Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как туркмены относятся к русским девушкам. Быт, нравы и обычаи туркмен (продолжение)

«На учебу или работу – неважно, важно оттуда уехать!» — так скажут вам многие молодые туркменистанцы, которые правдами и неправдами оказались за пределами родины.

Наша героиня, назовем ее Марал, в 2008 окончила среднею школу в одном из поселков Лебапского велаята. Начиналась взрослая жизнь. Семья жила не богато, поступить в вуз или даже училище денег не было. Работать хочется, но где? Ехать в Турцию? Отзывы побывавших там далеко не всегда положительные.

Четыре года Марал не могла найти работу, но потом ей повезло. Через знакомых в Ашхабаде нашла работу официантки в одном из кафе. Да работа не легкая, но главное что она есть. Однако Марал проработала всего два месяца и тут начинаются проблемы.

20-го ноября 2012 года вечером в кафе пришли пять посетителей. Поведение их было странное. Присели за столик, и буквально через 15 минут начали махать своими корочками. Приехала спецмашина 02. Закрыли вход в кафе и начали всех девушек и женщин сажать в эту машину. Никто ничего не понимал, владелец кафе что-то хотел объяснить этим людям, но его никто не слушал. Задержанных девушек и женщин привезли в отделение полиции Азатлыкского этрапа столицы и препроводили за решетку. У задержанных была паника, никто ничего не понимал, кто-то плакал, кто-то ссорился с сотрудниками полиции. Через два часа люди поняли за что их задержали. Это был обычный рейд на нелегально находящихся в Ашхабаде.

Среди задержанных были местные, и так как за ними приехали мужья, отцы или братья их отпустили. Тех, кто не был прописан в Ашхабаде, оставили ночевать в холодных, грязных камерах. Ведь за ними никто не приедет. У хозяина кафе нет ни времени, ни желания «вытаскивать» своих работниц, ему легче принять на работу новых официантов.

Время шло. На возмущение задержанных никто не реагировал. Позвонить не разрешали. Только через 1,5 сутки дали воды и кусок хлеба.

А за что их задержали? В чем причина временного ареста? На эти вопросы никто не отвечал. Был только один ответ: «Нелегально (т.е. без прописки) находились в столице». А столица что — это отдельное государство, надо получать визу?

После трех дней, когда за ними никто не приехал, сотрудники полиции поняли, что с них нечего взять. Всех, в сопровождении конвоя, посадили на поезд Ашхабад – Атамурат и отправили по месту прописки. Когда девушки приехали домой им не давали покоя и дома. Каждый день вызывали в местное отделение полиции. Хотели поставить на учет, ссылаясь на приказ из Ашхабада.

В своем городе или поселке каждый имеет знакомых, через которых можно решить возникшие проблемы. Так и закрыли вопрос с полицией.

В конце концов, не найдя себя в Туркменистане Марал уехала в Турцию, где сейчас работает, находясь на нелегальном положении. «Уж лучше быть нелегалом на чужбине, чем нелегалом у себя на родине» — считает Марал. И тысячи других молодых туркменистанцев, которые не смогли найти работу или поступить в учебные заведения в Туркменистане, с ней согласны.

Познакомиться с туркменом желает каждая русская девушка. Наш сайт знакомств преподносит каждой желающей женщине создать свой семейный очаг с эти восхитительным мужчиной туркменом. Помимо этих мужчин, все население Туркменистана встречает своих туристов с веселой и открытой душей.

Туркменистан страна различных природных достопримечательностей – это зеленые леса, горы, пески, морские побережья. Также каждый турист может побывать в разных пансионатах, которые славятся своими грязевыми ваннами. Путешествие в Туркменистан окажется для многих русских девушек увлекательной поездкой, ведь помимо всех красот этой страны, вы можете познакомиться с туркменами и узнать о них много интересного и положительного. Туркменистан таит множество неразгаданных тайн, поэтому эта страна является “матерью” культур и цивилизаций. Так же в Туркменистане все население гордится своими традициями и праздниками. Девушка, которая познакомиться с туркменом положительно воспримет их религию и традиции.

Туркменская кухня считается одной из вкуснейших. Большинство населения других стран приезжают не только для знакомства с туркменами, но и для пробы различных туркменских блюд. Самыми популярными считаются разнообразные супы с помидорами и горохом, так же не отстает от популярности плов. Приезжающие остаются под положительным впечатлением от сладостей Туркменистана. О кухне Туркменистана можно говорить постоянно, но все же было бы лучше попробовать. И у вас есть такой шанс не только увидеть красоты Туркменистана, попробовать различные блюда, но и познакомиться с туркменами.

Мужчины туркмены очень трудолюбивые, для них безделье и лень – это упасть в глазах родных. Так же туркмены не переносят легкомысленных, эгоистичных людей, всегда пытаются обойти их мимо. Эти мужчины очень экономные и расчетливые, никогда не будут выкидывать деньги попусту, но всегда делают дорогие подарки своим женам. Во всем и всегда помогут своей жене, найдут положительный выход с ситуации вместе с женой, никогда не смогут причинить боль в отношениях. Вообще туркмены очень любят и дорожат своей семьей, пытаются во всех делах помочь и обеспечить, однако у них это получается. Ведь, как же хорошо жить в достатке. Именно эти мужчины готовы на все ради любимой. Они ждут знакомства с вами.

Если говорить о сексе с мужчиной туркменом, он считается замечательным любовником, он максимум внимания отдает женщине, ее ощущениям. Во время занятия секса, туркмен полностью раскрывается и раскрепощается. Девушка от этого остается под огромным впечатлением, ведь туркмен мужчина в постели значительно отличается от других мужчин.

Хотелось бы наверняка вам почувствовать такое невероятное наслаждение от туркмена. Все только зависит от вас и вашего желания, девушка, которая познакомиться с туркменом будет наслаждаться не только занятием секса с этим человеком, будет жить в достатке, но и радоваться восхитительной жизнью с этим человеком.

Туркменистан довольно близко находится с Россией, поэтому часто девушки из России, Украины и других «наших» стран часто знакомятся с туркменами. Если вы относитесь к таким женщинам, то эта статья для вас.

Туркменистан – это страна зеленых лесов, песков, морских пансионатов, славящихся грязевыми ваннами.

Для многих гражданок путешествие в Туркменистан – эта самое настоящее сказочное приключение, во время которого они могут познакомиться с мужчинами из этой страны. Все население этого удивительного государства гордится своими традициями, праздниками и обычаями. Девушка, которая познакомится с человеком из Туркменистана, положительно воспримет их религию и традиции.

Особенности

Здешняя кухня является одной из самых вкусных. Многие граждане других стран приезжают сюда, чтобы отведать местных блюд. Самые популярные яства – это супы с горохом и помидорами, а также плов. Под впечатлением приезжающие остаются и от местных сладостей.

О туркменской кухне можно говорить очень много, но все же лучшее попробовать. Если вы будете общаться с гражданином этой страны, то сможете полностью увидеть ее красоту, попробовать разных блюд, а также познакомиться с обычаями государства.

Здешние люди очень трудолюбивые, а лень и безделье для них – недопустимы. Граждане страны не любят эгоистичных, легкомысленных людей. Мужчины Туркменистана расчетливы, экономны, никогда не выкидывают деньги впустую, своим женам делают дорогие подарки. Всегда помогут супругам советом и делом, найдут положительный выход из любой ситуации, никогда не смогут в отношениях причинить боль. Туркмены очень дорожат семьями, помогают во всех делах, обеспечивают насколько могут. Ради любимых, как правило, мужчины страны готовы на все.

В постели туркмен великолепен, он максимум внимания отдает ощущениям девушки. Во время занятий любовью гражданин этой страны полностью раскрепощается и раскрывается. Туркмен в постели значительно отличается от иных молодых людей.

Семья

В такой стране, как Туркменистан, к семье относятся не так, как во многих странах Азии, когда брак – только соглашение между родителями парня и девушки. Этот союз можно назвать браком по расчету, хотя, как правило, просто происходит договоренность сторон о том, чтобы поженить детей и породнить две уважаемые семьи.

В подобном деле никто не думает о том, что ждет молодых после заключения брака. О появлении чувств можно даже не говорить. Такой брак – это лишь вынужденное существование, супруги просто проживают в одном доме и воспитывают детей.

В этой стране очень трепетно относятся к чувствам молодых людей, которые решили пойти на такой серьезный шаг, как создание семьи. Немного ранее родители самостоятельно решали судьбу детей, подбирая пару для своего чада.

В наше время такое встречается крайне редко, у молодежи сейчас свобода выбора. Они сами могу находить себе человека, с которым бы они смогли прожить долго и счастливо.

Перед тем как решиться на брак, молодые люди слушают советы родителей, которые решают, сможет ли пара жить вместе либо еще рановато задумываться о серьезных семейных отношениях.

Сейчас в Туркменистане браки более продуманные. Теперь люди, перед тем как вступить в брак, стараются сделать материальную базу для благополучной жизни, которая и позволит им создать полноценную семью, быстро поставив ее на ноги.

Эта страна известна всем своими интересными обычаями и традициями, которые сопровождают все торжества и значимые мероприятия в жизни каждого гражданина государства. Здешние свадьбы наполнены разными обрядами, которые нужно соблюдать, дабы молодая семья была благополучна и счастлива.

Свадьбы в этой стране проводятся примерно так, как и в других странах мира. Первое, что происходит, - это сватовство, во время которого родственники будущего мужа отправляются с дарами в дом невесты. Тогда же они просят руки девушки. Для этого действа выбираются самые старшие и уважаемые люди в семье молодого, которые смогут наилучшим образом провести важные переговоры. Когда согласие получено, родители невесты выбирают дату проведения торжества.

Хотя непосредственно до церемонии после сватовства проходит много времени, так как и жених, и невеста устраивают торжества для друзей. Вместе с ними они прощаются с холостяцкой жизнью.

В этой стране невеста приглашает всех подруг. Они приходят на торжество не с пустыми руками, а с угощением. Представительницы прекрасного пола много танцуют, поют, стараются всеми возможными способами веселить невесту, которая в скором времени должна покинуть отцовский дом, где она прожила все детство. В доме жениха веселятся молодые люди.

Сам торжественный день тоже наполнен большим количеством разных обычаев, каждый из которых имеет особенное значение для будущих супругов, для их дома, будущих детей.

До проведения свадьбы родители жениха должны подумать о том, куда сынок приведет молодую жену. Поэтому вопрос жилья тут строго стоит.

В этой стране, как правило, молодые должны сразу же заселиться в отдельное жилье и начать свою жизнь.

Поэтому многие родители не могут разрешить своим сыновьям заключить брак до того момента, пока они не смогут обеспечить для своего чада и его семьи хорошие условия проживания.

Если говорить о родителях невесты, то они должны сделать большой, дорогой подарок для образовавшейся семьи. Это может быть либо сумма денег (большая!), либо ювелирное украшение, либо мебель в новое жилье. Также жених и невеста обязаны друг другу преподнести дорогие подарки. На эти презенты уходит много денег. Родственникам тоже нужно что-то подарить, дабы не обидеть.

Делаем вывод, что свадьба в Туркмении – это значительное мероприятие, на проведение которого требуются немалые финансовые затраты. Отметим, что родители никогда не скупятся на презенты, а также на удобства для детей, которые после смогут счастливо жить.

Тогда времени хватит, чтобы собрать богатое приданое и приготовить деньги для проведения торжества, закупки подарков всем родственникам и, конечно же, молодым.

Туркмены - народ юго-западной ветви алтайской группы тюркского племени, по языку более всего родственные османским туркам и азербайджанцам, еще более близкие с киргизами и в особенности с , от которых туркмены отделились лишь всего около 300 лет тому назад.

Территория туркменов в настоящее время охватывает площадь, граничащую с юга р. Гюргеном, хребтом Копетдагом и Парапамизом, с северо-запада берегом , затем Чинком почти до , а с северо-востока рекой Амударьей, врезываясь у Аральского моря в Хивинское ханство.
Численность тюрков, разбросанных по этой огромной, в 500 000 квадратных километров, площади, представляющей типичную среднеазиатскую с немногочисленными оазисами, равна 545 347 человек обоего пола, причем на русские владения приходится 261 597 человек, Хиву и Бухару - 203 750, и Персию - 80 000.

Туркмены делятся на племена:

  • Текке (каменный баран), в Закаспийской области, занимающие весь Мервский оазис, также Ахал и Атекский и по реке Теджену. Наиболее многочисленное племя (200 тысяч человек), наиболее одаренное и зажиточное. Делится на два отдела: ахал-текке и мерв-текке, а последние на тохтамыш и утамыш.
  • Чаудуры, или чодоры, и имрайли, предполагаемые остатки обитавшего некогда на восточном побережье Каспия племени адали-туркмены, ныне живут в северо-западной части
  • Хивы.
  • Иомуты - на реке Гургене, частью на Красноводском и Мангышлакском полуостровах, частью в Хиве, частью в Персии, ведущие полукочевой, полуоседлый образ жизни.
  • Гоклены по реке Атреку и его притокам, главным образом в персидских владениях, почти все оседлы.
  • Сарыки, на среднем течении Мурхаба, по большей части оседлые.
  • Салоры, или салыры, древнейшее из туркменских племен, упоминаемые арабами в 7 веке в области Амударьи, живут перемешано с другими племенами в русских, персидских, бухарских, хивинских и афганских владениях.
  • Ерсари по берегам Амударьи, главным образом по левому, на протяжении почти от Хивинского оазиса до меридиана Мазара Шерифа и Ширибада, почти все оседлы.

Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркменского менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским».

Еще очень недавно туркмены преимущественно были кочевниками, систематически предававшимися аламанам, то есть разбойничьим набегам для увода скота, женщин и рабов, главным образом из Персии. В настоящее время прекратились набеги, рабство уничтожено, и оседлое население преобладает, и близко время, когда туркмены поголовно обратятся к оседлой жизни. «Скоро совсем исчезнет из языка туркменов слова чомур и чорва, обозначающих кочевых и оседлых туркменов» (Яворский). Но пока при первой возможности всякий туркмен, более или менее разжившись, обзаводится стадом и становится чорвой. Старые привычки номада и особенные благоприятные местные условии вырабатывают новый хозяйственный тип, земледельческо-пастушеский. Овцеводство и культура хлопка находят сильный стимул в широком спросе из самых далеких мест (Франция, московский промышленный район); урожаи хлеба благодаря искусственному орошению всегда обеспечены, сбыт кустарных изделий (ковровые) тоже, так что экономическое благосостояние значительного большинства туркмены, особенно текке, вполне удовлетворительно.

Наиболее трудящийся элемент в семье туркменов - женщина. Мужчина еще недавно знал одни только набеги.
Измена женщин карается смертью на месте преступления. Еще Вамбери заметил, что репутация туркменов как отчаянных, ни перед чем не останавливающихся головорезов не вытекает из коренных черт их характера, явившись результатом исторических условий, вековой борьбы с преследовавшими их сильнейшими врагами, скудостью природы страны, куда они были загнаны насильно.

В действительности доминирующая черта характера туркменов - добродушие, мягкость, гостеприимство до самопожертвования даже по отношению к врагу, правдивость, честность, экспансивность в соединении с беззаветной храбростью, отвагой, умением постоять за себя в нужную минуту. В обыденной жизни туркмены более или менее ленивы и не легко входят в новую для них колею систематического труда.

Поражает большой процент холостых, иногда до 27% (Яворский). Калым высок (от 250-1500 руб.), не считая обязательных подарков родственникам невесты халатами, скотом, съестным. По доставлении выкупа невеста переходит в дом жениха, где брак оформляется молитвой.

Свадебные празднества сопровождаются пиршествами, конскими ристалищами, песнями бахшиев (профессиональные певцы), борьбой. Благодаря прежнему обычаю добывания женщин во время аламанов и высокому калыму, сводящему женщину на предмет купли и продажи, положение женщины у большинства туркменских племен тяжелое, унизительное. Часто родственники умершего продают в замужество его вдову, оставляя у себя детей. Дочери часто служат обеспечением гражданского иска и за долги отца заимодавцем продаются в рабство.

Профессор Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркменов, главным образом среди текке, дает следующие данные о типе этой многочисленной отрасли.

Согласно проведенным исследованиям, более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному , хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них процент персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный проуент умеренно упитанных и полных (26 из 59). Роствысокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение к росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый, далее, желтовато-бледный, но есть и светлый. На закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий темный, но есть и темно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°.

У туркменов, как у многих других народов Азии, замечается значительный перевес мужского над женским населением, в некоторых местах в отношении 100:80, не падая ниже 100:90, что находится в строгой зависимости от процента того и другого пола (76 девочек на 100 мальчиков), но в последующем возрасте смертность мужского пола выше, чем у лиц женского пола, в конечном результате все же значительный перевес мужского населения. Выкидыши часты. Плодовитость — 5,6 на каждую мать в среднем, в то время как у , например, 8,8. Наступление менструаций самое раннее в 10 лет, самое позднее — в 19 лет, среднее время окончания менструаций — 45 лет. Выход замуж между 12-15 годами, хотя ранние браки бывают часто до поры до времени только фиктивными.

В своих обычаях туркмены далеко уже отошли от родственных им других номадов, как киргизы, например.

Национальный костюм

Национальный костюм туркменов нечто промежуточное между среднеазиатским и персидским, с преобладанием первого. Поверх рубахи и штанов мужчины и женщины носят длинный плащ (чапак), который у зажиточных приготовляется из полушелковых, полушерстяных в тонких полосках материй из Хивы и Бухары. Походная верхняя одежда короче, до колен. В летнее время женщины обходятся одной только рубахой и длинными до лодыжек штанами, внизу плотно прилегающими.

Головной убор у мужчин - меховая шапка (телпек), обвитая тюрбаном, у женщин - круглый капюшон со спускающейся кзади вуалью, также и общесреднеазиатский высокий убор шекеле. Украшения вроде ожерелий, ручных и ножных браслетов, кораллов и тому подобное весьма обычны у туркменских женщин, которые не расстаются с ними даже ночью. Особенно ценятся серебряные футляры для талисманов. В украшении жилища туркмены, менее зажиточные, чем киргизы, очень скромны.

Национальная кухня

В пище туркмены мало напоминают других среднеазиатских номадов: кумыс и кази (колбаса из конины) редко употребляется, но зато рис и хлеб (лепешки из муки) в общем употреблении, весьма любимы сладости (персидские и русские). Вообще же пища туркменов самая неприхотливая: лепешка, молоко, кашица из растертой джугары, отвар бураков с кунжутным маслом. Плов с бараньим или верблюжьим жиром считается роскошью. Туркмены - трезвы, хотя приготовляют легкий опьяняющий напиток (чал) из бродящего молока. В некоторых местах начинает прививаться курение опия.

По религии — мусульмане суннитского толка, но мало религиозны и нисколько не фанатичны. Грамотность распространена в ограниченных размерах. Народная поэзия весьма далека от , но зато весьма близка поэзии османов Анатолии и азербайджанцев. Песни Фузули, Бадиля и Мемреба распеваются на туркменском диалекте. Но туркмены имеют и национальных поэтов, самый замечательный из них Махдумкули, почитаемый за святого. Правосудие отправляется в русских владениях под председательством уездного начальника по адату, видоизмененному в более серьезных делах в духе русского законодательства. Наиболее частые преступления - кражи, за ними следуют угон скота и грабежи. Убийства относительно редки.

Календарь туркменов - мусульманский, обычаи при рождении, свадьбах, похоронах и тому подобное значительно утратили первобытный характер, благодаря недостатку женщин, многоженство редкое явление.

Основной формой современной туркменской семьи является малая семья, обычно состоящая из супругов и их детей, с которыми иногда живут также родители мужа или один из них. Семья насчитывает в среднем пять-семь человек. Главой семьи обычно бы­вает мужчина, но семьи, во главе которых стоит женщина, не являются исключением и составляют значительный про­цент. Доходы семьи складываются из заработков всех взрослых трудо­способных членов семьи.

Женщина, если в доме нет маленьких детей, обычно работает в колхозе или на производстве; в городах, где сеть дет­ских учреждений развита лучше, чем на селе, работают также и многие женщины, имеющие маленьких детей. Все дети школьного возраста хо­дят в школу.

Малая семья в современной ее форме сложилась в последние два-три десятилетия в результате переустройства хозяйства и быта в Советских республиках. Большую роль сыграли декреты и постановления Советской власти, направленные на ликвидацию неравенства женщин, упорядочение семьи и т. д. После земельно-водной реформы не стало безземельных и малоземельных семей, укрепилась малая семья. На I съезде Советов Турк­менской ССР в феврале 1925 г. было отменено брачное право на воду, по которому владеть наделом поливной земли мог лишь женатый мужчина; по новому закону водой и землей наделялись и все неженатые взрослые сыновья, выделившиеся из семьи отца, а также вдовы.

Наряду с малыми семьями до сих пор в сельских местностях нередко встречаются большие неразделенные семьи, широко бытовавшие в Турк­мении в прошлом и вплоть до начала коллективизации. Такая неразделен­ная семья, насчитывающая 10-20 человек, состоит из семей нескольких братьев или семьи родителей, в которой, кроме маленьких детей, живут один или несколько женатых, но не выделившихся сыновей со своими детьми. Живут все обычно в одном доме, каждая малая семья чаще всего занимает отдельное помещение. В тех районах, где наряду с домами еще сохраняется юрта, родители или старший брат с семьей обычно живут в юрте, поставленной около дома. В юго-западных районах, где юрта до недавнего времени сохранялась как основной вид жилья, члены неразде­ленной семьи жили в двух-трех юртах, стоящих рядом. В прошлом чле­ны такой семьи часто жили все в одной юрте, отгораживая часть ее зана­веской для молодоженов; две-три юрты имели лишь богатые семьи. Приз­наком неразделенной семьи является общий котел: все запасы находятся в общем владении, основные доходы ее членов также поступают в общую казну. Во главе семьи стоит мужчина, иногда и женщина, обычно стар­шие по возрасту. Но и в больших неразделенных семьях произошли ко­ренные изменения, стала проявляться значительная экономическая само­стоятельность ее членов, исчезла прежняя беспрекословная патриархаль­ная власть главы семьи.

Родоплеменное деление и племенные связи , прочно сохранявшиеся в хозяйственном и семейном быту туркмен до 30-х годов XX в., в сельских местностях имеют некоторое значение в их жизни и в настоящее время. Они проявляются в довольно тесных связях между родственными семьями, в их взаимной помощи в различных хозяйственных делах и семейных со­бытиях.

При единоличном хозяйстве, когда на семье лежало значительно боль­ше хозяйственных обязанностей, между отдельными родственными семь­ями существовала своего рода кооперация: одна семья, обычно отца или старшего брата, занималась скотоводством, другая - земледелием, затем семьи обменивались продуктами своего хозяйства. В больших семейных общинах подобное разделение труда происходило между отдельными ма­лыми семьями.

Колхозный строй сделал излишним такого рода кооперацию.

В большей степени пережитки родоплеменных связей продолжают сохраняться в идеологической жизни туркмен. Празднование всякого ро­да семейных торжеств и советских праздников часто организуют совмест­но: в случаях отправки сына или дочери на учебу, при организации свадь­бы семья находит помощь у своих родственников и сородичей. До сих пор еще довольно часто при решении какого-нибудь важного вопроса об­ращаются за советом к старшему родственнику.

Патриархально-родовые пережитки, еще частично сохранившиеся в семье, мешают установлению подлинного равноправия и независимости женщины.

Патриархальные традиции в туркменской семье еще в первой четвер­ти XX в. сохранялись в полной неприкосновенности. Власть главы семьи была неограниченной, она выражалась не только в том, что глава семьи распоряжался всем имуществом семьи и судьбою каждого из ее членов, но сказывалась и на поведении членов семьи. В присутствии главы семьи даже представители мужской части семьи не могли громко разговаривать и смеяться, к нему нельзя было обращаться с вопросами. Глава семьи сам распределял работу между ее членами; старшая женщина, обычно его жена, была полной хозяйкой над всей женской половиной семьи. Осо­бенно тяжелым в семье было положение невестки; она не имела никаких прав, хотя обязанности ее были многочисленны. Сразу же после выхода замуж молодая женщина оказывалась под действием многих запретов по отношению к старшим родственникам мужа, независимо от их пола и возраста. Женщина обязана была закрывать себе рот концом головного платка (яшмак), а в молодые годы, кроме того, скрывать свое лицо и фигуру большой шалью. У йомутов было принято, чтобы молодая женщина закрывалась дома в присутствии старших родственников мужа, особенно свекра и свекрови.

Говорить в присутствии старших членов семьи молодая могла только сдавленным шепотом. Она вообще не имела права обращаться непосред­ственно к родственникам мужа - мужчинам и разговаривала с ними в случае необходимости через мальчика или подростка. В песнях лэле посвященных женской доле, девушка, выдаваемая замуж, сравнивается с камнем, брошенным в глубокий колодец, с цветком, побитым морозом. Особенно тяжелым было положение бедной девушки, бесприданницы, ко­торую мог за выкуп (калым) взять всякий и которая не могла рассчиты­вать на защиту и поддержку своих родных. Со временем положение мо­лодой женщины улучшалось; став старшей в семье по возрасту - кейваны, она считалась уже госпожой над своими невестками и младшими женами своего мужа.

Легче было положение женщины в малой семье, где над ней старшим был только ее муж. Однако власть мужа и здесь была велика, о чем крас­норечиво свидетельствует пословица, имевшая хождение у прибрежных туркмен: эри аялынъщ кичи тац рысыдыр (муж для своей жены младший бог, т. е. второй после бога).

Муж мог развестись с женой, не спрашивая ее согласия, женщина же имела право требовать развода лишь в немногих случаях. Даже если муж был захвачен в плен, пропал или скрывался, избегая кровной мести, что особенно часто случалось до присоединения к России, жена обязана была дожидаться его и не могла выходить замуж за другого.

Хозяйственные обязанности женщины были многочисленны, но они ограничивались лишь работой по дому и домашним хозяйством: уход за детьми, приготовление пищи, ткачество, обработка шерсти и войлока, шитье, уход за домашним скотом, сбор топлива. Отлучаться из дома на большие расстояния женщине одной не разрешалось. На базар женщина выезжала только в сопровождении мужа; если ей нужно было навестить родных, живших далеко, ее обычно сопровождала какая-нибудь родствен­ница старуха. В полевых работах женщина почти не участвовала. Жен­щина была экономически бесправной, так как все средства находились в распоряжении главы семьи. Ее экономическая зависимость была скреп­лена юридически: по адату женщина не могла быть наследницей имущест­ва ни после мужа, ни тем более после отца. Бесправное положение жен­щины в туркменском обществе обнаруживалось особенно четко, если уми­рал ее муж. Вдову старались выдать замуж снова, причем интересы ее родственников и родственников ее мужа не совпадали: первые хотели выдать ее за постороннего семье человека, чтобы снова получить калым, родственники мужа старались удержать вдову в семье и выдать ее за млад­шего родного или двоюродного брата мужа (левират), который иногда был значительно моложе ее. Женщина, имеющая маленьких детей, со­глашалась обычно на такой неравный брак, чтобы не разлучаться с детьми, гак как в случае ухода из семьи покойного мужа она навсегда лишалась детей, которые оставались у родных отца. По договоренности с опеку­нами женщина могла откупиться от насильственного брака, но в таких случаях была обязана оставаться вдовой навсегда.

Несколько иным было положение старшей женщины: с ней считались, ее советов слушались не только дети, но и другие родственники; нередки были случаи, когда после смерти мужа она оставалась фактической главой семьи. Внешне сыновья были совершенно самостоя­тельны в своих действиях, но советы и указания матери играли очень большую роль.

С первых лет существо­вания Советской власти на­чалась борьба за раскрепо­щение женщины. Декреты Советской власти об отмене калыма и повышении брачно­го возраста, об упорядочении книг актов гражданского со­стояния и введении граж­данского брака ликвидиро­вали неравноправие женщи­ны. Кроме того, этими декре­тами было положено начало борьбы за фактическое рас­крепощение женщины. II сес­сия ЦИК Туркменской ССР (1927 г.) подтвердила ранее изданные постановления об отмене калыма и других пат­риархально-родовых обыча­ев. Однако эти обычаи в семье и семейной жизни, господствовавшие в течение многих веков, изживались очень медленно. Ломка их вызывала сопротивление культурно отсталых людей старшего поколения, в том числе и женщин, которых

поддерживали в заблуждении муллы и баи. В борьбе с этими пережитка­ми погибло немало передовых женщин-общественниц.

На основе постановления Совнаркома РСФСР «О привлечении рабо­чих и крестьянок к работе в советских учреждениях» (1921 г.) в Туркме­нии развернулась работа по организации женских производственных кружков, артелей, мастерских. Женщины, вступившие в ковровые, шел­коткацкие и другие артели, становились экономически самостоятельными. В этот же период в городах Туркмении были созданы рабфаки с интер­натами, куда поступали на учебу юноши и девушки, что приучало юно­шей к товарищескому отношению с девушками, учившимися с ними; это было также большим достижением в деле установления равноправия женщин. Прежде девочка с девяти лет считалась невестой и ей не разре­шалось быть вместе с юношами.

Очень долгое время, в некоторых районах Туркмении почти до Вели­кой Отечественной войны, женщины не участвовали в коллективных сель­скохозяйственных работах. Главную роль в этом играл укоренившийся порядок, запрещающий женщине появляться там, где есть посторонние мужчины. Культурно-просветительная работа в колхозах, повышение культурного уровня туркменских женщин привели к постепенному пре­одолению этого пережитка.

Большие сдвиги в сознании произошли в период Великой Отечест­венной войны, когда женщины вышли на полевые работы в колхозах, заменив ушедших на фронт мужей.

Теперь в Туркмении, как и везде в Советском Союзе, женщины стали активными участницами социалистического строительства: 7 тыс. турк­менок работает на промышленных предприятиях страны. В колхозах женщины стали большой силой; в Туркменской ССР 50 колхозниц (1961 г.) имеют звание Героя Социалистического Труда, сотни колхозниц награждены орденами и медалями.

Колхозная звеньевая Айнабат Бегенчева прославилась в годы Вели­кой Отечественной войны сбором исключительно высоких урожаев хлоп­ка. Она же явилась инициатором создания пришкольных хлопковых уча­стков, на которых стали обучаться и воспитываться будущие мастера высоких урожаев. За трудовые успехи Айнабат Бегенчева удостоена вы­сокого звания Героя Социалистического Труда. В настоящее время она ра­ботает председателем колхоза им. Ленина Каахкинского района. Многие другие женщины также работают председателями колхозов, заместителя­ми их. Много женщин - председателей сельских Советов, бригадиров, заведующих животноводческими фермами и т. п.

Среди туркменок большое число учителей, агрономов, врачей и немало представительниц других специальностей. 15 туркменок (1961 г.) имеют звание кандидатов наук. Научной общественности хорошо известно имя кандидата филологических наук, члена-корреспондента Академии наук Туркменской ССР 3. Б. Мухаммедовой, которая ведет большую научно-исследовательскую и педагогическую работу, сочетая ее с обще­ственной деятельностью и воспитанием детей. Кандидат медицинских наук Сачли Дурсунова, мать которой была убита за то, что не хотела быть рабыней бая, работает в Ашхабадском научно-исследовательском институте эпидемиологии и гигиены. За подвиги на фронтах Отечествен­ной войны она награждена орденами и медалями. Женщины принимают активное участие в развитии литературы и искусства республики, Вы­сокое звание народных артистов СССР имеют туркменки Майя Кулиева и Сона Мурадова. Аннагуль Аннакулиева, Сурай Мурадова и другие удо­стоены звания народных артисток Туркменской ССР.

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе