Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Белорусские рок группы музыкальные список. Ностальгия

Сегодня создать качественный музыкальный материал можно, не выходя из квартиры. Раньше все было иначе. Группа «Крама» записывала дебютный альбом на студии «Песняров» тайком по ночам, N.R.M. изначально планировали сделать лонгплей «Тры чарапахі» в известной английской студии Abbey Road, а песни для пластинки «Охотник и сайгак» лидер «Нейро Дюбель» Александр Кулинкович писал в больнице. Как создавались культовые альбомы белорусского рока, читайте в пятничном материале Onliner.by.

Альбом N.R.M. «Тры чарапахі», по слухам, разошелся баснословным по белорусским меркам тиражом в 60 тыс. экземпляров. Он продавался везде: в магазинах, на автомобильных заправках и даже в маленьких киосках в райцентрах. Музыканты говорят, что успех альбома был вполне логичен.

- В то время группа уже набрала большую популярность - во многом благодаря предыдущим альбомам, - рассказывает нынешний фронтмен группы Пит Павлов. - Но сказалось еще и то, что у нас практически не было конкурентов: N.R.M. находились на волне успеха, на концерты с нашим участием приходило по 10 тыс. человек. Нам поступило предложение записать альбом в Минске на студии с восходящей на тот момент звездой белорусской звукорежиссуры Геннадием Сыроквашем.

Но планы на «Тры чарапахі» были очень амбициозные. Менеджером группы в то время стала жена Лявона Вольского Анна. Она хотела сделать что-то невероятное - найти деньги, чтобы записать альбом в Англии на студии Abbey Road. Ее амбиции немного поутихли, планка снизилась до студии в Германии, но это все равно были сумасшедшие деньги - около $25 тыс. На такую сумму можно было купить три квартиры в Минске. В итоге мы отправились на студию в Польше, провели там несколько дней, жили в страшных условиях: даже душа у нас не было, а питались колбасой и сырками. Записали там альбом и поняли, что результат нас совсем не устраивает. Приехали в Минск и воспользовались предложением переписать все на минской студии.

Павлов говорит, что самый большой вклад в создание альбома внес Лявон Вольский. Но альбом делался огромным количеством людей, а все песни создавались коллективно на репетициях. Главным хитом не только альбома, но и, пожалуй, всей белорусской рок-музыки стала песня «Тры чарапахі», которая вместе с композициями «Паветраны шар» и «Песні пра каханне» сегодня составляет золотой фонд отечественного рока.

- Ее идея родилась, когда мы ехали в Польшу на гастроли с «Народным альбомам», - рассказывает Пит. - Тогда по телевизору показали выступление Бориса Ельцина, который в то время находился, мягко говоря, не в лучшей форме и нес какую-то несвязную дурость. И мы придумали небольшой гэг. Выходит Ельцин и заявляет: «Российская государственность зиждется на трех китах». У него спрашивают: «На каких же?» А он отвечает: «На первом… втором… и третьем ките». Мы начали развивать эту тему, шутить, и спустя пару дней Лявон Вольский принес готовый текст песни. А музыка там простая - это же почти No Woman, No Cry Боба Марли. Песня изначально задумывалась как шутка - мы ее даже толком не аранжировали, о чем сейчас я очень сильно жалею.

Успех альбома - это объединение множества людей, которые помогали группе. Песни группы крутили по радио, клип на песню «Чыстая-светлая» показывали по телевидению, а концертный директор группы Владимир Шаблинский организовал группе масштабный тур по Беларуси.

- Мы писали по две песни за репетицию, - вспоминает Павлов. - Ощущение было такое, будто мы пьем холодную воду в жаркий день. Получали огромное наслаждение от того, что делаем.

История записи дебютного альбома группы «Крама» «Хворы на Rock-n-Roll» началась в 1993 году на студии «Песняров» - именно там были оформлены первые четыре года молодого коллектива. Причем записывались они нелегально.

- Тогда многое так делалось, - вспоминает лидер группы Игорь Ворошкевич. - У нас на студии работал знакомый звукорежиссер, и он по ночам нас проводил в здание, охраны там особой не было. А вот материал для альбома мы писали в Мозыре: там была лучшая в Беларуси студия, даже в столице такого не было.

Изначально записывалась англоязычная версия дебютника: у коллектива были амбициозные планы по выходу на международный рынок. Когда материал отослали в Англию, некоторые песни там начали крутить по радио, группу приглашали на гастроли, но, к несчастью, из этого ничего не вышло.

- В последний момент не дали рабочие визы, - говорит Игорь Ворошкевич. - Поэтому мы никуда не поехали. Но у нас остался инструментал альбома, записанный на студии в Мозыре, и мы решили выпустить белорусскоязычный альбом. Записали вокал, и так получился «Хворы на Rock-n-Roll».

Песни из дебютного альбома группа исполнила на первой «Рок-коронации».

- Была ли критика на альбом? - смеется Игорь. - Кто ж вспомнит? Это 1993 год - тогда все было по-другому, да я особо никогда и не интересовался реакцией на свою работу. Просто старался делать ее качественно.

Группа Gods Tower для Беларуси (да и не только) была в девяностых явлением уникальным. Музыканты из Гомеля на первом минском выступлении произвели настоящий фурор, а многие до сих пор считают, что «хозтовары», как ласково именуют группу поклонники, изобрели новый стиль, смешав тяжелые риффы и народную музыку. Первой полноформатной работой «Башни богов» стал альбом The Eerie, записанный за несколько дней в Гомеле.

- The Eerie был для нас, можно сказать, путевкой на большую сцену, - рассказывает вокалист Gods Tower Владислав Новожилов. - Записывали его в гомельском Доме учителей: там была оборудована студия. Все «пачкой» и без дублей - приходили и записывали каждую песню от начала и до конца, старались сыграть песни чисто с первого раза. Я уже не помню, во сколько это нам обошлось, в девяностые деньги вообще были относительной величиной. Но многое делали по бартеру: я кому-то писал тексты песен, Сашу Уракова [гитариста Gods Tower . - Прим. Onliner.by] приглашали сессионным музыкантом - за счет этого во многом и записали The Eerie.

Музыкантов Gods Tower даже можно назвать пионерами белорусского краудфандинга: чтобы издать тираж альбома, они решили устроить для гомельской тусовки специальную акцию.

- Мы влезли в большие долги, когда записывали его, так что, когда нужно было печатать тираж кассет, денег у нас уже не было, - рассказывает Владислав. - И директор группы Виктор Лапицкий отправился на площадку возле городского цирка, где проводила время вся гомельская тусовка. Он устроил акцию: предложил всем скинуться кто сколько может. Те, кто дал деньги, получили потом экземпляр альбома бесплатно. Это был белорусский краудфандинг девяностых! Никто так тогда не делал, люди жили по советским понятиям.

Когда альбом был готов, решили все это дело отметить. Купили дорогущее вино «Амаретто», которое в девяностых стоило больших денег, но больше ни на что не осталось - пришлось пить элитный напиток в подъезде одной из гомельских многоэтажек.

Альбом, записанный в 1993 году, произвел фурор. Группу стали приглашать на фестивали, они начали часто наведываться в Минск. Говорят, что во время выступлений группы фанты падали на колени - настолько эмоциональными и атмосферными были концерты гомельчан.

- Такой реакции на альбом мы не ожидали. Нас все хвалили! Я ставлю знакомому The Eerie, говорю: «Ну как? Похоже это на Tiamat?» А он слушает, смотрит на меня округленными глазами и кричит: «Да это же круче, чем Tiamat!» - смеется Владислав.

А вот к группе «Нейро Дюбель» настоящая слава пришла после выхода альбома «Охотник и сайгак». Заглавная композиция и хит «Переехала комбайном» знал наизусть каждый мало-мальски интересующийся музыкой белорус, коллектив начал мелькать на телевидении и ушел «в народ».

- Это странноватый альбом. Половину песен я вообще написал в больнице, в том числе хиты «Охотник и сайгак» и «Переехала комбайном»: в 1994 году я перенес операцию и после этого ежегодно проходил обследования. Во время одного из них и написал эти песни, - рассказывает лидер группы Александр Кулинкович. - Как написал? Да так же, как и все композиции «Нейро Дюбель» - спонтанно. Мне приходит в голову какая-то дурацкая идея, вспоминаю анекдот, и вокруг этого выстраивается песня. Так же родилась и «Переехала комбайном» - припев, вокруг которого выстроилась вся композиция.

Альбом записывался в 1998 году на одной из минских студий. Музыканты потратили на него около $1000 - огромные по тем временам деньги.

- А вот клип на «Охотник и сайгак» снимали бесплатно. Как? Когда вышел альбом, мы, что называется, проснулись знаменитыми - к нам выстроилась очередь, чтобы снять видео, и мы уже выбирали, что хотели. Да, это была популярность: песни «Охотник и сайгак» и «Переехала комбайном» играли из каждого утюга, звучали и по радио, и по телевизору. Сейчас сложно себе такое представить, - рассказывает Александр. - Даже «Белтелерадиокомпания» выделила нам для съемок концертной презентации свою дорогую студию (она, по-моему, стоила что-то около $3 млн). Выделили просто потому, что мы «Нейро Дюбель». Презентация для меня запомнилась очень неприятным эпизодом: перед концертом мне позвонил абсолютно пьяный человек и попросил провести его на концерт бесплатно. Мол, нет денег на билет. А я был в хорошем настроении и согласился. Перед выступлением я встретил его, чтобы провести, но он еле стоял на ногах - был в таком состоянии, что я отказался его пускать. Мало ли чем это может закончиться. А на следующий день позвонила мама этого человека (у него был записан мой номер) и сообщила, что парня этого нашли мертвым. С тех пор я стараюсь никому не отказывать. Возможно, если бы я провел его на концерт, человек остался бы жив.

Концертная презентация альбома проходила в непривычном для таких мероприятий месте - в кинотеатре «Октябрь». Музыканты вспоминают, что на концерт пришло огромное количество людей, а во время выступления у них трижды пропадал звук.

- Оказалось, что силовой кабель шел прямо по танцполу, и люди его периодически выдергивали. В итоге к кабелю приставили секьюрити, и он отгонял от него публику.

А уже после концерта в прессе вышла пара статей, где рассказывали, что на концерте «Нейро Дюбеля» случилась перестрелка. А мы ни сном ни духом. Оказалось, что в ресторане кинотеатра что-то праздновали «новые русские» и устроили пальбу, - смеется Александр.

Альбом «Охотник и сайгак» вышел на кассетах и компакт-дисках неплохим тиражом, который, тем не менее, не распродан до сих пор.

Сама группа, до триумфальной песни «Капитал» слывшая веселым шапито и запомнившаяся стебными прилипчивыми песнями, превратилась в белорусский коллектив номер один. «Манифест» этот статус закрепил: песни из альбома разобрали на цитаты, и большинство из них знают и любят до сих пор.

- Первой на репетицию Сергей принес песню «Манифест». Сыграл, и она мне сразу понравилась: я понял, что это будет хит, - рассказывает бывший участник «Ляписа Трубецкого» и нынешний лидер группы Trubetskoy Павел Булатников. - Там все было на уровне: отличный текст, классная мелодия. Еще из этого альбома могу выделить песню Belarus Freedom - это отличная композиция, которая на тот момент была очень актуальной. Вообще, после «Капитала» мы были настолько уверены в том, что делаем, что не обращали внимания ни на кого и ни на что.

- Насколько альбом был успешен? Об этом говорит один факт, - продолжает Павел Булатников. - На следующий день после выхода «Манифеста» мы играли в России, и все хором подпевали слова песен - это отличный показатель популярности. Все альбомы «Ляписов» мне по-своему дороги, но «Манифест» - мой любимый, это точно.

Кстати, «Манифест» стал первым альбомом группы, который был выложен в интернет для бесплатного скачивания. Таким образом «Ляписы» подчеркнули свое звание «анархосиндиката», которое впоследствии будут подчеркивать очень часто.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

Естественную красоту нельзя скрыть, и именно ею публику поражают наповал настоящие бунтари человечества – рокеры. Исключая излишнюю откровенность, белорусские девушки-рокеры в этом году всё такие же горячие и популярные.

10. Наталья Куницкая

Наталья Куницкая является бэк-вокалисткой в группе Clover Club, то есть, ещё одной причиной для ревности девушек. И это не спроста, ведь образ молодой девушки способен вскружить голову своей невинностью. Но в тихом омуте, как говорится, демоническое притяжение.

9. Ольга Тяшкевич


Ольга Тяшкевич ещё один солнечный пример белорусской привлекательности. Участница Clover Club обладает необычным магнетизмом, так что её смело можно назвать иконой стиля.От её голоса, что несёт в себе настоящий рокерский стержень, пробегают мурашки по коже.

8. Анастасия Шпаковская



Анастасия Шпаковская - это яркий пример аристократичной эротичной женщины, величественный образ которой дополняет ещё и её необычное увлечение - пение в рок группе Naka. Признание фанатов она обрела благодаря выдающимся вокальным данным и внешностью, от которой трудно отвести взгляд.

7. Анна Хитрик



Анна Хитрик покоряет мужчин естественным обликом, своим милым лицом и, конечно же, талантом. О вокалистке рок-банды Sounduk нельзя сказать «рыжая-бесстыжая», но и не смотреть на неё без восхищения – тем более нельзя!

6. Ксения Жук


Ксения Жук является очаровательной певицей и игроком на клавишах в музыкальной группе из Минска под названием NaviBand. Настоящая, всегда позитивная, она просто бессовестно привораживает к себе внимание всех представителей сильного пола.


5. Света Бень



Белорусская звезда под прозвищем Бенька родилась в 1973 году и стала одной из лучших исполнительниц джаза в своей стране. Играя в группе Серебряная свадьба, Света Бень умудряется ещё и привораживать своим внешним видом мужчин разных возрастов. За её артистичность и открытость, певица получила пятое место.

4. Юлия Быкова



Солистка группы Aura, - Юлия Быкова, - родилась в 1976 году и, кажется, это никак не мешает ей занимать первые позиции среди эротических красоток. Может виной тому Аура, этот поп-рок и этно в одном флаконе – такой себе эликсир молодости.

3. Алеся Берулава


Алеся Берулава несмотря на свои 45 лет за спиной, гордо занимает третье место в списке самых желанных исполнительниц Белоруссии. Что же помогает Ольге держать себя в такой замечательной форме? Хм, не иначе, как трудолюбие и участие в поп-рок группе Мантана.

2. Екатерина Иванчикова



Следующая особа, которой необходимо отдать должное и заслуженное второе место - Екатерина Иванчикова, всем известная вокалистка коллектива IOWA. Да, многие мальчишки со старшей школы будут крайне шокированы, что такая сочная и энергичная красотка с экрана оказывается уже тридцатилетняя девушка, а не студентка первого курса.

1. Лена Шэд


Лена Шэд не просто участница Минского трио L.A. Band, а и первая в позиции самых сексуальных рок вокалисток Белоруссии. Помимо выступлений с сover band’ом молодая девушка успевает путешествовать и не уставая фотографировать свою привлекательную улыбку на фоне не менее очаровательных пейзажей.


Рок – это стиль жизни. Долгое время представительницы прекрасного пола стеснялись продемонстрировать брутальным бородачам, что и у них припасены козыри в карманах. Длинные волосы, пышные формы и непревзойденный голос – новое ядерное оружие, которое породили женщины на сцене сдержанной и культурно развитой территории Белоруссии.

Белорусский рок
Уникальная музыка уникальной страны

Беларусь – редкий случай на постсоветском пространстве. Это государство, где после непродолжительного глотка свободы, пожалуй, самого короткого в европейской части бывшего СССР – с 1991 по 1994 годы, снова началась реставрация советской системы. В результате, Беларусь представляет собой, пожалуй, уникальное в мировой практике явление: в этой весьма моноэтничной стране внятно выражены две политические нации. Я не оговорился: белорусов «бел-чырвона-белых» и «красно-зеленых» можно рассматривать как две полноценные общности. У каждой из них свой государственный флаг, герб, свое осознание прошлого нации и историческая память. Даже пользуются они разными грамматиками белорусского языка.

Естественно, отличный от других постсоветских стран путь развития Беларуси не мог не сказаться и на судьбе ее рок-музыки. Вкратце ее состояние можно охарактеризовать одной фразой: рок в Беларуси жив. Здесь не произошло массового распада рок-групп первой волны, сползания в так называемый «рока-попс». Хотя все-таки был момент, как и в России, когда назревал кризис. Было это в начале 90-х. Но... Все по порядку.

Хотя в целом белорусский рок развивался по тем же законам, что и русский, однако различия были. Во-первых, кроме русского рока здесь чувствуется существенное влияние и польской рок-традиции. Польша второй половины 80-х была более открытой страной, там были доступнее западные примеры. И в самой Польше уже появлялись достойные группы, такие как LADY PANK, на которые ссылались и белорусские авторы (КРАМА: «Я на мармуры сьцен Lady Pank пісаў»). В Польше раньше начались демократические преобразования, и главный белорусскоязычный рок-фестиваль «Басовішча» еще с 1990 года проводится там, под Белостоком, в 15-ти километрах от границы.

Характерно, что с самого начала заметная часть белорусской рок-музыки была весьма национально ориентированной, но это не мешало лидерам (ULIS, МРОЯ) выпускать пластинки на фирме Мелодия. Конечно, был уже 1989-й, но песни ULIS вольны даже для того времени: «Калі імпэрыя зьнікне», «Радые Свабода».

В текстах N.R.M. национальный и антисоветский моменты менее открыты, однако, достаточно заметны: «Шмат бацькоў у маей Радзімы/Шмат бацькоў – безбацькоўшчына» («Шмат»), «Ляскае, грыміць цягнік іржавы» («Кастрычніцкі цягнік»).

Основными темами белорусского рока была тогда попытка понимания места Беларуси в мире. Уже новой Беларуси. Песни часто посвящаются национальным символам: «Цягнік на Нясвіж», «Пляц Францышка» (ULIS), «Слуцкая брама» (КРАМА). Здесь имеются в виду национальные Мекки белорусов: Несвиж – город в Минской области, «вторая столица» Великого Княжества Литовско-Русского, вотчина князей Радзивиллов, неоднократно отстаивавших автономию Княжества от Польской Короны; Франциск – белорусский первопечатник Франтишек Скарына, деятель белорусского Ренессанса.

Нередко протест против системы выражался в абстрактных негативных образах: «Камэндант», «Апошні інспэктар»...

В целом, белорусские группы тогда несли ту же социальную роль, что и российские, однако существенным добавлением была национальная тематика. Преобразования 1991 года, независимость страны, восстановление национальных государственных символов, реабилитация белорусского языка и появление национальных свобод… все-таки ввергли белорусский рок в кризис. Значительная часть групп оказались на грани распада.

Вот как описывает этот период лидер МРОІ, а впоследствии одной из популярнейших групп N.R.M. Лявон Вольский в книге Виктора Дятликовича «Іх МРОЯ. Іх N.R.M.»: «Мы не маглі сябе знайсьці ў час росквіту дэмакратыі, бо змагарамі былі і іміджам і душою. А на той час змагарства сталася абсалютна непатрэбным».

В 1994 году в стране появляется общенациональная музыкальная премия – «Рок-каранацыя». Однако... Распадается ULIS. (Распадается, чтобы потом, когда основатели уезжают в Польшу, Канаду, США, собраться в новом составе).

В конце 1994 года победу на президентских выборах одерживает Александр Лукашенко. «Батька» начинает постепенную реставрацию советской системы. И именно в этот момент возрождается социальная тема в рок-музыке. Тогда же и началось размежевание белорусов на «красно-зеленых» и «бел-чырвона- белых». Нетрудно догадаться, в каком лагере оказался рок.

На рубеже 1994/95 гг. несколько групп сразу (N.R.M., ULIS в новом составе, Кася Камоцкая) выпускают сильные альбомы, сперва не очень замеченные, но оцененные позже, когда реставрация советской системы достигла апогея. Эти альбомы собрали живые впечатления от новой власти. Образ этого времени предстает как «Сьвята брудных рук, сьвята чыстых зубоў», «Неба, неба пачарнела», «А пакуль, а пакуль тут пустэльня глухая», «У зімоваю сьпячку адыходзіць краіна»...

И белорусский рок возрождается как жанр. Появляются новые звезды: НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, Аляксандр Памідораў, ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ. С расширением недовольства режимом среди молодой аудитории вырастает поколение, воспитанное в середине 90-х, которое обеспечивает популярность рок-музыкантов. И хотя уже нет больших площадных концертов, как в начале 90-х, многие песни 1998-2000 годов становятся просто народными («Резиновый дом» НЕЙРО ДЮБЕЛЯ, «Тры чарапахі» и «Паветраны шар» N.R.M.).

Власть тем временем проводит политику вытеснения белорусского языка из обихода: закрываются белорусские школы и университеты, сокращается белорусскоязычное вещание на телевидении. Возникает сильный протест в обществе, и в итоге белорусский язык становится языком протеста, он все более популярен в культуре. Сказывается это и на роке: хоть большая его часть белорусскоязычна от основания, однако на национальный язык переходят и русскоязычные группы, как старые (НЕЙРО ДЮБЕЛЬ), так и новые (IQ 48).

Отношения музыки и власти все ухудшаются. Страсти накаляются за год до выборов на третий срок. 24 июля 2004 года, в день 10-летия правления А. Лукашенко, состоялся большой концерт на столичной площади Бангалор, приуроченный к митингу оппозиции. Воодушевление публики было так высоко, что власти отключили электричество в самый разгар. Однако это не помешало всем собравшимся хором допеть песню «Резиновый дом» НЕЙРО ДЮБЕЛЯ до конца. Власти оказались напуганы. Все участники концерта (даже инструменталисты DRUM ECSTASY и шансонье Дмитрий Войтюшкевич) были по негласному распоряжению исключены из эфира ТВ и радио, некоторые – уволены с государственных работ, их упоминание запрещено в госгазетах.

А концерты? Выступления в Беларуси практически невозможны. Они отменяются по надуманным предлогам, порой за несколько часов до начала. Значительная часть опальных групп стала выступать в основном в Польше и Украине, в других странах. N.R.M. активно участвовал в оранжевой революции. В частности, именно в перерыве их выступления В. Ющенко сделал свое знаменитое обращение к нации.

Но при этом белорусский рок жив. Подросло новое поколение групп, еще не успевших поругаться с властями (INDIGA, P.L.A.N., IQ 48, ГЛЮКІ). Им не запрещают выступать, хотя их песни порой еще более открыто антирежимны, чем у мэтров. О чем же поет современный белорусский рок?

Очень распространена тема войны. Причем понимается она совершенно не так, как в русском роке. Если для россиян это нечто далекое, идущее на окраине, откуда можно вернуться («Он шел не спеша, возвращаясь с войны», ЧАЙФ), то в белорусском – оно вечное и постоянное, идущее на этой территории («Вайна была заўседы, вайна – наш правадыр», N.R.M.; «Наперадзе сеча і перамога, ты свой лес бяры ў рукі сам», P.L.A.N.). Другая важная тема – отношения Востока и Запада, место Беларуси среди них («Кагосьці цягне на Захад, нехта пнецца на Ўсход», «Беларускія дарогі», N.R.M.; «Сеньня я прыйшоў з-за Буга», «Танкі», НЕЙРО ДЮБЕЛЬ).

В циклах, где рокеры реконструируют песни 20-х (проект «Народны альбом» и не только), Восток существенно проигрывает Западу, причем порой представляется чем-то враждебным («Перад навалай з Ўсходу станем мурам каменным», «Край ты мой, край»; «Крочым поплеч на Ўсход па шляхох Альг’ерда», AQUAMORTA).

Большое внимание уделяется и осмыслению сегодняшнего дня. Причем нынешняя ситуация оценивается как некая темнота, застой... А отсюда: «Я шукаю, шукаю выйсьце. Я знайду, знайду яго калісьці» («Выйсьце», IQ 48).
И результаты поиска у разных групп, и даже в разных песнях одной группы, весьма различаются: от «Герои бумажные, лихие, отважные ждут рассвет, которого нет» («Резиновый дом», НЕЙРО ДЮБЕЛЬ) до «Ніколі цемра сьвятло ня згасіць: сьвятло у цемры заўседы сьвеціць» («Сьвятло у цемры», IQ 48). Несмотря на все проблемы и запреты появляются новые группы, хоть трудно назвать даже несколько коллективов, за исключением аполитичных J:МОРС и НОВОГО ИЕРУСАЛИМА, которые допущены на государственное телевидение. Мэтры выступают на квартирах и частных посиделках на природе, концерты молодых групп продолжаются, но фестивали практически невозможны. Главное музыкальное событие – «Басовішча» – проводится, но все так же в Польше. А вот отбор на него молодых групп в Минске пришлось как-то проводить в условиях строгой конспирации.

Зато популярность не уменьшается. Новые песни распространяются на дисках и через Интернет – рок остается музыкой целого поколения.

Антисистемного поколения. «Поколения N.R.M.». Наверное, подобная ситуация в стране и есть необходимое условие существования качественного «русского рока». Ведь, сколько бы самобытной ни была белорусская рок-музыка, вся ее история, ее социальная роль показывает, что это больше «русский рок», чем рок в западном понимании.

«У нас есть, против чего протестовать, вот мы и существуем, а у вас нет – вот и рок-музыки нет», – сказал как-то Лявон Вольский в интервью смоленскому областному телевидению.

Мирон БОРГУЛЯЕВ (по материалам сайта «Агентство Политических Новостей» Московского института национальной стратегии), Москва.

Комментарии (5 из 41):

Анатоль Мяльгуй
«…сколько бы самобытной ни была белорусская рок-музыка, вся ее история, ее социальная роль показывает, что это больше «русский рок», чем рок в западном понимании». Мирон! Ты так и не понял белорусов и нашу боль, которую мы стремимся передать в нашем роке! «Русским» тут и не пахнет!

Витаут Мартыненка, [email protected]
Прывітаньне, спадар Мірон! Паспрабую па-расейску. Очень рад вашей попытке осмыслить то, что происходит в нерусских территориях бывших российских колоний, каковой является и Беларусь (или Литва, чье великое имя ваши братья умышленно подарили жамойтам). В своей статье вы все ж явно преодолели имперскую болезнь рос-шоу-биза, видящего во всех таких территориях лишь русскую жизнь. Они даже КРАМУ пытались заставить петь по- русски. Не удалось, хоть ПЕСНЯРОВ так и убили.

А ведь есть и другая культура, без которой понять дух этих территорий невозможно. Обратите внимание на мировой опыт: все знают французских певцов Джо Дассена, Жака Бреля, но, несмотря на их нефранцузскую «прописку», не говорят об американской песне в первом примере, о бельгийской – во втором, а только о французской. Мова, язык – определяющие критерии. У вас иначе. Вы русский НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ по прописке заносите в белорусский рок. Отсюда выявляется ваша первая глобальная ошибка. Даже ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ и НЕЙРО ДЮБЕЛЬ – это всего лишь русский рок в Беларуси, поэтому не стоит делать на нем глобальных выводов о Беларуси. Мол, в Беларуси все зиждется на русском роке. Просто ваш взгляд зиждется на русском роке в Беларуси. Правда, некоторые из названных коллективов уже приходят в белорусский рок, потому что он живее.

Я понимаю, в Москве нигде не купишь ни одного рок-диска «братского» народа, но хотя бы через Интернет (например,http://www.ourbelarus.org в рубрике «Рок як элемэнт супраціву») вы могли слышать его и читать про объемную книгу «222 альбомы беларускага року…», получившую в феврале 2007- го специальный приз на упомянутой вами общенациональной премии «Грэмми» «Рок-каранацыя» (Мн., 2006, издательство «Медысонт», 1-448 стр. с цветн. вкл.). Книгу эту написали мы – Витаут Мартыненка и Анатоль Мяльгуй. И это не первый наш опыт, ибо лет 17 назад в США вышел еще один наш том «Праз рок-прызму» (New York, 1989, издательство «BINiM», 1-240 стр.), где говорится как раз о национальных течениях в роке. Кстати, есть и Россия, чтобы вы не причислили нас к русофобам. Но есть и Польша, Венгрия, Грузия, Эстония, Лиетува, Беларусь…

Думаю, ваше желание видеть ВСЕ через российские очки – глобальная ошибка. Извините за грубый образ, но это как залезть по уши в говно и пытаться продегустировать дезодоранты. Видимо, все они будут с привкусом говна.

Скажу честно, когда в 80-х я подсел на польский рок, англоязычные альбомы своих кумиров (MAANAM, LOMBARD, LADY PANK, TSA) покупал лишь тогда, когда удавалось достать польскую версию. Это избавляло от системных ошибок и смысловых глюков, что наблюдается у вас.

Впрочем, благодарю вас хотя бы за то, что достигли своим осмыслением не только лидеров N.R.M., ULIS и КРАМУ, но даже и:B:N:, INDIGA, IQ 48 и т.д. Удивляет только: зная о «белорусском» НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ, вы ничего не знаете о бесподобном христианском метал-бэнде TESAURUS, с которым я сам был на фурорных концертах в Смоленске, Белостоке, Торуни, Симферополе, где россиян, поляков и украинцев прельщал как раз языковой шарм. А какой вокал там!

А что вы скажете о zygimont VAZA (8 альбомов), P.L.A.N. (5 альбомов), A&K (4 альбома), UR’IA (3 альбома), ZET (2 альбома), ЗЬМЯЯ, TARPACH, КАМАЕДЗІЦА… А знакомо ли россиянам концептуальное понятие «супольны праект», который делают вместе музыканты совершенно разных групп, но в едином порыве (это и упомянутый вами «Народны альбом», и «Я нарадзіўся тут», и «Сьвяты вечар-2000», и «Я люблю ліцэй», и «Партыzанская школа», и Bella Ciao…). В русском роке такого просто нет, т.к. здесь важнее не сбор песен, а концепция. Читайте нужные книги и слушайте нужные диски, если хотите постичь определенное явление – БЕЛОРУССКИЙ РОК.

Микола, [email protected]
На украинских сайтах мнения не стирают,.. а в такой вроде большой стране боятся не только Каспарова, но и обычных мнений в Сети. Подгулявкин- псевдоним – страшно отвечать за свои измышления о «великом» русском роке?! Да и вообще рок – явление не славянское по определению. Если б не Запад, в России все слушали бы два прихлопа/три притопа. И ходили бы в телогрейках! А русификация Беларуси, кстати, – на совести мутной и вороватой России!

Витаут Мартыненка
Рад, что белорусы прочухались и благодарю за поддержку, но ребята, научитесь пользоваться Интернетом, чтобы лишним нажатием клавиш не загаживать ценное пространство. Самое приятное, что пишу я все это под мощные звуки второго альбома группы PARTYZONE («Сьмерці няма»), хоть сам больше люблю их дебютник «Трэба рабіць», ибо уже в нем ответ Мирону: рок и здесь, и на Западе – это не просчитывание выгоды, а понимание, что все равно надо делать (трэба рабіць). А вы просто слушаете коммерческую бадягу.

Сергей Кудряшов
Уважаемый г-н Мартыненка, с интересом прочитал ваше добавление к этой статье, но долго пытался послушать названные вами группы на сайте www.ourbelarus.org, а удалось только, когда правильный домен нашел. Тоже аккуратнее надо быть с Интернетом. А впрочем, интересный музон есть, особенно TESAURUS, PARTYZONE, KRIWI, ZET. Жаль, что нигде об этом не говорят у нас в России.

«Музыкант должен быть бедным, больным и бездомным. Нет, музыкант вообще ничего не должен», - пела хиппи Умка. Редакция KYKY поговорила с организатором концертов белорусских групп, чтобы выяснить, сколько они зарабатывают на музыке.

Мы привыкли думать, что хорошо зарабатывать можно только на попсе, а рок, который априори существует не для всех, богат только на битые бутылки, сорванные голоса, синяки и ушибы. Как оказалось, даже не самые известные белорусские рок-группы зарабатывают довольно неплохо по белорусским меркам. Поскольку не бывает двух одинаковых концертов, цены могут варьироваться. К тому же, есть множество факторов, определяющих цену. Посему - просим простить, если цены будут отличаться от настоящих. Надеемся, что после выхода материала ни одна группа не пострадает.

Дай дАрогу - $4000

Известность панки получили только к 2004–2005 году, когда записали альбомы «20 см.» и «На морозе!» на лейбле «Go Records». Для этого они около шести лет выступали «за нальют» в районных клубах и записывали D.I.Y-пластинки, которые распространяли на родине - в Бресте. За время существования группа сильно изменилась, хотя и не сдала позиций.

Еще года четыре назад группу можно было встретить, например, на массовом гулянии какого-нибудь провинциального городка. Вокалист Юра Стыльский стоял в своей единственной кепке недалеко от сцены и ждал выступления. А отыграв свои самые сопливые песни (другие на таких праздниках запрещали), Юра вместе с группой отправлялся обратно в Брест.

Потом они записались вместе с „Ляписом Трубецким“, начали договариваться с Нойзом MC о записи (которой так и не получилось) и сняли клип (со слов самого Юры, „как у Мадонны“). Теперь же за двухчасовой концерт они зарабатывают шесть среднестатистических белорусов за месяц.

Кроме „Дай дарогу“, Юра занимается еще и электронной музыкой, продвигая группу „4kuba“, а в свободное время продает музыкальные инструменты в собственном магазине. Одно время даже ходили слухи, что у Стыльского есть собственный ночной клуб в Лондоне, однако, это менее обоснованные слухи, чем курс доллара в шестизначное число.

„The Toobes“ - $1500

„The Toobes“ - это трое молодых рок-н-рольщиков, играющих с 2007 года. Поющий барабанщик, гитарист и бас-гитарист в последнее время звучат много и громко. В переносном смысле, конечно же. Наград у ребят ну очень много, перечислять не будем - дежите просто ссылку на википедию .

Всего группа записала три альбома, последний вышел несколько месяцев назад. В Беларуси „The Toobes“ выступают не очень часто, зато за последние пару лет проехали по многим заграничным дорогам.

„N.R.M.„ - $ 1000

„Незалежная Рэспубліка Мроя“ - это динозавры белорусского рока, как в плане географии, так и в плане языка. Фактически „N.R.M." играет с 1982 года, однако до 1994 она называлась просто „Мроя“. Группа была образована учениками Минского художественного училища: Лявонам Вольским, Владимиром Давыдовским, Юрием Левковым и Алесем Демидовичем.

Вплоть до 2011 года вокалистом и лидером группы был Лявон Вольский, но из-за разногласий с другими участниками, покинул коллектив. На его место был выбран гитарист Пит Павлов. Сегодня группа продолжает свою музыкальную деятельность и активно дает концерты.

TT-34 - $ 1000

Олдовая металическая группа, которая пока не собирается на свалку металлолома или кладбище башенных кранов. Образована группа в Гомеле во времена утренних зевков независимой Беларуси. Периоду с 1999 по 2006 года группе, наверное, завидовала даже „Metallica“: металисты дают сотни выступлений по СНГ, записывают саундтрек к „Ночному и Дневному дозору“ и российскому боевику „Охота на пиранью“, записывают триумфальный альбом „Грубый помол“. А после - записывают совместный трек с российским репером Серегой, под которого в то время ни один взрощенный подъездом подросток качал головой, обрамленной в кепку-уточку.

Нейро Дюбель - $ 1000

За 25 лет распадаются даже химические элементы, а белорусские рок-группы - нет. Однако за четверть века с „Дюбелями“ много чего произошло - они записали бесчисленное количество песен от реггея до хардкора. Группа была создана Александром Кулинковичем и его уже бывшим шурином Геннадием Агейчиком. В состоянии ужасного похмелья дуэт записал несколько песен, что и стало началом „великого паломничества“. Песни, как и альбомы, были совершенно разнообразными, но каждая из них просто бросала в слушателя сгусток энергии. Сегодня группа активно выступает в Беларуси.

Позволим себе прорекламировать музыкантов: во вторник 30 декабря группа дает концерт в клубе „Граффити“, где представит новые песни из еще не записанного альбома. Александр Кулинкович лично пообещал расчистить район от гопников.

Красные звезды - $500

Начинала группа, как последователи „Гражданской обороны“. Переняли они и политические увлечения Егора Летова того периода: ни один концерт прошел под знаменами НБП. Сегодня же группа отказалась от синтеза музыки и политики, к тому же, они очень сильно выросли в профессиональном плане. В последнее время музыканты часто гастролируют, однако концерты в Минске - большая редкость. Некоторые российские группы бывают в Минске чаще.

:B:N: - $400

Фото: generation.by

:B:N: (:Б: Н:, „Бяз назвы“) - белорусская рок-группа из города Берёза. На сегодня музыканты зависли где-то между андеграундом и популярностью, если такие понятия вообще могут существовать в небольшой Беларуси. Белорусскоязычная группа играет уже больше 15 лет. За это время успела завоевать свою стабильную аудиторию и стала узнаваема. Все шесть альбомов были восприняты публикой очень тепло. Ребята выступают в Польше, Украине, Беларуси.

К сожалению , мы не можем рассказать о всех группах и их расценках - несмотря на не самые большие масштабы страны , групп достаточно много . На наш взгляд , не хватает еще Brutto и T rubetskoy » , но , если информация об их расценках станет известна - немедленно поделимся ей с вами .

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Включайся в дискуссию
Читайте также
Приснились волосы во рту - толкование сна по сонникам
Где родился пророк Мухаммед и где похоронен?
Главное занятие казанского ханства