Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Профессия помощник машиниста. Профессия "машинист поезда": описание, специфика, преимущества

Хочу рассказать Вам про интересную и в то же время трудную работу помощника машиниста локомотива. Меня с детства привлекала работа на железной дороге своей романтикой, и я мечтал водить поезда. Мечта моя сбылась, но не сразу. После окончания школы поступил в университет путей сообщения и в процессе учебы окончил курсы помощников машиниста и получил заветные «корочки». После окончания университета работаю в качестве инженера в локомотивном депо. Было время, когда мою должность сократили и я определённое время работал в качестве помощника машиниста тепловоза.

Профессия помощник машиниста локомотива

Работа, честно скажу, - не из лёгких ведь железная дорога работает круглосуточно и в любую погоду. После стажировки (это 6 поездок в качестве дублёра) допустили к самостоятельной работе.
Обязанности помощника машиниста кроется в названии - быть помощником машинисту:

  • При приёмке локомотива производить замеры топлива, масла, песка, воды;
  • При поездке, наравне с машинистом, наблюдать за показаниями сигналов, свободностью пути, следить за состоянием дизель-генераторной установки, уметь остановить поезд (если машинист потерял способность управлять им), не давать машинисту уснуть, особенно в ранние утренние часы (сон на локомотиве категорически запрещается).
  • После поездки произвести уборку локомотива в соответствии с перечнем.

Какие качества и требования нужны, чтобы получить профессию помощник машиниста локомотива:

  • Быть годным по состоянию здоровья (нужно пройти строгую медицинскую комиссию, в том числе психолога).
  • Окончить курсы помощников машиниста при учебном заведении (техникум, университет). У нас такие курсы назывались «Фабрика звёзд»
  • Пройти производственную практику в качестве слесаря по ремонту тепловозов
  • Сделать 6 дублёрских поездок в качестве стажёра.
  • Любить технику и разбираться в ней.

Что привлекательного в профессии помощник машиниста локомотива:

  • Заработная плата составляет 30-40 тысяч рублей в зависимости от региона.
  • Большой отпуск 36 календарных дней
  • Уход на пенсию в 55 лет (правда для этого нужно отработать в поездной работе 12,5 лет горячего стажа)
  • Выдают форменную одежду
  • Возможность отдохнуть и восстановить свои силы в доме отдыха (например в санатории Маево Псковской области).
  • Романтика. Когда из кабины локомотива видна рельсовая колея, убегающая вдаль. Мимо тебя пролетают, поля, леса, озера, станции. Ты находишься в большом локомотиве и чувствуешь ответственность за перевозимый груз или жизнь пассажиров.

Особенно интересны поездки в ночное время. Луч прожектора освещает путь, на небе ярко мерцают звёзды, впереди виднеются сигналы светофоров или огни больших городов и станций. (обычно в песнях поется про зелёный сигнал семафора, но это не совсем верно так как семафор применялся когда ходили паровозы).

Есть и свои минусы в профессии помощник машиниста локомотива:

  • Работа в ночное время сказывается на состоянии здоровья;
  • Тяжелые условия труда - повышенный шум, вибрации, вредные запахи.

Но, несмотря на все эти недостатки, люди работают и преданы своему делу.

Какие перспективы у профессии помощник машиниста локомотива:

После окончания техникума железнодорожного транспорта можно стать машинистом локомотива и как говорится сесть за правое крыло, затем стать машинистом-инструктором и обучать локомотивные бригады. После этого стать заместителем начальника эксплуатационного депо, а потом начальником депо (только для этого надо получить высшее образование). Все зависит от человека.

Помощник машиниста, на первый взгляд, не такая заметная и престижная специальность. Как и второго пилота в самолете, его по праву считают "тенью" своего руководителя. Однако важность этой должности сложно переоценить. Прямая обязанность помощника - пристально следить за всеми действиями машиниста, фиксировать обозначения различных сигналов, команд, следить за исправностью оборудования, контролировать показания имеющихся приборов.

Если упустить хотя бы одну из этих важных деталей, последствия могут быть непредсказуемы. Так же, как и машинист, его помощник несет большую нагрузку и ответственность за сотни пассажиров. Всё, что по какой-то причине может не заметить основной специалист, должен учесть его заместитель.

Помощник машиниста обязан иметь достаточно высокую квалификацию и при возникновении непредвиденных ситуаций оперативно заменить руководителя. При этом он должен своевременно сообщить обо всём случившемся дежурному сотруднику диспетчерской службы, а также сигнализировать о происшествии командам остальных поездов во избежание серьезных недоразумений в пути.

Профессия помощник машиниста - плюсы и минусы

Как и в любой другой деятельности, в профессии машиниста есть как свои преимущества, так и недостатки. Положительным фактором является престижность и востребованность данной специальности. Отбор помощников машинистов достаточно жесткий и не всякий желающий может попасть в число кандидатов на эту должность. Человек должен обладать предельной внимательностью и высокой скоростью реакции. Хорошая физическая форма в сочетании с профессиональными навыками - основные требования, предъявляемые к претендентам.

Среди плюсов можно отметить и относительно высокую зарплату, различные социальные пакеты, которыми обеспечивает своих сотрудников большинство железнодорожных предприятий.

Есть и определенные минусы в профессии помощника машиниста. Из-за чрезмерной ответственности и постоянных нагрузок такие люди подвержены стрессам и связанным с этим заболеваниям. Также ненормированный рабочий график и частые командировки могут негативно сказаться на личной жизни, не каждая семья способна выдержать подобные испытания.

Профессия помощник машиниста - востребованность

Профессия помощник машиниста считается одной из популярных, с каждым годом количество желающих обучиться данной специальности только увеличивается. Любая железная дорога, как правило, предпочитает заниматься взращиванием собственной команды специалистов самостоятельно, подходя к процессу обучения постепенно и основательно. В послевоенное время востребованность данной профессии был особенно велик, это, прежде всего, было связано с появлением новых образцов железнодорожных составов. Сегодня современные технологии также не стоят на месте, поэтому требования к квалифицированным специалистам также увеличиваются.

Помощник машиниста - обучение

Профессию помощника машиниста в России в своё время осваивали коренные жители в то время, как сами машинисты, как правило, были иностранцами. Бывали случаи, когда в случае возникновения серьезной опасности на дороге основной руководитель поспешно ретировался из локомотива, оставляя за себя помощника, которому приходилось прилагать все свои умения, чтобы выжить в экстремальной ситуации и спасти всех остальных. Таким образом, помощник получал "боевое крещение" и на практике совершенствовал все свои теоретические знания.

Сегодня освоить специальность помощника машиниста можно в специализированных институтах. Даже спустя какое-то время после прохождения практики знание теории проверяется регулярно.

Зарплата помощника машиниста

График работы помощника машиниста, как правило, не нормирован. Сложные условия труда, высокие нагрузки на работе - всё это со временем негативно сказывается на здоровье и требует соответствующей оплаты. Как и любой член команды железнодорожников такой специалист должен быть всегда готов к любым трудностям и испытаниям. Зарплата помощника машиниста зависит как от степени квалификации специалиста, так и от маршрута следования поезда. В среднем она составляет около 20-30 тысяч рублей.

Возможно Вас заинтересуют.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста ? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию "страховки" на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

Кто такой помощник машиниста?


Работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто "механик", и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом - профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?


Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста - профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной - на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует - можно стать даже министром путей сообщения.

Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и "тренировать" мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль - все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста - это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии - высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

Приёмка локомотива.

При приемке локомотива, помощник машиниста обязан убедиться, что локомотив заторможен и не может самопроизвольно прийти в движение. Ознакомиться с записями в бортовом журнале ТУ152, в котором записываются замеченные недостатки и неисправности, выявленные при работе локомотива.

Осмотреть экипажную часть локомотива. Удалить конденсат из главных резервуаров, влагосборников. При осмотре колесных пар обращать внимание на отсутствие ползунов, подрезов гребня, остроконечного наката, трещин и сколов в любой части колеса, оси колесной пары. При осмотре рессорного подвешивания убедиться в отсутствии трещин и изломов в рессорах, пружинах. Проверить целостность резьбовых соединений. Проверить состояние и нагрев на ощупь буксового узла. Болты на крышках должны быть все затянуты и законтрены проволокой. Следов вытекания смазки из-под крышек не должно быть. При необходимости смазать буксовые челюсти.

Проверить исправность тормозного оборудования, звуковых и световых сигналов, освещения, наличие и количества песка, охлаждающей воды, смазки, топлива. Наличие масла в компрессоре, распределительном редукторе, коническом редукторе. При необходимости добавить.

Проверить состояние дизель-генераторной установки. Прежде, чем запускать дизель, необходимо убедиться, что дизель-генераторная установка имеется в тепловозе, и она не разобрана, что все оборудование находится в исправном и комплектном состоянии. Что не производятся какие-либо работы ремонтными бригадами.

Проверить исправность контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.

Наличие и исправность инструмента, противопожарного инвентаря, а также наличие обтирочных и смазочных материалов.

Обо всех замечаниях и недостатках доложить машинисту.

После запуска дизеля проверить работу дизель-генераторной установки, обратить внимание на наличие посторонних шумов и повышенной вибрации.

О приемке и сдаче локомотива, локомотивная бригада обязана расписаться в журнале технического состояния локомотива ТУ–152, записать количество сдаваемого топлива и выявленные недостатки и неисправности.

В пути следования.

Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за локомотивом и его техническому обслуживанию, закреплению локомотива (поезда) от самопроизвольного ухода. Следить за правильностью приготовления маршрута следования.

При следовании на запрещающий сигнал светофора стоя рядом с машинистом периодически напоминать машинисту показание сигнала, положение контроллера, величину давления воздуха в тормозной магистрали, разрешенную скорость движения. При отсутствии действий со стороны машиниста, самому принять меры для остановки поезда.

Напоминать машинисту об установленных скоростях движения, имеющихся предупреждениях об ограничении скорости. Установленных местах пробы автотормозов.

При внезапной утрате машинистом способности управлять локомотивом, остановить поезд, закрепить установленным порядком, передать по радио связи, либо другими возможными способами о происшествии дежурному по ближайшей станции, поездному диспетчеру.

Обеспечивать безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ, ИСИ, ИДП и других инструкций и указаний.

Выполнять установленный регламент переговоров.

Сдача локомотива.

По окончании работы необходимо заглушить дизель, затормозить локомотив пневматическими и ручными тормозами. Перекрыть кран масляного бака, закрыть жалюзи, отключить рубильник аккумуляторной батареи. Замерить количество топлива и записать результат в журнал ТУ-152. Осмотреть состояние тепловоза: дизель, механические передачи, экипажную часть. Все замеченные недостатки по работе локомотива, также записать в журнал. Убрать дизельное помещение, дизель и кабины от масла и грязи. Закрыть люки, окна, двери.


Регламент переговоров.

При следовании по участку железной дороги или маневровой работе помощник машиниста обязан первым докладывать, а машинист, убедившись в правильности информации, повторять.

Помощник Машинист Действия бригады
Минута готовности перед отправлением со станции.
Выходной сигнал со второго (с первого) пути зеленый, маршрут отправления приготовлен правильно, скорость по стрелкам – 5, по станции – 10, по перегону –20 км/час, справка ВУ45 получена. Приборы безопасности и радиостанция включены. ДСП подает сигнал отправления. Понял, выходной со второго (с первого) пути зеленый, маршрут отправления приготовлен правильно, скорость по стрелкам – 5, по станции – 10, по перегону – 20 км/час. Тормоза опробованы, справка ВУ45 получена, тормозная магистраль заряжена. ДСП подает сигнал отправления. Машинист подает сигнал отправления, включает два буферных фонаря и прожектор. В окно осматривает состав, если имеются замечания или подаются сигналы остановки – остановить поезд! Помощник в окно смотрит за сигналами проводников и ДСП. Если имеются замечания или подаются сигналы остановки – дать команду машинисту “Остановка!”
В пути следования на ст. Юный, Озерная.
Первый километр, седьмой пикет (Второй километр, четвертый пикет) место пробы тормозов. Понял, первый километр, седьмой пикет (Второй километр, четвертый пикет) место пробы тормозов. Машинист производит пробу тормозов, считает тормозной путь, и после отпуска тормозов сообщает длину тормозного пути.
Тормозной путь *** метров. Понял, тормозной путь *** метров.
Предупредительный сигнал зеленый, желтый или не горит. Доложить, что видно. Вижу, предупредительный сигнал зеленый, желтый или не горит. Убедиться в правильности увиденного сигнала, после этого докладывать.
сигнальный знак – свисток. Вижу сигнальный знак – свисток. Машинист подает оповестительный сигнал.
С левой стороны по составу замечаний нет. Если есть, то доложить, какие замечания. Понял, с левой стороны замечаний нет. Если есть, повторяет какие замечания. Помощник либо машинист осматривает состав в кривой и докладывает. Машинист после доклада, если есть замечания, останавливает поезд и принимает меры по устранению замечаний лично, либо отправляет помощника.
Понял, с правой стороны замечаний нет. Если есть, повторяет какие замечания. С правой стороны замечаний нет. Если есть, то, какие замечания.
Входной сигнал желтый (два желтых), скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Проба тормозов перед тупиковой станцией. Вижу входной сигнал желтый (два желтых). Понял, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Проба тормозов перед тупиковой станцией Помощник докладывает только после того, как увидел сигнал. Машинист тоже докладывает после того, как увидел сигнал. Наблюдать за сигналом. Может стать красный. Произвести пробу тормозов краном 394 (395).
Если входной сигнал красный
Входной сигнал красный, локомотив в тяге (на выбеге), давление в тормозной магистрали в норме. Скорость подхода за 200 метров не более 5 км/час. Вижу входной сигнал красный, локомотив в тяге (на выбеге), давление в тормозной магистрали в норме. Скорость подхода за 200 метров не более 5 км/час. Машинист, с особой бдительностью следует к сигналу, периодически подает сигнал остановки. Помощник машиниста периодически напоминает о показании сигнала и скорости. У запрещающего сигнала остановиться и ждать разрешения от ДСП на проследование сигнала.
Маршрут приема на первый путь приготовлен правильно, путь свободен. Скорость по стрелкам – 5, по станции – 10 км/час. Вижу, маршрут приема на первый путь приготовлен правильно, путь свободен. Скорость по стрелкам – 5, по станции – 10 км/час. Прибывают на станцию, следят за правильностью приготовления маршрута, скоростью движения, сигналами стрелочника. В кривой осматривается поезд, докладывается результат.
Понял, отцепить локомотив, закрепить состав тормозным башмаком Отцепить локомотив, закрепить состав тормозным башмаком. Машинист производит экстренное торможение, выключает прожектор. Производится отцепка локомотива
Локомотив от состава отцеплен, состав закреплен тормозным башмаком. Переходим на маневровую работу. Понял, локомотив от состава отцеплен, состав закреплен тормозным башмаком. Переходим на маневровую работу Машинист переводит кран 394 в поездное положение, заряжает тормозную магистраль воздухом. Протаскивает ленту в скоростемере, пробует тормоза краном 394 (395). Отключает левый буферный фонарь.
Маневровая работа
Машинист и помощник в окна осматривают отсутствие помех для движения и подаваемых сигналов остановки. Локомотив приводится в движение.
Проверка вспомогательного тормоза. Понял, проверяем вспомогательный тормоз. Производится проба вспомогательного тормоза краном 254 (4ВК) со скорости 5 км/ч до полной остановки. После проверки – доклад. Продолжает движение.
Понял, тормоза исправны. Тормоза исправны.
Стрелочник подает сигнал остановки. Понял, стрелочник подает сигнал остановки. Машинист останавливает локомотив, подает сигнал остановки, производит экстренное торможение, затормаживает локомотив, перекрывает разобщительные краны. Выключает прожектор и буферный фонарь. Включает левый буферный фонарь. Забирает реверсивную рукоятку, покидает кабину. Помощник остается в кабине, проверяет перекрытие кранов. Когда машинист перейдет в переднюю кабину, помощник идет к машинисту.
Машинист открывает разобщительные краны, переводит кран 394 (395) в поездное положение, заряжает тормозную магистраль воздухом, включает правый буферный фонарь и прожектор. Производит пробу тормозов краном 394 и 254 (4ВК) на месте.
Стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Понял, стрелочник подает сигнал “вперед”, маршрут приготовлен правильно, скорость по станции – 10, по стрелкам – 5 км/час. Машинист и помощник в окна осматривают отсутствие помех для движения и подаваемых сигналов остановки. Подается сигнал. Локомотив приводится в движение
Проверка вспомогательного тормоза Понял, проверка вспомогательного тормоза. Производится проба вспомогательного тормоза краном 254 (4ВК). После проверки – доклад. Продолжает движение.
Остановка за 5 – 10 метров от состава. Скорость прицепки не более 3 км/час. Понял, остановка за 5 – 10 метров от состава. Скорость прицепки не более 3 км/час Остановка за 5 – 10 метров от состава. Протягивается лента скоростемера, далее подъезжать со скоростью, обеспечивающей плавное сцепление локомотива с вагоном.

26. Форма отчёта на планёрке.

Поезда прибывали и отправлялись по расписанию (имели опоздание, прибытие раньше графика), тепловоз исправен (неисправен, какие неисправности), замечаний от инструктора и по технике безопасности нет (есть и какие), оценка 5 (или другие).


Литература

  1. П. В. Якобсон История тепловоза в СССР. Москва 1960.
  2. В. А. Грибков, П Ф. Григорьев, В. И. Сарин, Г. А. Сливин. Узкоколейный тепловоз ТУ2. Государственное транспортное железнодорожное издательство 1958.
  3. В. А. Дробинский. Хочу водить поезда. М. Транспорт. 1999.
  4. В. В. Крылов, В. И. Крылов, В. Н. Ефремов, П. Т. Демушкин. Тормозное оборудование подвижного состава. М. Транспорт. 1989.
  5. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  6. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  7. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Техинформ. Москва 2008.
  8. Инструкция по эксплуатации тормозов ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. Москва 2007.

Над пособием работали:

А. А. Никонов, инструктор Малой Октябрьской железной дороги,

С. К. Харебов, ст. преподаватель Санкт-Петербургского института железнодорожного транспорта,

М. В. Матвеев, начальник Малой Октябрьской железной дороги.



Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 08.08.2019

Россия 40000—90000 ₽

Москва 57000—103000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пюре из брокколи, как варить брокколи Рецепты из капусты брокколи для детей
Домашние козинаки рецепт из семечек и арахиса Козинаки в домашних условиях с арахисом
Вкусное песочное печенье: рецепт с фото Приготовить печенье для детей