Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Планирование воспитательной работы классным руководителем. Планирование деятельности классного руководителя План работы классного руководителя

Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и требования к его содержанию?

Обязанности классного руководителя

По В. Вороному - автору учебных пособий, освещающих планирование, классному руководителю необходимо иметь специфические знания и умения. Требования к деятельности такого преподавателя определяются целями и мерами воспитания в современной школе.

Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам: воспитательные, организационно-административные и координирующие.

Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого отдельного ученика. Организационно-административные обязанности включают в себя руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями-предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного учреждения, родителями или законными представителями учеников.

Планирование воспитательной работы в классе относится к категории организационно-административных обязанностей. Реализация же составленного плана на практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками образовательного процесса).

Основные виды планов работы с учащимися

Планирование имеет исключительное значение в работе не только руководителя классного коллектива, но и образовательного учреждения в целом. Педагоги, как правило, в процессе профессиональной деятельности занимаются составлением двух видов планов: календарного и перспективного. Выделяют также смешанный перспективно-календарный план.

Перспективный план воспитательной работы классного руководителя формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю, месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления деятельности. Перспективно-календарный план отличается одновременно и широким временным охватом и конкретикой.

Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться общего плана.

В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя. Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют профессиональному развитию учителя.

Планирование работы с классом

Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:

  1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, законодательством, определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе. К таковым относятся положение о классном руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав ребенка, устав образовательного учреждения.
  2. Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится информация о планировании различных видов воспитательной работы.
  3. Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых ученики должны принять участие.
  4. Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на учебный год со стороны учителей-предметников, актива класса, других учащихся и родителей.
  5. Изучить опыт других классных руководителей в образовательном учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.
  6. Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом проводилась и сохранилась документация).

На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за шагом - только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.

Основные этапы формирования плана

План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:

  1. Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить работу в текущем учебном году.
  2. Следует провести социальный мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса. Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.
  3. Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы, сроков.

К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива, ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер, формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее.

Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:

  • проведение классных часов;
  • индивидуальное общение;
  • открытые уроки;
  • экскурсии;
  • подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;
  • творческие мастерские;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • встречи с интересными личностями;
  • игры.

К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане воспитательной работы классного руководителя, относятся:

  • нравственное и этическое воспитание;
  • учебный процесс;
  • трудовое обучение;
  • физическое воспитание;
  • воспитание патриота и гражданина;
  • работа с «трудными» учениками;
  • работа с родителями;
  • формирование ЗОЖ учащихся;
  • профориентация.

Цели и задачи воспитательной работы

Образование призвано создать условия для становления ответственного, высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также профилактике правонарушений и преступлений.

В процессе формирования классному руководителю следует учесть необходимость:

  • обеспечения должного интеллектуального развития учеников;
  • гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и школы);
  • культурно-нравственного развития (повышение уровня культуры и реализация творческого потенциала);
  • эстетического развития;
  • социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей, предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в семье);
  • организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу класса в качестве организационной единицы в составе школы);
  • учащихся (проведение профориентационной работы с учащимися и родителями);
  • совместной деятельности с родителями и общественными организациями.

Основные направления и содержание работы с учащимися

Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь поставленных целей.

Так, сначала нужно отразить в плане общешкольные мероприятия, в которых ученики должны принять участие. Это могут быть организация и проведение Дня знаний и Последнего звонка, отчетного концерта, концерта здоровья и так далее. Затем необходимо продумать мероприятия, приуроченные к праздникам, определенным периодам учебного года. Например, как нельзя кстати к началу учебного года будут беседа «Учись учиться» и проведение организационных классных часов, перед зимними каникулами следует провести беседу о технике безопасности в холодное время года и на льду, а беседу «Уважение к женщине» лучше приурочить к Восьмому марта.

После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности, направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:

  • беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и нежелательной беременности;
  • туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные эвакуации;
  • участие в субботниках, генеральная уборка класса;
  • уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;
  • беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и ветеранам, выпуск школьных стенгазет;
  • контроль посещаемости (ежедневно);
  • учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников, формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной деятельности и так далее.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний: общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года, анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно окончания учебного года).

Также необходима организация родительского комитета, привлечение родителей к школьным мероприятиям. Отдельно (в случае необходимости) классный руководитель проводит встречи с родителями, в том числе с родителями «трудных» детей, организовывает общение с предметниками.

Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся

Работа с «трудными» учениками включает в себя выяснение состава семьи, личностных особенностей учеников, обновление данных о "трудных" учащихся. Необходимо следить за динамикой успеваемости, посещаемости, прогулов, занятостью ребенка во внеурочное время, проводить профилактические беседы, по необходимости оказывать помощь ученику, контролировать поведение.

Требования к содержанию плана

Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в себя:

  • целенаправленность плана;
  • реальность;
  • применение различных форм работы;
  • творческий подход классного руководителя;
  • систематичность;
  • учет возрастных особенностей и интересов учащихся.

Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и учащихся.

Воспитательная работа классного руководителя ведется по плану. План работы классного руководителя - важный документ, в котором отмечаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности, а также отражаются функции, права и обязанности классного руководителя.

Перед началом учебного года проводятся августовские педчтения, совещания директоров, заместителей директоров школ, школьных психологов, семинары для учителей, конференции, методические чтения. Организуют их Министерство образования, методические центры учебных округов, окружные управления образования.

Работники управления органов народного образования информируют администрацию школы, педагогов об итогах прошедшего учебного года, знакомят с задачами учебно-воспитательной работы на будущий учебный год.

На основе полученной информации классные руководители разрабатывают свои планы учебно-воспитательной работы.

План учебно-воспитательной работы состоит из нескольких разделов.

Раздел I. «Сведения о группе»: количество учащихся (списочный состав), краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемости, занятости общественной работой, о занятиях в кружках, спортивных секциях; сведения о семьях (количество полных, неполных, есть ли семьи, где родителей замещают другие лица), адреса, место работы, телефоны.

В этот раздел можно включить «социальный паспорт» социокультурно и педагогически запущенных детей и их семей. «Социальные паспорта» можно сделать на всех учащихся класса, оформить их отдельно.

Раздел II. «Цель и задачи учебно-воспитательной работы». В нем определяются цель и задачи работы с учащимися, отмечаются пути и способы достижения цели и решения задач. В раздел рекомендуется внести «Памятку» классного руководителя - краткий свод правил поведения и общения в коллективе учащихся, например: «1. Всегда сохраняй спокойствие. 2. Уважай ребенка. 1. Считайся с его мнением» и т.д. «Памятку» необязательно вводить в раздел плана, лучше записать ее в дневник работы.

Раздел III. «Организационно-воспитательная работа». В него входят:

а) изучение учащихся, их семей;

б) выборы и работа совета (актива) группы, старосты группы, ответственных за учебную, культурно-массовую, спортивную работу; выборы и работа редколлегии;

в) выбор деятельности для группы, распределение обязанностей, контроль за их выполнением через актив класса;

г) работа с документами: ведение личных дел, журнала, работа с дневниками учащихся; составление списков многодетных, малоимущих, «неблагополучных» семей (часто эти параметры совпадают), план самообразования (может быть включен и раздел «Повышение квалификаций»). Все списки должны быть, как минимум, в двух экземплярах: один сдается заместителю директора, курирующему работу классных руководителей, другой хранится у классного руководителя;Сюда же входит сотрудничество с внешкольными учреждениями.

Раздел IV. «Учебно-воспитательная работа». Сюда относится:

а) работа с преподавателями группы (беседа с ними, приглашение на родительские собрания, педагогические консилиумы, организация консультаций для учеников и родителей);

б) организация дополнительных занятий с отстающими учениками, с учениками, проявившими способности в области некоторых дисциплин, организация консультаций специалистов для учащихся по избранной специальности, связь с преподавателями курсов для абитуриентов, на которых учатся выпускники;

В раздел также входят: проведение викторин (в группе и по параллелям), тематических вечеров, кураторских часов, а также мероприятий по тому виду деятельности, которым занимается группа; индивидуальная работа с учащимися: беседа с детьми, организация консультаций психолога или социального работника, подбор индивидуальных поручений, подбор художественной литературы для чтения, обсуждение каких-либо проблем (лучше индивидуальное, но иногда надо провести и коллективное);

Если в группе уже сложились определенные традиции, например празднование дня рождения (по месяцам), то это тоже надо отразить в плане.

Раздел V. «Внеклассная работа».

Отмечается участие группы в общешкольных мероприятиях. Составляется план экскурсий по согласованию с учителями предметниками, а также план экскурсий в другие города. Планируется участие в городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Участие в республиканских конкурсах и соревнованиях, как правило, не планируется: в них участвуют дети, которые занимаются в домах творчества и спортивных школах; в спортивных соревнованиях различных уровней участвуют члены хорошо себя зарекомендовавшей школьной спортивной секции, кроме того, эти дети проходят строгий конкурсный отбор.

Полезно проводить встречи с известными общественными деятелями, деятелями науки и культуры, ветеранами Великой Отечественной войны, вообще с интересными людьми. Такие встречи положительно влияют на коллектив в целом и на отдельных детей: происходит своеобразная «переоценка ценностей», формируется новый взгляд на привычные ситуации, в новом свете предстают хорошо знакомые люди.

Раздел VI. «Работа с родителями». В него входят:

а) работа с активом родителей;

б) проведение родительских собраний; родительские собрания проводятся в определенные дни по плану школы: если проводятся общешкольные родительские собрания, то они тоже включаются в план;

в) собеседования с родителями и консультации для них, которые может проводить классный руководитель, учителя, психолог, социальный работник, представитель администрации ссуза;

г) посещение семей учащихся - для этого можно выделить определенный день и проводить с определенной периодичностью(например, каждая вторая среда месяца);

д) необязательно, но можно внести такой пункт, как психолого-педагогическое просвещение родителей. Можно приглашать специалистов - педагогов, психологов, медиков - на родительские собрания. (Такие же встречи можно организовать и с учащимися, они пользуются большой популярностью.)

Кроме того, в план надо включать и нетрадиционные формы работы с семьей: «День семьи», «Мама, папа, я -дружная семья», «Наши бабушки и дедушки», конференции «Отец как воспитатель» «Многодетная семья» и др.; диспуты, например, «Семейное счастье... что это (в чем оно?)»; «Ринг между родителями и детьми», когда соревнуются две команды - родителей и детей, (Родительская суббота», «Праздник во дворе», который проводят Кители дома и дети, живущие в доме (часто они ходят в одну школу, а некоторые - и в один класс), в празднике могут принять участие и дети, занимающиеся в дворовых клубах «Дог-шоу» и «Кот-шоу». Эти и аналогичные мероприятия надо тщательно подготовить, их сценарий нужно прописать во всех деталях. Желательно провести одну-две репетиции.

Раздел VII. «Работа с психологом и социальным педагогом».

Основное в этом разделе - выработать единый подход к воспитанию детей, единую стратегию и тактику воспитания и соответствующим образом организовать работу учителей данного класса и родителей.

Этот раздел можно включить как составляющий в раздел III «Организационно-воспитательная работа».

Раздел VIII. «Повышение квалификации»: поступление в институт и получение высшего педагогического образования (если педагог имеет среднее специальное образование), участие в семинарах объединений классных руководителей (начальной, средней, старшей школы), подготовка статей для педагогических журналов и газет, разработка авторских программ, участие в различных конкурсах (от школьных до республиканских), учеба на курсах и в институтах повышения квалификации, стажировки (все это по согласованию с администрацией и общешкольному плану), учеба в заочной аспирантуре или подготовка диссертации в качестве соискателя - формы повышения квалификации не ограничены.

В раздел входят изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Это в первую очередь статьи в журналах «Педагогика», «Воспитание школьников», «Магистр» (издается с 1991 г.). «Обруч» (издается с 1995 г.), «Классный руководитель» (издается о 1997 г.), «Учитель» (возобновлен в 1997 г., основан в 1917 г.).

План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы - по четвертям или триместрам, внутри этого разделения - календарный.

Существует еще ряд моделей составления плана. К ним относится модель по целевым программам типа: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Помощь»; модель плана по «ключевым делам» (месяца), модель по видам деятельности.

Название пунктов плана в разных моделях могут располагаться но степени важности, которую придает им классный руководитель или по традициям школы; то же самое касается составляющих плана: их иерархия (или последовательность) определяется целью и задачами, которые ставит перед собой классный руководитель.

В программу также входят цель и задачи. Они носят более общий характер, чем в плане. Программа позволяет добиваться воспитательного результата с более точным учетом конкретных обстоятельств жизнедеятельности коллектива и развития личности. Программа состоит из тех разделов и того их числа, которые педагог считает наиболее оптимальными.

Большую помощь классному руководителю оказывает дневник воспитательной работы, куда записываются результаты наблюдения за учащимися, их поведением, общением, размышления по тому поводу, идеи по подбору методов, средств, форм воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей детей. Это поможет классному руководителю избежать рутины в работе и применять нестандартные способы воспитательной работы с детьми.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Классного руководителя 9 «Б» класса ЧОУ ТЕПСОШ

во имя свт.

Тихона Задонского»

Горбенко Екатерины Александровны

на 2017 год.

«Создание условий для успешной сдачи ОГЭ и профориентацию учащихся»

Тверь, 2017

Задачи классного руководителя:

Образование и интеллек т:

  1. Закончить учебный год со 100 % успеваемостью;

1.3.Создавать условия для успешной сдачи ОГЭ- 2017

Профориентирование учащихся:

2.1.Создать условия для ответственного и оптимального выбора дальнейшего обучения;

2.2.Создать условия для оптимального выбора предметов для прохождения ГИА-2017;

2.3.Создать условия для широкого обзора профессий и востребованности на рынке труда.

Мотивация и пропаганда здорового образа жизни:

3.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся культур ы сохранения и совершенствования собственного здоровья;

3.2.Поддерживать условия для у част ия учеников во всех спортивных мероприятиях;

3.3.Поддерживать условия для 100 % получения горяч его питани я в школьной столовой;

3.4.Поддерживать условия для проявления у учащихся противостояния от вредны х привыч ек .

Профилактика детских правонарушений :

4.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся среды, в которой ученики были бы заняты и отвлечены от возможности нарушения закона.

4.2.Вовлечение учеников с проблемами в обучении и поведении в активную деятельность класса и школы

Общение:

5.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся культур ы общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - подросток»;

5.2.Поддерживать условия для з наком ства учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений и народов.

Нравственность:

6.1.Поддерживать условия для проявления у учеников нравственного отношения к другим людям;

6.2.Поддерживать условия для проявления у учащихся осознание ценности человеческой жизни.

Досуг:

7.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся 100 % участия учеников класса в мероприятиях школы;

7.2.Поддерживать условия для проявления у учащихся проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время;

7.3. Использовать формы внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учеников .

Гражданин:

8.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся для проявления у учащихся правов ой культур ы свободного и ответственного самоопределения в обществе;

8.2.Поддерживать условия для проявления у учащихся осознан ию прав своих и других люд ей.

Экологическое воспитание:

9.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся бережного отношения к окружающей среде.

9.2.Поддерживать условия для проявления у учащихся ответственности за свое влияние на окружающую среду.

Реализация этих задач предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «рго fessio » - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

сформировать положительное отношение к труду;

научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

Профессиональная информация.

Профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

анкетирование и тестирование старшеклассников;

консультации для школьников и их родителей;

профориентационные опросники;

профориентационные игры.

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;

посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);

посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;

содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;

расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.

Календарно-тематическое планирование

Направления

Виды деятельности

Январи

Единый классный час «Терроризм. Экстремизм. Ксенофобия»

Классный час «Я Гражданин России»

Декада правовых знаний

Родительское собрание «Особенности прохождения ОГЭ-2017. Создание условий для успешной сдачи ОГЭ в школе»

Рождественская ёлка

Составления программ сопровождения учащихся, требующих особого внимания

Организация сбора макулатуры

Воспитательный потенциал уроков изо, литературы, музыка, внеурочной деятельности

Февраль

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Урок мужества и патриотизма

Классный час, посвященный дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Участие в работе Совета школы

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Вечер встречи выпускников

Работа кружков по расписанию

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Работа по ранней профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

Реализация программ сопровождения учащихся, требующих особого внимания

Работа по профилактике детского транспортного травматизма и пожарной безопасности среди несовершеннолетних

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Сбор макулатуры

Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»

Дискуссионный клуб «Трудовое законодательство»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Изучение виртуальных экспозиций музеев мира

Март

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Работа школьного парламента

Поисковая работа «Война в истории моей семьи»

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Классные часы по проекту «Формирование способности к самофутурированию»

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Ежедневное великопостное чтение Псалтири всем классом

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Инструктаж по Пожарной безопасности, антитеррористической безопасности

Декада «Безопасная дорога»

Работа по профилактике детского транспортного травматизма и пожарной безопасности среди несовершеннолетних

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Посещение выставок

Апрель

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Весенняя неделя добра

Классный час «Неизвестный солдат»

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Классные часы по проекту «Формирование способности к самофутурированию»

Весенняя неделя добрых дел

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Конкурс проектов «Мы можем помочь людям. Не оставайтесь в стороне»

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Всемирный день здоровья

Исследование потребности в ЗОЖ у учащихся

Работа по ранней профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

Реализация программ сопровождения учащихся, требующих особого внимания.

