Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Есенин вольпин биография. Умер сын поэта сергея есенина, философ и диссидент александр есенин-вольпин

Сын поэта Сергея Есенина, Александр Есенин-Вольпин - единственный оставшийся в живых из его детей. Он известен как крупный ученый в области логико-математической теории. Философ, поэт, диссидент, он с 1972 года живет в вынужденной эмиграции, в американском Бостоне.


Его считают идеологом правозащитного движения, сорокалетие которого мир отметил в декабре прошлого года. Несмотря на возраст, Александр Сергеевич продолжает работать в повышенном темпе - публикует работы по логико-математической теории, ездит с лекциями по университетам США, активно сотрудничает с диссидентским движением. Возраста он не чувствует, живет своим делом. Вот и сейчас главная его цель - доказать правомочность своей математической теории.

А позади - полная нелегких приключений жизнь политически преследуемого ученого, ставшего на путь диссидентства в силу своего характера и убеждений.

- Александр Сергеевич, вас часто приглашают читать лекции в американских университетах. Вы интересуете их как математик или правозащитник?

В последнее время больше второе. Недавно меня пригласили сделать основной доклад в Колумбийском университете на Григоренковских чтениях, организованных Общественным фондом Григоренко и Гарримановским институтом. Пригласил меня Андрей Григоренко, президент фонда, сын и соратник диссидента, генерала Петра Григорьевича Григоренко. Чтения в этом году были посвящены 40-летию правозащитного движения. Я вспомнил о важности выступлений покойного Григоренко еще до начала нашего движения. На демонстрации 5 декабря 1965 года я не был с ним знаком. А вот в следующем году он уже сидел в моей квартире, и мы не могли выйти: дом был окружен гебистами.

- За 33 года вашей жизни вне родины о вас написано многое. А как бы вы сами определили свою роль в правозащитном движении?

Как не очень большую.

- Поясните?

На самом деле немалую роль играла моя физиономия, фамилия моего отца. Может быть, она помогала мне получить слово, но мешала говорить по существу. К борьбе за судебную гласность отец не имел никакого отношения: в те годы, когда он жил, ее просто не было. Эта тема возникла после смерти Сталина. И при любом выступлении я всегда сводил разговор к гласности, а от меня хотели слышать другое.

На той самой первой демонстрации 5 декабря 1965 года мы требовали гласности суда над Синявским и Даниэлем. Это был мой лозунг. Я его взял его из статьи УПК, где было записано: "гласность", "публичность", "открытость". А если "гласность" записана в законе, то мы и требуем соблюдения закона. Так за 20 лет до Горбачева мы заговорили о гласности.

А другой лозунг я сформулировал так: "Соблюдайте Конституцию!". Но почему-то наши объявили: "Уважайте!". И на том спасибо.

- О вашей "Памятке для тех, кому предстоят допросы" ходят легенды...

Она написана тоже исходя из позиции гласности и требования соблюдать процессуальные законы. А я их хорошо знал. Мой дед со стороны матери был известным адвокатом, оставил много литературы. Кроме того, я сам проштудировал все советские кодексы. Много занимался этим в ссылке. Плюс мой личный опыт и умение выводить следователей из себя. В "Памятке" я советовал допрашиваемым проверять каждую фразу написанного следователем протокола. С самого начала советовал уточнить: "А по какому делу вы меня вызвали?". А дальше на любой вопрос задавать встречный: "А какое это имеет отношение к данному делу?" и так далее.

Думаю, что если "Памятку" переписать применительно к сегодняшним законам, можно использовать и нынче. Ибо суть проблемы та же.

- На ваш взгляд, есть ли политзаключенные в нынешней России?

Иногда трудно провести границу между преследованиями по чисто политическим и по иным основаниям. Официально считалось, что в СССР политзаключенных нет; арестованным предъявлялись уголовные обвинения вроде "нарушения общественного порядка", "клеветы". После горбачевской перестройки, в 90-е годы, политзаключенных в России, насколько мне известно, действительно не было. Сейчас, видимо, снова появляются люди, оказавшиеся в тюрьме именно по политическим мотивам безотносительно к тому, по какой статье они обвиняются.

- Как вы лично пострадали от властей?

Да я особенно и не страдал. Два раза попадал в питерскую психушку. Да еще два с половиной года в ссылке, потому что при Хрущеве напечатал за границей "Весенний лист", где в стихах касался и темы репрессий. А к моменту начала движения мне было за 40, а той молодежи - за 20. Естественно, они прислушивались ко мне. В 60-е годы я уже и стихов не писал, а занимался математикой. Вот и только что свою последнюю работу отослал своему ученику в Голландию для публикации. Я говорю то, что думаю.

- Вы сейчас говорите уже о науке?

Обо всем. Нужно говорить правду. А люди не особенно заботятся о правде.

- А если сравнить время 60-х и сегодняшний правовой беспредел в России и в постсоветских республиках?..

Я хочу конкретно знать, в чем это выражается. Я знаю о деле Ходорковского, но не знаю сути бизнес-законодательства. Может, он и вправду нарушил какие-то запреты. Конечно, плохо, что он сидит. России нужны бизнесмены. А мне нужны факты. Вот я собираюсь ехать в Россию и, думаю, кое-что увижу. Конечно, если дадут визу.

- А вы удовлетворены, например, американской судебной властью?

Я не имел с ней столкновений по гражданской линии. Я удовлетворен тем, что она не вмешивалась в мои дела.

- Но вы наблюдаете жизнь вокруг себя. Как вы считаете, в этом государстве человеку легче или труднее?

Думаю, что не идеально. Голосую я за Демократическую партию. При ней несколько лучше, чем при республиканцах. А вообще здесь, конечно, лучше. Не столь уж многие стремятся отсюда уехать. Но имеющихся преимуществ недостаточно, чтобы оказать заметное влияние на Россию.

- Политику Белого дома по отношению к Ираку одобряете?

По-моему, Белый дом проиграл Ирак. Америка могла бы поумнеть. Я против того, чтоб гибли люди с обеих сторон. Нельзя было так грубо начинать войну. И с Саддамом можно было расправиться иначе. Боюсь, что республиканцы доведут до беды. Хотя я не консерватор, не реакционер. Большинство русских иммигрантов связывают себя с республиканцами. Мне этот выбор чужд. Я - беспартийный.

- А еще говорят, что вы безбожник.

Я - формалист. Если и отводить какое-то место мистике, это не значит, что нужно отказаться от идеи постижения мира разумом. Правда, я не делаю из этого мировоззрения. Сегодня можно доказать, что существует не один, а много миров. Отсюда следует, что я не верю в Творца как Единого создателя единого мира. Ибо таким образом мы сужаем восприятие Вселенной.

- Скажите, жизненный опыт меняет мировоззрение человека?

В молодости я любил повторять собственное изречение: "Жизнь - старая проститутка, которую я не брал себе в гувернантки". Постарел - понял, что опыт может и должен быть учтен. Главное - противостоять противонормальному опыту.

- Давайте немного о личном. Видел ли вас когда-нибудь ваш отец Сергей Александрович Есенин? Ведь вам был год и семь месяцев в декабре 1925 года, когда его не стало.

Видел. Лет так через двадцать после своего рождения я посетил дом в Ленинграде, где когда-то жил, свою квартиру. Так соседи по этажу рассказали, что Есенин приходил в отсутствие мамы посмотреть на младенца, то есть на меня, но я его не запомнил (смеется).

- А ваша мама не вышла замуж после этой любви?

Вышла. Мой отчим - известный химик Михаил Волькенштейн. В последние годы он жил один в Ленинграде, дожил до конца советской власти и умер в 1992 году.

- Вы поддерживали родственные связи со своими братьями и сестрой?

Да. С Костей, правда, особой близости не было, ибо он был членом партии. Он умер накануне чернобыльского взрыва, 25 апреля 1986 года. Татьяна жила в Ташкенте, умерла в 1992 году. А вот с Мариной, дочерью Кости, собираюсь встретиться в декабре в Москве. (Константин и Татьяна - дети Сергея Есенина от брака с актрисой Зинаидой Райх, позже женой Мейерхольда. – Прим. ред.).

- А с Георгием?

Он же рано погиб, в годы ежовщины... (Георгий - внебрачный сын Сергея Есенина и Анны Изрядновой. - Прим. ред.)

- Вы могли бы дать самому себе характеристику? Какой вы человек?

Скептик.

- "Все подвергай сомнению"?

По крайней мере, стараюсь.

- А в быту вы уживчивы?

Когда мне не мешают - уживчив. А мешают - не особенно.

- Если не секрет, кто ваша жена?

У меня их было четыре. С последней, Галей, мы сейчас разъехались. Она не выдержала моих безбожных взглядов.

- А какие из ваших работ для вас важнее всего?

Конечно, по математике. Я больше известен в области оснований математики как фундаменталист, хоть некоторые и любят повторять, что, прежде всего, я сын Есенина и диссидент. А вот последняя работа, которую я только что выслал для печати, очень эффектна. Уверен - пойдут разговорчики. Я ее всерьез намерен продвигать!

- Как же вам хватает на все это времени? Ведь уже за восемьдесят перевалило?

Времени у меня достаточно. Если мама прожила почти сто лет, то я собираюсь сто пятьдесят, а уж сто - сто десять-сто двадцать - это наверняка!

***

Родился Александр Сергеевич 12 мая 1924 года. Его мать - Надежда Давыдовна Вольпина (1900-1998), выдающийся литератор, переводчик (тысячи страниц переводов с немецкого, французского, греческого, туркменского, в том числе Овидия, Гете, Гюго и т. д.), автор мемуаров "Свидание с другом". В юности писала и читала с эстрады стихи. В 20-е годы примкнула к имажинистам, тогда и познакомилась с Сергеем Есениным. В начале 1924 года, после разрыва с Есениным, уехала из Москвы в Ленинград, где вскоре родила сына.

В Москву мать с сыном переехали в 1933 году. Александр Сергеевич окончил мехмат МГУ, защитил диссертацию по математике и получил направление на преподавательскую работу в Черновицкий университет (Украина). Там же был впервые арестован за чтение собственных стихов в кругу друзей - стихи были признаны антисоветскими. Признан невменяемым, помещен в ленинградскую психиатрическую больницу, вскоре отправлен в ссылку в Караганду на пять лет, но через три года, в 1953-м, после смерти Сталина освобожден по амнистии, вернулся в столицу.

А потом - опять наука, собственное направление - ультраинтуиционизм, десятки стихов. В 1961 году в Нью-Йорке был напечатан его сборник "Весенний лист" - для любителей поэзии, и "Свободный философский трактат" - для тех, чья совесть молчать не может.

К слову, издание "Весеннего листа" в Нью-Йорке - это второй после "Доктора Живаго" случай в истории советской литературы, когда за рубежом была напечатана книга без санкции властей и под настоящим именем автора.

А далее - целая череда новых "сумасшествий". Это он - автор большинства лозунгов правозащитного движения. Это он составил текст "Гражданского воззвания" - призыв к демонстрации 5 декабря 1965 года, организованной Владимиром Буковским в связи с арестом писателей Синявского и Даниэля.

Есенин-Вольпин автор самого известного в то время документа диссидентского движения - "Памятки для тех, кому предстоят допросы" (1968). Ее передавали друг другу преследуемые внутри страны, а в 1973 году она была напечатана в Париже.

Его забирали на Лубянку - и отпускали: не за что было ухватиться. Он напоминал властям, что инакомыслие не расходится с законом, а значит, не должно быть наказуемо.

Жена Вольпина Виктория вспоминала: однажды за три часа беседы со следователями Александр Сергеевич так их измотал, что они сдались, позвонили ей и сказали: "Забирайте!".

Он активно работал в Комитете по правам человека, созданного Дмитрием Сахаровым, Валерием Чалидзе, Андреем Твердохлебовым. Писал доклады о праве на защиту, о правах психически больных, о международных пактах о правах человека и т. д. В итоге в марте 1972 года власти дали Александру Сергеевичу понять, что лучше бы ему уехать из страны. И уже в мае того же года он эмигрировал в США.

Математик, публицист, поэт. Один из первых участников диссидентского движения.
Родился в Ленинграде в 1924 г. Сын поэта Сергея Есенина. В 1946 г. с отличием окончил механико-математический факультет Московского университета. Во время Отечественной войны не был призван в армию из-за психиатрического диагноза (клеймо душевнобольного сопровождало его все годы жизни в СССР). Еще в студенческие годы он стал известен как поэт, неоднократно выступал публично с чтением стихов. В 1949 г., окончив аспирантуру НИИ математики при МГУ и защитив кандидатскую диссертацию по математической логике, уехал работать в г.Черновицы (Украина). Там он вскоре был арестован органами госбезопасности за чтение своих стихов в кругу близких друзей и отправлен на принудительное лечение в Ленинградскую спецпсихбольницу. В 1950 г. после изменения приговора был выслан в Караганду, где подружился со знакомыми еще по Москве поэтами Наумом Коржавиным и Юрием Айхенвальдом.В 1959 г. Вольпина вновь поместили в психиатрическую больницу и продержали там около 2 лет. Тем временем за границей, по его желанию, были опубликованы его философское эссе под названием «Свободный философский трактат» и сборник стихов «Весенний лист» - второй после дела Бориса Пастернака случай, когда советский гражданин осмелился напечататься за границей под собственным именем без санкции властей. По выходе из больницы в 1961 г., Вольпин стал внештатным научным сотрудником Института научной информации (ВИНИТИ) и работал там до отъезда из СССР. Занимался реферированием и переводами зарубежной математической литературы, писал статьи для «Философской энциклопедии».
Есенин-Вольпин - один из основоположников правозащитной идеологии: он пропагандировал идею апелляции к советским законам с целью оправдания действий инакомыслящих. При этом он не только говорил об этом в кругу друзей, но и предпринял ряд практических шагов в рамках правового подхода к разрешению общественных коллизий. После ареста в сентябре 1965 г. писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского Вольпин составил (совместно с Е.Строевой и В.Никольским) текст «Гражданского обращения» с призывом собраться 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве на «митинг гласности». В конце 1967 – начале 1968 г. Вольпин стал одним из организаторов петиционной кампании вокруг «процеса четырех». Написанная им в 1968 г. «Памятка для тех, кому предстоят допросы» служила незаменимым пособием для диссидентов в их правовом противостоянии советской карательной системе.
Очередное заключение Вольпина в психиатрическую больницу (1968) вызвало широкую кампанию протеста среди советских и зарубежных математиков.
В ноябре 1970 г. Вольпин стал экспертом Комитета прав человека – независимой ассоциации, ставившей своими целями изучение проблем прав человека и правовое просвещение в СССР. Полтора года активно участвовал в работе Комитета, написал несколько докладов (о праве на защиту, о правах психически больных, о международных пактах о правах человека). В 1972 г. Советское правительство вынудило его эмигрировать в США. Там он продолжал заниматься наукой и правозащитной деятельностью.

В США в возрасте 91 года скончался сын великого русского поэта Александр Есенин-Вольпин.

15 марта в Бостоне (США) на 92-м году жизни скончался Александр Сергеевич Есенин-Вольпин - сын великого русского поэта Сергея Есенина и поэтессы Надежды Вольпин.

О смерти математика, поэта и советского диссидента Александра Есенина-Вольпина сообщают американские СМИ.

Александр Есенин-Вольпин читает «Никогда я не брал сохи...»

Его отец - поэт Сергей Есенин - покончил жизнь самоубийством, когда Александру был один год. Матерью была поэтесса и переводчица Надежда Вольпин. Родители были друзьями по литературному цеху, но в браке не состояли.

В 1933 году вместе с матерью переехал из Ленинграда в Москву, где в 1946 году окончил с отличием механико-математический факультет МГУ (в армию призван не был из-за психиатрического диагноза).

В 1949 году, окончив аспирантуру НИИ математики при МГУ и защитив кандидатскую диссертацию по математической логике, уехал работать в Черновцы.

Надежда Вольпин с сыном Есенина Александром

В 1949 году за «антисоветскую поэзию» был помещён на принудительное лечение в Ленинградскую спецпсихбольницу, в сентябре 1950 года как «социально опасный элемент» выслан в Карагандинскую область сроком на пять лет.

Амнистирован после смерти Сталина в 1953 году, вскоре после чего стал известен как математик, специализирующийся в области интуиционизма.

В 1959 году вновь помещён в спецпсихбольницу, где провёл около двух лет.

Он также как и отец писал стихи, которые читал в кругу друзей.

Свои стихи, распространявшиеся в самиздате и публиковавшиеся на Западе, подписывал фамилией Вольпин.

В 1961 году в Нью-Йорке вышла книга Есенина-Вольпина «Весенний лист» , в которую кроме стихов вошёл его «Свободный философский трактат» .

Основу математических и философских взглядов Есенина-Вольпина составляет крайний скептицизм - отрицание всех принимаемых на веру абстрактных понятий (Бога, бесконечности и т. д.), из чего вытекает необходимость строгого соблюдения формально-логических законов.

С начала 1960-х годов этот принцип он применяет к сфере права, первым из советских диссидентов выдвигая идею возможности и необходимости защищать права человека путём строгого следования советским законам и требования соблюдения этих законов от властей. Это правило становится одной из основополагающих концепций правозащитного движения.

В 1965 году Есенин-Вольпин становится организатором «Митинга гласности» , прошедшего 5 декабря на Пушкинской площади в Москве - первой в послевоенном СССР публичной демонстрации протеста. Основным лозунгом митинга, в котором приняло участие около 200 человек (включая оперативников КГБ), было требование гласности суда над арестованными незадолго до этого Андреем Синявским и Юлием Даниэлем.

Митингующие также держали плакаты с призывом «Уважайте Советскую Конституцию». На митинге раздавалось в качестве листовки составленное Есениным-Вольпиным «Гражданское обращение» , до этого распространявшееся организаторами митинга и сочувствующими. Прямо с площади Есенин-Вольпин был увезён на допрос.

Владимир Буковский, опираясь на найденный им в архиве секретный доклад КГБ СССР в Политбюро ЦК КПСС, считает, что кампания применения так называемой карательной психиатрии против диссидентов началась с упоминания в этом докладе 27 февраля 1967 года Петра Григоренко и Александра Вольпина как лиц «ранее привлекавшихся к уголовной ответственности и освобожденных в связи с психическими заболеваниями».

В феврале 1968 года Есенин-Вольпин был вновь заключён в спецпсихбольницу. В связи с этим ряд известных математиков подписали так называемое письмо 99 с протестом против насильственной госпитализации Есенина-Вольпина.

В 1969 году перевёл на русский язык и написал предисловие к книге П. Дж. Коэна «Теория множеств и континуум-гипотеза», излагающей доказательство независимости гипотезы континуума от остальных аксиом теории множеств.

В самиздате распространяется составленная им «Памятка для тех, кому предстоят допросы» , ключевым тезисом которой было утверждение, что нормы советского процессуального права вполне пригодны для того, чтобы на законных основаниях уклониться от соучастия в преследовании инакомыслия, не прибегая ко лжи или запирательству.

После освобождения, в 1970 году, он вступает в Комитет прав человека в СССР, сотрудничая с Юрием Орловым, Андреем Сахаровым и другими правозащитниками.

Александр Сергеевич Есенин-Вольпин

В мае 1972 года по настоятельному предложению советских властей эмигрировал в США, где работал в университете Буффало, затем - в Бостонском университете. Автор теоремы в области диадических пространств, получившей его имя.

К 80-летнему юбилею Вольпина в 2004 году диссидент Владимир Буковский внёс предложение наградить Вольпина премией имени Сахарова за его заслуги в правозащитном движении. Буковский сказал, что «болезнь» Есенина-Вольпина, от которой его «лечили» в психиатрических больницах, называется «патологическая правдивость».

Жил в Бостоне (штат Массачусетс).

С 1989 года неоднократно приезжал в Россию.

Есенин-Вольпин - один из героев документального фильма 2005 года «Они выбирали свободу» , посвящённого истории диссидентского движения в СССР.

Алекса́ндр Серге́евич Есе́нин-Во́льпин (англ. Alexander Esenin-Volpin ; 12 мая , Ленинград , РСФСР - 16 марта , Бостон , США) - советский и американский математик , философ, поэт, один из лидеров диссидентского и правозащитного движения в СССР , пионер правового просвещения в диссидентских кругах советского общества, сын Сергея Есенина .

Биография

Арестован 21 июля 1949 года по доносу. Обвинён в проведении «антисоветской агитации и пропаганды» (фактически - за написание и чтение в узком кругу знакомых стихотворений «Никогда я не брал сохи…», «Ворон» и других). Направлен на судебно-психиатрическую экспертизу. Признан невменяемым и был помещён на принудительное лечение в Ленинградскую специальную психиатрическую больницу . В сентябре 1950 года как «социально опасный элемент » выслан в Карагандинскую область сроком на пять лет. Освобождён 25 декабря 1953 года по амнистии. Вернулся в Москву.

Летом 1959 года получил приглашение от организационного комитета симпозиума «Об основах математики и теории бесконечности», устраиваемого Международным математическим союзом и Институтом математики Академии наук ПНР в Варшаве 2-8 сентября 1959 года. Оргкомитет предложил Вольпину принять участие в мероприятии и выступить на нём с докладом по математической логике. Получив приглашение, Вольпин обратился к властям СССР с прошением о выдаче ему заграничного паспорта, однако сразу же получил ответ, из которого явствовало, что психически неполноценным гражданам СССР заграничные паспорта не выдаются и за границу они не выпускаются. Тогда Вольпин переправил в Варшаву текст своего доклада, который был на симпозиуме оглашён от его имени с указанием, что власти не позволили советскому учёному приехать на симпозиум лично.

В 1959 году был вновь помещён в спецпсихбольницу за то, что передал за границу сборник своих стихов и свой «Свободный философский трактат» . В спецпсихбольнице провёл около двух лет.

Свои стихи, распространявшиеся в самиздате и публиковавшиеся на Западе, подписывал фамилией Вольпин. В 1961 году в Нью-Йорке вышла книга Есенина-Вольпина «Весенний лист», в которую, кроме стихов, вошёл написанный в 1959 году «Свободный философский трактат».

В 1962 году женился, супруга - В. Б. Вольпин (урождённая Хаютина); спустя ровно десять лет развелись .

В 1965 году Есенин-Вольпин становится организатором «Митинга гласности », прошедшего 5 декабря на Пушкинской площади в Москве - первой в послевоенном СССР публичной демонстрации протеста. Основным лозунгом митинга, на который собралось, по приблизительным оценкам, около 200 человек (включая оперативников КГБ и дружинников) , было требование гласности суда над арестованными незадолго до этого Андреем Синявским и Юлием Даниэлем ; митингующие также держали плакаты с призывом «Уважайте Советскую Конституцию ». На митинге раздавалось в качестве листовки составленное Есениным-Вольпиным «Гражданское обращение» , до этого распространявшееся организаторами митинга и сочувствующими. Прямо с площади Есенин-Вольпин был увезён на допрос.

В феврале 1968 года Есенин-Вольпин был вновь заключён в спецпсихбольницу. В связи с этим ряд известных математиков подписали так называемое «письмо девяноста девяти » с протестом против насильственной госпитализации Есенина-Вольпина.

В 1969 году перевёл на русский язык и написал предисловие к книге П. Дж. Коэна «Теория множеств и континуум-гипотеза», излагающей доказательство независимости гипотезы континуума от остальных аксиом теории множеств .

В самиздате распространяется составленная им «Памятка для тех, кому предстоят допросы» , ключевым тезисом которой было утверждение, что нормы советского процессуального права вполне пригодны для того, чтобы на законных основаниях уклониться от соучастия в преследовании инакомыслия, не прибегая ко лжи или запирательству. После освобождения, в 1970 году, он вступает в Комитет прав человека в СССР , сотрудничая с Юрием Орловым , Андреем Сахаровым и другими правозащитниками.

В мае 1972 года по настоятельному предложению советских властей эмигрировал в США, где работал в университете Буффало , затем почётный профессор Бостонского университета . По утверждению С. П. Новикова , однако, чтение Есениным-Вольпиным лекций успеха не имело, и в конце концов он занял должность библиотекаря .

К 80-летнему юбилею Вольпина в 2004 году диссидент Владимир Буковский внёс предложение наградить Вольпина премией имени Сахарова за его заслуги в правозащитном движении. При этом Буковский сказал: «Честно говоря, это Андрей Дмитриевич должен был бы получить премию имени Есенина-Вольпина. Алик был его учителем (в правозащитной деятельности)» . Буковский также сказал, что «болезнь» Есенина-Вольпина, от которой его «лечили» в психиатрических больницах, называется «патологическая правдивость». В. Б. Вольпин рассказывала, что «В 16 лет Алек дал зарок - никогда и ни при каких обстоятельствах не врать, даже по мелочам», - и так и жил .

Работы и взгляды

Является автором теоремы в области диадических пространств , получившей его имя.

Основу математических и философских взглядов Есенина-Вольпина составлял крайний скептицизм - отрицание всех принимаемых на веру абстрактных понятий (Бога , бесконечности и т. д.); из этого вытекает необходимость строгого соблюдения формально-логических законов. Начиная с 1961 г. Есенин-Вольпин разрабатывал концепцию ультрафинитизма - радикальную форму метаматематического финитизма , в которой отрицается бесконечность натурального ряда чисел.

Это привело его к внешне парадоксальному результату: Есенин-Вольпин поддерживал «увеличивающий» диагональный аргумент Кантора и отвергал «уменьшающий» аргумент Гёделя; он пытался доказать непротиворечивость системы аксиом Цермело-Френкеля и настаивал, что такое доказательство не будет означать доказательство противоречивости этой системы аксиом, что следовало бы из теоремы Гёделя, так как, по мнению Есенина-Вольпина, эта теорема Гёделя ошибочна.

Другим, далеко идущим следствием «увеличивающих» аргументов Есенина-Вольпина могло бы стать «взрывное» увеличение бытийных царств: помимо принятых в некоторых философских системах реального и идеального существования следовало бы признать дерево натуральных рядов промежуточных родов бытия. Это, в частности, полностью похоронило бы «аргумент» о «третьем человеке», выдвинутый Аристотелем против Платона.

С начала 1960-х годов этот же принцип радикального скептицизма Есенин-Вольпин применял к сфере права, первым из советских диссидентов выдвигая идею возможности и необходимости защищать права человека путём строгого следования советским законам и требования соблюдения этих законов от властей. Он сформулировал и стал отстаивать идею о том, что советские законы сами по себе вполне приемлемы, а проблема заключается в отказе со стороны государства следовать этим законам. Он убеждал своих единомышленников, что, если бы государство соблюдало свои собственные законы, граждане не оказались бы в положении бесправия и что ситуация с соблюдением прав человека изменится, если граждане будут активно добиваться от государства соблюдения законов . Это правило становится одной из основополагающих концепций правозащитного движения .

Оценки

Думаю, что Есенин-Вольпин не был никаким философом, а что касается математики, то я знаю, что он был очень незначительным в этой области

- Л. С. Понтрягин . Жизнеописание , Часть V

Примечания

  1. SNAC - 2010.
  2. Документы Инициативной группы по защите прав человека в СССР / Составители Г. В. Кузовкин, А. А. Макаров. - Москва, 2009.

Надежда Вольпин - поэтесса и переводчица, начавшая свой творческий путь на заре 20-го века. Однако наибольшую популярность ей принесли не столько ее сочинения, сколько роман с Сергеем Есениным, начавшийся в 1920 году. Биографии этой удивительной женщины и ее творчеству будет посвящена эта статья.

Надежда Вольпин: биография

Родилась будущая поэтесса 1900 года в Могилеве. Ее отец, Давид Самуилович Вольпин, был выпускником Московского университета и прославился переводом книги Дж. Дж. Фрезера «Фольклор в Ветхом Завете», на жизнь зарабатывал адвокатской практикой. Мать Надежды, Анна Борисовна Жислина, была преподавательницей музыки во многом благодаря тому, что еще в девичестве окончила Варшавскую консерваторию.

Сама Вольпин Надежда Давыдовна не пошла по стопам ни одного из родителей и, окончив так называемую «Хвостовскую» классическую гимназию в 1917 году, поступила в Московский университет на отделение физико-математического факультета. Однако иностранные языки, которые ей позднее так пригодились в жизни и позволили стать переводчицей, девушка освоила как раз в гимназии. К тому же в университете Вольпин проучилась чуть больше года, потом бросила, поняв, что естественная физика — это не ее призвание.

Насыщенная и яркая жизнь Надежды Давыдовны как поэтессы началась в 1919 году, когда она примкнула к имажинистам и стала работать в студии Андрея Белого «Зеленая мастерская». В этом же году произошло еще одно значительное событие в ее жизни.

Первая встреча с Есениным

Сергей Есенин и Надежда Вольпин познакомились в кафе «Стойло Пегаса», где отмечалась вторая годовщина Октября. По этому случаю в кафе собралось много поэтов, которые читали свои произведения со сцены. Есенин был одним из таких приглашенных гостей, но когда настала его очередь, он ответил конферансье, что ему, мол, «неохота».

Вольпин, присутствующая на вечере, была страстной поклонницей поэтому, набравшись храбрости, подошла к поэту и попросила прочитать стихи. Поэт, известный своей слабостью к женскому полу, не смог отказать прелестной девушке. В ответ на ее просьбу он поклонился со словами: «Для вас - с удовольствием».

С этого момента начались их частые встречи в этом кафе, после которых Есенин провожал девушку до дома. По дороге они много разговаривали о поэзии и литературе. Как-то Есенин даже подарил Вольпин книгу своих стихов с подписью «Надежде с надеждой».

Завоевание

Надежда Вольпин, воспоминания о Есенине которой были не всегда самыми приятными, про этот период их общения писала, что ей постоянно приходилось отбиваться от признаний поэта. Целых три года девушке удавалось держать Есенина на расстоянии, несмотря на искреннюю любовь к нему.

Во многом это было обусловлено тем, что на тот момент поэт был еще официально женат на у которой от него было двое детей. Есенин уже давно не жил с этой женщиной, но сам факт брака серьезно беспокоил Надежду.

Только в 1921 году влюбленные стали по-настоящему близки. Однако это не принесло им большой радости. Они часто ссорились, в основном из-за разгульной жизни поэта. Есенин признавался, что боится слишком сблизиться с Надеждой, поэтому так часто пропадает.

Роман Есенина с Айседорой Дункан

А в 1922 году начался скандальный роман поэта с известной танцовщицей Вольпин, гражданская жена Есенина, ничем не могла помешать этому союзу, да и не собиралась. Для нее это стало ударом. Положение усугубляло то, что все происходило у нее на глазах - круг общения у них с Есениным был общий.

Тем не менее когда поэт расстался с очередной своей пассией и пожелал вернуться, Надежда Вольпин приняла его. Возобновились совместные походы к знакомым, посещения кафе, посиделки дома. Постепенно она стала тем человеком, который доставлял быстро захмелевшего поэта домой. А Есенин напивался все чаще, ему начало казаться, что его преследуют. О своих страхах он не раз рассказывал Надежде.

Рождение ребенка

Вскоре Надежда Вольпин узнала, что беременна. Услышав об этом, Есенин не обрадовался, а заявил, что у него уже есть дети и ему вроде как достаточно. На это Вольпин ответила, что ей ничего от Есенина не нужно, и она не пытается его женить на себе.

После этого неприятного разговора Надежда уезжает в Петербург, решив порвать все отношения с поэтом. Их сын, Александр, родился в 1924 году, 12 мая, там же, в Северной столице. Надежда всячески старалась избегать возможных встреч с Есениным. Даже поселилась не у друзей поэта, которых он попросил приютить ее, а в маленькой, совершенно неудобной комнатушке. Есенин сильно бранил Надежду за это, но она не отступала от своего. Вольпин всегда стремилась к независимости и самостоятельности.

Мальчик был очень похож на Есенина. Поэт никогда его не видел, но часто спрашивал у знакомых, какой он. На ответ, что он вылитый Сергей в детстве, Есенин отвечал: «Так и должно быть, ведь она очень меня любила».

После гибели Есенина

Жить одной с маленьким ребенком было тяжело, и Надежда Вольпин начала зарабатывать переводами. В основном это были произведения европейских классиков: Вальтера Скотта, Мериме, Купера, Конан Дойла и других. Ей удавалось воспроизводить индивидуальный авторский стиль, а опыт поэта помогал с переводами стихов Гете, Овидия и многих других.

Во время Великой Отечественной войны Вольпин эвакуировали в Туркмению, в Ашхабад. Здесь она быстро освоила туркменский язык и занялась переводом национального фольклора и поэзии.

В годы репрессий Александра Вольпин-Есенина арестовали за антисоветскую деятельность. Для Надежды это было суровым испытанием, которое закончилось миграцией сына в США.

Жизненный путь поэтессы закончился в 1998 году, 9 сентября. В последние годы за ней ухаживала бывшая жена Александра - Виктория Писак.

Вольпин Надежда Давыдовна: творческий путь

Как отмечалось выше, творческий путь поэтессы начался в 1920-х годах, хотя стихи она пробовала писать еще будучи гимназисткой. Москва открыла новые возможности. В частности большой популярностью пользовались литературные кафе «Стойло Пегаса» и «Кафе поэтов». Вот одно из стихотворений Вольпин этого периода:

«Песни из горла рвутся,
На лбу кровавый пот…
Цепи твои, Революция,
Сердцу святее свобод!»

Однако более известна Вольпин как переводчица. Объем проделанной ею работы поистине колоссален - это тысячи текстовых страниц. Надежда Давыдовна была очень образованным человеком с широким кругозором и отличной памятью. Многие стихи поэтов знала наизусть. Эта же феноменальная способность к запоминанию помогла ей освоить и немалое количество иностранных языков. С 1970 года Вольпин начала работу над своими мемуарами, в которых подробно описывала поэтическую жизнь Серебряного века. Много внимания уделила жизни Сергея Есенина. Многие из этих работ ныне изданы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога