Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Они нуждаются в нашей защите…. От железного века до Великой Отечественной

Чего защитники природы добивались больше 20 лет. Брошенную территорию государство должно взять под охрану, но пожары до сих пор продолжают губить заповедные острова. Добровольные лесные пожарные всеми силами стараются их спасти. В этом году они уже потушили 17 пожаров.

От железного века до Великой Отечественной

История Ладожских шхер начинается в конце ледникового периода: ледник отступал на север и полировал скалистые ландшафты. Появилось Ладожское озеро - самое большое на территории современной Европы.

Пологие скалы, сглаженные ледником, называют бараньими лбами, пустые каменистые острова - лудами, а водные проливы и заливы между островами и материком - шхерами

В северной части озера разбросаны около 650 каменистых островов. Некоторые из них настолько малы, что не получили собственного имени, а другие названия - многочисленные «сари» (от финского «остров», например, Кюнсаари - «гадючий остров»), запомнить непросто.


Берега и прибрежные острова Ладожского озера начали заселять ещё в железном веке, затем туда пришли карелы. Они распахали земли и построили жилища. Позже Приладожье стало частью Новгородской республики, а потом - Московского княжества.

Через Ладожское озеро проходил путь «из варяг в греки», и на островах кипела жизнь.


Вид с вершины горы Вяхтимяки, раньше здесь был строжевой пост

На Хонскасало, острове в северной части Ладожского озера, расположена гора Вяхтимяки - самая высокая точка Ладожских шхер. Здесь был сторожевой пост, с которого высматривали идущие корабли, а костры на вершине горы было видно за десятки километров.

В начале 19 века Ладожские шхеры отошли к Финляндии, так что островам были даны карело-финские названия. Например, остров Пиени-Хепосаари, где стоит лагерь добровольных лесных пожарных, - это «малый лошадиный остров», а известный Валаам - «высокая, горная земля».

В годы войны в шхерах шли сражения, а после финны покинули территорию и обжитые за тысячелетия места опустели.


Сейчас на островах Ладоги можно увидеть разрушенные военные сооружения, остатки хуторов, заброшенные пастбища и маяки. Остатки построек среди голых камней и зелёных зарослей и нетипичный для России скандинавский пейзаж придают Ладоге особое обаяние и словно напоминают о триумфе природы над цивилизацией.

Брошенные острова и ничейные пожары

Острова остались брошенными, и из-за того, что за территорией никто не следит, здесь часто случаются пожары. Казалось бы, когда человек покидает обжитые места, природа восстанавливается. Но в Ладожских шхерах пожары, возникающие по вине диких туристов, губят природу.

На Ладоге суровая погода. Палящее солнце и сильный ветер высушивают мох, поэтому от любого непотушенного костра деревья вспыхивают как спички, сгорает плодородный слой почвы - и так погибает целый остров.


Последствия пожара на одном из островов Ладожского озера. На восстановление леса потребуется сотня лет

Почва на островах насыщена торфом - горючим полезным ископаемым из не до конца перегнивших остатков растений. Торф может загореться от плохо потушенного костра, долго и медленно тлеть, выжигая корни деревьев даже под дождём.

Вид был ужасный. Выгорела треть острова. Зелёная шуба превратилась в обугленные пучки, как у измождённого волка.

Ладога была полна противоречий. Уже при своих первых поездках я заметил столбы дыма. Летом в каждом походе остров или часть материка пылали огнём. Мне не давала покоя мысль, почему пожары на Ладоге так часты. Я привык, что на моих водах [в Финляндии] пожары от молнии случались не каждый год. И если хотя бы на маленьком островке происходило возгорание, то пожарная команда тут же устремлялась героически пресекать поступь красного петуха. На Ладоге же огонь мог действовать при всеобщем безразличии. В первые годы я удивлялся лесным скелетам островов.Что за сила валила могучие прибрежные леса, как траву? Это делал огонь. Ладога была ничьей землёй, и лесные пожары не пытались тушить».

Добровольцы и сотня спасённых островов

Ладогу называют меккой байдарочников. Одна из туристических групп, устав смотреть на то, как острова превращаются в пепелище, решила организовать противопожарный лагерь. Начиная с 2008 года каждое лето добровольные лесные пожарные дежурят на Ладоге, сами тушат пожары и сообщают о них в пожарную охрану.


Пожар на прибрежной части Ладожских шхер. 20 июня 2018 года

За 11 лет они потушили около ста пожаров, можно сказать, что спасли сто островов. На самом деле спасли больше, потому что волонтёры не только патрулируют территорию и борются с огнём, но и общаются с туристами и просят тех тщательно тушить костры и не бросать окурки. «В 2014 году было особенно тяжело, - говорит Павел, один из добровольцев - горело каждый день. Потушишь, а на следующий день приезжаешь с проверкой - снова горит. Как будто чёрная дыра, и пока все не выгорит, не успокоится».

В прошлом году Ладожские шхеры получили статус национального парка, но пока дирекция и пожарная охрана не сформированы, ситуация не меняется. За 2018 год добровольцы выявили и потушили уже 17 пожаров, причём гореть острова начали в мае, до начала массового туристического сезона.

На одном из первых пожаров горели бывшее пастбище и лес. Вот что написала о тушении Мария Васильева, добровольный лесной пожарный. Мария приезжает на Ладогу уже десятый год и считает шхеры своим домом:

«Очень сложным получилось начало сезона. Чтобы уже в середине мая, да так часто начали гореть острова - такого не помню.

24 мая местный житель позвонил на дежурный номер Общества добровольных лесных пожарных и сообщил, что он видит дым где-то в районе острова Путсаари. Вскоре информация подтвердилась - горит остров Самматсаари. Большой остров, очень большой. Когда-то на нём жили люди, вели хозяйство. В середине острова осталось поле, которое сейчас заброшено. Сохранился старый фундамент дома, металлические орудия для возделывания земли.

И вот на этом поле кто-то поджёг сухую траву. Огонь сжёг траву и зашёл в лес. Мы смогли туда приехать только 25 мая. К этому времени площадь пожара достигла 20 гектаров. Когда мы добрались, на месте с вечера, всю ночь и потом весь день работали пожарные Авиалесоохраны. Мы присоединились к работе и тушили пожар полдня 25 мая, потом ещё день 26 мая и полдня 27 мая. Три дня очень тяжёлой работы, никакой романтики и героизма.

Пожар хотя и на острове, но до воды далеко, тянуть рукавные линии через камни и сгоревший лес трудно, и на весь пожар всё равно не хватает. Ходить с тяжёлым ранцем с водой на плечах по сложному рельефу: камни, спуски, подъемы, валежник, падающие подгоревшие деревья - очень трудно. Устаёшь почти сразу, а ходить приходится целый день.

Вода далеко, за добавкой не набегаешься, а подстилка сухая, искры в ней вспыхивают от малейшего дуновения ветерка».

Сейчас в Ладожских шхерах добровольцы - те, кто может быстро среагировать на сигнал о пожаре. У них есть моторные лодки, спецодежда и пожарное оборудование и - самое главное - любовь к Ладожским шхерам и желание их защитить.


Ладожские шхеры - это место с тысячелетней историей, и терять его жалко. В этом году на горе Вяхтимяки, где раньше всего появляется солнце, где сотни туристов любуются красотами, из-за непотушенного костра случился пожар и оставил после себя только пепел и пожелтевшие деревья.

«Хонкасало», остров, где стоит Вяхтимяки, значит «глухой хвойный лес», «Мантсинсаари» - «земляничный остров», «Корписаари» - «труднопроходимый, дремучий, сырой лес» - все это может превратиться в голые камни, если шхеры не начнут охранять. Эти скандинавские красоты чудом сохранились в России, и наша задача - сберечь их. Поддержите противопожарный проект Гринпис, чтобы мы могли обучать добровольцев и продолжать работу.

Международный союз охраны природы (IUCN) и другие природоохранные организации планеты опубликовали совместный отчет «Бесценные или бесполезные?» (англ. Priceless or Worthless?) о ста самых нуждающихся в защите видах животных, растений и грибов. По словам ученых-биологов, эти виды исчезнут с лица Земли до 2020 года, если не предпринять соответствующих мер по восстановлению их популяции. В создании документа участвовали более 8 000 волонтеров. Полная версия презентации доступна по ссылке, ну а мы постараемся осветить хотя бы ее часть.

Следует уточнить, что здесь не представлены виды, которых уже взяли под активную защиту (например, китайские тигры или флоридские пумы).

Арарипский манакин (англ. Araripe Manakin, лат. Antilophia bokermanni). Численность: 779 особей. Ареал: 28 кв. км, плато Арарипи, Сеара, Бразилия. (Ciro Albano)

Рыжеватая обезьяна (англ. Northern Muriqui, лат. Brachyteles hypoxanthus). Численность: менее 1 000 особей. Ареал: тропические леса северо-восточной Бразилии. (Luciano Candisani/Minden Pictures)

Пятнистый арлекин (англ. Rio Pescado stubfoot toad, лат. Atelopus balios). Численность: неизвестна. Ареал: эквадорские провинции Асуай, Каньяр и Гуаяс. (Eduardo Toral-Contreras)

Индийская большая дрофа (англ. Great indian bustard, лат. Ardeotis nigriceps). Численность: 50—250 особей. Ареал: 570 тыс. кв. км, пустоши Индии. (Rahul Sachdev)

Мадагаскарская клювогрудая черепаха (англ. Angonoka tortoise, лат. Astrochelys yniphora). Численность: 440—770 особей. Ареал: 12 кв. км, северо-восточный Мадагаскар. (BigHeart VISION)

Карликовый ленивец (англ. Pygmy three-toed sloth, лат. Bradypus pygmaeus). Численность: менее 500 особей. Ареал: 1,5 кв. км, остров Исла-Эскудо-де-Верагуас, Панама. (Roy Toft/National Geographic)

Лягушка Буллока (англ. Bullock’s false toad, лат. Telmatobufo bullocki). Численность: неизвестна. Ареал: менее 500 кв. км, провинция Арауко, Чили. (Tomás Rivas Fuenzalida)

Лопатень (англ. Spoon-billed sandpiper, лат. Eurynorhyncus pygmeus). Численность: менее 100 плодящихся пар. Ареал: Чукотский автономный округ в России, улетает на зимовку в юго-восточную Азию. (David Sibley)

Сингапурский пресноводный краб (англ. Singapore freshwater crab, лат. Johora singaporensis). Численность: неизвестна. Ареал: Заповедник Бакит-Тимах и ручьи близ Бакит-Батока, Сингапур. (Choy Heng Wah/Raffles Museum of Biodiversity Research)

Яванский носорог (англ. Javan rhino, лат. Rhinoceros sondaicus). Численность: менее 100 особей. Ареал: Национальный парк Уджунг-Кулон, остров Ява, Индонезия. (International Rhino Foundation)

Лесной ибис (англ. Northern bald ibis, лат. Geronticus eremita). Численность: 200—250 особей. Ареал: три раздельные группы в Марокко, Турции и Сирии. Сирийская популяция зимует в северной Эфиопии. (Christian Falk)

Рафетус Свайно (англ. Red River giant softshell turtle, лат. Rafetus swinhoei). Численность: 4 особи. Ареал: озера Хоанкьем и Донгмо во Вьетнаме, зоопарк Сучжоу в Китае. (Tim McCormack/Asian Turtle Program)

Загросский тритон (англ. Luristan newt, лат. Neurergus kaiseri). Численность: менее 1 000 особей. Ареал: 10 кв. км, горы Загрос в Иране. (Twan Leenders)

Красноплавниковая голубоглазка (англ. Red-finned Blue-eye, лат. Scaturiginichthys vermeilipinnis). Численность: 2000—4000 особей. Ареал: Заповедник Эджбастон в Австралии. (Adam Kerezsy)

Саола (англ. Saola, лат. Pseudoryx nghetinhensis). Численность: неизвестна. Ареал: горы Чыонгшон во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. (David Hulse/WWF-Canon)

Презентация проекта "Животные Красной Книги России" в подготовительной к школе группе с участием родителей

Цель: воспитание осознанно-правильного отношения к планете Земля, как к общему дому.

Задачи:

Продолжать формировать знания детей и весенних изменениях в природе; ответственное и доброе отношение к родной природе; убеждения о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её беречь.

Упражнять в умении классифицировать животный мир.

Продолжать знакомить детей с Красной книгой России. Соединять рассказы о животных из этой книги с легендами и стихотворениями.

Воспитывать способность видеть красоту в каждом живом существе.

Развивать представления, любознательность, память, внимание.

Продолжать формировать словарный запас и грамматически правильную речь детей, развивать связную речь, учить использовать в речи простые, распространённые, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, согласовывая слова в предложениях.

Развивать интерес и любовь к художественной литературе, продолжать учить запоминать и выразительно читать стихотворения.

Учить использовать полученные знания в дидактических и подвижных играх.

Формировать умение слушать и понимать обращённую к ребёнку речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы. Воспитывать в детях общительность, сдержанность.

Прививать любовь к природе посредством музыки.

Оборудование: мяч; большая «Красная книга» - макет; цветная бумага чёрного, красного, белого, серого, жёлтого и зелёного цветов; наголовники «героям из Красной книги» (олень северный, барс снежный, медведь белый, песец голубой, тигр амурский, sos, страницы); птичка (игрушка), книга жалоб для птички; ноутбук, видеоматериал на песню О. Газманова «Красная книга»; 2 плаката с изображением планеты (грустная и радостная), карточки с изображениями, что для планеты хорошо, а что плохо; шапочки-маски к игре «Кто самый важный» с изображением солнца, воды, воздуха, почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца), хищного животного (волка), человека, микроба; изображения букв; 2 обруча: красного и жёлтого цветов, изображения животных из красной книги и простых животных; глобус; плакат с изображением Земного шара, картинки с детьми на каждого ребёнка; ромашки 14 шт., бабочки 12 шт.; магнитола, флеш-карта с музыкальным материалом.



Ход:

Дети под музыку «Разноцветная планета» заходят в группу, держась за руки проходят по кругу, становятся полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? (Ответ детей - Весна!)

Правильно. Давайте послушаем интересное стихотворение о весне.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне,

Природа отдала приказ -

Салютовать весне,

Приказ черемухе - цвести,

Крапиве - быть не злой,

Дождю дорожки подмести

Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам - громко петь,

А солнцу - выйти из-за туч

И веселее греть!

Давайте представим, что все мы - первые весенние листочки . Все мы разные по форме, выросли на разных деревьях. А также у весенних листочков может быть разное настроение: веселое, грустное, сердитое . Листочки могут быть мечтательными, восторженными или удивленными . Давайте изобразим разные эмоции весенних листочков.

Некоторые листочки радуются весне. Давайте изобразим веселье и радость !

А другие смеются , глядя как играют солнечные зайчики.

Кто-то грустит, когда идет дождик. Давайте изобразим грусть .

А кто-то сердится на ветер, который сильно дует и может оторвать его с родной ветки.

Кто-то удивился, когда на веточку села птичка. Давайте изобразим удивление .


Молодцы, ребята, замечательно передали эмоции весенних листочков.

Весна - удивительное время года, она дарит всему живому много тепла и добра.


Воспитатель: -Как называется наша малая Родина? (Ответ детей: Чехов)

Как называется наша большая Родина? (Ответ детей: Россия)


В нашей стране живет много разных животных, растет много разных растений. Давайте поиграем в игру и вспомним растения, животных, птиц, насекомых.

Игра: «земля, вода, огонь, воздух».

Правила игры: Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь животное; на слово «Вода!», играющий отвечает названием какой-нибудь рыбы; на слово «Воздух!» -названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.


Дети садятся на места.

Воспитатель: - Среди названных вами растений, животных, птиц, насекомых есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Они могут исчезнуть совсем, если им не поможет человек.

Почему их осталось очень, очень мало? (Ответ детей : -Потому что есть недобрые, злые, жестокие люди, которые убивают животных, ловят их, вырывают с корнями растения, топчут их и т. д.)

Из-за чего страдают животные и растения? (Ответ детей : - Из-за красивого меха, из-за вкусного мяса, из-за того, что люди их боятся).

Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот, ученые решили издать Красную книгу.

Воспитатель выносит большую Красную книгу (макет)


Все животные, внесенные в Красную книгу, находятся под охраной государства. На них запрещено охотиться, их нельзя ловить, убивать.

А почему, ребята, книга Красная, а не какого-нибудь другого цвета? (Ответ детей: - Потому что красный цвет- цвет опасности, тревоги. Внимание! Остановись! Оглянись! Подумай, человек, о природе. Сигнал беды.)

Воспитатель: - Какие есть странички в этой книге?

Страницы чёрного цвета. На таких страницах содержатся списки тех животных, которые исчезли с лица Земли.

Страницы красного цвета. На таких страницах находится информация о видах, которые находятся на грани исчезновения.

Страницы жёлтого цвета. На таких страницах информация о животных, популяция которых стремительно уменьшается.

Страницы серого цвета. На таких страницах размещена информация о малоизученных животных, места обитания которых труднодоступны.

Страницы белого цвета. На таких страницах находится информация о видах, численность которых и так всегда была небольшой.

Страницы зелёного цвета. На таких страницах располагается информация о видах, численность которых восстановлена и на данный момент находится вне опасности исчезновения.


Воспитатель: Умнички! А ребята подготовили стихотворение о природе! Выходите, пожалуйста.

Стихотворение о природе (читают двое детей):

Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете…

Лев и журавль, попугай и лисица,

Волк и медведь, стрекоза и куница.

Белые розы, лесные дубравы,

Реки, озёра, деревья и травы.

Синее море, лесной ручеёк,

Все доверяют тебе, человек!

Ты самый умный, а значит в ответе

За всё живое, что есть на планете!


Надеть наголовники: олень северный, барс снежный, медведь белый, песец голубой, тигр амурский (уссурийский), sos, страницы. Дети в наголовниках прячутся за книгой.

Дети садятся на места. Появляется птичка-невеличка (игрушка).

Воспитатель: -Здравствуй, птичка-невеличка. Мы рады тебя видеть, что ты хочешь нам сказать? (Птичка щебечет, воспитатель озвучивает игрушку).

Звери к вам меня послали,

Да свои наказы дали.

В этой книге жалобы зверей

На таких плохих людей

Кто природу обижает,

Нас совсем не уважает.


Воспитатель зачитывает несколько жалоб (загадки):

1 Он мяукал у дверей?

Открывайте мне скорей,

Очень холодно зимой!

Кто же просится домой?

Дикий кот (манул)

2 Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - …

Красный волк

3 Лежать он может целый день,

Ему лежать совсем не лень.

Тюлень

4 Из семейства полорогих,

Подсемейство же быков,

Он один из тех немногих,

Что пришёл к нам из веков.

Зубр


Воспитатель: - Дорогая гостья, оставайся с нами, а сейчас послушаем, что расскажут нам некоторые страницы «Красной книги».

В центре группы стоит большая Красная книга, из-за нее выходят по очереди дети в наголовниках животных, которые занесены в Красную книгу, и рассказывают о себе.

Олень северный:

Возят груз большой без лени
В тундре северной олени:
Хоть копыта и не шины,-
Выполняют роль машины.

Барс снежный:

У меня шикарный хвост,

Он длинною во весь рост!

Ведь с таким по кручам

Прыгать много лучше.

А в своем густом меху

Спать могу я хоть в снегу!

Он замерзнуть мне не даст,

Ведь не зря я - снежный барс.

Белый медведь:

Там, где море холодное очень,
И — куда ни посмотришь — снега,
Где полгода — полярные ночи,
Где свирепствует злая пурга —
Там на льдинах дрейфуют медведи
В белых шубах, с морскою душой —
Им Полярная звёздочка светит,
И медведица в небе — ковшом.

Песец голубой:

Я в пургу живу в сугробах,
Но поймать меня попробуй:
Я зимой белее снега,
Чтоб удобней было бегать.
Невидимка в белой шубке-
Хищник остренькие зубки.
Лис охотник и хитрец
Называюсь я - песец.

Тигр амурский:

Тигр Уссурийский живет на планете

Он - самый большой из кошек на свете!

По рекам Амур и Уссури он бродит,

Но в дом к человеку никогда не заходит!

Тигр - зверь легкоуязвимый,

Он Красной книгой России хранимый!

Фонд Дикой природы его охраняет,

Ведь тигр Уссурийский почти вымирает!

Пусть больше в России заповедников будет,

А люди животным друзьями пусть будут!

SOS:

Красная Книга - это символ беды

Красная книга - это сигнал «SOS»

Жизнь того, кто вписан в неё,

Ставится под вопрос.

Быть или не быть!

Жить или не жить!

С солнцем, радугой, весной

Долго ли ещё дружить?

Страницы:

Цветы, деревья, травы, птицы,

Не могут ни вздохнуть,

Ни вскрикнуть,

Но в Красной книге

Все страницы кричат

Кому грозит погибнуть.




Воспитатель:

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Охраняется Красной книгой

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются птицы,

Охраняются звери,

Охраняются даже цветы.

“Красная книга” - Красная!

Значит, природа в опасности!


Просмотр видео на песню О. Газманова «Красная книга»


Воспитатель: - Нужно, ребята, беречь и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, жабы и др. Все они нуждаются в нашей защите. Давайте представим себя разными животными, и отправимся на помощь к ним.

Разминка «Звери шли на водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом )

За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая )

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Идут крадучись )

За мамой-ежихой катился ежонок,

(Передвигаются в глубоком приседе )

За мамой-медведицей шел медвежонок,

(Идут вперевалку )

За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью )

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней )

Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках )

Все мамы и дети напиться хотят.

(Останавливаются )


Воспитатель: - Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Давайте вместе подумаем, чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответ детей: -Мы не будем сами их обижать, и не дадим в обиду другим. Расскажем всем знакомым о беззащитности животных и растений).

Воспитатель: - Дорогие ребята, а чтобы всё было так, как вы сказали, необходимо соблюдать правила поведения в природе. Давайте поиграем в игру.

Игра " От чего планета грустит и радуется"(под музыку)

Правила игры: Перед детьми 2 рисунка с изображением планеты, которая грустит, и которая радуется. Отдельно лежат карточки, что для планеты хорошо, а что плохо. Дети делятся на две команды. И по сигналу первая команда собирает карточки к радостной планете, а вторая - к грустной. В конце игры ведущий проверяет задание.


Воспитатель: - Соблюдайте эти правила, берегите Землю, на которой живёте, и она отплатит вам крепким здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц.

Вы знаете, что природа и человек крепко-накрепко связаны друг с другом.

Давайте проследим эту взаимосвязь с помощью игры «Кто самый важный» .

Правила игры: Раздать детям нагрудные знаки или маски с изображением солнца, воды, воздуха, почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца), хищного животного (волка), человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что он самый важный в природе, и поясняет почему.

Дети: (поочередно):

-Я - солнышко , самое главное. Всем нужно тепло.

- Я - вода , главнее. Без меня вы погибнете.

- Я- воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я самый главный.

- Я - почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

- Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

- Я - насекомое , я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян.

- Я - заяц , травоядное, тебя, растение, съем. Значит я важнее.

- Я - хищный волк . Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

- Я - человек. Могу управлять водой и ветром, распахивать земли, посадить растения, разводить животных. И на тебя, волк, могу охотиться.

- Я - микроб . Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный.

Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети : (хором): - Всё связано со всем! (поднимают руки)

Воспитатель: - Это один из главных законов экологии -науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу.

Все-все-все на свете нужны

И мошки не меньше нужны, чем слоны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки

У мышки без кошки не лучше делишки.

А сейчас, давайте отдохнём и поиграем в игру «Живой Букварь» (Садятся на стульчики).

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!

Воспитатель показывает детям букву, а они должны назвать животного или птицу на эту букву (например: буква «л»: лошадь, лев, лось, лиса).

Воспитатель: - Молодцы! Мы приготовили много игр сегодня! Хотите поиграть ещё? (Дети: Да!)

Игра «Сделай шаг»

Дети встают в один ряд возле своих стульчиков. Воспитатель каждому задает вопросы, если игрок правильно отвечает - делает шаг вперед, если нет - остается на месте.

1. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

2. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

3. Сколько ног у паука? (восемь)

4. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

5. Как одним словом называют животных, которые живут с человеком?

6. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

7. Ворона, скворец, грач, воробей, ласточка - кто это? (птицы)

8. У какого дерева ствол белый? (у березы)

9. Как называется дом у муравьев? (муравейник)

10. Что страшнее птице- голод или холод? (голод)

11. Как называют человека, который лечит животных? (ветеринар)

12. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

13. На каком дереве растут желуди? (на дубе)

14. Карась, щука, сом, окунь - кто это? (рыбы)

15. Какая птица лечит деревья? (дятел)

16. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

17. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

18. Чем питается бабочка? (нектаром)

19. Кто в лесу плетет паутину? (паук)

20. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

21. Какого цвета листья на деревьях зимой? (их нет)

22. Какие яблоки растут на березе? (не растут)

23. Какое насекомое питается кровью? (комар)

Воспитатель: - А теперь, подвигаемся? (Дети : Да!)

Игра-эстафета «Найди животное» (под музыку)

Раскладываются два обруча. В красный необходимо положить изображения животных из красной книги, в желтый все остальные. Когда начинает играть музыка, участники по очереди бегут к коробочке с изображениями, выбирают нужное, складывают в обруч и бегут передавать эстафету другому.


Воспитатель: - Отлично справились! Давайте покажем и расскажем друг другу и гостям как надо любить и охранять природу.

Четверо детей читают стихотворение (с глобусом)

1.

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

2. Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

«Ты береги нас, береги!»

3. Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек.

В тебя мы верим - не солги,

«Ты береги нас, береги!»

4. Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу».

Воспитатель: - Беречь нужно всю нашу планету. Ребята, скажите, пожалуйста, что надо делать чтобы все страницы красной книги были зелеными.

Дети: Охранять природу!

Звучит приятная фоновая музыка.

Воспитатель: Согласна с вами! Я, например, не буду рвать паутину, (приклеивает картинку по краю изображения Земного шара.) Возьмите картинки. Они будут символом того, что вы тоже будете охранять природу. (Дети приклеивают картинки к изображению, говорят о своих действиях по охране Земли; получается, что дети охраняют планету).


Воспитатель: Помните историю по мальчика, цветок и мотылька? (Дети: Да!)

«Я сорвал цветок, - и он увял.

Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы можно только сердцем!»


Воспитатель: Как можно прикасаться к природе?

Дети: Только СЕРДЦЕМ!!!

Воспитатель: А как прикасаться к природе сердцем мы сейчас покажем вместе с вашими родителями.

Танец ромашек и бабочек (с родителями)




Воспитатель: - Благодаря вам, дети, сегодня мы узнали много нового, интересного, полезного, нужного для каждого человека. Спасибо вам! Вы, как юные экологи, много знающие о бережном отношении к природе, рассказывайте об этом всем своим друзьям, знакомым и подавайте пример окружающим!

Воспитатель: Хочется закончить нашу встречу словами:

Ребёнок 1:

Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака.

Ребёнок 2:
Этот мир был
Нам подарен
Миллионы лет назад
Сохранить природу нашу
Просим всех ребят

Ребёнок 3:

На красивой планете
Будет радостно детям
Любоваться на лес и поля.
Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобой на ней,

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!


Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»

Друзья, не забудьте указать активную на сайт "Надежда" при использовании материала данной публикации!

Международный союз охраны природы (IUCN) и другие природоохранные организации планеты опубликовали совместный отчет «Бесценные или бесполезные?» (англ. Priceless or Worthless?) о ста самых нуждающихся в защите видах животных, растений и грибов. По словам ученых-биологов, эти виды исчезнут с лица Земли до 2020 года, если не предпринять соответствующих мер по восстановлению их популяции. В создании документа участвовали более 8 000 волонтеров. Полная версия презентации доступна по ссылке, ну а мы постараемся осветить хотя бы ее часть.

Следует уточнить, что здесь не представлены виды, которых уже взяли под активную защиту (например, китайские тигры или флоридские пумы).

Арарипский манакин (англ. Araripe Manakin, лат. Antilophia bokermanni). Численность: 779 особей. Ареал: 28 кв. км, плато Арарипи, Сеара, Бразилия. (Ciro Albano)

Рыжеватая обезьяна (англ. Northern Muriqui, лат. Brachyteles hypoxanthus). Численность: менее 1 000 особей. Ареал: тропические леса северо-восточной Бразилии. (Luciano Candisani/Minden Pictures)

Пятнистый арлекин (англ. Rio Pescado stubfoot toad, лат. Atelopus balios). Численность: неизвестна. Ареал: эквадорские провинции Асуай, Каньяр и Гуаяс. (Eduardo Toral-Contreras)

Индийская большая дрофа (англ. Great indian bustard, лат. Ardeotis nigriceps). Численность: 50—250 особей. Ареал: 570 тыс. кв. км, пустоши Индии. (Rahul Sachdev)

Мадагаскарская клювогрудая черепаха (англ. Angonoka tortoise, лат. Astrochelys yniphora). Численность: 440—770 особей. Ареал: 12 кв. км, северо-восточный Мадагаскар. (BigHeart VISION)

Карликовый ленивец (англ. Pygmy three-toed sloth, лат. Bradypus pygmaeus). Численность: менее 500 особей. Ареал: 1,5 кв. км, остров Исла-Эскудо-де-Верагуас, Панама. (Roy Toft/National Geographic)

Лягушка Буллока (англ. Bullock’s false toad, лат. Telmatobufo bullocki). Численность: неизвестна. Ареал: менее 500 кв. км, провинция Арауко, Чили. (Tomás Rivas Fuenzalida)

Лопатень (англ. Spoon-billed sandpiper, лат. Eurynorhyncus pygmeus). Численность: менее 100 плодящихся пар. Ареал: Чукотский автономный округ в России, улетает на зимовку в юго-восточную Азию. (David Sibley)

Сингапурский пресноводный краб (англ. Singapore freshwater crab, лат. Johora singaporensis). Численность: неизвестна. Ареал: Заповедник Бакит-Тимах и ручьи близ Бакит-Батока, Сингапур. (Choy Heng Wah/Raffles Museum of Biodiversity Research)

Яванский носорог (англ. Javan rhino, лат. Rhinoceros sondaicus). Численность: менее 100 особей. Ареал: Национальный парк Уджунг-Кулон, остров Ява, Индонезия. (International Rhino Foundation)

Лесной ибис (англ. Northern bald ibis, лат. Geronticus eremita). Численность: 200—250 особей. Ареал: три раздельные группы в Марокко, Турции и Сирии. Сирийская популяция зимует в северной Эфиопии. (Christian Falk)

Рафетус Свайно (англ. Red River giant softshell turtle, лат. Rafetus swinhoei). Численность: 4 особи. Ареал: озера Хоанкьем и Донгмо во Вьетнаме, зоопарк Сучжоу в Китае. (Tim McCormack/Asian Turtle Program)

Загросский тритон (англ. Luristan newt, лат. Neurergus kaiseri). Численность: менее 1 000 особей. Ареал: 10 кв. км, горы Загрос в Иране. (Twan Leenders)

Красноплавниковая голубоглазка (англ. Red-finned Blue-eye, лат. Scaturiginichthys vermeilipinnis). Численность: 2000—4000 особей. Ареал: Заповедник Эджбастон в Австралии. (Adam Kerezsy)

Саола (англ. Saola, лат. Pseudoryx nghetinhensis). Численность: неизвестна. Ареал: горы Чыонгшон во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. (David Hulse/WWF-Canon)

Наш Дальневосточный край богат лесами и животными. Много видов растений и животных собрано здесь, у нас. И, конечно же, в нашем Верхнебуреинском районе. Район настолько чист, уютен, что наверняка многие птицы и рыбы желают жить у нас.

Наш район богат лесами, очень мощные деревья растут у нас, пышные, разнообразные. В среднем диаметр ствола в наших лесах составляет около полу метра, а длина ветки у основания примерно полтора метра. Зимой наш район превращается в сказку, все покрывается снегом, и ели с соснами, будто снегурки красуются своими платьями. Особенно когда идешь в лесу по снегу… тишина только хруст под ногами и шебуршание снега, падающего с веток, красота неописуемая. А летом когда приезжаешь на речку, а по краям реки раскинулись наши леса. Либо когда идешь с друзьями в поход, каждое дерево может стать для тебя защитой, как от солнца, так и от дождя с ветром. Как же прекрасно останавливаться на привал рядом с самыми красивыми деревьями, дышать свежим воздухом или облокотиться на мощный ствол.

Когда меня спрашивают: а где ты живешь? Я сразу, не обдумывая, отвечаю: в сказке! Ведь и вправду наш район похож на сказку! Это наше маленькое королевство тайн и сокровищ. Где спрятаны огромные запасы угля. Наш уголь для нас как золото. Хотя, у нас есть много полезных ископаемых, но уголь это чем мы годимся больше всего.

В нашем районе есть много чудес, и все мы ими любуемся, радуемся и гордимся конечно же! Но вот не умеют русские люди беречь то что дала нам природа, то что дано просто так, ведь нет нечего сложно в том чтобы просто беречь нашу природу-матушку. Людям лишь бы пользоваться, губить, жечь, что-то ломать. Но ни кто ведь не догадается придя в лес выбрать место на поляне где нет много деревьев, пойти собрать ветки на земле, а не ломать молодые деревья, жечь костер на месте где уже был когда то костер, а не губить молодую траву.

Сейчас я могу печально объявить. Наш район нуждается в защите! Мы сами губим то, что должны сохранить, не бережем то, что дано природой, не любим то, что любит нас. А ведь мы должны жить по мирным законам. Любить и уважать ближних, но ведь природа тоже наш ближний!

Наша природа, природа Верхнебуреинского района, нуждается в нашей защите. Вот задумайтесь, что плохого вы когда делали природе? Напомню, природа это не только растения, но и животные. Может вы когда то с друзьями ломали ветки деревьев? Или разрушали гнезда птиц? Или ловили рыб и издевались над ними? Можно еще приводить много примеров, как дети, подростки и взрослые губят природу. Ведь скажите мне, с каждым ведь было такое когда с родителями или друзьями на шашлыках, чтобы развести огонь ломали молодые ветки, чтобы соорудить палатку, тоже рубили молодые стволы.

Вообще я хочу поговорить о защите рыб и животных. Они нуждаются больше чем остальные наши ресурсы. Дело в том что у нас развелось очень много охотников и рыбаков. Каждый сезон у нас становиться меньше животных и рыб.

Много рыбаков съезжаются к нам в район, чтобы порыбачить! Да, это хорошо что наш район знаменит крупной рыбой, но и есть свои минусы, причем огромные. Эти крупно масштабные рыбалки приводят к тому что в скором времени у нас ни чего не останется кроме лягушек, но и тех мне кажется выловят. Каждый рыбак после недельного улова привозит домой около мешка рыбы, а так как рыбаки никогда не ездят в одиночку, а одна такая группа состоит примерно из пяти рыбаков, то можно подсчитать что они привезут около пяти мешков рыбы, а если в мешке может поместиться 50 рыбин, даже считать страшно сколько живых душ они убивают. Вы только представьте…

Но рыбаки это не единственная опасность для рыб. Существует еще одна проблема, окружающая среда, то есть загрязнение окружающей среды. В нашем районе около 5 … Они то и являются основной проблемой, на них должны стоять сетки, но у нас такого нет. И следовательно все это очень загрязняет воздух, который в последствии оседает на водоемах и рыбам во первых не чем дышать, а во вторых они не могут жить и плодиться в такой атмосфере и погибают. Даже зимой. . . представляет опасность. Грязный воздух оседает на снег, снег становится грязный, а когда начинает таять то вся эта грязь попадает в чистые реки, озера, пруды. Тем самым, еще раз повторюсь что рыбы не могут жить в грязных водоемах. А мы ведь все хотим, проезжая по реке видеть как рыба стаями плывет. Но если мы не сможем сберечь ее ото всех опасностей, то в скором времени мы останемся ни с чем.

Страшно подумать, что же станет с нашим районом через какое то время… Когда здесь станет пустыня, ведь сейчас наш богатый лес вырубают, чтобы построить ГЭС и прокладывают пути, когда животных не станет, ведь люди перебьют всех и животные не смогут тут жить, когда все рыбы будут либо у нас на тарелках, либо мертвые лежать где то у берегов.

Скоро наступит сезон охоты, все охотники достанут свой ружья и пойдут за добычей. Конечно каждая семья хочет есть свежее мясо, а не перемороженное в магазине. Но давай те подумаем, каким трудом это все достается. Животное оно ведь живое, пусть это даже и дикий зверь! Но у него тоже есть семья, дети, родители. Каждому оленю нужно заботиться о

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе