Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самые известные японские мечи. Япония

Мурамаса — знаменитый японский кузнец и мечник. Он жил в Японии в период Муромати, то есть примерно в XVI веке, и отличился тем, что основал оружейную школу имени себя. Мечи Муромасы (а это был не один, но целая серия клинков) отличались качеством и славились необычайной остротой , что сделало их весьма популярными в воинской среде. Предположительно, Мурамаса — это целая династия оружейников, поскольку историки выделяют несколько мастеров с этим именем. Первым из них стал Сэндзи Мурамаса, о работах которого было известно еще в 1460-х годах.

Легенда гласит, что клинок Мурамаса проклят и заражает владельца безумной жаждой крови . Если он долго пылится в ножнах без дела, то меч может даже восстать против своего хозяина и заставить его совершить самоубийство, чтобы после смерти найти себе более подходящего воина. Мурамаса часто противопоставляется другому знаменитому мастеру, Масамунэ, речь о котором пойдет ниже. Реальность, впрочем, скорее всего была не столь ужасна: учитывая отменное качество клинков, владелец дорогого меча ожидаемо одерживал победу в поединке намного чаще, чем и заслужил изделиям семейства оружейников славу магического оружия. Что ж, в феодальной Японии это, пожалуй, был лучший пиар из всех возможных вариантов!

Мечи Масамунэ

Часто говорят, что Мурамаса и Масамунэ были современниками, но это банальная историческая неточность. Один из самых известных оружейников Японии жил как минимум на два века раньше, с 1288 по 1328 год, в конце эпохи Камакура. Он работал в провинции Сагами и прославился тем, что создал революционную для XIII века технологию изготовления мечей — Сосю . Японское холодное оружие того периода отличалось хрупкостью, поскольку источником железа выступал песок, богатый рудой, которую очень сложно очистить от примесей. Слоистая ковка, где полоски стали с различным содержанием углерода сваривали вместе и проковывали несколько раз (отчего получалось 128 слоев стали), сделала мечи намного прочнее. По легенде, мечи Масамунэ придают владельцу спокойствие и хладнокровность, высоко почитаемые японскими воинами и столь необходимые во время реального поединка. Говорят, что мастер даже не подписывал свои работы — подделать их все равно никто не мог.

Семизубый меч

Причудливый клинок Нанацусая-но-тати (иначе «меч с семью лепестками») был обнаружен в синтоистском святилище Исоноками-дзингу, что в городе Тэнри, в 1945 году. Его форма указывает на то, что меч этот скорее всего был церемониальным оружием и не использовался в настоящем бою : от лезвия отходят шесть изгибающихся ответвлений, а «седьмым зубом», судя по всему, считается верхняя часть клинка. Надпись на лезвии гласит, что этот меч был подарен китайскому императору властелином Кореи. К сожалению, меч хранился в ужасных условиях, а потому его внешний вид оставляет желать лучшего.

По легенде, меч этот был подарен полумифической императрице Дзингу. Как ни странно, но археологи уверены в правдивости этого предания: в нем упоминается и о святилище, и о самом мече, при этом возраст клинка и историческая дата правления Дзингу совпадают.

Меч Гоуцзяня


Вот еще более древний, но куда лучше сохранившийся клинок. Его археологи нашли в 1965 году в одной из гробниц на территории Китая. Меч в высшей степени примечательный: за 2500 лет (а именно так ученые оценивают его возраст) лезвие не только не проржавело, но даже не затупилось: один исследователь порезал палец, проведя по нему пальцем. Нержавеющий сплав в составе клинка и ножны, практические не пропускающие воздух вовнутрь, сделали свою работу на отлично и не позволили времени испортить артефакт.

Согласно наиболее распространенной версии, владельцем меча был Гоуцзянь, один из правителей царства Юэ. По легенде, он считал этот меч единственным стоящим оружием во всей своей коллекции, а его красота была «создана совместными усилиями Земли и Неба». Что ж, у китайских ванов определенно был хороший вкус.

Меч Победы


Этот меч — одна из королевских регалий Тайланда , олицетворяющих военную мощь и власть монарха. Длина клинка составляет 64,5 см, а вес в ножнах — 1,9 кг. Промежуток между клинком и эфесом украшен золотой инкрустацией, изображающей бога Вишну верхом на огромной ездовой птице Гаруде. Легенды гласят, что в 1784 году камбоджийские рыбаки выловили этот меч в озере Тонлесап и преподнесли в дар королю Анг Енгу, который, в свою очередь, решил преподнести меч в дар своему сюзерену королю Таиланда Раме I. Как только меч доставили в Бангкок, с семи разных сторон в город ударило семь ярких молний.

Пхра Сен Хан Чаяси (Phra Saeng Khan Chaiyasi) означает «Мудрость короля» и служит напоминанием о том, что владыка должен мудро править своими подданными. Рама I изготовил для меча великолепные ножны из золота , инкрустированные бриллиантами и другими драгоценными камнями.


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии, известные на весь мир.
Кусанаги-но цуруги


Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги - «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

Япония. Легендарные катаны


Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя "знать" - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии , известные на весь мир.

Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - "меч, скашивающий траву") также известен как Ama-no-Murakumo-no-Tsurugi (天叢雲剣) Амэ-номуракумо-но цуруги - "меч, собирающий облака рая".
Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу , позже он оказался у её внука Ниниги , а через некоторое время попал к полубогу Дзимму , который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута , расположенном в городе Нагоя , однако никаких доказательств его существования нет. Единственным правителем Японии , публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало. Этот клинок стал прототипом "Клинка Кусанаги" - боевого оружия Легендарного Саннина Конохи и нукенина Орочимару из аниме "Наруто". Посмотреть информацию об аниме можно .

Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса - знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом "напиться" крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы , которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу , которые народная молва связала с проклятием Мурамасы , правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса - это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с "демоническим духом кровожадности", засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы , чаще других одерживали победы.


В настоящее время оружие Мурамасы является национальным достоянием Японии . Документально подтверждена подлинность всего лишь нескольких мечей, которые приписываются великому мастеру, и все они находятся в музейных и частных коллекциях. Однако легенды вокруг этого имени продолжают вызывать большой интерес, предания продолжают вдохновлять не только любителей оружия, но и людей искусства. Великий оружейник стал героем многих литературных произведений, а также популярным персонажем аниме и компьютерных игр.

Хондзё Масамунэ

О самом Горо Нюдо Масамунэ известно собственно мало. Он жил примерно в второй половине 13-го первой половине 14-го века, в период Камакура , когда власть находилась в руках военной клики сёгуна и что способствовало постоянным войнам. Масамунэ считается как патриарх стиля сосю-ден, одного из самых сложных стилей ковки, Также Масамунэ приписывается ключевая роль в разработке процесса интеграции мартенситных структур хамона (ниэ и ниой) в перлитные структуры сердцевины и наружных защитных слоёв клинка.

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы , клинки, изготовленные мастером Масамунэ , согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы , напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию. Это означало, что мечи Масамунэ предназначены для хладнокровных и рассудительных воителей, которые не вынимают их из ножен по пустякам, а мечи Мурамасы способны спровоцировать их владельца на кровопролитие по самой ничтожной причине. Утверждали, что если такой меч вынуть из ножен, то он не вернется назад, пока не прольет чью-либо кровь, хотя бы даже своего владельца, и что Мурамаса умел заключать в выкованный им клинок души погибших воинов, которые не утолили свою жажду крови.

Конечно, это чистейшей воды вымысел - Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса . Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.
Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ , был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor ) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

Семизубый меч

Семизубый меч (Нанацусая-но-тати , Nanatsusaya Mitama noTsurugi , 七支刀) - одно из национальных сокровищ Японии . Одна из основных версий относит его появление к IV в. до н.э. Согласно анализу меч был изготовлен в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи ) и назывался 칠지도 ch"iljido .
Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу , что находится в японском городе (по разным источникам сын был зачат еще при жизни императора, но задержался с рождением и появился на свет не через положенные 9 месяцев, а через три года. За это время императрица успела возглавить успешный поход в Корею и совершить много других деяний.
Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки , кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу , так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли. Меч хранили в некотором небрежении, что очень нехарактерно для японцев. Так что ржавчина покрыла его и надписи золотом сделанные на обеих стронах меча были открыты заново тольо в 1870 году.

на 1-й стороне
泰(和)四年十(一)月十六日丙午正陽造百錬(銕)七支刀(出)辟百兵宜供供候王■■■■ (作 или 祥)
надпись сильно повреждена и местами нечитаема. Приблизительный перевод:
На 16-ю луну 11-го месяцаб 4 года эры Таива меч был выкован из стали в 100 раз крепче обычной. Используя меч поразишь 100 врагов. Для достойного властителя. Сделал …
на 2-й стороне
先世以來未有此刀百濟王世(子)奇生聖音故爲倭王旨造傳示後世
Никогда прежде не было такого клинка. Принц царства Пэкче, который живет звуками августа, сделал этот меч для царя Ва с надеждой что он прослужит многим поколениям
Возможно, что не обошлось здесь без влияния великой индийской культуры, оплодотворившей китайскую культуру.

Мечи знаменитых людей являются источниками легенд. Подпитываемые сказаниями о кровопролитиях и завоеваниях, на протяжении всей истории были мечи, слава которых доросла до мифических пропорций из-за тенденции людей смешивать факты и вымысел до такой степени, что они оказываются неотделимы друг от друга. Некоторые из этих мечей могут на самом деле быть ожившими легендами, однако истории других настолько странные, что невольно задумываешься об их правдивости. В мире нет другого вида оружия, которое бы оставило такой впечатляющий след в человеческой истории.

10. Меч в Камне (Sword In The Stone)

Хотя легенда о короле Артуре по большой части является частью фольклора и мифом, существуют доказательства того, что история о мече в камне может быть правдивой. В Часовне Монтесьепи (Monte Siepi), Италия, существует древний меч, воткнутый в камень, который вероятно является ключом к нахождению источника легенды.

Считается, что Святой Галгано Гвидотти (Saint Galgano) был тосканским рыцарем, которому Архангел Михаил приказал отказаться от грешных привычек. Галгано сказал, что это было бы также сложно как расколоть камень, и попытался доказать свою точку зрения разломав меч о неподалёку лежащий камень. По легенде, лезвие меча вонзилось в камень, как горячий нож в масло. Меч до сих пор находится в камне, где оставил его Галгано, отказавшийся после этого от грешной жизни.

После того как Святого Галгано канонизировали, рассказ о его святом мече быстро распространился среди народа. Легенда Экскалибура (Excalibur) появилась раньше, чем Галгано, но непосредственное упоминание меча в камне добавилось к легенде вскоре после Галгано. По теории, меч святого послужил реальным прототипом меча Артура в камне.

Конечно, всё зависит от того, принадлежал ли меч Галгано на самом деле. Многие считают, что происхождение меча может быть совсем не связано со святым. Однако, Луиджи Гарласчелли (Luigi Garlaschelli) из Павийского университета (University of Pavia) недавно провёл радиоуглеродный анализ меча, который показал, что меч был изготовлен в 12-ом веке, что совпадает с жизнью Святого Галгано, хотя это, конечно же, не является доказательством правдивости непосредственной истории.

9. Кусанаги-но цуруги (Kusanagi)


По легенде, Кусанаги («Меч, скашивающий траву») был найден в теле восьмиглавого дракона, убитого богом гроз и морей. Он является частью регалий японских императоров, символом того, что древняя японская династия императоров произошла от богини Солнца – доказательство богом данного права на власть.

Считается, что Кусанаги хранится в святилище Атсута (Atsuta shrine) в префектуре Нагано (Nagano Prefecture), хотя широкой публике он не показывается, и его никто не видел уже несколько веков. Меч иногда приносят на церемонию коронации императоров, но он всегда завёрнут в ткань. Хотя его никто никогда не видел, и о мече существуют упоминания только в псевдоисторических документах и устной истории, власти Японии продолжают заставлять весь мир гадать существует ли Кусанаги на самом деле - не опровергая, но и не подтверждая его существование.

Единственное официальное упоминание меча датируется концом Второй Мировой войны – хотя император отрёкся от своей божественной природы и происхождения, он всё же приказал хранителям регалий японских императоров «защищать регалии любым способом».

8. Дюрандаль (Durandal)


На протяжении сотен лет в горе над часовней Нотр-Дам (Notre Dame chapel) в Рокамадуре (Rocamadour), Франция торчит мистический меч. Монахи говорят, что это Дюрандаль, меч паладина Роланда (Roland). По легенде, Роланд вонзил святой меч в гору, чтобы им не завладели враги. С 12-го века часовня является местом паломничества. В 2011 году меч был извлечён из горы муниципальными властями и передан в Государственный музей Средневековья - термы и особняк Клюни (Cluny Museum), в Париже, для выставки.

Но является ли на самом деле этот меч Дюрандалем? Хотя битва, при которой Роланд погиб, является хорошо задокументированным событием, первое упоминание Дюрандаля можно найти в «Песне о Роланде» (The Song of Roland), сочинённой сотни лет спустя – примерно в тот же период, когда монахи начали утверждать, что меч принадлежит Роланду. Они, скорее всего, связали свой меч с Дюрандалем по той причине, что Рокамадур был началом его путешествия, хотя его последний бой случился в сотнях километрах отсюда, в Ронсенвальской долине (valley of Roncesvaux). Так что, к сожалению, это вряд ли меч Роланда, как бы ни хотели этого монахи, исключая возможность, что Роланд смог метнуть меч на пару сотен километров. И всё же, истинное происхождение меча остаётся полной загадкой.

7. Проклятый Мурамаса (Cursed Muramasas)


Мурамаса был древним японским мечевщиком, который, согласно легенде, молился, чтобы его мечи были «великими разрушителями». За невероятное качество его мечей боги решили выполнить его желание и вселили в мечи кровожадный дух, который, если его не подпитывать битвой, доводил владельца до самоубийства или убийства. Существует бесчисленное количество историй о том, как владельцы мечей Мурамаса сходили с ума или были убиты. Мечи считались проклятыми и были запрещены императорским указом.

Указ был принят сёгуном Токугава Иэясу (Shogun Tokugawa Ieyasu), который запретил мечи после того, как от них умерла почти вся его семья. Его дед был убит мечом Мурамаса, а сам Иэясу и его отец были ранены теми же мечами. В конце концов, его жена и приёмный сын были казнены якобы проклятыми мечами.

Но были ли мечи Мурамаса на самом деле проклятыми? Скорее всего, проблема Иэясу с мечами возникла просто из-за того, что они были невероятно популярными. Мурамаса – на самом деле не один человек, а целая школа мечевщиков, которую открыл непосредственно Мурамаса. Качественные мечи Мурамаса изготавливались почти целый век и японские воины часто ими пользовались. Тот факт, что мечи Мурамаса были использованы в стольких убийствах, связанных с сёгуном, является, конечно же, совпадением.

6. Хондзё Масамунэ (Honjo Masamune)


Противоположностью проклятых мечей Мурамаса являются мечи легендарного священника и мечевщика Масамунэ. Легенда гласит, что Масамунэ и Мурамаса проверяли, кто из них является лучшим мечевщиком, опуская лезвия в речку. В то время как меч Мурамаса разрезал всё, чего касался, меч Масамунэ не разрезал ничего, что было этого недостойно – даже воздух.

Хотя работы Масамунэ считаются национальными японскими достояниями, один из мечей так и не был найден. После капитуляции Японии во Второй Мировой войны, «Хондзё Масамунэ» был отдан американскому солдату, сержанту Колди Бимору (Sgt Coldy Bimore), который, скорее всего, забрал его домой в качестве сувенира. Загадочного американского солдата так и не нашли, как, впрочем, и самого меча. Несмотря на неоспоримую ценность меча (он оценивается в несколько миллионов долларов), коллекционеры мечей не приблизились ни на шаг к нахождению легендарного утерянного меча Масамунэ.

5. Жуаёз (Joyeuse)


Жуаёз, легендарный меч Карла Великого (King Charlemagne), по легенде менял свой цвет 30 раз за день и был настолько ярок, что затмевал Солнце. Начиная как минимум с 1271 года, два меча под названием Жуаёз были частью церемонии коронации во Франции. Но так как два меча не могут быть знаменитым Жуаёзом, тайна того, какой из них на самом деле является мечом «императора Римской империи» (Holy Roman Emperor), остаётся нераскрытой.

Жуаёз, находящийся в Лувре (Louvre), перенёс сильные изменения за свою длительную историю. Самой старой его частью является рукоятка, происхождение которой недавние исследования датировали промежутком с 10-го по 11-й век. Карл Великий скончался в 813 году, так что меч немного не совпадает с жизнью императора Священной Римской Империи.

Другим претендентом на звание является «Сабля Карла Великого», расположенная в Венской сокровищнице (Imperial Treasury) в Австрии. Неизвестно, как она стала частью французских Имперских клейнодов (French Imperial Regalia), но сабля датируется началом 10-го века – ближе, чем Жуаёз, но всё же не может быть легендарным мечом Карла. Саблю, скорее всего, создали мечевщики из Венгрии, что добавило лишних легенд, что это известный «меч Атиллы», который Марс, бог войны, якобы дал Аттиле, вождю Гуннов (Attila the Hun). К сожалению, это также не является правдоподобным с точки зрения истории.

4. Меч святого Петра (St. Peter’s Sword)


Существует несколько легенд о мече, использованном Святым Петром для отрезания уха помощника верховного жреца в Гефсиманском саду (garden of Gethsemane). В соответствии с английской мифологией меч вместе со Святым Граалем (Holy Grail) в Англию привёз Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea). Однако в 968 году епископ Иордан привёз меч в Польшу – и именно этот меч, по его словам, был настоящим мечом Святого Петра. Меч Епископа, считающийся настоящей реликвией, остался в Польше и затем был перевезён в Музей Архидиоцеза (Archdiocese Museum) в городе Познань (Poznan).

Принадлежал ли загадочный меч Святому Петру? Некоторые утверждают, что меч был изготовлен на восточной границе Римской империи в первом веке, но доказательств этому нет, кроме (возможно неправильной) веры тех, кто хотят считать, что меч является настоящей реликвией. Меч в Польше является фальшионом (falchion) – разновидностью меча, которую не использовали во времена Святого Петра. Исследования металла также показали, что меч был изготовлен после смерти святого.

3. Меч Уоллеса (Wallace Sword)


Если верить легенде, Уильям Уоллес (William Wallace) – главный персонаж фильма Храброе Сердце (Braveheart) – использовал человеческую кожу для изготовления ножен, рукоятки и портупеи. «Донором» плоти был Хью де Крессингхэм (Hugh de Cressingham), казначей Шотландии, которого Уоллес освежевал после победы в Битве на Стерлингском мосту (Battle of Stirling Bridge).

По одной легенде, Уоллес использовал одну полоску кожи Крессингхэма для портупеи. По другим легендам Уоллес и его соратники использовали кожу Крессингхэма для подпруги седла. Легенда распространилась ещё дальше, когда Яков IV (King James IV) приказал заменить ножны, рукоятку и портупею чем-то более подходящим для такого великого меча. Меч, находящийся сейчас в Монументе Уоллеса (National Wallace Monument), уже является изменённой версией изначального меча.

Обладал ли когда-то Уоллес мечом-«Франкенштейном»? Хотя с Крессингхэма действительно содрали кожу, более вероятно, что Уоллес использовал кожу сборщика налогов для портупеи, а не для частей меча. История также произошла в Англии, а значит, скорее всего, была направлена на то, чтобы шотландский герой выглядел варваром. Всё же, мы понимаем нелюбовь Уоллеса к сборщикам налогов. Однако, вполне можно допустить, что он использовал кожу одного из них для украшения своего меча. Как и в случае многих других легенд, правда была затеряна в прошлом.

2. Меч Гоуцзяня (Sword Of Goujian)


В 1965 году в сыром склепе в Китае был найден выдающийся меч – несмотря на то, что ему более 2 000 лет, на нём не было ни малейшей капли ржавчины. Лезвие было настолько нетронуто временем, что когда один из археологов испробовал его остроту пальцем, пролилась кровь. Помимо его внеземной стойкости, гравировка меча была настолько искусна, что археологи не поверили, что такой детальности можно было достичь в те времена. На тот момент меч был настоящей загадкой.

Дальнейшее исследование гравировки показало, что это был меч Гоуцзян (Goujian), принадлежащий царю Юэ (Yue king), и считается, что это легендарный меч, упоминавшийся в утерянной истории царства Юэ (The Lost History of Yue). Согласно легенде, когда ван Гоуцзяня (King Goujian) оценил свою коллекцию мечей, это был единственный достойный меч. Меч был настолько великолепен, что считалось, что его изготовили совместными усилиями Небеса и Земля.

Как мечу удалось сохраниться в таком великолепном состоянии на протяжении более 2 000 лет? Исследования показывают, что мечевщики Юэ достигли такого высокого уровня металлургии, что смогли добавить антикоррозийные сплавы в лезвия. Их мечи также обрабатывались противокоррозийными веществами, которые помогли им сохраниться в отличном состоянии такое долгое время. Помимо этого, по счастливому стечению обстоятельств, ножны этого меча были почти воздухонепроницаемыми, что предотвратило окисление и позволило легендарному мечу остаться в таком первозданном состоянии – даже после того, как он провёл два тысячелетия в гробнице.

1. Семиветвистый меч (Seven-Branched Sword)


В 1945 году в Исоноками-дзингу (Isonokami shrine), Япония, был найден таинственный меч. Меч был очень необычным – из его боков выступало шесть ответвлений (конец лезвия считается седьмым ответвлением). Меч был в плохом состоянии, но тусклую надпись на лезвии всё ещё можно было прочитать. Точный перевод оспаривался несколько раз, но можно точно сказать, что меч был подарком от короля Кореи японскому монарху.

Это описание совпало с мечом, описанном в Нихон сёки (Nihon Shoki), документе, описывающем раннюю историю Японии. Если это был тот же меч с семью ответвлениями, который был дан полумифической императрице-шаману Дзингу (Jingu), он являлся бы важным признаком того, что легенда стала фактом.

Дата изготовления меча совпала с достоверными источниками в Китае, Корее и Япония. Исоноками-дзингу был также упомянут в других документах, датирующихся временем Нихон сёки, так что меч мог оставаться в святыне с древних времён. Учёные считают, что меч с семью ответвлениями является тем самым мечом из легенды, так что императрица-шаман Дзингу получила своё место в официальной истории.

+ Тисона (La Tizona)


Тисона является мечом легендарного Эль Сида (El Cid), который сражался как за христианскую армию, так и за мусульман в Испании. В музее в Бургосе (Burgos), Испания, выставлен меч, который, как утверждают представители музея, является мечом самого Эль Сида.

Меч якобы был передан Маркизу де Фальсу (Marquis of Falces) королём Фердинандом (King Ferdinand) в 1516 году. Затем его из поколения в поколение передавали члены семьи Фальс, но, в конце концов, он был отдан Военному Музею Мадрида (Madrid Military Museum) в 1944. Там он оставался шестьдесят лет, и в его происхождении никто не сомневался, но затем Маркиз продал его автономной области Кастилия и Леон, для выставки в музее Бургоса.

После продажи меча министерство культуры, связанное с Военным Музеем, начало распространять информацию о том, что меч на самом деле был изготовлен несколькими веками позднее смерти Эль Сида. Кастилия и Леон ответили на это проведением другого исследования, подтвердившего происхождение меча, и сказали, что министерство просто завидовало из-за того, что потеряло меч.

В эпической поэме Слово об Эль Сиде (Lay of El Cid) говорится, что Тисона настолько пугала врагов, что они падали в обморок при одном виде меча. Меч в Бургосе может и не заставил никого упасть в обморок, но, как минимум, он умело вызывает вокруг себя множество споров. Происхождение меча остаётся предметом горячих споров.

+ Ульфберхт (Ulfberht)


Хотя на данный момент о них уже забыли, в прошлом викинги обладали особой разновидностью мечей, намного превосходящих любое другое европейское оружие. Мечи Ульфберхт опережали своё время на тысячи лет и ими владели исключительно элита воинов викингов.

Что делало ульфберхты настолько хорошими? В то время как мечи викингов в основном были изготовлены из низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, металл этих мечей по прочности соответствовал современной стали. На них присутствовала надпись "+ULFBERH+T” и сопоставимые по качеству мечи появились в Европе только во время промышленной революции. То, как викинги смогли создать эти мечи, пока остальная Европа могла похвастаться только сталью, разбивавшейся как стекло, является загадкой.

Учёные на данный момент считают, что секрет ульфберхтов заключался в тигельной стали, которую викинги привозили из Ирана и Афганистана. Нет точных данных кем являлся Ульфберхт – и был ли это один человек – но он был единственным европейским кузнецом, который в то время работал с тигельной сталью. И это сделало его мечи оружием, на голову превосходящим всё остальное.

Меч - не просто оружие, это верный оберег, сила и слава которого куется в сражениях. История знала немало мечей, среди них особое место занимают мечи-легенды, поднимающие боевой дух целых народов.

Экскалибур

Наверное, про легендарный Экскалибур короля Артура слышали все. Его невозможно было сломать, а ножны дарили владельцу неуязвимость.

Название Экскалибура вероятно происходит от валлийского «Каледвулх», что можно перевести как «тяжело разящий». Впервые он упоминается в валлийском эпосе Мабиногионе (XI век). Согласно одной из версий, название пошло от латинского «chalybs» - сталь, а приставка «exc» означала усиленные свойства.

По одной легенде, Артур достал Экскалибур из камня, чем и доказал свое право быть королем, но в большинстве текстов, он получил его от феи озера, после того, как сломал свой первый меч. Перед смертью он приказал вернуть его законной владелице, выбросив в воду.

За мифом об Экскалибуре определенно скрывается исторический прототип, как и за фигурой короля Артура. Только это не конкретное оружие, а традиция. Например, обычай затопления оружия в Северной и Западной Европе. Страбон описывает такой ритуал у кельтов в окрестностях Тулузы, археологические раскопки в Торсбъерге свидетельствуют о наличии такой традиции в Ютландии (оружие датируется 60 – 200 годами нашей эры).

Дюрандаль

Меч племянника Карла Великого, который наводил ужас на врагов, повторил судьбу Экскалибура. Согласно саге о Карле Великом, он был выброшен в озеро после гибели его хозяина Роланда во время Ронсевальской битвы (778 год). В более поздней рыцарской поэме «Неистовый Роланд» говорится, что его часть до сих пор хранится в стене французского святилища Рокамадура.

Его легендарные свойства были практически такими же, как и у Экскалибура – он был необычайно прочным, и не сломался даже когда Роланд перед смертью попытался разбить его об скалу. Само его название происходит от прилагательного «dur» - твердый. Судя по частым упоминаниям в источниках о поломке мечей – качество стали вообще было слабым местом средневековых воинов.

Если у Экскалибура особыми свойствами отличались ножны, то у Дюрандаля это была рукоять, где, согласно саге о Карле Великом, хранились святые мощи.

Щербец

Коронационный меч польских монархов – Щербец, по легенде, был дарован князю Бориславу Храброму (995-1025) ангелом. А Борислав практически сразу умудрился поставить на нем зазубрину, ударив по Золотым воротам Киева. Отсюда и пошло название «Щербец». Правда, событие это маловероятно, так как поход Борислава на Русь состоялся до фактического строительства Золотых ворот в 1037 году. Если только он умудрился поставить зазубрину, покусившись на деревянные ворота царь-града.

Вообще, дошедший до наших времен «Щербец», если верить специалистам, был изготовлен в XII-XIII веках. Возможно, оригинальный меч исчез вместе с остальными сокровищами Польши – копьем Святого Маврикия и золотой диадемой германского императора Оттона III.

Исторические источники утверждают, что меч использовался при коронации с 1320 года по 1764 год, когда им короновали последнего польского короля, Станислава Августа Понятовского. После долгих странствий от одного коллекционера к другому, Щербец вернулся в Польшу в 1959 году. Сегодня его можно увидеть в музее Кракова.

Меч Святого Петра

Оружие апостола Петра, которым он в Гефсиманском саду отрубил ухо рабу первосвященника – Малху, сегодня является еще одной древней реликвией Польши. В 968 году папа Иоанн XIII презентовал его польскому епископу Иордану. Сегодня легендарный клинок, или его поздняя версия, хранится в музее архидиоцеза в Познани.

Естественно, среди историков нет единого времени о датировке меча. Исследователи из музея Войска Польского в Варшаве утверждают, что меч мог быть изготовлен в I веке нашей эры, но большинство ученых считают клинок в Познани поздней подделкой. Эксперты Мартин Глосек и Лешек Кайзер идентифицируют его как копию первой четверти XIV века. Эта гипотеза совпадает с тем фактом, что мечи похожей формы – фальшионы (клинок, расширяющийся к низу с односторонней заточкой) были распространены в XIV веке как дополнительное оружие английских лучников.

Меч Довмонта

Реликвией Пскова является меч святого псковского князя Довмонта (?-1299 год) – «мужа доблести и чести безупречной». Именно при нем город обрел фактическую независимость от своего старшего «брата» Новгорода. Князь вел успешную борьбы со своей изначальной родиной Литвой и Ливонским орденом, не раз спасая Псков от набегов крестоносцев.

Меч Довмонта, которым он якобы поразил в лицо магистра Ливонского ордена, долгое время висел в Псковском соборе над ракой князя. На нем была выгравирована надпись «чести моей никому не отдам». Для жителей города он стал настоящей святыней, которой благословляли всех поступавших на службу Пскову новых князей; меч Довмонта чеканился на псковских монетах.

До сегодняшнего дня меч дошел в хорошем состоянии. Сохранились даже деревянные ножны, обтянутые зеленым бархатом и окованные на треть серебром. Длина самого меча составляет около 0,9 м, ширина перекрестия - 25 см. По форме это колюще-режущий клинок треугольной формы с выступающим посередине ребром. Вверху его сохранилось клеймо, которое свидетельствует, что он был изготовлен в немецком городе Пассау. Очевидно, он принадлежал Довмонту еще во времена его жизни в Литве.

Довмонтов меч датируется XIII веком. На сегодняшний день это единственный средневековый меч в России, «биография» которого хорошо известна и подтверждается летописными сообщениями.

Кусанаги-но цуруги

Японская катана «Кусанаги-но цуруги» или «меч, косящий траву», по легенде, помогла первому японскому императору Дзимму завоевать Японию. Не удивительно, ведь она изначально принадлежала богу ветру Сусанно, брату богини солнца Аматератсу. Он обнаружил его в теле убитого им чудовищного дракона Ямата-но ороти, и подарил своей сестре. Она же, в свою очередь, преподнесла его людям в качестве священного символа.

Кусанаги долгое время был святыней храма Исоноками-дзингу, куда его перенес император Судзин. В настоящее время в храме закреплен железный меч. В 1878 году, во время раскопок, был найден клинок крупного меча общей длиной 120 см. Предполагается, что это и есть легендарный Кусанаги-но цуруги.

Семизубый меч

Еще одно национальное сокровище Японии – семизубый меч Нанацусая-но-тати. Он отличается от привычного нам оружия страны восходящего солнца, в первую очередь, своей формой – на нём есть шесть ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка.

Доподлинно неизвестно, когда он был изготовлен, но основная версия относит его к IV веке нашей эры. Согласно анализу меч сковали в царстве Пэкче или Силла (территория современной Кореи). В Японию он попал, судя по надписям на клинке, через Китай – его преподнесли в дар одному из китайских императоров. Японский эпос гласит, что он принадлежал полумифической императрице Дзингу, которая жила, приблизительно, в 201-269 годах.

Включайся в дискуссию
Читайте также
О путях разрешения межнациональных конфликтов Причины межнациональных конфликтов и пути их решения
В каких единицах измеряется вязкость?
Око планеты информационно-аналитический портал Температура воды в природе