Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Святая гора Афон будет открыта для женщин. Почему женщинам в период менструации нельзя заходить в церковь

Некоторые церковные традиции, появившиеся много веков назад, сегодня могут вызвать вопрос – а почему должно быть именно так, а не иначе? Наиболее обсуждаемым в этом смысле является афонский обычай не пускать на территорию Святой горы Афон женщин. В наш век равноправия полов такое ограничение некоторые называют настоящей дискриминацией представительниц слабого пола. Однако же, это совсем не так.

Действительно – вот уже более тысячи лет женщины не имеют права пересекать границы Афона, особого монашеского государства на севере Греции. Появление такого запрета связано с церковным преданием о том, что Святая гора Афон находится под особым покровительством Богородицы Марии. Еще в первом веке по Рождестве Христовом Богоматерь посетила Афон и пораженная красотой этих мест, попросила Бога сделать Афон Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. Официально традиция не допускать на территорию Афона женщин была закреплена в 1045 году указом византийского императора Константина IX Мономаха.

Запрет на нахождение женщин на Афоне существовал и после падения Константинополя. Турецкие султаны подтвердили право афонитов жить в соответствии с их древними принципами. В новое время особый статус Афона был закреплен указом президента Греции от 1953 года. Согласно ему женщина, сознательно нарушившая древнюю традицию и проникшая на Афон, может быть подвержена тюремному заключению на срок от двух до двенадцати месяцев.

Конечно же, запрет на посещение Афона женщинами – это никакая не дискриминация, а защита формы жизни, почти позабытой сегодня. Женщины не допускаются на Афон не потому, что в Церкви имеется желание их как-то ущемить. А потому, что Афон – место особого молитвенного подвига монахов-мужчин. И ничто, и никто не должны монахов от этого подвига отвлекать. Вот в чем смысл древнего обычая.

О том, что никакого пренебрежения у афонитов к женщинам нет, свидетельствуют исторические факты. Например, во время турецкого пленения, а также во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. монахи на время отменяли древний обычай и женщины-беженки находили себе пристанище на Святой Горе. Кроме того, раз в день от Уранополиса (так называется пристань, с которой на Афон ходят паромы) отплывает особый катер. На него садятся почти исключительно женщины. Этот катер поочередно подходит к каждой из монастырских пристаней. На причале в ожидании катера стоят монахи, держащие монастырские святыни (мощи и другие реликвии). И пассажирки особого катера могут выйти на причал и поклониться святыням.

Когда в начале 2000-х годов Греция вступала в Евросоюз, Европарламент пытался добиться от властей страны, чтобы древний обычай Афона был отменен и туристки со всего света могли наконец-то посетить Святую Гору. Данная инициатива не осуществилась. Ведь Афон по всем документам лишь формально является частью Греции, его земли находятся во владении афонских монастырей. Потому изменение традиционного уклада жизни Святой горы в будущем вряд ли предвидится.

Алтарь – это священное место для любого христианина. В православных храмах алтарь отгорожен от взглядов прихожан иконостасом, а вот в католических церквях открыт. Однако правила поведения в святая святых схожи во многих направлениях христианства.

Запрет не только для женщин

В древности, когда христианство еще только зарождалось, в алтарь мог заходить только первосвященник и только один раз в год. В 364 году на Соборе, то есть на собрании православных священников, который состоялся в городе Лаодикия, было утверждено правило под номером 44, которое гласило: «Не подобает жене в олтарь входити».

Позже на шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, священнослужители решили, что впредь никому из мирян входить в алтарь нельзя, за исключением представителей власти, которые захотят принести Богу дары.

Даже вопрос о том, может ли посещать алтарь монах мужского пола, был в некотором роде спорным. Однако патриарх Константинопольский Николай высказал мнение, что запрещать входить монаху в алтарь не следует, но делать это он может только для того, чтобы зажечь там лампады и свечи, то есть во время своего служения.

Женщины в алтаре

Однако о 44 правиле Лаодикийского собора как-то раз позабыла даже сама княгиня Дашкова. Однажды она вместе со своим малолетним сыном по приглашению Екатерины отправилась в Эрмитаж. Заплутав во дворце, Дашкова поинтересовалась у придворных, как пройти в Эрмитаж.

А те, желая подшутить над ней, ответили: «Через алтарь». Недолго думая, княгиня ринулась к святая святых. Узнав о поступке Дашковой, императрица рассвирепела. «Как Вам не стыдно! – воскликнула Екатерина. – Вы - русская и не знаете своего закона!»

По сей день в православном храме вход в алтарь разрешен только мужчинам, получившим на то благословение священника, например, церковнослужителям (алтарникам и чтецам). Женщинам же входить туда строго запрещено.

Подобный запрет объясняется вовсе не тем, что женщина является нечистым существом, как многие ошибочно полагают. Заходить в это священное помещение без благословения нельзя никому из прихожан. Однако священники дают данное благословение исключительно представителям мужского рода. Все дело в том, что в храме, а в особенности в алтаре, запрещается проливать кровь. Поэтому женщин сюда и не допускают из-за «ежемесячного непроизвольного течения».

Хотя из этого правила бывают и исключения. Так в женских монастырях в алтарь разрешено входить пожилым монахиням и нести там послушание. Однако и это тоже делается исключительно с благословения протоиерея.

А как у католиков?

Во всех христианских церквях алтарь занимает почетное место. Представители всех направлений христианства относятся к этому священному месту с особым трепетом. В католическом храме алтарь или пресбитериум находится за низенькой перегородкой, и никому не составляет особого труда ее перешагнуть. Однако делать этого не следует, так как обычным прихожанам подобное воспрещается точно так же, как и в православных храмах. Заходить в пресбитериум простым мирянам позволяется только в случае крайней необходимости.

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Устав горы Афон был утвержден в 972 году византийским императором Иоанном Цимисхия

Президент России Владимир Путин отправляется на святую гору Афон в Греции для того, чтобы отметить тысячелетие пребывания русских монахов на этой горе. Гора, или, вернее, полуостров площадью в 335 квадратных километров - крупнейшее в мире место, куда запрещен въезд женщинам и даже животным женского пола.

Если вы хотите посетить гору Афон, то первым делом необходимо представить копию паспорта Бюро паломников на горе Афон. Каждый день 100 православных и 10 неправославных паломников мужского пола приезжают на полуостров, чтобы провести трое суток в одном из 20 монастырей.

Женщинам въезд запрещен. Мужчины прибывают на гору Афон на пароме из одного из двух ближайших греческих портов.

Въезд женщинам был запрещен более тысячи лет тому назад. Они также не могут приближаться ближе, чем на полкилометра, к побережью полуострова.

Как говорит доктор Грэм Спик, автор книги "Гора Афон: Возрождение в раю" (Mount Athos: Renewal in Paradise), в уставе горы Афон, утвержденном в 972 году византийским императором Иоанном Цимисхия, говорится, что присутствие животных женского пола на полуострове запрещено, но женщины не упоминаются, так как в те времена "все знали, что женщинам запрещено входить в мужской монастырь".

По его словам, это было самым простым способом соблюдать целибат. Единственное, что отличает Афон от остальных монастырей, это то, что в данном случае весь полуостров считается одним большим монастырем.

Но есть и другие причины для запрета на въезд женщин - причины, связанные с православной традицией.

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Свято-Пантелеимонов монастырь может принять до 500 паломников

"Согласно одному из преданий, корабль, на котором плыла богородица на Кипр, попал в бурю, и его прибило к берегу Афона. Это место богородице так понравилось, что она попросила своего сына дать его ей в удел, и он на это согласился", - говорит Спик.

"Афон до сих пор называют "садом богородицы", и лишь она представляет свой пол на горе Афон", - добавляет он.

У всех правил есть исключения, и на горе Афон живут кошки.

"Там довольно много кошек, и, наверное, это к лучшему, так как они хорошо ловят мышей. Монахи как бы не обращают внимания, что на полуострове живут кошки", - говорит Спик.

Где еще в мире запрещено пребывание женщин

  • Храм Сабаримала на юго-западе Индии в Штате Керала. Женщинам от 10 до 50 лет, то есть тем, у кого может быть менструация, вход в храм запрещен. Противники этого запрета обратились в Верховный суд Индии с прошением отменить его
  • Гора Оминэ в Японии. Гора считается священной последователями сюгендо – японского синкретического учения, совмещающего буддизм, синтоизм и даосизм. На этой горе верующие мужского пола проходят сложные физические испытания
  • Герберштрассе в Гамбургском районе красных фонарей Санкт-Паули. Перед входом в район висит вывеска: "Несовершеннолетним и женщинам вход воспрещен"

___________________________________________________________________

Запрет означает, что молочные продукты и яйца на гору Афон приходится завозить.

"Они [монахи] почти не едят молочных продуктов. Немного сыра… Они любят сыр в салате", - говорит Спик.

"На Пасху они едят яйца – куриные яйца, которые они раскрашивают в красный цвет. Но их тоже надо завозить – куриц на горе нет".

Исключение также делается для диких животных, так как контролировать их перемещения на практике невозможно.

В том, что касается мальчиков, практика менялась.

"Согласно правилам, мужчина должен быть в состоянии отрастить себе бороду для того, чтобы получить разрешение посетить гору Афон. В Византийский период Афон также запрещалось посещать мальчикам и евнухам", - говорит Спик. Власти опасались, что какая-то женщина могла бы переодеться в мальчика или евнуха, и проникнуть на полуостров.

"Теперь мальчики часто приезжают на Афон, но лишь в сопровождении взрослого, обычно отца. Я там видел даже десятилетних мальчиков. Монахи к ним очень хорошо относятся".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Президент Путин впервые посетил Афон в 2005 году

Тем не менее, в прошлом женщины посещали гору Афон.

Во время гражданской войны в Греции 1946-49 годов монахи на горе Афон дали убежище стадам овец и другого скота из соседних деревень, и когда деревенские жители совершали набеги в поисках скота, то среди них были и женщины, и девушки.

В 1953 году некая Мария Поимениду провела на горе Афон трое суток, переодевшись в мужчину. После этого правительство Греции приняло закон, запрещающий женщинам посещать Афон. Нарушителям грозит до года заключения.

В 2008 году украинские нелегальные перевозчики людей высадили на полуострове Афон четырех женщин из Молдавии. Они были ненадолго задержаны полицией, но, по словам одного из полицейских, монахи их простили.

Это уже второй визит президента Путина в Свято-Пантелеимонов монастырь на горе Афон.

Первый раз он там побывал в 2005 году. Тогда большинство паломников были греками. Сейчас, говорит Спик, почти половина из 40 тысяч паломников, посещающих Афон каждый год, – выходцы из России. Свято-Пантелеимонов монастырь может приютить 500 паломников.

Почему женщина не может быть священником; почему женщин не пускают на Афон, в алтарь, на соборы? Что написано в Домострое об их правах и почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? "Нескучный сад" предлагаем вам ряд справок по этому поводу:

Почему женщин не пускают на Афон
Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Женщины на Поместных соборах
Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего патриарха Алексия II.
Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником
Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.
Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. ...Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. ...Поэтому священнический архетип (первообраз) - мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев , «Церковь в мире людей»).
Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.
Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание — это не просто традиция, — пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия Алексей Осипов . — Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.
Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.
Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.
Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие — тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников — Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907-1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе.

«Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, — считает иеромонах Иов (Гумеров) , преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. — Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно — это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос», Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: «Священство — состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника — не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода «христианского социального служения».

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить — все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, — действием собственной верности Богу».