Всемирный день охраны окружающей среды

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Родительское собрание «Проведение ОГЭ-2017. Дальнейшее определения выпускника 9 класса»

Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Пасхальный фестиваль

Май

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Мероприятия, посвященные празднованию Великой Победы

Классный час, посвященный Битве за Берлин

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Сбор Актива класса

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Классный час «Человек человеку…»

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Классный час «О поведении на воде, в лесу, на свежем воздухе»

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Сбор макулатуры

Экскурсии в учебные заведения города

Определение дальнейшего обучения

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Последний звонок

Литература

Балашова, И. А. Профориентационная деятельность образовательного учреждения // Справочник руководителя ОУ. - 2008. - № 2. - С. 48-64.

Баранюк, Е. Г. Залог успеха: управление собственными ресурсами: пособие для учащихся / Е. Г. Баранюк. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.

Баранюк, Е. Г. Залог успеха: управление собственными ресурсами: программа и методические рекомендации / Е. Г. Баранюк. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.

Барсукова, Т. Почему и как самоопределяется ребенок? // Директор школы. - 2010. - 3 1. - С. 76-80.

Бобровская, Л. Н. Анкеты по профориентации для старшеклассников // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59.

Волошин, С. Использование метода профессиональных проб в профконсультационной работе с учащимися старших классов // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С. 306-309.

Гужавина, Н. А. Программа проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению // Завуч. - 2008. - № 3. - С. 4-23.

Деденко, Н. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения // Инновационные проекты и программы. - 2010. - № 2. - с. 49-52+ с. 52-53.

Каверина, Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации // Народное образование. - 2001. - № 5. - С. 129-136.

Криволапова, Н. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 170-176.

Лепешева, Е. Технологии построения программы личностного и профессионального самоопределения учащихся «Мой жизненный выбор» // Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 5. - С. 98-102.

Малышева, М. К. Модель допрофессиональной подготовки учащихся // Справочник руководителя ОУ. - 2008. - № 2. - С. 65-74.

Мартина, Н. Как помочь школьнику определиться с профессией? // Директор школы. - 2007. - № 10. - С. 79-82.

Мероприятия, программы по профориентации // Работа социального педагога. - 2011. - № 2. - С.4-67 .

Осницкий, А. К. Диагностика возможностей учащихся в профконсультировании // Психологическая диагностика. - 2004. - № 2. - С. 13-24.

Прекрасное далеко: кем быть? / авт.-сост. А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. - Минск: Красико - Принт, 2010. - 128с.

Простатина, О. Ю. Игровые методы профориентационной работы с подростками // Справочник классного руководителя. - 2011. - №8. - С.60-65.

Профессиональное самоопределение учащихся / авт.-сост. В. С. Терех. - Минск: Красико - Принт, 2011. - 128с.

Профориентационная работа классного руководителя //Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 3-66.

Профориентация в школе / сост. С. В. Тарасевич, Н. А. Шалима, О. А. Купревич, Е. Н. Пастушкова. - Минск: Красико - Принт, 2007. - 128с.

Профориентация в школе / сост. С. В. Тарасевич. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 128 с.

Пряжников, Н. Игра «Профконсультация» // Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 5. - С. 90-97.

Пряжников, Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-89.

Резапкина, Г. "Правильный выбор профессии": система классных часов для уч-ся 5-9 классов // Спутник классного руководителя - 2011. - № 4, 5, 6. - С. 108-117.

Резапкина, Г. В . Акцентуация и выбор профессии // Школьные технологии. - 2011. - №1. - С.170-179.

Резапкина, Г. Профориентация школьников // г. Классное руководство и воспитание школьников. - 2007. - № 18. - С. 31-39.

Резапкина, Г. Уроки самоопределения: самопознание и навыки общения: Профориентационные занятия в 5-7 классах // Воспитательная работа в школе. - 2011. - №3. - С.132-140.

Резапкина, Г. Уроки самоопределения: эмоции и развития личности: Профориентационные занятия в 8-9 классах // Воспитательная работа в школе. - 2011. - №4. - С.127-134.

Рыбанов, А. А. Информационные технологии в профориентационной работе // Школьные технологии. - 2011. - №3. - С.173-177.

Садовская, Ю. Г. План работы по профориентации учащихся // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 3. - С. 31-35.

Фесюкова, Л. Б. Хочу быть предприимчивым: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: «Линка - Пресс», 2004. - 48с.

Челнокова, Т. Организация методической работы школы по повышению профориентационной культуры педагога // Практика адм.раб. - 2011. - № 1. - С. 43-46.

Шамсутдинова, И. Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 62-67.

Для большинства классных руководителей планирование – это не очень приятная, простая и понятная процедура. Они считают, что план нужен администрации школы, и потому составляют его формально и не находят в этом своего интереса и смысла.

Конечно, план классного руководителя – это только часть его работы, и отношение к планированию зависит от отношения учителя к воспитанию учеников вне урока. Большинство педагогов понимают значение такой работы и относятся к ней, по крайней мере, добросовестно, а многие находят в ней и большой личностный смысл и удовлетворение.

Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.

Начиная работу по планированию воспитательной работы в классе, прежде всего, важно осознать место и суть этого плана в системе деятельности самого классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, как и что планировать.

Планирование, необходимое в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми.

Мы считаем, что первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы. А это: закон РФ “Об образовании”, “Конституция РФ”, “Конвенция прав ребёнка”, “Устав ОУ”, положение о классном руководителе.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся и общественности, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Поэтому мы разработали структуру плана воспитательной работы для классного руководителя. Ею пользуются, как опытные педагоги, так и начинающие классные руководители.

Структура плана воспитательной работы классного руководителя:

  1. Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее).
  2. Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.
  3. Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.
  4. Жизнедеятельность классного коллектива.
  5. Работа с родителями учащихся.
  6. Совместная деятельность с общественностью.
  7. Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика, портфолио)
  8. Работа с учащимися из “группы риска”.
  9. Взаимодействие с учителями – предметниками.
  10. Педагогические наблюдения.
  11. Литература для проводимых мероприятий.

Анализируя воспитательную деятельность за прошедший период, педагог выясняет, что сделано с классом:

А) количество проведённых мероприятий, формы и методы проводимых мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, в общем, и в частности на отдельных воспитанников, которые находятся у педагога на контроле;

Б) работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе;

В) работа с родителями – формы работы, их эффективность, результаты совместных КТД, активные родители, на которых опирается в работе педагог;

Г) работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие, формы работы;

Д) итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не удалось выполнить полностью и почему.

Сделав вывод, классный руководитель видит: над, чем необходимо ему работать в этом году, какие цели и задачи поставить на будущее.

Целеполагание – важнейший компонент любой осознанной педагогической деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы деятельности педагога. В работе классного руководителя целеполагание имеет исключительно большое значение. Классный руководитель может поставить перед собой, детьми, родителями и учителями разнообразные цели: глобальные и частные, ближайшие, средние и далёкие, стратегические и тактические.

Необходимо при целеполагании опираться на пожелания учащихся (Приложение 1) и учитывать следующие требования:

  1. реальность – выдвижение и обоснование целей, с учётом возможностей конкретной ситуации;
  2. преемственность – осуществление связей между целями и задачами на каждом этапе деятельности;
  3. согласованность и непротиворечивость – включение в процесс целеполагания всех участников деятельности;
  4. конкретность – направленность на достижение результата, который можно “измерить”;
  5. диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей всех участников педагогического процесса.

Итак, мы подошли к следующему этапу работы над планированием воспитательной деятельности – это диагностика и мониторинг развития классного коллектива. Мы применяем в этом случае несколько видов анкетирования всех участников воспитательного процесса:

  1. Уровни воспитанности, межличностных отношений (социометрия), познавательного интереса, в 5 – 11 классах – психологическая самоаттестация коллектива, удовлетворённость школьной жизнью, самооценка черт характера, для 7 – 11 классов профессиональная диагностика (Приложение 2)
  2. Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющими показателями по предыдущему учебному году, строится график развития классного коллектива и уже классный руководитель может наблюдать в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперёд. Диагностика классного коллектива проводится минимально 2 раза в год – сентябрь и апрель (Приложение 3)

Цели и задачи сформулированы и теперь необходимо ещё раз (а начинающий педагог впервые) составить характеристику своего классного коллектива. (Приложение 4)

Жизнедеятельность классного коллектива строится по типу линейно- хронологического плана, где содержится перечень мероприятий, расположенных понедельно. Также определяются приоритетные направления воспитательной деятельности, исходя из цели работы школы.

  1. Общекультурное направление – эстетическое развитие, культура здоровья, экология
  2. Общеинтеллектуальное направление – работа на уроке и внеурочная деятельность через внеклассные предметные мероприятия
  3. Социально-нравственное направление – самоуправление, профессиональная подготовка.

В нашей школе планирование затрагивает 5 разделов: Искусство. Родословный корень; Окружающая среда. Здоровье; Интеллект; Жизнь в человеческом обществе (детская республика “Подросток”); Хозяин земли, т.е. согласно основных методических рекомендаций мы стараемся охватить основные виды внеурочной деятельности: познавательную, общественную, эстетическую, ценностно-ориетационную, досуговую.

Мероприятия планируются исходя из социального заказа родителей, пожеланий учащихся и потребностей современного времени. Поэтому, чтобы в будущем легче было отслеживать эффективность проводимых воспитательных дел, педагог ведёт страницу “Педагогические наблюдения”, где фиксирует результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, участие детей, родителей и общественности в реализации запланированных дел.

Но при этом важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме – организационный и тематический) и одно коллективное дело. Остальное время отводится на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и текущие дела по заполнению документации классного руководителя.

Проводимые воспитательные мероприятия, классный руководитель накапливает в своей методической копилке – это конспекты бесед по различным тематикам, планы КТД, сценарии и т.д..

Работа с семьей предполагает наличие “Карты семьи” (Приложение 5) , тематику родительских собраний, работу с классным родительским комитетом. Отдельно фиксируются протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета. Как и при планировании воспитательной работы с классным коллективом, так и в работе с родителями, педагог записывает основную использованную методическую литературу для тематических мероприятий. Кроме классного руководителя, родительские собрания и классные мероприятия с воспитанниками планируются в работе социального педагога школы, валеолога и медицинского работника, заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе.

Связь с общественностью является необходимым звеном плана воспитательной работы, т.к. учащиеся не живут изолированно, общаясь только со своими одноклассниками в школе и семьей. В этом разделе вносятся планы работы сельской библиотеки – музей, музыкальной школы, сельского Дома Культуры, реабилитационного центра города и других общественных организаций, которые могут внести существенный вклад в дело воспитания подрастающего поколения.

Индивидуальная работа с учащимися необходима для отслеживания развития личности каждого воспитанника. Для этого разработана “Индивидуальная карта ученика”, где фиксируются его психо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие (Приложение 6). “Портфолио ученика” - это, как правило, отдельная папка, в которую ученик вносит свои достижения по разделам:

  1. Резюме-знакомство
  2. Мои учебные успехи
  3. Научно-исследовательская и другая внеурочная деятельность
  4. Сундук регалий – грамоты, дипломы, медали, благодарности и др.

Помощь по заполнению “Портфолио” оказывают родители, педагог контролирует наполняемость данной папки.

Раздел, необходимый в работе педагога, - работа с учащимися из “группы риска”. Современная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате – учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику и его родителям, подводя итоги такой индивидуальной работы.

Работа с учителями – предметниками строится не только на консультации о слабо и хорошо успевающих учениках, но и отслеживании учащихся “зоны повышенного внимания”, т.е. ребят, к которым необходим индивидуальный подход в связи с их психо-физиологическими особенностями, ребят, которым необходима индивидуальная консультация по тому или иному предмету.

По существу, создание плана воспитательной работы классного руководителя означает разработку проекта воспитательного процесса, в котором есть задачи воспитания и средства их достижения.

Хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть. Это значит, что мы должны все время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении. Любить – значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными, какими вы их хотите видеть. Надо уметь ждать. Всходы будут.

Литература:

  1. Организация воспитательной работы в школе. Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.
  2. Работа классного руководителя. Методическое пособие. Москва 2005 г.
  3. Воспитание сельского школьника. Байбородова Л.В., Чернявская А.П.. Москва 2002 г.
  4. Справочник для заместителя директора школы по воспитательной работе. Москва 2002 г.
  5. Научно-методический журнал “Классный руководитель” № 3 Москва 2003 г.
  6. Организация воспитательной работы в классе. Созонов В.П. Москва 2000 г.
  7. Воспитательная работа в школе. Пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений. Москва “Школьная пресса” 2004 г.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые вкусные рецепты блюд из манго: салаты с креветками, пюре, смузи, варенье Простые рецепты с манго
Нас манят разные дороги… О путешествиях в цитатах и афоризмах
Что в действительности дают путешествия человеку?