Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конфликты в нашей жизни план-конспект занятия (7 класс) на тему. Конфликты в жизни человека Стратегии поведения людей в конфликте являются очень значимым фактором, определяющим динамику развития конфликта и его результативность

Классный час – тренинг

«Конфликты в нашей жизни».

Подготовила

Классный руководитель 11 класса

Парамонова А.А.

2016г.

Классный час-тренинг

«Конфликты в нашей жизни».

Цели классного часа:

Познавательная:

    Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.

Развивающая:

    Развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки.

Воспитывающая:

    Решение проблемы возникновения конфликтов в классе, повышение сплоченности в классе.

    Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива

Оборудование: листы бумаги для тестирования, квадратики (красные, зеленые, черные), мультифоры на доске. На доске: название темы и понятие «конфликт».

    Вступительное слово.

Мы в очередной раз встретились, чтобы вместе поговорить на тему: «Конфликты в нашей жизни». Почему мы выбрали эту тему? Выбор этот, конечно же, не случаен. Анкета проведенная среди старшеклассников показала что 90 % учащихся считают что подвергаются насилию. Какое бывает насилие?

1. психологическое (насилие над личностью).

2. физическое (причинение вреда здоровью).

3. экономическое (вымогательство денег).

4. сексуальное.

В основе любого насилия лежит конфликт.

При помощи теста, беседы, игры и по-возможности откровенных высказываний, решений мы попробуем понять, что такое конфликт, как и почему он происходит, как вести себя в подобной ситуации, как быть мудрее, выше конфликтов.

    Беседа: учащиеся садятся вокруг стола лицом друг к друг.

Вопросы:

1. Конфликт – это ……

2. Я боюсь конфликта потому что ……

3. Я не боюсь конфликта потому что …….

А что такое конфликт?

Конфликт – 1. столкновение, серьезное разногласие, спор.

2. столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное

разногласие.

Когда и почему возникает конфликт?

Продолжим разговор о собственном поведении в конфликтной ситуации.

Прошу ответить на вопросы теста.

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 бал

Вопрос 1 . Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

    Угрожаю или дерусь

    Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

    Ищу компромиссы.

    Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    Избегаю противника.

    Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

    Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

    Иду на компромисс.

    Сдаюсь

    Меняю тему.

    Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

    Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

    Предлагаю мир.

    Пытаюсь обратить все в шутку.

На доске:

Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Сделать выводы из тестирования.

Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Отрадно, что в классе в основном нет конфликтных людей.

Игра практикум.

Существуют разные способы выхода из конфликта.

В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

    Разделимся на группы.

    Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

    Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед учителями и одноклассниками – мальчишками. Посыпались записки, звонки с предложениями встретиться сходить в кино и т.д. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравиться. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если такая «песня» будет продолжаться, то ей в этой школе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. И вообще, с кем хочет, с тем и будет встречаться. Как добиться понимания?

Ситуация №3

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный

2.Наш класс дружный

3.В нашем классе нет ссор, конфликтным наш класс назвать нельзя.

4.В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5.Наш класс недружный. Часто возникают ссоры

6.Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Сделать выводы из тренинга (делает психолог).

Итак, существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию: учащиеся

    Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

Или:

Разрыв связи

Ультиматум

Анализ

Третейский суд

Компромисс

Нежность

Юмор

нежность – «признание достоинств».

Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.

Вопрос:

    Как вы выходите из конфликта, ваш универсальный способ?

    Каким способом, о котором вы узнали сегодня, вы воспользуетесь в конфликтной ситуации?

И напоследок: У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.

«ДА» - красный.

«НЕТ» - черный

«СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый

Положить квадратики в конвертики на доске.

В широком смысле слова конфликт – это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается и проявляется в противоборстве сторон. В основе конфликта всегда имеется значимое для жизнедеятельности людей противоречие, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей и приводящее к противоборству. Причинами различных конфликтов, существующих в жизни людей, являются противоречия их интересов и целей деятельности во всех областях их жизнедеятельности. Противоречия пронизывают все сферы жизни человека - социально-экономическую, политическую, духовную. Они проявляются в общении, поведении и целенаправленной деятельности людей.

Выделяют следующие типы причин конфликтов :

1. Наличие противоположных ценностных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон их жизнедеятельности. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ценностные ориентации, могут протекать в экономической, политической, социально-психологической и других сферах.

2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие вопросы мировоззрения у представителей различных групп общества.

3. Причины конфликта, относящиеся к области экономических и социальных отношений в обществе. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении материальных и социальных ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как значимая для личности или социальной группы, нарушающая ее права, представления о справедливости и т.д.

4. Причины конфликтов, лежащие в области социальных и социально-психологических отношений людей в обществе. Конфликты появляются в связи с различием в положении, которое люди занимают в структуре социальных и социально-психологических связей и отношений в различных социальных группах. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными личностями или группами, во-вторых, с желанием того или иного человека или группы занять более высокое место в иерархической структуре отношений.

5. Причиной конфликта могут быть психологические особенности личности . Различные деформаци личности, патология психики, стереотипность отношений, поведения, психологический дискомфорт, неадекватность восприятия и понимания другого человека, мотивов его поведения, ситуации и другие психологические особенности личности, препятствующие адекватному восприятию и пониманию других людей, их взаимоотношений и общей ситуации жизнедеятельности человека могут быть причинами возникновения конфликтов.Конфликтогенными качествами личности являются: нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность и завышенный уровень притязаний, импульсивность, несдержанность, укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения по отношению к отдельным лицам или группам, склонность к агрессивному поведению, к подчинению себе других, корыстолюбие, эгоизм, ригидность, косность привычек, высокий уровень нейротизма.

Индивидуальные информационные модели конфликта

Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Каждый участник конфликта имеет свою информационную модель конфликта, которой он руководствуется в действиях по отношению к оппонентам.

Информационные модели конфликтной ситуации – это субъективные представления участников конфликта друг о друге, предмете и целях конфликта, конфликтной ситуации в целом. Они являются своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта, условиями его протекания, и поведением участников конфликта. Информационные модели конфликтной ситуации включают следующие представления участников конфликта:
- о себе, своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.;
- о противоположной стороне (о его потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.);
- о том, как его воспринимает оппонент;
- о среде и условиях, в которых протекает конфликт;
- о необходимых и возможных действиях, поведении по отношению к оппоненту для достижения цели конфликта;
- о предмете, цели и возможных вариантах решения конфликта.
Степень расхождения образа и реальной картины ситуации бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая или наоборот. Представления участников конфликта имеют большое значение для их взаимоотношений в процессе решения проблемы, которая является предметом конфликта, и влияют на результат конфликта. Внешнее воздействие на участников конфликта позволяет изменить их субъективные информационные модели. Это является реальным и эффективным средством влияния на ход конфликта и выбор варианта его разрешения.

Психологические барьеры в конфликте

Психологические барьеры присутствуют в общении и взаимодействии людей в подавляющем большинстве ситуаций их жизнедеятельности. Человек отвергает, считает для себя ненужной какую-то информацию, испытывает страх, различные опасения, чувство неуверенности, вступая в общение с другим человеком, ему мешают свободно выражать свои мысли, чувства, свое отношение к происходящему какие-то особенности личности или поведения другого человека и многое, многое другое.

В психологии понятие психологический барьер в широком смысле слова обозначает препятствие в общении и взаимодействии с другими людьми. В конфликтных ситуациях в качестве психологических барьеров часто выступают негативные эмоции и чувства людей, участвующих в конфликте. Развитие конфликта обычно сопровождается негативными эмоциями его участников такими, как антипатия, раздражение, гнев, презрение, обида и др. Как правило, именно эмоции выступают в качестве первого и существенного препятствия на пути разумного и рационального разрешения конфликтной ситуации.

Под влиянием негативных эмоций происходит искажение восприятия и понимания информации личности партнера по общению и ситуация идет в направлении увеличения отрицательных характеристик во всем, все воспринимается «в черных тонах». Негативные эмоции и отношения людей могут выступать в качестве значимого фактора конфликтного поведения людей. В исследованиях М.З. Неймарк был изучен «эффект неадекватности», который представляет собой психологический механизм влияния негативной, не соответствующей оценки ситуации и других людей на поведение личности в конфликтной ситуации. Этот эффект возникает при столкновении высокой самооценки личности и страха не оправдать ее, не подтвердить своих притязаний. В данном случае срабатывает механизм психологической защиты от нарушений внутреннего равновесия.

Стратегии поведения в конфликте

Стратегии поведения людей в конфликте являются очень значимым фактором, определяющим динамику развития конфликта и его результативность.

Уклонение . Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может использоваться во многих конфликтных ситуациях, когда
- предмет конфликта не является личностно значимым, заслуживающим затрат времени и сил;
- имеется возможность достичь желаемой цели другим путем;
- силы и возможности оппонентов равны и конфликтное взаимодействие может привести к нежелательному для обоих нарушению взаимоотношений между ними;
- один из участников конфликта имеет значительно более слабую позицию по сравнению с другим (понимание собственной неправоты, более низкий социальный статус, личностные особенности и т.п.);
- необходимость отсрочить во времени конфликтное взаимодействие для того, чтобы усилить свою позицию дополнительной информацией, поддержкой своих сторонников и т.д.;
- субъективные мотивы избегания общения и конфликтного взаимодействия с конкретным оппонентом, обладающим определенными личностными особенностями (агрессивность, беспринципность, лживость, завышенная самооценка и т.д.).
Уклонение от конфликтного взаимодействия целесообразно, если предмет конфликта выявился под влиянием негативного эмоционального состояния одного из участников конфликта. В случае существования объективного противоречия, препятствующего дальнейшему общению и совместной деятельности людей стратегия уклонения от конфликта препятствует разрешению имеющегося противоречия и, как следствие, нарушает развитие взаимоотношений между людьми и осуществление их совместной деятельности.

Приспособление (сглаживание). Этот стиль поведения основывается на принципах: «Не стоит раскачивать лодку», «Давайте жить дружно». Человек старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призывая других к солидарности. При этом проблема, лежащая в основе конфликта, игнорируется, ее стремятся представить как малозначимую. В результате использования такой стратегии может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к «взрыву», последствия которого окажутся дисфункциональными.
Стратегия приспособления используется обычно в следующих ситуациях:
- участник конфликта не считает предмет конфликта значимым для себя и поэтому считает возможным уступить оппоненту;
- у одного из участников конфликта имеется желание оказать поддержку оппоненту и получить удовлетворение от проявления своей доброты;
- оппоненты уступают друг другу ради сохранения значимых для обоих взаимоотношений;
- при наличии острых, неразрешимых в данный момент противоречий, сильных эмоциональных проявлений одного из оппонентов для предотвращения дальнейшего деструктивного развития конфликта;
- в случае проявления тенденции к соревнованию у одного из оппонентов.
Стратегия приспособления может использоваться при любом типе конфликтов, но чаще используется в области деловых, профессиональных конфликтов при взаимодействии людей, имеющих различный социальный и профессиональный статус (подчиненный – руководитель, студент – преподаватель и т.д.). Данная стратегия в случае имеющихся объективных, значимых для совместной деятельности противоречий, может быть неэффективной, т.к. неразрешенное противоречие может стать причиной конфликтов в будущем и снижать качество и продуктивность совместной деятельности людей.

Принуждение (конкуренция, конфронтация). Участник конфликта, придерживающийся этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения своего оппонента во что бы то ни стало, его не интересует мнение других людей. Данный стиль связан с агрессивным поведением, имеющим различные формы. Для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении.
Эта стратегия поведения используется в следующих ситуациях:
- предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного из участников конфликта, и он считает, что обладает достаточными возможностями для разрешения конфликта в свою пользу;
- участник конфликта уверен, что его вариант решения возникшей проблемы наилучший и он имеет возможность добиться его принятия оппонентом;
- один из участников конфликта не имеет других возможностей для достижения своих целей и ничего не теряет, принуждая оппонента принять его вариант решения.
Эта стратегия может быть эффективной, если используется в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью людей, когда надо быстро принимать жизненно важные решения. Главный недостаток использования этой стратегии - подавление инициативы участников конфликта, игнорирование их мнения, проявление неуважения к личности другого человека и вероятность повторных проявлений возникшего противоречия.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в ситуациях совместной профессиональной деятельности высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрешить конфликт. Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми» решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как осталась нерешенной часть породившей его проблемы.
Стратегия компромисса используется в случаях, когда
- участники конфликта знают его причины, объективно оценивают все достоинства и недостатки своих позиций и готовы к сотрудничеству путем уступок в некоторых вопросах;
- конфликтующие стороны имеют равные силы и возможности, но взаимно противоположные интересы и рассматривают вариант решения проблемы на основе некоторых взаимных уступок как промежуточный;
- участники конфликта, имеющие разные силы и возможности принимают компромиссное решение с целью получения дополнительного времени для подготовки к новому конфликтному взаимодействию;
- конфликтующие стороны идут на взаимные уступки в связи с изменением собственного мнения на проблему в ходе развития конфликта и изменением целей взаимодействия с оппонентом;
- остальные стратегии поведения в имеющейся конфликтной ситуации не принесли успеха.


Сотрудничество (решение проблемы). Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, каждый может быть прав, может ошибаться. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Данная стратегия основана на уважении к личности другого человека, самокритичности и нацеленности на решение проблемы наилучшим способом, как для общего дела, так и для каждого из участников конфликта. Тот, кто опирается на сотрудничество, ищет решение проблемы, учитывающее интересы всех сторон.
Стратегия сотрудничества является наиболее эффективной для сохранения и дальнейшего развития конструктивных взаимоотношений между людьми. В конфликтных ситуациях сотрудничество возможно в тех случаях, когда
- имеющиеся противоречия являются важными для обеих конфликтующих сторон, и они обе намерены совместно решать данную проблему;
- конфликтующие стороны имеют равные силы и возможности или рассматривают их как таковые;
- участники выступают как партнеры, имеющие доверительные отношения, уважающие интересы друг друга и заинтересованные в разрешении конфликта.

Универсальных стратегий поведения в конфликтной ситуации не существует. Для выбора наиболее эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации важно учитывать условия конкретной ситуации, особенности предмета конфликта, особенности личности каждого из участников и другие особенности конфликтного взаимодействия. Преобладание какой-либо одной стратегии поведения в системе способов взаимодействия личности с другими людьми является признаком наличия ряда качеств, препятствующих эффективному общению с другими людьми. Например, преобладание стратегии компромисса в арсенале стратегий поведения личности в конфликтной ситуации может свидетельствовать о недостаточной выдержке, терпении человека, склонности к импульсивным решениям. Преобладание стратегии приспособления может быть признаком недостаточной силы воли, принципиальности, настойчивости в достижении цели.

Сложные конфликты требуют использования комбинации различных стилей поведения, изменения их набора в соответствии с особенностями развития конфликта на той или иной стадии. Например, на латентном этапе развития конфликта может использоваться стиль приспособления, в открытом периоде на стадии инцидента – уклонение, при активном взаимодействии – комбинация нескольких стилей в соответствии с действиями и поведением оппонента, на стадии принятия решения и разрешения конфликта – сотрудничество, компромисс, конкуренция в зависимости от конкретной ситуации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конфликты в нашей жизни

3 Что такое конфликт? Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

4 В чём же вред конфликтов? От конфликтов страдает достоинство человека. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, всё валится из рук. Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

5 ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА ДОСТАТОЧНО: Два человека Две точки зрения Предмет спора

6 Виды конфликтов внешний внутренний межличностные супружеские межгрупповые среди животных военные

7 Первая помощь в конфликтной ситуации. Первое и главное правило гласит, что в конфликтной ситуации не следует принимать ни каких скоропалительных решений. Прислушайтесь к совету предков - сосчитайте до 10. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно (или сделать три глубоких вдоха). конфликт межличностный правило помощь

8 Анкетирование - «Конфликтная ли вы личность?» -Как ты обычно ведёшь себя в конфликтной ситуации?

9 « Золотые правила » -каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают; -каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует; -каждый имеет право во время игры выйти и вернуться; -если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него»; -не говорят о том, кто сейчас отсутствует.

10 Ситуация 1 Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате. Ответьте на вопросы: - Кто участвует в конфликте? - Кто виноват в конфликте? - Каковы позиции участников конфликта?

11 Ситуация 2 Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора. Ответьте на вопросы: - Что такое конфликт? - Почему возник конфликт? - Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

12 Ситуация 3 Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп- музыку, затем «металл». Все остались очень довольны. Ответьте на вопрос: Благодаря чему удалось избежать конфликта?

13 Ситуация 4 Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю: В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот передо мной конфликт». Подумайте и ответьте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта?

14 Копилка добрых советов СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Отнеситесь к другим людям так, как хотели бы, что бы они относились к вам. СОВЕТ ВТОРОЙ. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам. СОВЕТ ТРЕТИЙ. Предполагайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Не обижайтесь. СОВЕТ ПЯТЫЙ. «И отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?»

15 Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на неё. Е.Евтушенко.

16 Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.

17 Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

18 Правила, позволяющие склонить людей к вашей точке зрения: 1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него. 2.Проявляйте уважение к мнению собеседника. 3. Никогда не говорите собеседнику, что он не прав; если вы не правы, признайте это. 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона. 5.Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник. 6. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему. 7. Старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды конфликтов. Фазы развития конфликта. Основные методы решения конфликта. Примеры преодоления эмоциональных конфликтных ситуаций. Пример конфликтной ситуации. Посредничество в конфликте. Теории мотивации.

    реферат , добавлен 18.01.2004

    Понятие конфликта как неотъемлемого фактора человеческого существования. Типы и виды конфликтных ситуации и причины их возникновения. Структурные способы преодоления конфликтной ситуации. Способы преодоления межличностных конфликтов в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Понятие конфликта. Существование различных определений конфликта. Возникновение конфликтов во всех сферах человеческой жизни. Межгрупповые и межличностные конфликты. Основные функции конфликтов. Объективные причины, порождающие конфликтные ситуации.

    реферат , добавлен 31.12.2008

    Характеристика, сущность социальных конфликтов. Основные этапы протекания конфликта. Способы разрешения конфликтов. Основные конфликты в сфере власти в современных условиях. Изменение конфликтной ситуации. Методы переговоров, использования посредничества.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2016

    Понятие конфликта. Конфликтные ситуации в учебной деятельности. Сущность классного коллектива. Конфликты в классе и роль классного руководителя в их разрешении. Психологический анализ конфликтов. Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2008

    Определение конфликта. Причины конфликта в организации. Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации. Функциональные последствия конфликта. Дисфункциональные последствия конфликтов. Этапы развития конфликта. Классификация конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Механизмы возникновения и развития конфликтов. Стили поведения в конфликте. Пути принятия решения в конфликтной ситуации. Склонность к агрессии и степень конфликтности людей. Метод разрешения конфликта путем переговоров при участии третьего человека.

    реферат , добавлен 30.08.2010

    Межличностные конфликты в организации. Сущность конфликта, его типы и функции. Этапы развития конфликта. Наиболее типичные причины межличностных конфликтов. Анализ причин межличностных конфликтов на предприятии. Разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2006

    Функционирование конфликта, его структура, функции и типология. Причины возникновения, основные этапы развития и стадия завершения конфликта. Типология конфликтных личностей. Способы предотвращения конфликтов, избегание проявления конфликтогенов.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Понятие конфликта как противоречия, ведущего к конструктивным или деструктивным последствиям. Основные причины и источники возникновения конфликта, характеристика типов выхода из конфликтной ситуации. План разрешения споров и предупреждение конфликтов.

Видимо, без конфликтов в нашей жизни прожить нельзя. Время от времени мы конфликтуем с родными, с коллегами, с друзьями и начальством. Вряд ли существуют в природе абсолютно бесконфликтные люди, потому что даже постоянно поступаться собственными интересами не сможет даже самый компромиссный человек.

Само слово «конфликт» (от лат. conflictus - столкновение), означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзные разногласия, приводящие к острым спорам, к борьбе и противостоянию.

Рассматривается конфликт и как обострение противоречий, процесс или ситуация, в которой одна из сторон находится в состоянии противостояния или открытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противостоящие собственным.

Конфликт определяется его участниками, условиями возникновения, действиями и исходом, то есть конечным результатом. Существует даже наука – конфликтология, и актуальность ее постоянно возрастает.

Как разобраться в конфликтных ситуациях, предотвратить развитие конфликта, предвидеть его? Умение обходить конфликты служит залогом ровных и счастливых отношений в семье, с детьми, доброжелательной атмосферы на работе, залогом крепкой дружбы.

Неконфликтные люди умеют сглаживать неловкие моменты, отделять в отношениях главное от второстепенного, ценить в людях их лучшие качества и не зацикливаться на отдельных недостатках. Они в каждой ситуации ищут самый оптимальный выход, а не виновников случившегося, умеют анализировать и делать выводы, чтобы не создавать повторно аналогичных конфликтных ситуаций.

Конфликтные люди делятся на две категории. К первой категории относятся те, кто готов мгновенно «вспыхнуть» по любому поводу. Однако они, как правило, быстро и «отходят», ведь чем ярче горит факел, тем быстрее он выгорает. Такие люди незлопамятны и весьма открыты в проявлении своих эмоций.

Ко второй категории относятся люди сдержанные, хорошо контролирующие проявление своих эмоций. В конфликтной ситуации они оперируют фактами, логическими выкладками, чрезвычайно убедительны. Но, преследуя свои интересны, они могут прибегнуть к угрозам, шантажу. Такие люди почти не прощают обид, правда, открыто предупреждают об этом. Для разрешения конфликта в свою пользу они идут до конца и, чаще всего, побеждают, хотя иногда с большими потерями. Для общения с такими людьми требуются немалые душевные силы.

У любого конфликта есть свои предвестники, сигнализирующие о надвигающейся опасности. Вот самые характерные предконфликтные признаки:

При встрече ваш собеседник, партнер, друг отводит глаза, избегает прямых взглядов.

Он увеличивает дистанцию комфортного общения, избегает рукопожатий, принимает «закрытые» позы - держит некоторую дистанцию.

Ваш собеседник выбирает формальные, общие темы для разговора (погода, работа и пр.).

Ваш знакомый, коллега иди друг нарушает сроки возврата долга, опаздывает на встречи или вовсе избегает их.

При общении у вашего собеседника, коллеги, знакомого тон становится все более жестким и сдержанным, заметно меняются интонации.

При расставании ваш собеседник испытывает явное облегчение.

При появлении таких признаков можно еще успеть предупредить конфликт, уклониться от него или же дистанцироваться для определения своих позиций и выбора оптимальной модели поведения.

Внимательность при общении позволит вам самим выбирать, а не следовать навязанной тактике и чужому давлению. И еще, если конфликт можно предотвратить, спокойно выяснив отношения и разрешив проблемы в совещательном тоне, нужно обязательно найти способ сделать это. Особенно это важно в отношениях с близкими людьми.

Но не стоит постоянно сдерживать в себе негативные эмоции – они обязательно проявятся. Поэтому не стоит доводить дело до конфликта. Близких людей нужно беречь!

Цель: сформировать у школьников представление о конфликтах и возможных моделях поведения в них - развитие конфликтной компетентности.

Задачи :

  • осознание конфликта как формы развития взаимоотношений и как проблемы, которую необходимо разрешить;
  • осознание взаимозависимости, формирование чувства безопасности, доверия и взаимной ответственности;
  • формирование установок на альтруистическое поведение; желание оказывать и принимать помощь;
  • развитие способностей вербального выражения чувств поддержки и одобрения;
  • формирование конструктивных моделей управления конфликтами;

Советы тренеру.

Занятие следует начинать с определения сложного и неоднозначного понятия «конфликт». Тренер должен рассказать участникам группы доступным для их возраста языком, что о конфликте мы говорим тогда, когда встречаемся с восприятием несовместимости интересов двух сторон либо с убеждением в том, что их цели не могут быть достигнуты одновременно. Далее рассматриваются основные типы конфликтов - внутриличностный, межличностный (между двумя и более людьми), межгрупповой (между группами - этническими, конфессиональными, профессиональными и т.п.). Как отмечает ведущий отечественный специалист в области психологии конфликтов Н. В. Гришина, теоретическая и практическая части обучения по этой теме четко не разделяются, «теоретические рассуждения снабжаются примерами, на которых часто строится обучение навыкам разрешения конфликтов» .

Школьники должны также осознать, что «конфликты существуют, они правомерны, и избежать их невозможно, так как каждый человек имеет свои собственные интересы, которые он вправе отстаивать» . Чаще всего конфликт благополучно улаживается к обоюдному удовольствию вовлеченных в него сторон без особых обид и вражды. Более того, конфликты имеют положительные свойства: сигнализируя об объективных противоречиях, они являются источником развития как отдельного индивида, так и отношений между людьми. Однако обострение конфликта способно нанести людям, вовлеченным в него, большой ущерб и иметь самые пагубные последствия.

I ЭТАП. Конфликты в нашей жизни

Упражнение «Рука дающая и принимающая».

Цель : осознание взаимозависимости, формирование установок на альтруистическое поведение.

Участники тренинга встают в круг. Желательно, чтобы участников было четное количество (чтобы каждый имел возможность найти себе пару). В противном случае тренер также участвует в этом упражнении.

Тренер показывает ученикам руку, обращенную ладонью вверх («принимающая» рука), а потом - ладонью вниз («дающая» рука) и дает инструкцию ,: «Сейчас каждый из нас должен подумать и решить: что я больше люблю и предпочитаю делать - давать или принимать (подарки, отношение и т.д.). По моему сигналу те, кто больше любит давать, протянут правую руку ладонью вниз, а те, кто больше любит принимать - ладонью вверх. После этого каждый из нас постарается найти дополнительную к своей руку: дающая рука ищет принимающую, а принимающая - дающую. Посмотрим, сколько у нас образуется пар и какие руки останутся без пары. Начали!»

  • - Почему вы выбрали «дающую» или «принимающую» руку?
  • - Легко ли вам удалось найти дополнительную к своей руку?
  • - Какие руки остались без пары (если остались)? Как вы думаете, почему?
  • - Что вы чувствовали, когда нашли (или не нашли) парную руку?

Советы тренеру.

  • - Знаете ли вы, какая группа крови может переливаться всем людям? (Люди с первой группой крови - универсальные доноры.)
  • - Люди с какой группой крови могут принимать кровь любой группы? (Четвертая группа - универсальный реципиент - принимающий.)
  • - Знаете ли вы, какие группы крови имеют люди на нашей планете? Каково процентное соотношение этих групп? (первая группа - 47%, вторая - 41%, третья - 9%, четвертая - 3%).
  • - Как вы думаете, о чем этот факт говорит?

Упражнение «Доверительное падение».

Цель : осознание взаимозависимости, формирование чувства безопасности, доверия и взаимной ответственности.

Инструкция: «Сейчас нам предстоит выполнить упражнение, которое покажет, насколько мы можем доверять группе и насколько группа готова создать чувство безопасности самым смелым из нас. Добровольцам, которые хотят испытать себя в свободном падении на руки группы, предстоит упасть спиной на наши сцепленные руки. Для этого 8-10 человек разделятся на пары и встанут двумя шеренгами напротив друга, крепко соединив руки с партнером напротив. Добровольцы встают спиной к группе ловящих и падают по очереди из вертикального положения, не сгибая ноги в коленях. Падать можно с разной высоты: из положения “стоя на полу”, “стоя на стуле”. Задача группы - принять падающего на крепко сцепленные руки. В момент соприкосновения падающего с руками ловящих, им надо немного опустить руки, “спружинить”, смягчив приземление. Если падающий стартует из положения “стоя на полу”, то ловящим следует присесть. Падающему следует держать руки “по швам”, а всем участникам обязательно снять с рук часы, браслеты, кольца, все, что может травмировать».

Советы тренеру :

  • данное упражнение можно проводить со школьниками старше 13- 14 лет;
  • тренеру необходимо специально подчеркнуть, что он гарантирует безопасность всех участников;
  • важно проследить, чтобы наиболее сильные участники встали в третью, четвертую и пятую пары цепочки, на которые придется наибольшая нагрузка; важно, чтобы пары принимающих не стояли плотно друг к другу;
  • если вы не уверены в физической силе участников, следует встать самому в одну из основных (3-4) пар и помочь подхватить падающего участника;
  • падающий должен стоять максимально близко к цепочке принимающих;
  • следует позволить участникам обсуждать, как лучше сцепить руки, кто куда должен встать и т.п.;
  • следует отнестись с пониманием к тем, кто в последний момент испугается, и не допускать обидных реплик и упреков в адрес отказавшегося со стороны участников группы;
  • после падения одного-двух человек обычно появляется много желающих получить этот опыт, и вы можете дать им эту возможность, подчеркнув важность запоминания своих ощущений и переживаний;
  • желательно запомнить реплики и действия участников, чтобы потом прокомментировать их как форму проявления заботы о падающем, о его безопасности;
  • после окончания упражнения следует обсудить чувства и полученный опыт участников группы (как «ловивших», так и «падавших»). В процессе обсуждения желательно вывести группу на осознание положительных эмоций при преодолении страха, проявления доверия к группе. Важно отметить, что это - взаимный процесс.

Вопросы для обсуждения.

Какие чувства испытывали падающие во время старта, полета, приземления?

Как падающим удалось преодолеть страх? Какие слова они себе говорили?

  • - Как изменилось отношение к группе тех, кто испытал полет?
  • - Какие чувства испытывали ловившие в ожидании падения и после того, как они приняли в свои руки товарища?
  • - Что хочется участникам группы изменить в этом упражнении? (При успешном проведении упражнения группа просит, как правило, дать возможность испытать этот опыт всем желающим, а также увеличить высоту падения.)

Упражнение «Личность в конфликте».

Цель : осознание различий в поведении людей в конфликтных ситуациях.

Материалы : карточки с заданиями (см. Приложение 6), бумага для выполнения заданий.

Группа располагается полукругом, перед ней ставятся стол и стулья.

Тренер предлагает 4-5 участникам группы выйти за дверь и быть готовыми решать несложные арифметические задачи. Условно их можно назвать «математики».

Оставшимся в комнате участникам группы тренер дает следующую инструкцию". «Сейчас ушедшие за дверь ребята будут по одному входить, садиться за стол и решать предложенные задачи. 2-3 человека подойдут к столу и будут организаторами помех, мешая выполнять задания. По моей команде работа закончится, и решавший расскажет нам о своих чувствах во время выполнения задания. Наша задача - внимательно следить за поведением “математиков”, проявлением их эмоциональных состояний, выслушать их рассказы и запомнить их реакции».

Инструкция организаторам помех: «Вам надо встать или сесть рядом с решающим задачу и стараться отвлекать его от работы - шутить, комментировать его действия, громко разговаривать между собой. При этом ни в коем случае не следует оскорблять человека. Уместными могут быть, например, такие фразы: “Да, задачка сложная. Не каждому по зубам”, “Неправильно ты понял, не так все” “Как ты себя чувствуешь?”, “Как спал?”, “Что ел на завтрак?”, “Смотрел ли вчера футбол?”, “Что делаешь после уроков?” “Где купила такую красивую заколку (бант и т.п.)?”».

Инструкция «математикам» (дается за дверью): «Вас но очереди будут приглашать в комнату и предлагать для решения несложные задачи. Условия, в которых вам придется работать, будут не совсем обычными. Ваша задача - выполнить работу и рассказать группе о том, как вы себя чувствовали, решая задачи, что вам помогало и мешало идти к цели, как вы преодолевали помехи». Важно, чтобы работающий ощутил конфликт между желанием решить задачу и необходимостью реагировать на помехи.

Задания (по одному на каждой карточке) тренер выдает «математику». Начинать надо с самых простых задач. Если тренер видит, что задачи успешно решаются, необходимо давать более сложные задачи и при необходимости усиливать давление на «математика». Важно добиться от «математика» проявления реакции на неудачу и помехи. Тренер сам определяет момент, когда следует прекратить выполнение заданий.

После того, как все «математики» закончат выполнение заданий, группа садится в круг и обсуждает их поведение, реакции и рассказы о том, что они чувствовали. Задача тренера вывести участников на осознание того, что в конфликтной ситуации люди ведут себя по-разному и испытывают разные чувства.

Если «математики» вели себя однотипно, можно разделить группу на подгруппы по 3-4 человека и предложить им представить иные варианты поведения людей в подобных ситуациях (например, спросить участников группы, как бы они сами повели себя, оказавшись в роли «математика»).

Затем группа садится в круг, выслушивает результаты работы каждой подгруппы и обсуждает возможные реакции людей на конфликты, особенности самочувствия в конфликтной ситуации.

Вопросы для обсуждения.

- Какие чувства чаще всего испытывали наши «математики», сталкиваясь с помехами при выполнении задания?

Какие чувства обычно возникают у вас в похожих ситуациях?

  • - Какие чувства возникали у вас, когда вы наблюдали ситуации с «математиками»? (желание помочь, сочувствие, злорадство и т.п.)?
  • - Как отличается ваша реакция на конфликт, если в него включены сверстники, учителя, родители?
  • - Как бы вам хотелось вести себя в конфликте? Приведите примеры, достойные подражания.

Советы тренеру.

В группу «математиков» необходимо включать школьников, которые, на ваш взгляд, по-разному поведут себя в конфликтных ситуациях. Ваш выбор должен основываться на результатах наблюдения за участниками на предыдущих занятиях.

В группу «организаторов помех» следует включать активных, инициативных участников.

Можно написать на листе ватмана все выявленные переживания и реакции участников и подвести группу к осознанию многообразия реакций на конфликт.

Следует обязательно поблагодарить всех «математиков», отметив их смелость и важный вклад в исследовательскую работу группы.

Важно в этом упражнении не перейти на анализ способов разрешения конфликтов. Следует ограничиться осознанием наличия различий в поведении людей в конфликтных ситуациях.

Упражнение «Конфликт внутри нас».

Цель : осознание конфликта как проблемы, которую необходимо разрешить, знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.

Группа делится на подгруппы по этническому признаку, каждая подгруппа получает описание ситуаций из жизни школьников (см. Приложение 7.1).

Тренер дает инструкцию : «В нашей жизни довольно часто возникают ситуации, когда мы стоим перед выбором: как поступить? Сейчас каждый из вас получит описание подобных ситуаций, которые могут происходить в школе, в семье, в общении с друзьями. Сначала каждый участник на отдельном листе напишет, как бы он сам поступил в такой ситуации. Потом в своей подгруппе вы сравните свои ответы, обсудите их и выберите тот ответ, с которым согласны все (или большинство). Если вы не сможете выбрать один ответ, выберите два. Подготовьте объяснения, почему вы выбрали тот или иной ответ. Потом вы представите ваши варианты всей группе, и мы все вместе обсудим их».

Вопросы для обсуждения.

  • - Какие чувства вызвали у вас эти ситуации?
  • - Была ли в вашем опыте сходная ситуация, когда вы колебались (сомневались, «раздваивались») при принятии важного решения?
  • - Считаете ли вы такой внутренний конфликт нормальным?
  • - Что вы чувствовали, когда два разных желания внутри вас вступали в конфликт?
  • - Какие решения вам кажутся наилучшими? Почему?
  • - Есть ли этнокультурные различия в предложенных решениях? Как вы думаете, чем они обусловлены?

Советы тренеру.

Очень важно объяснить школьникам, что часто мы при решении таких конфликтов руководствуемся ложными нормами (например, в случае с Колей - опасениями быть обвиненными в «стукачестве»). Однако когда речь идет о противоправных действиях (избиение одноклассников п т.д.), которые могут причинить вред жизни и здоровью, необходимо привлекать на помощь авторитетных взрослых. Они помогут разрешить конфликт и защитить более слабых. В этом случае выбор в пользу защиты обижаемых более морален и оправдан, чем умалчивание и попытка справиться своими силами (например, дракой). Во многих традиционных культурах распространены обычаи привлечения посредников - более опытных, старших товарищей, родственников, учителей, признанных моральных авторитетов, который необходимо также использовать как очень полезный в подобных случаях. В таких культурах предание публичной огласке недостойного поведения человека способно вызвать стыд как основной регулятор морального поведения.

В случае с Ирой возможно и другое решение - попытка напрямую поговорить с ней, обратиться к ее совести. Если это подействует, никому не рассказывать о ее проступке. В любом случае следует направлять дискуссию так, чтобы урегулирование конфликта происходило в пользу выбора наиболее нравственного решения (наименьший вред для всех участников конфликта, сохранение отношений, моральное развитие личности).

Упражнение «Послание поддержки».

Цель : формирование установок на альтруистическое поведение; развитие навыков вербального выражения поддержки.

Инструкция-. «В жизни каждого из нас бывают трудные минуты, тяжелые переживания. Не всегда рядом оказывается друг или близкие люди, которым можно доверять. А слов одобрения и поддержки порой так не хватает. Пусть каждый из нас представит незнакомого человека, которому сейчас тяжело и напишет ему теплое послание из нескольких предложений. Это не ваш родственник, друг или подруга. Ваши слова должны быть обращены просто к человеку, которому плохо».

Советы тренеру.

Если вы почувствуете, что у участников есть вопросы, можно подсказать им несколько типичных выражений, например, «держись», «не падай духом», «ты справишься» и т.п. Однако следует посоветовать избегать дословного отражения в посланиях этих выражений.

Следует приготовить красивую коробку, в которую участники сложат свои послания (она будет открыта в конце занятия, перед ритуалом прощания).

II ЭТАП. Стратегии урегулирования конфликтов

Упражнение «Стратегии выхода из конфликта».

Цель : сформировать у школьников представление о возможных стратегиях выхода из конфликта.

Тренер рисует на доске или показывает изображенную на ватмане модель, в которой представлены основные стратегии поведения (рис. 10.1), выбираемые участниками конфликта. В ее основе лежит «модель двойной заинтересованности»: заинтересованности в собственном успехе и заинтересованности в успехе другого.

Рис. 10.1.

Тренер делит группу на подгруппы по этническому признаку и дает следующую инструкцию: «Вы должны выбрать животных, которые, с вашей точки зрения, используют ту или иную стратегию выхода из конфликта из данных пяти вариантов. Вспомните уроки биологии, литературы (например, басни). Перерисуйте на лист бумаги модель, которую вы видите на доске, и впишите рядом с каждой стратегией название подходящего, на ваш взгляд, животного.

Затем под руководством тренера группа пытается прийти к единому мнению, вписав в модель, изображенную на доске, названия животных, наиболее соответствующих каждой стратегии (например, сотрудничество - дельфин, избегание - черепаха, компромисс - лиса, соперничество - акула и т.п.).

Однако единство мнений может и не быть достигнуто. В этом случае необходимо обратить внимание школьников на то, что у представителей разных культур одна и та же стратегия поведения участников конфликта может ассоциироваться с разными животными.

И, наконец, детей просят вспомнить реальные конфликтные ситуации, участниками которых они были. «Стиль поведения какого животного ты использовал, когда вступал в конфликт с младшим братом/сестрой, отцом, матерью, учителем, другом, одноклассником? Почему?»

Советы тренеру.

После того, как дети закончат выполнение задания, следует более подробно, но на доступном для того или иного возраста уровне ознакомить обучаемых с проблемой поведения людей в конфликтных ситуациях и со способами выхода из конфликта, которые они используют. Вернувшись к рассмотренной ранее модели, тренер анализирует основные стили поведения, различающиеся в зависимости от ориентации участника конфликта на достижение своих собственных целей и (или) ориентации на достижение цели другой стороной.

Высокий уровень заинтересованности участника конфликта лишь в собственных успехах проявляется в наступательной стратегии соперничества, которая означает любые попытки урегулировать конфликт на своих условиях без учета интересов другой стороны. При этом могут использоваться разные методы: от попыток настоять на своем, уговорить, доказать свою правоту до более «жесткого» давления - угроз, запугивания наказанием и т.п.

Когда высокий уровень заинтересованности в собственных успехах сочетается с высоким уровнем заинтересованности в успехах другой стороны, участник конфликта для его урегулирования прибегает к стратегии сотрудничества. Он встает на путь разрешения проблемы и прилагает усилия, чтобы прийти к взаимовыгодному для двух сторон решению, впрочем, не отказываясь от своих притязаний. Это способ урегулирования конфликтов, при котором участники приходят к решению, полностью удовлетворяющему интересы обеих сторон.

Слабая заинтересованность в собственных успехах в сочетании с сильной заинтересованностью в успехах другой стороны проявляется в стратегии уступок, при которой стороны идут на снижение своих притязаний, приносят в жертву собственные интересы ради интересов других. Однако эта стратегия не всегда означает полную капитуляцию - уступки могут быть и частичными.

Стратегия избегания конфликта свидетельствует о том, что сторону мало волнуют как собственные успехи, так и успехи другой стороны. В этом случае участник конфликта ничего не будет предпринимать в надежде, что все решится само собой.

К этим четырем стратегиям часто добавляют еще одну - стратегию компромисса. Отличие этой стратегии от остальных до настоящего времени не определена достаточно четко: некоторыми авторами она рассматривается как вариант сотрудничества, другие обращают внимание прежде всего на то, что к согласию в этом случае приходят при помощи уступок. Но в любом случае результаты исследований показывают, что компромиссный стиль следует помещать между стратегиями сотрудничества и уступок, от соперничества и избегания он отстоит гораздо дальше. Видимо, стратегия компромисса является результатом сильной заинтересованности одной стороны в успехах другой в сочетании с умеренной заинтересованностью в своих собственных успехах.

Впрочем, достаточно часто стороны конфликта не могут или нс хотят использовать ни одну из перечисленных стратегий. В таких обстоятельствах к управлению конфликтом привлекается третья сторона - посредник. Урегулирование конфликта благодаря вмешательству посредника считается - наряду с сотрудничеством в разрешении проблемы - одной из его конструктивных форм. В последние годы во многих странах уделяется большое внимание подготовке «школьных посредников» - учеников, обученных для помощи спорящим индивидам или группам с целью решения проблемы.

Упражнение «Межкультурный конфликт в школе».

Цель: осознание различий в поведении (своем и других людей) в конфликтных ситуациях и знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.

Тренер разбивает группу на смешанные по этнокультурному признаку подгруппы (см. Приложение 7.2). Детям дается инструкция’. «В теме “Культурный ассимилятор” приводились потенциально конфликтные ситуации, обусловленные тем, что их герои не знали особенностей другой культуры. Вы учились давать объяснения поведения людей исходя из особенностей их культуры. А сейчас мы с вами попробуем урегулировать конфликты, которые могут возникнуть в межкультурном общении. Сейчас я раздам вам описания одной из ситуаций культурного ассимилятора. Каждая группа должна подобрать наилучший, с ее точки зрения, способ урегулирования конфликта, возникшего между персонажами ситуации, а затем объяснить свой выбор всем нам».

Вопросы для обсуждения.

  • - Какие варианты разрешения конфликта вы предпочли в этом случае? Почему?
  • - Нужен ли посредник в этом конфликте? Если да, то какова его роль?
  • - Какие варианты разрешения конфликта еще возможны? Опишите их сильные и слабые стороны.
  • - Были ли аналогичные конфликты в вашей жизни? Если можно, расскажите о них.
  • - Как вы их разрешали?
  • - Как помогает в разрешении конфликта знание культурных особенностей его участников?

Советы тренеру.

Школьники должны осознать, что представители разных народов могут предпочитать различные стратегии выхода из конфликта, что необходимо учитывать при межличностном взаимодействии. Детям необходимо привести яркие примеры подобных межкультурных различий. Например, можно использовать пример JI. Н. Гумилева о стереотипе поведения, которые продемонстрируют представители разных народов, если в трамвай, в котором они едут, войдет буйный пьяный. Напомним, но мнению Гумилева, грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из вагона», немец начнет звать полицию, татарин предпочтет уклониться от участия в конфликте, а русский может сказать «несколько сакраментальных слов», но скорее всего пожалеет пьяного и усадит его на свое место. Иными словами, грузин продемонстрирует стратегию соперничества, татарин - избегания конфликта, русский пойдет на уступки, а немец прибегнет к помощи посредника.

К настоящему времени проведено множество психологических исследований, результаты которых свидетельствуют, что представители коллективистических культур стремятся либо уклониться от конфликта, либо уступить другой стороне, чтобы поддержать гармонию в группе. Например, в эмпирическом исследовании стратегий выхода из конфликта, проведенном под руководством одного из авторов пособия, было выявлено, что в дружеском общении русские студенты предпочитают пассивные стратегии, отражающие низкий уровень заинтересованности в собственном успехе (уступки и избегание), активным стратегиям, отражающим высокий уровень заинтересованности в собственном успехе (сотрудничество п соперничество). В отличие от них для представителей более индивидуалистической - американской - культуры характерны активные способы разрешения конфликтов: сотрудничество и конкуренция, причем как в деловом, так и в дружеском общении.

В целом в коллективистических культурах, о чем свидетельствуют результаты эмпирических исследований, в большей степени обнаруживается стремление либо учесть интересы другой стороны, либо избежать конфликта. Так, японцы часто стараются использовать обходные пути (попытаться внушить определенные мысли, снискать расположение, произвести впечатление, умиротворить противную сторону).

Впрочем, необходимо учитывать, что отмеченные особенности поведения членов коллективистических культур проявляются при взаимодействии и с представителями своей группы. Если возник конфликт с членами чужой группы, то уйти от него коллективисты не стремятся. В этом случае у них зачастую проявляется даже большая склонность к конкуренции, чем у индивидуалистов.

Обучаемые должны также осознать, что культурно обусловлена и роль посредника. Например, китайцы предпочитают использовать посредничество в большей степени, чем американцы. Китайцы полагают, что посредники, прежде всего влиятельные лица, снимают враждебность, существующую между спорящими, а американцы привыкли рассчитывать на собственные силы. В традиционной русской культуре также придавалось большое значение третьей стороне конфликта, не случайно крылатыми словами стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня»: «Вот приедет барин - барин нас рассудит».

Вместе с тем ход обсуждения должен привести школьников к пониманию того, что любой межличностный конфликт между представителями разных этнических общностей должен и может быть разрешен, причем стремиться необходимо к сотрудничеству, т.е. выработке такого решения проблемы, которое бы объединяло противоположные позиции или, в крайнем случае, к компромиссу между ними.

Перед ритуалом прощания тренер предлагает участникам сесть в круг на расстоянии друг от друга и дает инструкцию". «Сейчас я открою коробку с посланиями и подойду к каждому из вас, п вы возьмете из коробки любое послание. Если кто-то обнаружит, что он получил собственное послание, молча поднимите руку. Я подойду, и мы сделаем обмен. После прочтения посланий вы можете оставить их себе».

Ритуал прощания.

Инструкция : «Мы все становимся в круг. Первый участник протягивает обе руки вперед, ладонями вверх. При этом он говорит любое краткое пожелание группе. Следующий, стоящий рядом, участник повторяет те же действия и говорит свое пожелание. При этом одна его рука должна соприкасаться с ладонью соседа. Эти действия повторяют все по очереди, пока весь круг не будет замкнут, а руки участников нс образуют соцветие».

Когда круг замкнется, тренер может сказать: «У нас получился общий цветок из наших рук, тепло которых мы ощущаем. Пусть каждый возьмет образ этого живого цветка с собой домой. Его мысленно можно даже в вазу поставить как память о нашей совместной работе».

  • Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. С. 428.
  • Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995. С. 28.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога