Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мыслят ли животные доводы за и против. Бывают ли мысли у животных? В течение жизни

Думают ли животные? Есть ли у них разум? Эти вопросы интересовали людей с незапамятных времен. Одних животных они считали глупыми, других умными. Возьмем, например, бобров. Наблюдая за тем, как они перегораживают ручьи, речки, можно прийти к выводу, что им нельзя отказать в уме: настолько сложны работы, которые они выполняют, строя свои плотины. Однако еще в прошлом веке брат знаменитого естествоиспытателя Георга Кювье Фридрих вырастил бобрят без родителей и увидел, что эти зверьки не учатся хитрому искусству строителя. Больше того, поведение их во время возведения плотин было шаблонным, неизменным. Поражающие целесообразностью, разумностью действия бобров оказались не чем иным, как слепым инстинктом.

Вот другой пример. На Галапагосских островах живут небольшие птицы - дятловые вьюрки . Питаются они насекомыми. Обнаружив добычу, вьюрки часто достать ее не могут; находится она в глубоких расщелинах в древесине, а клюв у них короткий. Птицы нашли выход. Чтобы извлечь насекомых, они пользуются маленькими веточками или кактусовыми иглами. Прилетев к дереву со своим "инструментом" и увидев, что он короток или слишком гнется, вьюрок заменяет его другим. Если же ветка или кактусовая колючка оказывается подходящей, птица в поисках пищи может перелетать с ней с дерева на дерево и зондировать Заинтересовавшие ее отверстия. Вьюрки не только сохраняют наиболее пригодные "орудия", они способны делать их. Найдя прутик, состоящий из двух веточек, которые образуют вилку, вьюрки обламывают одну из них, а другую - слишком длинную - укорачивают. Вряд ли поведение этих птиц было бы таким, если бы они не обладали зачатками разума.

Формы высшей нервной деятельности, которые можно оценить как разумные, конечно, весьма разнообразны. Однако, наблюдая за поведением животных в их естественных местах обитания, я пришел к выводу, что наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных - способность улавливать простейшие законы природы и умение использовать эти законы в новых, неожиданно возникших ситуациях. Смоделировав в лаборатории некоторые подобные ситуации, мы стали предлагать животным решать различные логические задачи.

Представьте себе такую картину: возле полной кормушки - . Проходит несколько минут, и кормушка начинает медленно двигаться влево по рельсу. Птица идет за ней, продолжая клевать. И тут происходит неожиданное - корм исчезает из поля зрения курицы: кормушка въезжает в закрытый со всех сторон коридорчик. Теперь все зависит от умственных способностей птицы. Чтобы снова получить доступ к еде, она должна сообразить, в каком направлении продвигается корм. Если курица определит это правильно, то пойдет дальше влево и, когда кормушка выедет из коридорчика, окажется возле нее. На первый взгляд может показаться, что курице, да и другим животным, справиться с этим заданием просто. На самом деле это далеко не так. Чтобы убедиться, разберем услови задачи. Что известно птице? Первое: есть кормушка. Когда она начинает продвигаться в одну из сторон, курица получает информацию о направлении и скорости ее движения. Что неизвестно? Каким образом заполучить корм, который исчез в коридорчике? Вот вопрос, на который нужно ответить птице. Для этого она должна оказаться способной экстраполировать направление и траекторию движения теперь невидимой для нее кормушки. Однако экстраполяци невозможна без знания элементарных законов природы. Каких именно? Первый из них мы сформулировали так: всякий предмет, который животные воспринимают своими органам и чувств, существует, если даже он вдруг исчезнет из их поля зрения. Люди тоже пользуются этим законом. Можете проделать такой опыт. Возьмите у своего маленького брата или сестры игрушку и незаметно спрячьте ее за спиной. Вы увидите, что малыш начнет требовать игрушку обратно. Пусть небольшой, но уже опыт подсказывает ребенку, что, хотя он не видит игрушку, она не исчезла бесследно, она существует.

Суть второго простейшего закона заключается в следующем: непрозрачное тело непроницаемо. В задачах, которые решали животные, приманка иногда скрывалась не в коридорчике, а продвигалась за ширмой. И участники наших опытов должны были идти вслед за кормушкой вдоль ширмы. Однако некоторые из них не утруждали себ ходьбой, а пытались пробраться к ней через ширму. И еще: вряд ли кто из участников наших экспериментов смог бы в итоге добраться до желанной кормушки, если бы они не понимали одной очень важной вещи: приманка, которая удаляется в определенную сторону, оказавшись в укрытии, продолжает и там двигаться в том же направлении. Я не буду рассказывать обо всех законах, которые необходимо было использовать, чтобы успешно ответить на поставленные вопросы. Скажу только, что нам удалось установить: чем большее число законов природы улавливают животные, тем более разумно они ведут себя. Изучение же их поведения в процессе решения логических задач показало, что существуют огромные различия в уровне рассудочной деятельности. Голуби, едва кормушка оказывалась вне поля их зрения, уже не интересовались ею и даже не делали попыток следовать за ней. Куры и кролики, когда переставали видеть приманку, начинали искать ее в том месте, где она исчезла. Значит, они понимали лишь то, что корм не мог бесследно исчезнуть. Совсем иначе поступали сороки. Обнаружив, что кормушка въехала в коридор, они начинали бежать вдоль него, а потом стояли, ожидая ее появления. В наших опытах участвовали самые разные животные. Когда мы сравнили полученные результаты, выяснилось, что среди собак, волков и других животных были такие, которые отвечали на поставленные вопросы прекрасно, хорошо или посредственно. Однако в общем среди зверей лучше всех решали задачи обезьяны, дельфины и бурые медведи. Второе место заняли волки, красные лисицы, собаки и корсаки. Из птиц самые умные - вороновые. По уровню развития элементарной рассудочной деятельности они не уступают хищным млекопитающим из семейства псовых. Довольно сообразительными оказались черепахи и зеленые ящерицы. Правда, эти рептилии решают экстраполяционные задачи хуже воронов, ворон и сорок, но зато лучше кур, соколов и коршунов. По-разному отвечали на вопросы крысы. Пасюки по сравнению с лабораторными крысами смышленее. Серебристо-черные лисицы по уровню развития рассудочной деятельности тоже уступают своим диким собратьям - красным лисицам. И это закономерно. Одомашненные животные живут на всем готовом. Им не нужно заниматься поиском пищи, беспокоиться о своей безопасности. В той среде, которую создавал и создает им человек, редко возникают ситуации, когда необходимо думать о том, чтобы принять единственно правильное решение в экстренно сложившихся ситуациях. И, живя под опекой человека, они поглупели. Ведь действие естественного отбора, при котором погибают наименее приспособленные животные, на них не сказывалось.
Выяснив, кто из животных самый "умный", мы, естественно, не могли не провести параллель: насколько уровень развития их рассудочной деятельности отличается от нашего?

В первых опытах участвовал мой двухлетний сын. Условия задач, которые ему предстояло решить, существенно не отличались от тех, которые мы предлагали животным. Мальчик очень любил играть с электрическим фонариком. Поэтому за ширму, в которой было отверстие, поставили две коробки. В одну из них положили фонарик. Потом обе коробки одновременно стали раздвигать в противоположные стороны. Мой сын, стоявший возле отверстия и видевший это, сразу побежал в том направлении, в котором исчезла коробка с фонариком. Однако в следующий раз, когда опыт был повторен, сын сказав: "Фонарик убежал",- отправился в ту сторону, что и в первый раз, хотя туда двигалась пустая коробка. После этих пробных экспериментов способность к экстраполяции исследовалась в нашей лаборатории у многих детей. Оказалось, что результат самым непосредственным образом зависит от возраста ребенка. Дети до двух лет не могут экстраполировать направление движени игрушки. Когда их спрашивали: "Где игрушка?" - они отвечали: "Нет, уехала". И оставались на месте, не пытаясь найти ее, Через год число правильных ответов увеличивается, однако в этом возрасте ребята решают задачи хуже, чем красные лисицы, волки и собаки. И только дети, которым исполнилось семь с половиной лет, уже совершенно безошибочно определяют, куда двигается игрушка. Конечно, оценивая разум человека лишь по одному критерию - способности к экстраполяции, нельзя получить представление о всей его многообразной рассудочной деятельности. Однако проведенные эксперименты все же позволили выявить некоторые этапы формирования этой сложнейшей функции мозга.

Мозг претерпел длительную эволюцию. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем возник разум человека. Наши исследования показали, что ни рыбы, ни амфибии не могут решать даже самые простые задачи, у них рассудочная деятельность совсем не развита. Поведение ящериц и черепах выгодно отличается от поведения карпов, гольянов, карасей, лягушек и жаб. Но почему именно рептилии стали первыми животными, у которых в эволюции появились зачатки разума? Чем было вызвано прогрессивное развитие их мозга? Главная причина - изменение экологических условий. В далекий и суровый пермский период древнейшие рептилии вышли из воды и стали обитать на суше. Жизнь на земле все время ставила их перед необходимостью решения новых задач. Инстинкты с их запрограммированностью действий, индивидуальный опыт, на приобретение которого требовалось время,- все это не могло помочь рептилиям быстро принять нужное решение, Ситуации, с которыми они сталкивались, были слишком разнообразны, возникали внезапно, причем раньше никогда не встречались. Чтобы среагировать правильно, а от этого порой зависела жизнь, необходимо было иметь хотя бы зачатки разума. Вот почему одним из путей, позволившим рептилиям приспособиться к жизни на суше, стало такое развитие мозга, которое привело к возникновению и прогрессивной эволюции рассудочной деятельности.

Животные, у которых в процессе эволюции появился элементарный разум, находились в более выигрышном положении, чем их соплеменники с неразвитым интеллектом. Ведь они быстрее вырабатывали новые формы поведения, а значит, шансов выжить у них было больше. По мере развития рассудочной деятельности происходили и другие очень важные изменения в жизни животных. На смену сообществам, состоящим из животных с примитивным мозгом и таким же уровнем отношений, пришли сообщества, члены которых лучше знали друг друга и способны были понимать нюансы поведения каждого своего соплеменника.

В одном из проливов Калифорнии, где был установлен плавучий барьер из вертикально расположенных алюминиевых трубок, проводились эксперименты. Группа дельфинов Гилля, оказавшаяся в проливе, обнаружив барьер при помощи эхолокации, остановилась невдалеке. Один из дельфинов направился к заграждению и проплыл вдоль него. Когда он вернулся, животные стали пересвистываться. Затем другой дельфин поплыл к барьеру. Лишь после этого вся группа, выстроившись в ряд, миновала барьер. Вот как организованно могут действовать дельфины.

Попав в затруднительное положение, сходно ведут себя мартышковые обезьяны. Первым из стада на разведку выходит вожак. Осмотрев местность, он возвращается, и обезьяны отправляются в путь по наиболее безопасному маршруту.

И еще одна отличительная особенность, характерная для сообществ животных с достаточно развитым интеллектом. В их отношениях огромную роль играют взаимопомощь и сотрудничество. Они сообща защищают свою территорию, обороняются от хищников, вместе охотятся. Когда рождаются детеныши, то выкармливать и воспитывать их родителям помогают "тетки", "дяди", "соседи". В результате звери и птицы, обладающие элементарной рассудочной деятельностью, имеют дополнительные преимущества в борьбе за существование.

Говоря о разумном поведении животных, нельзя, наверное, обойти молчанием вопрос: Трудно ли им думать? Во время исследований представители всех групп, побывавших в нашей лаборатории, в определенный период начинали вести себя довольно странно: упорно шли в сторону, противоположную движению приманки. Пасюки и птицы из семейства вороновых поступали иначе: отказывались подходить к отверстию в ширме, экспериментальная установка вызывала у них страх. В тревожное состояние впадали и кролики. Догадаться об этом было несложно: они стучали задними лапами о пол. Были случаи, когда кролик, схватив морковь (приманку), убегал с ней от ширмы. Слишком подвижными становились болотные черепахи.

Так необычно животные начинали вести себя, когда несколько раз подряд правильно решали задачи. Поэтому мы предположили, что это связано с умственным перенапряжением. И действительно, электроэнцефалограммы подтвердили наши выводы. Так что думать животным трудно. В повседневной жизни им не очень часто приходитс решать логические задачи, Но даже когда такое происходит, делают они это на основе информации, которую получают из окружающей среды. Система, воспринимающа подобную информацию, была названа Иваном Петровичем Павловым первой сигнальной системой действительности. Процесс же мышления человека осуществляется главным образом под влиянием информации, которую он получает с помощью речи - второй сигнальной системы. И каждый из нас может воспользоваться всеми знаниями, накопленными человечеством. Отсюда колоссальные возможности человеческого мышления. Другая особенность - человек оказался в состоянии улавливать не только законы природы, но и формулировать теоретические законы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развити науки. Все это, конечно, недоступно животным даже с наиболее высокоразвитой рассудочной деятельностью.


Есть ли разум у животных?

Думают ли животные? Есть ли у них разум? Эти вопросы интересовали людей с незапамятных времен. Одних животных они считали глупыми, других умными. Возьмем, например, бобров. Наблюдая за тем, как они перегораживают ручьи, речки, можно прийти к выводу, что им нельзя отказать в уме: настолько сложны работы, которые они выполняют, строя свои плотины. Однако еще в прошлом веке брат знаменитого естествоиспытателя Георга Кювье Фридрих вырастил бобрят без родителей и увидел, что эти зверьки не учатся хитрому искусству строителя. Больше того, поведение их во время возведения плотин было шаблонным, неизменным. Поражающие целесообразностью, разумностью действия бобров оказались не чем иным, как слепым инстинктом.

Вот другой пример. На Галапагосских островах живут небольшие птицы - дятловые вьюрки. Питаются они насекомыми. Обнаружив добычу, вьюрки часто достать ее не могут; находится она в глубоких расщелинах в древесине, а клюв у них короткий. Птицы нашли выход. Чтобы извлечь насекомых, они пользуются маленькими веточками или кактусовыми иглами. Прилетев к дереву со своим "инструментом" и увидев, что он короток или слишком гнется, вьюрок заменяет его другим. Если же ветка или кактусовая колючка оказывается подходящей, птица в поисках пищи может перелетать с ней с дерева на дерево и зондировать Заинтересовавшие ее отверстия. Вьюрки не только сохраняют наиболее пригодные "орудия", они способны делать их. Найдя прутик, состоящий из двух веточек, которые образуют вилку, вьюрки обламывают одну из них, а другую - слишком длинную - укорачивают. Вряд ли поведение этих птиц было бы таким, если бы они не обладали зачатками разума.

Формы высшей нервной деятельности, которые можно оценить как разумные, конечно, весьма разнообразны. Однако, наблюдая за поведением животных в их естественных местах обитания, я пришел к выводу, что наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных - способность улавливать простейшие законы природы и умение использовать эти законы в новых, неожиданно возникших ситуациях. Смоделировав в лаборатории некоторые подобные ситуации, мы стали предлагать животным решать различные логические задачи.

Представьте себе такую картину: возле полной кормушки - курица. Проходит несколько минут, и кормушка начинает медленно двигаться влево по рельсу. Птица идет за ней, продолжая клевать. И тут происходит неожиданное - корм исчезает из поля зрения курицы: кормушка въезжает в закрытый со всех сторон коридорчик. Теперь все зависит от умственных способностей птицы. Чтобы снова получить доступ к еде, она должна сообразить, в каком направлении продвигается корм. Если курица определит это правильно, то пойдет дальше влево и, когда кормушка выедет из коридорчика, окажется возле нее. На первый взгляд может показаться, что курице, да и другим животным, справиться с этим заданием просто. На самом деле это далеко не так. Чтобы убедиться, разберем услови задачи. Что известно птице? Первое: есть кормушка. Когда она начинает продвигаться в одну из сторон, курица получает информацию о направлении и скорости ее движения. Что неизвестно? Каким образом заполучить корм, который исчез в коридорчике? Вот вопрос, на который нужно ответить птице. Для этого она должна оказаться способной экстраполировать направление и траекторию движения теперь невидимой для нее кормушки. Однако экстраполяци невозможна без знания элементарных законов природы. Каких именно? Первый из них мы сформулировали так: всякий предмет, который животные воспринимают своими органам и чувств, существует, если даже он вдруг исчезнет из их поля зрения. Люди тоже пользуются этим законом. Можете проделать такой опыт. Возьмите у своего маленького брата или сестры игрушку и незаметно спрячьте ее за спиной. Вы увидите, что малыш начнет требовать игрушку обратно. Пусть небольшой, но уже опыт подсказывает ребенку, что, хотя он не видит игрушку, она не исчезла бесследно, она существует.

Суть второго простейшего закона заключается в следующем: непрозрачное тело непроницаемо. В задачах, которые решали животные, приманка иногда скрывалась не в коридорчике, а продвигалась за ширмой. И участники наших опытов должны были идти вслед за кормушкой вдоль ширмы. Однако некоторые из них не утруждали себ ходьбой, а пытались пробраться к ней через ширму. И еще: вряд ли кто из участников наших экспериментов смог бы в итоге добраться до желанной кормушки, если бы они не понимали одной очень важной вещи: приманка, которая удаляется в определенную сторону, оказавшись в укрытии, продолжает и там двигаться в том же направлении. Я не буду рассказывать обо всех законах, которые необходимо было использовать, чтобы успешно ответить на поставленные вопросы. Скажу только, что нам удалось установить: чем большее число законов природы улавливают животные, тем более разумно они ведут себя. Изучение же их поведения в процессе решения логических задач показало, что существуют огромные различия в уровне рассудочной деятельности. Голуби, едва кормушка оказывалась вне поля их зрения, уже не интересовались ею и даже не делали попыток следовать за ней. Куры и кролики, когда переставали видеть приманку, начинали искать ее в том месте, где она исчезла. Значит, они понимали лишь то, что корм не мог бесследно исчезнуть. Совсем иначе поступали сороки. Обнаружив, что кормушка въехала в коридор, они начинали бежать вдоль него, а потом стояли, ожидая ее появления. В наших опытах участвовали самые разные животные. Когда мы сравнили полученные результаты, выяснилось, что среди собак, волков и других животных были такие, которые отвечали на поставленные вопросы прекрасно, хорошо или посредственно. Однако в общем среди зверей лучше всех решали задачи обезьяны, дельфины и бурые медведи. Второе место заняли волки, красные лисицы, собаки и корсаки. Из птиц самые умные - вороновые. По уровню развития элементарной рассудочной деятельности они не уступают хищным млекопитающим из семейства псовых. Довольно сообразительными оказались черепахи и зеленые ящерицы. Правда, эти рептилии решают экстраполяционные задачи хуже воронов, ворон и сорок, но зато лучше кур, соколов и коршунов. По-разному отвечали на вопросы крысы. Пасюки по сравнению с лабораторными крысами смышленее. Серебристо-черные лисицы по уровню развития рассудочной деятельности тоже уступают своим диким собратьям - красным лисицам. И это закономерно. Одомашненные животные живут на всем готовом. Им не нужно заниматься поиском пищи, беспокоиться о своей безопасности. В той среде, которую создавал и создает им человек, редко возникают ситуации, когда необходимо думать о том, чтобы принять единственно правильное решение в экстренно сложившихся ситуациях. И, живя под опекой человека, они поглупели. Ведь действие естественного отбора, при котором погибают наименее приспособленные животные, на них не сказывалось.

Выяснив, кто из животных самый "умный", мы, естественно, не могли не провести параллель: насколько уровень развития их рассудочной деятельности отличается от нашего?

В первых опытах участвовал мой двухлетний сын. Условия задач, которые ему предстояло решить, существенно не отличались от тех, которые мы предлагали животным. Мальчик очень любил играть с электрическим фонариком. Поэтому за ширму, в которой было отверстие, поставили две коробки. В одну из них положили фонарик. Потом обе коробки одновременно стали раздвигать в противоположные стороны. Мой сын, стоявший возле отверстия и видевший это, сразу побежал в том направлении, в котором исчезла коробка с фонариком. Однако в следующий раз, когда опыт был повторен, сын сказав: "Фонарик убежал",- отправился в ту сторону, что и в первый раз, хотя туда двигалась пустая коробка. После этих пробных экспериментов способность к экстраполяции исследовалась в нашей лаборатории у многих детей. Оказалось, что результат самым непосредственным образом зависит от возраста ребенка. Дети до двух лет не могут экстраполировать направление движени игрушки. Когда их спрашивали: "Где игрушка?" - они отвечали: "Нет, уехала". И оставались на месте, не пытаясь найти ее, Через год число правильных ответов увеличивается, однако в этом возрасте ребята решают задачи хуже, чем красные лисицы, волки и собаки. И только дети, которым исполнилось семь с половиной лет, уже совершенно безошибочно определяют, куда двигается игрушка. Конечно, оценивая разум человека лишь по одному критерию - способности к экстраполяции, нельзя получить представление о всей его многообразной рассудочной деятельности. Однако проведенные эксперименты все же позволили выявить некоторые этапы формирования этой сложнейшей функции мозга.

Мозг претерпел длительную эволюцию. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем возник разум человека. Наши исследования показали, что ни рыбы, ни амфибии не могут решать даже самые простые задачи, у них рассудочная деятельность совсем не развита. Поведение ящериц и черепах выгодно отличается от поведения карпов, гольянов, карасей, лягушек и жаб. Но почему именно рептилии стали первыми животными, у которых в эволюции появились зачатки разума? Чем было вызвано прогрессивное развитие их мозга? Главная причина - изменение экологических условий. В далекий и суровый пермский период древнейшие рептилии вышли из воды и стали обитать на суше. Жизнь на земле все время ставила их перед необходимостью решения новых задач. Инстинкты с их запрограммированностью действий, индивидуальный опыт, на приобретение которого требовалось время,- все это не могло помочь рептилиям быстро принять нужное решение, Ситуации, с которыми они сталкивались, были слишком разнообразны, возникали внезапно, причем раньше никогда не встречались. Чтобы среагировать правильно, а от этого порой зависела жизнь, необходимо было иметь хотя бы зачатки разума. Вот почему одним из путей, позволившим рептилиям приспособиться к жизни на суше, стало такое развитие мозга, которое привело к возникновению и прогрессивной эволюции рассудочной деятельности.

Животные, у которых в процессе эволюции появился элементарный разум, находились в более выигрышном положении, чем их соплеменники с неразвитым интеллектом. Ведь они быстрее вырабатывали новые формы поведения, а значит, шансов выжить у них было больше. По мере развития рассудочной деятельности происходили и другие очень важные изменения в жизни животных. На смену сообществам, состоящим из животных с примитивным мозгом и таким же уровнем отношений, пришли сообщества, члены которых лучше знали друг друга и способны были понимать нюансы поведения каждого своего соплеменника.

В одном из проливов Калифорнии, где был установлен плавучий барьер из вертикально расположенных алюминиевых трубок, проводились эксперименты. Группа дельфинов Гилля, оказавшаяся в проливе, обнаружив барьер при помощи эхолокации, остановилась невдалеке. Один из дельфинов направился к заграждению и проплыл вдоль него. Когда он вернулся, животные стали пересвистываться. Затем другой дельфин поплыл к барьеру. Лишь после этого вся группа, выстроившись в ряд, миновала барьер. Вот как организованно могут действовать дельфины.

Попав в затруднительное положение, сходно ведут себя мартышковые обезьяны. Первым из стада на разведку выходит вожак. Осмотрев местность, он возвращается, и обезьяны отправляются в путь по наиболее безопасному маршруту.

И еще одна отличительная особенность, характерная для сообществ животных с достаточно развитым интеллектом. В их отношениях огромную роль играют взаимопомощь и сотрудничество. Они сообща защищают свою территорию, обороняются от хищников, вместе охотятся. Когда рождаются детеныши, то выкармливать и воспитывать их родителям помогают "тетки", "дяди", "соседи". В результате звери и птицы, обладающие элементарной рассудочной деятельностью, имеют дополнительные преимущества в борьбе за существование.

Говоря о разумном поведении животных, нельзя, наверное, обойти молчанием вопрос: Трудно ли им думать? Во время исследований представители всех групп, побывавших в нашей лаборатории, в определенный период начинали вести себя довольно странно: упорно шли в сторону, противоположную движению приманки. Пасюки и птицы из семейства вороновых поступали иначе: отказывались подходить к отверстию в ширме, экспериментальная установка вызывала у них страх. В тревожное состояние впадали и кролики. Догадаться об этом было несложно: они стучали задними лапами о пол. Были случаи, когда кролик, схватив морковь (приманку), убегал с ней от ширмы. Слишком подвижными становились болотные черепахи.

Так необычно животные начинали вести себя, когда несколько раз подряд правильно решали задачи. Поэтому мы предположили, что это связано с умственным перенапряжением. И действительно, электроэнцефалограммы подтвердили наши выводы. Так что думать животным трудно. В повседневной жизни им не очень часто приходитс решать логические задачи, Но даже когда такое происходит, делают они это на основе информации, которую получают из окружающей среды. Система, воспринимающа подобную информацию, была названа Иваном Петровичем Павловым первой сигнальной системой действительности. Процесс же мышления человека осуществляется главным образом под влиянием информации, которую он получает с помощью речи - второй сигнальной системы. И каждый из нас может воспользоваться всеми знаниями, накопленными человечеством. Отсюда колоссальные возможности человеческого мышления. Другая особенность - человек оказался в состоянии улавливать не только законы природы, но и формулировать теоретические законы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развити науки. Все это, конечно, недоступно животным даже с наиболее высокоразвитой рассудочной деятельностью.

хНЕАФ МЙ ЦЙЧПФОЩЕ ДХНБФШ

ЧПРТПУ, ХНЕАФ МЙ ДХНБФШ ЦЙЧПФОЩЕ, ДБЧОП ВХДПТБЦЙМ ХНЩ МАДЕК.

ПФЧЕФ ОБ ОЕЗП Ч ТБЪОПЕ ЧТЕНС ДБЧБМУС РТСНП РТПФЙЧПРПМПЦОЩН: ПФ РТЙЪОБОЙС УЧЕТИЙОФЕММЕЛФБ ДП РПМОПЗП ПФТЙГБОЙС ЛБЛПЗП ВЩ ФП ОЙ ВЩМП, ДБЦЕ УБНПЗП УМБВПЗП ХНБ.

РПУМЕДПЧБФЕМЙ дЕЛБТФБ УЮЙФБМЙ ЦЙЧПФОЩИ НБЫЙОБНЙ, У ЛПФПТЩНЙ РПЪЧПМЙФЕМШОП ПВИПДЙФШУС ЛБЛ ХЗПДОП УФТПЗП, ОЕ ПВТБЭБС ЧОЙНБОЙЕ ОБ ЧЙЪЗ Й УПРТПФЙЧМЕОЙЕ. уФПТПООЙЛЙ ДТХЗПК ЛТБКОПУФЙ РТЙРЙУЩЧБМЙ ЦЙЧПФОЩН УРПУПВОПУФШ МАВЙФШ, УФТБДБФШ Й ТБУУХЦДБФШ РП-ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙ. вПМЕЕ ФПЗП - ЗПЧПТЙФШ.


ч ПДОПН ДТЕЧОЕЗТЕЮЕУЛПН ФТБЛФБФЕ П ЪЕНМЕДЕМЙЙ ТЕЛПНЕОДПЧБМПУШ РЙУБФШ НЩЫБН РЙУШНБ, ЮФПВЩ ФЕ РПОСМЙ ОБ ЛБЛПН РПМЕ ЙН ОБДМЕЦЙФ ЛПТНЙФШУС, Б ЛБЛЙЕ ЙЪВЕЗБФШ, ЮФПВЩ ОЕ РТЙЮЙОСФШ ЛТЕУФШСОБН ХЭЕТВБ. рЙУШНБ УМЕДПЧБМП РТЙЛТЕРМСФШ Л ЛБНОСН, РТЙЮЕН ФБЛ, ЮФПВЩ ПОЙ МЕЦБМЙ ОБРЙУБООЩНЙ УФТПЮЛБНЙ ЧЧЕТИ (РП-ЧЙДЙНПНХ, ДМС ХДПВУФЧБ РТПЮФЕОЙС).

Ч ВПМЕЕ РПЪДОЙЕ, ТЕМЙЗЙПЪОЩЕ ЧТЕНЕОБ ЦЙЧПФОЩН ВЩМП ПФЛБЪБОП Ч ЛБЛПК ВЩ ФП ОЙ ВЩМП ДХЫЕ; ЕЕ ОБМЙЮЙЕ РТЙЪОБЧБМПУШ ЙУЛМАЮЙФЕМШОП Х ЮЕМПЧЕЛБ. й ФПМШЛП Л УЕТЕДЙОЕ XIX ЧЕЛБ ОБ ОЙИ УФБМЙ УНПФТЕФШ ДТХЗЙНЙ ЗМБЪБНЙ. бМШЖТЕД вТЕН, ОБРТЙНЕТ, РТЙДБЧБМ ЙН ЧРПМОЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙК ПВМЙЛ, УЮЙФБС ЮЕУФОЩНЙ ЙМЙ РМХФПЧБФЩНЙ, ТЕЫЙФЕМШОЩНЙ ЙМЙ ОЕХЧЕТЕООЩНЙ, ЗПТДЩНЙ ЙМЙ УЛТПНОЩНЙ, ДТХЦЕМАВОЩНЙ ЙМЙ ЧТБЦДЕВОЩНЙ ЛП ЧУЕНХ УЧЕФХ Й ЛПОЕЮОП - ХНОЩНЙ ЙМЙ ЗМХРЩНЙ. оБРТЙНЕТ, ЛПЪ вТЕН УЮЙФБМ ВПМШЫЙНЙ ХНОЙГБНЙ, РПОЙНБАЭЙНЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА ТЕЮШ. вЕЪОБДЕЦОП ФХРЩНЙ - НЕДЧЕДЕК, ЧЕТВМАДПЧ Й ЕЦЕК. оЕ ПФЛБЪЩЧБМ Ч РТПОЙГБФЕМШОПУФЙ МЙУЙГБН Й ИПТШЛБН. б ПВЕЪШСО ЧПУРТЙОЙНБМ ЛБЛ УХЭЕУФЧ Ч ЧЩУЫЕК УФЕРЕОЙ ОЕТЧОЩИ, ЮШЙ ХНУФЧЕООЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ "РПДБЧМСАФУС РТПСЧМЕОЙСНЙ ОЕПВХЪДБООПК УФТБУФЙ".

ОЕЛПФПТЩЕ ЪППРУЙИПМПЗЙ ОБЮБМБ ии ЧЕЛБ ЫМЙ ЕЭЕ ДБМШЫЕ Й ТБУУХЦДБМЙ ОЕ П ФПН, ДХНБАФ МЙ ЦЙЧПФОЩЕ ЧППВЭЕ, Б П ФПН, ЮФП УПУФБЧМСЕФ УПДЕТЦБОЙЕ ЙИ НЩУМЕК. чПФ УППВТБЦЕОЙС ПДОПЗП ЙЪ ФБЛЙИ "ЙУУМЕДПЧБФЕМЕК" П НЩУМСИ, ПДПМЕЧБАЭЙИ МШЧБ РТЙ ЧУФТЕЮЕ У ЮЕМПЧЕЛПН: "чПФ ЕУМЙ ВЩ С ОБЧЕТОСЛБ ВЩМ ХЧЕТЕО, - ДХНБЕФ ПО, - ЮФП УРТБЧМАУШ У ОЙН ВЕЪ ХЭЕТВБ ДМС УЕВС, С ВЩ ЛЙОХМУС ОБ ОЕЗП. оП ЛФП ЕЗП ЪОБЕФ... б ЧДТХЗ РТЙ ОЕН ЛБЛПЕ-ОЙВХДШ ПРБУОПЕ ПТХЦЙЕ? пО ФБЛ ОБЗМП УНПФТЙФ ОБ НЕОС..."

ДБ ЮФП ФБН ЗПЧПТЙФШ, ДБЦЕ НЩ, ЦЙФЕМЙ ииI ЧЕЛБ, ЕЭЕ Ч ЫЛПМЕ РТПЫФХДЙТПЧБЧЫЙЕ ХЮЕОЙЕ дБТЧЙОБ, ПРЩФЩ уЕЮЕОПЧБ Й рБЧМПЧБ, ФЕН ОЕ НЕОЕЕ ОЕ ПУФБЧМСЕН ОБДЕЦД РПДФЧЕТДЙФШ ХНУФЧЕООЩЕ УРПУПВОПУФЙ ОБЫЙИ ДПНБЫОЙИ ДТХЪЕК. пУПВЕООП, ЛПЗДБ УФБОПЧЙНУС УЧЙДЕФЕМСНЙ ЙИ РПТБЪЙФЕМШОПЗП РПЧЕДЕОЙС. тЕЮШ ЛПОЕЮОП ЙДЕФ П УПВБЛБИ. чУЕН ЙЪЧЕУФОП, ОБУЛПМШЛП ВЩЧБАФ ПОЙ ЮЕУФОЩ Й РТЕДБОЩ. й РПТПК ОЕЪБУМХЦЕООП ФЕТРСФ ПВЙДЩ ПУФБЧБСУШ ЧЕТОЩ УЧПЕНХ ИПЪСЙОХ. иПФЙФЕ ЪБЧЕУФЙ УЧПА УПВБЛХ? ъБИПДЙФЕ ОБ УБКФ ПВЯСЧМЕОЙК "рПЙУЛ ДТХЗБ", ЗДЕ ДЕКУФЧХЕФ РТЕДМПЦЕОЙЕ - уПВБЛЙ Ч ДПВТЩЕ ТХЛЙ . чБН РПНПЗХФ ЧЩВТБФШ Й РПДБТСФ ПДОПЗП ЙЪ ЬФЙИ ХНОЩИ, УНЕМЩИ Й ЛТБУЙЧЩИ ЦЙЧПФОЩИ. ъДЕУШ ФБЛЦЕ НПЦОП ЧЩВТБФШ ЛБЛ РПТПДЙУФЩИ ЭЕОЛПЧ, ФБЛ Й НЕФЙУПЧ.

ПДЙО ДПЗ, ЗХМСС У ИПЪСЙОПН, ЪБНЕФЙМ, ЮФП ФПНХ УФБОПЧЙФУС РМПИП Й ПО РБДБЕФ. уПВБЛБ ВХЛЧБМШОП РПДУФБЧЙМБ УЕВС РПД РБДБАЭЕЗП, ОЕ ДБЧ ЕНХ ХЫЙВЙФШУС, Б ЪБФЕН, ПВОАИБЧ МЕЦБЭЕЗП ВЕЪ УПЪОБОЙС ИПЪСЙОБ, УФБМБ ФПРФБФШУС РЕТЕДОЙНЙ МБРБНЙ РП ЕЗП ЗТХДЙ. рТЙВЩЧЫЙЕ РПЪЦЕ НЕДЙЛЙ ЪБСЧЙМЙ, ЮФП, ЕУМЙ ВЩ ОЕ УПВБЛБ, ДЕМБЧЫБС РПУФТБДБЧЫЕНХ НБУУБЦ УЕТДГБ, ЮЕМПЧЕЛ ДБЧОП ВЩ ХНЕТ. йЪЧЕУФОБ ЛПЫЛБ, ЛПФПТБС ЧП ЧТЕНС чФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ ЛБЛ НЙОЙНХН ЪБ ЮЕФЧЕТФШ ЮБУБ ДП УЙЗОБМБ УЙТЕОЩ РТЕДХРТЕЦДБМБ ИПЪСКЛХ П РТЙВМЙЦЕОЙЙ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛПЧ, ЧЩВЕЗБС Ч ЛПТЙДПТ Й РТЙЪЩЧБС ЕЕ УРХУФЙФШУС Ч ВПНВПХВЕЦЙЭЕ, Б ХВЕДЙЧЫЙУШ Ч ЕЕ ВЕЪПРБУОПУФЙ, НЮБМБУШ Л УПУЕДСН, ЮФПВЩ РТПДЕМБФШ ФП ЦЕ УБНПЕ.

ЮБУФП УРБУБМЙ ЦЙЪОШ УЧПЙИ ИПЪСЕЧ ВПЕЧЩЕ ЛПОЙ; ОБРТЙНЕТ, бМЕЛУБОДТХ нБЛЕДПОУЛПНХ, РП ДПЫЕДЫЙН УЧЕДЕОЙСН, 9 ТБЪ. фБЛЙИ УМХЮБЕЧ - ФЩУСЮЙ. оБ УМХИХ РТЙНЕТ ЙЪ ОЕДБЧОЕК БНЕТЙЛБОУЛПК ФТБЗЕДЙЙ: УПВБЛБ УРБУМБ УМЕРПЗП ЙЪ ЪДБОЙС нЕЦДХОБТПДОПЗП фПТЗПЧПЗП гЕОФТБ - РПФБЭЙМБ ЕЗП РП ЗПТСЭЙН МЕУФОЙЮОЩН РТПМЕФБН Й ЧЩЧЕМБ ОБ ХМЙГХ.

ДПНБЫОЙЕ ЦЙЧПФОЩЕ ЮХЧУФЧХАФ ОБЫЕ ОБУФТПЕОЙЕ, РПОЙНБАФ ЙОФПОБГЙЙ Й ЧППВЭЕ - УНПФТСФ ОБ ОБУ ФБЛЙНЙ ХНОЩНЙ ЗМБЪБНЙ. оЕХДЙЧЙФЕМШОП, ЮФП ПДОБ ЙЪ ТБУРТПУФТБОЕООЩИ ЖТБЪ, РЕТЕДБАЭБС ОБЫХ ЧЕТХ Ч ХНУФЧЕООЩЕ УРПУПВОПУФЙ ДПНБЫОЙИ МАВЙНГЕЧ - "пО ЧУЕ РПОЙНБЕФ, ФПМШЛП ОЕ ЗПЧПТЙФ".

п РПМШЪЕ ХУМПЧОЩИ ТЕЖМЕЛУПЧ
лБЛ ЦЕ РПОЙНБФШ ЧУЕ ЬФЙ ПТХДЙКОЩЕ УРПУПВОПУФЙ ЦЙЧПФОЩИ, ЬФХ УПВБЮША РТЕДБООПУФШ, ХНОЩЕ ЗМБЪБ? юЕН ПВЯСУОСЕФУС УФПМШ ОЕПВЩЮОПЕ РПЧЕДЕОЙЕ ОЕЛПФПТЩИ ЦЙЧПФОЩИ? лБЛ ОЙ УФТБООП - УБНЩНЙ ПВЩЛОПЧЕООЩНЙ ХУМПЧОЩНЙ ТЕЖМЕЛУБНЙ. иПФС РПЮЕНХ ПВЩЛОПЧЕООЩНЙ? ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ТЕЖМЕЛУПЧ ЧТПЦДЕООЩИ - ЦЕЧБФЕМШОЩИ, ЗМПФБФЕМШОЩИ, РПМПЧЩИ, ПВПТПОЙФЕМШОЩИ - ЛПФПТЩЕ ЧЛМАЮБАФУС БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ Й СЧОП ОЕ ПФОПУСФУС Л ПВМБУФЙ ЙОФЕММЕЛФБ, ХУМПЧОЩЕ ТЕЖМЕЛУЩ ЪОБЮБФ ДМС ТБЪЧЙФЙС ХНБ ЗПТБЪДП ВПМШЫЕ, ЮЕН РТЙОСФП ДХНБФШ. уЕЮЕОПЧ, ОБРТЙНЕТ, УЮЙФБМ, ЮФП НЩУМШ - ЬФП ЧУЕЗП МЙЫШ УМПЦОЩК ХУМПЧОЩК ТЕЖМЕЛУ. рПЮЕНХ? рПФПНХ ЮФП НЩЫМЕОЙЕ ОЕЧПЪНПЦОП ВЕЪ РБНСФЙ, Б РБНСФШ ПРТЕДЕМЕООЩИ ХУМПЧЙК - ЬФП Й ЕУФШ ХУМПЧОЩЕ ТЕЖМЕЛУЩ.

дТЕУУЙТПЧЛБ
чУЕ, ЮФП ОБЪЩЧБЕФУС ДТЕУУЙТПЧЛПК, ЕУФШ ОЕ ЮФП ЙОПЕ, ЛБЛ ЧЩТБВПФЛБ Х ЦЙЧПФОЩИ ТБЪОППВТБЪОЩИ ХУМПЧОЩИ ТЕЖМЕЛУПЧ. ч ЬФПН УНЩУМЕ НПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП УПВБЛБ РПОЙНБЕФ ЪОБЮЕОЙЕ УМПЧ: УМЕДХС ЛПНБОДЕ "УЙДЕФШ", ПОБ ДЕКУФЧЙФЕМШОП УБДЙФУС ОБ ЪБДОЙЕ МБРЩ. еЕ "РПОЙНБОЙЕ" ПУОПЧБОП ОБ ЧТЕНЕООПК УЧСЪЙ НЕЦДХ ЪЧХЛПЧЩН УЙЗОБМПН Й РППЭТЕОЙЕН.

ОП ХУМПЧОЩЕ ТЕЖМЕЛУЩ Х ДПНБЫОЙИ ЦЙЧПФОЩИ ОБ РЕТЧЩК ЧЪЗМСД ОЕ РПИПЦЙ ОБ ПВЩЮОЩЕ. оБРТЙНЕТ, ИПТПЫП ЧПУРЙФБООБС УПВБЛБ УРПЛПКОП ЙДЕФ ТСДПН У ИПЪСЙОПН, ОЕ ОБФСЗЙЧБЕФ РПЧПДПЛ, ОЕ ВТПУБЕФУС ОБ ЧУФТЕЮОЩИ ЛПЫЕЛ, ЧПЪЧТБЭБЕФУС ОБ ЪПЧ, ЕУМЙ ЕЕ РХУФЙМЙ РПВЕЗБФШ, Й ЧППВЭЕ ВЕЪХЛПТЙЪОЕООП ЧЩРПМОСЕФ НОПЗП ТБЪОЩИ ЛПНБОД - ИПФС ИПЪСЙО ОЕ ЧПЪОБЗТБЦДБЕФ УЧПЕЗП РУБ Й ОЕ РПМШЪХЕФУС РМЕФЛПК. дЕМП Ч ФПН, ЮФП ДМС ЧЩУЫЙИ ЦЙЧПФОЩИ, Й ПУПВЕООП ДМС ДПНБЫОЙИ, РПДЛТЕРМЕОЙЕН НПЦЕФ УМХЦЙФШ ОЕ ФПМШЛП РЙЭБ ЙМЙ ВПМШ. еЭЕ У ДЕФУФЧБ УПВБЛБ ХУЧБЙЧБЕФ, ЮФП У ИПЪСЙОПН УРПТЙФШ ВЕУРПМЕЪОП Й УБНПЕ ВМБЗПТБЪХНОПЕ - ЕНХ РПДЮЙОЙФШУС. уПВБЛБ РТЕЛТБУОП РПОЙНБЕФ, ЛПЗДБ ИПЪСЙО ЕА ДПЧПМЕО, Б ЛПЗДБ ОБ ОЕЕ УЕТДЙФУС. еЗП РПИЧБМБ, УЛБЪБООБС МБУЛПЧЩН ЗПМПУПН, РПЗМБЦЙЧБОЙЕ, РПЮЕУЩЧБОЙЕ ЪБ ХИПН ЧРПМОЕ ЪБНЕОСАФ ФБЛПК ЧЙД РППЭТЕОЙС, ЛБЛ РЙЭБ, Б ЧЩЗПЧПТ, УДЕМБООЩК УФТПЗЙН ЗПМПУПН, ДЕКУФЧХЕФ ОЕ ИХЦЕ ХДБТБ ИМЩУФПН. ч ЬФПН УМХЮБЕ ЗПЧПТСФ ПВ ХУМПЧОЩИ ТЕЖМЕЛУБИ ЧФПТПЗП РПТСДЛБ.

рТПВЩ Й ПЫЙВЛЙ
дБЧОП ЪБНЕЮЕОП, ЮФП ЧЩУЫЙЕ ЦЙЧПФОЩЕ - ЪЧЕТЙ Й РФЙГЩ - ХНЕАФ ТЕЫБФШ МПЗЙЮЕУЛЙЕ ЪБДБЮЙ. рТБЧДБ, ДЕМБАФ ПОЙ ЬФП ОЕ У РПНПЭША МПЗЙЛЙ, Б НЕФПДПН "РТПВ Й ПЫЙВПЛ".

бУУПГЙБГЙЙ
лТПНЕ ФПЗП, НПЪЗ РФЙГ Й НМЕЛПРЙФБАЭЙИ ЙНЕЕФ УРПУПВОПУФШ ПВТБЪПЧЩЧБФШ УЧСЪЙ ОЕ ФПМШЛП НЕЦДХ УМХЮБКОЩН Й ЦЙЪОЕООП ЧБЦОЩН УЙЗОБМБНЙ, Б Й НЕЦДХ ДЧХНС (Й ВПМШЫЕ) НБМПЪОБЮЙФЕМШОЩНЙ ТБЪДТБЦЙФЕМСНЙ. фБЛЙЕ "ОЕТБЪВПТЮЙЧЩЕ" УЧСЪЙ - БУУПГЙБГЙЙ - ДБАФ НПЪЗХ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ЧБЦОЩЕ РТЕЙНХЭЕУФЧБ. пОЙ РПЪЧПМСАФ ЦЙЧПФОЩН РПЪОБЧБФШ МАВЩЕ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЦЙЪОЙ, Б ЪОБЮЙФ ОБЛБРМЙЧБФШ ЪОБОЙС П НЙТЕ, Ч ЛПФПТПН ЦЙЧХФ. ч ТЕЪХМШФБФЕ БУУПГЙБГЙК УЛМБДЩЧБЕФУС ПРТЕДЕМЕООБС ЛБТФЙОБ НЙТБ.

пЪБТЕОЙЕ
б ЧПФ ФЕРЕТШ ТЕЮШ РПКДЕФ П УБНПН ОБУФПСЭЕН РПОЙНБОЙЙ. оЙЛФП ОЕ УРПТЙФ, НЕФПД РТПВ Й ПЫЙВПЛ ДПУФБФПЮОП ИПТПЫ, ОП ОЕ ЧУЕЗДБ ЬЖЖЕЛФЙЧЕО. уМХЮБКОЩЕ, ИПФС Й ОБУФПКЮЙЧЩЕ РПРЩФЛЙ ОЕ ЗБТБОФЙТХАФ ХУРЕИБ. ч ЛПОГЕ ЛПОГПЧ НПЦЕФ ОБУФХРЙФШ НПНЕОФ, ЛПЗДБ ЬОЕТЗЙС ЦЙЧПФОПЗП ЙУУСЛБЕФ - ЧПФ ФХФ-ФП Й ОБЮЙОБЕФУС ЮЙУФП МПЗЙЮЕУЛБС УФБДЙС ТЕЫЕОЙС ЪБДБЮЙ.

ЧРЕТЧЩЕ ОБ ЬФП ПВТБФЙМ ЧОЙНБОЙЕ ОЕНЕГЛЙК ХЮЕОЩК ч. лЈМЕТ. уЧПЙ ЬЛУРЕТЙНЕОФЩ ПО РТПЧЕМ ОБ ЮЕМПЧЕЛППВТБЪОЩИ ПВЕЪШСОБИ - ЫЙНРБОЪЕ. пВЕЪШСОЕ РТЕДМБЗБМБУШ ЪБДБЮБ - ДПУФБФШ ЗТПЪДШ ВБОБОПЧ, РПДЧЕЫЕООЩИ Л РПФПМЛХ ЛМЕФЛЙ. тСДПН ОБИПДЙМЙУШ СЭЙЛЙ, ЙУРПМШЪХС ЛПФПТЩЕ, НПЦОП ВЩМП ДПФСОХФШУС ДП МБЛПНУФЧБ. лБЛ РПЧЕМ УЕВС ЫЙНРБОЪЕ? дПУЩФБ РПРТЩЗБЧ Й ЙУФПЭЙЧ ЧУЕ РТЙЫЕДЫЙЕ ЕНХ Ч ЗПМПЧХ УРПУПВЩ, ПО РТЙФХМЙМУС Ч ХЗМХ ЛМЕФЛЙ Й РПУМЕ ОЕЛПФПТПЗП "ТБЪДХНШС" РПУФБЧЙМ СЭЙЛ ОБ СЭЙЛ, РТЩЗОХМ ОБ ЫБФЛПЕ УППТХЦЕОЙЕ Й ЫМЕРОХМУС ОБ РПМ У ОБЗТБДПК Ч ТХЛЕ.

рПДТБЦБОЙЕ
лПОЕЮОП, ПЪБТЕОЙЕ РПУЕЭБЕФ ЦЙЧПФОЩИ ОЕ ФБЛ ХЦ ЮБУФП (ДБ НЩ Й УБНЙ ЪОБЕН, ЛБЛ ТЕДЛП Ч ЗПМПЧХ РТЙИПДСФ УФПСЭЙЕ ЙДЕЙ). оП ЕУМЙ РПДПВОПЕ УМХЮБЕФУС Х ПДЙОПЮЛЙ, ПУФБМШОЩЕ У ЗПФПЧОПУФША РЕТЕОЙНБАФ РПМЕЪОПЕ ДЕКУФЧЙЕ - Й ЬФП ФПЦЕ ИПТПЫП. цЙЧПФОПЕ ЧЙДЙФ, ЛБЛ ЧЕДЕФ УЕВС УПВТБФ Й ВЕТЕФ ХДБЮОЩЕ ДЕКУФЧЙС ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ. ьФП УХЭЕУФЧЕООП ТБУЫЙТСЕФ ЪОБОЙС П НЙТЕ.

Ч чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ УЙОЙГЩ ОБХЮЙМЙУШ РТПВЙЧБФШ ЖПМШЗПЧЩЕ ЛТЩЫЛЙ ВХФЩМПЛ, ЛПФПТЩЕ НПМПЮОЙЛЙ ПУФБЧМСАФ РП ХФТБН Х ДЧЕТЕК ДПНПЧ, Й ЧЩРЙЧБФШ УМЙЧЛЙ. чУЛПТЕ ЬФП "РТЕУФХРМЕОЙЕ" УФБМП ПВЩЮОЩН ДЕМПН Й РП ФХФ УФПТПОХ мБ-нБОЫБ, ОБ УЕЧЕТЕ жТБОГЙЙ, Й Ч ВЩУФТПН ФЕНРЕ ТБУРТПУФТБОСЕФУС ЪДЕУШ У УЕЧЕТБ ОБ АЗ. фХФ СЧОП РТПСЧЙМП УЕВС РПДТБЦБОЙЕ. пДОБ УЙОЙГБ ЬФПНХ ОБХЮЙМБУШ, ДТХЗЙЕ РЕТЕОСМЙ ЕЕ ЧПТПЧУЛЙЕ РПЧБДЛЙ.

тХЮОПЕ НЩЫМЕОЙЕ
уЕКЮБУ ФПЮОП ЙЪЧЕУФОП, ЮФП ЮЕМПЧЕЛППВТБЪОЩИ ПВЕЪШСО ПФ ДТХЗЙИ ЦЙЧПФОЩИ ПФМЙЮБЕФ "ТХЮОПЕ НЩЫМЕОЙЕ", ВМБЗПДБТС ЛПФПТПНХ Й УФБМП ЧПЪНПЦОП "РПОЙНБОЙЕ". нПЦОП УЛБЪБФШ, ЮФП ПВЕЪШСОБ НЩУМЙФ ТХЛБНЙ. ьФП НЩЫМЕОЙЕ Ч ДЕКУФЧЙЙ, ПОП ЪБТПЦДБЕФУС Ч ИПДЕ ПЭХРЩЧБОЙС, ТБЪМБНЩЧБОЙС Й МАВПЗП ДТХЗПЗП НБОЙРХМЙТПЧБОЙС ПВЯЕЛФБ ЧП ЧТЕНС ЕДЩ ЙМЙ ЙЗТЩ. пВЕЪШСОБ РТЙ ЬФПН ЧОЙНБФЕМШОП ЧУНБФТЙЧБЕФУС Ч ТБЪТХЫБЕНЩК ЕА РТЕДНЕФ Й "РПУФЙЗБЕФ" НЕИБОЙЮЕУЛЙЕ УЧСЪЙ НЕЦДХ ЕЗП ДЕФБМСНЙ. уМПЧПН, ПВЕЪШСОБ НПЦЕФ РПОСФШ ФПМШЛП ФП, ЮФП НПЦОП РПФТПЗБФШ ТХЛБНЙ Й ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ПВПЪТЕФШ. ьФП ПРТЕДЕМСЕФ ЕЕ НЩЫМЕОЙЕ, ОП Й УФБЧЙФ РТЕДЕМ ЕЕ ХНУФЧЕООЩН УРПУПВОПУФСН. пУФБМШОЩЕ ЦЙЧПФОЩЕ ОЕ УРПУПВОЩ Й ОБ ЬФП. ьФП ОЕ ПЪОБЮБЕФ, ЮФП ДТХЗЙЕ ЧЩУПЛППТЗБОЙЪПЧБООЩЕ ЦЙЧПФОЩЕ МЙЫЕОЩ ИПФС ВЩ ЪБЮБФЛПЧ ЙОФЕММЕЛФБ, ОП ТХЮОПЕ НЩЫМЕОЙЕ УЧПКУФЧЕООП ФПМШЛП ПВЕЪШСОБН.

сЪЩЛ
лПОЕЮОП, ЛБЛ ВЩ ОЙ ВЩМЙ ЧРЕЮБФМСАЭЙ ДПУФЙЦЕОЙС ЧЩУПЛПТБЪЧЙФЩИ ЦЙЧПФОЩИ Ч ПВМБУФЙ НЩУМЙ - Л УПЦБМЕОЙА, ПОЙ ПЗТБОЙЮЕОЩ. пЗТБОЙЮЕОЩ УЧПЕК ЛПОЛТЕФОПУФША. дМС ФПЗП ЮФПВЩ ДХНБФШ БВУФТБЛФОП, ОЕПВИПДЙНЩ ПВПВЭЕОЙС, РПОСФЙС, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ПВТБЪПЧЩЧБФШУС ФПМШЛП РТЙ ОБМЙЮЙЙ СЪЩЛБ. рПЬФПНХ РПОЙНБОЙЕ Х ЫЙНРБОЪЕ ТБУУНБФТЙЧБАФ ЛБЛ ХЪЛП ПЗТБОЙЮЕООПЕ ДПСЪЩЛПЧПЕ НЩЫМЕОЙЕ. фП, ЮФП РТПЙУИПДЙФ Ч ЗПМПЧЕ ЫЙНРБОЪЕ, ЪОБЮЙФЕМШОП РТПЭЕ, ЮЕН ФЕ УМПЦОЩЕ РТПГЕУУЩ, ЛПФПТЩЕ РТПФЕЛБАФ Ч НПЪЗЕ ЮЕМПЧЕЛБ.

дЕМШЖЙОЩ
нОПЗПЕ Ч РПЧЕДЕОЙЙ ДЕМШЖЙОПЧ ЧЩЪЩЧБЕФ ЙЪХНМЕОЙЕ Й ДБЕФ РТБЧП РТЙЮЙУМЙФШ ЙИ Л УХЭЕУФЧБН ЙОФЕММЕЛФХБМШОЩН. ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ, ЬФП ЙИ ХНЕОЙЕ Л ВЩУФТПНХ ПВХЮЕОЙА, ЦЕМБОЙЕ ПВЯЕДЙОСФШУС У РТЕДУФБЧЙФЕМСНЙ УЧПЕЗП ЧЙДБ Й ХНЕОЙЕ РМЩФШ "УФТПЕН", ЗПФПЧОПУФШ РПНПЮШ ОПЧПТПЦДЕООЩН Й ВПМШОЩН, ЧЩФБМЛЙЧБС ЙИ ОБ РПЧЕТИОПУФШ ЧПДЩ.

ЗМБЧОЩК ЧЩЧПД - ДЕМШЖЙОЙК СЪЩЛ РП УЧПЕК УФТХЛФХТЕ ЙДЕОФЙЮЕО ЧУЕН ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН СЪЩЛБН. вЩМ ДБЦЕ ПРТЕДЕМЕО ПВЯЕН УМПЧБТС ДЕМШЖЙОПЧ - ДП 14000 УЙЗОБМПЧ. йЪ ОЙИ ТЕБМШОП ЙУРПМШЪХЕФУС ВПМЕЕ 800. лУФБФЙ, ЪБЮБУФХА МАДСН ФПЦЕ ИЧБФБЕФ 800-1000 УМПЧ ДМС ПВЭЕОЙС ДТХЗ У ДТХЗПН, ИПФС Ч УМПЧБТЕ ЙИ ДЕУСФЛЙ ФЩУСЮ. л ФПНХ ЦЕ "ТЕЮШ" ДЕМШЖЙОПЧ ПЮЕОШ ВЩУФТБС, Й, ЛБЛ УЮЙФБЕФ, ОБРТЙНЕТ, ч. нБТЛПЧ, ДЕУСФЛЙ МЕФ РТПЖЕУУЙПОБМШОП ЙЪХЮБЧЫЙК СЪЩЛ ЬФЙИ ОЕПВЩЮОЩИ ЛЙФППВТБЪОЩИ, "У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ДЕМШЖЙОПЧ, НЩ, РТЕДУФБЧЙФЕМЙ ТПДБ МАДУЛПЗП, ЮТЕЪЧЩЮБКОП ФХРЩЕ УХЭЕУФЧБ". чЕДШ ЬФП ДЕКУФЧЙФЕМШОП РЩФЛБ - ЙНЕФШ ДЕМП У УПВЕУЕДОЙЛПН, ЧМБДЕАЭЙН ЪБНЕДМЕООПК ТЕЮША.

ЛПОЕЮОП, ОЕМШЪС УЛБЪБФШ, ЮФП ФБКОЩ ДЕМШЖЙОШЕЗП ЙОФЕММЕЛФБ ДП ЛПОГБ ТБУЛТЩФЩ. рПЛБ СУОП ПДОП - ЕУМЙ ЬФЙ ЦЙЧПФОЩЕ Й ОБДЕМЕОЩ УРПУПВОПУФША ЮФП-МЙВП РПОЙНБФШ, ФП ПОЙ ЬФП ДЕМБАФ ЙОБЮЕ. оП "ЙОБЮЕ" - ОЕ ЪОБЮЙФ "ИХЦЕ".

До сих пор мы говорили о мышлении человека. А мыслят ли животные? И если они мыслят, то чем их мышление отличается от мышления человека?

Долгое время люди приписывали животным «разум», мышление, подобное человеческому. И действительно, наблюдая, например, за жизнью насекомых, можно поверить в исключительную «разумность» их действий. Так, оса, прежде чем втащить пищу в свое гнездо, обязательно оставляет ее за 10-15 см от входа, вползает в гнездо, осматривается - нет ли там кого - и только тогда втаскивает добычу. Кажется, какая разумная осмотрительность!

Но давайте, пока насекомое обследует гнездо, отодвинем пищу в сторону. Вот оса выползла, схватила свою пищу и… опять положила на то место, откуда мы ее взяли, а сама снова влезла в гнездо. И так может повторяться много раз.

Этот опыт показывает, что «разумное» на первый взгляд насекомое на самом деле действует слепо, автоматически, инстинктивно, бесконечно повторяя потерявшее смысл и целесообразность действие.

Поведение животных, особенно низших, в основном подчинено инстинктам. Однако в животном мире появляются и другого рода действия. Проводили такой опыт. Мышь, за которой гналась кошка, убегала в узкую трубу и выскакивала с противоположного ее конца. Кошка в трубу влезть не могла и сначала терялась; тем временем, конечно, мышь убегала. Но при повторении опыта кошка уже не ждала, пока мышь выскочит обратно, а сразу бежала к противоположному концу трубы и ожидала ее там.

Как видите, у кошки выработалось «понимание» ситуации и «предусмотрение» того, к чему нужно подготовить свое действие.

Еще более сложные формы «понимания» изменяющейся ситуации и умения действовать в ней наблюдаются у человекообразных обезьян (шимпанзе, орангутана и др.). Проводилось много опытов, в которых ученые стремились установить возможности и особенности «разумного» поведения обезьян.

В одном случае обезьяна должна была достать находящийся за решеткой апельсин. Дотянуться до него было невозможно. Как быть? Обезьяна протягивала руку и так и этак - ничего не получалось. Тогда она прекращала бесплодные попытки и отходила в сторону. Около решетки клали палки. Все они были коротки, чтобы достать апельсин, но их можно было соединить-они были полые. Осмотревшись, обезьяна брала то одну палку, то другую, пыталась дотянуться до апельсина и не могла.

Казалось бы, задача для обезьяны не по силам. Но опыт показал, что это не так. После многих неудачных попыток обезьяна взяла две палки сразу, соединила их и достала апельсин (см. рис.).

Самым интересным здесь было, конечно, соединение палок - ведь это действие имело смысл не само по себе, а только в связи с решением задачи, вставшей перед обезьяной. Так что обезьяна, можно сказать, «понимала» необходимость и цель своего действия - соединение палок.

Во всех действиях обезьян, конечно, обнаруживаются зачатки мышления, или, как иногда говорят, «интеллекта» животных («интеллект» - по-латыни ум, рассудок). Однако «интеллект» этот очень ограничен и принципиально отличается от мышления людей. Покажем это на следующих примерах.

Когда обезьяна видит подвешенные фрукты и не может до них дотянуться, она берет лежащий рядом ящик, чтобы встать на него. Если таким образом она достанет плод, то задача решена, но если нет, то обезьяна поднимает ящик, прислоняет его к стене на уровне груди и пытается… влезть на него. Конечно, ящик падает, а обезьяна вновь и вновь повторяет свои бесплодные попытки.

Чего «не понимает» здесь животное? Схватывая пространственные соотношения (поднимая ящик ближе к фруктам), оно не учитывает простейших законов механики. Поднятый и прижатый к стене рукой обезьяны ящик держится, но сам он держаться не будет - и обезьяна не может этого «понять». В другом случае она не может «понять», что лестница вплотную приставленная к стене, упадет, если по ней лезть.

Ограниченность мышления у животных и его отличие от человеческого особенно ярко обнаруживались в таком опыте. В ящик клали приманку. После того как животное находило приманку, ее помещали в следующий ящик. В дальнейшем приманку никогда не клали в прежний ящик, а только в следующий. Животному нужно было реагировать каждый раз не на то место, где была приманка, а на другое, где ее еще не было. Оказалось, что животное не могло решить этой задачи, т. е. не могло реагировать на отвлеченный признак «следующий». Оно всегда бежало к ящику, в котором приманка была в последний раз, и, не найдя ее там, отправлялось к тем ящикам, в которых она находилась еще раньше.

Для человека (даже для малышей 4-5 лет) эта задача совсем не трудна. В каждом повторном опыте он идет к ящику, следующему за тем, в котором раньше была интересующая его вещь.

Таким образом, высшие животные обладают зачатками мышления и способны решать некоторые задачи на основе наглядных, непосредственно видимых, слышимых и осязаемых признаков. Вместе с тем они совершенно не способны улавливать отвлеченные (абстрактные) свойства вещей. Этим их «интеллект» отличается от мышления человека, который обычно решает задачу именно с учетом отвлеченных признаков, опираясь на язык и речь.

Например, мы вполне понимаем и мысленно оперируем словом «тысячеугольник», хотя вообразить и наглядно представить себе эту фигуру не можем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

На протяжении всей истории человечества людям регулярно приходилось взаимодействовать с животными: защита от хищников и охота, животноводство и одомашнивание вообще. Во всех этих случаях была потребность изучать повадки животных. Весьма давно было замечено, что повадки животных разных видов различаются, и в их поведении часто проявляются одинаковые для животных данного вида стереотипные действия. При этом порой такие действия выполняются животными, даже если при текущих обстоятельствах они оказываются бессмысленными (например, движения «закапывания» на твердой поверхности), что очень напоминает поведение примитивных автоматических механизмов. Такое поведение в III веке до н. э. стали называть инстинктивным и противопоставлять его индивидуальным особенностям поведения.

При субъективной оценке способностей животных всегда существовали две крайности: либо животным приписываются все человеческие качества, либо их лишают какой бы то ни было способности к рассудочной деятельности. В последнем случае полагают, что поведение животных полностью описывается инстинктами. Однако это не полностью верно даже для насекомых, хотя у них инстинктивное поведение развито, пожалуй, наиболее сильно.

Врожденность инстинктов была обоснована благодаря обширным наблюдениям за поведением животных, выросших в неволе, в зоопарке. В частности, бобры, выросшие в изоляции от сородичей, успешно строили хатки без какого-либо обучения или тренировки, чего не делали другие животные. Способность животных приобретать новые навыки, выходящие за рамки инстинктивного поведения, была наиболее явно обнаружена при их дрессировке.

Однако действительно научное изучение психики животных, по сути, началось лишь в XIX веке с работ Чарльза Дарвина. Не столько сходство в строении тела, сколько сходство некоторых форм поведения (например, мимики при выражении эмоций) заставило Дарвина сделать вывод об общности происхождения человека и обезьян. Это наблюдение стало одним из стимулов к созданию теории эволюции, в которой возникновение человеческого интеллекта, как и прочих свойств ныне существующих организмов, должно было происходить постепенно. Кроме того, Дарвин разделил неинстинктивные формы поведения на способность к обучению, вернее, к установлению ассоциаций, и рассудочную деятельность. Общность мыслительных процессов человека и животных и непрерывность развития умственных способностей в процессе эволюции обосновывается в книге 1888 года «Ум животных», написанной коллегой Дарвина, Джоном Роменсом.

Одной из первых содержательных теорий, направленных на объективное описание психики животных и человека, стало учение Ивана Петровича Павлова о высшей нервной деятельности. В рамках этого учения производилась попытка объяснить все формы поведения животных (и многие формы поведения человека) единообразно через рефлексы, работающие по схеме «стимул - реакция». Инстинкты представлялись как разновидность безусловных, наследственных рефлексов, на основе которых в результате работы механизмов, аналогичных установлению ассоциаций, строились условные рефлексы.

Объективность понятия рефлекса была продемонстрирована на примере многих видов животных. Особенности формирования условных рефлексов поддавались количественным оценкам, которые обладали хорошей повторяемостью от особи к особи. Данное учение не только сыграло большую роль в развитии физиологии, но и имело определенное значение для области искусственного интеллекта. Хотя условные рефлексы, надстраиваясь над инстинктами, дают новый уровень организации психики, они еще не являются самим мышлением, и переход от одного к другому в учении о высшей нервной деятельности не описывается (хотя более сложные виды рефлексов в нем присутствуют). Теория Дарвина предсказывала (в отличие от «теорий» неэволюционного происхождения человека) существование уровней организации психики животных, которые бы заполнили разрыв между уровнем условных рефлексов и мышлением человека, и толкала ученых на их поиск.

Одновременно с Павловым объективным изучением поведения животных занимался Эдвард Торндайк, который первым ввел такую количественную характеристику, как кривая научения - зависимость сформированности некоторого навыка от числа попыток его использования. Он полагал, что интеллектуальное поведение может проявиться только в тех случаях, когда у животного нет готового (по сути, рефлекторного) ответа для текущей ситуации. Подобные ситуации он назвал проблемными и вместо выработки у животных условных рефлексов использовал метод проблемных ящиков, в котором животному вместо пассивного восприятия какого-то нового стимула нужно было совершать активные заранее неизвестные действия (например, отодвинуть задвижку у ящика с пищей). Посмотрим на следующие строки из книги З. А. Зориной и И. И. Полетаевой «Элементарное мышление животных»:

«В книге „Интеллект животных” (1898) Торндайк утверждал, что решение задачи является интеллектуальным актом. Решение задачи появляется как результат активных действий индивида благодаря последовательному перебору различных манипуляций».

Итак, по Торндайку, интеллект - это способность к нахождению действий, позволяющих разрешить проблемную ситуацию, для которой готового ответа нет, в то время как инстинкт (или рефлекс) - это применение известной последовательности действий. Теория интеллекта как поиска в это время также развивалась Клапаредом, который, однако, отмечал, что поиск не может быть чисто случайным. Однако в опытах Торндайка с проблемными ящиками животные были помещены в такие условия, когда они могли найти решение только методом проб и ошибок, поскольку решение никак не вытекало из структуры проблемной ситуации (например, дверца ящика отворялась при нажатии некоторой кнопки, видимым образом не связанной с дверцей).

Этот недостаток эксперимента был устранен в опытах Вольфганга Кёлера, проводившихся преимущественно с обезьянами. На основе своих опытов Кёлер убедительно обосновал, что поведение высших животных не исчерпывается условными рефлексами.

Кёлер ставил перед обезьянами (шимпанзе) задачи различной степени сложности. Одной из самых простых была задача, в которой к плоду, лежащему за решеткой, была привязана веревка, свободный конец которой находился перед решеткой. Все шимпанзе справлялись с этой задачей, сразу же хватая за веревку и подтаскивая к решетке плод. Легкость решения этой задачи обезьянами (в отличие, например, от собак, которые самостоятельно не могут «догадаться» потянуть за веревку) может быть связана с тем, что в естественных условиях притягивание плода, висящего на ветке, является инстинктивным.

Однако обезьянами уже не столь легко решается задача, в которой свободный конец веревки лежит за решеткой и до него невозможно дотянуться, а требуется приблизить его к себе с помощью лежащей неподалеку палки. Тем не менее это также выполнялось некоторыми обезьянами. Задача еще больше усложнялась, когда нужно было предварительно палку «изготовить», например составить длинную палку из двух недостаточно длинных трубочек тростника или отломать тонкую доску от большого ящика. Кёлером ставились и многие другие задачи. Сложные задачи могли решаться только одной, самой умной обезьяной и далеко не сразу, что свидетельствовало против того, что решение подобных задач осуществляется инстинктивно.

Кроме того, сам характер поведения животных в процессе решения не имеет ничего общего с жесткой схемой реализации инстинкта. Если животное сталкивается с ситуацией, для которой готов рефлекторный ответ, поведение животного выглядит удивительно целеустремленным и выверенным. Когда же такого ответа нет, животное приходит в сильное возбуждение, начинает совершать множество лишних, случайных действий: бегать вдоль решетки, пытаться просунуть в нее лапы и голову, а если плод подвешен высоко - прыгать к нему с разных точек.

Выдающийся отечественный ученый Лев Семенович Выготский, также работавший в этой области в первой половине XX века, отмечал, что подобное поведение свойственно многим животным. Даже муравей, идущий по феромонному следу, начнет беспорядочно бегать в разные стороны, если встретит на своем пути неожиданное препятствие. Сходным образом ведет себя и курица, когда отверстие в ограде, через которое она обычно подходила к кормушке, оказывается закрытым. Курица приходит в сильное возбуждение и начинает метаться вдоль ограды, совершая беспорядочные попытки найти подходящее отверстие. И даже более высоко-организованные животные, такие как собаки, вполне могут проявлять аналогичное поведение, когда видят кусок мяса, являющийся непосредственно недостижимым.

Со стороны такое поведение может показаться абсолютно бессмысленным. Однако именно оно является прообразом мышления. Когда готового ответа нет, ничего не остается, как искать его, совершая случайные пробы, которые в конечном итоге могут помочь найти обходной путь, преодолеть препятствие. Стоит отметить, что и инстинкты обычно содержат поисковую фазу, в ходе которой животное ищет ключевой раздражитель или ситуацию, допускающую реализацию инстинктивной программы. Большинство животных совершает такой перебор в физическом пространстве, но у обезьян после серии неудачных проб перепроизводство движения прекращается, они садятся и замирают, фиксируя цель глазами. После этого они через некоторое время могут спокойно подняться и, выполнив правильную последовательность действий без новых проб, достать желанный плод. Перебор действий во внешнем пространстве переходит в какой-то внутренний, мысленный поиск, при котором происходит перебор цепочек возможных действий для разрешения проблемной ситуации. Это весьма примечательный факт, позволяющий подступиться к проблеме мышления.

Но как происходит этот поиск? Почему при решении задач обезьянами наблюдаются следующие особенности:

  • если палка или другой инструмент лежит вне поля зрения обезьяны (но в той же комнате), догадаться применить ее обезьяне заметно труднее;
  • задачи, при решении которых одним из правильных действий является отодвигание плода от себя, решаются гораздо труднее, чем задачи с придвиганием плода;
  • даже небольшое дополнительное число промежуточных действий, необходимых для решения задачи, может сделать ее неразрешимой для обезьяны;
  • обезьяна гораздо лучше справляется с задачами, если они предъявляются ей в порядке возрастания сложности.

Эти факты могут показаться достаточно тривиальными. Но как их объяснить содержательно, какие выводы об устройстве мыслительных процессов можно сделать? Мы эти вопросы пока отложим. Вместо этого посмотрим, применимо ли к человеку представление мышления как перебора цепочек возможных действий.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Информационный портал по безопасности
Noize MC:
Ёлка - Вот это, да! (NEW). Кто сказал, что ёлка и кошка - это несовместимо? Елка кто сказал