Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Политбюро расшифровка. Комиссия политбюро цк кпсс

Сколько получали члены ЦК КПСС January 26th, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Читал тут намедни с большим интересом книгу В. Суходрева "Язык - мой друг" (и, думаю, с частями этой интересной книги познакомлю Вас в следующем месяце) и на глаза попалась любопытная фраза. Про шоппинг первых лиц нашей страны за рубежом. Виктор Михайлович упомянул парадоксальный (лично для меня) факт, о том, что министр иностранных дел нашей страны, знаменитый "Мистер Нет" Андрей Андреевич Громыко был...стеснен в денежных средствах, до тех пор, пока не вошел в Президиум ЦК. Это было сказано в том контексте, что подарки выбирал он осмотрительно и с оглядкой на собственный кошелек. Ни на секунду не сомневаясь в порядочности Андрея Андреевича, который служил державе по совести и чести, а не ради Маммоны, я все-таки решил разобраться в этом вопросе немного. И интересные вещи открылись...Система, скажем так, была непростой.


Начнем с первых годов жизни советского государства. Владимира Ильича Ленина можно и нужно ругать за очень многие вещи, которые он сделал в своей жизни, но вот за что его точно можно отметить - так это за введение некоторых демократических вещей и попытки приблизить партию к народу. В самом начале 20-х вождь мирового пролетариата законодатель ввел так называемый партмаксимум, систему, по которой размер оплаты труда партийного работника не должна превышать заработка квалифицированного работника. Идея была в теории неплоха, так как (опять-таки в теории) оторвать от руководящих постов присосавшихся индивидов, которые пошли во власть исключительно ради обеспечения собственных благ. В итоге ничего из этого не вышло, так как стало только хуже. Многие вышестоящие начальники не особо пострадали, а вот рядовые работники стали чуть ли не голодать. Не всегда простая работа оплачивалась по минимуму, да к тому же еще и нерегулярно. Соответственно люди на местах начали искать пути пополнения своих бюджетов. И как Вы понимаете - находили их. И уже на 11-й партконференции в 1922 году была предпринята попытка урегулировать этот процесс законодательно, так сказать. Было принято решение, по которому партработники за счет казны обеспечивались жильем (вспомните Булгакова и его фразу про жилищный вопрос), квалифицированным медицинским обслуживанием и помощью государства в воспитании детей. Но при этом партмаксимум (единый для всех) фиксировался в районе 155 рублей в месяц. Впрочем вскоре его подняли до 175 рублей, а затем и вовсе при 225 рублей. Учитывая тот уровень цен и постепенный подъем экономики (страна начинала подниматься из разрухи), жить можно было вполне сносно.

К середине 30-х о партмаксимуме уже никто не вспоминал, зато расцвели бурным цветом привилегии партийных работников, и прежде всего верхушки ВКП (б). Первые лица государства использовали государственные квартиры и дачи, разъезжали на государственных авто, шили одежду в спецателье, получали остродефицитные товары, пользовались всеми благами цивилизации и ни за что не платили. Вообще. Храбрые острословы (храбрые, потому что реально можно было получить срок) рассказывали, что коммунизм построен в отдельных советских семьях:-)

Все это продолжалось, вплоть до конца войны, когда крайне аскетичный в быту И.В. Сталин не решил взяться за вопрос борьбы с привилегиями всерьез.
В самом конце 1947 года решением Политбюро всем руководителям страны была в несколько раз повышена зарплата, но неограниченный бесплатный доступ к материальным благам прекратился. С 1 января 1948 года министр или секретарь ЦК должны были получать 8 000 рублей. Сам глава правительства Сталин и председатель Верховного Совета СССР стали получать 10 000 руб. в месяц. Но при этом планировалось "запретить с 1 января 1948 года продажу промышленных товаров через закрытую сеть для членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК ВКП(б) и других ответственных работников, снабжаемых через Министерство государственной безопасности ".
При этом зарплаты аппаратчиков среднего и мелкого звена установились в размере 800 - 1200 рублей, чуть выше уровня средней зарплаты по стране. Много это или мало? Нууу..понятие относительное. После отмены карточек в конце 47 года уровень цен был примерно следующим: килограмм ржаного хлеба стоил 3 рубля, пшеничного — 4 рубля 40 копеек, килограмм гречки — 12 рублей, сахара — 15 рублей, сливочного масла — 64 рубля, подсолнечного масла — 30 рублей, мороженого судака — 12 рублей, кофе — 75 рублей; литр молока — 3-4 рубля; десяток яиц — 12-16 рублей; бутылка пива «Жигулевское» — 7 рублей; пол-литровая бутылка «Московской» водки — 60 рублей.
С непродовольственным товарами было хуже намного, и иногда нельзя было достать их даже за большие деньги.


Естественно это не устраивало партийных работников, и они искали возможности вернуть свои привилегии. Выход нашелся быстро. Была введена так называемая система конвертов. Далеко не все, конечно, но очень многие обращались в ЦК с письмом в котором "в связи с тяжелым материальным положением" просили установить им "временное денежное довольствие".
Очень быстро были установились некие нормы для чиновников всех рангов. К примеру, член коллегии союзного министерства и приравненный к нему заведующий сектором ЦК ВКП(б) получали конверт с 5000 руб., платить налоги и партвзносы с которых не требовалось. Заместитель министра и заместитель заведующего отделом ЦК получали уже 10 000 руб., а первые заместители — 15 000 руб. Министр и завотделом получали конверты с 20 000 руб. при официальной зарплате в 5000 руб. Выше - больше. Хотя официальной информации нет.

И.Сталин знал об этой системе, но то ли понял, что бороться с подобными вещами бесполезно, то ли полагал, что таким образом можно максимально уменьшить взятничество, да и крючок на каждого партийного работника был жирный....
Сменивший Сталина на посту главы правительства Маленков с согласия Берии попытался снизить нагрузку на государственный и партийный бюджет. 26 мая 1953 года было принято постановление Совета министров СССР об изменении норм "временного денежного довольствия". Маленков резко уменьшил размеры выплат одним правительственным чиновникам союзных республик и полностью лишил конвертов других. Разрушил систему. и был обречен. Партия за ним не пошла.
Хрущов обещал вернуть выплаты на преждный уровень, но очень быстро посчитал экономику и с в январе 1957 года система ежемесячной выдачи конвертов была отменена совсем. Более того, в риторике Хрущева начали появляться воспоминания о партмаксимуме.
После денежной реформы 1961 года зарплата стала более-менее стабильной. Уровень примерно такой:
1. Генсек - 1500 р.в месяц.
2. Член Политбюро - 1200 р.в месяц
3.Кандидат в Члены Политбюро - 1000 р.
4. Секретарь ЦК КПСС-800 р.
5. Министр - 800 р.
6.Первый секретарь райкома - 250 р.
При этом средний советский служащий и специалист получает около 170 рублей в месяц.

То есть получается, что секретарь райкома получает среднюю зарплату по стране? Нууу... не совсем. Один из 12 месяцев в году он проводит в отпуске (отпуск в ЦК - 30 дней + дни, затраченные на проезд к месту отдыха и обратно, отпуск для рядового трудящегося — 12-18 рабочих дней в год). Уходя в отпуск, секретарь райкома получает не только двенадцатую, но одновременно и тринадцатую зарплату — дополнительно 250 рублей якобы "на лечение". Однако ни на лечение, ни вообще на отпуск он никаких денег не тратит. Ему дается бесплатная месячная путевка в санаторий. Путевка в тот же санаторий предоставляется со значительной скидкой его супруге, а детки отправляются в отличный пионерский лагерь. Значит, фактически 13-месячная зарплата на 11 месяцев в году. Получается около 300 рублей в месяц.
Дальше надбавки различные. За выслугу лет, за стаж, за знание иностранных языков. Это еще примерно 50 рублей в месяц.
И это еще не все. Дополнительно - талоны на якобы "лечебное питание", которые выдавались обычно спецпайком с какими-нибудь дефицитами. Деньги за это паек брали, но несовместимые с реальными ценами. Платили рублей 80 - а получали на 350. В итоге еще рублей 250 в плюс.
То есть в итоге получалось рублей под 700 и это на низовом уровне. Дальше - больше.

Возвращаясь к началу этого поста и не сомневаясь в том, что многими благами из перечисленных выше Громыко не пользовался, можно сказать, что внутри страны жить было можно очень даже не плохо, на этот уровень доходов. А вот с подарками за рубежом...не знаю. Просто не знаю, сколько можно было поменять валюты. Однако разница между 1000 рублей как кандидат в Члены и Член Политбюро не ахти какая разница в доходах.
Надеюсь, Вам было интересно.
Приятного времени суток.

Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова почти завершила эпоху руководителей постсоветских республик - членов Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза. В Политбюро входили руководители ЦК - высшего органа партии в перерывах между съездами. Собственно, именно эти люди руководили одной шестой частью суши. С 1991 года высшие партийные руководители прошли разный путь. Почти все они начинали карьеру или состоялись в эпоху генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева, клялись в верности интересам трудящихся, вставали во Дворце съездов под гимн Советского Союза. Затем одни стали главами независимых государств, другим пришлось бежать из страны, третьи добровольно растворились в безвестности. «Лента.ру» вспомнила биографии некоторых членов Политбюро постсоветского пространства.

Новичкам тут не место

Первый президент Азербайджана Аяз Муталибов прошел все ступени карьерной лестницы партийного функционера - от второго секретаря райкома до первого секретаря компартии цветущей закавказской республики. В 1990 году он в соответствии с «новым мЫшлением» трансформировался в президента Азербайджанской ССР. А затем советский инженер Муталибов ступил на скорбный путь политика, попавшего в политическую неразбериху постсоветских реалий. В сентябре 1991 года Муталибов был избран на пост президента теперь уже в результате всенародного голосования с фантастическим показателем - 98,5 процента. Позже такой уровень доверия избирателей уже стал считаться чем-то неприличным, но тогда неискушенное общество на такие мелочи внимания не обращало. Впрочем, политическая наивность вскоре дорого обошлась и Азербайджану, и Муталибову. В сентябре того же года была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика.

Администрация Муталибова не смогла в условиях вооруженного конфликта развернуть полноценное строительство армии. В то же время президент и его соратники подвергались нападкам националистического Народного фронта Азербайджана (НФА). Как вспоминал политолог Зардушт Ализаде, снявший в 1991-м свою кандидатуру с президентских выборов, «функционеры НФА привозили тело каждого погибшего в Карабахе азербайджанца в Баку, устраивали пышную церемонию прощания (...), где произносились гневные слова в адрес предателей - генерала Мехтиева (министра обороны - прим. «Ленты.ру» ) и президента Муталибова».

В конце февраля пал Ходжалы. Как сообщили обследовавшие места боев очевидцы, бежавшие из города мирные жители, в том числе женщины и дети, были расстреляны штурмующими в упор. Многие беженцы замерзли в окрестностях Ходжалы. По официальным данным азербайджанской стороны, погибли 485 человек. Дни Муталибова на посту главы государства были сочтены. 6 марта 1992 года толпа, бушевавшая у стен парламента, потребовала, чтобы президент покинул свой пост. Муталибов был вынужден согласиться: женщины, желающие линчевать главу государства, ворвались в коридоры законодательного органа. В мае Муталибов попытался вернуть себе власть, но вновь побыл президентом лишь несколько часов - 15 мая он бежал в Москву, оставив в Баку семью. В Азербайджан он смог вернуться только в 2011 году, до этого его дважды задерживали российские правоохранительные органы, причем один раз - за нарушение режима регистрации.

В 1993 году к власти в Азербайджане вернулся бывший первый секретарь республики Гейдар Алиев. В октябре того же года его избрали президентом - люди устали от войны, потоков беженцев, бедности и чехарды правительств. Алиев, триумфально вернувшийся из Нахичевана, убрал с политической сцены ультранационалистов, заключил «контракт века» с западными нефтяными компаниями, прекратил вооруженное противостояние внутри страны и в Карабахе.

Гейдар Алиевич Алиев был членом Политбюро ЦК КПСС с 1982 года, параллельно занимая пост заместителя главы правительства СССР. Муталибов же входил в руководящий орган лишь несколько месяцев 1991 года. Сегодня Аяз Ниязи оглы Муталибов получает пенсию как бывший глава государства, имеет иммунитет от уголовного преследования и фактически ведет образ жизни частного лица.

Имя его позабыто

В соседней Грузии была похожая история: президент-националист бежал из республики, а в марте 1992 года в страну вернулся бывший член Политбюро - «серебряный лис» Эдуард Шеварднадзе. Вместе с другими политиками переходного периода тогда из политической жизни окончательно ушел Гиви Гумбаридзе. Занимавший посты главы грузинской компартии и председателя республиканского КГБ, современникам он запомнился удивительным умением колебаться вместе с курсом партии. В сложившихся условиях это требовало немалого таланта - не все в той обстановке понимали, что же такое «ленинские нормы». Такое окончание карьеры можно считать скорее достижением. Бежавший из Грузии первый президент Звиад Гамсахурдиа был убит, его могилу несколько раз переносили. Так что отказ Гумбаридзе от публичности был разумным шагом.

Из коммунистов в капиталисты

Повороты карьеры Энна-Арно Силлари, первого секретаря эстонской компартии в 1990-1991 годах, тоже сложно повторить в другую эпоху. Силлари начал свое восхождение к высшему посту партийной иерархии с символической должности - завотдела Ленинского райкома города Таллина. В марте 1991-го он стал первым секретарем и почти сразу ушел в «раскольники» - эстонская компартия решила не включать себя в состав единой КПСС. Силлари возглавил «самостоятельную» Коммунистическую партию Эстонии (КПЭ). Несмотря на практически еретический статус, он продолжал состоять в Политбюро ЦК КПСС. Каким образом член другой партии состоял в руководящем органе всесоюзной структуры - вопрос интересный. То ли в Политбюро не особенно серьезно отнеслись к демаршам эстонских товарищей, то ли сам Энн-Арно проявил присущий большевику политический прагматизм - сейчас трудно разобрать. Из большой политики главный эстонский коммунист ушел в 1992 году - переименованная в Демократическую партию труда КПЭ пролетела на парламентских выборах того года. Силлари, очевидно, в полной мере применяя теоретические знания диалектического материализма, из профессионального борца за права трудящихся переквалифицировался в предпринимателя.

Фото: Erkh Norman / Endel Tarkpeah / ТАСС

Еще один член Политбюро от Эстонии Лембит Аннус в августе 1991-го стал собкором «Правды», а после того, как республика получила независимость, избрался в горсовет Таллина. Также состоял в исполкоме объединения компартий - наследниц КПСС.

Верным курсом приватизации социалистической собственности

Еще один верный ленинец - Петр Лучинский - родился в 1940 году в монархической Румынии, в той ее части, которая потом превратилась в социалистическую Молдавию. До того как возглавить Компартию МССР, Лучинский успел поруководить таджикскими товарищами - в 80-х он был вторым секретарем в этой среднеазиатской республике. Результатом коммунистического менеджмента в Таджикистане и Молдавии стали гражданские войны - в конце 80-х Приднестровье отказалось подчиняться Кишиневу. Лучинский до 1993 года оставался в Москве в должности посла уже независимой Молдавии, затем возглавил парламент, а на выборах 1996-го был избран президентом. На этом посту он продолжил курс на приватизацию, начатый его предшественником Мирчей Снегуром, тоже в прошлом коммунистом. По результатам экономической политики двух бывших коммунистов граждане Молдавии сначала выбрали действующих коммунистов в парламент в 1998-м, а затем избрали президентом Владимира Воронина - лидера Партии коммунистов.

Первый секретарь КП Молдавии Григорий Еремей был избран в члены Политбюро на апрельском пленуме ЦК в том же переломном 1991 году. Удивительно, но Еремей не стал автоматически первым президентом республики, но остался в политике маленькой независимой страны. Был послом Молдавии в Белоруссии, Румынии и Израиле, избирался депутатом парламента. За какие заслуги бывший первый секретарь был допущен в истеблишмент - можно только гадать. В интервью прессе он заявлял, что гордится своим коммунистическим прошлым и тепло вспоминает «дорогого Леонида Ильича» - генсека КПСС Брежнева.

В августе 2009 года Еремей выступил против Воронина, призвав его уйти с поста президента. Выступление было своевременным: в сентябре Воронин сложил с себя полномочия главы государства.

Кастро, Каддафи и Рубикс

Альфред Рубикс в постсоветской истории проявил себя настоящим латышским стрелком - защитником идеалов, от которых легко отказались многие из тех, кто, как и первый секретарь латвийской компартии, занимал руководящие посты в КПСС. В 1991 году он возглавил местный аналог ГКЧП - Латвийский комитет по чрезвычайному положению. Журналисты приписали Горбачеву вроде бы сказанную в те дни фразу: «ГКЧП поддержали Кастро, Каддафи и Рубикс Альфред Петрович». Сравнивал ли последний президент СССР Рубикса с команданте и лидером Ливийской Джамахирии, неизвестно, но то, что такое сравнение существовало даже в виде фейка или легенды, говорит о многом.

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Рубикс показал, что он тоже из тех, кто не сдался. После августа 1991-го его исключили из депутатов Верховного совета республики, в 1995 году осудили за попытку государственного переворота, на свободу он вышел в 1997-м. В 2009-2014 годах Рубикс был депутатом Европейского парламента. В интервью прессе политик заявлял , что Горбачева внедрили в руководство СССР с подрывными целями. «Я не мог отказаться от идеалов, в верности которым клялся. Ну, а те, кто "перекрасился", оказались просто людьми без убеждений, которые всегда будут с теми, кто сильнее на данный момент», - объяснил свой жизненный путь бывший член Политбюро.

Плавный путь

Политический путь Нурсултана Назарбаева - по крайней мере, с позиции внешнего наблюдателя - выглядит наиболее плавным: член Политбюро ЦК КПСС и первый секретарь Компартии Казахстана, он последовательно стал президентом сначала Казахской ССР, а затем и независимой республики. Успех политического долгожительства и в том, что новоиспеченной стране не пришлось вести разрушительные гражданские войны, как Азербайджану, Таджикистану и Молдавии, и в том, что, в отличие от несгибаемого Рубикса, казахстанский лидер оставил приверженность делу Ленина в прошлом.

Сегодня республика считается союзником России, а ее государственная пропаганда рассказывает о недостатках советского и колониального прошлого. В 1986 году в Казахстане случились выступления националистов, на волне которых некоторые политики пытались войти во власть. Одобряемая нынешними властями версия трактует те события как «восстание против диктата центра и коммунистической партии». Официально объясняется , что национальную карту на самом-то деле разыграл «Центр». До этого был выведен из состава Политбюро и отстранен от руководства республикой представитель гвардии «дорогого Леонида Ильича», политический тяжеловес союзного значения Динмухамед Кунаев. Но повторения азербайджанской истории с возвращением на сцену полного сил патриарха не произошло.

Во многих республиках бывшего СССР передел власти происходил по одной и той же схеме: схватка опытных партийных функционеров с молодым (по тем меркам) поколением. Где-то власть попытались перехватить ультранационалисты, где-то все произошло полюбовно. В этом смысле интересна версия о том, что местные партийные элиты использовали националистов как таран, чтобы пробить путь к власти, - современники сохранили свидетельства теплых отношений между боссами республиканских компартий и сторонниками самобытности.

Как бы то ни было, основными участниками политики 90-х были члены Политбюро - те, кто делил Советский Союз и закладывал существующие по сей день соотношения сил и правила игры. С уходом этих игроков со сцены меняется многое - может измениться и само постсоветское пространство.

СССР. Состав высших руководящих органов КПСС и Союза ССР (июнь 1977)

Политбюро и Секретариат ЦК КПСС

Члены Политбюро ЦК КПСС: Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов, В. В. Гришин, А. А. Громыко, А. П. Кириленко, А. Н. Косыгин, Ф. Д. Кулаков, Д. А. Кунаев, К. Т. Мазуров, А. Я. Пельше, Г. В. Романов, М. А. Суслов, Д. Ф. Устинов, В. В. Щербицкий.

Кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС: Г. А. Алиев, П. Н. Демичев, П. М. Машеров, Б. Н. Пономарев, Ш. Р. Рашидов, М. С. Соломенцев.

Генеральный секретарь ЦК КПСС - Л. И. Брежнев. Секретари ЦК КПСС: М. А. Суслов, А. П. Кириленко, Ф. Д. Кулаков, Б. Н. Пономарев, И. В. Капитонов, В. И. Долгих, М. В. Зимянин, К. У. Черненко, Я. П. Рябов, К. В. Русаков.

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС - А. Я. Пельше.

Председатель Центральной ревизионной комиссии КПСС - Г. Ф. Сизов.

Президиум Верховного Совета СССР

Председатель Президиума Верховного Совета СССР - Л. И. Брежнев; заместители председателя Президиума Верховного Совета СССР: М. А. Яснов (от РСФСР), А. Ф. Ватченко (от УССР), И. Е. Поляков (от БССР), Н. М. Матчанов (от Узбекской ССР), С. Б. Ниязбеков (от Казахской ССР), П. Г. Гилашвили (от Грузинской ССР), К. А. Халилов (от Азербайджанской ССР), А. С. Баркаускас (от Литовской ССР), К. Ф. Ильяшенко (от Молдавской ССР), П. Я. Страутманис (от Латвийской ССР), Т. Кулатов (от Киргизской ССР), М. Холов (от Таджикской ССР), А.-М. Клычев (от Туркменской ССР), А. П. Вадер (от Эстонской ССР); секретарь Президиума Верховного Совета СССР - М. П. Георгадзе; члены Президиума Верховного Совета СССР - И. И. Артоболевский, Р. Г. Гамзатов, А. В. Гиталов, В. В. Гришин, Н. А. Злобин, В. И. Конотоп, Д. А. Кунаев, П. М. Машеров, В. В. Николаева-Терешкова, Н. А. Новоселова, З. П. Пухова, Ш. Р. Рашидов, Г. В. Романов, Г. Н. Смирнов, Ф. А. Табеев, Л. Г. Тынель, С. С. Цецегов, М. З. Шакиров, В. В. Щербицкий.

Председатель Совета Союза - А. П. Шитиков. Председатель Совета Национальностей - В. П. Рубен.

Совет Министров СССР

Председатель Совета Министров СССР - А. Н. Косыгин. Первые заместители председателя Совета Министров СССР - К. Т. Мазуров, Н. А. Тихонов. Заместители председателя Совета Министров СССР - И. В. Архипов, Н. К. Байбаков, В. Э. Дымшиц, К. Ф. Катушев, В. Л. Кириллин, М. А. Лесечко, Н. В. Мартынов, В. Н. Новиков, И. Т. Новиков, З. Н. Нуриев, Л. В. Смирнов.

Министры СССР (общесоюзные министерства): авиационной промышленности - В. А. Казаков, автомобильной промышленности - В. Н. Поляков, внешней торговли - Н. С. Патоличев, газовой промышленности - С. А. Оруджев, гражданской авиации - Б. П. Бугаев, машиностроения - В. В. Бахирев, машиностроения для животноводства и кормопроизводства - К. Н. Беляк, машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов - И. И. Пудков, медицинской промышленности - А. К. Мельниченко, морского флота - Т. Б. Гуженко, нефтяной промышленности- Н. А. Мальцев, оборонной промышленности - С. А. Зверев, общего машиностроения - С. А. Афанасьев, приборостроения, средств автоматизации и систем управления - К. Н. Руднев, промышленности средств связи - Э. К. Первышин, путей сообщения - И. Г. Павловский, радиопромышленности - П. С. Плешаков, среднего машиностроения - Е. П. Славский, станкостроительной и инструментальной промышленности - А. И. Костоусов, строительного, дорожного и коммунального машиностроения - Е. С. Новосёлов, строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности - Б. Е. Щербина, судостроительной промышленности - М. В. Егоров, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения - И. Ф. Синицын, транспортного строительства - И. Д. Соснов, тяжёлого и транспортного машиностроения - В. Ф. Жигалин, химического и нефтяного машиностроения - К. И. Брехов, химической промышленности - Л. А. Костандов, целлюлозно-бумажной промышленности - К. И. Галаншин, электронной промышленности - А. И. Шокин, электротехнической промышленности - А. К. Антонов, энергетического машиностроения - В. В. Кротов.

Министры СССР (союзно-республиканские министерства): внутренних дел - Н. А. Щёлоков, высшего и среднего специального образования - В. П. Елютин, геологии - Е. А. Козловский, заготовок - Г. С. Золотухин, здравоохранения - Б. В. Петровский, иностранных дел - А. А. Громыко, культуры - П. Н. Демичев, лёгкой промышленности - Н. Н. Тарасов, лесной и деревообрабатывающей промышленности - Н. В. Тимофеев, мелиорации и водного хозяйства - Е. Е. Алексеевский, монтажных и специальных строительных работ - Б. В. Бакин, мясной и молочной промышленности - С. Ф. Антонов, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности - В. С. Федоров, обороны - Д. Ф. Устинов, пищевой промышленности - В. П. Леин, промышленного строительства - А. М. Токарев, промышленности строительных материалов - И. А. Гришманов, просвещения - М. А. Прокофьев, рыбного хозяйства - А. А. Ишков, связи - Н. В. Талызин, сельского строительства - С. Д. Хитров, сельского хозяйства - В. К. Месяц, строительства - Г. А. Караваев, строительства предприятий тяжёлой индустрии - Н. В. Голдин, торговли - А. И. Струев, угольной промышленности - Б. Ф. Братченко, финансов - В. Ф. Гарбузов, цветной металлургии - П. Ф. Ломако, чёрной металлургии - И. П. Казанец, энергетики и электрификации - П. С. Непорожний, юстиции - В. И. Теребилов.

Председатели государственных комитетов Совета Министров СССР: планового - Н. К. Байбаков, по делам строительства - И. Т. Новиков, по материально-техническому снабжению - Н. В. Мартынов, народного контроля - А. М. Школьников, по труду и социальным вопросам - В. Г. Ломоносов, по науке и технике - В. А. Кириллин, по делам изобретений и открытий - Ю. Е. Максарёв, цен - Н. Т. Глушков, стандартов - В. В. Бойцов, по профессионально-техническому образованию - А. А. Булгаков, по телевидению и радиовещанию - С. Г. Лапин, по кинематографии - Ф. Т. Ермаш, по делам издательств, полиграфии и книжной торговли - Б. И. Стукалин, лесного хозяйства - Г. И. Воробьев, по внешним экономическим связям - С. А. Скачков. Председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР - Ю. В. Андропов. Председатель Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» Совета Министров СССР - А. А. Ежевский. Председатель правления Государственного банка СССР - В. С. Алхимов. Начальник Центрального статистического управления при Совете Министров СССР. - Л. М. Володарский.

В состав Совета Министров СССР входят председатели Советов Министров союзных республик по должности: М. С. Соломенцев (РСФСР), А. П. Ляшко (УССР), Т. Я. Киселев (БССР), Н. Д. Худайбердыев (Узбекская ССР), Б. А. Ашимов (Казахская ССР), З. А. Патаридзе (Грузинская ССР), А. И. Ибрагимов (Азербайджанская ССР), И. А. Манюшис (Литовская ССР), С. К. Гроссу (Молдавская ССР), Ю. Я. Рубэн (Латвийская ССР), А. С. Суюмбаев (Киргизская ССР), Р. Набиев (Таджикская ССР), Ф. Т. Саркисян (Армянская ССР), Б. Язкулиев (Туркменская ССР), В. И. Клаусон (Эстонская ССР).

Первые секретари ЦК Компартий союзных республик

В. В. Щербицкий (КП Украины), П. М. Машеров (КП Белоруссии), Ш. Р. Рашидов (КП Узбекистана), Д. А. Кунаев (КП Казахстана), Э. А. Шеварднадзе (КП Грузии), Г. А. Алиев (КП Азербайджана), П. П. Гришкявичус (КП Литвы), И. И. Бодюл (КП Молдавии), А. Э. Восс (КП Латвии), Т. Усубалиев (КП Киргизии), Д. Расулов (КП Таджикистана), К. С. Демирчян (КП Армении), М. Гапуров (КП Туркменистана), И. Г. Кэбин (КП Эстонии).

Председатели Президиумов Верховных Советов союзных республик

М. А. Яснов (РСФСР), А. Ф. Ватченко (УССР), И. Е. Поляков (БССР), Н. М. Матчанов (Узбекская ССР), С. Б. Ниязбеков (Казахская ССР), П. Г. Гилашвили (Грузинская ССР), К. А. Халилов (Азербайджанская ССР), А. С. Баркаускас (Литовская ССР), К. Ф. Ильяшенко (Молдавская ССР), П. Я. Страутманис (Латвийская ССР), Т. Кулатов (Киргизская ССР), М. Холов (Таджикская ССР), Б. Е. Саркисов (Армянская ССР), А.-М. Клычев (Туркменская ССР), А. П. Вадер (Эстонская ССР).

Председатели Советов Министров союзных республик

М. С. Соломенцев (РСФСР), А. П. Ляшко (УССР), Т. Я. Киселев (БССР), Н. Д. Худайбердыев (Узбекская ССР), Б. А. Ашимов (Казахская ССР), З. А. Патаридзе (Грузинская ССР), А. И. Ибрагимов (Азербайджанская ССР), И. А. Манюшис (Литовская ССР), С. К. Гроссу (Молдавская ССР), Ю. Я. Рубэн (Латвийская ССР), А. С. Суюмбаев (Киргизская ССР), Р. Набиев (Таджикская ССР), Ф. Т. Саркисян (Армянская ССР), Б. Язкулиев (Туркменская ССР), В. И. Клаусон (Эстонская ССР).


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "СССР. Состав высших руководящих органов КПСС и Союза ССР" в других словарях:

    Состав высших руководящих органов КПСС и Союза ССР (июнь 1977) Политбюро и Секретариат ЦК КПСС Члены Политбюро ЦК КПСС: Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов, В. В. Гришин, А. А. Громыко, А. П. Кириленко, А. Н. Косыгин, Ф. Д. Кулаков, Д. А. Кунаев, К. Т …

    - (КПСС) КПСС основана В. И. Лениным как революционная марксистская партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… … Большая советская энциклопедия

    Союз Советских Социалистических Республик. Содержание: Введение (См. СССР. Введение) Население (См. СССР. Население) Численность населения Возрастная и половая структура населения … … Большая советская энциклопедия

    Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

    Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция … Большая советская энциклопедия

    Научные учреждения до 1917 Советский Союз страна давних научных традиций. Деятельность многих центров знаний, первые из которых возникли на территории СССР ещё в средние века, вошла в историю мировой культуры. Среди них… … Большая советская энциклопедия

    Советские профсоюзы самая массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих, колхозников и служащих всех профессий без различия расы, национальности, пола и религиозных убеждений. Членами профсоюзов могут… … Большая советская энциклопедия

    Бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с… … Энциклопедия Кольера

    Основной закон внутренней жизни Коммунистической партии Советского Союза (См. Коммунистическая партия Советского Союза), определяющий обязанности и права члена партии, её организационные принципы, нормы внутрипартийной жизни и методы её… … Большая советская энциклопедия

    - (КПСС) основанная В. И. Лениным на рубеже 19 20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… … Большая советская энциклопедия

РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Ленинский призыв Сталинизм Хрущёвская оттепель Период застоя Перестройка Партийная организация Политбюро … Википедия

политбюро - , нескл., ср. 1. Руководящий партийный орган. ◘ Политбюро ЦК ВКП(б) было утверждено в мае 1917. МСЭ, т. 2, 688. Политбюро ЦК КПСС. Политбюро ЦК Компартии Австрии. Политбюро ЦК МНРП. Розенталь, 1985, 220. 2. Окружной или уездный орган ЧК в … Толковый словарь языка Совдепии

ПОЛИТБЮРО, нескл., ср. (неол.). Политическое бюро, руководящий орган ЦК ВКП(б); см. полит…. Центральный комитет организует: для политической работы Политическое бюро… Устав ВКП(б). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

политбюро - нескл., politique + bureau m. ср. 1. Политическое бюро, руководящий орган ЦК ВКП(б). Уш. 1939. 2. В рапорте начальнику губотдела ГПУ 20 летний чекист жаловался: .. работая в Тобольском политбюро (так назывались уездные чрезвычайные комиссии. А. П … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Политическое бюро ЦК КРСС, руководящий парт. орган, избираемый пленумом ЦК партии для руководства политич. работой ЦК между пленумами; существовал в 1917 52; по решению XIX съезда КПСС (1952) был преобразован в Президиум ЦК КПСС. Политбюро… … Советская историческая энциклопедия

Коммунистическая партия Советского Союза Лидер: Геннадий Зюганов Дата основания: 1912 (РСДРП (б)) 1918 (РКП (б)) 1925 (ВКП (б) … Википедия

РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Сталинизм Хрущёвская оттепель Эпоха застоя Перестройка Партийная организация Политбюро Секретариат Оргбюро Центральный Комитет… … Википедия

Книги

  • Политбюро и вредители Кампания по борьбе с вредительством на объектах военной промышленности , Мозохин О. (отв. сост.). Начиная со второй половины 1920-х годов основную ответственность за экономические трудности в стране сталинское руководство возлагало на "классовых врагов", "саботажников", "вредителей"…
  • Политбюро и крестьянство. Высылка, спецпоселение. 1930-1940. В 2 книгах. Книга 1 , . В две книги издания включены документы Архива Президента Российской Федерации, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива экономики, Российского…

Особая папка (1988 г.)

Записка Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х – начала 50-х годов

Сов.секретно

Особая папка

Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х-начала 50-х годов продолжает работу по реабилитации лиц, необоснованно осужденных в эти десятилетия. Эта работа способствует формированию новой нравственной атмосферы, возрождению общественной потребности в законности и порядке, уважения к конституционным и правовым нормам. Восстановлены честное имя и достоинство многих тысяч незапятнанных людей, снят тяжелый груз необоснованных обвинений и подозрений. В настоящее время уже пересмотрено 1 002 617 уголовных дел репрессивного характера на 1 586 104 человека. По этим делам реабилитировано 1 354 902 человека, в том числе по делам несудебных органов – 1 182 825 человек. Помимо восстановления социальной и юридической справедливости, проводимая в этом направлении работа способствует углубленному пониманию причин, внутренних механизмов беззакония и произвола, оказавшей столь сильное и долговременное воздействие на общественное развитие страны. Вместе с тем опыт работы Комиссии ставит вопросы, требующие как представляется, принципиальной политической и конституционной оценки. Только сейчас, в условиях демократизации общества, по существу начинают выявляться действительные масштабы имевших место репрессий, степень их беззакония, а тем самым – и общественно-политическое, правовое значение работы по всестороннему анализу и оценке этих явлений. В этой связи требуют особого рассмотрения и оценки четыре группы вопросов.

1. Об антиконституционности, противоправности «троек», «двоек», особых совещаний, списков и т.п. Значительная часть приговоров по репрессивным делам была вынесена именно этими, несудебными и неконституционными органами. В результате изучения документальных материалов органами государственной безопасности установлено, что в период 1930-1953 годов по возбужденным органами ОГПУ, НКВД, НКГБ-МГБ 2 578 592 уголовным делам было подвергнуто репрессиям 3 778 234 человека, в том числе осуждено к высшей мере наказания (расстрелу) 786 098 человек. Среди лиц, подвергнутых репрессиям, осуждено судебными органами 1 229 828 человек (в том числе к расстрелу – 129 550 человек), несудебными органами – 2 478 406 человек (в том числе к расстрелу – 656 548 человек). В настоящее время остаются пока непересмотренными 1 575 975 дел на 2 192 130 человек. В их общем количестве – 738 866 дел производства несудебных органов, по которым осуждено 1 097 293 человека (в том числе к расстрелу – 339 125 человек). Руководство Верховного Суда СССР, многие юристы обращают внимание на то, что апелляционное рассмотрение приговоров, выносившихся в 1930-1953 гг. несудебными органами, придает этим последним видимость законности, тогда как в действительности их создание и функционирование, само существование были антиконституционными, не опирались на правовые акты своего времени. Но коль скоро подобные органы были изначально незаконны, то и любые вынесенные ими приговоры не могут считаться законными. Подобная позиция обоснована и по юридическим, и по морально-политическим критериям. Поэтому, видимо, будет правильно, если бы Президиум Верховного Совета СССР вынес решение об объявлении всех перечисленных несудебных органов неконституционными. Таким образом, все жертвы несудебных решений реабилитируются автоматически. Вместе с тем, такое решение не должно распространяться на особый порядок рассмотрения уголовных дел о грабежах, разбоях, бандитских нападениях,и прочих преступлений в годы Великой Отечественной войны, когда за такие преступления проводился расстрел на месте без суда и следствия.

2. О личной ответственности Сталина и его непосредственного окружения за организацию и осуществление массовых репрессий, насаждение противоправной, антиконституционной практики. Их вина перед партией и народом за массовые репрессии и беззакония огромна и непростительна. Чем дальше, тем очевиднее становится, что вина эта носит не только моральный и политический, но и прямой юридический, уголовный характер. Общественность правомерно требует соответствующей оценки. Впервые массовые репрессии были осуществлены в начале 30-х годов. Решением Комиссии ЦК ВКП(б) о выселении кулаков, во главе которой стоял А.А.Андреев, органами ОГПУ было осуществлено выселение из европейской части СССР в северные районы и Сибирь в 1930- 1931 годах 356,5 тыс.крестьянских семейств общей численностью 1.680.000 человек. Часть их была направлена в места заключения, другая - в спецпоселения. В 1929 -1933 годах органами О ГП было только арестовано и привлечено к уголовной ответственности 519.000 человек, причисленных к кулакам. Сюда не входят сотни тысяч раскулаченных и подлежащих ссылке. Именно в эти годы по предложению Л. М. Кагановича были созданы так называемые «тройки». Усилению репрессий способствовало изменение законодательства в сторону предельного упрощения возможностей ареста и ведения следствия по делам политического характера. С начала 30-х годов происходит упрощение судопроизводства и одновременно ужесточение применяемых при этом мер наказания внесудебными органами. Размах арестов был столь велик, что в специальном директивном письме ЦК ВКП(б) и СНК СССР (май 1933 года) за подписью Сталина и Молотова содержалось указание, что в местах предварительного заключения не должно быть более 400 тысяч человек. Были установлены разнарядки на количество арестов и число высылаемых лиц. В начале 30-х годов были проведены фальсифицированные политические процессы над представителями различных групп интеллигенции. Чудовищный размах массовые репрессии приняли во второй половине 30-х годов. Они захватили партийный, советский, хозяйственный актив, широкие слои рабочих, крестьян, интеллигенции. Инициатором и организатором массовых арестов, расстрелов без суда и следствия, депортации сотен тысяч людей был Сталин. Получила широкое распространение преступная практика, заключавшаяся в том, что НКВД составлялись списки лиц, дела которых подлежали рассмотрению в Военной коллегии Верховного суда СССР или «особым совещанием» НКВД, притом заранее определялось «наказание». Эти списки направлялись лично Сталину. В списках определялось три категории наказания: первая - расстрел,
вторая -тюремное заключение от 8 до 25 лет и
третья - заключение до 8 лет и высылка.
В настоящее время обнаружена лишь часть списков, которые направлялись НКВД лично Сталину. Так, обнаружено 383 списка за 1937 -1938 годы, в которые были включены 44 тысячи видных работников партии, военных деятелей, хозяйственников. Из этого числа
39 тысяч должны были быть осуждены по первой, категории,
5 тысяч - по второй и
102 человека - по третьей.
На этих списках имеются собственноручные резолюции Сталина и других членов Политбюро, в частности из 383 списков

Сталиным подписано 362,

Молотовым - 373,

Ворошиловым - 195,

Кагановичем - 191,

Ждановым - 177.

Есть также подписи Микояна, Ежова и С. Косиора. Члены Политбюро не только соглашались с предлагаемыми репрессиями, но и делали записи, поощрявшие работников органов НКВД к Дальнейшим репрессиям, а против отдельных фамилий стояли надписи: «Бить - бить». Самые грубые нарушения социалистической законности, введение в повседневную практику деятельности НКВД применения методов физического воздействия, пытки и истязания арестованных, которые приводили к так называемым «признательным показаниям» и оговорам невинных людей, были открыто санкционированы Сталиным от имени ЦК ВКП(б). Судя по документам, Сталин лично осуществлял контроль за репрессивной деятельностью. Непосредственную ответственность за репрессии и беззаконие, кроме Сталина, несут Молотов, Каганович, Берия, Ворошилов, Жданов, Маленков, Микоян, Хрущев, Булганин, Андреев, С.Косиор, Суслов. Они давали личные указания об арестах, осуждении и расстрелах большого числа партийных, советских, военных и хозяйственных кадров. Для расширения и усиления массовых репрессий на местах, напряженности и взаимной подозрительности члены Политбюро выезжали в местные партийные организации, часто в сопровождении группы работников НКВД. Такие поездки, как правило, сопровождались снятием с работы и арестами первых секретарей обкомов и ЦК компартий союзных республик, репрессиями партийного и советского актива. В.М.Молотов будучи Председателем СНК СССР (с 1930 по 1941 годы), принял самое активное участие в организации и проведении массовых репрессий в 30-е годы. На его ответственности в первую очередь репрессии работников центрального советского аппарата. Многие из них были арестованы и физически уничтожены по его личной инициативе. Из числа народных комиссаров, входивших в СНК СССР в 1935 году, 20 человек погибли в годы репрессий. В живых остались лишь Микоян, Ворошилов, Каганович, Андреев, Литвинов и сам Молотов. Из 28 человек, составлявших Совет народных комиссаров в начале 1938 года, были вскоре репрессированы 20 человек. Только за полгода, с октября 1936 года по март 1937 года, было арестовано около 2 тысяч работников Наркоматов СССР (без Наркомата обороны, НКВД, НКИД). В августе 1937 года Ежовым был подготовлен так называемый «оперативный» приказ НКВД о проведении массовой операции по репрессированию лиц польской национальности. На этом приказе имеются подписи: «За - И.В.Сталин, В.Молотов, Л.Каганович, С.Косиор».

Всего за период с августа по декабрь 1937 года в ходе проведения этой операции было репрессировано 18 тысяч 193 человека. Были случаи когда вместо санкции на тюремное заключение Молотов ставил рядом с некоторыми фамилиями отметки ВМН (высшая мера наказания). В 1949 году Молотовым был санкционирован арест многих советских и иностранных граждан, обвинявшихся в шпионаже и антисоветской деятельности. Большинство из них в настоящее время реабилитировано за отсутствием состава преступления.

Л.М.Каганович

Весь путь Л.М.Кагановича как политического деятеля связан с вероломством и репрессиями. Известны тяжелые последствия его деятельности в годы коллективизации на Украине, в Воронежской области, на Северном Кавказе, в Западной Сибири. Именно Каганович в начале 30-х годов выдвинул предложение о введении чрезвычайных внесудебных органов - так называемых «троек». Особенно зловещую роль сыграл Каганович в годы массовых репрессий 1935- 1939 годов. С санкции Кагановича были арестованы по обвинению в контрреволюционной и вредительской деятельности многие ответственные и рядовые работники железнодорожного транспорта и тяжелой промышленности, которые затем по сфальсифицированным материалам были осуждены к высшей мере наказания и длительным срокам тюремного заключения. Подлинные письма и санкции Кагановича на арест 1.587 работников железнодорожного транспорта, репрессированных в 1937 -1939годах, составляют 5 томов. Как видно из переписки Кагановича с НКВД СССР, он в одних случаях санкционировал аресты лиц, на которых ему представлялись компрометирующие материалы, а в других сам выступал инициатором арестов. Для организации массовых репрессий Каганович выезжал в Челябинскую, Ярославскую, Ивановскую области, Донбасс. Сразу же по приезде в Иваново он дал телеграмму Сталину: «Первое ознакомление с материалами показывает, что необходимо немедленно арестовать секретаря обкома Епанечникова, необходимо также арестовать заведующего отделом пропаганды обкома Михайлова». Когда на пленуме обкома секретарь Ивановского горкома А.А.Васильев усомнился во вражеской деятельности арестованных работников областного комитета партии, Каганович потребовал исключения его из партии и дал указание об аресте. Таким же образом он действовал и в других областных организациях, куда направлялся для расширения массовых репрессий. После его поездки в Иваново только с санкции членов Политбюро ЦК ВКП(б) было репрессировано 297 человек.

А.А.Жданов,

длительное время фактически выполняя обязанности второго секретаря ЦК ВКП(б), несет прямую ответственность за организацию массовых репрессий. В сентябре 1936 года он вместе со Сталиным в телеграмме, адресованной Политбюро, требовал усиления репрессий. По их предложению, НКВД возглавил Ежов. Жданов повинен в организаций расправ с партийным и советским активом ряда местных партийных организаций, и в первую очередь ленинградской. В 1935 - 1940 годах в Ленинграде было репрессировано 68 тысяч 88 человек. Только по спискам, лично подписанным Ждановым, было репрессировано 879 ленинградцев. Для расширения массовых репрессий Жданов выезжал в Башкирскую, Татарскую и Оренбургскую партийные организации. В Оренбургской области за пять месяцев (с апреля по сентябрь 1937 года) было репрессировано 3.655 человек, из них половина приговорена к высшей мере наказания. И тем не менее Жданов, прибыв в начале сентября 1937 года в Оренбург, нашел эти репрессии недостаточными. По его телеграмме Сталину был арестован первый секретарь обкома Митрофанов, затем последовали многочисленные аресты в Оренбурге и области, и только по спискам НКВД, которые рассматривались в Политбюро после поездки Жданова, было репрессировано еще 598 человек.

После поездки Жданова в Башкирию были арестованы первый и второй секретари обкома, по спискам НКВД в Политбюро было репрессировано 342 человека из числа партийного и советского актива. После «чистки», осуществленной Ждановым в Татарской парторганизации, было арестовано 232 человека и почти все они были расстреляны. Активную роль сыграл Жданов в расправе над руководством ЦК комсомола в 1938 году. Выступая от имени Политбюро, он охарактеризовал секретарей ЦК комсомола как «предателей родины, террористов, шпионов, фашистов, политически прогнивших насквозь врагов народа, проводивших вражескую линию в комсомоле, как контрреволюционную банду ». В его редакции была принята резолюция пленума, подтвердившая эти оценки.

Жданов был одним из организаторов августовской (1948 год) сессии ВАСХНИЛ. В докладной записке на имя Сталина от 10 июля 1948 года им были сформулированы те предложения, которые легли в основу решения сессии и положили начало травле большой группы ученых-биологов. Жданов был инициатором преследований и гонений многих представителей советской художественной культуры и науки.

К. Е. Ворошилов.

Активное участие в организации репрессий принял К. Е.Ворошилов. С его санкции было организовано уничтожение кадров высших военачальников и политических работников Красной Армии. В 30-е годы были уничтожены из 5 маршалов - 3, из 16 командармов первого и второго ранга - 15, из 67 комкоров - 60, из 199 комдивов - 136, из 4 флагманов флота - 4, из 6 флагманов первого ранага - 6, из 15 флагманов второго ранга -- 9. Погибли все 17 армейских комиссаров первого и второго ранга, а также 25 из 29 корпусных комиссаров.

Ворошилов несет прямую ответственность за то, что в 1937-1939 годах по сфальсифицированным материалам были обвинены в участии в так называемом «военно-фашистском заговоре» многие видные деятели и командиры Красной Армии. В бытность его Наркомом обороны в Красной Армии за 1936 - 1940 годы было репрессировано свыше 36 тысяч человек. В архиве КГБ выявлено свыше 300 санкций Ворошилова на арест видных военачальников Красной Армии. Запросы и справки НКВД СССР, направленные в 1937-1938 годах на имя Ворошилова о санкционировании арестов и увольнений из армии командного состава РККА в связи с раскрытием «военно-фашистского заговора», составляют 60 томов. В ряде случаев Ворошилов сам был инициатором арестов и репрессий видных командиров Красной Армии, в том числе Федько (его первый заместитель), Орлова (командующий ВМС), Смирнова (нарком ВМФ).

Н.С.Хрущев,

работая в 1936-1937 годах первым секретарем МК и МГК ВКП(б), а с 1938 года - первым секретарем ЦК КП(б)У, лично давал согласие на аресты значительного числа партийных и советских работников. В архиве КГБ хранятся документальные материалы, свидетельствующие о причастности Хрущева к проведению массовых репрессий в Москве, Московской области и на Украине в предвоенные годы. Он, в частности, сам направлял документы с предложения ми об арестах руководящих работников Моссовета, Московского обкома партии. Всего за 1936-1937 годы органами НКВД Москвы и Московской области было репрессировано 55 тысяч 741 человек.

С января 1938 года Хрущев возглавлял партийную организацию Украины. В 1938 году на Украине было арестовано 106 тысяч 119 человек. Репрессии не прекратились и в последующие годы. В 1939 году было арестовано около 12 тысяч человек, а в 1940 году - около 50 тысяч человек. Всего за 1938 - 1940 годы на Украине было арестовано 167 тысяч 565 человек. Усиление репрессий в 1938 году на Украине НКВД объясняло тем, что в связи с приездом Хрущева особо возросла контрреволюционная активность правотроцкистского подполья. Лично Хрущевым были санкционированы репрессии в отношении нескольких сот человек, которые подозревались в организации против него террористического акта. Летом 1938 года с санкции Хрущева была арестована большая группа руководящих работников партийных, советских, хозяйственных органов и в их числе заместители председателя Совнаркома УССР, наркомы, заместители наркомов, секретари областных комитетов партии. Все они были осуждены к высшей мере наказания и длительным срокам заключения. По спискам, направленным НКВД СССР в Политбюро только за 1938 год, было дано согласие на репрессии 2.140 человек из числа республиканского партийного и советского актива.

А.И.Микоян

Прямую ответственность за участие в массовых репрессиях несет А.И.Микоян С его санкции были арестованы сотни работников системы Наркомпищепрома, Наркомвнешторга СССР. Микоян не только давал санкции на арест, но и сам выступал инициатором арестов. Так, в письме на имя Ежова от 15 июля 1937 года он предлагал осуществить репрессии в отношении ряда работников Всесоюзного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Наркомпищепрома СССР. Аналогичные представления делались Микояном в отношении работников ряда организаций Внешторга СССР.

Осенью 1937 года Микоян выезжал в Армению для проведения чистки партийных и государственных органов этой республики от «врагов народа». В результате этой кампании погибли сотни и тысячи кадров партийных, советских работников. Микояна в этой поездке сопровождал Маленков и группа работников НКВД. Результатом непосредственной деятельности Микояна и Маленкова был арест 1.365 коммунистов.

Микоян возглавлял комиссию по обвинению в контрреволюционной деятельности видных членов партии. Он, в частности, вместе с Ежовым был докладчиком на февральско-мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) по делу Бухарина (1937 год). Именно Микоян выступал от имени Политбюро ЦК ВКП(б) на торжественном активе НКВД, посвященном 20-летию органов ВЧК-ГПУ -НКВД. После восхваления деятельности Ежова, оправдания массовых беззаконных репрессий Микоян закончил свой доклад словами: «Славно поработало НКВД за это время!», - имея в виду 1937 год.

Г.М.Маленков,

занимая пост заведующего отделом руководящих кадров ЦК ВКП(б), имел непосредственное отношение к большинству акций, которые предпринимались НКВД в отношении руководящих партийных работников и в центре, и на местах. Он неоднократно вместе с представителями НКВД выезжал в местные партийные организации для осуществления массовых репрессий. Так, Маленков вместе с Ежовым выезжал в 1937 году в Белоруссию, где был учинен настоящий разгром партийной организации республики. Было немало случаев, когда Маленков лично присутствовал на допросах и пытках арестованных партийных руководителей. Именно таким путем Маленков вместе с Берия сфабриковали дело о контрреволюционной организации в Армении. Вместе с работниками НКВД Маленков выезжал для организации репрессий против партийного актива в Саратовскую, Тамбовскую и ряд других областей. Произведенной проверкой установлена преступная роль Маленкова в фабрикации «ленинградского дела».

А.А.Андреев,

будучи членом Политбюро и секретарем ЦК ВКП(б), лично участвовал в организации репрессий во многих республиканских партийных организациях Средней Азии, и в частности Узбекистане и Таджикистане, в ряде областных и краевых организаций Поволжья и Северного Кавказа. Только после его поездки в Саратовскую партийную организацию, по спискам НКВД Сталиным, Молотовым и другими было санкционировано применение высшей меры наказания к 430 работникам области, 440 партийным и советским работникам Узбекистана, 344 - Таджикистана.

М.И.Калинин,

Отдельно следует сказать о М.И.Калинине, который, будучи председателем ЦИК СССР, подписал подготовленное Сталиным и Енукидзе постановление от 1 декабря 1934 года «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Это незаконное постановление развязало руки для проведения репрессивных мер, сделав возможным рассмотрение дел без участия сторон, без права подачи ходатайств о помиловании, а также предусмотрев немедленное приведение приговора к высшей мере наказания в исполнение. Возглавляя с 1931 года по 1946 год Комиссию по расследованию и разрешению судебных дел при ЦИК СССР, Калинин по существу потворствовал практике беззакония и массового террора, оставляя без рассмотрения прошения о помиловании репрессированных лиц.

Произвол Сталина и его окружения способствовал произволу других, в том числе руководителей на местах, превращал беззаконие и преступления в средства политики, антиконституционность и противоправие - в норму, разрушительные последствия которых полностью преодолеть практически невозможно. В инструмент массовых репрессий были превращены органы ОГПУ - НКВД, прокуратуры, суды. В проведение репрессий были втянуты руководители партийных органов на местах. Массовые репрессии не прекратились в конце 30-х годов. Уже после окончания Великой Отечественной войны одно за другим фабрикуются дела на большие группы партийных, советских работников, представителей интеллигенции. Только по так называемому «ленинградскому делу» были незаконно репрессированы тысячи людей, в том числе видные деятели партии, члены Политбюро, Секретариата и Оргбюро Центрального Комитета партии. Значительная группа советской интеллигенции была репрессирована в связи с деятельностью «Еврейского антифашистского комитета».

М.А.Суслов.

Фактически инициатором этой расправы был М.А.Суслов. 26 ноября 1946 года он направил Сталину записку, в которой содержались клеветнические обвинения в адрес комитета. Эта записка послужила основанием для проведения следствия органами МГБ. По делу « Еврейского антифашистского комитета» было осуждено 140 человек, из них 23 - к высшей мере наказания, 20 человек - к 25 годам тюремного заключения.

Суслов - участник массовых репрессий в бытность его секретарем Ростовского обкома. Став первым секретарем Орджоникидзевского крайкома партии, он не только резко возражал против освобождения ряда невинно осужденных лиц, но и настаивал на новых арестах. Комиссия НКВД СССР в июле 1939 года докладывала Берии, что Суслов недоволен работой краевого управления НКВД, так как оно проявляет благодушие и беспечность. Суслов прямо называл лиц, арест которых необходим. В результате в 1939 и 1940 гг. в крае усилились репрессии. Как председатель Бюро ЦК ВКП(б) по Литве он несет непосредственную ответственность за репрессии, незаконные выселения большой группы лиц из Прибалтики. Суслов был инициатором и организатором преследований и травли многих видных представителей советской художественной и научной интеллигенции.

3. О местах захоронения жертв массовых репрессий и увековечении их памяти. В последнее время в средствах массовой информации, обращения общественных организаций и заявлениях граждан все чаще и настойчивее ставятся вопросы о розыске мест захоронения репрессированных лиц и увековечении их памяти. В архивах КГБ СССР нет документальных материалов, содержащих сведения о всех конкретных местах захоронения, именах похороненных и их числе. В результате опроса бывших сотрудников НКВД и информации, полученной от местного населения, удалось выявить часть участков захоронений. По приблизительным подсчетам, в них погребено около 200.000 человек. Время захоронения тоже установлено приблизительно. Вопросы восстановления справедливости приобрели сейчас исключительное политическое значение. Полной реабилитации невинно пострадавших, увековечения их памяти ждут общественность, их родственники и близкие. Такие меры способствовали бы практическому утверждению в повседневной жизни гуманистических норм и идеалов, укрепили бы авторитет и престиж СССР в мире.

4. О восстановлении исторической справедливости по отношению к безвинно депортированным гражданам. В письмах ЦК компартий Латвии, Литвы и Эстонии ставится вопрос об отмене постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР, на основании которых были произведены административные выселения в 40-х и начале 50-х годов отдельных категорий граждан с территории этих республик. В 40-е и 50-е годы были осуществлены административные выселения отдельных категорий граждан Прибалтики, Украины, Белоруссии, Молдавии, Таджикистана и целых народов ряда областей и автономных республик РСФСР. В общей сложности 2.300.000 тысяч человек различных национальностей были выселены в восточные районы страны. Решения о депортации касались тех граждан, которые, по заключению органов НКВД-НКГБ и местных властей, представляли социальную опасность в регионе или потенциально могли представлять ее в случае осложнения обстановки в регионе. Им не предъявлялись обвинения в уголовных преступлениях, для обоснования выселения не проводилось каких-либо установленных законом или иных специальных расследований с участием представителей правоохранительных органов, не было и необходимого судопроизводства. С учетом изложенного полагали бы целесообразным:

Рекомендовать Президиуму Верховного Совета СССР законодательным актом признать противоречащими Конституции СССР, социалистическим принципам и нормам морали действия и решения «троек», «двоек», «особых совещаний», списки и прочие формы массовых репрессий. Объявить все такие акты незаконными, а вытекающие из них правовые, политические и гражданские последствия, ущемляющие права граждан и уничтожающие их достоинство, -не имеющими юридической силы. Тем самым будут полностью реабилитированы все пострадавшие, в том числе и те, у которых не осталось в живых родных и близких. Продолжить в установленном законом порядке рассмотрение уголовных дел на осужденных судебными органами. Прокуратуре СССР, Верховному Суду СССР, КГБ СССР, Минюсту СССР и Минфину СССР обеспечить работу по возмещению в установленном порядке материального ущерба реабилитированным. Все перечисленное не может распространяться на изменников Родины и карателей периода Великой Отечественной войны, нацистских преступников, участников националистических бандформирований и их пособников, на работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также на лиц, совершивших умышленные убийства и другие общеуголовные преступления. В отношении перечисленных категорий действует установленный законом порядок обжалования и рассмотрения вынесенных им приговоров; - рекомендовать Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, Президиумам Верховных Советов и Советам Министров союзных и автономных республик, другим местным органам власти ==отменить принятые указы и постановления, связанные с присвоением имен Ворошилова, Жданова, Калинина, Микояна и Суслова городам, районам, поселкам, улицам, предприятиям, колхозам и совхозам, воинским частям, кораблям и судам, учебным заведениям и другим учреждениям и организациям,== расположенным на территории соответствующих республик, краев и областей. Рекомендовать отменить также все прочие акты, связанные с увековечением памяти указанных лиц; - рекомендовать Государственному комитету СССР по народному образованию представить в Совет Министров СССР предложения по переименованию и реорганизации стипендий имени указанных лиц, выплачиваемых студентам и аспирантам различных учебных заведений; - поручить ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии создать из представителей партийных, советских органов, органов прокуратуры, КГБ и МВД, общественных организаций комиссии по увековечению памяти жертв репрессий. Комиссиям провести работу по выявлению мест захоронений, приведению их в надлежащий порядок, сооружению памятников и мемориалов. Все расходы, связанные с увековечением памяти жертв репрессий, целесообразно осуществлять за счет государства, в связи с чем следовало бы поручить Совету Министров СССР изыскать необходимые средства для проведения этих работ. Готовность государства нести такие расходы не должна рассматриваться как противодействие самодеятельным инициативам общественности по увековечению памяти жертв репрессий. Было бы целесообразно стремиться к соединению здесь средств и усилий государства и общественности; - рекомендовать Советам народных депутатов, органам внутренних дел и прокуратуры, государственной безопасности разработать и осуществить меры по охране мест захоронений жертв репрессий, исключив случаи самовольных раскопок и эксгумаций. Предусмотреть при этом обязанность перечисленных органов проводить тщательное расследование по каждому заявлению о предполагаемом наличии таких захоронений с привлечением к нему представителей общественности и освещением результатов расследования в местных средствах массовой информации.

Работа по осуществлению перечисленных мер должна вестись гласно, на широкой демократической основе и при строжайшем соблюдении положений Конституции СССР, процессуальных и иных норм и требований действующего законодательства. Она призвана стать школой воспитания правового сознания масс, их гражданской и политической зрелости, направлена на цели построения правового социалистического государства и общества. Постановление ЦК КПСС по данному вопросу целесообразно опубликовать в печати в изложении и полностью постановление и записку с некоторыми извлечениями - в «Известиях ЦК КПСС». Контроль за выполнением постановления возложить на Государственно-правовой и Идеологический отделы ЦК КПСС. Проекты постановления ЦК КПСС и сообщения в печати прилагаются. А.Яковлев
В.Медведев
В.Чебриков
А.Лукьянов
Г. Разумовский
Б.Пуго
В.Крючков
В.Болдин
Г.Смирнов

Вестник Архива Президента Российской Федерации. 1995. № 1. С.123 -130.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Поразительные эпизоды из прошлого нашей планеты
Русалки существуют: исторические упоминания и рассказы очевидцев
Научно- исследовательская работа: