Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Генри дэвид тороуолден, или жизнь в лесу. Генри Торо: Уолден, или Жизнь в лесу Г д торо жизнь в лесу

Генри Дэвид Торо

Уолден, или Жизнь в лесу

ХОЗЯЙСТВО

Когда я писал эти страницы - вернее, большую их часть, - я жил один в лесу, на расстоянии мили от ближайшего жилья, в доме, который сам построил на берегу Уолденского пруда в Конкорде, в штате Массачусетс, и добывал пропитание исключительно трудом своих рук. Так я прожил два года и два месяца. Сейчас я снова временный житель цивилизованного мира.

Я не стал бы навязывать читателю всех этих подробностей, если бы не настойчивые расспросы моих земляков о моей тогдашней жизни, - расспросы, которые иные назвали бы неуместными, но которые мне, при данных обстоятельствах, кажутся, напротив, вполне естественными и уместными. Некоторые спрашивали меня, чем я питался, не чувствовал ли себя одиноким, не было ли мне страшно и т. п. Другим хотелось знать, какую часть своих доходов я тратил на благотворительность, а некоторые многодетные люди интересовались тем, сколько бедных детей я содержал. Поэтому я прошу прощения у тех читателей, которые не столь живо интересуются моей особой, если на часть этих вопросов мне придется ответить в моей книге. В большинстве книг принято опускать местоимение первого лица, здесь оно будет сохранено; таким образом эгоцентричны все писатели, и я только этим от них отличаюсь. Мы склонны забывать, что писатель, в сущности, всегда говорит от первого лица. Я не говорил бы так много о себе, если бы знал кого-нибудь другого так же хорошо, как знаю себя. Недостаток опыта, к сожалению, ограничивает меня этой темой. Со своей стороны, я жду от каждого писателя, плохого или хорошего, простой и искренней повести о его собственной жизни, а не только о том, что он понаслышке знает о жизни других людей: пусть он пишет так, как писал бы своим родным из дальних краев, ибо если он жил искренне, то это было в дальних от меня краях. Пожалуй, эти страницы адресованы прежде всего бедным студентам. Что касается других моих читателей, то они выберут из книги то, что к ним относится. Надеюсь, что никто, примеряя платье на себя, не распорет в нем швов, - оно может пригодиться тем, кому придется впору.

Мне хочется писать не о китайцах или жителях Сандвичевых островов, но о вас, читатели, обитающие в Новой Англии, о вашей жизни, особенно о внешней ее стороне, т. е. об условиях, в каких вы живете в нашем городе и на этом свете: каковы они, и непременно ли они должны быть так плохи, и нельзя ли их улучшить. Я много бродил по Конкорду, и повсюду - в лавках, в конторах и на полях - мне казалось, что жители на тысячу разных ладов несут тяжкое покаяние. Мне приходилось слышать о браминах, которые сидят у четырех костров и при этом еще глядят на солнце, или висят вниз головою над пламенем, или созерцают небеса через плечо, «пока шея их не искривится так, что уже не может принять нормальное положение, а горло пропускает одну лишь жидкую пищу», или на всю жизнь приковывают себя цепью к стволу дерева, или, уподобившись гусенице, меряют собственным телом протяженность огромных стран, или стоят на одной ноге на верхушке столба; но даже все эти виды добровольного мученичества едва ли более страшны, чем то, что я ежедневно наблюдаю у нас. Двенадцать подвигов Геракла кажутся пустяками в сравнении с тяготами, которые возлагают на себя мои ближние. Тех было всего двенадцать, и каждый достигал какой-то цели, а этим людям, насколько я мог наблюдать, никогда не удается убить или захватить в плен хоть какое-нибудь чудовище или завершить хотя бы часть своих трудов. У них нет друга Иола, который прижег бы шею гидры каленым железом, и стоит им срубить одну голову, как на месте ее вырастают две другие.

Я вижу моих молодых земляков, имевших несчастье унаследовать ферму, дом, амбар, скот и сельскохозяйственный инвентарь, ибо все это легче приобрести, чем сбыть с рук. Лучше бы они родились в открытом поле и были вскормлены волчицей; они бы тогда яснее видели, на какой пашне призваны трудиться. Кто сделал их рабами земли? За что осуждены они съедать шестьдесят акров, когда человек обязан за свою жизнь съесть всего пригоршню грязи?

    Оценил книгу

    Без цензуры!

    За грибками с мужичками водки взять и нах...й в лес, там ходить хрустеть сучками, в душу чтоб никто не лез. Пусть жена кусают с тёщей друг у друга локотьё, он ушел с друзьями в рощу, зае...ало, б...дь, нытьё. Поп...дели, посидели, водки выпили вагон. К дому надо в самом деле, баба выпишет прогон. Доктор Хаус советует: заканчивай с этой х...йнёй. Доктор Хаус советует: не начинай, если это возможно. Доктор Хаус советует мне, тебе пусть советует твой. Только будь осторожен, а если ты девочка - будь осторожна.
    © Самое большое простое число

    Мне мало надо!
    Краюшку хлеба
    И каплю молока.
    Да это небо,
    Да эти облака!
    © Велимир Хлебников

    Генри Дэвид Торо радикально предлагает решить все проблемы с пропиской и ипотекой: взять деревянный ящик наподобие гроба, провертеть в нём несколько дырочек, чтобы можно было дышать, и прятаться в него в случае дождя. Для всех остальных случаев кров не нужен, хотя я посмотрела бы, как он ледяным големом сваливается в такой ящик где-нибудь под Красноярском в феврале, а потом, словно в рассказе Прилепина, кто-нибудь находит его в этом ящике с замёрзшими слёзками на глазах. Конечно, Торо с ящиком чисто теоретизирует, и сам себя байкам про Диогена не уподобляет и в бочку не замуровывается. Однако он подаёт-таки наглядный пример того, что мировое потреблятство слишком уж наседает на человека. Строит себе скромную хижину на берегу Уолдена и живёт в ней некоторое время, выпадая из бесконечного цикла работа-дом-магазинчики. Питается, в основном, дарами леса, кое-чем с ленцой выращенным вокруг и немногочисленными нищебродскими запасами из цивилизованной жизни. Попутно он доказывает, что пирамида потребностей человека довольно сильно отклонена в сторону не самого необходимого, и если у человека есть книги, мысли и голова на плечах, то он может довольствоваться малым.

    Генри Торо довольно много работает руками, но всегда только в охотку, потому что он считает труд (не изнуряющее ежедневное монотонное ярмо, а нечто большее) облагораживающим, но ещё больше времени проводит, воспитывая в себе разум и чувства. Прогулки на природе вплоть до полного резонанса с ней, созерцание и размышления, чтение трудов великих авторов, разговоры с людьми искусства, написание собственных заметок - в этих занятиях Торо и проводит свой "академический отпуск". Результаты его раздумий мы можем прочитать как раз в этой книжке, собственно, первую его часть он посвящает, в основном, изложению собственных философских идей, и только затем переходит к бытовым мелочам, птичкам-белочкам и околонаучным изысканиям.

    Стоит ли читать Торо сейчас? Безусловно. Как по мне, так тема избыточности общества потребления актуальна сейчас, как никогда, и тот факт, что Торо писал свои заметки ещё в 19 веке, никак не влияет на её теоретические выкладки. С Торо, наверное, как раз и есть смысл начинать разрабатывать для себя тему потреблятства, если она так интересна. К тому же после прочтения книги, особенно первой части, чувствуешь, что немного очистился от всей этой окружающей нас шелухи, стал немного более острым и чётким. Не знаю, как по-другому это сформулировать. Именно "чище", но не в плане какой-то святой чистоты, а "чище" в значении "гораздо меньше лишнего".

    Оценил книгу

    Все это – вовсе не вымысел мой,
    Чтоб удивить красивой строкой.
    Можно ли ближе быть к небесам,
    Если мой Уолден – это я сам?
    Я над ним и ветер быстрый,
    Я и берег каменистый,
    Я держу в ладонях рук
    Его воду и песок,
    А глубинную струю
    Я в душе своей таю.

    Генри Торо - американский писатель, поэт и мыслитель, родился в 1817-ом году в Конкорде (Массачусетс), окончил Гарвард и в определенный период своей жизни, под влиянием Эмерсона (американский поэт, философ) увлекся идеей трансцендентализма (духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от "вульгарно-материальных" интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм), что подтолкнуло его к тому, что он провел два года и два месяца из своей недолгой жизни, уединившись в лесу, вне цивилизации. В результате появилась вот данная книга, где описывается жизнь человека в единении с Природой, шаг к самопознанию, акт уединения от мира во имя того, чтобы понять КТО Я ЕСТЬ.
    Это художественно-философская проза, написанная живым, гибким слогом, но несколько сложная в прочтении, в силу того, что в ней затронуты и раскрыты довольно интересные идеи о том, что чем ближе человек к Природе, к Творцу, тем счастливее и легче становится ему жить на Земле.

    Большинство людей, даже в нашей относительно свободной стране, по ошибке или просто по невежеству так поглощены выдуманными заботами и лишними тяжкими трудами жизни, что не могут собирать самых лучших ее плодов...
    Я вижу моих молодых земляков, имевших несчастье унаследовать ферму, дом, амбар, скот и сельскохозяйственный инвентарь; ибо все это легче приобрести, чем сбыть с рук. Лучше бы они родились в открытом поле и были вскормлены
    волчицей...

    Это слова Уолдена, рассказчика этой удивительной автобиографичной истории, поселившегося на берегу Уолденского пруда, где собственными руками построил хижину, обзавелся самым необходимым, без чего просто невозможно существовать, и в продолжении двух с лишним лет, жил исключительно трудом собственных рук, своими силами.

    Его обращение к человечеству, его философия заключается в том, что Человек - это неотделимая составная Природы, а цивилизация - это зло, подчинившее себе человека и жестоко его убивающее. Иными словами, Планета - это организм, совершенный в своей первозданности, который медленно пожирает рак, то есть цивилизация.

    Накопление собственности и заботы по приумножению ее изнуряют человека и гонят его стремглав по дороге жизни. Он едва успевает опомниться перед смертью и признать, что жизнь его пролетела впустую.

    Торо считает, что человек всю свою жизнь занимается пустой суетой, утяжеляя ее нагромождением из надуманных проблем, например, обзаводится абсолютно лишними вещами, без которых спокойно мог бы жить, или накоплением денег на совершенно ненужные траты, связывающие его по рукам и ногам, превращая в раба.

    Современное жилище представляет собой нелепое и разорительное сооружение, ни в какой мере не вызываемое потребностями человека, нечто среднее между лабиринтом, музеем, тюрьмой и усыпальницей.

    С мыслями, в некотором смысле, утопическими и не очень реальными (особенно, если оценивать их с высоты 21 века), невозможно согласиться полностью и безоговорочно. Но есть моменты, когда читаешь и усердно киваешь головой, удивляясь насколько он прав, говоря вот такую истину.

    Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни... Я не хотел жить подделками вместо жизни - она слишком драгоценна для этого; не хотел я и самоотречения, если в нем не
    будет крайней необходимости. Я хотел погрузиться в самую суть жизни и добраться до ее сердцевины...свести ее к простейшим ее формам, и - если она окажется ничтожной - ну что ж, тогда постичь все ее ничтожество и возвестить о том миру; а если она окажется исполненной высокого смысла, то познать это на собственном опыте...

    В книге прекрасные описания природы, которые я читала, упиваясь. Это передано настолько натурально и красочно, что будоражит душу, заставляет закрыть глаза и перенестись в мир Уолдена, в лес, который раскрыл перед ним свои двери и позволил насладиться покоем и умиротворением. Автор смог передать это самое состояние своему Читателю.
    Подчеркну еще раз, что текст не очень легок - в нем немало философии, сносок, выводов и мыслей, в которые нужно вчитываться. Но несмотря на это, эта книга - одна из самых достойных и важных из жанра Классика и из списка обязательных к прочтению.

Язык оригинала: Дата первой публикации: Издательство:

Ticknor and Fields: Boston

В этой книге Торо описывает свою собственную жизнь, тот её период, когда он в течение двух лет один жил на берегу Уолденского пруда в Конкорде, штате Массачусетс, а кроме того, делится своими соображениями о смысле бытия и о наиболее рациональном способе совмещения духовной деятельности с обеспечением необходимых материальных условий жизни.

Хижина, которую он выстроил собственными руками, стоит в лесу на расстоянии мили от всякого жилья. Пропитание он добывает исключительно трудом своих рук. Пользуется предметами первой необходимости, к которым относит пищу, жилье и одежду. По мнению Торо, современный человек выходит за рамки своих потребностей, вынуждает себя тратить время и силы, чтобы заработать деньги и приобрести на них то, что, сделай он собственноручно, обошлось бы ему гораздо дешевле и потребовало бы меньших усилий. Еду любой может добывать, работая на небольшом участке исключительно на себя, дом построить своими руками, как делал это Торо, носить простую, домотканую одежду. Тогда человек смог бы перестать быть рабом цивилизации и своим собственным, получил бы больше свободного времени на то, чтобы развиваться духовно. Общество отвлекает его от серьёзных дум. К тому же, по мнению Торо, люди общаются друг с другом слишком часто и не успевают приобрести друг для друга новой ценности. Однако при всей своей любви к одиночеству, Торо не является отшельником. Иногда к нему приходит до тридцати человек. Правда, наиболее полноценное и интересное общение происходит при небольшом скоплении народа. Если гость приходит один, он разделяет с хозяином скромную трапезу, если гостей оказывается больше, то все ограничивается пищей духовной, то есть беседами. Пока он живёт в лесу, к нему приходит больше людей, чем в любую другую пору его жизни; для него это - прекрасная возможность понаблюдать за ними.

Проезжающие мимо часто застают его за работой на земле, в частности, за возделыванием бобов. Работая без лошади, вола и батраков, он успевает с ними сдружиться, они привязывают его к земле, в них он черпает силу. Он не прибегает к помощи сельскохозяйственных пособий, поскольку для него не имеет значения объем урожая. Одновременно с бобами он «сажает» зерна духовных ценностей: искренности, правды, простоты, веры, невинности. Это для него важнее. Он превращает земледелие в истинно священное занятие, каким оно и было когда-то, и готов принести в жертву не только первые, но и последние материальные плоды своего надела.

После работы он не реже чем раз в два дня идёт в ближайший посёлок за новостями. Там, побывав в гостях у кого-нибудь из знакомых, выслушав новости, он ночью возвращается домой, и при этом никогда не сбивается с пути. Хотя заблудиться в лесу, на его взгляд, - незабываемое и поучительное ощущение. Пока человек не сбивается с дороги, он не постигает всей «огромности и необычности Природы». Уходя из дома, он никогда не запирает дверей. Однако его ни разу не обокрали. Он убеждён, что, если бы все жили так же просто, как он, грабежи были бы неизвестны, поскольку они происходят там, где у одних есть излишки, а у других нет и необходимого.

В радиусе нескольких миль от его хижины, помимо Уолдэна, есть ещё несколько прудов. Он описывает их жизнь, как жизнь живых существ. Прибрежные деревья ему кажутся ресницами, опушившими озера-глаза, утёсы - это брови, берега - губы, которые пруд облизывает. Вместо того чтобы ходить к учёным людям, он, как друзей, навещает некоторые редкие в тех краях деревья - чёрную берёзу, бук или какую-нибудь особенно высокую сосну. Однажды во время дальней прогулки он заходит в дом очень бедного многодетного ирландца, советует ему последовать его собственному примеру, отказаться от работы на хозяина, жить беззаботной жизнью и идти навстречу приключениям. Тогда, по мнению Торо, ирландец сможет справиться со своей нуждой.

Иногда, помимо стремления к духовной жизни, в нем просыпаются дикие начала, и он идёт ловить рыбу, охотиться. Однако если человек носит в себе семена духовности, то взрослея, он отказывается от подобных занятий. Так со временем поступает и Торо и почти полностью отказывается от животной пищи. Ему кажется, что в ней есть нечто крайне нечистое. Она мешает сохранению духовных сил и поэтического чувства. Если от неё отказаться полностью, разумеется, может произойти некоторое физическое ослабление тела, но не стоит об этом сожалеть, поскольку такая жизнь находится в согласии «с высшими принципами». Он не пьёт вина, а только чистую воду из пруда, так как хочет всегда быть трезвым. Если уж опьяняться, то только воздухом, считает Торо. Рядом с ним обитает множество животных: совсем приручившаяся дикая мышь, которая ест у него с ладони, куропатка со своими птенцами, чьи спокойные и мудрые глаза Торо кажутся столь же древними, как и само небо, которое в них отражается. Он становится свидетелем драки муравьёв, рыжих и чёрных, и чувствует при этом такое же волнение, как если бы перед ним находились люди. На пруду он наблюдает за гагарой, которая, пытаясь его перехитрить, целый день ныряет в пруд.

Ближе к зиме Торо выкладывает в своём доме очаг. Огонь очага тоже становится его другом. Глядя на огонь по вечерам, он очищает свои мысли и душу от скверны, накопившейся за день. Зимой мало кто из людей забредает в его хижину. Зато представляется отличная возможность наблюдать за животными. Около своего дома он разбрасывает недозрелые кукурузные початки, картофельные очистки, а затем с интересом следит за повадками привлечённых лакомством кроликов, белок, соек, синиц. Однажды ему на плечо садится воробей, он воспринимает это как отличие «более высокое, чем любые эполеты».

Зимой пруд засыпает и покрывается слоем голубого льда. По утрам на него приходят люди ловить окуней и щук. Деревенские жители и даже целые артели ледорубов запасаются на лето льдом.

Об Уолденском пруде в народе ходит поверье, будто он не имеет дна. В начале 1846 г., вооружившись компасом, цепью и лотом, Торо находит дно и измеряет глубину пруда.

В конце марта - начале апреля пруд вскрывается. Под воздействием солнечных лучей по утрам и ближе к вечеру он гудит, и тогда кажется, что это потягивается и зевает просыпающийся человек. Вся Земля для Торо - живое существо. Возвращаясь с юга, весной над прудом пролетают гуси, утки, голуби, ласточки, появляются лягушки и черепахи. Начинает зеленеть трава. Весеннее утро несёт прощение всех грехов и призыв к духовному возрождению. Торо считает, что люди должны жить в унисон с природой, прислушиваться к её заповедям. В жизни городов наступил бы застой, если бы дикая природа не соседствовала с ними, ибо для них она является источником бодрости. Человек желает одновременно и все познать, и оставить тайну природы неразгаданной. Ему необходимо знать, что существуют силы, превосходящие его собственные.

Так заканчивается первый год жизни Торо в лесу. Второй год очень на него похож, и автор его не описывает. 6 сентября 1847 г. Торо окончательно покидает Уолдэн.

Он уходит из леса по столь же важным причинам, по которым в нем поселился. Ему кажется, что он должен прожить ещё несколько жизней, а не идти по уже проторённой дороге. Если человек смело идёт к своей мечте, то его ожидает успех, которого не дано будничному существованию. Его жизнь в таком случае начинает подчиняться высшим законам, и он обретает высшую свободу. Чем более он упрощает свою жизнь, тем проще кажутся ему всемирные законы; одиночество, бедность, слабость перестают для него существовать. Необязательно даже понимание окружающих, поскольку в общей массе своей вокруг царят тупость и условности. Каждый должен постараться заняться своим делом, стать тем, кем он рождён быть. Если современное человечество и современный человек и могут показаться пигмеями, по сравнению с древними народами, то, по мнению Торо, нужно постараться стать «величайшим из пигмеев», заниматься изучением собственной души и её совершенствованием.

Мар 16, 2017

Уолден, или Жизнь в лесу Генри Дэвид Торо

(Пока оценок нет)

Название: Уолден, или Жизнь в лесу
Автор: Генри Дэвид Торо
Год: 1854
Жанр: Зарубежная классика, Зарубежная образовательная литература, Зарубежная старинная литература, Классическая проза, Литература 19 века, Философия

О книге «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвид Торо

Генри Дэвид Торо – выдающийся писатель и мыслитель XIX века. Его книга под названием «Уолден, или Жизнь в лесу» является главным трудом автора. Роман большей частью автобиографичен. Лирично-живописные картины природы в нем сочетаются с размышлениями над важными жизненными и философскими проблемами. Автор дает множество дельных советов касательно обустройства собственной жизни, которые актуальны и по сей день. Духовные темы, поднимаемые в произведении, содействуют формированию нравственного базиса существования человека. Выход из зоны комфорта, смелость следовать зову своего сердца, приверженность аскетизму, отказ от потребительской идеологии – вот основные темы данного труда, которые в наше время вызывают особенный эмоциональный отклик в душе думающего человека. Благодаря великолепному идейному наполнению роман будет интересно читать всем и каждому.

Весной 1845 года молодой Генри Дэвид Торо, глубоко заинтересовавшись трансценденталистскими воззрениями Эмерсона, принял решение отгородиться на какое-то время от социума и сосредоточиться на потребностях собственной личности. Для реализации этой цели он отстроил себе небольшой домик около Уолденского пруда, следствием чего стало написание одной из самых поразительных книг в мировой литературе: «Уолден, или Жизнь в лесу». На протяжении своего отшельнического существования больше всего времени писатель уделял добыче пропитания, плаванию и чтению. Так он прожил более двух лет. На своем примере автор хотел продемонстрировать современникам, стремящимся к успеху и материальному процветанию, что комфортно и с удовольствием можно жить и без всех этих общепринятых атрибутов благополучной жизни. Промышленной революции и начинающей зарождаться жажде потребления этот человек противопоставил безусловную свободу, одиночество, безмятежность и созерцательность.

Книга «Уолден, или Жизнь в лесу» включает в себя 18 небольших эссе, в которых Генри Дэвид Торо описывает свои наблюдения за звуками природы, запахами леса и воды, повествует о своих взаимоотношениях с лесными обитателями, а также приводит отрывки их собственных стихотворений. Таким образом, авторская история о двух годах, проведенных наедине с богатством и очарованием природы, стала настоящей классикой американской прозы, которая и в наше время пользуется огромной популярностью по всему миру. Произведение «Уолден, или Жизнь в лесу» написано настолько живо, красочно и поэтично, что возникает желание читать и перечитывать его снова и снова.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвид Торо в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвид Торо

Из города, полного отчаяния, вы попадаете в полную отчаяния деревню и в утешение можете созерцать разве лишь храбрость норок и мускусных крыс.

Надеюсь, что никто, примеряя платье на себя, не распорет в нем швов, - оно может пригодиться тем, кому придется в пору.

Старость годится в наставники не больше, если не меньше, чем юность, - она не столькому научилась, сколько утратила.

И Бог тоже одинок, а вот дьявол, тот отнюдь не одинок, он постоянно вращается в обществе, и имя ему Легион.

Не надо мне любви, не надо денег, не надо славы - дайте мне только истину.

Большинство людей ведёт безнадёжное существование. То, что зовётся смирением, на самом деле есть убеждённое отчаяние.

За что осуждены они съедать шестьдесят акров, когда человек обязан за свою жизнь съесть всего пригоршню грязи.

Не все книги так бестолковы, как их читатели.

Богатство человека измеряется числом вещей, от которых ему легко отказаться.

Я не говорил бы так много о себе, если бы знал кого-нибудь другого так же хорошо, как знаю себя.

Скачать бесплатно книгу «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Дэвид Торо

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пюре из брокколи, как варить брокколи Рецепты из капусты брокколи для детей
Домашние козинаки рецепт из семечек и арахиса Козинаки в домашних условиях с арахисом
Вкусное песочное печенье: рецепт с фото Приготовить печенье для детей