тоже способна на многое. Инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна, мать Михаила Фёдоровича Романова, которая постоянно была при сыне, показала себя достаточно сильной политической фигурой.

Она правильно рассудила, что должно выдвигать верных людей, дабы упрочить позиции сына. Благодаря ей, главную роль при дворе стали играть Салтыковы, двоюродные братья Михаила, а Марфины племянники, Борис и Михаил. Сам монарх был от природы неглупым человеком, но ввиду своей фанатичной набожности, меланхоличности, аполитичности и недостатка образования (вступая на трон, он едва умел читать), не способен управлять страной и во всём покорялся воле матери и временщиков, ничего не предпринимал без их согласия. Даже когда в 1616 г. Михаил решил жениться на Марии Хлоповой, дочери небогатого дворянина, мать и Салтыковы воспротивились этому (увидев в дяде невесты конкурента своему влиянию при дворе), царь не посмел ослушаться воли матери

Выбор невесты, И.Е.Репин

Но нам нужно завершить историю ещё одной героини Смутного времени. Марины Мнишек. Мы оставили её в обществе атамана Ивана Заруцкого в окрестностях Коломны в 1612 г

Марина с Заруцким бежали из Коломны с верными казаками, немалым отрядом, в верховья Дона и остановились в укреплённой твердыни Епифань, основанной ещё Иваном Грозным. Здесь они провели несколько месяцев и здесь же получили известие о состоявшемся в Москве Земском соборе и избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова. Марина хотела уйти в Литву, т.е. сойти с политической сцены вообще. Заруцкий же требовал продолжения борьбы. И они отправились в экзотическом направлении: зимовали в 1614 г. в Астрахани, а затем двинулись в сторону Ирана. Вот там-то, по дороге в Иран, Марину Мнишек, Ивана Заруцкого с небольшим отрядом и настигли посланные на их поимку из Москвы войска. Марина, Заруцкий и царевич Иван, Ворёнок, были захвачены в плен

Бегство Марины с сыном

Марина Мнишек перед постригом в монахини
Клавдий СТЕПАНОВ

Маринкина башня Коломенского Кремля
Евгений ЛАДЫГИН

Дальнейшая судьба этих персонажей была очень печальной. Заруцкого допрашивал сам царь, после пыток атаман был посажен на кол. А трехлетний сын Марины, царевич Иван, повешен на виселице за Серпуховскими воротами. Причём, казнь маленького ребёнка была устроена публично, принародно, в расчёте, видимо, на то, что таким образом удасться уберечься от воскресших Самозванцев - царевичей Иванов... Заруцкий с Ворёнком стали едва ли не единственными судебными жертвами Смутного времени.

Что касается Марины Мнишек, то она была пострижена в монахини, заточена в Коломне в ту самую заменитую башню (а м.б. и какую-то другую), где и скончалась. Полякам, интересующимся судьбой Марины, было заявлено, что в Москве "Ивашка за свои злые дела и Маринкин сын казнены, а Маринка от болезни и с тоски по своей воле умерла"...

Для упрочения своей власти Михаил Фёдорович, особенно в перве годы царствования, опирался на авторитет Земского собора и Боярской думы. Ведь новая династия Романовых взошла на престол благодаря воле собора и поэтому они регулярно советовались "со всей землёй"

Царь Михаил Фёдорович на собрании боярской думы
Андрей РЯБУШКИН

Царь и великий князь Михаил Федорович Романов
Сергей ЯГУЖИНСКИЙ

Несколько слов о самом крупном восстании, случившемся в начале правления Михаила Фёдоровича в 1615-16 гг. Это было восстание Баловня, названное по прозвищу весьма заслуженного казачьего атамана Михаил Баловнева. Главные причины лежали на поверхности: полная бескормица, отсутствие денежного жалования и невозможность реального ведения военных действий, чтобы хотя бы военным грабежом попробовать прокормить себя. Весной 1615 года единое войско во главе с Баловнем двинулось к Москве. До 5 тысяч казаков оказалось под стенами Белого города, когда в Москве практически отсутствовал военный гарнизон, основные силы воевали с войском Лисовского. Тем не менее после подхода правительственных войск силой и хитростью мятеж был подавлен. Баловня и еще 36 атаманов повесили. Сотни казаков были посажены в тюрьму в Москве или разосланы по другим городам.

Портрет царя Михаила Фёдоровича
Иоганн Генрих ВЕДЕКИНД

После длительных переговоров между Швецией и Россией при посредничестве Англии, 27 февраля 1617 г. был подписан Столбовский мир, по которому шведы возвращали России гг. Новгород, Старую Руссу, Ладогу и Сумерскую область, а Россия уступала Швеции Ивангород, Капорье, Ям, Орешек, Корелу. Т.о. Россия потеряла выход к морю.

В 1616 г. активизировался подросший польский королевич Владислав, он издал грамоту всем жителям Московского государства, в которой заявил о своей готовности занять российский престол. На его претензии Земский собор ответил, что страна будет стоять за православную веру и государя Михаила Фёдоровича

Владислав Ваза

Но польский королевский двор, задавшись целью посадить на московский трон королевича Владислава, предпринял поход на Москву, который возглавили отряды гетмана Ходкевича, кошевого атамана Запорожской сечи Петра Сагайдачного при непосредственном содействии канцлера Льва Сапеги

Ян Кароль Ходкевич Лев Сапега Пётр Сагайдачный

В начале октября 1618 году польско-литовские войска заняли село Тушино и начали подготовку к штурму Москвы, который случился в ночь на 11 октября, но пытытки прорваться через Тверские и Арбатские ворота не увенчались успехом. В условиях надвигающейся зимы и отсутствия финансирования королевич Владислав согласился на переговоры

Польский посланник обсуждает в Посольском приказе условия предварительного перемирия до переговоров в Деулино
Михаил ГОРЕЛИК

1 декабря 1618 г. между Россией и Речью Посполитой после длительных и нелёгких переговоров сторон было подписано Деулинское перемирие на 14,5 лет, по которому Владислав не отказывался от своих посягательств на русский трон и царский титул, но Россия смогла отстоять свою независимость, хотя лишилась Смоленска, вошедшего в состав Великого Княжества Литовского, а также Черниговской и Северской земель, ставших частью польской короны

В 1618 г. состоялся суд над известным в Смутное время архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием. Он по поручению царя Михаила исправлял ошибки, допущенные при печатании богослужебных книг, устранял нелепицы и противоречия, пользуясь греческими книгами, как образцами. Дионисий был обвинен другими монахами в отступлениях от канона. Священным собором, не без активного участи матери царя Марфы, Дионисий был осужден, как еретик, на заточение; однако новым собором, созванным вернувшимся из польского плена Филаретом, был оправдан. Один из допросов Дионисия происходил непосредственно в келье инокини Марфы в Вознесенском монастыре.

Суд над архимандритом Дионисием. 1618 г.
Гравюра М. ГАЗЕНКАМПФА

По Деулинскому перемирию летом 1619 года из Речи Посполитой возвратились русские пленники, захваченные в Смутное время, в их числе и отец Михаила Фёдоровича митрополит Филарет, который, в отличие от сына, разумом ещё как дошёл..

Почетная первая встреча под Можайском митрополита Филарета, освобожденного из 8-летнего польского плена, архиепископом Иосифом, князьями Дм. Пожарским и Г. Волконским.

Возвращение патриарха Филарета из польского плена
Елена ДОВЕДОВА

Митрополит Филарет, в миру Фёдор Никитич Романов, сосланый и постриженый в монахи при Борисе Годунове, при Лжедмитрии I, как "родственник", возвращённый в Москву, был в оппозиции к царю Василию Шуйскому и засветился в тушинском лагере у Лжедмитрия II, как патриарх при самозванце; участвовал в переговорах с королём Сигизмундом III, после чего попал в плен к Речи Посполитой. Когда Филарет через 6 лет после избрания сына на царство вернулся из плена, супруга его Марфа Романова сдала ему бразды правления (не без борьбы, надо сказать), Салтыковы были отстранены от престола.

Портрет патриарха Филарета Никитича

Печать патриарха Филарета

Патриарх Филарет

Даже после возвращения отца, когда было доказано, что первая невеста Михаила Фёдоровича Мария Хлопова была оклеветана Салтыковыми, Михаил Фёдорович не ослушался матери и не женился на любимой, хотя получил согласие на брак от отца. Только в 1624 г. он вступил в брак с Марией Долгоруковой, но царица занемогла сразу же после свадьбы и умерла через три месяца. В январе 1626 г. Михаил Фёдорович женился вторично. Его избранницей стала Евдокия Лукьяновна Стрешнева, дочь небогатого дворянина

Она была выбрана царём на смотре девиц, "ростом, красою и разумом исполненнных", которых привезли со всей державы. Причём, первый день не увенчался успехом, царь не смог остановить выбор ни на одной разряженных и нарумяненных девиц, находившхся в большом зале. Тогда их решили осмотреть ночью, когда они не будут смущаться присутствия царя. Он обошёл всех претенденток и ему приглянулась прислужница дочери боярина Волконского Евдокия Стрешнева. Несмотря на протесты отца и матери, Михаил отдал ей платок и кольцо в знак избрания её в супруги

Михаил Фёдорович испрашивает совета у отца, святейшего патриарха Филарета о браке

Святейший Патриарх Филарет благословляет сына, царя Михаила, на брак

Брачный поезд царя Михаила Фёдоровича

Величание в Грановитой палате Евдокии Лукьяновны Стрешневой перед венчанием

Венчание протопопом Благовещенского собора Максимом царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны

Венчание Михаила Фёдоровича
Борис ЧОРИКОВ

Выход царя Михаила Федоровича и царицы Евдокии Лукьяновны после бракосочетания

Торжественный вход в Грановитую палату после венчания.

Поздравление в Грановитой палате

Провозглашение здравицы царю Михаилу Федоровичу и царице Евдокии Лукьяновне

Чин бракосочетания государя царя Михаила Фёодоровича с девицею Евдокиею Лукиановною, дочерию боярина Лукиана Степановича Стрешнева

Свадебный пир

Все вышеприведенные свадебные акварели взяты из книги Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых. М. Изд. П. Бекетова, 1810 г.

Как мы видим свадьба была отпразднована очень торжественно, со всеми присущими ей обрядами. С первых же дней царица попала под влияние властной свекрови, вела теремную, замкнутую жизнь в кругу приближённых боярынь и слуг. Поначалу она рожала только дочерей (Ирину, Пелагею), что очень печалило супругов и заставляло их усиленно молиться... Всего же в браке было рождено десять детей, шесть из которых умерли во младенчестве

Царская опочивальня, Н.Анохин

Терем в XVII веке, Михаил КЛОДТ

После период семибоярщины и изгнания поляков из территории России, стране был нужен новый царь. В ноябре 1612 года Минин и Пожарский разослали грамоты по все уголкам страны, призывая людей принять участие в работе Земского собора и выбрать царя России. В январе представители были собраны в Москве. Всего в работе Земского Собора учувствовало 700 человек. Два месяца шло обсуждение. В конечном итоге Михаил Федорович Романов был признан царем России.

Царь Михаил Романов имел от роду всего 16 лет. Его кандидатура в роли царя устраивала многих бояр, которые рассчитывали управлять страной, пользуясь малым возрастом царя. Таким образом, в стране была заложена новая царская династия, которая правила страной вплоть до октябрьской революции.

Опекунство над малолетним царем взяла его мать, Марфа, которая была провозглашена государыней. Сам же царь Михаил Романов, приходя к власти, торжественно обещал, что страной будет править по справедливости. Так же он обещал прислушиваться к Земскому собору и Боярской думе. Так это и происходило до 1619 года. В этом году из плена вернулся отец Михаила, Филарет. С этого момента Филарет стал практически править страной. Продолжалось это до 1633 года, когда Филарет умер.

Внутренняя и внешняя политика


Внешняя политика, которой придерживался царь Михаил Романов, была направлена на удержание власти и укрепления международного положения страны. Главным противником молодого царя был польский король. Речь Посполитая не признала прав Михаила на престол, полагая, что единственным законным правителем России должен быть польский принц Владислав. После смутного времени на Руси, поляки захватили Смоленск, который оставался в их подчинении. Кроме того, польский король готовил новый поход на Россию, чтобы захватить Москву, которую он потерял из-за народного восстания. Война между Польшей и Россией назревала. Полякам была нужна Москва, россияне же хотели вернуть Смоленск. Царь Михаил Романов с первых же лет правления начал собирать войско для возможной войны. Кроме того, он искал союзников, которые могли бы поддержать Россию в борьбе с Ручью Посполитой. Такие союзники были найдены в лице Швеции и Турции, которые обещали россиянам любую помощь в случае войны с поляками.

Война против Польши была начата в июне 1632 года. Именно в это время Земский собор утвердил решение начать военные действия против западного соседа для того, чтобы вернуть Смоленск. Поводом для таких событий стала смерть польского короля Сигизмунда 3. В Польше началась борьба за власть, что делало шансы россиян на успешный поход весьма высокими. Во главе российской армии встал Шеин. Союзники России, которые обещали оказать любую помощь, слов своих не сдержали. В результате россияне были вынуждены довольствоваться своими силами, и осадили Смоленск.

В это время в Польше был избран новый король. Им стал Владислав. Тот самый, которого его отец Сигизмунд 3 хотел посадить на русский престол. Он собрал армию в пятнадцать тысяч человек и снял осаду Смоленска. Сил для продолжения войны ни у Польши, ни у России не было. В результате в 1634 году стороны подписали мирный договор. По результатам этого договора Россия выводила войска из Смоленска, а Владислав отказывался от своих планов завоевания Москвы. В результате царь Михаил Романов не сумел возвратить в состав России земли, потерянные во времена смуты.

Царь Михаил Романов умер в 1645 году , оставив российский престол своему сына Алексею.

Структура династии Романовых

1. Плач с великим гневом

Царь был Михаил Федорович Романов был прозван в народе «Кроткий», то есть миролюбивый, так как во время его царствования на Русь пришел долгожданный мир. Уже висточниках того времени отмечались его миролюбие и кротость. Так в Псковском сказании пишется: «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил».

Вместе с тем прозвание «Кроткий» означает «Смиренный» то есть смирившийся с возложенным на него народом бременем царствования и исполнивший Божию волю. Ведь он стал Царем не по собственной воле и даже вопреки своему желанию. Когда года послы от Земского собора, во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, огласили ему решение Земского собора об избрании на Царство, то они вместо радостного согласия получили категорический отказ и даже, как свидетельствуют летописцы, услышали «плач с великим гневом». Марфа, мать 16-летнего Михаила боялась, что ее сын, совершенно неопытный в государственных делах, не сможет править в разоренной Великой Смутой Руси, что его правление может закончиться бесславной гибелью и страны и его самого.

Михаил трижды отказывался царствовать, и трижды архиепископ Феодорит с выборным народом служили молебен и приходили к нему с просьбой возглавить московский престол. Крестным ходом приходили, с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Однако Михаил отказывался. И тогда подняв над головой икону воскликнул в отчаянии рязанский святитель: «Не внемлите вы мольбам! Будь по-вашему, бедствуй русская земля, плач снова, русский народ. Но перед сим святым образом говорю тебе, Царь Михаил, что отныне на тебя падет бедствие Отчизны!».

И содрогнулось сердце Михаила Романова и его матери инокини Марфы. Исполняя Божию волюсогласились они с решением Великого Собора.14/27 марта 1613 рязанский архиепископ Феодорит благословил Михаила Романова на царствование иконой Федоровской Божией Матери.

При этом его мать инокиня Марфа разрыдалась и «многи слезы пред образом Пречистым излиа», сказала: «Се тебе, о Богом Пресвятая Богородица, и в твои причестеи руце, Владычице, чадо своё предаю и, яко хочеши, устроиши ему полезная и всему православному христианьству».

Вот почему «Утверждённая грамота» 1613 года называет Михаила Федоровича «Богом избранный Царь». Он стал Царем не по собственной воле, а по воле Бога и русского народа.

Венчание на Царство и наречение Михаила «Царём и Великим Князем всея Руси» состоялось 21 июня 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Так после правления Рюриковичей произошло основание новой правящей династии Романовых. Однако преемственность была соблюдена,так как Михаил был двоюродным племянником последнему русскому царю из династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу. Отцом Михаила был Федор Никитич /впоследствии патриарх Филарет/. В 1601 г. Борис Годунов сослал Федора, как претендента на Царский престол в Софийский Антониев монастырь, где он был пострижен в монахи с именем Филарет. Годунов подверг опале и мать Михаила. Он сослал ее в Заонежье, где ее постригли в монахини с именем Марфа. Самого же Михаила вместе с теткой Марфой Никитичной Черкасской Годунов сослал на Белоозеро. Так 4-летний мальчик был разлучен со своими родителями.

Семья соединилась и почти до конца 1608 г. жила вместе. В 1610 г. Филарет был вместе с князем Голицыным послан для переговоров к полякам, но был ими схвачен и 9 лет пробыл в плену.Так Михаил вновь надолго лишился отца. А вскоре и сам вместе с матерью был задержан поляками в московском Кремле. И только благодаря победе русского ополчения под руководством Минина и Пожарского в 1612 г они были освобождены из плена и удалились в свою вотчину - село Домнино близ Костромы. Там они часто проживали в Ипатьевском монастыре, молясь за освобождение отца из польского плена.

Весть об избрании Михаила на царство была как для него, так и для его матери совершенно ошеломляющей. И они не только не были готовы к ней, но и внутренне не желали менять свое положение. Однако подчинились Божией воле. Михаил кротко согласился царствовать.

2. Пощенье «всякой твари»

Крайне непросто было отроку дать согласие возложить на свою голову «тяжкую шапку Мономаха». Русь была разорена, Великий Новгород с северо-западными землями захватили шведы. Смоленск и западные земли захватили поляки.Юг подвергался постоянным набегамкрымских татар. Многие отряды вольных казаков, стали заниматься грабежами, разбойничать. Управления Русью практически не было. Казалось, что нет большегосударства русского. Страна лежала в руинах, многие земли не обрабатывались, крестьяне покидали разорённые деревни, многие погибали от голода, налоги не платились, казна была пуста.

Кто мог править в такой разоренной стране, какой на тот момент была Россия? Только гениальный полководец. Жесткий, волевой, да к тому же имеющий мощную армию, способную усмирить всех врагов. Больше всего на занятие престола подходил бы Царь подобный Иоанну Грозному. Свидетель тех событий голландец Исаак Маас писал: «Надеюсь, что Бог откроет глаза юному царю, как то было с прежним царем Иваном Васильевичем; ибо такой царь нужен России, иначе она пропадет».

Однако Русь избрала миролюбивого, «Кроткого» Царя, не имеющего ни армии, ни денег, чтобы нанять армию. Не имеющего даже элементарного образования (приняв престол, Михаил не умел писать и едва читал по складам). Такого Царя могли избрать только по Божьему промыслу. По всецелой вере людей в Бога и в то, что Он Сам назначит им Царя. И, конечно же, по народным соборным молитвам, ведь перед решением избрать Михаила на царство Русь три дня постилась и молилась от мала до велика. Даже скот и тот не получал пищи, чтобы участвовать в пощении «всякой твари». И призрел Господь на Русь. И дал ей Царя благочестивого, кроткого смиренного, который находясь в ссылке, в Ипатьевском монастыре проводил время в молитвах за своих плененных родителей. Отрок искренне надеялся на Бога, он верил, что если будет усердно молиться, то все опасности, грозящие его маме и папе, минуют. Михаил очень почитал своих родителей. И года стал Царем, сразу же позаботился о своем плененном поляками отце, послав к нему игумена Ефрем, чтобы Филарету не было так одиноко на чужбине. Через некоторое время Михаил, специально направил к нему боярина, Желябовского, который должен был лично убедиться в добром здравии Филарета и взять благословение для сына-Царя. Сам же Михаил усердно молился вмосковских монастырях об освобождении отца. С этой же целью он предпринимал паломничества и в отдаленныесвятые обители.

Так, не имея ни образования, ни малейшего понятия о государственном правлении, Михаил Романов имел другой, самый главный дар - дар общения с Богом, познание Его воли и принятия этой воли. Он возложил все упование на Господа и не посрамился. Когда Михаил отправился в Москву, чтобы венчаться на царство, то ехал он медленно, не торопясь, посещая святые места, и молясь Богу. И Господь умудрил его останавливаться в больших и малых городах, и проводить активную переписку с боярами. Михаил останавливался в Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Потому путь из Костромы до Москвы продолжался долго - полтора месяца, но за это время Михаил вполне освоился со своим новым положением. Благодаря переговорам и переписке онсобрал вокруг себя именно таких людей, которые стали для него верными помощниками в правлении страной.Как и надеялся голландец Макс Исаак «Бог открыл глаза юному царю».

Он же и хранил своего избранника. Так, когда поляки узнали о провозглашении Михаила Федоровича Царем, то отправились в Ипатьевский монастырь с целью убить его. По Божьему Промыслу их отряд по дороге заблудился. И тогда простой крестьянин Иван Сусанин, дав «согласие» показать дорогу, завел их в такой дремучий лес, выхода из которого они не знали. Жестоко пытали они Сусанина, пытаясь выведать верный путь. Однако тот умер в пытках, но обратной дороги не показал. Погибли в зимних костромских лесах и поляки, так и не осуществившие свой злой замысел.

3. Махровые розы из Гамбурга

Став Царем Михаил Фёдорович, в первую очередь, стал налаживать управление государством. Для этого он учредил Приказы (своеобразные государственные советы иведомства). К 1639 году в России числилось целых 14 приказов, которыезанимались как общегосударственными делами (Челобитный, Судный, Пушкарский и т. д.), так делами сословий - Холопий, Стрелецкий. Был даже аптекарский приказ, ведавший лекарями.

Вскоре после восшествия на престол Михаил учредилновые Законы, которыеупорядочили главную хозяйственную деятельность страны - землевладение и землепользование.

Все это привело к бурному экономическому росту. К изумлению всего мира Русь стала полностью обеспечивать себя зерновыми. Представьте только, сколько культур выращивали крестьяне! Рожь, пшеница, ячмень, просо, гречиха, горох, овёс. Сеяли лен и коноплю, из которых делали ткани и масло. Бурно развивалось огородничество и садоводство. Иностранцы, приезжавшие в Москву, восхищались русскими садами.Юный Царь Михаил имел большую склонность к разведению садов. Он тратил много денег на приобретение за границей дорогих растений. Гамбургский купец Марселиус, привез для него махровые розы, которых на Руси раньше не было. Их посадили в особых висячих садах, где росли яблони, груши, вишни, сливы и даже грецкие орехи и виноград. Вообще виноградарство при Михаиле Федоровиче получило большое развитие. Когда он узнал, что в Астрахани монахам удалось вырастить несколько лоз, то приказал насадить за счет казны виноградники. В 1630 г. из Астрахани в Москву было отправлено целых 50 бочек своего отечественного вина.

По всей Руси стало развиваться скотоводство. Стада коров, лошадей, овец, коз, исчислялись тысячами! Однако основным продуктом на Руси тогда считалась рыба, и ее ловили и перерабатывали предостаточно.

Всего за десять лет правления Царь Михаил в хозяйственной деятельности достиг невиданных результатов. Уже к 1627 году Русь продавала хлеб за границу тысячами пудов! Его покупали такие «цивилизованные страны», как Дания, Швеция, Англия, Голландия, Голштиния. А в 1632 году к ним присоединилась и Франция.

Для расширения землепользования активно осваивались территории Урала и Западной Сибири. Туда массово направлялись крестьяне и поселялись на высоко плодородных землях в пойме реки Лены. Переселенцам бесплатно выдавались семена. Каждый мог взять ссуды для приобретениясельскохозяйственного инвентаря и лошадей. В 1618 г. русские люди дошли до Енисея и основали город Красноярск.

При Михаиле Федоровиче началось становление русской промышленности. Из-за границы были выписаны квалифицированные специалисты: металлурги, оружейники, рудодобытчики. ПоТулой был основан первый железоделательный завод. На Урале появился доменный завод, железоплавильное и медеплавильное производство. Владельцы заводов получали от Царя льготы, что способствовало развитию промышленности. Наиболее крупными заводчиками при Михаиле Федоровиче были Строгановы.

Развивалась и легкая промышленность - ткачество, выпуск бархата и парчи.Работали швейные мастерские и кожевенные заводы.

Началось изготовление изделий из драгоценных металлов, чеканились монеты, улучшалось ткачество, производились бархатные и парчовые ткани, работали швейные мастерские и кожевенные заводы, печатались книги, выходила газета с новостями.

И это при Царе, который в малолетстве был разлучен с отцом, заточен в монастырь, и жил в страхе смерти, не получив никакого образования! Что здесь сказать? Только Господь мог свершить такие чудеса. Только Он мог помочь 16-летнему отроку решить крайне серьёзные политические и экономические проблемы,порожденные Великой Смутой. Как бы не велика была поддержка правления Михаила его отцом - Патриархом Филаретом - помочь решить те проблемы, которые тогда были на Руси никто, кроме Господа не мог. И Царь Михаил это понимал, потому главным в его деятельности было молитвенное стояние пред Богом, ежедневное участие в церковных богослужениях, паломничества по святым местам.

4. Худой мир лучше войны

Благочестивый Царь Михаил Кроткий, следуя заповеди «блаженны миротворцы», сумел умиротворить на Руси все сословия. Своим смирением и беззлобием он смог объединить всех.

Он не устраивал ни на кого опалы, даже на своего личного врага Бориса Годунова. Внимательно присматриваясь к своему окружению,выбирал в советники дельных, мудрых людей, отличался терпимостью к различным политическим взглядам, выслушивал различные мнения о выходе из кризиса. Для решения сложных политических и экономических проблем Михаил Федоровичсозывал коллективные совещательные органы правления - Боярские Думы и Земские Соборы.

Однако при решении некоторых задач руководствовался личным мнением и применял свою Царскую власть. Так, когда русское посольство, посланное в Крымское ханство, арестовали и заковали в кандалы, Земский собор решил так же поступить и с крымскими послами в Москве. А Боярская Дума настаивала даже на военном вторжении в Крым. Однако Кроткий Царьне стал обострять отношений с Крымом и послал хану дорогие подарки. При этом он указал, что делает это для восстановления дружеских отношений. Миролюбие Кроткого Царя дало свои результаты - отношения с Крымом восстановились, апослы были отпущены.

Царь Михаил, хотя и был Кротким, но не был слабым, малодушным и безвольным. Об этом говорят сохранившиеся документы того времени. Так в грамоте из Троице-Сергиева монастыря он в резкой форме пишет, что если призванные к тому власти не прекратят воровство, грабежи и разбои то он может отказаться от поездки в Москву для восшествия на престол. А в грамоте от 8 апреля 1613 г. он отчитал бояр за то, что они не могут найти средств для обеспечения «служилых и ратных людей».Земскому соборуЦарь Михаил выговаривает за беспорядки в стране. Ни в одном документе первых лет правления Михаила не содержится даже намека на соправительство бояр, напротив, всюду подчеркнуто, что они «холопы», верные слуги и исполнители его воли.

Михаил Федорович был Царь-объединитель, Царь-миротворец. Обладание властью не сделало его деспотом и тираном. Однако Кроткий Царь, когда требовалось, не резко отчитывал нерадивых подданных. Мог принимать и радикальные законы. Например, совершенно запретил в стране табакокурение и жестко регламентировал употребление спиртного. Выпивать разрешалось только четыре недели за год. Эти недели следовали за великими праздниками Пасхи, Дмитриевой субботы, зимнего Николы и на Масленицу. За питие в другое время жестко штрафовали. Нарушители платили немалые по тем временам деньги - два рубля. Кроме того, пьяницу первый раз отводили в «бражную тюрьму». Освободиться из нее можно было только по чьему-либо ходатайству. Если же пьяница попадался во второй раз его снова сажали в тюрьму, но уже надолго. Злостных же пьяниц по указу Кроткого Царя водили по улицам, нещадно избивая кнутом. Причем до тех пор, пока виновный «не отставал от пагубной страсти». А когда даже такие эти меры не помогали, то пьяницу помещали в тюрьму до самой смерти - «пока не сгинет».

Царь Михаил строго запретил содержать питейные заведения, корчмы на гостиных дворах в крупных торговых городах. Ослушников Кроткий Царь указывал бить кнутом и сажать в тюрьму.

Однако добрых подданных Михаил Фёдорович всячески поддерживал. Благотворил нуждающимся. По свидетельству голштинского советника Адама Олеария, «царь очень благочестив, он не желает допустить, чтобы хоть один из его крестьян обеднел, обедневшим казна выдаёт пособия».

Во внешних отношениях Царь Михаил Кроткий предпочитал войне «худой, но мир». Поэтому он заключал мирные договора с соседними державами, пусть даже на невыгодных для России условиях, что принесло покой измученному Смутой русскому народу. Так случилось в 1637 г. при Азовском конфликте, когда донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов. Их цель была благая - уничтожить существовавший там невольничий рынок, где торговали пленными русскими людьми. Взятие Азова и убийство турецкого посла грозило Руси войне с Турцией, которую наше обескровленное Смутой государство могло проиграть и потерять гораздо больше, чем крепость Азов. И тогда Царь Михаил решил вернуть Азов Турции. Это позволило избежать войны и восстановить дружеские отношения с Османской империей.

При Кротком Царе состоялось заключение «вечного мира» со Швецией. И хотя был потерян выход к Балтийскому морю, зато были возвращены Новгородские земли, ранее завоёванные Швецией.

После неудачной войны 1632-34 гг. с Польшей был заключен «вечный мир» с Речью Посполитой. При этом Польский король и великий князь литовский Владислав IV отказались от своих претензий на московский престол.

Вообще ко времени правления Михаила Федоровича с нашей страной были прерваны многие дипломатические контракты - с Англией, Голландией, Данией, Швецией, Францией, Турцией и Персией. И только благодаря дипломатическим талантам Кроткого Царя все они были постепенно налажены. Но интересы русских людей Михаил Федорович отстаивал твердо. И когда англичане обратились к нему за разрешением ездить через территорию России в Персию для торговли, он не разрешил, хотя должен был сделать это, учитывая значение дружественных отношений с Англией. Однако русского Царя прежде всего беспокоило - не будет ли от такой торговли «урону» русскому купечеству? Боярская дума и торговые люди подтвердили его опасения. Из беседы с ними Михаил понял, что английская торговля с Персией нанесет немалый ущерб купцам, хотя казне, может дать большой доход. Царь, невзирая даже на государственную выгоду, посчитался с интересами русских купцов, и отказал англичанам в их просьбе. То же произошло и с обращением французского посла на разрешение торговать с Персией. Ему было отказано в этом по тем же соображениям, что и англичанам.

Во внешнем устроении русского царства благодаря мудрой политике Михаила Федоровича к России были присоединены земли Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии и Чукотки, осуществился выход к Тихому океану. Скажем прямо - это невиданные достижения Кроткого Царя, правившего разоренной страной.

Однако Кроткий Царь понимал, что Россия, окрепнув, должнавступить в войну и отвоевать у поляков и шведов исконно русские земли. Поэтому по его указу отливались пушки и строились пороховые мельницы. На Волге и в подмосковном селе Дединове началось строительство «ратных» кораблей.

В 1631-1634 годы Михаилом Федоровичем была проведена военная реформа. Были созданы полки «нового строя» - рейтарские, драгунские, солдатские.

5. Рачитель благочестия

Не получив в свое время образования Михаил Федорович живо интересовался различными науками - астрономией, географией, строением земли. В 1637 году по его указу с латыни на русский язык перевели книгу «Космография». Под личным контролем Царя Михаила велись научные работы. Создавался справочник дорог, карты России и первое систематическое описание Российского государства.

Для развития инженерии Царь выписывал из-за границы специалистов. Они строили на Волге корабли, укрепляли русские крепости. Для иностранцев в Москве основали специальное поселение - Немецкую слободу. А из России по инициативе Михаила Федоровича стали направлять за границу молодежь для изучения медицины.

Благодаря иностранцам в столице появились мастера алмазного и золотого дела, часовщики, пушечники, каменщики. Наладилось промышленное производство кожи, заработал стеклоделательный завод.

В 1621 году по указу Михаила Федоровича дьяки Посольского Приказастали выпускать первую русскую газету - «Вестовые письма».

Очень любил русский Царь музыку. Известно, что он выписал из Голландии «двух мастеров органного дела и орган, который был украшен изображениями соловья и кукушки». Причем орган этот был весьма искусный. При его игре птицы начинали петь. Царь Михаил был восхищенмощью и красотой звучания органа и велел выдать мастерам небывалую сумму в 2676 рублей и по сороку соболей каждому.

Наука, культура и музыка не были обойдены вниманием Царя Михаила. И это при том, что ему приходилось решать сложнейшие государственные проблемы по централизации государства, созданию военно-промышленного производства, созданию законодательной системы, стабилизацииобщественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с агрессивными соседями Запада и Юга. Просто поразительно сколь много дал ему Господь государственной мудрости и благородных человеческих качеств!

В благодарение Богу Царь Михаил Федорович Кроткий ежедневно участвовал в церковных богослужениях, подолгу молился в домашней обстановке, строго соблюдал посты, часто ездил на богомолье. Царь отличался благочестием. Даже в очень тяжелое для страны время сразу после вступления на престол он, прежде всего, заботился о духовных делах. Узнав от священников о чудесах иконы Казанской Богоматери, он повелел установить новый церковный праздник: первое празднество и «ход со кресты» 8 июля, когда явилась эта икона; второе 22 октября, «како очистися Московское государство».

Современники так писали о Царе Михаиле Кротком: «Сей убо благочестия рачитель присно восхваляемый благоверный и христолюбивый царь и великий князь Михаил Федорович, всеа Русии самодержец, бысть благоверен, зело кроток же и милостив... бе бо всеми добрыми делы украшая себе, постом и молитвою, правдою и целомудрием, чистотою и смиреномудрием, правдосудием...».

Скончался родоначальник царственной династии Романовых 13 (26) июля 1645 года в возрасте 49 лет. Его честные останки погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

Виршевая эпитафия царю Михаилу Фёдоровичу гласит: «Имея нрав кроток и незлобив, упражнялся всегда росправных дел царствия своего, благих и кротких по достоинству снабдевая, злонравных страхом укротевая, а всем равнениея даруя; и в сиклитцкой чин природных людей достойных тому жалуя, а непородных людей и недостойных тому чину бытии во вся дни царствия своего не допущая, и чин крепко сахраняя».

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ (1596–1645) – первый русский царь династии Романовых (1613–1917).

Родился 12 июля 1596 в Москве. Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (позднее – инокиня Марфа). Первые годы жил в Москве, в 1601 вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова, будучи племянником царю Федору Ивановичу . Жил в ссылке, с 1608 вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В ноябре 1612, освобождённый ополчением Д.Пожарского и К.Минина , уехал в Кострому.

21 февраля 1613 в Москве после изгнания интервентов состоялся Великий Земский и Поместный собор, избиравший нового царя. Среди претендентов были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие. Кандидатура Михаила возникла из-за его родства по женской линии с династией Рюриковичей, она устраивала служилое дворянство, которое старалось воспрепятствовать аристократии (боярству) в стремлении установить в России монархию по польскому образцу.

Романовы были одним из знатнейших родов, юный возраст Михаила также устраивал московское боярство: «Миша-де молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден» – говорили в Думе, надеясь, что хотя бы поначалу, все вопросы будут решаться «по совету» с Думой. Нравственный облик Михаила как сына митрополита отвечал интересам церкви и народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом. Он должен был стать символом возвращения к порядку, покою и старине («любяше и миловаше их вся, подаваше им, яко они прошаху»).

13 марта 1613 послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол. Узнав об этом, поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

11 июня 1613 Михаил Федорович в Москве венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились три дня. Царь дал, по свидетельству ряда современников, крестоцеловальную запись, что обязуется не править без Земского собора и Боярской думы (подобно Василию Шуйскому ). По иным данным, такой записи Михаил не давал и в дальнейшем, начать править самодержавно, никаких обещаний не нарушил.

Первое время от имени Михаила правили мать царя и бояре Салтыковы. В 1619 фактическим правителем страны стал возвратившийся из польского плена и избранный патриархом отец царя, митрополит Филарет. С 1619 по 1633 он официально носил титул «великого государя». В первые годы после избрания Михаила царем главной задачей было окончание войны с Речью Посполитой и Швецией. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Однако из подчинения России вышла Ногайская Орда, и хотя правительство Михаила ежегодно посылало в Бахчисарай дорогие подарки, набеги продолжались.

Россия в конце 1610-х была в политической изоляции. Чтобы выйти из нее, была сделана безуспешная попытка женить молодого царя сначала на датской принцессе, затем на шведской. Получив в обоих случаях отказы, мать с боярами женили Михаила на Марии Долгоруковой (?–1625), но брак оказался бездетным. Второй брак 1625, с Евдокией Стрешневой (1608–1645), принес Михаилу 7 дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и 2 сыновей, старшего Алексея Михайловича (1629–1676, царствовал 1645–1676) и младшего, умершего во младенчестве Василия.

Важнейшей задачей внешней политики России в 1620–1630-е была борьба за воссоединение западнорусских, белорусских и украинских земель в едином Русском государстве. Первая попытка решить эту задачу в ходе войны за Смоленск (1632–1634), начавшейся после смерти польского короля Сигизмунда в связи с притязаниями его сына Владислава на русский престол, закончилась неудачно. После нее по приказу Михаила в России развернулось строительство Большой засечной черты, крепостей Белгородской и Симбирской черты. В 1620–1640-х были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

Михаил ввел в 1637 срок поимки беглых крестьян до 9 лет, в 1641 увеличил его еще на год, вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах. В его правление было начато создание регулярных воинских частей (1630-е), «полков нового строя», рядовой состав которых составляли «охочие вольные люди» и беспоместные дети боярские, офицерами были иностранные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции. В Кремле в 1624 появилась Филаретовская звонница (мастер Б.Огурцов), над Фроловской (Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены часы с боем (мастер Х.Головеев). С 1633 в Свибловой башне Кремля установлены машины для подачи воды из Москвы-реки (получила наименование Водовзводной). В 1635–1937 на месте парадных покоев был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский, церковь Ризоположения. В Москве появились предприятия по обучению бархатному и камчатному делу – Бархатный двор, центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором на левом берегу Москвы-реки, за Новодевичьим монастырем. Народное предание сохранило память о Михаиле как большом любителе цветов: при нем в Россию были впервые завезены садовые розы.

В Зарядье, на территории двора бояр Романовых, Михаил повелел основать мужской Знаменский монастырь. К этому времени он уже сильно «скорбел ножками» (не мог ходить, его возили в возке). От «многого сидения» организм царя ослаб, современники отмечали в нем «меланхолию, сиречь кручину».

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пюре из брокколи, как варить брокколи Рецепты из капусты брокколи для детей
Домашние козинаки рецепт из семечек и арахиса Козинаки в домашних условиях с арахисом
Вкусное песочное печенье: рецепт с фото Приготовить печенье для детей