Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарий детской рождественской сказки – “12 месяцев”. Методическая разработка спектакля на примере сказки «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С

Драматическая сказка

Действующие лица

Старуха-мачеха.

Падчерица.

Королева, девочка лет четырнадцати.

Гофмейстерина, высокая, тощая старая дама.

Учитель Королевы, профессор арифметики и чистописания.

Начальник королевской стражи.

Офицер королевской стражи.

Королевский прокурор.

Посол Западной державы.

Посол Восточной державы.

Главный садовник.

Садовники.

Старый Солдат.

Молодой Солдат.

Старый Ворон.

Первая Белка.

Вторая Белка.

Двенадцать месяцев.

Первый Глашатай.

Второй Глашатай.

Придворные.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

Зимний лес. Укромная полянка. Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками. Очень тихо. Несколько мгновений на сцене пусто, даже как будто мертво. Потом солнечный луч пробегает по снегу и освещает белесо-серую Волчью голову, выглянувшую из чащи, Ворона на сосне, Белку, примостившуюся в развилине ветвей у дупла. Слышится шорох, хлопанье крыльев, хруст сухого дерева. Лес оживает.

Волк . У-у-у! Поглядишь, будто нет никого в лесу, будто пусто кругом. Да меня не надуешь! Я чую - и заяц тут, и белка в дупле, и ворон на суку, и куропатки в сугробе. У-у-у! Так бы всех и съел!

Ворон . Карр, карр! Вррешь - всех не съешь.

Волк . А ты не каркай. У меня с голодухи брюхо свело, Зубы сами щелкают.

Ворон . Карр, карр! Иди, бррат, своей доррогой, никого не трогай. Да смотри, как бы тебя не тронули. Я воррон зоркий, за тридцать верст с дерева вижу.

Волк . Ну, что ж ты видишь?

Ворон . Карр, карр! По дорроге солдат идет. Волчья смерть у него за плечами, волчья гибель на боку. Карр, карр! Куда ж ты, серрый?

Волк . Скучно слушать тебя, старого, побегу туда, где тебя нет! (Убегает.)

Ворон . Карр, карр! Убрался серый восвояси, струсил. Поглубже в лес - от смерти подальше. А солдат-то не за волком, а за елкой идет. Санки за собой тянет. Праздник нынче - Новый год. Недарром и мороз ударил новогодний, трескучий. Эх, расправить бы крылья, полетать, согреться - да стар я, стар… Карр, карр! (Прячется среди ветвей.)

На поляну выскакивает 3аяц. На ветвях рядом с прежней Белкой появляется еще одна.

Заяц (хлопая лапкой о лапку). Холодно, холодно, холодно. От мороза дух захватывает, лапы на бегу к снегу примерзают. Белки, а белки, давайте играть в горелки. Солнце окликать, весну зазывать!

Первая Белка . Давай, заяц. Кому первому гореть?

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь.

Выходи - тебе гореть!

Заяц становится впереди. За ним - две Белки.

Заяц .

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо - Птички летят,

Колокольчики звенят!

Первая Белка . Лови, заяц!

Вторая Белка . Не догонишь!

Белки, обежав Зайца справа и слева, мчатся по снегу. Заяц - за ними. В это время на полянку выходит Падчерица. На ней большой рваный платок, старая кофта, стоптанные башмаки, грубые рукавицы. Она тянет за собой санки, за поясом у нее топорик. Девушка останавливается между деревьями и пристально смотрит на Зайца и Белок. Те так заняты игрой, что не замечают ее. Белки с разгона взбираются на дерево.

Заяц . Вы куда, куда? Так нельзя, это нечестно! Я с вами больше не играю.

Первая Белка . А ты, заяц, прыгни, прыгни!

Вторая Белка . Подскочи, подскочи!

Первая Белка . Хвостом махни - и на ветку!

Заяц (пытаясь прыгнуть, жалобно). Да у меня хвост короткий…

Белки смеются. Девушка тоже. Заяц и Белки быстро оглядываются на нее и прячутся.

Падчерица (вытирая слезы рукавицей). Ох, не могу! До чего смешно! На морозе жарко стало. Хвост, говорит, у меня короткий. Так и говорит. Не слыхала бы своими ушами - не поверила бы! (Смеется.)

На поляну выходит Солдат. За поясом у него большой топор. Он тоже тянет за собой санки. Солдат - усатый, бывалый, немолодой.

Солдат . Здравия желаю, красавица! Ты чему же это радуешься - клад нашла или хорошую новость услыхала?

