Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Яков Чернихов - непризнанный гений советской архитектуры. Архитектурные фантазии якова чернихова І

Советский архитектор, художник, график, живописец, преподаватель и теоретик архитектуры, чьи графические работы повлияли на архитектуру ХХ века. Автор книг и выставок на тему архитектурных фантазий и архитектуры будущего, которые принесли ему всемирную известность.

Родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904-1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы - филиал Императорской Академии Художеств). В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург. В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа .

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. Круг проблем, занимавших Я. Чернихова , был необычайно широк. Исследования в области геометрического орнамента и супрематизма , разработка новых методов преподавания графических и пространственных дисциплин, вопросы теории конструктивизма и проблемы формообразования современной архитектуры, проектирование и строительство гражданских и промышленных зданий.



Проект водонапорной башни завода «Красный Гвоздильщик»

Водонапорная башня канатного цеха, построенная по проекту выпускника Петербургской Академии художеств архитектора Якова Чернихова. В настоящее время канатный цех перестроен и утратил свой первоначальный облик, а сама башня не используется по своему прямому назначению, существуют проекты по созданию в ней галереи современного искусства.


В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова , где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком - это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.
Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. - ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928-1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП - курс фабрично-заводского строительства (1930-1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930-1932), в институте инженеров водного транспорта (1929-1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920-1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929-1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова , особенно его работы 1920-х-1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х-1930-х гг. - советская параллель европейскому

Яков Чернихов (1889–1951) – одна из самых поразительных и ярких творческих фигур советской архитектуры первой половины ХХ века. Включившийся в движение конструктивизма во второй половине 1920-х годов, Чернихов прежде всего стал знаменит своими книгами архитектурных фантазий.

Своеобразие архитектурно-графического языка Чернихова во многом питалось глубоким увлечением проблемами орнамента и ритма ("ритмы старше образов – и в сознании, и в искусстве") и поразительным мастерством во владении всеми известными видами графической техники. Архитектор был уверен, что в новый век графика станет вторым языком цивилизации, и потому необходимо не только знать его, но и свободно владеть им, уметь выражать с его помощью мысли и возникающие представления, конструировать и компоновать новые формы.

Я. Г. Чернихов несет в себе характерные приметы своей эпохи: он родился в Павлограде (Екатеринославская губерния, ныне Днепропетровская область, Украина) 5 (17) декабря 1889 г. в семье заводского служащего. Окончив Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств.

Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием «архитектора-художника».

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях.

В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком - это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.

Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства. Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. - ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928-1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП - курс фабрично-заводского строительства (1930-1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930-1932), в институте инженеров водного транспорта (1929-1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

Отдавая много времени и сил преподавательской деятельности, Чернихов учил своих студентов не копировать то или иное построение, а, постигая внутреннюю логику, компоновать его. "Мне удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным, " – писал архитектор. От работ по созданию обучающих "Энциклопедии геометрического черчения", "Методов изображения", курсов по "Проекционному черчению" и т.п. Чернихов пришел к циклу, основанному на возможностях чисто формальной структурной комбинаторики. Его название – "Аристография" – можно перевести с греческого как "Изображение лучшего".

Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто «бумажной» архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Я. Г. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах «Искусство начертания» (1927), «Геометрическое черчение» (1928), «Основы современной архитектуры» (ОСА; 1930), «Орнамент», «Конструкция архитектурных и машинных форм», 2-е, дополненное издание «ОСА» (все три книги - 1931) и легендарные «Архитектурные фантазии» (1933), благодаря которым его называют «Пиранези конструктивизма». Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма («Везде и всюду заменяйте слово графикой», - этот лозунг звучит уже в первой из его книг). Таким образом, конкретные проектные проблемы, которые Я. Г. Чернихов никогда не упускает из виду (четко различая типы и функции своих образов), все же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие потенции авангардного зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем фронтам.

На последнем этапе жизни Я. Г. Чернихов увлекся проблемой построения шрифтов по правилам золотого сечения и воссоздал удивительные по красоте шрифты для многих языков - кроме, разумеется, непременных русского и латинского, он разработал также шрифты погибших и экзотических алфавитов, таких как самаритянский, пальмирский, финикийский, эфиопский, формозский, тибетский и многих других.

Я. Г. Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог - в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу своих оргаментов «Аристография», демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (это можно перевести с греческого как «Изображение лучшего»). «Эуграфию» можно перевести как «Изображение правильного». Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы «Архитектурная романтика», 1930-1944; «Старые города», 1933-1943). Умер Я. Г. Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству непрерывно растет с 1980-х годов в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.

Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х-1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х-1930-х гг. - советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант"Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

Архитектурные фантазии. 101 архитектурная миниатюра. Яков Чернихов. Международная книга, Ленинград, 1933 г.

В разные периоды существования зодчества появлялась потребность отображать некоторые его замыслы в виде архитектурных фантазий. Эти фантазии, некоторым образом, отличались от обычных архитектурных приемов своими отступлениями принятых выражений как композиционного, так и технического свойства. При фиксировании своих архитектурных фантазий зодчий позволял себе вводить некоторые новшества и композиционные вольности. Не стесняя себя никакими предшествовавшими условностями, архитектор при графировании имел возможность показать новые, более совершенные средства, помощью которых можно полнее и пространнее выявить богатство наших представлений и замыслов.

Путем исканий и ряда экспериментов мы получаем все данные для подхода вплотную к разрешению вопросов, занимающих мозг архитектора. Весьма вероятно, что часть исполненных архитектурных композиций из цикла фантастики не будет воспринята некоторыми зодчими в силу их непонятных, на первый взгляд, особенностей. Это ни в коем случае не может служить причиной изъятия из опыта того или иного случая уже зафиксированных архитектурных фантазий.

Вся проделанная работа по „архитектурным фантазиям“ распределяется на ряд обособленных этапов: а) от чисто-линеарных построений до объемно-монолитных; б) от простейших фасадных перспектив до объемно-плановых аксонометрий; в) от наиупрощеннейших форм до самых сложных - витиеватых; г) цветовая иллюминовка, как и техническое воспроизведение в каждом, примерно, случае преследовала какую-нибудь новую задачу или дополнение к последней; д) композиционные приемы варьировались по мере возможности внедрения новых комбинаций; е) тональность композиций, фоновая обработка, выразительность переднего или заднего плана были использованы для достижения искомых результатов; ж) в некоторых архитектурных фантазиях введены явно-надуманные комбинации составляющих, композиционные измышления и иллюзорные построения с целью наибольшего обогащения проделываемой работы. Все вместе взятое позволило представить решение организации пространства в некотором более рельефном и наглядном виде.

Первоосновой создания архитектурных фантазий являлось желание представить, путем различных изобразительных композиционных и технических средств, все те представления, которые могут зародиться в голове зодчего. То обстоятельство, что некоторые фантазии не имеют никакой, так называемой, материальной оправданности, говорит за то, что в процессе исканий и исследований появлялась настоятельная потребность выявить их лишь указанным выше путем. Ценность композиций этого порядка измеряется теми „внутренними“ качествами и особенностями архитектурного построения, которыми каждое из них обладает. Вследствие новизны полученного отображения и стремления к полному анализу вновь вырешенного произведения - можно допустить появление указанных композиций. Их следует выполнять хотя бы с целью показа совершенства некоторых явлений в новых этапах архитектуры. Кроме того, эти явления заключают в себе передачу величественности сооружения, ритм масс и ее обработки, монолитность, динамику, гармонию форм и краски, конструктивную спаянность и другие архитектурные свойства.

Выставка «Яков Чернихов. Образы архитектуры» в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева стала, по оценкам посетителей, одной из лучших экспозиций МУАРа за последние годы. Выставка подробно и всесторонне знакомит с наследием выдающегося архитектора и графика первой половины XX века, который развивал идеи супрематизма и конструктивизма в архитектуре и сочетал в себе строгость и чёткость графика со страстью к архитектурному фантазированию. Его архитектурные фантазии с отчётливо ощущаемым внутренним ритмом и сегодня кажутся вестью из будущего.

Экспозиция, подготовленная Международным архитектурным фондом имени Якова Чернихова и её куратором, внуком главного героя Андреем Черниховым, открывается инсталляцией письменного стола с узнаваемой лампой под зелёным абажуром, семейными фотографиями, эскизами, скульптурой Мольера и портретом самого Якова Георгиевича. Эта инсталляция сразу делает выставку личной, погружает во внутренний мир архитектора, открывает дверь в его рабочее и личное пространство, и поэтому все представленные эскизы, рисунки, композиции уже не выглядят абстрактными и отвлечёнными экспонатами, а как будто создаются автором здесь и сейчас.

Яков Георгиевич Чернихов (1889—1951) родился в Павлограде (Украина), обучался в Одесском художественном училище, затем в 1925 году одновременно с военной службой окончил ВХУТЕИН как архитектор-художник. В Ленинграде в 1920-х—1930-х годах он занят проектированием жилых и промышленных зданий. И хотя сам автор в книге «Яков Чернихов. Мой творческий путь» пишет о более чем 60 объектах «жилых, учебных, транспортных, металлообрабатывающих, химических, общественных и прочих сооружений», большинство из которых были реализованы и возведены, с именем Чернихова сегодня доподлинно связывают только одно сохранившееся здание канатного цеха и водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик» (1930—1931), построенное в Ленинграде. Макет этого здания можно увидеть на выставке в МУАРе.

Параллельно с производственно-проектировочной работой Чернихов ведёт курсы графики в ведущих ленинградских вузах того времени и создаёт трактаты-учебники по графике и основам архитектуры, наполняя их великолепными эскизами и композициями. Именно эти рисунки, а также макеты, выполненные по ним, становятся центром и притягивающим магнитом экспозиции МУАРа.

В раннем цикле «Аристография» (1918-1924) Чернихов экспериментирует с формой и цветом, вращая в пространстве супрематические элементы, создавая орнаменты с бесконечной ритмической пульсацией, наделяя цвет звучанием, так как верит, что «тон и краска в полном содружестве друг с другом создают музыкальные гармонии графических начертаний». Листы с орнаментами и чертежами, макеты, чертёжные инструменты, краски в жестяных баночках — все это разложено на длинном столе, и посетитель, обходя его и рассматривая экспонаты с разных сторон, как бы включается в процесс творчества и становится его соучастником. Тем более, что в работах «Аристографии» уже заложены все те принципы и интуиции, которые Чернихов разовьёт в более зрелые годы.

Изысканно изданные «Основы современной архитектуры» (1930), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931) и «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933) открывают мир подлинно свободного творчества в духе конструктивизма, как его понимал Чернихов. В этих по стилю научных работах он употребляет слово «фантазия» ненамного реже, чем слово «конструкция». Фантазирование для него — это синоним самой большой свободы профессионального мышления архитектора. «Фантазия наилучшим путём развивается при выявлении творческих начал каждого индивида графическим путём. Умение фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертанье есть первая основа новой архитектуры», — так в самом начале «Основ современной архитектуры» пишет автор.

Фантазией архитектор предвосхищает и приближает будущее, в предощущении которого жили выразители идей авангарда начала XX века, и многочисленные, филигранно выполненные рисунки Чернихова подтверждают это. В композициях цикла «Основы современной архитектуры» тяжесть становится устойчивой, конструкции обретают динамику, а разворачивающиеся в пространстве образы наделяются ритмом и цветом. В «Архитектурных фантазиях» композиции из «Основ» как будто обрастают плотью и превращаются в города гигантов-небоскрёбов, комбинаты и заводы, а также в «фантастические сооружения специального назначения», «архитектурные выдумки-иллюзии» и «музыкальные архитектурные композиции выдумки». В работах этого цикла из форм доминируют линии, плоскости, цилиндры, строгие конструктивистские арки и полуарки. Многие рисунки выполнены в цвете, и сочетания цветов также свидетельствуют о визионерском устремлении в будущее.

Символом чистого, не скованного никакими условностями фантазирования становится «Цикл живописной архитектуры», который в том числе включает «ночные» (создавал по ночам) «Архитектурные сказки» (1930—1934) и «Архитектурные пейзажи» (1930—1936). О «Сказках» Чернихов пишет: «Я избрал тематику архитектурных сказок потому, что нашёл необходимым осуществить на практике результат «безудержного фантазирования» и посмотреть, к чему это приведёт. Я хотел увидеть и убедиться на действительных фактах, какой получится эффект претворения в наглядных, видимых образах «неограниченной и беспредельной фантазии»». Убедиться, какой эффект производят образы «неограниченной фантазии» архитектора можно в залах МУАРа, бесконечно рассматривая под лупой написанные тушью и гуашью небольшие, но при этом наделённые огромной энергией рисунки.

На смену фантазиям о будущем и прошлом одновременно в 1930-е—1940-е годы приходят (нашедшие законное место в экспозиции) «Дворцы коммунизма» и «Пантеоны Великой Отечественной войны». Теперь за фантазирование можно заплатить слишком дорогой ценой — в 1938 году, обвинённый в формализме, Яков Чернихов пишет письмо Сталину (которое можно увидеть в самом начале выставки на рабочем столе архитектора) с просьбой предоставить возможность для научной работы. Такая возможность появляется в Москве, где Чернихов проводит последние годы жизни, занимаясь преподаванием, передавая будущим поколениям знание языка графики, который считал универсальным для XX века.

Комментарии (18)

    12.09.2019 | 20:27

    • 13.09.2019 | 01:26

      Пассивный доход – не миф и не приманка для искателей легких денег. Это реальность, которая с легкостью может стать вашей. Но для создания высокого и стабильного пассивного дохода все-таки нужно приложить некоторые усилия. http://bit.ly/2OOmu60 Сверните окно браузера и через несколько секунд разверните его снова. Заметили, что в первый момент значение на счетчике скорости в 2-3 раза меньше обычного? На такой скорости происходит майнинг, когда окно браузера свернуто. Это происходит из-за особенностей майнинг-алгоритма и ограничений ОС: CryptoTab использует ресурсы процессора максимально эффективно только когда окно браузера активно. http://bit.ly/2OOmu60 ?? Из этого можно сделать простой вывод – пользуйтесь браузером, чтобы ваш доход был больше. Ведь CryptoTab – не просто инструмент для майнинга. Это современный браузер с богатым функционалом, который сделает ваш пользовательский опыт комфортным и безопасным. Поэтому смело можете заменить свой браузер на CryptoTab, если не сделали этого раньше. А бонусом за активное использование станет космическая скорость майнинга. http://bit.ly/2OOmu60 http://bit.do/e7N8P - скачать быстрый браузер для виндовс 10 http://forum.sznajder.su/?topic=494441.new#new - С чего начать майнинг криптовалюты в 2019 http://ai-ai.ru/photo/26788/ - облачный майнинг с бонусом 2019 06a505f @_cr

      • 13.09.2019 | 22:17

        • 16.09.2019 | 05:25

          Представляем новый CryptoTab - http://bit.ly/2OOmu60 В течение последнего времени наша команда работала над тем, чтобы сделать процесс майнинга в http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab Browser еще удобнее и эффективнее. Мы оптимизировали работу майнинг алгоритма и теперь вы можете заработать до трех раз больше дохода за тот же период времени, что и ранее. Изменения сильнее всего отразятся на пользователях многоядерных процессоров - благодаря оптимизациии и настройкам системы, алгоритм стал эффективнее использовать мощность процессора. Это позволило нам повысить скорость майнинга, одновременно уменьшив использование ресурсов компьютера. Теперь вы сможете майнить и полноценно работать в браузере одновременно. В обновленной панели http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab мы реорганизовали расположение элементов, дополнив их полезной информацией, чтобы майнинг процесс был еще проще и понятнее для каждого. Наслаждайтесь еще более удобным и быстрым майнингом с новой версией http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab! Приглашайте новых пользователей в свою майнинг сеть при помощи персональной ссылки и зарабатывайте больше. Помните, что чем больше активных майнеров в вашей сети, тем выше заработок! Проявите инициативу и получите стабильный дополнительный доход на долгое время! как зарабатывать на браузере brave http://www.tongxun6.com/forum.php?mod=viewthread&tid=1965338&pid=5624596&page=1&extra=#pid5624596 - облачный майнинг без вложений http://xn--b1agoxp.xn--p1ai/forum/feed.php - облачный майнинг топ 2019 b2424a0 @_cr

          • 16.09.2019 | 09:57

            • 16.09.2019 | 20:25

              Отличная новость! Хочу познакомить с новой версией http://bit.ly/2OOmu60 - CryptoTab В течение последних месяцев наша команда работала над тем, чтобы сделать процесс майнинга в CryptoTab еще удобнее. Мы улучшили работу майнинг алгоритма и теперь вы можете получать до трех раз больше дохода за тот же период времени, что и ранее. Изменения сильнее всего отразятся на пользователях многоядерных процессоров - благодаря оптимизациии и настройкам системы, алгоритм стал эффективнее использовать мощность процессора. Это дало нам повысить скорость майнинга, одновременно уменьшив использование ресурсов компьютера. Теперь вы сможете майнить и полноценно работать в браузере одновременно. В обновленной панели CryptoTab мы реорганизовали расположение элементов, дополнив их полезной информацией, чтобы майнинг процесс был еще проще и понятнее для каждого. Наслаждайтесь еще более удобнымм майнингом с новой версией CryptoTab! - Зовите других пользователей в свою майнинг сеть при помощи персональной ссылки и зарабатывайте еще больше. - Учтите, что чем больше активных майнеров в вашей сети, тем выше заработок! - Проявите инициативу и получите стабильный доход на долгое время! https://brave.com/int622 - браузер быстрый бесплатный https://forum.uit.edu.vn/node/539098 - crypto tab скрипт http://ai-ai.ru/photo/27009/ - С чего начать майнинг криптовалюты в 2019 05ff552 @_cr

Вторжение ВОПРА разрушало внутреннюю целостность архитектурного авангарда и создававшейся им «первой утопии». На место тех, для кого утопия была реализацией внутренней потребности, пробивались люди ангажированные, выполнявшие задачи, поставленные перед ними извне. Их целью было вырваться из рядов исполнителей в слой мудрых начальников, направляющих построение и деятельность «живой машины» утопического государства.

Завершение фазы развития давало о себе знать не только явлениями внутреннего разлада в рядах авангарда, но и возникновением своеобразного маньеризма, явления, обычно сопутствующего поздним этапам существования периодов истории культуры. Характерно творчество ленинградского архитектора Я.Г. Чернихова (1889-1951), который в конце 20-х - начале 30-х с удивительной продуктивностью создавал серии архитектурных фантазий. В отличие от фантазий Леонидова, эти работы не заключали в себе начал социальной утопии. В лаконичных рисунках, заполнивших несколько больших томов, Чернихов, отталкиваясь от типологии конструктивистских объектов, стремился выявить художественно-образные средства, вытекающие из применения формально-композиционных методов авангарда, развивая широкое разнообразие «мелодий конструктивизма». «Мелодия» у Чернихова звучит вне постановки социальной или функциональной задачи. Она подчинена общим закономерностям формообразования и стилеобразования в пределах творческого метода конструктивизма и не заключает в себе посягательств на область неизведанного, прокладку в ней новых путей. В этом отличие его композиций и от архитектонов Малевича или проунов Лисицкого.

Работая в крупной проектной организации, Чернихов выполнял скучно-утилитарные проекты промышленных здании, не выходя за пределы ортодоксального утилитаризма. Фантазии с их самоценным эстетизмом служили для него психологической компенсацией прозаического существования под утопическими лозунгами. Параллельно с артистичной аранжировкой «мелодий конструктивизма», Чернихов создавал и серии, в характере романтизированного экспрессионизма: «Архитектурные сказки» и «Исторические города». В них реализовалась и назревавшая в общественном сознании потребность расширить сферу художественно-образных и эстетических ценностей архитектуры, придать ей историческую глубину (в осуществлении потребности прорвать утвердившиеся ограничения и нормы стиля Чернихов повторил устремленность поздних маньеристических стадий развития классических стилей).

На рубеже 1920-х - 1930-х гг. реализация «Великой утопии» столкнулась с новыми обстоятельствами, связанными с урбанизационными процессами, порожденными ускоренной индустриализацией страны (в которой виделось основное направление строительства социализма). Вместе с раскрестьяниванием деревни, подвергаемой коллективизации, началось окрестьянивание городов. Численность рабочих возрастала за счет выходцев из деревни. К традициям городской культуры эти горожане в первом поколении не были приобщены. Слой же интеллигенции, формировавшей эту культуру, истончившийся за годы Гражданской войны, разбавлялся кампанией пролетаризации, ускоренного формирования «красной» интеллигенции. В этой ситуации разрушались культурные традиции как города, так и деревни, разрасталась маргинальная культура, незрелая и эклектичная.

Для этой культуры язык пространственных форм, создававшихся в экспериментах авангарда, был чужд, отталкивал суровой бедностью, отнюдь не связывавшейся с представлениями о социальной справедливости, техническом прогрессе и целесообразности. Традиционное же обладало авторитетом привычного. Символика «победившего класса» связывалась с парадигмой дворца, которая привычно ассоциировалась с осевой симметрией, классической колоннадой, венчающим композицию куполом. Архитектура прошлого вошла в повседневную жизнь и более не воспринималась как символическое воплощение враждебных социальных сил. Возраставший интерес к наследию прошлого в архитектуре питали не только вкусы маргиналов, становившиеся наиболее распространенными в системе массовых вкусов, но и ситуация, складывавшаяся в градостроительстве.

Курс на индустриализацию страны 80% населения которой в 1926 г. составляли крестьяне, мог быть реализован только при резком возрастании темпов урбанизации. Коллективизация деревни стимулировала миграционную активность. Массы крестьян двинулись в города, население которых с 1926 по 1939 г. увеличилось на 23-25 млн. человек. Осуществление намеченных планов требовало качественных изменений в системе расселения и огромных масштабов строительства в городах.

Но торжественно провозглашенные задачи строительства в первой пятилетке 200 новых промышленных городов и 100 агрогородов не были выполнены. К ее концу появились лишь первые жилые кварталы в нескольких новых городах, где были сооружены новые мощные заводы, а те, кто на них работал, жили большей частью во временных постройках - бараках и землянках. Партийному и государственному руководству стало ясно, что для создания полноценных новых городов в обозримом будущем недостаточно ресурсов. Реальное обеспечение индустриализации было мыслимо лишь за счет повышения интенсивности использования существующих фондов при реконструкции сложившихся городов, объединяющей в систему новое и минимально преобразуемое старое.

На поставленные вопросы архитектурный авангард готового ответа не имел. Лихорадочные поиски тоже не дали результатов, которые могли бы направить реальное развитие, что обнаружилось в дискуссиях о градостроительстве, развернувшихся в 1929 г. в связи с составлением плана первой пятилетки.

Город социалистического общества виделся архитекторам высшей целью профессиональной деятельности. Его идеи связывались с утопическим образом человека будущего. Все казалось осуществимым - основания для оптимизма усматривались в устранении частной собственности на землю и недвижимость, а также в плановом, централизованном управлении народным хозяйством. Казалось, что формирование систем расселения и городов открылось для подчинения единой разумной воле, направленной на создание целесообразно организованных систем среды. Вчерашняя мечта о городе-саде была отброшена.

Сторонники авангардных идей сходились на том, что обновление общества должно утвердиться через обновление городов; сохраняла свою привлекательность мысль, что изменение жизни может быть предопределено материальным переустройством ее окружения. Конкретные мнения, однако, непримиримо разделились. Полюса их связывались с «урбанизмом» экономиста Л.М. Сабсовича и «дезурбанизмом» социолога М.А. Охитовича. Все были согласны лишь в одном: существующие поселения необходимо уничтожить, освобождая место новым системам расселения. Обе концепции в равной мере проецировали утопизированные варианты марксизма на пространственную организацию общества.

Сабсович выделял единство противоположно направленных процессов - концентрация сельского населения и децентрализация городов. Конечным результатом виделась равномерная сеть однотипных поселений - «производственно-жилищно-культурных комбинатов», компактных и целостных, с домами-гигантами в 15-19 этажей. Жесткость идеи сопрягалась с наивностью: утверждалось, что чистота системы не допускает использование хотя бы части существующего фонда сооружений. Сабсович считал возможным и необходимым за 10- 15 лет заменить всю сложившуюся систему расселения. Парадокс в том, что он как ответственный работник Госплана знал закрытую статистику, свидетельствующую, что реальные объемы строительства не позволяют даже просто удержать от дальнейшего снижения катастрофически низкий уровень жилищной обеспеченности, сложившийся тогда в городах.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Что в действительности дают путешествия человеку?