Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Буклет для родителей "артикуляционная гимнастика". Информационный буклет

Многих родителей волнует проблема
правильного произношения звуков речи
ребенка. Для того чтобы детская речь была
внятной, четкой и понятной другим людям,
необходимо работать над развитием мышц
артикуляционного аппарата.
Существуют
специальные упражнения для развития
подвижности, ловкости языка, губ, щек,
подъязычной уздечки, которые называются
артикуляционной
Ниже
представлен общий комплекс артикуляционной
гимнастики.

упражнений
артикуляционной гимнастики следует
помнить:
выполнении
гимнастикой.

1. Необходимо соблюдать определенную
последовательность – от простых упражнений к
более сложным.
2. На начальном этапе упражнения
выполняются в медленном темпе и перед
зеркалом.
3.
Количество повторов каждого
упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы
упражнение выполнялось правильно.
4. Выполняйте комплекс артикуляционной
гимнастики каждый день.
5. Если для ребенка утомительно
выполнять все упражнения подряд, можно
разбить гимнастику на блоки и выполнять их в
течение дня.
6. Можно использовать механическую
помощь, если у ребенка не получится какое­
либо движение. Ручкой чайной ложки или
чистым пальцем можно помочь ребенку
принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат,
если они проводятся в игровой форме.
«Заборчик »
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и
нижние зубы, которые
стоят друг на друге, как
заборчик.
Про себя
говорить
«И». Удерживать так
под счет от 5 до 10.
«Трубочка»
Сомкнуть зубы, сделав «
Заборчик». Округлить губы
и вытянуть вперед, как при
произнесении звука «О».
Удерживать под счет от 1 до
10. Расслабить губы и
повторить

упражнение
несколько раз.
Чередовать « Заборчик» ­ « Трубочка».
«Массаж десен и щек (маляр красит
домик язычка)»
Круговые движения
языка между зубами
и губами внутри рта.
Затем при этом
движении погладить
щеку
с одной
стороны, затем с другой стороны.
«Шарик»
Надуть одну щеку, а затем
другую.
«Футбол»
Языком дотронуться до
правой щеки и удержать
положение, затем до левой.
«Месим тесто»
Немного приоткрыть рот,
спокойно положить язык на
нижнюю губу и, пошлепывая его
губами, произносить звуки: «пя­
пя­пя»,
а потом покусать
зубами: « тя­тя­тя».
«Часики»
Приоткрыть рот, кончик языка
упирается в уголки рта, не касаясь
губ. Губы не поджимать, челюсть не
двигать.
«Крестик»
Рот приоткрыть, поднять узкий язык на
верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в
левый и в правый угол рта.
«Качели»
Кончиком языка упираться
поочередно то в верхние, то в
нижние зубы. Челюсть не
двигать.
«Лошадка»
Улыбнуться,
показать зубы,
приоткрыть рот и пощелкать
кончиком языка (как лошадка

цокает копытами). Повторить упражнение
неоднократно, губы улыбаются.
«Почистим верхние и нижние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка
двигать влево – вправо по
верхним зубам, а затем за
нижними зубами.
положении начать смыкать и размыкать
челюсти, ненадолго задерживаясь в
открытом состоянии.
Уважаемые родители!
Совместная работа учителя­
логопеда и родителей помогает
подготовить артикуляционный аппарат
ребёнка к правильному произношению
тех звуков, которые он плохо говорит,
позволяет
наилучших
результатов в речевом развитии
ребёнка.
достичь

«Блинчик»
В распластанном положении
положить кончик языка на
нижнюю губу, расслабив его.
«Горка»
Кончик языка у основания
нижних зубов, середина поднята
к небу и выгибается дугой,
прикасаясь к верхним зубам. Рот
приоткрыт, челюсть неподвижна.
«Барабан»
Язык упирается в верхние зубы,
рот приоткрыт, многократно и
отчетливо произносим Д­Д­Д,
затем ТД ­ТД­ТД.
Плотно прижать
«Грибок».

Всю
поверхность языка к небу,
сначала широко улыбнуться, а
затем – полностью открыть рот.
«Гармошка».
Приставить язык к
альвеолам, в таком
Консультацию логопеда можно получить в ГБУСОН
РО «СРЦ Цимлянского района»

Государственное бюджетное учреждение
социального обслуживания населения
Ростовской области «Социально­
реабилитационный центр
для несовершеннолетних Цимлянского
района»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
(общий комплекс)

Уважаемые родители логопедической группы!

Приветствую вас на наших заседаниях логоклуба.

Планирование заседаний родительского логоклуба «Болтунишки»

Сентябрь - Общее родит. Собрание.

Знакомство с группой.

Результаты первичной диагностики

Октябрь

  1. "Артикуляционная гимнастика "
  2. «Логопедический массаж»

Ноябрь

1. «Домашняя работа по закреплению поставленных звуков и обогащению лексики (лексические темы)»

2. « Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Декабрь

    «Компьютерные игры для развития и коррекции речи».

Артикуляцонная гимнастика

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день с родителями дома.
  • Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
  • Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
  • Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  • Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
  • Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

2. Презентация "Сказка о весёлых язычках"

скачать: http://dfiles.ru/files/4739j2nw5

3. Комплексы артикуляционной гимнастики (буклеты для родителей)

для свистящих звуков /huhkml/pamjatka_dlja_roditelej_na_s.doc

для шипящих /huhkml/pamjatka_dlja_roditelej.doc

для звука л /huhkml/gimnastika_dlja_l.doc

для звука р /huhkml/pamjatka_na_r.doc

общий комплекс /huhkml/pamjatka_gimnastika.doc

Логопедический массаж

1. Буклет "Самомассаж языка"

скачать: /huhkml/samomassazh_jazyk1.doc

2. Видео " Логопедический массаж"

    Необходимо соблюдать последовательность массажных движений сверху вниз — ото лба к подбородку.

    При выполнении тонизирующего массажа (понижен ный тонус мышц) используются приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используются поглаживание и легкая вибрация.

    -- Все приемы не должны вызывать неприятных ощущений у ребенка.-

    Каждое движение повторяется 5—8 раз.

    Длительность массажа 5-15 минут.

    Коли-чество сеансов зависит от степени выраженности дефекта. Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов, оптимально 10 - 12 . Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностное нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет. Между первым и вторым курсами рекомендуется интервал три месяца, в дальнейшем, возможно, проводить повторные курсы массажа ежемесячно.

4. Техника логопедического массажа

  1. Проводятся щадящие поглаживания в различных направлениях.
  2. Воздействие на продольные мышцы от корня к кончику языка.
  3. Воздействие на поперечные мышцы языка от центра к краям.
  4. Движения круговые и спиралевидные по всей поверхности языка.
  5. Похлопывания всей поверхности языка.
  6. Надавливания на продольные мышцы.
  7. Массаж уздечки языка. Направление движений сверху вниз.
  8. Массаж через марлевую салфетку. Выполняют перетирающие движения.

Как правильно выполнять домашнее задание по звукопроизношению?

  • При закреплении поставленных логопедом звуков дома родителям необходимо помнить, что на начальных этапах работы отрабатываемый звук произносится ребёнком утрированно (выделяется голосом -долго, сильно, громко. Например СССанки, СССалат, СССумка и т.д.).
  • Последовательность при автоматизации звука следующая:

Слог

Звук в начале слова,

Звук в конце слова

Звук в середине слова и в словах со стечением согласных.

Чистоговорки, фразы, стихи и тексты.

  • Если в домашнем задании есть контурные рисунки для раскрашивания, то схема выполнения будет такой:

1. Напоминание правильной артикуляции звука.

2. Чёткое проговаривание слогов и слоговых дорожек. (Запомни-повтори сразу 4 слога).

3. Проговаривание слов с выделением звука. Называние картинок.

4. Штриховка картинок на автоматизируемый звук с проговариванием.

Пример: -Что ты будешь рисовать?

Реб. -Я буду рисовать шшшар.

-Что ты рисуешь?

-Я рисую шшшар.

Что ты нарисовал?

-Я нарисовал шшшар. и т.д.

5. Составление предложений вместе с ребёнком с каждым словом.

6. Заучивание стихов и чистоговорок на автоматизируемый звук.

Артикуляционная гимнастика позволяет сформировать определенные уклады и выработать полноценные движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

1. Выполнять артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно для того, чтобы выработанные навыки закрепились. 2. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении. 3. Длительность гимнастики 5-10 минут (5-7 упражнений). Каждое упражнение повторяется 5-7 раз. 4. Статические упражнения (удержание позы) выполняются по 10-15 секунд. 5. Последовательность при выборе упражнений – от простого к сложному. 6. Добавлять одно новое упражнение необходимо тогда, когда ребенок успешно выполняет предыдущие. 7. Ребенок должен видеть лицо взрослого и его артикуляцию, а также свое лицо для самоконтроля. 8. Взрослый должен следить за качеством выполнения упражнений, их точностью. 9. Необходимо чередовать статические и динамические упражнения.

« Лягушечка/хоботок» Попеременно растягивать губы в улыбке и вытягивать в трубочку.

«Лопаточка» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать положение.

«Заборчик» Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать положение.

«Качели» Рот открыт, кончик языка поднимать к верхним и опускать к нижним зубам.

«Часики» Рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик узкого языка передвигать из левого угла рта в правый.

«Чашечка» Рот широко открыт. Передний и боковые края языка поднять вверх, изображая чашечку.

«Иголочка» Рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

«Кошка сердится» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх.

«Грибок» Рот приоткрыть. Прижать широкий край языка всей плоскостью к небу. Открыть рот. Удерживать положение.

«Лошадка» Присосать язык к небу. Пощелкать языком.

«Дятел» Стучать кончиком языка за верхними зубами многократно и отчетливо, произнося звук Д-Д-Д.

«Чистим зубки» Рот закрыт. Вести язык круговыми движениями между губами и зубами.

Известно, что письменная речь формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут негативно сказаться на овладении чтением и письмом в начальной школе. Выполняя эти нехитрые упражнения, мы готовим органы артикуляции к полноценной работе над правильным звукопроизношением. Одновременно с артикуляционными упражнениями следует применять дыхательную и пальчиковую гимнастику, игры на развитие фонематического слуха, звуко-слоговой структуры слова. Только вдумчивый комплексный подход позволит достичь желаемого результата и предотвратить нежелательные проблемы в период школьного обучения.

Челябинск, 2015

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Учитель-логопед МБОУ №68 Сорокина Е.Ю.

Юлия Огнева
Информационный буклет. Артикуляционная гимнастика.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья!

Хочу поделится информационным буклетом для родителей логопедической группы.

Он выполнен в программе Publisher, а в своем посте я публикую полный его текст, а также изображение в формате презентации.

К сожалению, не все родители осознают важность этого этапа коррекции речевых нарушений. Делают упражнения несколько раз и потом забывают, не успевают или вовсе не считают нужным выполнять. А между тем, эта работа является первым, подготовительным, этапом к постановке правильных звуков, о которых мечтают все родители!

Цели и задачи гимнастики

* Активизация мышц и кровообращения в зоне, принимающей участие в речи: губах, щеках, языке. В процессе гимнастики мышцы укрепляются, кровоснабжение данных зон улучшается, что облегчает ребенку произнесение нарушенных звуков. Поэтому несколько минут гимнастики рекомендуется выполнить перед произнесением речевого материала, рекомендованного логопедом.

* Вторая важная задача гимнастики: ребенок начинает понимать строение своего артикуляционного аппарата: где находится верхняя и нижняя губы, передние и боковые зубы, что значит поднять язык, загнуть его вверх или вниз. Понимание ощущений позволит ребенку правильно выполнять задания логопеда и держать артикуляционный уклад (положение губ, языка, зубов для того или иного звука)

Сколько времени этим заниматься

Выполнять упражнения необходимо ежедневно, желательно несколько раз по 5-7 минут. Можно делать упражнения в машине, по дороге в детсад, во время любых бытовых дел! Совсем необязательно для этого выделять специальное время.

Если ребенку задали повторять определенные слоги, слова или фразы, то перед этим также нужно проделать несколько артикуляционных упражнений. Это поможет «оживить» губы и язык, активизировать кровообращение

Хорошая новость для всех: всю жизнь этим заниматься не придется!

Когда звук автоматизируется, т. е. ребенок будет сам произносить его правильно во всех положениях и словах, необходимость в гимнастике отпадет!

Помощь родителей неоценима!

Ребенок, который чувствует участие и контроль всех членов семьи за своей речью, гораздо быстрее начинает говорить правильно, по сравнению с теми, с кем не занимаются дома.

Вы помогаете своему малышу преодалеть речевые нарушения, почувствовать себя большим, готовым к школьному обучению.

Ведь другого, такого благодатного периода, в жизни ребенка не будет, т. к в школе другие цели и задачи!

Помогайте детям сейчас!