Падчерица машет рукой и смеется еще звонче.

Да ты скажи, с чего тебя смех разбирает. Может, и я посмеюсь с тобой вместе.

Падчерица . Да вы не поверите!

Солдат . Отчего же? Мы, солдаты, на своем веку всего наслышались, всего нагляделись. Верить - верим, а в обман не даемся.

Падчерица . Тут заяц с белками в горелки играл, на этом самом месте!

Солдат . Ну?

Падчерица . Чистая правда! Вот как наши ребятишки на улице играют. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло…» Он за ними, они от него, по снегу да на дерево. И еще дразнят: «Подскочи, подскочи, подпрыгни, подпрыгни!»

Солдат . Так по-нашему и говорят?

Падчерица . По-нашему.

Солдат . Скажите на милость!

Падчерица . Вот вы мне и не верите!

Солдат . Как не верить! Нынче день-то какой? Старому году конец, новому - начало. А я еще от деда своего слыхал, будто его дед ему рассказывал, что в этот день всякое на свете бывает - умей только подстеречь да подглядеть. Это ли диво, что белки с зайцами в горелки играют! Под Новый год и не такое случается.

Падчерица . А что же?

Солдат . Да так ли, нет ли, а говорил мой дед, что в самый канун Нового года довелось его деду со всеми двенадцатью месяцами встретиться.

Падчерица . Да ну?

Солдат . Чистая правда. Круглый год старик разом увидал: и зиму, и лето, и весну, и осень. На всю жизнь запомнил, сыну рассказал и внукам рассказать велел. Так до меня оно и дошло.

Падчерица . Как же это можно, чтобы зима с летом и весна с осенью сошлись! Вместе им быть никак нельзя.

Солдат . Ну, что знаю, про то и говорю, а чего не знаю, того не скажу. А ты зачем сюда в такую стужу забрела? Я человек подневольный, меня начальство сюда отрядило, а тебя кто?

Падчерица . И я не своей волей пришла.

Солдат . В услужении ты, что ли?

Падчерица . Нет, дома живу.

Солдат . Да как же тебя мать отпустила?

Падчерица . Мать бы не отпустила, а вот мачеха послала - хворосту набрать, дров нарубить.

Солдат . Вон как! Значит, ты сирота? То-то и амуниция у тебя второго сроку. Верно, насквозь тебя продувает. Ну, давай я тебе помогу, а потом и за свое дело примусь.

Самуил Яковлевич Маршак

Двенадцать месяцев

Славянская сказка

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал апрель.

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось?

А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица, - всё не так, как ни повернётся, - всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.

Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.

А сестра говорит ей:

Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзина.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко, меж деревьев, блеснул огонёк - будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, - думает, - огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост.

Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков еще того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль.

И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

Ты откуда пришла? Чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.

Засмеялся старик:

Это в январе-то подснежников? Вон что выдумала!

Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.

Сказала это и заплакала.

И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику:

Братец Январь, уступи мне на час своё место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров… Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.

Ну, будь по-вашему, - сказал Январь.

Год издания книги: 1943

Пьеса «Двенадцать месяцев» Маршака впервые увидела свет в 1943 году. Произведение было написано специально для постановки его в одном из московских театров. По мотивам рассказа были сняты мультипликационные и художественные фильмы. Последней экранизацией пьесы сказки «Двенадцать месяцев» стало одноименное японское аниме, выпущенное в 1980 году.

Пьесы «Двенадцать месяцев» краткое содержание

В зимнем дремучем лесу переговариваются между собой и звери и птицы. Их замечает маленькая девочка, которую мачеха отправила в лес, чтобы набрать дрова. Там Падчерица встречает Солдата и заводит с ним беседу о погоде и лесных животных. Она рассказывает служивому о том, как видела, что маленькие звери играют между собой. Тот рассказывает, что под Новый год возможно увидеть и не такие чудеса. В пьесе «Двенадцать месяцев» читать можем, что, заметив, как Падчерица холодно, Солдат решает помочь ей насобирать нужное количество дров. Он рассказывает, что отправился в лес, чтобы найти самую пышную и красивую елку для Королевы. Как только они прощаются, на поляне появляются двенадцать месяцев. Они разводят костер и начинают вести душевные беседы.

Маленькая Королева, как и Падчерица, была круглой сиротой. Целыми днями четырнадцатилетняя девочка должна была учиться у Профессора, как правильно писать и считать. Однако у неё ничего не получалось, ведь Королева не любила, когда ее критикуют. Когда Профессор начинает рассказывать девочке о весенних цветах, она тут же желает, чтобы ей как можно быстрее доставили подснежники. Учитель говорит, что это невозможно, однако девочка выдает указ, которым обещает целую корзину золота тому, кто как можно быстрее принесет ей цветы. Приказ этот быстро расходится во все углы. Слышит его и Мачеха. Старуха со своей Дочкой начинает мечтать о том, как получит большую награду. Как только Падчерица возвращается домой, они тут же как в выгоняют ее обратно на улицу, чтобы та пошла искать подснежники.

Если «12 месяцев» пьесу читать полную версию, то увидим, как, бродя по лесу, девочка ужасно замерзла. Она замечает вдалеке костер и решает подойти и погреться. Там она видит двенадцать месяцев. Они спрашивают у Падчерицы, почему же она бродит так поздно в дремучем лесу, и девочка рассказывает им свою историю. Тогда Апрель решает помочь новой знакомой. Он просит своих братьев, чтобы тебе разрешили ему на несколько минут сделать так, чтобы наступила весна. Тут же кругом появляются маленькие белые цветы. Взяв нужное количество, Падчерица уже собиралась отправиться домой. Как тут Апрель, как в , преподнес ей красивое кольцо. Он сказал, что, если во время беды подбросить украшение и сказать волшебные слова, он его братья тут же придут на помощь. Прощаясь, они просят девочку никому не рассказывать о том, что она их видела.

Той же ночью, когда Падчерица вернулась домой, Дочка старухи украла у неё подаренное кольцо. Та со слезами на глазах просила вернуть ей подарок, однако утром Мачеха быстро взяла подснежники и вместе со своей Дочерью направилась к королеве. В пьесе «Двенадцать месяцев» краткое содержание рассказывает, что тем временем во дворце происходит переполох. Королева утверждает, что Новый год не наступит до тех пор, пока она не увидит букет подснежников. Все придворные пытаются угодить ей и преподносят самые разнообразные цветы. Однако это не делает девочку счастливой. Тут заходит Мачеха и преподносит Королеве то, чего она так хотела. Та просит их сказать, что это за волшебное место, в котором растут весенние цветы.

Мачеха начинает врать, рассказывая о некоем волшебном месте с полянами, полными грибов, цветов и самых вкусных ягод. Королева говорит, что хочет отправиться туда вместе с ними. Тогда пьеса «12 месяцев» описывает, как Мачеха со своей Дочкой испугались и сказали правду. Королева всё ещё хочет отправиться в то волшебное место. Она говорит, чтобы Мачеха, ее Дочка и Падчерица сопровождали ее во время поездки. По дороге в лес Падчерица говорит Королеве, что ее сводная сестра украла у неё подаренное кольцо. Та тут же приказывает вернуть украшение его владелице. Спустя некоторое время Королева спрашивает у Падчерицы о том, где именно она видела подснежники. Однако та, помня свое обещание двенадцати месяцам, отказывается говорить правду. Тогда маленькая Королева со злостью бросает золотое кольцо в холодную прорубь.

В произведении Маршака «Двенадцать месяцев» пьесе читать можем о том, что, пока кольцо летело в воду, Падчерица успела сказать волшебные слова. Тут же девочка исчезла, а вокруг всех остальных наступила весна. Далее происходило что-то невероятное. Уже через несколько минут настало лето, и Королева увидела возле себя в большого медведя. Она ужасно испугалась, а Профессор вместе с Солдатом кинулись защищать девочку. Скоро погода сменилась на осеннюю: пошёл ужасный ливень и поднялся сильный холодный ветер. А через несколько минут снова настала зима. Королева хотела отправиться обратно во дворец, однако заметила, что все придворные ускакали на лошадях, оставив ей только сани.

Вдруг показывается седой Старик в длинной светлой шубе. Он говорит, что выполнит одно желание каждого присутствующего. Королева заявляет, что хочет поехать домой, Профессор просит сделать так, чтобы времена года снова шли своим чередом и со своей скоростью. Замерзший Солдат ужасно хочет погреться возле огня, Мачеха же со своей Дочерью говорят, что хотят получить в подарок хоть какую-то тёплую шубу, пусть даже и из собачьего меха. Старик тут же кидает им две шубы и те начинают ругаться между собой. Мачеха злиться, что не попросила в подарок соболиные шубы. Так кричали они друг на друга, пока не превратились в собак. Герои пьесы «Двенадцать месяцев» решают запрячь их в сани.

Тем временем Падчерица вместе с двенадцатью месяцами греется возле большого костра. Братья подарили девочке большой сундук с одеждой и огромные сани с двумя белыми лошадьми. Тут мимо проезжают сани Королевы, запряженные двумя собаками. Все решают выйти и погреться возле костра. Когда Королева замечает сани Падчерицы, она требует у девочки пустить ее вместе со своей свитой. Та отказывается, и Солдат говорит маленькой Королеве, что нужно попросить вежливо. Как только она произносит слово «пожалуйста», Падчерица с радостью даёт ей шубу и помогает сесть в сани. Упряжка скрывается за горизонтом, а двенадцать месяцев продолжают сидеть и разговаривать возле костра.

Пьеса «Двенадцать месяцев» на сайте Топ книг

«Двенадцать месяцев» пьесу читать всегда было очень популярно. Не даром именно по пьесе был снят художественный фильм. Это позволило произведению попасть в наш . И учитывая стабильно высокий интерес к пьесе мы еще не раз увидим ее на страницах нашего сайта .

«Двенадцать месяцев» пьесу читать полностью на сайте Топ книг вы можете .


СЦЕНАРИЙ "12 МЕСЯЦЕВ"

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Злая мачеха

Родная дочь мачехи

Падчерица

Принцесса

Профессор

Снежинки -6

12 месяцев :

Сентябрь

1. Во дворце

2. В доме мачехи

3. В зимнем лесу

4. В доме мачехи

5. Во дворце

6. В зимнем лесу

НАЧАЛО: Музыкальное вступление – исполнение песни МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Людям свойственно мечтать,

Жить, даря любовь и ласку!

Замечательную сказку

Мы решили показать.

Сцена I во дворце.

(Принцесса, профессор, министр)

дворцовые покои, зал для уроков, стол, кресло, чернильница

Уже прошло 5 лет, как король оставил этот мир, оставив профессору заботу о принцессе. А юная принцесса мнит себя королевой, капризна и беспечна. Что ж сделаешь, с рождения росла без матери и привыкла всем указывать.

На сцену выходит профессор.

Принцесса (за сценой):

Профессор, где вы?

Профессор:

Я здесь дитя! Пора начинать наш урок. Приступим, Ваше Величество. Повторим правила написания.

Принцесса:

О, право это все так скучно. Каждый раз одно и то же: учись, учись...

Профессор:

Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!

Принцесса:

Надоело, учиться, учиться, учиться... Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)

Профессор:

Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!

Принцесса (капризно):

За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?

Профессор (диктует):

- "Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!"

Принцесса (капризно):

Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать…

Профессор:

Но ведь поэт написал так

Принцесса:

А я вот хочу написать "Травка блестит" или только "Травка зеленеет". И попробуйте мне только возразить. Я - королева, а не ребенок!

Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.

Принцесса:

Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!

Профессор:

Но, Ваше Величество, этого не может быть. Весна наступит, лишь, когда кончится зима.

Принцесса:

Вот опять вы мне перечите.

Принцесса зовет министра.

Принцесса (Министру):

Прикажите зиме, пусть она уходит, а весна пусть наступить. Хочу, чтобы сугробы растаяли, а травка зеленела и росла. И птички пусть поют.

Профессор:

Но, Ваше Величество, а как же праздники? Новый год, Рождество?

Принцесса:

Праздники отменить. Пока не доставят цветы мне в покои, никакого Нового года не будет!

Профессор:

Но, первые цветы появятся только в апреле...

Принцесса (удивленно):

В апреле? А что за цветы?

Профессор:

Подснежники.

Принцесса:

Да как они смеют, только в апреле...

Профессор:

В середине зимы подснежников не бывает - это закон природы. А в конце декабря весны не будет.

Принцесса:

А сегодня что?

Профессор:

Конец декабря. А после, начало января. Потом февраль, март, и только потом апрель.

Принцесса:

Нет, января не будет до тех пор, пока мне не принесут подснежники. А кто принесет эти цветы, велю обменять их на золотые монеты.

Принцесса (обращается к Министру):

Министр! Немедленно готовьте Указ: Цветы во дворец!

Сцена II. В доме мачехи.

(Мачеха, Дочка, Падчерица)

деревенская избушка.

Мачеха (дочке):

Надоело дома сидеть.

Дочь: Так устала от сиденья-

Просто нету сил лежать!

Мачеха: Надоело сидеть дома. Я люблю ходить к знакомым.

Поболтать, Сплетни новые послушать.

Дочь:

Как всегда, развесив уши…

Ну, а я люблю покушать

И поспать.. (засыпает)

Глашатый -

Королевский Указ: Ждет того награда, кто подснежник принесет во дворец под Новый год!

Мачеха (дочке):

Слышала? Где наша корзина?!

Начинают искать.

Мачеха (о Падчерице):

Где эта лентяйка ходит. Мы её пошлем!

Появляется Падчерица с вязанкой дров.

Мачеха:

Где ты ходишь?! Мы уже целый час тебя ждем.

Дочка:

Вечно где-то ходишь, бродишь...

Падчерица:

Ходила за хворостом.

Дочка и мачеха (хором):

А теперь пойдешь в лес за подснежниками!

Падчерица:

Что вы, какие в лесу подснежники зимой?

Мачеха:

Опять споришь? Сказано, бери корзину, ступай в лес и без подснежников не смей возвращаться!

Выталкивает падчерицу за дверь.

Мачеха: Моя ласточка,а ты

Приготовься, к Королеве

По утру с тобой пойдем:

Ей цветочки отнесем

И получим денег море,

Знать ни в чем не станем горя!

(уводит Дочку за кулису)

Дочь: Мы получим денег - море! И не будем знать мы горя! (Уходят)

Сцена III. Заснеженный лес.

(Падчерица, братья-месяцы)

На сцене появляются девочки - снежинки

(под музыку вьюги)

1 снежинка:

Мы белые снежинки,

Летим, летим, летим.

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим.

2 снежинка

Покружимся над садом

В холодный день зимы

И тихо сядем рядом

С такими же, как мы.

3 снежинка

Танцуем над полями,

Ведем, свой хоровод,

Куда, не знаем сами,

Нас ветер понесет.

4 снежинка:

На сосне и на берёзе

Бахрома -

Белой пряжей

Их запутала зима.

5 снежинка:

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

6 снежинка:

Снег, снег ложится,

Темная ночь кружится!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

ТАНЕЦ СНЕЖИНОК

Падчерица:

Страшно очень в лесу ночью

От злой стужи умирать,

Эх, подснежники-цветочки,

Вас весной мне не видать.

Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев.

Мороз справляет торжество,

Метель седая злится.

Кому еще под Рождество

Вдруг дома не сидится?

Открывается картина: у волшебного костра сидят братья-месяцы.

Месяц Февраль:

Кто это там бродит среди деревьев? Выходи на свет.

Падчерица:

Здравствуйте. Можно мне немного погреться у вашего костра?

Январь:

Проходи к огню, грейся. Ближе, садись.

Ноябрь:

Я её здесь часто вижу.

Падчерица:

Обычно за валежником

Я в лес хожу зимой,

Набрать в лесу подснежников

Вдруг велено самой…

Самою королевой!

И мачехой моей

Не смела я ослушаться,

Хотя смешить людей

По правде не охота.

И Девочка заплакала.

Месяц Март:

Не плачь, мы сможем, помочь беде твоей!

Перестань, наш старший братец,

Свет Январь, метель кружить!

Апрель:

Можешь посох одолжить?

Полчаса,поверь, мне хватит.

О земь посохом ударь!

Январь:

Я не против- как Февраль?

Февраль:

Я не против, чего мне?

Дам дорогу я весне!

Братья передают друг другу посох и стучат им об землю. Последним берет посох Апрель.

Апрель:

Иди, скорее собирай свои подснежники. Мы на полчаса для тебя весну сделали.

МУЗЫКА Девочка убегает собирать подснежники и возвращается с корзинкой цветов.

Падчерица (радостно):

Спасибо, дорогие братцы! Спасли меня от гнева Вы Мачехи моей!

Июнь:

За добро всегда добром платят. Ну, теперь иди домой смело. И вот что еще...

Протягивает Девочке кольцо.

Июль: (обращается к месяцу в небе)

Месяц, брат ты наш небесный!

Нашу гостью проводи

И до дому доведи.

Октябрь:

Ты кольцо наше храни!

Сентябрь:

Никому не говори,

Ты, красавица о нас!

Падчерица:

Не скажу!

Август (провожают её, машут вслед)

Ну, в добрый час!

Сцена IV. В доме Мачехи

Дочь:

Кто-то в дверь стучится. Может зверь? Или метель бьется?

Входит в дверь Падчерица и ставит корзину перед Мачехой и ее Дочкой.

Падчерица (устало): Ну, а я пошла за печку, Греться в теплое местечко! (уходит в центральную кулису)

Дочь: Бежим скорее во дворец!

Мачеха: Ах, я смертельно рада!

Дочь: Я попрошу большой ларец

С огромною наградой! (Убегают вправо)

Спешно одеваются и уходят.

Сцена V. Во дворце.

(Профессор, Министр, Принцесса)

тронный зал, наряженная елка, на троне сидит принцесса.

Министр:

С Новым годом вас, Ваше Величество!

Принцесса:

Вы что, совсем не понимаете? Я же сказала, что без цветов Новый год не наступит!

Профессор (нервно):

Ваше Величество - это же шутка?

Принцесса:

Мне не до шуток. Так где цветы? Принесите мне их срочно!

Профессор:

Но, Ваше Величество, в канун Рождества в лесу - только метели!

Принцесса (раздраженно):

Вы снова мне посмели перечить?!

Вдруг за сценой слышится шум. Министр уходит узнать что там такое.

Появляются Министр, Мачеха и Дочка.

Профессор (увидев цветы):

Я, наверное, схожу с ума. Там- цветы!!! Весна - зимой? О, Боже!!!

Принцесса (радостно):

Профессор, ну, что я вам говорила? Давайте цветы сюда! Где вы их взяли?

Мачеха (запинаясь):

Мы с утра с Дочкой и всю ночь среди сугробов в лесу плутали, плутали и вдруг нашли цветы.

Принцесса (удивленно):

Мачеха (толкая дочку локтем):

Продолжай ты!

Дочка:

Ну вот идем по чаще и видим птичка сидит и зовет весну...

Принцесса:

Кого зовет?

Дочка (толкая в бок Мачеху):

Продолжай!

Мачеха:

Ну, весну зовет, ну,... солнце там,... цветенье! И расцвели цветы от ее пенья...

Министр (недоверчиво):

Не может быть!

Мачеха:

Ну мы быстрей наВрали целую корзину!

Дочка (толкает Мачеху в бок):

Не наВрали, а НаРвали!

Мачеха:

А я что говорю, нарвали и сразу во дворец.

Дочка:

Чтобы за них получить золото. Вот.

Принцесса (важно и величественно):

Министр, наградите их. Насыпьте корзину золота.

Принцесса (обращается к мачехе и дочке):

Немедленно отведите нас туда, где вы нашли цветы! Иначе прикажу вас казнить!

Мачеха и Дочь падают на колени в испуге.

Мачеха:

Ваше Величество, помилуйте. Спасите, пощадите! Это не мы цветы нашли, а наша лентяйка.

Дочка:

Да, да это все моя сестра. Вы у нее спросите.

Принцесса:

Сестру сюда доставьте! Нет лучше мы за ней заедем по дороге. Карету мне. Немедленно!

Сцена VI. В зимнем лесу.

(Принцесса, Профессор, Министр, Мачеха с Дочкой, Падчерица, 12 братьев-месяцев)

На сцене Принцесса, Мачеха и Дочка. Мачеха молча показывает на Падчерицу.

Падчерица в это время рассматривает колечко и любуется им.

Принцесса подкрадывается к Падчерице.

Принцесса:

Ну-ка покажи мне свое колечко и покажи, где растут подснежники зимой!

Падчерица (испуганно):

Принцесса (нетерпеливо):

Я - Королева! А ну живо рассказывай.

Падчерица:

Но там нет больше цветов.

Принцесса (нетерпеливо):

А где взяла их?

Падчерица:

Я не могу сказать. Это секрет!

Принцесса (в гневе):

Что?! От меня секреты!!! Казнить!!! Ах, да... давай сюда кольцо!

Вырывает колечко, оно падает и катится.

Падчерица:

Ах, милый братцы, придите мне на помощь.

Братья-месяцы выходят на сцену

Январь:

Звала ты нас? Мы пришли.

Мачеха:

А это кто?

Принцесса (Январю):

Кто ты такой!

Мачеха (громко, догадалась):

Наверное, он - Снеговик!

Дочка (ехидно на Мачеху):

А вы тогда - Снежная баба!

Мачеха:

Да как посмела родную мать бабой снежною обозвать?

Дочка:

А вы точно как снежная баба. Такая же холодная и злая, как собака.

Мачеха и Дочка начинают ругаться и друг друга обзывать.

Вот сцепились, словно собаки. По делам и награда!

Март:

Глянь, превратились в двух собак.

Принцесса (испугано):

Я, хоть и Королева, но я боюсь. Я не хотела вас обидеть.

Принцесса (показывает на министра):

Это все он. Он писал указы.

Министр:

Ну, вот опять нашла крайнего.

Январь (Принцессе):

Ты лучше попроси прощенья у всех тех, кого обидела.

Принцесса (обращается к министру, профессору):

Простите меня за то, что я была горда, упряма, капризна, не учтива. Обещаю, я исправлюсь.

Принцесса (обращается к Падчерице): - И ты меня прости за все. Мы с тобою обе сиротки.

Падчерица(прислушивается) : ой, слушайте, часы бьют, оставим все обиды в прошлом году!

Лесом частым,

Полем вьюжным

Зимний праздник к нам идет.

Так давайте скажем дружно:

ВМЕСТЕ «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ О СНЕЖИНКЕ

Сказка Маршака многократно переиздавалась в советское время — и пере-изда-ется сей-час. Она входит в стандартную программу по литературе для сред-них школ. В 1947 году ее впервые поставили в театре — во МХАТе, и за этой поста-новкой последовали сотни других. В 1956-м «Двенадцать месяцев» адап-тиро-вали для мультфильма, в 1972-м — экранизировали. В 1980-м на основе пьесы в Японии сняли мультфильм.

Реабилитация Нового года

Обложка пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев». 1946 год Российская государственная детская библиотека

«Двенадцать месяцев» — новогодняя сказка: ее действие происходит 31 декабря и 1 января. Этот хронологический рубеж особенно важен, если вспомнить, что в оригинальной богемской сказке, которую перекладывал для театра Маршак, мачеха и сестра посылают па-дче-рицу в лес за фиалками в середине января, а не под Новый год. Образ Нового года как времени чудес и удивительных происшествий неоднократ-но подчеркивается и обыгрывается в пьесе. Для чего это понадобилось Маршаку?

Возобновление празднования Нового года как аналога и светского замещения Рождества в Советском Союзе произошло после долгого перерыва только в 1935 году. Многие родители и дети, не говоря уже о работниках детских учре-ждений, плохо представляли себе, как следует отмечать Новый год: как наря-жать елку, организовать ритуал дарения подарков, какое представление поста-вить, какие стихи читать. Начиная с 1936 года в помощь родителям, учителям и массовикам-затейникам издавались специальные сборники со сценариями детских праздников, стихами о елке и Новом годе. Немало написал в предвоен-ные годы для таких сборников и Самуил Маршак. Его пьеса «Двенадцать меся-цев» стала, наверное, самым популярным советским сценарием для Нового го-да, поддержав начатую в 1935 году традицию создания семейного светского праздника.

Военная сказка

«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз---гар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож-ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа-луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти-ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи-нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.

На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую-щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа-дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере-вернула война.

«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год

Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур-ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театраль-ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец-ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье-ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.


Киностудия «Союзмультфильм»

В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем---», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото-ром в фа--шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо-бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер--ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес-том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри-цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч-ка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма--чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.

Антитоталитарная сказка


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Определение «антитоталитарная сказка» чаще всего используется примени-тельно к драматическим сказкам Евгения Шварца «Тень», «Дракон» и «Обык---но--венное чудо», а также к сказочной пьесе Тамары Габбе «Город мастеров». В этом жанре под видом сказочных королевств и их обитателей изображаются худшие черты тоталитарных государств XX века и то разруши-тельное влияние, которое они оказали на человеческую психологию. Неудиви-тельно, что своего расцвета в советской литературе антитоталитарная сказка достигла в годы войны, когда под видом сатиры на нацистскую Германию мож-но было писать и даже публиковать сатиру, которая была нацелена и на совет-ские порядки. Из военных лет особенно щедрыми на произведения такого жанра стали 1942-1943 годы, когда появились «Двенадцать месяцев», «Город мастеров» и «Дракон».

О причинах такой урожайности писал и Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба», и Мариэтта Чудакова в своих статьях по истории советской литера-туры: советское государство, а за ним и советская цензура, почувствовав смер-тель-ную опасность, несколько ослабили прессинг, и в печати стали появляться ранее недозволенные вещи. Однако уже к лету 1943 года маятник качнулся в противоположную сторону — военная оттепель оказалась очень недолгой.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Мотивы бездумного распоряжения чужими жизнями, безосновательных угроз лишить жизни из-за малейшей прихоти самовлюбленного правителя видны в «Двенадцати месяцах». Все помнят сцену урока, на котором королева пове-левает казнить одного из своих подданных только потому, что слово «казнить» более короткое, чем «помиловать», а задуматься над собственным решением, как просит ее профессор, категорически не хочет. В другом эпизоде королева угрожает казнью главному садовнику: тот не смог найти в январе подснежни-ков. Механизм репрессивного страха запускается, и садовник в панике объявля-ет виновным главного лесничего.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

В январе королева решается на лесную прогулку за ягодами, орехами и слива-ми. Никто не смеет ей перечить, и прогулка заканчивается настоящей ката-стро-фой: пережив за несколько минут смену всех времен года, королева и при--дворные остаются в лесу без средств передвижения и без зимней одежды в один из самых холодных зимних дней. Конечно, эту цепочку событий можно воспринимать только в сказочном контексте, ведь сказка не была пря-мой сати-рой на советскую действительность. Однако к концу 1942 года у мно-гих выро-сло ощущение неуверенности и неудовлетворенности решениями, кото-рые руководители страны, в том числе Сталин, принимали и на фронте, и в ты-лу. Об этом, конечно, должен был неоднократно думать и автор «Двенадцати месяцев».

Апокалипсис 1942 года


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Юная королева у Маршака — правительница, своими безответственными реше-ниями радикально меняющая весь ход мировых событий. В сказке она устраи-вает просто-таки конец света, от которого все спасаются только чудом:

К о р о л е в а (гневно) . Никаких месяцев в моем королевстве больше нет и не будет! Это мой профессор их выдумал!
К о р о л е в с к и й п р о к у р о р. Слушаю, ваше величество! Не будет!
Становится темно. Поднимается невообразимый ураган. Ветер валит деревья, уносит брошенные шубы и шали.
К а н ц л е р. Что же это такое? Земля качается…
Н а ч а л ь н и к к о р о л е в с к о й с т р а ж и. Небо падает на землю!
С т а р у х а. Батюшки!
Д о ч к а. Матушка!
<…>
Тьма еще больше сгущается.

Среди произведений советской литературы, написанных незадолго до «Две-надцати месяцев», есть одно, в котором порядок действий именно таков: пра-витель принимает одно-единственное безответственное решение — и меня-ет всю мировую историю, причем роковой и необратимый характер его реше-ния, как и вселенский масштаб происходящих событий, подчеркивается наступаю-щей тьмой и ураганом. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Мар-шак должен был прочитать в 1941-1942 годах Судя по сохранившимся документам, вплоть до 1942 года в руководстве Союза писателей обсуждалась возможность издания много-томного собрания сочинений Булгакова. . После распятия Иешуа «тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокура-тором го-род». В этот момент Пилат — желающий, видимо, встретить стихию (или волю высшей силы?) лицом к лицу — остается в колоннаде дворца и прояв-ля-ет само-дурство, ничем не уступающее злым капризам королевы:

«Слуга, перед грозою накрывавший для прокуратора стол, почему-то растерялся под его взглядом, взволновался от того, что чем-то не уго-дил, и прокуратор, рассердившись на него, разбил кувшин о мозаичный пол, проговорив:
— Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что-нибудь украл?
Черное лицо африканца посерело, в глазах его появился смертельный ужас, он задрожал и едва не разбил и второй кувшин, но гнев прокура-тора почему-то улетел так же быстро, как и прилетел» Другой очевидный источник сцены апока-лип-сиса в «Двенадцати месяцах» — «Мисте-рия-буфф» Маяковского, где есть и слово «тьма»: «Нечистые двинулись ввысь. Ломае-мые, па-дают тучи. Тьма». .

Маршак регулярно общался с Булгаковым в последние месяцы его жизни, а по-сле смерти писателя 10 марта 1940 года вошел в комиссию по его литератур-ному наследству. Члены комиссии иногда собирались у Маршака дома. Он не то-----ль-ко имел доступ к неопублик--ованному роману, но и, как член комис-сии по литературному наследству, был обязан его прочитать.


Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год Киностудия «Союзмультфильм»

Вероятно, после того, как «Юного Фрица» обвинили в излишнем легкомыслии, Маршак в самом деле решил написать нечто более серьезное и моралистичес-кое. Он создал сказку, в которой могущественные потусторонние силы — оли-цетворенные духи времени — после мирового катаклизма восстанавливают спра-ведливость, спасая слабых и униженных и наказывая надменных и само-уве-ренных.

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе