Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Солнечный удар бунин. Анализ рассказа «Солнечный удар» Бунина

Познакомились они летом, на одном из волжских пароходов. Он - поручик, Она - прелестная маленькая, загорелая женщина (сказала, что едет из Анапы). «…Я совсем пьяна, - смеялась она. - Вообще я совсем с ума сошла. Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании». Поручик целовал её руку, а сердце его блаженно и страшно замирало…

Пароход подходил к пристани, поручик умоляюще пробормотал: «Сойдем…» И через минуту они сошли, на запыленной пролетке доехали до гостиницы, прошли в большой, но страшно душный номер. И как только лакей затворил за собой дверь, оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой.

А утром она уехала, она, маленькая безымянная женщина, шутя называвшая себя «прекрасной незнакомкой», «царевной Марьей Моревной». Утром, несмотря на почти бессонную ночь, она была свежа, как в семнадцать лет, немного смущена, по-прежнему проста, весела, и - уже рассудительна: «Вы должны остаться до следующего парохода, - сказала она. - Если поедем вместе, все будет испорчено. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…» И поручик как-то легко согласился с нею, довез до пристани, посадил на пароход и при всех поцеловал на палубе.

Так же легко и беззаботно возвратился он в гостиницу. Но уже что-то изменилось. Номер показался каким-то другим. Он был ещё полон ею - и пуст. И сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью, что он поспешил закурить и несколько раз прошелся взад и вперед по комнате. Не было сил смотреть на неубранную постель - и он закрыл её ширмой: «Ну вот и конец этому „дорожному приключению“! - подумал он. - И прости, и уже навсегда, навеки… Ведь не могу же я ни с того, ни с сего приехать в этот город, где её муж, её трехлетняя девочка, вообще вся её обычная жизнь!» И мысль эта поразила его. Он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас и отчаяние.

«Да что же это такое со мной? Кажется, не в первый раз - и вот… Да что в ней особенного? В самом деле, точно какой-то солнечный удар! И как же я проведу без нее целый день в этом захолустье?» Он ещё помнил её всю, но теперь главным было это совсем новое и непонятное чувство, которого не было, пока они были вместе, которого он и предположить не мог, затевая забавное знакомство. Чувство, о котором некому было сказать теперь. И как прожить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этой неразрешимой мукой?…

Нужно было спасаться, чем-нибудь себя занять, куда-нибудь идти. Он пошел на базар. Но на базаре все было так глупо, нелепо, что он бежал оттуда. Зашел в собор, где пели громко, с сознанием исполненного долга, потом долго кружил по маленькому запущенному садику: «Как вообще можно спокойно жить и вообще быть простым, беспечным, равнодушным? - подумал он. - Как дико, как нелепо все будничное, обычное, когда сердце поражено этим страшным „солнечным ударом“, слишком большой любовью, слишком большим счастьем!».

Возвратясь в гостиницу, поручик зашел в столовую, заказал обед. Все было хорошо, но он знал, что не задумываясь умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть её, высказать ей, доказать, как он мучительно и восторженно любит её… Зачем? Он не знал зачем, но это было необходимее жизни.

Что же теперь делать, когда избавиться от этой неожиданной любви уже невозможно? Поручик встал и решительно отправился на почту с уже готовой фразой телеграммы, но у почты в ужасе остановился - он не знал ни фамилии, ни имени её! А город, жаркий, солнечный, радостный, так нестерпимо напоминал Анапу, что поручик, с опущенной головой, шатаясь и спотыкаясь, зашагал назад.

Он вернулся в гостиницу совершенно разбитый. Номер был уже прибран, лишен последних следов её, - только одна забытая шпилька лежала на ночном столике! Он лег на кровать, лежал, закинув за голову руки и пристально глядя перед собой, потом стиснул зубы, закрыл глаза, чувствуя, как по щекам катятся слезы, и, наконец, заснул….

Когда поручик проснулся, за занавесками уже желтело вечернее солнце, и вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, словно были десять лет назад. Он встал, умылся, долго пил чай с лимоном, заплатил по счету, сел в пролетку и поехал к пристани.

Когда пароход отчалил, над Волгой уже синела летняя ночь. Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.

«Солнечный удар» (1925)

Рассказ «Солнечный удар» несомненно является шедевром бунинской прозы. Трудно отыскать рассказ, который в столь сжатой форме и с такой силой передал бы драму человека, познавшего вдруг подлинную, слишком счастливую любовь; счастливую настолько, что, продлись близость с маленькой женщиной еще день (оба знают это), и любовь, осветившая всю их серую жизнь, тотчас же покинула бы их, перестав быть солнечным ударом. Сюжет рассказа составляет небольшой, краткий эпизод, который произошел во время путешествия по Волге с неким поручиком и маленькой женщиной. Мы практически ничего не знаем о героях рассказа. Женщина — проста, весела, естественна. Бунин дает ее образ предельно лаконично: веселый смех и простота, жест, выдающий волнение, и общее впечатление от ее облика, данное глазами героя: «все было прелестно в этой маленькой женщине». Очень выразительна деталь портрета, в которой соединяются цвет и запах, вызывающие сложные ассоциации с солнечным сиянием и свежестью: «рука, маленькая и сильная, пахла загаром».

Отношения героев развиваются стремительно: познакомившись вечером, они через три часа поддаются сумасшествию и сходят на тускло освещенной пристани, чтобы провести ночь в гостинице. Сама сцена любви показана фрагментарно, отобраны отдельные подробности, жесты, обрывки. диалога: « … как только вошли … поручик … кинулся к ней … ». Бунин не дает героям сразу понять то, что с ними произошло. Первой слова о каком-то затмении, «солнечном ударе» произносит героиня. Позже поручик в недоумении будет повторять их: «В самом деле, точно какой-то солнечный удар». Героиня неоднократно говорит о том, что подобного с ней никогда не происходило, что случившееся для нее самой непонятно, непостижимо, уникально.

Скороговоркой сказано о расставании героев: уже в десять часов утра она в пять минут умывшись И одевшись собирается уезжать, а он легко согласился, довез до пристани, поцеловал на палубе, легко и беззаботно возвратился в гостиницу. По объему все это повествование занимает всего лишь страницу, и это завязка рассказа, его начальный исток. Здесь мы наблюдаем композиционную особенность произведений Бунина о любви: отбор наиболее значимых, переломных эпизодов и высокая сюжетная скорость в передаче истории любви.

Далее рассказ развивается как отражение тех мыслей, дум и чувств главного героя, которые его волнуют и трогают после расставания с незнакомкой. Почти пять страниц дальнейшего текста рассказа «Солнечный удар» описывают состояния после расставания. Причем Бунин не прибегает к традиционным приемам психологического анализа: внутренним монологам, авторскому анализу душевного состояния героя, Он рисует нам картины внешней, окружающей героя жизни, рисует их такими, какими они видятся самому персонажу. Поэтому писатель особое внимание уделяет жестам героя, его мимике. Важны также его ощущения, произнесенные вслух самые элементарные, но потому и значимые фразы. И еще: все шесть страниц рассказа будут наполнены солнечным светом, весь сюжет идет на фоне нестерпимо жаркого солнечного дня.

Солнечность, слепящая белизна страниц рассказа как бы должны напоминать нам о солнечном ударе, настигшем героев. Поручик будет теперь постоянно памятью возвращаться к незнакомке, перебирать какие-то эпизоды, фрагменты, связанные с ее поведением, словечками, повадками. И теперь композиция рассказа будет складываться как образ дня, в котором все обычное, прежде виденное, знакомое осмысливается уже по-иному. Отсюда берет начало цепь бесконечных и бесцельных блужданий поручика по городу, когда он посещает летний базар, который еще вчера был окрашен радостью утра, солнечного, жаркого, счастливого, а теперь все так глупо, нелепо; собор, где уже Идет вечерняя служба, которая кажется ему теперь тоже слишком будничной, деловой, да и весь волжский простор теперь представляется герою опустевшим. Он ест ботвинью со льдом, пьет, закусывает малосольными огурцами и все время ловит себя на мыслях о таинственной незнакомке, о том, что он больше никогда ее не увидит, что она потеряна для него навсегда.

И в дальнейшем повествовании присутствие человека в душе, в памяти, и его отсутствие в реальности будет усиливаться с каждым мгновением. И каждое действие поручика будет только приближать его к мысли о том, что ему не избавиться от «этой внезапной, неожиданной любви Никаким способом, что вечно будут преследовать его воспоминания о пережитом, о запахе ее загара и холстинкового платья, о живом, простом и веселом звуке ее голоса».

Вместе с пониманием невозможности забыть случившееся, избавиться от этой внезапной, неожиданной любви к герою приходит чувство ненужности всей своей дальнейшей жизни. Любовь здесь у Бунина — это чувство, которое преображает героя, ценой «солнечного удара» герой постигает то, что в человеческом бытии есть нечто неповторимо прекрасное, возвышенное, идеальное. Художественное время рассказа от «мгновения», интенсивно пережитого героем, расширяется до десяти лет существования и далее до вечности.

На волжском пароходе случайно познакомились поручик и прелестная женщина. Пароход причаливал к пристани, поручик предложил сойти. Наняв извозчика, они проехали через спящий уездный городок.

Такого исступленного поцелуя, как в душном номере гостиницы, ни один из них не испытывал ни до, ни после этого вечера. Утром безымянная незнакомка была немного смущена, но свежа и весела. Она рассудительно попросила поручика не уезжать вместе с ней, подождать следующего парохода. Он легко согласился, проводил женщину на пристань, попрощался поцелуем. Вернувшись в гостиничный номер, поручик внезапно ощущает боль, непонятную муку. Он не понимает, как небольшое «дорожное приключение», будто «солнечный удар», заполнило его душу необъяснимым чувством неожиданной любви.

Поручик решает отвлечь себя прогулкой. Обыденная жизнь уездного базара, громкое пение в соборе, прогулка по заброшенному саду страшат его своей будничностью, нелепостью. Все вокруг вроде бы хорошо, во всем радость, но сердце поручика разрывается на части. Он признается себе, что мог бы умереть за возможность вернуть незнакомку, доказать ей свою любовь. Поручик решается отправить ей телеграмму, но с ужасом понимает, что ему известно только название города, где она живет с мужем и трехлетней дочкой.

В номере он в слезах засыпает. Проснувшись вечером, главный герой вспоминает события прошедшего дня как далекое прошлое. Ночью, сидя на палубе отчалившего парохода, поручик чувствует себя состарившимся на десять лет.

Иван Бунин в своем рассказе говорит о любви как об озарении, яркой вспышке, способной прийти и уйти внезапно, как солнечный удар.

Читать краткое содержание Солнечный удар Бунина

Этот рассказ удивителен, своеобразен и весьма увлекателен. В нём пишется о внезапной любви, о возникновении чувств, к которым персонажи не были готовы и время у них нет, что б в этом всём разбираться. Но главный персонаж и не подозревает, через какие страдания придётся пройти, с момента прощания с прекрасной молодой незнакомкой. С первого взгляда сюжет рассказа выглядит распространённо. Есть мало рассказов, которые тонко организованны как «Солнечный удар». Писатель И. А. Бунин, рассматривает в нём проблематику личного характера: возникновение дилеммы, влияющую на будущую жизнь человека. Главные персонажи делают своё осознанное решение, после чего они расходятся, и в итоге находятся очень далеко друг от друга.

Это был летний сезон, самое хорошее время для морских путешествий на пароходе. Один мужчина, он же военнообязанный – поручик и незнакомая, симпатичная, молодая женщина встретились друг с другом на палубе этого путешествующего корабля. Писатель не даёт имя этой незнакомке, также и поручику. Это обычная распространённая история, которая возможна, похожа на много других историй происходящих с иными людьми. Они друг другу очень понравились, они с блаженством и со страстью смотрели друг на друга. Когда поручик целовал ей руку, её сердце замирало. Когда пароход подходил к пристани, он умолял незнакомку сойти, и они вместе сошли на берег и пошли в ближайшую гостиницу, где и провели незабываемую ночь. После чего она немного смущённая, но ни капли не раскаивается в произошедшем, ведь с ней такого никогда не происходило. Утром ей надо уезжать, проводив её к пристани, страстно целует красавицу при окружающих и идёт обратно к себе в гостиничные апартаменты. Там его настигают воспоминания прошедшей ночи, сводят с ума аромат её духов, недопитая чашка с кофеем, которая не была убрана, забыли. Внезапно на него нахлынуло необычное состояние, некие чувства, он не мог их осознать и начинает выкуривать сигареты один за другим, чтобы заглушить всё.

Этот военный человек не мог понять, что с ним такое происходит и задавал себе вопрос, что в ней такого особенного он нашёл? Что ему делать без незнакомки в этой глуши целый день? Он решает найти для себя спасение от этих всех мыслей, пойти и пройтись в этом не большом городке. Поручик зашёл на рынок, затем зашёл в собор, когда он шёл среди проходящих мимо людей, отвлекая себя от наваждения нежности, всё равно он чувствовал пустоту в своей душе. И вот это всё смешанное состояние мешали ему думать, разумно мыслить и он надумывает отослать ей телеграмму. Шагая к почте придумав слова для отправки телеграммы, у здания замирает в ступоре, он вдруг вспоминает, что он не знает её имя и фамилию, а также её адреса проживания. По возвращении в гостиницу, его состояние было очень уставшим. Утром главный персонаж отправился на пароходе, сидя на палубе и смотря вдаль, у него было такое чувство, как будто он постарел годов так на десять. И тогда до него доходит понимание того, что их жизненные пути никогда не пересекутся.

Идея этой романтической истории состоит из случайной встречи двух людей произошедшей внезапно, с ними приключилось, вроде солнечного удара и это привело к необыкновенной ослеплённой страсти. А дальше и прозрение. Эта повесть обладает возвышенным и красивым началом, даёт всем понять, что любить и быть любимыми необходимо для каждого человека, но без иллюзий.

Молодые люди, читая этот рассказ, могут увидеть здесь то, что главные персонажи стремятся отыскать свою неповторимую любовь, но находясь в благоразумии, отказываются от этих чувств. Они спасались от этого наваждения. Для них эти возвышенные чувства были чрезмерно колоссальным блаженством. Но очевидно, что персонажи рассказа не должны были допустить продолжение этих отношений, тогда нужно было бы изменять весь свой образ жизни.

Автор тонко описал образ и состояние женщины, он подробно не описывает её внешность, характеристику и даже имя ей не дал. Но тонко описал то, как она переживала, волновалась и её тревожность. Она не хотела, чтоб поручик подумал о ней плохо, что она не такая, какой её можно было бы ему себе представить. Может быть, для неё всё произошедшее, просто случайность. Возможно, от собственного мужа было недостаточно того внимания и тепла, которое она получила от случайной связи. Можно из рассказа понять, что женщина не собиралась что-то планировать, поэтому и не обязывает поручика. И вот потому она и не говорит ему своё имя. Ей тяжело уезжать, покидая его безвозвратно, но свои действия совершает исходя из своих соображений. Понимая, что эта связь может плохо закончится.

Здесь рассказывается, что сначала мужчина не готов был принять эти внезапные чувства к незнакомке. И он отпускает её с лёгкостью, думая, что их ни чего не связывает. Но он ошибся. По возвращении в гостиницу, в тот номер, где он провёл с ней ночь, на него накатились чувства воспоминания, так как там ещё царила атмосфера прошедшей ночи. Дальше его состояние души менялось всё сильнее. Поручик, человек военный, не мог себе подумать, что такая встреча перевернёт весь его смысл жизни.

  • Краткое содержание Гоголь Сорочинская ярмарка по главам

    Здесь Гоголь описывает природу Украины и то, как торговцы едут на сорочинскую ярмарку. Туда же направляется наш герой Солопий Черевик со своей красавицей дочкой по имени Параска

  • Краткое содержание Алданов Чертов мост
  • Краткое содержание Белый Клык Джек Лондон

    В повести рассказывается о жизни полуволка-полусобаки по имени Белый Клык. Он рождается в Северной Глуши и попадает в стойбище индейцев, где к нему относятся недружелюбно, как собаки, так и люди

  • Тема любви является главной в творчестве Ивана Александровича Бунина. «Солнечный удар» - один из наиболее известных его рассказов. Анализ данного произведения помогает выявить взгляды автора на любовь и на ее роль в судьбе человека.

    Что характерно для Бунина, он акцентирует внимание не на платонических чувствах, а на романтике, страсти, желании. Для начала 20 века это можно считать смелым новаторским решением: никто до Бунина открыто не воспевал и не одухотворял телесные чувства. Для замужней женщины мимолетная связь была непростительной, тяжким грехом.

    Автор утверждал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Это высказывание применимо и к данному рассказу. В нем любовь приходит как озарение, как яркая вспышка, как солнечный удар. Это стихийное и часто трагичное чувство, которое, тем не менее, является великим даром.

    В рассказе «Солнечный удар» Бунин говорит о мимолетном романе поручика и замужней дамы, которые плыли на одном теплоходе и внезапно воспылали друг к другу страстью. Автор видит вечную тайну любви в том, что герои не вольны в своей страсти: после ночи они расстаются навсегда, не узнав даже имени друг друга.

    Мотив солнца в рассказе постепенно меняет свою окраску. Если в начале светило ассоциируется с радостным светом, жизнью и любовью, то в конце герой видит перед собой «бесцельное солнце» и понимает, что он испытал «страшный солнечный удар» . Безоблачный небосклон стал для него сероватым, а улица, упираясь в него, горбатилась. Поручик тоскует и чувствует себя постаревшим на 10 лет: он не знает, как найти даму и сказать ей, что больше не может жить без нее. Что стало с героиней, остается загадкой, однако мы догадываемся, что влюбленность тоже оставит на ней отпечаток.

    Манера повествования Бунина является очень «плотной». Он мастер короткого жанра, и в небольшом объеме ему удается максимально полно раскрыть образы и донести свою идею. В рассказе много кратких, но емких описательных предложений. Они наполнены эпитетами и деталями.

    Что интересно, любовь – это шрам, который остается в памяти, но не лежит бременем на душе. Проснувшись один, герой понимает, что снова способен видеть улыбающихся людей. Он и сам скоро сможет радоваться: душевная рана может затянуться и почти не болеть.

    Бунин никогда не писал о счастливой любви. По его словам, воссоединение душ – это совсем иное чувство, не имеющее ничего общего с возвышенной страстью. Настоящая любовь, как уже было сказано, приходит и уходит внезапно, как солнечный удар.

    См. также:

    • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
    • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
    • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
    • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
    • «Книга», анализ рассказа Бунина
    • «Густой зелёный ельник у дороги», анализ стихотворения Бунина

    Они знакомятся летом, на одном из волжских пароходов. Он - поручик, Она - прелестная, маленькая, загорелая женщина, возвращающаяся домой из Анапы.

    Поручик целует её руку, а сердце его блаженно и страшно замирает.

    Пароход подходит к пристани, поручик умоляет её сойти. Через минуту они едут в гостиницу и снимают большой, но душный номер. Как только лакей закрывает за собой дверь, оба так исступлённо сливаются в поцелуе, что потом много лет вспоминают эту минуту: никто из них никогда ничего подобного не испытал.

    А утром эта маленькая безымянная женщина, шутя называвшая себя «прекрасной незнакомкой» и «царевной Марьей Моревной», уезжает. Несмотря на почти бессонную ночь, она свежа, как в семнадцать лет, немного смущена, по-прежнему проста, весела, и уже рассудительна: просит поручика остаться до следующего парохода.

    И поручик как-то легко соглашается с нею, довозит до пристани, садит на пароход и при всех целует на палубе.

    Легко и беззаботно возвращается он в гостиницу, но номер кажется поручику каким-то другим. Он ещё полон ею - и пуст. Сердце поручика вдруг сжимается такой нежностью, что нет сил смотреть на неубранную постель - и он закрывает её ширмой. Он думает, что это милое «дорожное приключение» окончено. Не может же он «приехать в этот город, где её муж, её трёхлетняя девочка, вообще вся её обычная жизнь».

    Эта мысль поражает его. Он чувствует такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без неё, что его охватывает ужас и отчаяние. Поручик начинает верить, что это действительно «солнечный удар», и не знает, «как прожить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этой неразрешимой мукой».

    Поручик идёт на базар, в собор, потом долго кружит по заброшенному садику, но нигде не находит успокоения и избавления от этого непрошенного чувства.

    Возвратясь в гостиницу, поручик заказывает обед. Все хорошо, но он знает, что не задумываясь умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть «прекрасную незнакомку» и доказать, как он мучительно и восторженно любит её. Он не знает, зачем, но это для него необходимее жизни.

    Поняв, что избавиться от этой неожиданной любви невозможно, поручик решительно отправляется на почту с уже написанной телеграммой, но у почты в ужасе останавливается - он не знает ни её фамилии, ни имени! Поручик возвращается в гостиницу совершенно разбитый, ложится на кровать, закрывает глаза, чувствуя, как по щекам катятся слезы, и, наконец, засыпает.

    Просыпается поручик вечером. Вчерашний день и нынешнее утро вспоминаются ему как далёкое прошлое. Он встаёт, умывается, долго пьёт чай с лимоном, расплачивается за номер и едет к пристани.

    Пароход отчаливает ночью. Поручик сидит под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Святые болевшие онкологией
    Молитва чтобы замуж дочь вышла удачна
    Житие святого сергия радонежского подробное