Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Часовые любви: жизнь и смерть фигуристки Людмилы Белоусовой. Легенду отечественного фигурного катания доконал рак Где сейчас проживают протопопов и белоусова

Людмила Белоусова, Олег Протопопов: Нас прятали в швейцарских отелях

В «Раздевалке» побывали олимпийские чемпионы 1964 и 1968 годов в парном катании Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Мы встретились в Лозанне на чемпионате Европы по фигурному катанию, завершившемся в минувшие выходные. Знаменитые спортсмены приехали сюда из деревушки Гринденвальд, где живут более двадцати лет. Арендуют квартиру в маленьком шале с войлочными вишнями в саду. Здесь они тренируются. Но не только для себя: Белоусова и Протопопов, несмотря на солидный возраст, по-прежнему участвуют в ледовых шоу.

Они эмигрировали в Швейцарию в 1979 году, не пожелав мириться с невостребованностью своего таланта на родине. Их имена были вычеркнуты из справочной литературы. А с них, собственно, и началось парное катание. Они высоко подняли планку, которая и сегодня не преодолена. Нет, не по элементам — по красоте катания, чистоте линий, любовному диалогу мужчины и женщины на льду.

Людмила, москвичка, инструктор юных фигуристов в парке имени Дзержинского в Марьиной роще, и Олег, моряк Балтийского флота из Ленинграда, познакомились в 1954 году на третьеразрядном семинаре по фигурному катанию в Москве. И вскоре встали в пару. А поженились спустя три года.

ЛИСИЙ ВОРОТНИК

Людмила Белоусова : — У меня был мальчик в Москве. Но когда я переехала в Ленинград и мы стали кататься, больше узнала Олега и, естественно, начала сравнивать. И поняла, что моя жизнь немыслима без фигурного катания, поэтому мы становились все ближе и ближе друг к другу. Олег был свободен. Он еще служил во флоте, и мы имели возможность тренироваться только тогда, когда его отпускали с корабля. В 1956 году он демобилизовался.

Олег ухаживал за мной трогательно. Даже один раз воротник оторвал. Мы гуляли, на мне было пальто с лисьим воротником. Пошли на детскую горочку покататься, я поехала вниз, а Олег испугался, схватил меня за ворот. И лиса осталась у него в руках.

Когда мы поженились, у Олега, недавно вернувшегося со службы, ничего не было, кроме бушлата и бескозырки. К счастью, его мама, когда он уходил на флот, сохранила его комнату — 9,8 квадратных метра в коммуналке. Там мы и обосновались.

Олег Протопопов: — Нашими соседями были милиционер с женой Дорой и двумя детьми: Сашей и Верой. Вот ребята гуляют во дворе, а мать им кричит: «Сашка, Верка, иди, перденься (переоденься. — Прим. авт .), кому говорю, перденься». Они чистили зубы одной щеткой вчетвером. Так мы прожили довольно долго, и только после того, как в 1964 году выиграли Олимпийские игры, нам дали однокомнатную квартиру.

Л.Б.: — В первые годы нашей совместной жизни, когда нас одолевало хроническое безденежье, я, студентка института железнодорожного транспорта, частенько таскала мужа в свою студенческую столовку. Мы брали меню и, закрыв названия блюд, выбирали самые дешевые. Но что хорошо было: на столе всегда стояли хлеб и горчица, которыми можно было насытиться.

«САРАФАННОЕ РАДИО»

— Нас упрекали в излишней театральности, — продолжают Белоусова и Протопопов. — В 1972 году было принято решение не посылать нас на Олимпийские игры в Саппоро. Через шестнадцать лет в «Собеседнике» Уланов признался, что уже за два года до той Олимпиады им с Родниной были запланированы олимпийские золотые медали. И поэтому в 1970 году на чемпионате Союза, когда мы обыграли их в обязательной программе, а Роднина с Улановым были на восьмом месте, все всполошились. И на следующий день наши соперники стали первыми, а мы четвертыми. А ведь до этого у нас был разрыв в 13 баллов! Нам только на пузе надо было кататься. И если бы нам поставили даже средние баллы, мы все равно должны были выиграть. Попросту дали «зеленый свет» атлетическому стилю, создав в парном катании монополию. Хотя борьба двух стилей, направлений дала бы, убеждены, нечто большее, выдающееся.

В 1973 году мы перешли в Ленинградский балет на льду. В ЦК нам говорили, что мы артисты, а в балете, что спортсмены. Семь месяцев ходили мы туда и обратно, к секретарю по культуре Кругловой, а потом — к Фурцевой, а та звонила Кругловой, чтобы нас приняли...

Шесть лет мы проработали в балете инкогнито. Наших фамилий не было ни в афишах, ни в программках, разве что во вкладышах к ним. Но их хватало буквально на два города. А гастролировали мы часто: в Караганде, Запорожье, Челябинске. Но наши поклонники всегда знали, что мы будем выступать, и по «сарафанному», как мы называли, радио это друг другу передавали.

Мы говорили: «Давайте сделаем классический балет на льду». «А что, — интересовались они, — Протопопов заставит нас работать в десять раз больше?» Резонно. Протопопов бы выжал то, что надо! В общем, это было бесполезно. Но все-таки мы попытались научить классике полтруппы, уверяли: «Ребята, кто хочет заниматься, мы поможем. Но чтобы не пить, не курить. Увидим кого с сигаретой — выгоним». Короче, человек двадцать набралось, приходили, учились. И, видимо, какое-то влияние мы стали на них оказывать, потому что однажды репетиции отменили. А почему? Потому что, мол, артисты утром устают, а вечером плохо катаются. Но ведь мы были старше. А как же балетные тренировки: класс — четыре часа? Это наша профессия. Нет! И отменили.

В одном из документов, направленных в отдел культуры обкома партии было сказано, что мы стоим поперек дороги Ленинградского балета, наносим ему вред. Дело в том, что наш репертуар не вписывался в репертуар балета. У нас были свои костюмы, постановки, хореография. Мы были полностью независимыми, и это, безусловно, ущемляло тех, кто хотел нами управлять. Мы исполняли «Умирающего лебедя» Сен-Санса, «Лунную сонату» Бетховена, а эти номера объявляли спортивными. А те постановки намного опередили время. Баюл танцевала «Умирающего лебедя», а мы за двадцать лет до нее это сделали. Мишкутенок с Дмитриевым исполнили «Грезы любви». Многие прошлись по нашему репертуару, в том числе и, царство ему небесное, Гриньков, они с Гордеевой тоже однажды «Грезы...» взяли.

ЛАМПОЧКА ИЛИ СОЛНЦЕ?

За год до побега Белоусовой и Протопопова их квартиру в Ленинграде обворовали, украли все медали. Им позвонили в Москву, разыскав их у журналиста Аркадия Галинского. Звонил начальник Ленинградского угрозыска. Примерно такой диалог получился: «Я нахожусь в вашей квартире. Что у вас там было?» «А что, уже ничего нет? — спрашивают фигуристы. — Вы, наверное, по красному телефону звоните? Скажите, справа на полочке стоит пластинка?» «Да, стоит». «Вот и хорошо, музыка есть, коньки с нами, значит, все будет…»

Они и из страны умчались без каких-либо ценностей. В одном из интервью Чайковская сравнила их с лампочкой на голом проводе, которую приняли за солнце. Это об их квартире. Когда ее вскрыли, то кроме лампочки, болтавшейся на шнуре, ничего не обнаружили: всю обстановку они отдали родственникам Людмилы, остальное раздарили.

— У вас были подготовлены отступные пути?

Л.Б.: — Абсолютно нет. Нас пригласил швейцарский импресарио, сперва мы выступали в Германии, а последние гастроли были в Швейцарии. И уже здесь мы решили: «Все, хватит!» Нам сразу же предоставили политическое убежище, точнее через две недели после того, как выпустили на волю. Нас же в первые дни по гостиницам прятали от кагэбэшников. Даже не знаем, в каких отелях мы жили. Нас перевозили из города в город за счет государства. Потом, когда нас «открыли», то подписали разрешение на местожительство.

— Почему вы выбрали Гринденвальд?

О.П.: — Нам нужно было тренироваться, а кататься было негде. Наши друзья начали обзванивать все катки, спрашивать, где в Швейцарии есть лед в сентябре. Оказалось, что только в Гринденвальде имеется — с июня до Пасхи, а в других местах лед только в октябре заливают. То место, где нашелся кусочек льда, и стало нашим домом. Мы устроились в комнатке гостиницы, которую содержали наши знакомые фигуристы. И очень быстро уехали по контракту в американское шоу «Айс Коппейс».

ВЕРНОСТЬ ПОИСКУ

— Как вы отнеслись к тому, что ваши имена тотчас вычеркнули из всяческих справочников, они и поныне там отсутствуют?

О.П.: — Нормально, мы ведь стали врагами народа. Семь лет назад, когда в Питере праздновали столетие отечественного фигурного катания, нас вроде бы приглашали туда, прислав буклет, где говорилось, что история парного катания началась с Жука, а сразу за ним упоминалась Роднина. Правда, единственное, что там было — наша фотография, старая-престарая, поцарапанная вся, ее даже не могли заретушировать. И просто наши фамилии, набранные мелким шрифтом. Но мы не обижаемся. Нечего было родину предавать.

Журналист Башкатов из Киева, претендовавший на роль летописца нашего вида спорта, написал книжку «Верность поиску». А нас охарактеризовал так, что можно было только догадаться, что это мы: «После того как Станислав и Нина Жук закончили свою карьеру, на их место пришла другая пара, которая занимала высокие места на Олимпийских играх и мировых первенствах, но в общем-то они выбрали удобный момент и по-воровски убежали из Советского Союза, не пожелав работать тренерами. И сгинули в мире частной собственности. И хватит о них!» И такая фраза была: «Всем надоели эти элегические па. Им стало тесно рядом с бреющим полетом». То есть это был намек на нашу программу «Размышления» Массне. Кроме того, автор упражнялся в графомании что ли, постоянно употребляя словосочетания типа: пластическое фигурное катание, пластическое вдохновение и так далее. В книге из двухсот страниц он сто четыре раза употребил слово «пластический», поэтому я в ответ сочинил четырехстишие, которое вынес бы в эпиграф:

Когда читаешь «Верность поиску»,

Свербит навязчивый вопрос:

Не есть ли это сочинение

Сплошной пластический понос?

— Вы могли бы уехать раньше?

О.П.: — В 1973 году Дик Баттон пригласил нас на Кубок мира среди профессионалов. За победу нам выдали четыре миллиона японских иен, что равнялось пятнадцати тысячам американских долларов. Но на пять тысяч мы купили эластик для балета, потому что артисты в кордебалете катались с дырками на штанах между ног. Мы привезли пятьдесят метров черного эластика и пятьдесят розового. Я думаю, что они потом еще долго в этих штанах катались, перекраивая их. Но для того чтобы отдать им эту ткань, нам пришлось преодолеть массу препятствий, идти в обком и просить о том, чтобы они приняли и отдали балету этот сувенир. Нам отвечали: «Мы от частных лиц подарков не принимаем, мы государственная организация». А умные люди сказали нам: «Зачем вам это надо было? Взяли бы пятнадцать тысяч и свалили бы сразу». Но тогда у нас и помыслов об отъезде не было.

Гастроли нам предлагали многократно. Владелец ревю «Холидей он айс» Морис Чалп предлагал пять тысяч долларов в неделю, никто из фигуристов столько не получал. Он приходил в Министерство культуры, спорткомитет и убеждал чиновников, что за месяц выступлений мы заработаем и привезем в СССР двадцать тысяч. Потом недоумевал: «Вы что, идиоты, отказываться от таких денег?» Но нас не отпускали. Помню, на соревнованиях в Колорадо он зазвал нас к себе в гостиничный номер, где стол ломился от яств, там были черная и красная икра, коньяк и прочее. Чалп полагал, что «расколет» нас. Мы проговорили, наверное, часа три. Я никак не мог втолковать ему: «Вы знаете, мы советские люди и не имеем права решать частные вопросы, мы можем решать их только коллективом».

Причем это была наша искренняя позиция. Мы были большими патриотами.

— Как все-таки развеялись ваши патриотические идеи?

О.П.: — Видите ли, когда вам постоянно капают на мозги, вы копите определенную информацию и приходите к неизбежным выводам. Нас вызывали на показательные выступления за границу. Звоним в обком с тем, чтобы получить разрешение на выезд. Нам говорят: «Позвоните, пожалуйста, через три дня. Товарищ Журавлева еще не приехала». Врут! Потом опять: «Ой, вы знаете, она вышла. А товарищ Скворцов уехал в Москву». Я эти ответы на магнитофонную пленку записывал. И, в конце концов, целая пленка набралась. Прослушав ее, мы поняли, что с нами играют и что, оказывается, никто не может решить этот вопрос. А формулировки типа «обком не против вашего выезда за рубеж, но только с коллективом» нас не устраивали. Проанализировав все это, мы пришли к мнению, что нам невозможно противостоять власти, она все равно нас задушит. И потом мы были уже в возрасте: мне исполнилось 47, а Людмиле — 44. По театральным меркам нас давным-давно, в 38 лет, могли отправить на балетную пенсию, собрав худсовет из всех этих бездарей — фигуристов с «улицы», которые ничего не сделали для фигурного катания, но входили в руководство.

Но если бы мы имели партбилеты, с нами бы уже так не разговаривали, поэтому мы подали заявление в партию. Секретарем нашей парторганизации был Александр Яковлев, тезка и однофамилец идеолога перестроечных времен. Прошло два года — никакого ответа. Спрашиваем: «Саша, как дела?» Он мнется: «Вам никто рекомендации не дал». Как же так?! Нам дали рекомендации Тамара Николаевна Москвина, Петр Тимофеевич Толстихин (ныне директор спортивно-концертного комплекса Санкт-Петербурга) и одна виолончелистка из балета. Но Яковлев настаивал: «Ничего не могу сделать. Идите в райком».

Пришли в райком к некоей Бариновой. Говорим, так-то и так-то, два года ждем. Она произнесла: «Да, но у нас есть люди не менее достойные, чем вы. В первую очередь мы принимаем рабочий класс». И тогда мы убедились, что все кончено, и любым способом надо покинуть страну. Нас бы никогда никуда не выпустили. А мы хотели кататься.

— Вам не хочется побывать в России, посмотреть, что у нас происходит?

О.П.: — Посмотреть — нет, потому что мы в курсе всех российских событий, «ловим» ОРТ по спутниковой связи и каждый день смотрим новости, в частности, программу «Время». А вот если нам предложат выступить, мы с удовольствием приедем. Мы еще можем удивить всех своими номерами, хотя мне на будущий год исполнится 70.

— Кто должен вас пригласить?

О.П.: — Наверное, руководители Национальной федерации фигурного катания.

— А может, не только они? Вы личности мирового масштаба. Таким наследием должны гордиться и первые лица государства. Пригласил же экс-президент России на родину Солженицына, Вишневскую и Ростроповича.

Л.Б.: — Ростропович — другой уровень. Думаю, нынешний Президент может пригласить Олега в качестве двойника. Многие отмечают, что двадцать лет назад Олег был вылитый Путин. Он и сейчас на него очень похож.

НАША СПРАВКА

Людмила Белоусова. Родилась 22 ноября 1935 г. в Ульяновске. Выступала за спортобщество «Локомотив» (Ленинград).

Олег Протопопов. Родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Выступал за спортобщество «Локомотив» (Ленинград).

Белоусова и Протопопов катаются вместе с 1954 г. Чемпионы Олимпийских игр 1964, 1968 гг., чемпионы мира и Европы 1965 — 1968 гг. Награждены двумя орденами Трудового Красного Знамени. В 1979 г. эмигрировали в Швейцарию. Живут в Гринденвальде. С 1995 г. имеют швейцарское гражданство.

ЛЮДМИЛА БЕЛОУСОВА И ОЛЕГ ПРОТОПОПОВ

Легендарные фигуристы, создавшие гармонию не только в парном фигурном катании, но и в семейной жизни.

В 1971 г. Майя Плисецкая написала в предисловии к книге Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова «Золотые коньки с бриллиантами»: «Их спортивные выступления поднимаются до уровня настоящего искусства. Фигуры, созданные этим дуэтом, подобны фрагментам классического балета, а лиризм, удивительная пластичность и тонкая музыкальность, продуманность поз и жестов, замечательная синхронность – все это выходит за рамки спорта, способствует цельности впечатления. Сочетание искусства и спорта таит в себе неисчерпаемые возможности: сила и красота, ловкость и композиционная завершенность превращают их выступления в концертный номер. Это не просто набор обязательных движений для соревнований. Это красивое балетное адажио на коньках…»

Весной 2003 г. в Санкт-Петербург из Швейцарии прилетели легендарные фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Впервые за последние 24 года. Их лично пригласил председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов. Даже те, кто в силу своего возраста не мог видеть их феерических выступлений на льду, знают: дуэт Белоусова – Протопопов – первая советская пара, завоевавшая, причем дважды, «золото» на зимних Олимпийских играх.

Благодаря их ярким победам на мировых и европейских первенствах в СССР начался бум фигурного катания, которое в конце концов стало культовым видом спорта. Миллионы болельщиков, сидя в зале или включив телевизоры, следили за финалом «Гран-при» в Северной столице. Фантастическое по красоте, музыкальности, всплескам эмоций действо проходило в знаменитом ледовом дворце «Юбилейный».

Мало кто знает, что этот дворец в рекордные сроки был построен… по просьбе Олега Протопопова. Об этом он сам рассказал журналистам: «После победы на Играх 1964 г. в Инсбруке нас вместе с другими олимпийцами принял Хрущев. Не знаю, что меня тогда будто в спину подтолкнуло, но, сознавая, что не за себя прошу, я подошел к нему и сказал, что в городе на Неве абсолютно отсутствуют условия для полноценных тренировок и выступлений. Хрущев строго глянул на пытавшегося удержать меня за локоть председателя союзного Спорткомитета Машкина и буркнул: «Жулик ты!» Машкин до боли сдавил пальцами мой локоть…»

Как ни странно, не очень-то жаловавший спорт генсек вскоре распорядился о возведении в Ленинграде ледового дворца, который был открыт в 1967 г. как раз к юбилею Октябрьской революции – отсюда и название. Девять лет назад рядом с дворцом была установлена бронзовая скульптура работы Леонида Могилевского: этакий застывший фрагмент одного из шедевров Белоусовой и Протопопова – танца «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса.

Прославленный мастер фигурного катания Олег Алексеевич Протопопов родился 16 июля 1932 г. в Ленинграде. Несладким было его детство: девятилетний мальчуган чуть не погиб в самые страшные зимние месяцы ленинградской блокады. Его мама, Агния Владимировна, в прошлом балерина, работала медсестрой в госпитале, где один за другим умирали от голода люди. Видел он и горевшие в сентябре 1941 г. продовольственные Бадаевские склады, и уходящий под воду Ладоги грузовик с детьми, которых вместе с ним эвакуировали на Большую землю по ледовой Дороге жизни.

Вернувшись в родной город, Олег решил поступить в какую-нибудь спортивную секцию Дворца пионеров, поскольку был он очень слаб и не мог даже отжаться руками от пола. Однако набор детей был уже закончен, и мальчик стал заниматься в музыкальном кружке. Как-то зимой, увидев, как ребята на фигурных коньках скользят вокруг клумбы в саду дворца, он сбегал домой за своими «хоккейками», стал возле ледовой площадки и буквально замер, наблюдая за фигуристами.

Олега заметили и приняли в секцию. На тренировки не раз приходил сам патриарх отечественного фигурного катания Николай Панин. Он говорил юноше: «Ты будешь хорошим фигуристом. Только не ленись». В чем, в чем, а в лености его упрекнуть было нельзя. Недаром уже в 1948 г. Олег разделил третье-четвертое места на всесоюзном молодежном первенстве, а через два года стал вторым. И тогда же его призвали в армию, а точнее на флот.

В конце зимы 1952 г., когда Протопопова перевели на службу в родной город, он в часы увольнений стал появляться на стадионе «Динамо». Опытный специалист, экс-чемпион страны в парном катании А. Б. Гандельсман посоветовал Олегу тренироваться в паре с Маргаритой Богоявленской. Не все у них было гладко, однако на первенстве СССР 1953 г. они получили диплом за третье место. Это произвело впечатление на командование воинской части, и матросу Протопопову разрешили чаще бывать на тренировках, а в конце года даже отпустили на тренерский семинар в Москву.

Там, на первом тогда в стране искусственном ледяном «пятачке» 9?9 метров, Олег познакомился с общественным инструктором юных фигуристов из парка им. Дзержинского в Марьиной Роще Людой Белоусовой, которая была всего на три года его моложе. Они покатались вместе и в тот же день решили попробовать свои силы в спортивной паре. Но это, как оказалось потом, сделать было не так уж просто, поскольку Олега – военного моряка – не могли перевести служить в Москву.

Тогда Людмила решила перейти учиться в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, успешно сдала экзамены и поселилась в студенческом общежитии. В декабре 1954 г. они впервые вышли вместе на лед ленинградского катка. С этого момента начался их совместный тернистый путь к «звездам». Белоусова и Протопопов «привлекали в союзники музыку», чтобы она была главным компонентом программ. Чайковский, Шопен, Сибелиус, Рахманинов, Лист, Бетховен… Они работали над тем, чтобы на льду создавался неповторимый эмоциональный художественный образ.

Проникнутый особой лиричностью, стиль катания Белоусовой-Протопопова по сей день остается эталоном выступления двух влюбленных друг в друга и в свой вид спорта людей. Самый знаменитый их танец «Грезы любви» на музыку Ференца Листа, который они сами поставили за рекордно короткие 10 минут, принес спортсменам в 1964 г. первые золотые олимпийские медали. Он же осязаемо передает их непостижимую семейную гармонию, о которой Людмила скажет: «Она уже не от нас зависит, а от кого-то свыше».

Никогда ни над одной программой – показательной или спортивной – они не работали так быстро, так слаженно и целеустремленно: «Скорее, скорее, скорее! Мы должны сказать о том, что нас переполняет. О том, конечно, как любим друг друга. Какое это замечательное чувство. И как замечательно понимать друг друга. И это вовсе не грезы, а сама жизнь. Реальность. Хотя она и может показаться чудом, сном, грезами. Но мы сами создали это чудо. И показываем всем: да, чудо есть, но оно плоть от плоти – наше. И вы тоже можете сотворить его. Захотите только. И мы надеемся, что вы тоже попадете под влияние этой замечательной музыки, этих великих чувств. Вы помчитесь вместе с нами к светлой мечте, осуществить которую, при желании, дано каждому из нас…»

Протопопов до сего дня не носит обручального кольца. «Когда в 1957 г. мы поженились, у нас попросту не было денег не только на кольца, но даже на скромное свадебное торжество, – рассказывает он. – Я тогда только-только демобилизовался, оттрубив 5 лет в боцманской команде на Балтийском флоте. Все, что умел, – дочиста драить палубу, все, что имел, – черный суконный бушлат, бескозырку и два рубля в кармане флотских клешей.

И вот мы с Людмилой отправились расписываться в райсовет, что на Московском проспекте в Ленинграде. Там нам проштамповали паспорта, взяв рубль двадцать за услугу. Домой возвращаться нужно на троллейбусе – это еще по 20 копеек на билет для каждого. Оставшиеся 40 пытаюсь незаметно сунуть в руку суетившемуся вокруг нас гардеробщику. Тот ошарашенно глазами сверкнул: мол, что же ты меня подобной мелочью-то обижаешь…»

В этом же году молодожены заняли второе место на чемпионате СССР в Москве. Они уступили Нине Бакушевой и Станиславу Жуку, опередив других своих земляков – Майю Беленькую и Игоря Москвина, который впоследствии стал их тренером. В 1958 г. снова всесоюзное «серебро», дебют на чемпионатах Европы в Братиславе (девятое место) и мира в Париже (тринадцатое), а через два года в США – девятое место на своей первой зимней Олимпиаде.

Затем было «золото» на II Спартакиаде народов РСФСР в Свердловске, 6 раз они выигрывали чемпионаты СССР и четыре года подряд поднимались на высшие ступеньки пьедесталов почета первенств Европы и мира. Первые золотые медали в истории советского фигурного катания Белоусова и Протопопов завоевали в 1964 г. на IX Белой Олимпиаде в австрийском Инсбруке.

Здесь советские спортсмены победили двукратных чемпионов мира и шестикратных чемпионов континента Марику Килиус и Ганса-Юргена Боймлера из ФРГ, которым заранее прочили титулы олимпийских чемпионов. «Русские фигуристы открыли новую эру в этом виде спорта», – писала одна швейцарская газета, восторгаясь ленинградской парой, сочетавшей изумительную артистичность, лиричность, музыкальность с высочайшим техническим мастерством.

В феврале 1968 г. в Гренобле 12 тыс. зрителей стоя аплодировали двукратным олимпийским чемпионам Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову. Они показали великолепную безошибочную обязательную программу, а через три дня восхитительную произвольную, под музыку «Лунной сонаты» и Пятой симфонии Бетховена, фрагментов из концерта Рахманинова. После своей второй победы на Олимпиаде супруги продолжали выступать. Они занимались с ленинградскими фигуристами, и среди их учеников есть известные тренеры, например Николай Великов. В 1973 г. Белоусова и Протопопов стали солистами Ленинградского балета на льду.

В то время они «жили от зарплаты до зарплаты, получая за зарубежные гастроли по 10 долларов в сутки». Поначалу это очень сильно их задевало. Но как-то раз во время прогулки Олег разговорился со знаменитым оперным певцом Борисом Штоколовым: «Мы жили в одном доме, который все называли “дворянское гнездо”. Он рассказал, что спел в Финляндии партию Бориса Годунова. И получил за это все те же 10 долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за 5–6 минут пребывания на льду такие деньги платили. Так что мы еще были достаточно высокооплачиваемыми работниками».

В середине 60-х гг. они были гордостью советского спорта, а в конце семидесятых покинули страну и стали «изменниками Родины». Или, как теперь принято называть, первыми в среде советских спортсменов такого уровня эмигрантами. В 1972 г. их практически выжили из сборной, не давали вовсю развернуться и после завершения спортивной карьеры в Ленинградском балете на льду. Легендарным фигуристам уже в открытую говорили о том, что надо уступать дорогу молодым, но они не желали покидать лед. Спустя шесть лет, во время гастролей в Швейцарии, Белоусова и Протопопов попросили политического убежища.

То, что фигуристы остались на Западе, не имело никакой диссидентской подоплеки. Олег всегда подчеркивал, что он и Людмила прежде всего артисты и хотят продолжать заниматься своим любимым делом, тем, что им больше всего удается. Свою жизнь за границей они начали с того, что заключили контракт с американским балетом на льду и спустя полтора месяца после побега уже вовсю гастролировали. Их не смущали всяческие бытовые лишения и отсутствие собственного угла, а то, что жить долгое время приходилось в средней руки отелях, что называется, на чемоданах, олимпийских чемпионов абсолютно не волновало.

«Когда мы объявили, что в Россию больше не вернемся, к нам тут же приставили двух полицейских, которые первым делом забрали наши советские паспорта. Больше мы никогда их не видели», – вспоминают сегодня Людмила Евгеньевна и Олег Алексеевич. – Потом стали перевозить из одного отеля в другой, соблюдая всяческие меры предосторожности. До сих пор мы не знаем названия тех мест, где нас прятали. Было тяжело, но все эти переживания казались вторичными. Главное – мы были на льду, могли спокойно тренироваться…»

С тех пор олимпийские чемпионы ни разу не хотели хотя бы ненадолго навестить Родину. В их откровенных, обстоятельных ответах на любые вопросы, связанных с жизнью в СССР, давно не сквозила прежняя обида, но напрочь отсутствовало и чувство ностальгии: «Мы отрезали от себя прошлое раз и навсегда. Мы люди очень решительные… К тому же каждый день в своем доме в Грюндевальде смотрим ведущие российские каналы. Мы в курсе всех событий вашей сегодняшней жизни. Достаточно посмотреть новости пять минут, чтобы отпала всякая охота приезжать…»

Но вместе с тем, прожив вдали от Родины уже двадцать пять лет, прославленные спортсмены утверждают, что по-прежнему остались русскими людьми. В 1996 г. они получили швейцарское гражданство, и сегодня Олег Алексеевич законный швейцарский пенсионер. Они очень благодарны этой стране потому, что считают, что именно она сохранила им жизнь. Прежде всего творческую. Однако прекрасно понимают, что все-таки они – не ее герои, поскольку никогда под ее флагом не выступали. В Швейцарии свои легенды – горнолыжные. Белоусова с Протопоповым уверены, что навсегда останутся в истории как «русские олимпийские чемпионы».

Между тем функционеры советского спорта не однажды пытались вычеркнуть их из народной памяти. В справочнике «Все о советских олимпийцах» (издание 1985 г.) их имена даже не упомянуты. А в 1988 г. на зимних Олимпийских играх в Калгари они чуть было не стали причиной политического скандала. Наряду с олимпийскими чемпионами прежних лет организаторы пригласили Белоусову и Протопопова принять участие в показательных выступлениях. Но в последний момент были вынуждены направить факс с извинениями и уведомлением о том, что их номер в гала-концерте отменяется. Оказалось, тогдашний председатель Госкомспорта СССР Марат Грамов выдвинул канадцам ультиматум: если эти «изменники Родины» выйдут на лед, советская делегация официальную церемонию закрытия Игр попросту проигнорирует. А чуть позже в газете «Известия» появилась еще и статья, утверждающая, что двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов собирались устроить в Калгари «политический скандал».

«То, что отношение к нам изменилось, я почувствовал лишь в 1991 г., на чемпионате мира в Мюнхене, – вспоминал Протопопов. – Тогда впервые в составе русской делегации не приехали сотрудники КГБ, и наши тренеры и туристы стали подходить к нам и здороваться. До этого же, только завидя меня или Людмилу, они перебегали на другую сторону…»

Сегодня Олегу Алексеевичу Протопопову 71 год, Людмиле Евгеньевне Белоусовой – 67 лет. Летом 2005 г. они планируют отметить уникальную дату – 50 лет совместных выступлений на льду. Более 20 лет назад легендарные фигуристы сами сняли о себе фильм. В него вошли все программы, которые Людмила и Олег прокатали за свою карьеру. Съемки были осуществлены в канун 50-летия главы семьи. «У нас был выбор – либо купить дом, либо сделать фильм, и мы выбрали второе. На запись мы потратили 80 тыс. франков. Мы арендовали лед на 3 недели, закупили профессиональную аппаратуру, которую было очень сложно приобрести. Все боялись, что мы сделаем фильм и перевезем его в Россию. Но пока фильм еще в черновом варианте, записаны только программы на льду, может быть, добавим еще какие-нибудь комментарии», – рассказывал журналистам Протопопов.

Кроме того, они владеют богатейшим документальным архивом выступлений лучших фигуристов XX столетия. Спортсмены намерены завещать его любимому виду спорта и считают, что творчество их пары слегка опередило время: «К нашей гармонии музыки и движений фигуристы придут только в наступившем веке».

Тренируются они по 3 часа в день на общественном катке под открытым небом в городском парке. Любители массового катания с уважением уступают дорогу олимпийским чемпионам. «Я, знаете ли, чувствую за собеседника неловкость, когда слышу вопрос: “А когда вы закончите выступать?”, – говорит с насмешкой Протопопов. – Никогда не закончим. Как птица, пока может махать крыльями, летает. Так и мы, пока можем кататься, будем на льду».

Еще они ежегодно уезжают в двухмесячный отпуск на Гавайи, занимаются там любимой подводной охотой: «Мы люди достаточно обеспеченные и деньги предпочитаем тратить на здоровье. Хотя, если послушать, как сегодня живут “новые русские”, то по сравнению с ними мы “нищие“». Олег Алексеевич с гордостью рассказывает, что благодаря правильному рациональному питанию и системе очищения организма от шлаков по Малахову они с Людмилой влезают в костюмы, в которых выступали еще на Олимпиаде 1968 г. «Мы даже праздников никаких не отмечаем, чтобы не нарушать режим. Застолье, обильная еда, вино… Зачем? У нас же на следующий день тренировка!»

Несмотря на то что у прославленных спортсменов нет детей, сейчас они ни о чем не жалеют: «Годичный перерыв, связанный с рождением ребенка, мог бы сказаться на результатах, изменить Людмилину фигуру. Мы были вовлечены в мир фигурного катания настолько, что даже и не думали об этом. А потом, когда решили уехать, дети остались бы в Союзе в заложниках и в итоге вынудили бы нас вернуться… И тем не менее, мы счастливые люди. Нас помнят на льду. Нас видят на льду».

У знаменитых фигуристов по-прежнему каждый день тренировка и четко спланированный график показательных выступлений. Удивительно, но, несмотря на большое количество мастеров одиночного катания, они являются в Швейцарии… единственной спортивной парой, продолжая восхищать всех грациозностью, слаженностью движений, одухотворенностью. Их до сих пор помнят и любят на родине: «Мы получаем тысячи писем и больше всего как раз из России. Недавно вот пришло одно из Сибири. Зовут в гости. Есть там, оказывается, два таких села – Белоусово и Протопопово. Стоят себе рядышком, и никто не знает, почему они так называются…»

В марте 2003 г. на тренировочном катке «Юбилейного» было столпотворение: спортивные функционеры, юные воспитанники спортшколы, журналисты и убеленные сединами питерские интеллигенты с книгами и старыми фотографиями пришли посмотреть на своих кумиров. Назвать происходившее действо тренировкой было бы неправильно – это был бенефис для избранных. Ведь, как считают специалисты, такого скольжения, как у Олега Протопопова и Людмилы Белоусовой, нет практически ни у кого из современных парников.

В ближайших планах двукратных олимпийских чемпионов, которые от обращения по имени-отчеству отказываются наотрез, отдых на Гавайях, где они, как всегда, займутся виндсерфингом, потом будут тренироваться в Лейк-Плэсиде, выступят в столице зимней Олимпиады-80, а также в Бостоне. В ходе встречи в офисе Вячеслава Фетисова, в которой принял участие троюродный брат Протопопова, легендарный советский хоккеист Александр Рагулин, гости из Швейцарии исполнили «гимн» – написанное на их слова музыкальное произведение их друга, американского композитора Джулиана Ламберта. В этой песне есть замечательные слова, которые могли бы стать девизом этой супружеской и спортивной пары: «Мы вместе, пока живем».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Протопопов - последняя карта Наши надежды на царя разбились, и мы находились в очень подавленном состоянии. Мы решили в будущем уже не рассчитывать на непостоянство царя, а действовать больше при посредстве министров. На них можно было легче воздействовать и при помощи

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО ЛЮДМИЛА (киноактриса: «Отчий дом» (1959), «Белые ночи» (1960), «До будущей весны», «Леон Гаррос ищет друга» (оба – 1961), «Мой младший брат» (1962), «Стряпуха» (1966), «Цыган» (1967), «Человек бросает корь» (1968), «Разведчики» (1969), «Служебный роман» (1977), «О бедном

Из книги Воспоминания. Том 1. Сентябрь 1915 – Март 1917 автора Жевахов Николай Давидович

Глава LII. Министр внутренних дел А.Д. Протопопов Кто способен видеть за внешними выражениями факта его психологию, тот скажет, что, несмотря на величайшие огорчения, причиняемые Государю Императору Думой, Его Величество добросовестно желал совместного с нею

Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-4 автора Тимофеев Николай Семёнович

Михаил Протопопов «ЖИВЫХ ПРОГЛОТИМ ИХ, КАК ПРЕИСПОДНЯЯ, И - ЦЕЛЫХ, КАК НИСХОДЯЩИХ В МОГИЛУ…» Предлагаемая вниманию читателя документальная повесть посвящена подлинной истории жизни моего отца, казачьего офицера Алексея Михайловича Протопопова (1897–1988).Здесь нет ни

Из книги Реальность и мечта автора Ульянов Михаил Александрович

Людмила Максакова Есть люди, которым судьба подарила «звездное» происхождение, и они с того момента становятся ее захребетниками, на самом деле ничего собой не представляя, светя отраженным светом, транжиря то, что волею случая было дано им от рождения.Людмила Васильевна

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Людмила Зыкина Любишь ты землю, Людмила, Не зря ты на ней прожила. Все, что любила, скупила, Все, что росло, сорвала. Платье в брильянтах надела, Стала фаянс собирать. Так по любви и раздела Бедную

Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла Николаевна

Людмила Максакова Он для нее - опора, стенка, И фигурально, и буквально. Облокотившись на Фоменко, Она играет

Из книги Владимир Высоцкий без мифов и легенд автора Бакин Виктор Васильевич

Людмила КОТИКОВА 31). Людмила КОТИКОВА - Кундуз, управление 201-й МСД, 370-й отдельный потдивизион, 1985-87 г.г.:Алла Миранкова права, в жизни каждого человека есть тот миг, когда нужно подвести черту и сделать выводы.А у меня был партийный билет в кармане… и перспектива

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Петр Фоменко. Энергия заблуждения автора Колесова Наталия Геннадьевна

Людмила Заря серебряного века, этого столь высоко чтимого ныне русского ренессанса культуры, искусства и настойчивых духовных поисков, забрезжила еще лет за десять до прихода «календарного» XX века. Забрезжила без особого шума. Не возвещали ее приход ни фанфары, ни

Из книги автора

Из книги автора

Дарья Белоусова. «Играйте небо!» Мы только поступили (мне было 17 лет), в ГИТИСе шел «Борис Годунов». В памяти осталась мелодия стиха. По-моему, Петр Наумович был очень увлечен поисками ритмической интонации, и когда мы параллельно на курсе начинали делать «Деревню», он нас

В июне 1979-го был подписан стандартный контракт о европейских гастролях Ленинградского балета на льду. Казалось бы, рядовое событие даже для СССР – выезды за границу людей искусства всегда поощрялись, ведь только так можно было продемонстрировать, что «и в области балета мы впереди планеты всей». Двукратные олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов должны были стать, как принято сейчас говорить, хедлайнерами шоу, но, как оказалось впоследствии, у звёздной пары были свои планы. 24 июня того же года состоялось их выступление в Москве. Последнее выступление в сезоне – дальше начиналась подготовка к европейскому турне. Никто из зрителей не догадывался, что это выступление станет последним для пары на родной земле на долгие 30 лет. А сами спортсмены не вернутся в СССР, в очередной раз бросив вызов себе и всей системе.

И вечный бой…

Белоусова и Протопопов – легенды фигурного катания. Но не менее легендарной остаётся и их привязанность друг к другу, не ослабевающая со временем. И если кто-то не верит в любовь на все времена, просто посмотрите на эту пару. Кажется, что они были созданы друг для друга. И не встреться они на рядовом семинаре для спортсменов в 1954-м, они пересеклись бы в другое время и в ином месте. Но не состояться их встреча просто не могла бы.

Первую преграду им предстояло преодолеть уже на самом старте. И Белоусова, и Протопопов начали заниматься фигурным катанием не просто поздно – беспримерно поздно. Юлия Липницкая в 15 лет стала олимпийской чемпионкой в команде, а Людмила и Олег до этого возраста ни разу не надевали фигурные коньки. В нынешнее время, реши кто-то в таком возрасте начать серьёзную карьеру в фигурном катании, на него посмотрят как на умалишённого, а ни один серьёзный тренер не станет тратить время на столь бесперспективное дело.

Художники на льду

Им пришлось учиться в рекордно короткие сроки. Технический арсенал оставлял желать лучшего, и даже на советской арене им не удавалось стать лучшими, про мировую и говорить нечего. На своих первых международных турнирах, которыми стали чемпионаты мира и Европы 1958 года (серии Гран-при тогда не существовало), они не сумели обойтись без падений. Спустя два года они поехали на свою первую Олимпиаду в Скво-Вэлли, где заняли девятое место. На этом бы и остановиться – пара и так добилась того, что казалось практически нереальным, да и возраст партнёра приближался к 30. Остановиться? Как бы не так!

Они смогли догнать и перегнать соперников в технике. А в артистизме, выразительности и «компонентах программы» им не было равных уже тогда. Та сила любви, которая была у пары, просто не могла не отразиться на стиле катания – их по праву называли художниками на льду. С девятой попытки они выигрывают чемпионат Союза, забираются на пьедестал европейского первенства. И как итог – победа на Играх в Инсбруке-1964. А затем вновь совершают крутой вираж (как часто, говоря о Белоусовой и Протопопове, применяешь этот оборот) – вскоре дуэт отказывается от сотрудничества с тренерами и решает готовить программы самостоятельно.

Сами себе тренеры и хореографы, они добыли второе золото на Олимпиаде и установили рекорд, когда на ЧМ-1968 все судьи единодушно выставили им 6,0 за артистизм.

«Старикам здесь не место»

Логически рассказ должен был продолжиться примерно так: «Но всему приходит конец, подошла к нему и карьера наших чемпионов». Но Белоусова и Протопопов не остались бы в истории, если б спокойно подчинялась логике. Они решили продолжить карьеру, но спортивные чиновники с этим не согласились. Паре стали мягко намекать баллами, что пора бы дать дорогу молодым, потом намёки становились всё жёстче. Когда на национальном чемпионате 1970 года дуэт впервые за долгое время остался без наград, а как следствие – без главных турниров, Протопопов не выдержал и сказал, что их пару целенаправленно задвигают, потому что в фигурном катании стал делаться акцент на силовое катание, а об искусстве на льду забыли.

Олег был прав и неправ. Неправ в том, что тогда они могли бы бороться с Родниной и Улановым на равных и в том, что искусство не ценилось. Фигурное катание всегда развивается по спирали. И в наше время болельщики спорят, что лучше – артистизм Волосожар/Транькова или суперсложность элементов Дюамель/Редфорда . А прав в том, что уж за медали союзного первенства они были готовы сражаться, даже когда им уже под 40.


Non, je ne regrette rien…

Обида от того, что их «ушли» из спорта, дала выход через несколько лет – когда в сентябре 1979-го, выступая на гастролях ледового балета в Швейцарии, Белоусова и Протопопов стали невозвращенцами. По этому поводу хорошо выразился скульптор Эрнст Неизвестный , сравнив побег с тем, как если б о политическом убежище попросили бы «Рабочий и колхозница». Впоследствии оба не раз говорили, что бежали не за деньгами, а за возможностью развиваться и оставаться в спорте. Спорт был для них государством, а лёд – его столицей. И когда выгоняют из «страны» своих сердец, зачем остаться в стране своих паспортов? Они и не остались.

В СССР их всеми силами пытались забыть. Моментально лишили звания заслуженных мастеров спорта, их имена вымарывались из списка советских олимпийских чемпионов и протоколов уже состоявшихся соревнований. На турнирах по фигурному катанию действующим спортсменам было запрещено общаться с «предателями». Тем, кто рискнёт нарушить предписание, дома грозил серьёзный нагоняй.

Но и у дуэта дела в Швейцарии обстояли далеко не так радужно. Они побыли центральными фигурами новостей какое-то время, но дальше о Белоусовой и Протопопове начали забывать. Гражданство им быстро не дали, а это значит, что они вновь стали «невыездными» - но уже в Европе. И всё же это была свобода. Свобода творить, не оглядываясь ни на кого, свобода делать программы, как раньше – только для двоих. И ещё для зрителей небольшой альпийской страны, которая всё же стала для них новой родиной. Уже рухнул Союз, можно было возвращаться, а швейцарского гражданства у пары так и не было. Но они остались. «Мы окончательно порвали с прошлым, и ни о чём не жалеем», - говорили они. Гражданами Швейцарии они стали только в 1995-м и сразу удивили всех в который уже раз – пара решила поучаствовать в Играх в Нагано-98! Если бы это случилось, состоялся бы рекорд на все времена, но швейцарская федерация фигурного катания не стала поддерживать эту авантюру.

Преданность катанию

Белоусова и Протопопов и поныне живут в деревушке Гриндервальд, периодически выезжая кататься в шоу или в качестве почётных гостей на турниры. Жить друг для друга – их девиз. Их любовь остаётся чарующей и волшебной, но ни детей, ни учеников у них нет. Людмила Белоусова в одном из интервью сказала: «Разве мы смогли бы кататься так долго, если б хотели завести детей?». Они и сейчас выходят на лёд, полностью отдаваясь чувствам. Такая преданность фигурному катанию заслуживает самых ярких слов.

Мнения о Белоусовой и Протопопове встречаются самые разные. Кто-то их боготворит, кого-то они удивляют, кто-то относится в лучшем случае снисходительно. Впрочем, они уже давно не обращают внимания на чужие мнения. Иначе бы им пришлось закончить карьеру 60 лет назад, когда они «слишком поздно для побед» пришли в фигурное катание.

24 сентября 1979 года Олег Протопопов и Людмила Белоусова находились в очередном турне за границей. Из Швейцарии прославленные фигуристы не вернулись. Оказалось, бегство из СССР они спланировали заранее. Что же заставило спортсменов покинуть страну, которая вознесла их на Олимп?

Сын артиста и дочь танкиста

Ничто не предвещало, что из этих советских мальчика и девочки вырастут выдающиеся фигуристы, которые объединятся в один из самых звёздных спортивных союзов СССР. Они оба - выходцы из «неспортивных» семей.

Олег Протопопов родился в довоенном Ленинграде в семье балерины Агнии Гротт. Отца он не помнил - тот бросил семью, когда мальчуган был совсем маленьким. Вместе с мамой они все 900 страшных дней оставались в блокадном городе, испытали на себе все ужасы войны. Олегу в год начала войны исполнилось 9 лет.

После Победы мама вернулась в театр. Её сын тоже мечтал быть связанным со сценой - готовился стать музыкантом. Однако в ленинградском Доме пионеров юному пианисту заявили - полное отсутствие слуха ставит крест на его обучении. Приблизительно в это же время отчим (Агния Гротт повторно вышла замуж) подарил парню коньки…

Людмила Белоусова родилась 22 ноября 1935 года в Ульяновске. Фото: Commons.wikimedia.org

Людмила Белоусова и вовсе была дочерью танкиста. Родилась в Ульяновске на три года позже своего будущего супруга. Потом семья перебралась в Москву. Фигурным катанием Люся увлеклась благодаря кинематографу. Особое впечатление на нее произвела кинолента «Весна на льду», после просмотра которой она сразу же отправилась записываться в секцию фигурного катания.

Встретились они в столице в 1954 году на тренерском семинаре, договорились переписываться... А буквально через несколько месяцев Олег предложил Людмиле переехать в Ленинград и выйти за него замуж.

С первыми тренерами у пары не сложилось, возникало множество споров, сотрудничество быстро заканчивалось взаимной неприязнью. Тогда Олег Алексеевич предложил супруге тренироваться самостоятельно. И это сработало! В 1957 году они стали серебряными призерами первенства СССР.

«Коммунисты, уйдите»!

Конечно, восхождение к Олимпу мировой славы было и тернистым, и болезненным. На чемпионате мира в Париже в 1958 году Людмила неудачно упала при попытке сделать шпагат. Превознемогая боль, откатала номер, но место в итоге пара заняла лишь 13-е из 15-ти возможных. Провалом закончились и Чемпионат Европы в Давосе, и Олимпийские игры в Скво-Вэлли.

С особым содроганием спортсмены вспоминают свое выступление в 1963 году на чемпионате мира на итальянском курорте Кортина д"Ампеццо. Незадолго до этого как раз случился Карибский кризис, вся мировая общественность говорила о возможной ядерной войне между США и СССР. Естественно, русский народ воспринимался как воплощение зла.

При появлении на льду Олега и Людмилы публика взорвалась. Белоусова вспоминала, что даже музыку нельзя было услышать из-за шума: «Часть зрителей, желая сорвать выступление нашей пары, изо всех сил ревела какую-то маршевую песню, улюлюкала. Кто-то с ненавистью кричал: «Вы - коммунисты!» Они ждали, что мы уйдем. Но ошиблись».

Как только фигуристы заскользили по льду, в зале воцарилась тишина. Даже недоброжелатели были потрясены упорством русских. Протопопов и Белоусова заняли второе место, первой из советских пар в истории ворвавшись в тройку лидеров чемпионата мира.

Звезды Олимпа

Но настоящий триумф был впереди. На Олимпиаде-64 в Инсбруке никто не ожидал, что Советский Союз покажет достойный результат. Тогда фаворитом была западногерманская пара Килиус - Боймлер. Однако наши фигуристы, откатавшиеся под музыку Ференца Листа и Сергея Рахманинова, покорили и зрителей, и судей. В итоге - «золото» турнира.

С этого момента началось триумфальное шествие советского фигурного катания на мировой арене, а Протопопов и Белоусова стали безусловными кумирами миллионов советских граждан.

Даже сам Алексей Мишин, партнер Тамары Москвиной, вспоминал: «В наши с Москвиной времена было абсолютно бессмысленно конкурировать с Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым в классическом катании, красоте линий, отточенности движений, поз. Эта ниша была ими прочно занята».

Закат золотой эры

Однако золотая эра Олега и Людмилы длилась недолго. В 1968 году они завоевали последнее свое золото - на Олимпиаде в Гренобле. Молодые спортсмены наступали на пятки, а стиль катания пары спортивные критики все чаще называли устаревшим. Есть мнение, что и судьи намеренно занижали им баллы.

Золотая эра Олега и Людмилы длилась недолго. Фото: Commons.wikimedia.org

Так, многие с негодованием вспоминали чемпионат СССР в 1970 году в Киеве. Тогда явные аутсайдеры Роднина-Уланов непостижимым образом вырвались из самого хвоста турнирной таблицы на первое место. А лидеры Белоусова- Протопопов скатились на 4-е место. Зрители свистели и кричали, отказываясь соглашаться с оценками. А наши герои сидели, абсолютно оглушенные и раздавленные, в раздевалке.

Как результат - их не взяли в сборную страны. Не попали они в сборную и в 1971-м году. А в январе 1972 года комиссия из шести лучших тренеров СССР не утвердила пару на участие в предстоящей Олимпиаде. Этого Олег и Людмила никак не ожидали. Апелляция к главе Спорткомитета Сергею Павлову тоже ничего не дала. Белоусову и Протопопова явно потихоньку выживали из фигурного катания. Возможно, этому было вполне резонное объяснение.

В апреле 1972 года пара принимала участие в Чемпионате СССР - своих последних официальных соревнованиях. И хотя в нем не выступали звездные участники, Олег и Людмила все равно заняли всего третье место. После чего и приняли решение уйти из спорта.

Они устроились в Ленинградский балет на льду, а также занялись тренерской работой.

Побег

В 1979 году супруги решают бежать из страны. Сыграли и личные мотивы - накопившиеся обиды на спортивных чиновников, и корыстные - так, в 1977 году за участие в шоу в нью-йоркском «Мэдисон Сквер Гарден», фигуристам заплатили за выступление 10 000 долларов наличными, а затем им пришлось сдать эти деньги в Госконцерт - такие тогда были правила.

24 сентября 1979 года Протопопов и Белоусова должны были вылететь из Швейцарии в Ленинград после гастролей. Вместо этого они явились в местное полицейское управление и написали заявление. Им предоставили политическое убежище.

Кстати, во время турне пара заработала хорошие деньги - 8 тысяч долларов, но не оставила их себе. Протопопов тогда заявил жене: «Я точно знаю, нас начнут поливать грязью. Поэтому эти деньги мы себе не возьмем».

Звёздная чета обосновалась в деревушке деревушке Гриндельвальд. В 1995 году они получили швейцарское гражданство.

Ушла из жизни звезда советского фигурного катания Людмила Белоусова, выступавшая в дуэте с Олегом Протопоповым. Об этом на своей странице в Twitter сообщила продюсер одного из американских шоу фигуристов 6ABC Кристен Битти.

"Сегодня Людмила Белоусова умерла в возрасте 81 года. Для меня была честь кататься с ней в шоу и получать от нее советы, когда я выступала в парах", - прокомментировала уход из жизни Белоусовой Битти в своем микроблоге.

Причиной смерти фигуристки могло стать онкологическое заболевание. Об этом портал у "Р-Спорт" рассказал бронзовый призер Игр-1984 в парном катании Олег Макаров, который был близко знаком со звездной парой.

"У Белоусовой был рак. Они выявили его полтора года назад. Лечились в Европе. И вроде бы у них все налаживалось, в августе они хорошо выглядели. Но о причинах я не могу говорить, потому что мне только сообщили утром по американскому времени", - сообщил Макаров.

Людмила Белоусова выступала в паре со своим супругом Олегом Протопоповым. Они не раз поднимались на высшую ступень пьедестала почета на самых различных мировых соревнованиях. В частности, ими было завоевано золото на Играх-1964 в Инсбруке и Олимпиаде-1968 в Гренобле. Также на счету легенд отечественного фигурного катания четыре победы на чемпионатах мира и четыре золота на чемпионатах Европы.

После завершения карьеры в любительском спорте, фигуристы продолжили кататься в Ленинградском балете на льду, с ним выезжали и на зарубежные гастроли. В 1979 году Белоусова и Протопопов, после выступлений в Швейцарии, попросили политического убежища в этой стране. За свой поступок фигуристы были лишены званий заслуженных мастеров спорта СССР, и им было запрещено возвращаться на родину.

Однако чемпионов это не смутило. Приняв швейцарское гражданство, пара продолжила кататься профессионально, выступая по всему миру в различных шоу-программах. Впервые после отъезда Людмила Белоусова посетила Россию только в 2003 году.

Не смотря на довольно приличный возраст, фигуристы не расставались со спортом ни на минуту. Стоит отметить, что последний раз Белоусова выходила на лед не так давно. Осенью 2015 года легендарный дуэт в очередной раз привел зрителей в восторг, выступив с трехминутной программой в ежегодном шоу "Вечер с чемпионами" в Оллстоне (Массачусетс, США).


Уход их жизни Людмилы Белоусовой поверг в шок ее коллег по спортивному цеху. По словам российского тренера Михаила Мишина, это невосполнимая утрата для всего отечественного фигурного катания и для него особенно.

"Я половину своей спортивной жизни провел с ней и Олегом в одной раздевалке. Приношу соболезнования Олегу и всем ее поклонникам, любителям фигурного катания, - продолжил Мишин. - Я неоднократно был у них на катке в Швейцарии, гостил в их скромной квартире. Всю жизнь они посвятили не накоплению благ, а своему делу, которому и служили, - фигурному катанию", - приводит ТАСС слова Михаила Мишина.

Где будет похоронена легенда отечественного фигурного катания, в Швейцарии или на родине, пока неизвестно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Развитие туризма в алтайском крае к презентации
Инвестиции в туризме Сергей бачин, инвестор
Международное исследование UHY: доля туризма в ВВП разных стран Доля туризма в мировом ввп