Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Единые требования к проверке тетрадей и оформлению письменных работ в начальной школе. Справка о проверке тетрадей Критерии проверки рабочих тетрадей по русскому языку

Оценка результатов обучения

Порядок проверки письменных работ

Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:

Контрольные диктанты в 1-4-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

Изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через 2 дня.

В ходе проверки работ учащихся учитель должен соблюдать следующие правила и требования:

    При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку

учащихся 1-4-х классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (/ - орф., V - пункт.).

Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.

Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценки в классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Следующий урок после проведения контрольных работ необходимо посвятить работе по исправлению ошибок, допущенных учащимися. Детям даются различные виды заданий или упражнений, направленные на предупреждение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

При оценивании устных и письменных работ учащихся учитель должен, прежде всего, ссылаться на основные положения писем Министерства образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (от 19.11.1998 № 1561/14-15) и «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000 №2021/11-13).

В связи с переходом на четырехлетнее начальное обучение произошли некоторые изменения в оценивании знаний, умений и навыков учащихся:

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится 4-балльная система цифровых оценок (отметок). Оценка «очень плохо» (отметка «1») отменена.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Эта оценка характеризует внешний вид работы: аккуратность выполнения работы, эстетическая привлекательность, чистота и т. д. Она ставится как дополнительная, поэтому в журнал не вносится. В тетрадь или в дневник учитель выставляет две отметки. Например: 3/4. В числителе - отметка за правильность выполнения работы, в знаменателе - отметка за общее впечатление от работы. Снижение оценки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Нормы оценок и их особенности по отдельным видам работ

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» - «отлично»

Отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;

Не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» - «хорошо»

Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему материалу;

Не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;

Незначительные нарушения логики изложения материала.

«3» - «удовлетворительно»

Наличие 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;

Не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному материалу;

Отдельные нарушения логики изложения материала;

Неполнота раскрытия вопроса.

«2» - «плохо»

Наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;

Более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;

Нарушения логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса;

Отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Примечание:

в связи со спецификой каждой образовательной области некоторые положения характеристики цифровой оценки (отметки) требуют уточнения.

Контрольный диктант

Оценивая письменную работу в виде диктанта, учитель руководствуется следующими нормами оценок.

Нарушение правил орфографии при написании слов;

Пропуск, искажение букв в словах;

Замену слов;

Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считают:

Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (слова с такими орфограммами следует оговорить с учащимися перед письменной работой, записать трудные для них слова на доске);

Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;

Единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются:

Два исправления;

Две пунктуационные ошибки;

Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове ежи дважды написана в конце буква ы). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубые ошибки

2 негрубые ошибки - I ошибке

Повторение одной и той же буквы в слове;

Недописанное слово;

Перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

Единичный пропуск буквы на конце слова;

Дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Словарный диктант

Оценивая письменную работу в виде словарного диктанта, учитель руководствуется следующими нормами оценок.

Критерии оценок за словарный диктант

В работе нет ошибок

При количестве 15-20 слов

Контрольные словарные диктанты

проводятся 1 раз в неделю или 1 раз в две недели

В работе допущено:

1 ошибка, 1 исправление.

В работе допущено:

2 ошибки, 1 исправление.

В работе допущено:

От 3 и более ошибок.

Списывание

К оценке работ за контрольное списывание следует подходить с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, т. к. при данном виде работы требуется внимание при списывании, аккуратность, умение сверять списанное с образцом.

Критерии оценок за контрольное списывание

1-й класс

2-4-е классы

Каллиграфия

В работе нет ошибок; безукоризненно выполненная работа (без исправлений).

Работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

В работе допущено:

2 ошибки;

1 исправление.

В работе допущено:

1 исправление;

1 ошибка.

Работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

В работе допущено:

3 ошибки и 1 исправление.

В работе допущено:

2 ошибки и 1 исправление.

Работа написана небрежно.

В работе допущено:

4 ошибки.

В работе допущено:

    3 и более ошибок.

Работа написана неряшливо.

Грамматическое задание

Оценивая письменную работу в виде грамматического задания, учитель руководствуется следующими нормами оценок.

Критерии оценок за грамматические задания

Работа выполнена без ошибок или

Ученик обнаруживает

допущено:

осознанное усвоение

1 ошибка или 2 недочета в

определений, правил и умение

основном задании, но верно

самостоятельно применять

выполнено дополнительное задание.

знания при выполнении работы.

Верно не менее 3/4 работы

1 ошибка;

2 ошибки или 2 недочета в основном задании, но верно выполнено дополнительное задание.

Ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений.

Верно не менее 1/2 работы

В выполненной работе допущено:

3 ошибки или 1-2 недочета в основном задании;

Правильно выполнено одно дополнительное задание.

Ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала.

Не выполнено больше половины заданий.

Ученик обнаруживает плохое знание учебного материала.

Контрольная работа, которая состоит из диктанта (списывания) и грамматических заданий, оценивается двумя отметками:

Одна отметка за диктант;

Другая отметка за грамматическое задание.

Творческая работа

При проверке творческих работ во 2-3-х классах выставляется одна общая оценка. В 4-м классе - две оценки: первая за содержание и речевое оформление, вторая оценивает грамотность. Отрицательные оценки выставляются только в контрольной работе, обучающие изложения (сочинения) оцениваются положительно.

Типичные недочеты в творческих работах:

Несоответствие теме;

Искажение содержания исходного текста (изложения);

Внесение лишних фактов, частей;

Отсутствие связи между частями текста;

Неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;

Неоправданное повторение одного и того же слова или употребление слова в несвойственном ему значении.

Оценивая грамотность, следует руководствоваться критериями, принятыми при проверке диктантов.

Условные обозначения ошибок:

Z - красная строка;

Г- неверное определение границ предложений;

П - повторение слов;

Н - неудачное слово или предложение;

1, 2, 3 - неудачный порядок слов;

Ф - фактическая ошибка;

V - пропуск слов или предложения;

Т - не поставлены точки в конце предложения.

Проверочная работа и тестирование

Письменные работы в виде проверочных работ или тестирования считаются выполненными, если учащийся выполнил 3/4 объема задания. Каждое задание считается выполненным, если учащийся выполнил не менее 1/2 объема задания.

При этом следует помнить:

Оценка качества знаний обучающихся, представленная измерителями, не ставит своей целью выставление балла каждому ученику, а выражается двумя уровнями:

/ «выполнил» требования к уровню подготовки учащихся или «не выполнил» требования к уровню подготовки учащихся. Сводные листы-таблицы, в которые проставляется оценка выполнения заданий каждым учеником, готовятся заранее. Оценка выставляется в виде знаков «+» или «-». В последнем столбце таблицы все положительные показатели суммируются и выставляется общий балл, как в абсолютной величине, так и в процентах. Например:

Ф. И. учащегося

N° задания

Кол-во выполненных заданий

% выполненных заданий

Адамов С.

Выполнил (+)

Егорова М.

Не выполнил(-)

Итого: выполнили требования... (%)

не выполнили требования... (%)

Обрабатывать проверочные работы и тестирование можно по следующей формуле: к = м/п

где м - количество правильно выполненных существенных операций;

п - общее количество существенных операций.

По этой формуле можно обрабатывать любую практическую и текстовую работу.

Критерии оценок проверочных работ

К > 0,9 - 95 % успеваемости

К = 0,8 - 80 % успеваемости

«3»Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык » Контрольные работы ...

  • Работы мбоу «сош №91» на 2013 2014 уч год 2013 г

    Документ

    Для учащихся 4-х классов по математике, русскому языку , ... Проверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку и математике. Контроль за выполнением учителями-предметниками требований к проверке тетрадей . Плановый Тематический Проверка тетрадей ...

  • Справка

    по проверке тетрадей учащихся 3, 7, 9 классов

    С 13 по 17 марта 2017 года в рамках внутришкольного контроля проводилась тематическая проверка тетрадей учащихся 3,7,9 классов.

    Цель проверки:

    Выполнение учителем норм проверки тетрадей;

    Правильность оформления письменных работ;

    Соблюдение единого орфографического режима;

    Наличие (отсутствие) работы над ошибками;

    Правильность подписи титульного листа тетрадей;

    Соответствие объема классных и домашних работ.

    Проверка осуществлялась руководителем ШМО Махмутовой А.З.

    В 3,7,9 классах количество тетрадей по русскому языку и математике (у каждого ученика по 2 рабочие тетради) соответствует количеству детей, есть тетради и для контрольных работ. Все тетради подписаны в соответствии с требованиями «Единого орфографического режима», регулярно проверяются, делаются замечания, домашние задания выполняются.

    Состояние тетрадей по русскому языку и математике в 3,7,9 классах:

    - наличие тетрадей соответствует количественному составу классов. Титульные листы оформляются правильно, внешний вид тетрадей хороший. Все домашние задания в рабочих тетрадях всех учащихся проверяется и оценивается после каждого урока, выборочно проверены классные работы и оценены в соответствии с нормами оценивания письменных работ по русскому языку. Грамматические ошибки подчёркнуты, орфографические исправлены, вынесены на поля в соответствии с условными обозначениями. Используется индивидуальный и дифференцированный подход при выполнении классных работ и домашних заданий. Объём классной и домашней работ соответствует нормам и возрастным особенностям. Однако не всеми учащимися выполняются задания к упражнениям. Объем домашних и классных работ соответствует возрасту ребят. Частота проверки определена нормами проверки тетрадей; качество проверки удовлетворительное, видна внимательность учителя к орфограммам; аккуратность и правильность исправлений, классификация ошибок; объективность оценок; уделяется внимание взаимопроверке и самопроверке классных работ. Однако слабыми учащимися не всегда выполняются все требования, поэтому следует настойчивее добиваться соблюдения требований ЕОР у слабых учащихся.

    В тетрадях по математике у учащихся 9 класса много опорных конспектов, кластеров, что говорит о целенаправленной работе по подготовке к ЕГЭ. Даже есть такой вид работы, как «По итогам пробного тестирования». Проводимая работа эффективна, повышает ответственность ребят при выполнении заданий и позволяет своевременно выявлять недобросовестных учеников, принимать меры по устранению пробелов.

    3 класс: Касмалин Р. – записи ведёт неаккуратно, много исправлений; Мухамедьяров И.. Абдулгалимов Ф., Хучахметов Р.- не соблюдают орфографический режим, неправильно прописываются и соединяются элементы букв. Учителю 3 класса Юскаевой Л.М. вести работу над каллиграфией и соблюдением ЕОР.

    7 класс: Шаргабдуллин М., Шайхелисламов Ш., Кашапова Н.– в тетрадях очень много исправлений, ЕОР не соблюдается, не все задания прорешиваются.

    Выводы: Сбор информации и её анализ показали, что требования Единого орфографического режима выполняются: указаны даты и темы уроков, поля и красная строка соблюдаются. Тетради проверяются учителями регулярно в соответствии с существующими нормами, делаются замечания, рекомендации, имеют место и показы – образцы выполнения задания. Домашние работы проверяется после каждого урока у всех учащихся во всех классах, классные работы проверяются выборочно по усмотрению учителя, оцениваются работы согласно выработанным давно критериям, то есть нормам оценивания письменных работ. Учителя проводят на уроках разнообразные виды работ: словарные и объяснительные диктанты, письмо под диктовку, письмо по памяти, лингвистические разминки, комментируемое письмо, различного вида списывания, выборочные, проверочные, распределительные и предупредительные диктанты, самостоятельные работы, составляются кластеры, таблицы, опорные конспекты. Выдвигаются требования писать аккуратно, чисто, прописывать буквы верно. Ведётся кропотливая работа со стороны учителя, но не со стороны учеников, так как многим важнее оценка, а не их ошибки. Ведь не у всех учащихся есть работы над ошибками, а в рабочих тетрадях встречается только коллективная работа над ошибками, и очень редко индивидуальная работа над ошибками, более того, слабые учащиеся продолжают делать те же самые ошибки, что уже были им исправлены ранее учителем

    Учитывая результаты проверки, изложенные в справке, в целях улучшения уровня обученности учащихся учителям рекомендовано:

    1. На основании «Единого орфографического режима ведения школьной документации» требовать от всех учащихся единообразного и правильного выполнения заглавных надписей в тетрадях и оформления письменных работ.

    2. Продолжить регулярно и настойчиво поводить работу над каллиграфией, требовательнее оценивать каллиграфические ошибки учащихся при проверке тетрадей, вынося на поля большую букву К, как это делается при речевых ошибках – выносится буква Р, стилистических – буква – С, повторах – П, логических ошибках – Л, фактических – Ф, грамматических - Г. (на основании «Единого орфографического режима ведения школьной документации»).

    3. Продолжить систематически проводить работу над ошибками в контрольных и творческих тетрадях, добиваясь выполнения и в рабочих тетрадях, хотя бы после двоек.

    4. При подготовке к урокам планировать не только разнообразные виды письменных работ в соответствии с этапами урока, а ещё и планировать разноуровневые домашние задания.

    Сначала из серии «Невыдуманные истории».

    В учительской назревал скандал. По плану работы школы накануне проверяли, простите за тавтологию, «состояние проверки тетрадей» в каких-то там классах. Оказалось, что у Марьи Ивановны не проверены рабочие тетради за всю последнюю неделю, у Татьяны Львовны проверяются только классные работы или, может быть, только домашние – не в этом суть. А Любовь Давыдовна – о боже! – пропускает ошибки.
    Завуч объявил выговоры. Учителя обижены, кто-то уже пишет заявление, кто-то горько рыдает.
    Постороннему человеку этого просто не понять. И вот тут-то в игру вступает муж одной из учительниц: «Ты из-за этого так расстроилась? Сколько тебе за них платят? Ах, триста в месяц? Ну, конечно, это стоит и рыданий, и нервов. Цена одной твоей проверки – двадцать пять копеек. А главное – проверяй не проверяй, а красного цвета в них меньше не становится. Сизифов труд». Положил на стол цветную бумажку и велел собираться в гости. Жена в истерике: у меня еще не проверены три стопки рабочих и две контрольных. Но в душе зародилось сомнение: неужели и в самом деле двадцать пять копеек? Муж сел за калькулятор: «Берем не тебя, а среднестатистического учителя, у которого только три класса, это примерно сто учеников, сто учеников – сто тетрадей. Итого три рубля в месяц на ученика. В неделю его тетради нужно проверить хотя бы три раза. Делим три мифических рубля на 12 проверок. Все верно: двадцать пять. Это у учителя с тремя классами. У тебя будет меньше. Ну что, идем в гости?».
    Конец этой истории каждый может придумать сам.

    Как же все-таки быть? Не проверять тетради нельзя. Это знает каждый словесник. Но и проверить все работы просто физически невозможно. Перегрузки от самих уроков и от подготовки к ним еще как-то можно объяснить. Но проверка тетрадей часто доводит до нервного срыва.

    Объясняя начинающим учителям смысл этой работы, я всегда обращаюсь к «Письмам Кристине», написанным от имени опытного учителя Маргарет Метзгер к выпускнице педагогического колледжа. (Они были опубликованы в газете «Первое сентября» в № 83–88 за 1996 г.) Вспоминая себя в молодости, Маргарет рассказывает:

    «Денно и нощно я проверяла работы 140 учеников. Об этом узнал один очень опытный учитель. “Вы не должны убивать свою жизнь на эту работу, – сказал он и посмотрел на новое, еще сверкающее обручальное кольцо на моей руке. – Бьюсь об заклад, у вас остается не много времени для мужа. Когда в последний раз вы вместе прогулялись или сходили в кино?.. Приходите на следующей неделе, и я покажу, как проверять работы быстро”. И он сдержал слово. Он дал мне самый важный совет: при проверке тетрадей не стоит решать все проблемы сразу, а каждый раз надо браться лишь за одну проблему. Каждый раз проверять в тетрадях что-то одно ».

    Не знаю, как на эти советы посмотрели бы методисты, но мне «Письма Кристине» очень помогли. И прежде всего тем, что научили думать, искать свои пути в методике.

    Конечно, читатель-скептик тут же возразит: какие еще «свои пути» могут быть в такой рутинной работе, как ежедневная проверка тетрадей? И все же у каждого словесника и здесь есть свои находки, свои полезные мелочи.

    Опытные учителя советуют:

      Все, что может быть проверено в классе, должно быть проверено в классе. Для этого подходят самые разные приемы: образцы правильного выполнения заданий на доске или карточки-ключи на партах, орфографическое проговаривание, мгновенная проверка записанного с помощью сигнальных карточек, перфокарты.

      Возвращать тетрадь ученику нужно не позднее следующего дня, так как только в этом случае устанавливается быстрая обратная связь. Сочинение или контрольная, отданные через неделю, а то и через две, никому не нужны. Еще в большей степени это относится к тетрадям рабочим.

      Начинать любую следующую работу надо с исправления уже допущенных ошибок. Иначе благородный труд проверки тетрадей и в самом деле превратится в труд Сизифа.

    Может, стоит прислушаться к этим советам? Не так уж они невыполнимы.
    От себя добавлю еще несколько правил и приемов.

    Проверку тетрадей надо постараться превратить в…... удовольствие. «А что они там сегодня написали? Чем порадовали? Много ли ошибок? Не прошел ли урок даром? Поняли ли тему?» – эти и другие вопросы задаю себе, глядя на стопку тетрадей.
    Этот прием дает, как правило, положительные результаты. В самых что ни на есть обычных тетрадях часто можно найти не только гору ошибок, но и множество маленьких открытий, ведь тетрадь, в отличие от учительского конспекта, – фотография деятельности ученика. Она поможет скорректировать следующий урок, увидеть свои просчеты и ошибки.
    К проверке тетрадей не следует относиться как к некоему священному делу, которое должно отнимать все силы и время учителя. Я положила себе за правило: на одну тетрадь тратить не больше минуты , тогда всю пачку можно проверить всего за полчаса.

    Как это делается?

    Берем тетрадь. Так, словарный диктант, проверяем обязательно, даже если написано всего две-три строчки, и обязательно поставим оценку. (Вспомним одно из правил «Писем к Кристине»: каждый раз проверять в тетрадях что-то одно.) Упражнения из учебника. Читаем по диагонали. Разборы все проверялись на уроке, нечего их еще раз так уж досконально изучать, тут не следственная экспертиза. А вот это проверим непременно – итоговая диктовка по теме – и опять поставим оценку (только не двойку, лучше черту или еще как-нибудь выразим свое неодобрение). Итого две-три оценки за одну классную работу. Ученик не обделен вниманием. Он знает: все, что он делал на уроке, будет проверено, замечено, оценено. Учитель же видит все пробелы в знаниях ученика.

    Проверка тетрадей – ручная работа, и в прямом, и в переносном смысле ручная. Пока еще не придумано технологии, способной заменить каторжный труд учителя в этом деле. Но существует один путь, позволяющий значительно облегчить его. Это путь самопроверки .

    Самопроверку в той или иной степени используют многие словесники. Но именно в той или иной степени – от случая к случаю. А между тем самопроверка и самоконтроль могут стать настоящими помощниками учителя.

    Я работаю в пятом классе по учебнику Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой 1 . Примечательно, что ко всем упражнениям в нем есть ответы . Ответами в современных учебниках сегодня никого не удивишь. Однако эта методическая находка – не побоюсь даже сказать, открытие – впервые введена в учебники русского языка и литературы учеными-психологами Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой (см. их книги «Секреты орфографии», «Речь, язык и секреты пунктуации» и др.). Именно в ответах ко всем (!) заданиям и вопросам – принципиальное отличие нового учебника от всех других.

    «С какой целью введены ответы? – обычно спрашивают все, кто впервые сталкивается с учебником, и среди них нередко родители. – Ведь ребенок попросту все спишет». И заклеивают, замарывают страницы с ответами, прячут их от ученика. А ведь ключи в учебнике даны не просто так. Они нужны для самоконтроля и самопроверки знаний, позволяют школьнику работать спокойно, не бояться того, что можешь ошибиться, а еще позволяют каждому работать в своем темпе: «черепахам» не спешить, а «ланям» бежать так, как это свойственно их природе. Дети, успешно справившиеся с заданием, пропускают однотипные упражнения, переходя на следующий уровень, – для них включается зеленый свет, слабые и интеллектуально пассивные продолжают тренировку – для них пока еще горит красный свет.

    Вот так организован самоконтроль в нашем учебнике и на наших уроках. Часть работы учителя берут на себя сами ученики. А у меня на проверку тетрадей теперь уходит гораздо меньше времени, чем раньше. Домашние работы я просто просматриваю, попутно для себя отмечая тех, кто списал «точь-в-точь как в ответе». (Эксперимент показал, что спустя некоторое время интеллектуально пассивные дети тоже перестают списывать, переходя на уровень интеллектуально активных, так что пусть пока списывают.)

    Вопрос о самоконтроле увел нас далеко в сторону от предмета обсуждения – проверки тетрадей. На самом деле эти вопросы взаимосвязаны. И дело, конечно, не только в том, чтобы разгрузить учителя. Постоянный самоконтроль включает внимание и помогает воспитать такие важные качества личности, как самостоятельность и ответственность. Это знают все мои ученики, которые учатся по нашему учебнику.

    А как же быть тем, для кого пока что учебник с ответами-ключами не стал привычным делом? Оглянуться назад и задать себе вопрос: «Не слишком ли много сил я трачу на проверку тетрадей? Не стоит ли это дело чуть-чуть упростить, чтобы осталось время и на походы в кино, и на прогулки с мужем, и, наконец, на творчество?». Ведь рутинная работа больше всего убивает ту способность в человеке, которая называется творчеством.

    1 Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А . Русский язык: Учебник для 5-го класса: В 2 ч. М., 2001. См. также мою рецензию на этот учебник в № 14/2002.

    Положение

    о требованиях к ведению и проверке тетрадей по русскому и литературе

      О видах письменных работ.

    1.1.Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

    Упражнения по русскому языку;

    Планы статей учебников;

    Сочинения;

    Изложения;

    Письменные ответы на вопросы и т.д.

    1.2. По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.

    Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учётом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.

    Итоговые контрольные работы проводятся:

    После изучения наиболее значительных тем программы;

    В конце учебной четверти;

    В конце полугодия.

    Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

      Количество и назначение ученических тетрадей.

    2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

    по русскому языку: в 5-11-х классах – две рабочие тетради и две для проверочных письменных работ - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контрольных работ. В тетради для работ по развитию речи выполняются контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ – контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы;

    по литературе: в 5-11 классах – одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.

    Для контрольных работ по русскому языку выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

    В 5-11 классах в тетрадях по русскому языку записываются вид работы и строкой ниже – её название (точка в конце вида и названия работы не ставится). Например:

    Контрольный диктант

    В осеннем лесу

    То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

      1. Порядок ведения тетрадей учащимися.

    Все записи в тетрадях учащиеся должны выполнять с соблюдением следующих требований:

      Писать аккуратным, разборчивым почерком.

      Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образцы оформления тетрадей:

    Тетрадь

    для работ (для творческих работ)

    по развитию речи (по литературе)

    ученика 5 класса А (ученицы 5 класса А)

    средней школы №…

    города…

    Петрова Алексея (Будиной Анны)

      Соблюдать поля с внешней стороны.

      Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:

    Третье сентября

      Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).

      Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:

    Классная работа

    Упражнение 3

      Соблюдать красную строку.

      Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

      Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

      Выполнять аккуратно подчёркивания, условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости – с применением линейки.

      Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключать неверные написания в скобки.

    3. Порядок проверки письменных работ учителями.

    3.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку, проверяются:

    В 5-м классе и 1-м полугодии 6-го класса – после каждого урока у всех учеников;

    Во 2-м полугодии 6-го класса и 7-9-х классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

    В 10-11 классах – после каждого урока у слабых учащихся, у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

    Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

    Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

    Контрольные диктанты в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

    Изложения и сочинения в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через 10 дней.

    3.2. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

    При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик; в тетрадях слабых учеников зачёркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак, вместо зачёркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

    На полях учитель обозначает ошибку определённым условным знаком (I – орфографическая ошибка, V – пунктуационная);

    При проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические - знаком Л, речевые - знаком Р, грамматические – знаком Г;

    Подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

    Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.

    В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

    После подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

    Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед ней записывается число ошибок в содержании и число речевых недочётов.

    Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

    В целом запись будет выглядеть так:

    0-2 «4»

    3-3-1 «3»

    3.3. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляться по усмотрению учителя.

    Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

    При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

    3.4. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

    Данное положение составлено на основе Методического письма Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М «Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей».

    Положение о проверке тетрадей.

    1. Общие положения.

    1.1 Данное Положение разработано в соответствии с Едиными требованиями к устной и письменной речи учащихся и призвано урегулировать вопросы, связанные с проверкой тетрадей.

    1.2. Настоящее Положение согласовано с методическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

    1.3. Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника, она ведется каждым учеником по всем предметам учебного плана.

    1.4Проверка тетрадей оплачивается учителям начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранного языка.

    2. Задачи проверки тетрадей:

    Выполнение учителем норм проверки тетрадей.

    Выполнение учащимися домашних работ.

    Соблюдение единого орфографического режима.

    Правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года.

    Правильность подписи тетрадей.

    Соответствие объема классных и домашних работ.

    3.Порядок проверки тетрадей.

    3.2. Русский язык и литература.

    Рабочие тетради по русскому языку проверяются в 5 и 6 (первое полугодие) классах ежедневно, каждая работа, в 6 (второе полугодие), 7 – 9 классах – наиболее значимые работы, но обязательно один раз в неделю, 10 – 11 классах один раз в месяц, у слабоуспевающих учеников проверяется два раза в неделю.

    Рабочие тетради по литературе проверяются в 5 – 9 классах не реже двух раз в месяц, 10 – 11 классах – не реже одного раза в месяц.

    Изложения и сочинения возвращаются через неделю в 5 – 9 классах, через 10 дней в 10 – 11 классах.

    Объем письменной работы по русскому языку (за урок в тетради пишут столько слов, сколько предусмотрено программой по технике чтения).

    3.3.Иностранный язык.

    Рабочие тетради проверяются: в 5, и 6 классах каждая работа, в 7 – 9 классах – один раз в неделю, 10 – 11 классах один раз в месяц, у слабоуспевающих учеников проверяется два раза в неделю.

    Контрольные работы возвращаются к следующему уроку.

    Виды ошибок выносятся на поля тетради (/ - орфографическая ошибка; v – пунктуационная ошибка, Л – логическая. Ф – фактическая, Р – речевая, речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией), ГР – грамматическая).

    Ошибка подчеркивается, исправляется учителем.

    После каждой проверенной работы выполняется работа над ошибками.

    Объем выполненных работ должен соответствовать программным требованиям.

    Оценки за контрольные работы выставляются в журнал, за самостоятельные работы – по усмотрению учителя.

    Объем домашней работы равен 1/3 объема классной работы.

    Положение

    о ведении и проверке ученических тетрадей

    Общие положения.

    Настоящее положение опирается на должностные инструкции учителей-предметников.

    Тетрадь - обязательный атрибут обучения школьника. По каждому предмету учебного плана школьник имеет тетрадь.

    1. Порядок ведения тетрадей учащимися

    Все записи в тетрадках учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

    1.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

    1.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи, для лабораторных работ по физике и т. п.), класс, номер и название школы, местонахождение школы, фамилию и имя ученика.

    Тетрадь

    для работ

    по русскому языку (или математике)

    ученика 2 класса

    Мало-куналейской школы

    Смирнова Александра.

    Тетради для учащихся I класса подписываются только учителем.

    Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке, например:

    Francais

    Eleve de 5 eme classe

    1.3. Соблюдать поля с внешней стороны .

    1.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранному языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, десятое сентября).

    В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия первого класса, а также во II - ?V классах обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца – прописью по математике. Число и название месяца прописью – по русскому языку в?V - X? классах.

    1.5. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и других работ).

    1.6. Обозначать номер упражнения, задачи (по русскому языку – Упр.4, по математике – цифрой) или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

    1.7. Соблюдать красную строку.

    1.8. Для учащихся I - IV классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.

    Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки.

    Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

    1.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом

    или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.

    1.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

    1.11.Учащимся I – V классов учитель обязательно прописывает упражнения для формирования навыков чистописания и владения каллиграфией.

    2.Порядок проверки письменных работ учителями

    2.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

    по русскому языку и математике:

    в I - VII и в первом – после каждого урока у всех учеников;

    в VIII – IX классах по усмотрению учителя, но не реже двух раз в неделю

    в X - XI классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

    по иностранным языкам в II - VI классах – после каждого урока; в VII - XI классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради учащихся VI - VIII классов и не реже четырех раз в учебную четверть – тетради учащихся IX - XI классов, а тетради-словари – не реже одного раза в месяц;

    по литературе в V - IX классах – не реже 2 раз в месяц; в X- XI классах – не реже одного раза в месяц;

    по истории, обществознанию, географии, биологии, физике, химии, трудовому обучению, информатике, физической культуре и ОБЖ– выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже 4 раз в учебную четверть.

    2.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

    2.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

    контрольные диктанты и контрольные работы по математике в I - IV классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

    изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже чем через 2 дня, а в V - IX классах – через 3 дня;

    сочинения в X- XI классах проверяются не более 5 дней;

    контрольные работы по математике в X- XI классах, физике, химии и иностранному языку в V - XI классах проверяются, как правило, к следующему уроку.

    2.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

    при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся I - IV классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий. При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I – орфографическая ошибка, V – пунктуационная);

    при проверке изложений и сочинений и V - XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г;

    при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V - XI классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

    по иностранному языку в II - XI классах учитель исправляет ошибку, допущенную учеником, сам;

    подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой;

    проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

    после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

    2.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

    Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

    Классные и домашние письменные работы по русскому языку и математике, начиная с I полугодия III класса, оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В III–XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.

    По иностранным языкам в II - V классах оцениваются все работы, в журнал выставляются оценки за наиболее значимые. В VI - XI классах оцениваются все проверяемые работы, в журнал выставляются оценки за наиболее значимые.

    По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.

    При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

    2.6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

    Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

    III Количество и название ученических тетрадей

    Предмет

    Количество тетрадей

    1-4 кл.

    5-9 кл.

    10-11 кл.

    Русский язык

    две рабочие тетради, одна тетрадь для диктантов и изложений

    две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ, одна для творческих работ

    Литература

    одна тетрадь

    одна рабочая тетрадь и одна для творческих работ

    Математика

    две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ

    Алгебра

    две рабочие тетради, одна тетрадь для контрольных работ

    одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ

    Геометрия

    Одна рабочая тетрадь

    Одна рабочая тетрадь

    Иностранный язык

    Одна тетрадь и словарь

    Одна тетрадь и словарь

    Одна тетрадь и словарь

    Физика, химия

    одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ и одна тетрадь для лабораторных работ

    одна рабочая тетрадь, одна тетрадь для контрольных работ и лабораторных работ.

    Биология, география, природоведение, история, технология, ОБЖ, физкультура, информатика

    одна рабочая тетрадь

    одна рабочая тетрадь

    одна рабочая тетрадь

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Быстрые оладушки на кефире Оладьи быстрый и простой рецепт
    Национальная кухня австрии Лучшие рецепты приготовления блюд австрийской кухни
    Бриошь: рецепты приготовления Булочка бриошь с начинкой