Давайте стараться вместе!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика» Артикуляционная гимнастика и её значение. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление.

Из опыта работы могу точно сказать, что артикуляционная гимнастика для наших детей логопатов является основой всех основ. Мы знаем, что.

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях Предлагаю Вашему вниманию комплекс артикуляционной гимнастики, который можно использовать перед пением на музыкальных занятиях и в индивидуальной.

Артикуляционная гимнастика - это не скучно! С первого взгляда кажется, что гимнастика это скучные упражнения, которые ребенок должен делать каждый день. Но это не так! Десятки известных.

Упражнения для языка: логопедическая зарядка. Логопедическая зарядка на звук[м] Артикуляционная гимнастика: Для челюсти: - сомкнуть.

Уже с давних времен было известно влияние воздействия руки на мозг человека. Речевая область в головном мозгу расположена рядом с двигательной.

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.

Артикуляционная гимнастика

Зачем нужна гимнастика?

Дефекты речи могут серьёзно отравить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5 – 7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Здесь важно понять, что чем раньше вы начнете занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.
Иногда дети правильно произносят звуки, но из-за вялости звукопроизношения получается «каша во рту». Данное явление считается невыраженным отклонением развития речи и называется стёртой формой дизартрии.

Основные правила гимнастики

Занятия должны стать системой для вас и ребёнка, только регулярные тренировки могут дать результат. О чём ещё нужно знать:

продолжительность проведения «зарядки для язычка» зависит от утомляемости крохи, но не более 10 минут;
во время занятий малыш сидит перед зеркалом, чтобы видеть свой язык;
никогда не принуждайте кроху, лучше превратите тренировки в игру;
занятия проводятся в размеренном темпе, по 4 – 5 упражнений за сеанс;
если малышу сложно повторить за вами артикуляционное движение, помогите ему ручкой чайной ложки;
задача родителей следить за правильностью и плавностью выполнения действий, иначе гимнастика не имеет смысла.
Если гимнастика дается дошколёнку с большим трудом, его язык дрожит и не слушается, лучше обратиться к логопеду. Возможно, крохе необходим специальный массаж.

Виды упражнений

Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения

При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.
«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.
«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения

Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.
«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.
«Где конфетка» . Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.
«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Как видно, движения очень просты, и выполнять их можно даже без логопеда.

Возрастные особенности детей и гимнастика

Заниматься артикуляционной гимнастикой с грудничками пока ещё рановато, а вот восьмимесячный малыш вполне способен повторить некоторые действия за взрослым: надуть щёчки, высунуть язык, произнести простые сочетания звуков. Например, можно пофыркать с малышом во время переодевания или умывания.

Для детей 2 – 3 лет

Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков - шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому главной целью работы на данном этапе является развитие слухового внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование длительности ротового вдоха, уточнение произношения звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.
«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.
«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу, вправо и влево).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.
«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Игровой характер добавит артикуляционной гимнастике использование картинок, которые наглядно показывают, как выполнять упражнение, и что необходимо изобразить. Также помогут развлечь кроху веселые стихи.

Для детей 4 – 5 лет

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К выполняемым упражнениям повышаются требования, увеличивается темп работы.

«Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок вперед, делая его узким.
«Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.
«Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка. Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы неподвижны.

Для детей 5 – 7 лет

Цель работы: дать представление о спинке языка. Выполнение изученных упражнений безупречно и доведено до автоматизма. Ребёнок без труда выполняет комплексы, в которых легко и быстро меняет положение органов.
К этому возрасту уже заметно, какие дефекты речи необходимо исправлять. Поэтому и упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка. Немаловажно уделять внимание и развитию фонематического слуха, ведь не за горами школа, а как дитя будет писать буквы, если не умеет их различать на слух.

«Хлопни в ладоши». Взрослый называет звуки, а дошкольник хлопает в ладоши (приседает, поднимает руку), когда слышит заранее оговоренный звук. Задачу можно усложнить, произнося не звуки, а слова, в которых встречается искомый звук.
«Замени звук». Взрослый называет слово, чадо заменяет один из звуков. Например, «Замени первый звук на [р] и произнеси, что получилось: писк - ..иск».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пюре из брокколи, как варить брокколи Рецепты из капусты брокколи для детей
Домашние козинаки рецепт из семечек и арахиса Козинаки в домашних условиях с арахисом
Вкусное песочное печенье: рецепт с фото Приготовить печенье для детей