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе «Церковь Духа Святого» разделяет служение царственного священства — общее всем верным, и служение управления — пастырство или «особое», иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом — как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. «Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего». Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?
Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев — только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.

Куда исчезли диакониссы
Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846-1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?
По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?
По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены
Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Никто не обижен?
Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!
Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!
А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века.
Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», — этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».

Юлия Данилова, главный редактор «НС»

Редакция благодарит диакона Михаила ЖЕЛТОВА за помощь в подготовке справочного материала.

Раздел сайта: - Паломничество по святым местам.
Греческая общественность возмущена недавним решением голландского суда и резолюцией Европарламента.

Напомним, в январе суд признал «противоречащим правам человека» закон Греции, который подтверждает право монахов Афонского монастыря не допускать женщин на Святую гору. Сразу же последовала официальная реакция: представитель правительства Христос Протопапас напомнил дотошным и сующим всюду свой нос европейским поборникам «прав человека», что право афонской монашеской республики запрещать женщинам посещать Святую Гору утверждено в договоре о присоединении Греции к ЕС и дискутировать здесь попросту не о чем.

«Тем не менее, как говорят китайцы, дорога в тысячу километров начинается с первого шага». Сейчас о правах женщин дискутируют во многих организациях ЕС; по юридической схеме, принятой в Евросоюзе, дело, рассмотренное голландским судом, вполне может дойти до европейского суда в Страсбурге.

Между тем, и в самой Греции встречаются полярные мнения. Есть и активные сторонники отмены упомянутого запрета. В частности, член европейского парламента от Греции Анна Караман у, которая убеждена, что «это решение было принято тысячу лет назад в эпоху черного средневековья в Европе», «отражает социальные реалии того времени» и «сегодня вместе с признанием равенства полов и прав женщин не может более быть действительным».

Особую позицию заняла первая греческая журналистка, которая занималась вопросами запрета посещения женщинами Афона, - Фотини Пипили:
«…Считаю, что причины ситуации, сложившейся на сегодняшний день, - в политике самой монашеской республики, в том, что Афон открыл свои двери всякого рода известным принцам, королям, актерам, кутюрье, парикмахерам и туристам со всего мира. Насколько мне известно, мистицизм и строгость Святой Горы были потеряны с того момента, как монахи начали ездить на джипах, пользоваться услугами и современными технологиями. Дорогу проторили сами монахи космополитической политикой последних десятилетий. Поэтому я считаю неприемлемым сохранение этой дискриминации, ведь монастыри финансируются в значительной мере из источников европейских граждан, мужчин и женщин. Я не могу принять того, что мне запрещают доступ к сокровищам Православия, малой частью которого я себя считаю».

О сохранении традиции в противовес всепроникающему модернизму напоминает, однако, известная певица София Воссу:
«…Несмотря, однако, на мое желание (отправиться с паломничеством на Афон - С.С.), мне кажется, что все надо оставить так, как это было определено традицией. Ведь не так уж плохо иметь какую-то традицию. Мне кажется, что все модернисты грозят дать нам некое общество, лишенное уважения и собственного «я»… Если, в конце концов, будет отменен запрет на посещение Афона, то это все равно, что отмена рождественской елки или самого Рождества. Я бы была первой, кто поехала на Афон, - если бы моя церковь согласилась. А пока я продолжаю хранить традиции моей церкви, поскольку я - православная христианка… Я уважаю церковь и ее законы».

Есть и более жесткие высказывания. Лианы Канелли - известной журналистки и телеведущей, сторонницы запрета на посещение женщинами Афона:
«Сегодня урбанизация и модернизм несут разрушение через развлечение. Часть Освенцима была превращена в дискотеку, таким образом, место величайшей трагедии стало местом отдыха. Есть компании, которые зарабатывают деньги на подводных туристических прогулках в места, где были проведены атомные подводные испытания… В этом мире вы считаете отмену традиционного запрета доступа женщин на Афон - прогрессом? В то время как доступ женщинам еще запрещен в Афинский клуб! В 1821 году Святая Гора приняла у себя женщин и детей, чтобы их спасти. В целом меня не очень интересует, имею ли я право пить кофе с кардиналами в Ватикане, или стоит ли создавать смешанные монастыри. Вера есть дело - сугубо личное. Но вот если кто-то захочет нарушить неприкосновенность Святой Горы, я приложу все усилия, или организую блокаду, чтобы им помешать…»

Министр культуры Греции Евангелос Венизелос на днях заявил, что греческое правительство не будет выполнять резолюцию Европарламента, призывающую снять запрет на посещение женщинами Афона (резолюция обязательного характера не носит). Министр, со своей стороны, подчеркнул, что Афон есть уникальная монашеская республика на севере Греции. Эта республика обладает особым правовым статусом. Тысячелетняя традиция, по которой вход женщинам на полуостров закрыт, - подтверждена конституционными актами Евросоюза и греческой конституцией.

Кроме того, добавил Венизелос, Афон - не единственное место в Европе, где сохраняются определенные запреты для женщин по религиозным соображениям. Министр прозрачно намекнул парламентариям на «двойные стандарты», заметив, что, по меньшей мере «странно - Европарламент занимается запретом женщинам посещать Афон и не обращает внимания, например, на тот факт, что в Ватикане в правительственных органах участвуют только мужчины, а глава государства избирается органом исключительно мужским по составу…»

Напомним, запрет посещать Афон женщинам существует более тысячи лет - еще с 9 века, когда византийские императоры постановили, что полуостров должен стать исключительным местопребыванием монахов.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – дипмонитирион. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

Монашеское государство Афон, расположенное на севере Греции, выступило с протестом против нарушения его границ женщинами. Священный кинот, управляющий орган двадцати афонских монастырей, направил официальное письмо протеста в адрес парламентской партии Леворадикальный союз (СИРИЗА). Депутат от этой партии Эвангелия Аманатиду-Пасхалиду была среди женщин, которые в январе демонстративно вошли на территорию Афона.

В послании с Афона говорится о "демонстративном и провокационном" нарушении аватона – векового запрета женщинам посещать Афон. Партия СИРИЗА пока не дала официального ответа на письмо.

Напомним, что 8 января 2008 года греческая полиция выдворила с границы монашеской республики Афон группу женщин, нарушивших тысячелетний запрет на посещение Святой Горы. Женщины тогда заявили, что совершили "символическое попрание" запрета на доступ к мужским монастырям Афона. Нарушительницы утверждали, что переступили границу монашеских владений, чтобы привлечь внимание к земельной тяжбе местных жителей с монахами.

Святая Гора Афон была провозглашена священным местом еще в указе византийского Императора Василия Первого в IX веке. Запрет на посещение Афона женщинам, так называемый "аватон", установлен в XI веке. Афон считается "уделом Пресвятой Богородицы", единственной из женщин, кто всегда незримо присутствует на Святой Горе. Вход на Афон закрыт не только женщинам, но даже животным женского пола, за исключением кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят мышей в монастырях.

История сохранила ряд случаев, когда неприкосновенность афонских владений для женщин нарушалась. Здесь укрывались женщины, спасавшиеся от преследований турецких властей после неудачного восстания в 1821 году, а также коммунистки из партизанского движения, участвовавшего в греческой гражданской войне 1945-49 годов. Кроме того, границы Афона нарушили несколько искательниц приключений и феминисток, которые протестовали против дискриминационного, по их мнению, запрета.

Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон для обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство Греции тогда заявило, что не будет отменять аватон.

Греческий уголовный кодекс прямо запрещает женщинам вход на Афон, нарушительницам грозит тюремное заключение. Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон в порядке обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство заявило, что по-прежнему будет уважать древнюю традицию.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как считать прибыль формула
Роялти по лицензионным договорам
Есть способ спрогнозировать поступление денежных средств на ближайший месяц