Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пожалуйста, мне очень срочно. Анализ стихотворения Бунина "Детство"

Читать стих «Детство» Бунина Ивана Алексеевича - словно погрузиться в ту прекрасную пору, когда все казалось большим и прекрасным; вновь ощутить счастье от запаха свежих листьев и дуновения ветра. Свои юные годы поэт провел в родовом поместье. Мальчишеские воспоминания о красоте русской природы навсегда остались в сердце Бунина. И уже став взрослым, он нередко возвращался к ним, лелея память о прекрасных днях, полных запаха сосен и солнечных лучей. Это произведение он написал в 1895 году. В нем он попытался передать ту эмоцию, которую сохранил в своей душе.

Текст стихотворения Бунина «Детство» – олицетворение любви поэта к природе. Это трепетное чувство он пронес через всю свою жизнь. Автор вспоминает, как сладостно было скрываться в бору от жары. И правда, что может быть лучше ощущения спасительной тени в знойный летний день? А как прекрасно было «бродить по солнечным палатам», представляя, что этот лес принадлежит только тебе. Эти воспоминания поглощают автора, напевая знакомые мотивы из детства.

Стихотворение наполнено ощущением невыносимого счастья и спокойствия. Только в юности можно ощутить такую беззаботность и легкость. Только ребенок способен полностью отдаться радости внутри, прислонившись к теплой сосновой коре, ощутив на себе, как её обласкали яркие солнечные лучи. Стихотворение несомненно стоит учить на уроках литературы в старших классах. Прочесть его полностью онлайн или скачать можно на нашем сайте.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Иван Алексеевич Бунин - поэт, прозаик, переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе - происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежали поэты В.А. Жуковский и А.П. Бунина, выдающиеся учёные П.П. Семёнов-Тян-Шанский и Я.К. Грот, братья Киреевские.

Родился будущий писатель в Воронеже в знатной, но обедневшей дворянской семье. Бунин гордился своим происхождением: «Все мои предки были связаны с народом и землёй, были помещиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где... образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, был настоящим русским дворянином. Азартный и беззаботный, больше всего любивший охоту и пение под гитару, он в молодости служил в канцелярии Дворянского собрания, участвовал в Крымской кампании 1853-1856 годов, а после возвращения жил в деревне и растрачивал за картами наследство. И всё же Алексей Николаевич был незаурядной личностью. Как вспоминала жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, отец «принадлежал к тем редким людям, которые... всех пленяют, возбуждают к себе любовь, интерес за благостность ко всем и ко всему на земле, за художественную одарённость, за неиссякаемую весёлость, за подлинную щедрость натуры». Образ жизни отца казался младшему сыну (у Ивана Алексеевича были ещё старшие братья Юлий и Евгений и младшие сёстры Мария и Александра) образцовым. С годами он не утратил сыновней любви. Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, также происходила из старинного дворянского рода. Она занималась воспитанием детей и самозабвенно их любила, особенно Ваню. Детство Бунина прошло в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии - среди «моря хлебов, трав, цветов».

Близкие Бунина отмечали присущие ему с детства богатое воображение и впечатлительность. Эти качества развивал в нём и его учитель - сын предводителя дворянства Н.О. Ромашков. «...Человек очень талантливый - и в живописи, и в музыке, и в литературе... вероятно, его увлекательные рассказы... пробудили во мне страсть к стихотворчеству...» - писал Бунин спустя годы.

Места, где прошли детство и отрочество писателя, оказали огромное влияние на его творчество прежде всего органическим приобщением к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого национального языка. От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве. Словесное мастерство писателя питалось этими источниками и непримиримо противостояло как модернизму, так и «изобразителям сусальной Руси».

В 1881 году Бунин поступил в 1 класс Елецкой гимназии. Годы жизни в Ельце были очень нелегки: бедность, жизнь в семье мещанина Бякина, полуказарменные порядки в провинциальной гимназии привели к тому, что в 1886 году Бунин решил продолжать обучение дома. В доме Бякина он познакомился с творчеством поэтов И.С. Никитина и А.В. Кольцова. Став взрослым, Бунин иначе оценил елецкий период в своей жизни (тема памяти является важной в творчестве писателя), отдав дань не только житейскому опыту, приобретённому там: он всю жизнь проявлял живой интерес к творчеству поэтов «из народа» и посвятил им несколько статей. Простая и сильная поэзия оказала влияние на поэтические опыты юного Бунина. Сравните, например, стихотворение Никитина «Нищий» и бунинское:

В стороне от дороги, под дубом,
Под лучами палящими спит В зипунишке, заштопанном грубо,
Старый, нищий, седой инвалид...

Деревенский нищий, 1887

В 1887 году Бунин, потрясённый ранней смертью популярного молодого поэта С.Я. Надсона, написал стихотворение, посвящён ое его памяти, и направил в петербургский журнал «Родина». Стихотворение было опубликовано, а Бунин стал частым автором журнала.

Ответы к школьным учебникам

Стихотворение вызывает чувства счастья, радости, на­слаждения.

2. Почему поэт называет лес «солнечными пала­тами»?

Палаты - это большие светлые комнаты в царском дворце или в домах богатых дворян, бояр. Сосновый бор сравнивается с палатами, потому что в бору много сол­нечного света. Стволы сосен высокие, прямые. В сосно­вом бору нет бурелома, и солнечный свет легко прохо­дит. Кроны сосен находятся зысоко, и кажется, что «палаты» высокие.

3. Как описал поэт сосну? Прочитайте. Какие чувства испытывает поэт при встрече с сосной?

«Кора груба, морщиниста, красна, но так тепла, так солн­цем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света». Поэт чувствует себя ма­леньким ребёнком в сравнении с «величавым гигантом».

4. Какие слова помогают поэту передать красоту бора, прогретого солнцем? Найдите и прочитайте.

Красоту бора помогают передать эпитеты и метафоры: становится «сладостней в бору», «сухой смолистый аро­мат», «солнечные палаты», «повсюду блеск, яркий свет», «песок - как шёлк» и др.

5. Сколько строф в этом стихотворении? Какие строки созвучны в строфе?

В стихотворении 3 строфы. Созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. Такая рифма называется перекрёстной.

6. В стихотворении есть сравнения. Зачем поэт использует их?

Сравнение - один из поэтических приёмов. Поэт ис­пользует сравнения, чтобы сделать стихотворение более выразительным, передать" скрытый смысл или эмоции, сделать само звучание стихотворения более интересным.

Пожалуйста, мне очень срочно. Анализ стихотворения Бунина "Детство"

  1. Бунин Детство
    Детство золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком.
    В стихотворении так много сказано о природе, а называется оно "Детство". Почему? Тесное общение с природой делает человека молодым, возвращает в детство.
    Многое, что окружают нас сейчас, напоминает о детстве. Но для того, чтобы это вспомнить потом, нужно запомнить сейчас. Научиться видеть, слышать, чувствовать, как это умел Бунин.
    Мир Бунина это мир зрительных и звуковых впечатлений.
    Звуковой особенностью стихотворения является использование сонорных звуков л и л. Они помогают передать ощущение льющегося солнца, шелкового песка под ногами. Все эти ощущения идут к нам из золотого детства.
    В стихотворении преобладает желтый цвет. Общая символика красного цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с радостью, красотой. Красный цвет у крови. Существует кровное и духовное родство. Лирический герой ощущает духовное и кровное родство с природой.
    Лирический герой взрослый человек, но перед мощным величием природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувствует себя вновь ребенком) .
    Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается эффекта присутствия. С помощью эпитетов (смолистый аромат, кора груба, тепла) автор передат ощущения лирического героя. Много цветовых эпитетов мы находим в стихотворении- (солнечные палаты, кора красна) .
  2. Стихотворение И. А. Бунина Детство пронизано счастливыми воспоминаниями детства, связанными с лесом, природой. Эта радость передается читателю: и дышится свободнее, и отступают повседневные неприятности перед красотой мира, в котором мы живем.
  3. В своих стихотворениях И. А. Бунин выступает великим жизнелюбом. Любовь для него священное чувство, состояние его души. Поэт показывает и любовь человека к человеку, и любовь к природе, которая сделала его на самом деле счастливым. В стихотворении Детство Бунин рад всему, что происходит, у него веселое, радостное настроение:
    Чем жарче день, тем сладостней в бору
    Дышать сухим смолистым ароматом,
    И весело мне было поутру
    Бродить по этим солнечным палатам!
    Любовь и еще раз любовь вечная тема, получившая столь трогательное и просветленное воплощение в лирике Ивана Алексеевича Бунина, волнует нас и сегодня.

Урок литературного чтения

по программе (Планета знаний)

Учебник: Э.Э.Кац. 4 класс

Тема урока: И.А. Бунин. "Детство"

Цель урока : познакомить учащихся со стихотворением

Задачи:

Продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения;

Над развитием умения своим чтением передавать настроение и чувства автора, над формированием личностного отношения к природе на основе художественного анализа произведения;

Воспитывать любовь к природе, к чтению.

Оборудование: портрет И.А.Бунина; учебник Э.Э. Кац

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Ещё не знаю, что будет

III. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством И.А. Бунина.

IV Биография И.А.Бунина

Начнём, урок с того, что рассмотрим портрет Ивана Алексеевича.

Какие у него черты лица?

Как бы вы его описали?

Мы сегодня не будем останавливаться на биографии поэта, я лишь приведу некоторые интересные факты из его биографии.

Иван Алексеевич Бунин родился 1870 г. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В 50 лет писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции.

Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Что узнали?

IV. Изучение нового материала

Ребята, а кто из вас знает его стихотворение «Детство»?

Так вот, сегодня на уроке, мы с вами и познакомимся с этим стихотворением.

А какие произведения про детство вы уже читали?

Ребята, а что же такое детство?

Подготовка к восприятию

Сейчас услышите стихотворение «Детство».
– Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
– В нем рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?

    О нем самом, потому что он говорит о себе.

    О том, как он гулял в лесу.

    О дубовой роще.

Чтение вслух учителем

Изменились мнения у вас?

Вывод: за каждым стихотворением он сам, его переживания, его мысли.

Самостоятельная работа с текстом

А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.
Какие непонятные слова вы встретили? Я написала, некоторые слова, которые они могут спросить. Остальные, я естественно, тоже объясню.

(В бору, ароматом, палатам, зной)
– Назовите близкое по значению слово к слову «аромат» – (запах).
– К слову «зной» – (жара)
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне)
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)
– Слово «палаты». Что вы о нём знаете? В каких случаях употребляют в речи? (Палата бывает в больнице)
– А вот А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово…

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».

Значит, что же такое «палаты»? (Большой и красивый зал)
– Подберите эпитеты, т.е. слова-признаки к слову «палаты» (Царские, огромные, красивые, расписные, светлые.)
– А у Бунина? (Солнечные палаты)

V . Работа с текстом

1) Каким настроением проникнуто это стихотворение?
2) Какие слова и образы подчеркивают радость и торжественность, владеющие лирическим героем? (Весело бродить, сладостней дышать, повтор эпитета «солнечный»)
3) Почему лирический герой чувствует себя вновь ребёнком имен­но в сосновом бору? (Лирический герой - взрослый человек, но перед мощным величи­ем природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувст­вует себя вновь ребенком).
4) Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью каких эпитетов автор передаёт ощущения лирического героя? (Смолистый аромат, кора груба, тепла). Какие цветовые эпитеты мы находим в стихотворении? (Солнечные палаты, кора красна).
VI . Выборочное чтение

Ответьте на вопросы строчками из стихотворения:
– В какой день в бору сладостнее дышать?

«Чем жарче день, тем сладостней в бору.
Дышать сухим смолистым ароматом».

В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам».

Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

«Повсюду блеск, повсюду – яркий свет,
Песок – как шелк».

Почему так сказал Бунин? (Песок мягкий и шелк мягкий, песок блестит и шелк блестит.)
– Запомните этот пример. Называется эта форма поэтической речи – СРАВНЕНИЕ
– Что сказано о стволе сосны? (Тяжелый, величавый, гигант)

VII. Продолжение изучения нового материала.

Работа над выразительным чтением.

Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).

Такая рифма называется перекрестной.

Давайте, расставим паузы и логические ударения.

Выразительное чтение I строфы.

Теперь, давайте посмотрим на II строфу.

С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?

Расстановим паузы и логические ударения.
- Выразительное чтение II строфы.

В третьей строфе, представьте себе старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?

Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.

Выразительное чтение III строфы.

Чтение стихотворения
– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
– Вернемся к началу урока. Почему стихотворение называется «Детство»?

VIII . Итог урока

Что нового узнали о жизни и творчестве И.А.Бунина?

IX. Домашнее задание

Выучить наизусть

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пюре из брокколи, как варить брокколи Рецепты из капусты брокколи для детей
Домашние козинаки рецепт из семечек и арахиса Козинаки в домашних условиях с арахисом
Вкусное песочное печенье: рецепт с фото Приготовить печенье для детей