Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие общения. Виды общения

Рис. 2. Функции общения

Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

В зависимости от содержания , целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис. 3).

Рис. 3. Виды общения

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Посодержанию общение представлено следующими видами.

При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.

Когнитивное общение - обмен знаниями.

Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

По цели общение делится на биологическое и социальное.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.д.

Биологическое общение - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.


Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).

Инструментальное общение - это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме . Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств - жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.д.).

Далее различают массовое и межличностное общение.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована.

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем характеризовать их как различные виды монологического общения, так как человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, игнорируя своего собеседника.

Альтернативой такому типу отношений между людьми является диалогическое общение. Это субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение.

Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.

Кратковременное общение - общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов.Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой - на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.

Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и познание таким образом друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.

По форме отношений, т.е. в зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают такие виды, как социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориен-тированное общение.

Социально-ориентированное общение - это общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.).

Групповое предметно-ориентированное общени е - это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель такого общения - решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда - производственных задач, в сфере обучения - познавательных. Задачей предметно-ориентиро-ванного общения является организация коллективного взаимодействия.

Личностно-ориентированное общение - это общение одного человека с другим. Оно может быть деловое, т.е. направленное на совместную деятельность (по сути совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».

По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное общение - общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

Ролевое общение - общение, где участники выступают как носители определенных ролей (начальник - подчиненный, учитель - ученик и т.д.). Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.

Следует отметить , что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком, осуществлять индивидуальный подход к нему. Высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных контактов для юриста жизненно необходима. Успешность в профессиональной деятельности будет напрямую зависеть от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), наличия конкретных психологических умений, позволяющих:

§ формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;

§ устанавливать и поддерживать межличностный и деловой контакт;

§ преодолевать психологические барьеры в общении;

§ использовать психологические приемы и методы для формирования успешных и эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и межличностном общении.

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека .
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.
  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

Пристальное внимание специалистов современной психологии обращено на . Зачастую именно оно способно вырвать человека из объятий скуки, рутины, поднять настроение. Исследованиям общения, как важнейшей потребности индивидуума, посвящены основы психологии общения. Ввиду многоаспектности предмета исследований можно систематизировать основные виды общения в психологии появляются более специфические направления, такие как основы психологии общения .

Когда мы общаемся со знакомыми, расспрашиваем их о погоде, покупках, ценах, о возможности решить какую-то бытовую проблему, - такой тип общения называется когнитивным . В сущности люди просто обмениваются информацией. В случае, если в результате разговора одному человеку удастся повлиять на эмоциональное состояние другого, например, шутками-прибаутками расшевелить скучающего товарища, то такое общение будет признано эмоциональным, или кондиционным.

Более углубленным является мотивационное общение . Его характеризует особая целенаправленность - это обмен желаниями, обращение с личным интересом, попытка решить при помощи общения свою проблему.

В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.

Виды общения

В зависимости от того, как происходит общение, от специфики поведения людей, различаются следующие типы :

  • Примитивное . Его особенность – это безразличие к собеседнику, нежелание его понять, как правило, сопровождается быстрой, пренебрежительной речью.
  • Формальное - или уровень масок. Также характеризуется отсутствием интереса к собеседнику. Затертые фразы, показная учтивость, ложная участливость, - вот набор штампов, под которыми легко скрыть истинное отношение к другому.
  • Светское - пустое, бессодержательное, ритуальное поведение. Наполнено принятыми в соответствующих ситуациях диалогами, когда их содержание не интересует ни ту, ни другую стороны.
  • Ролевое - в основе отношения к собеседнику лежит не личностный интерес, а его социальная роль.
  • Деловое общение уже предполагает более тесные взаимоотношения. Направленность на результат заставляет учитывать особенности характера, даже настроения собеседника. На этом уровне положено блюсти дистанцию, а деловитость стиля характеризует серьезность отношений.
  • Межличностное - это тесный контакт с собеседником, неподдельный интерес к нему.
  • Манипулятивный уровень общения - имеет целью достижение личной выгоды. Собеседник рассматривается как средство, живой инструментарий на пути к личному интересу. «Дипломатичный» стиль часто применяется для решения бытовых вопросов.
  • Игровой или неформальный стиль общения . Приятельское, легкое с юмористическим уклоном, общение или флирт, лишенная обязательств игра.
  • Духовный уровень . Высшая степень откровенности в отношениях, когда человек полностью раскрывается в общении.

Функции общения

  • Прагматическая функция общения (или коммуникативная) заключается во взаимодействии людей на уровне межличностной или внутригрупповой коммуникации. Общение является важной потребностью для человека.
  • Функция формирования и развития заключается в том, что общение оказывает определенное воздействие на участников коммуникации, способствует их развитию и совершенствованию во всех отношениях. Благодаря общению с другими людьми человек усваивает социальные нормы, ценности, которые сложились в обществе, получает знания и формируется как личность.
  • Функция подтверждения позволяет участникам коммуникации познать и подтвердить себя.
  • Функция объединения-разъединения людей. Общение, с одной стороны, способствует установлению контактов между участниками коммуникации, посредством чего происходит передача необходимых сведений. Кроме того, общение настраивает участников коммуникации на осуществление общих целей, задач и тем самым соединяет их в единое целое. С другой стороны, общение может способствовать изоляции личности, а также дифференциации в процессе коммуникации.
  • Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует налаживанию и поддержанию контактов и взаимоотношений между участниками общения, способствуя их совместной деятельности.
  • Внутриличностная функция общения заключается в общении человека с самим собой. Это может происходить в форме внутренней или внешней речи, которая достраивается по типу диалога. Такое общение может быть расценено как универсальный способ мышления.

В соответствии с выполняемыми функциями различают три стороны общения :

  • коммуникативная , которая заключается в обмене информацией между участниками коммуникации;
  • интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии людей в процессе коммуникации;
  • перцептивная сторона общения, которая заключается в том, что в процессе общения люди воспринимают друг друга определенным образом.

Стили общения

В психологии общения выделяют несколько стилей:

  • Ритуальное общение - общение, при котором главной задачей является поддержание отношений с окружающими людьми. В реальном общении существует множество так называемых «ритуалов» - ситуаций, когда человек ведет себя строго определенным образом. От него требуется лишь знание о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Например, приветствие знакомых или незнакомых людей, разговоры о погоде и о бытовых проблемах - все это элементы ритуального общения.
  • Манипулятивное общение - это общение, которое сводится к тому, что один из участников коммуникации манипулирует другим, т. е. Один из участников является средством достижения определенной цели. Но не стоит полагать, что такое общение носит лишь негативный характер. Профессиональное общение, общение с целью обучения носит манипулятивный характер. Для того, чтобы успешно справиться с такого рода коммуникацией, необходимо знать цели собеседника, а также законы и технику манипулятивного общения.
  • Гуманистическое общение - это скорее личное общение, которое предполагает понимание и сочувствие. Невозможно определить какую-то единственную цель гуманистическиго общения. Примером такого общения может служить разговор врача и пациента, педагогическое общение и другое.
  • Авторитарное общение - подразумевает властное общение одного из участников коммуникации. Им не поощряется инициатива собеседников, свою точку зрения он считает единственно правильной.
  • Демократическое общение - для этого стиля характерно поощрение инициативы участников беседы, обращение внимания на интересы и цели всех участников коммуникации.
  • Либеральное общение. Люди, которые придерживаются этого стиля в общении довольно безынициативны, «плывут по течению», идут на уступки другим участникам коммуникации.

Особенно тщательно подбирать стиль общения нужно, работая над

Виды общения по средствам :

  1. вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
  2. невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

По целям :

  1. биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
  2. социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
  1. материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
  2. когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
  3. кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
  4. деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
  5. мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности :

  1. непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.;
  2. опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) Это коммуникация, в которой присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).;
  3. прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
  4. косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

  1. деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
  2. воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
  3. диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
  4. интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение .

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение - отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение - не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Общение также разделяется на законченное и незаконченное . Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины - разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные - взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. В общении выделяется 3 аспекта: содержание, средства и цель. Есть и разные виды общения, но об этом позже.

Через общение могут передаваться одному живому существу от другого данные об их различных эмоциональных состояниях (радость, гнев, удовлетворенность, страдание, печаль и т. п.), что говорит о настрое иного живого существа на контакты.

Целью общения является то, ради чего у людей возникает этот вид активности. Это может быть скрытое побуждение иного живого существа к конкретным, определенным действиям или предупреждение о воздержании от какого-то действия. Также целью может быть получение и передача объективных знаний о нашем мире, воспитание и обучение, прояснение и установление деловых и личных взаимоотношений, согласование совместных действий людей в их деятельности, многое другое.

Общение — это довольно сложный процесс естественного взаимодействия людей, зависящий от многих факторов. Окончательные результаты общения могут быть как эффективными, так и неэффективными. Известно, что общение имеет свои приемы, виды, методы. По этим основаниям производится классификация общения.

Материальное общение — субъекты, занятые индивидуальной деятельностью, активно обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средствами удовлетворения актуальных для них потребностей.

Кондиционное общение — люди оказывают друг на друга влияние и стремятся друг друга привести в определенное психическое или физическое состояние.

Мотивационное общение — своим содержанием имеет передачу друг другу конкретных установок, побуждений или готовности к действию в определенном направлении.

Деятельностный и когнитивный вид общения связан с различными видами учебной или познавательной активности. Биологическое — это такое общение, что необходимо для сохранения, поддержания и развития организма. Напрямую связано оно с полным удовлетворением самых распространенных органических потребностей. Цели укрепления и расширения межличностных контактов, развития и установления личностного роста, интерперсональных отношений преследует социальное общение.

Виды общения в психологии по средствам: непосредственное и опосредствованное, прямое и косвенное. Непосредственное — осуществляется при помощи естественных органов, что даны природой живому существу: туловище, голова, голосовые связки, руки и т. п. Опосредствованное же связано с прямым использованием специальных орудий и средств именно для организации обмена информацией и общения. Прямое общение осуществляется в личных контактах и при непосредственном восприятии друг другом общающихся людей. К примеру, это беседы, телесные контакты, общение в случаях, когда собеседники видят друг друга и непосредственно реагируют на действия партнера. Косвенное общение проявляется через посредников — других людей (например, переговоры между двумя конфликтующими сторонами на межнациональном, межгосударственном, семейном, групповом уровнях).

Есть еще некоторые виды общения, которые следует выделить: личностное и деловое, целевое и инструментальное. Содержание делового общения — то, чем заняты люди, а не затрагивающие их внутренний мир проблемы. Личностное же общение в основном сосредоточено вокруг разнообразных психологических проблем именно внутреннего характера, тех потребностей и интересов, что интимно и глубоко затрагивают саму личность человека: поиски главного смысла жизни, внутреннее определение отношения к происходящему вокруг, к значимому человеку, разрешение каких-либо внутренних конфликтов.

Инструментальное — это общение, не являющееся самоцелью, не стимулирующееся самостоятельной потребностью, но такое, что преследует какую-то иную цель, кроме получения банального удовлетворения от данного акта общения. Целевое — служит само по себе средством удовлетворения какой-то специфической потребности, в общении (в данном случае).

Очень важное выделить такие виды общения у людей, как вербальное и невербальное. Вербальное предполагает обязательное условие — использование языка. Невербальное — это общение при помощи жестов, пантомимики, мимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Это зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие образы и ощущения, получаемые от какого-либо другого лица.

Источник:
Виды общения в психологии
Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. Выделяют различные виды общения. Об этом — в статье.
http://fb.ru/article/37953/vidyi-obscheniya-v-psihologii

Виды общения в психологии

Антуан де Сент-Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения…

Виды общения как тема привлекает к себе внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент – Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения. Люди, постоянно соприкасаясь между собой, на самом деле редко затрагивают струны души. В основном общение носит деловой или формальный характер, потому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, непонятыми.

Виды общения в психологии условно можно разделить на несколько связанных между собой групп. Эти группы отличаются по способу передачи информации и цели, с какой люди встречаются друг с другом. Выделяют виды общения по средствам, целям и содержанию взаимодействия.

В зависимости от того, какие способы используются для передачи информации от одного лица к другому, выделяют вербальные и невербальные средства взаимодействия.

Всякое взаимодействие между участниками определенной группы осуществляется с какой – то целью. Никто не станет этого делать впустую, не имея четко сформулированной задачи. Виды общения по целям осознанного контакта делятся на биологические и социальные.

Человек старается наполнить смыслом все, что его окружает, к чему он прилагает свои усилия. Виды общения по содержанию обладают отличительной особенностью: они отражают главную суть, зачем люди встречаются, какую именно информацию хотят друг другу передать. Здесь принято выделять несколько тенденций.

Таким образом, виды общения в психологии обнаруживают сильную связь друг с другом. Человек – существо сугубо социальное и многогранное. Люди не смогли бы достичь высоких успехов в делах, творчестве, на личном плане, если бы действовали в одиночку, не взаимодействуя с окружающими.

Виды общения в психологии

Всем живым существам присуще общение. А общение – это взаимодействие организма с организмом, живых существ друг с другом. Виды общения в психологии классифицируются в зависимости от целей, средств, содержания, которые присущи тому или другому взаимодействию.

  1. По средствам (вербальное и невербальное общение).
  2. Целям (биологическое и социальное).
  3. Содержанию (когнитивное, материальное, кондиционное, мотивационное, деятельностное).
  4. Опосредованности (непосредственное общение, опосредованное, косвенное, прямое).

Классификация видов общения зависит от того, какую информацию пытаются донести до слушателя, с какой целью и т.п. и при помощи чего именно.

Так, общение по опосредованности означает, что общение происходит при помощи естественных органов, данных природой: голосовые связки, голова, руки и т.п. (непосредственное общение). Общение, которое связано с применением специальных орудий и средств для организации коммуникативного взаимодействия или культурных предметов (радио, знаковые системы, телевидение), представляет собой опосредованное общение.

Прямое общение построено на фундаменте личных контактов (беседы людей друг с другом). Косвенное осуществляется через посредников (переговоры между конфликтующими лицами, сторонами).

Виды общения по средствам представляют собой вербальное (взаимодействие посредством речи) и невербальное (связь при помощи жестов, мимики, через телесные контакты).

Общение по содержанию являет собой обмен продуктами деятельности или обмен предметами (материальное). Передача какой-либо информации, совершенствующей или развивающей способности – когнитивное общение. Оказание влияния друг на друга – кондиционное. Обмен умениям, навыками – деятельностное. Передача друг другу конкретных установок к действию – мотивационное.

Общение по целям – общение, которое связано с расширением и укреплением межличностных контактов (социальное) и на удовлетворение потребностей, необходимых для развития организма (биологическое).

Общение возможно в случае применения знаковых систем. Поэтому виды общения и средства общения взаимосвязаны. Различают невербальные и вербальные средства общения.

Понятие виды и функции общения включает в себя:

  1. Самовыражение своего «я».
  2. Средство коммуникации.
  3. Основное средство управления людьми.
  4. Жизненную потребность и залог человеческого счастья.

Следует отметить, что благодаря разумному общению человек способен приумножить собственные ценности, внести весомый вклад как в свое развитие, так и в личностное развитие других людей.

Источник:
Виды общения в психологии
Всем живым существам присуще общение. А общение – это взаимодействие организма с организмом, живых существ друг с другом. Виды общения в психологии классифицируются в зависимости от целей,
http://womanadvice.ru/vidy-obshcheniya-v-psihologii

Виды общения в психологии

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к достижению (успех возможен только при общении и взаимодействии с другими людьми), потребности во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стремление постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные отношения с ними).

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении (подробно об этом говорится в следующей главе).

На основе исходной формы непосредственного общения в процессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их формировании сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась возможность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосредственного общения. Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а следовательно источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик).

Ломов Б. Ф., 1984, с. 265.

Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора . Разговор, ставший для людей обычным делом, подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру. Н. И. Семечкин (2004) дает следующее описание разговора.

различных средств коммуникации, в том числе с помощью приветствия, взгляда. Неформализованный разговор характеризуется следующими признаками: 1) длительность разговора заранее не оговаривается; 2) речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собесед

ников, но только до тех пор, пока они не убеждаются, что они не понимают

3) порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказыва

ния не регламентируются;

4) в процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять

слово или перейти на позицию слушателя. Такими приемами могут быть

задаваемый собеседнику вопрос или взятие паузы.

Существуют определенные речевые табу, касающиеся как тем разговора, так и используемых в нем слов. Например, запрещено в культурном обществе использовать нецензурные выражения, спрашивать о размерах заработной платы, обсуждать сексуальные отношения. Многие люди неохотно допускают других, даже близких, в свой внутренний мир, многим не нравится обсуждать проблемы здоровья, семейные проблемы и т. п. Помимо общей темы собеседники (каждый для себя) определяют допустимый уровень доверительности, искренности, правдивости.

В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное — общение между двумятремя субъектами, личностно?групповое — общение межд

у одним человеком и группой и межгрупповое .

в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2–3 человек);

это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь;

это личностноориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Эти критерии (за исключением первого) вызывают ряд вопросов. Будет ли называться межличностным общение людей, разговаривающих по телефону? Ведь между ними нет пространственной близости, т. е. они не могут видеть друг друга и тем более касаться друг друга. Но в то же время это личностноориентированное общение, при котором может учитываться эмоциональное состояние партнера (распознается по голосу и смысловому содержанию речи), возникают психический контакт и определенные отношения.

С другой стороны, всегда ли обязательно при межличностном общении принимать во внимание самооценки и личностные характеристики партнера? Не следует ли тогда такое общение считать разновидностью межличностного общения и называть его както по другому, например интимным, эмоциональным?

При межличностном общении, содержание которого касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с учащимися, принадлежащими к компаниям с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят из этой компании.

В личностном общении вербальные компоненты не играют существенной роли. О внутреннем мире личности не «сообщается», он не «транслируется» в личностном общении, а существует, наличествует… Основное назначение и цель личностного общения, его реальная функция в жизни человека — обеспечение существования и представления его внутреннего мира, а тем самым личности.

Бобнева М. И., 1981, с. 244–245.

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Деловое общение имеет место в школе при общении учителя с учащимися на занятиях, во время внеклассной и внешкольной работы с детьми. Деловое общение на предприятии имеет место во время совещаний, планерок, производственных собраний, выполнения совместной работы. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы.

Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.

В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым (1990).

ко раздражение. Это иногда и случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше “отягчающих” обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, — тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?

Описанное общение — типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения» (с. 174). Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не затрагивает важнейших проблем и интересов человека.

Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком (ритуальном. — Е. И.) общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем. Мы много раз здороваемся и раскланиваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в родном учреждении, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем их «Как дела?», узнаем, что «Нормально», говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит», рассказываем и слушаем анекдоты, смеемся, и все это происходит походя, совершенно нас не затрагивая. И такое общение человеку тоже необходимо — представьте себе, какая была бы реакция, если бы все вдруг перестали с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, ведь лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует и понимается как социальная изоляция.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 178.

Второй вид целевого общения — манипулятивное . Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях. О манипуляции подробно речь пойдет в главе 6.

Третий вид — гуманистическое общение . Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.

К гуманистическому общению относится доверительное общение . Это интимное, исповедальное общение, осуществляемое не только между друзьями, но и между пациентом и врачом, нередко дающее психотерапевтический эффект.

Доверительное общение как феномен определяется, с одной стороны, значимостью, интимностью информации о себе, раскрываемой собеседнику, а с другой — доверием к партнеру (В. С. Сафонов, 1981). Доверие — это отношение к партнеру как человеку, который не будет использовать полученную информацию против доверившегося в силу своих моральных качеств. Вступление в доверительное общение требует преодоления некоего психологического барьера в связи с тем, что «раскрытие» себя связано с определенным риском. Вследствие этого для начала доверительного общения необходимы некоторые специфические условия:

1) настоятельная потребность «выговориться»; в этом случае пусковым фактором для возникновения доверительного общения может стать первый же «попавшийся под руку» человек (например, случайный попутчик), который воспринимается как способный выслушать, понять, сопереживать;

2) поведение собеседника, которое располагает к такому общению (его «открытость», проявление внимания, доброжелательности, искренней заинтересованности, просто согласие выслушать), общее впечатление о нем, прошлый опыт общения с ним.

А. А. Леонтьев (1974) выделяет три вида общения: социальноориентированное, предметноориентированное и личностноориентированное. Первый вид общения направлен на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Это общение между представителями социальных групп, выступление перед аудиторией. Предметноориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей, а личностноориентированное — на изменение отдельной личности.

Американские исследователи Бернард и Хекинс выделяют пять уровней разговора, каждый из которых определяется своей комбинацией содержания, значения, эмоциональной вовлеченности. Приведем их в порядке возрастания значимости партнеров друг для друга. Первый уровень определяется отношением к другому как к неодушевленному предмету. Это наименее интимная, формальная ситуация,

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 157.

Г. А. Ковалев (1996) дает свою классификацию типов общения, основанную на трехкомпонентной модели общения (табл. 1.1).

Общение может быть кратковременным и длительным . При кратковременном общении создается первое впечатление друг о друге. Первое впечатление о человеке может быть и неадекватным, так как основано на внешних или случайных признаках. Однако у многих людей оно бывает очень сильным и поэтому надолго сохраняется. Вследствие этого оно может как облегчить, так и затруднить на начальном этапе общения воспитание учащихся, да и само общение, если у одной или сразу двух общающихся сторон это впечатление будет негативным.

Таблица 1.1. Классификация типов общения

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пенне ригате со свиной вырезкой
Винегрет калорийность и полезные свойства Чем полезен винегрет для организма человека
Запеканка творожная с черникой рецепт в духовке Рецепт творожной запеканки с черникой