Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Воробей французская певица. Некролог эдит пиаф

ЭДИТ ПИАФ: «ЗА СЧАСТЬЕ НУЖНО РАСПЛАЧИВАТЬСЯ СЛЕЗАМИ!»

История жизни – счастливая и трагическая одновременно. На бульваре Шапнель к чумазой девятнадцатилетней девчонке подошел мужчина, и парочка направилась в отель. Вид у девушки был такой жалкий, что он спросил: «Зачем ты это делаешь?» «Мне нужно похоронить дочку, не хватает десяти франков», – ответила она. Мужчина дал ей деньги и ушел. Единственная дочь Эдит Джованны Гасьон умерла. Она переживет четыре автомобильные катастрофы, попытку самоубийства, два приступа белой горячки, первую и вторую мировые войны, сведет с ума толпы мужчин и умрет, не дожив до пятидесяти. Ее будет хоронить вся Франция, а оплакивать – весь мир. На ее могиле напишут: «».

Детство

На той же могиле есть еще две даты: смерти – 1963 – и рождения. Холодной декабрьской ночью полицейский услышал крики. Когда прибежал, увидел рожавшую женщину. Новорожденную девочку она завернула в плащ полицейского и назвала Эдит 1915 года. Вот, пожалуй, и все, что циркачка Анетт Майар сделала для дочки, прежде чем отдать ее на воспитание своим родителям и благоразумно скрыться. Отец малышки Луи Гасьон сразу после ее рождения уехал на фронт. Так появилась на свет великая .

Через какое-то время ее согласилась забрать бабушка по отцовской линии Луиза – кухарка в публичном доме. В заведении девочку отмыли (наверное, впервые после рождения) и одели в новое платье. Оказалось, что под коркой грязи скрывалось чудесное существо, но, увы, абсолютно слепое. Выяснилось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начала развиваться катаракта. Бабушка Луиза не жалела денег на лечение, но ничто не помогало. Когда надежды не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и Эдит прозрела.

Вскоре Эдит пошла в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребенка, живущего в публичном доме, и учеба для девочки очень быстро закончилась. Тогда Луи Гасьон забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях – отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела.

Юность Эдит Пиаф

В четырнадцать лет Эдит решила, что уже вполне самостоятельна. Она работала со сводной сестрой Симоной. В день они зарабатывали около 300 франков. Денег им вполне хватало, чтобы оплачивать комнату в ужасной гостинице, покупать новую одежду, когда от старой начинала отваливаться грязь, и не испытывать недостатка в вине и консервах (сестры даже и не думали, что вещи можно стирать, из продуктов готовить, а посуду – мыть).

Мужчины в жизни Эдит появились рано – практически сразу после ее ухода от отца. Влюблялась она регулярно и так же регулярно бросала любовников. Так было всю ее жизнь. Не был исключением и отец ее единственного ребенка – Луи Дюпон. Он зарабатывал на жизнь, развозя продукты на стареньком велосипеде. Переехал к сестрам в тот же день, когда с ними познакомился. А через год появилась дочка Эдит и Луи – Марсель. Молодая мама не бросила свое ремесло, а когда Луи не мог оставаться с ребенком, тащила его с собой.

Когда же Эдит предложили петь в дешевеньком кабаре, терпению Дюпона пришел конец. Через несколько дней девочку забрал Луи. Для отца она была лишь инструментом, способным вернуть и приручить возлюбленную. В это время в Европе свирепствовала «испанка», Марсель заболела. После посещений дочери заболела и сама Эдит . В результате Пиаф выздоровела, а Марсель скончалась. Вместе с дочкой из жизни Эдит окончательно ушел и Луи.

«Малышка Пиаф»

Эдит снова вернулась на улицы. Пела со своей сестрой и просила подаяние. Однажды она увидела на улице холеного господина лет сорока, который закричал ей вдогонку: «Хочешь выступать в кабаре? Меня зовут Луи Лепле, я владелец кабаре “Жернис”. Если хочешь, приходи завтра». За день до своего дебюта Эдит сообразила, что ей не в чем выйти на сцену. Она побежала в лавку и купила три мотка черной шерсти. Всю ночь напролет вязала платье. К вечеру следующего дня оставался еще один рукав. Лепле, застав ее в гримерке со спицами в руках, пришел в неописуемую ярость. Эдит второпях натянула на себя платье, у которого по-прежнему не хватало одного рукава. А через минуту Лепле принес белый шарф.

Именно Лепле нашел для Эдит имя – Пиаф (на парижском арго это значит «воробышек»). В «Жернисе» на афишах ее имя было напечатано как «Малышка Пиаф », и успех первых же выступлений был огромным. Однако успешный взлет был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и оказалась в числе подозреваемых. Ей припомнили сомнительное прошлое и подозрительных дружков, но позже отпустили.

Новый взлет Эдит Пиаф

Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не записка, обнаруженная в кармане: «Реймон Ассо» и номер телефона. Эдит напрягла всю свою память, чтобы вспомнить, кто бы это мог быть: «Кажется, поэт. Мы познакомились с ним в “Жернисе”». Реймон прямо сказал ей: «Я помогу тебе. Но ты будешь делать то, что я скажу». Никто и никогда не говорил так с Эдит . И хотя внутри у нее все клокотало от гнева, она промолчала.

Каждый день они усердно репетировали. Их совместное упорство сделало свое дело. Директор «АВС» (крупнейшего концертного зала Парижа) согласился отдать первое отделение одного из концертов Эдит . Огромный зал ревел от восторга, публика не желала отпускать ее. А пресса на следующий день, захлебываясь от восторга, писала: «Вчера на сцене “АВС” родилась великая певица Франции»…

Вторая мировая

С началом Второй мировой войны Эдит рассталась с Реймоном Ассо. В это время скончались родители Эдит . Земляки ценили и личное мужество Пиаф , выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им все необходимое для побега. выступала в лагерях для военнопленных, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь и тайно раздавала фальшивые документы военнопленным.

Любовь

с Марселем Сернданом

После фурора на родине Эдит предложили выступать в Америке. Она уехала, не подозревая, что именно там встретит… его. У нее было много мужчин, но все они рано или поздно получали отставку. Лишь один оставил Эдит сам. Его звали Марсель Сердан. В конце 1946 года Пиаф представили боксера, которого называли «марокканским бомбардиром», но певица не придала значения этой мимолетной встрече. Через некоторое время в ее нью-йоркской квартире зазвонил телефон. Приятно было встретить француза в Америке, и примадонна согласилась поужинать с ним. Он привел ее в забегаловку и заказал, как и себе, вываренное мясо с горчицей. Эдит готова была взорваться. К счастью, Марсель вовремя сообразил, что боксерская диета вряд ли подходит для певицы, и предложил закончить ужин в «Павильоне» – самом шикарном ресторане Нью-Йорка.

С тех пор эта пара стала неразлучна, а вещи Марселя перекочевали в квартиру Эдит , несмотря на то, что у него была жена и трое сыновей. Журналисты, разумеется, не оставили без внимания «love story» двух знаменитостей, и, чтобы отделаться от их назойливости, Марсель согласился на пресс-конференцию. Пожалуй, она была самой короткой за всю историю журналистики. Марсель, не дожидаясь вопросов, заявил, что Эдит – его любовница, и любовница только потому, что он женат. На следующий день о Пиаф и Сердане не будет ни слова ни в одной газете.

Эдит давала концерты в Америке, а Марсель тем временем объезжал Францию с благотворительными матчами. Вернувшись в Париж, Сердан первым делом заказал билет на пароход до Нью-Йорка, но Эдит не хотела ждать. «Марокканский бомбардир» отказался от путешествия морем и поехал в аэропорт. На следующий день во всех газетах появилось сообщение о крушении самолета. У Эдит началась тяжелейшая депрессия. Она стала пить. Выходила на улицы, одевшись в старье, пела и радовалась как ребенок, что ее никто не узнает. Со временем рана, нанесенная смертью Марселя, затянулась. Но она оказалась не последней.

Последние годы Эдит Пиаф

Через несколько лет после гибели Сердана попала в автомобильную катастрофу. Травмы не представляли угрозы для жизни, но причиняли сильную боль. И чтобы снять ее, Эдит кололи наркотики. Она быстро поправилась, боли прошли, но теперь ее мучил артрит. Наркотики остались ее верными спутниками. Довершил список бед рак. И все же вопреки всем несчастьям она не переставала петь и любить. Пиаф выходила на сцену, даже когда не могла разжать скованных артритом рук, иногда падала в обморок. А в сорок семь лет, перед самым концом, влюбилась в двадцатисемилетнего парикмахера Теофаниса Ламбукаса, вышла за него замуж и вывела возлюбленного на сцену.

с Ивом Монтаном

Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» в 1962 году. Ее слушал весь Париж. Последнее ее выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года. Зал стоя устроил ей пятиминутную овацию.

Актриса Марион Котийяр, сыгравшая в картине «Жизнь в розовом цвете», получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Это вторая статуэтка, доставшаяся картине режиссера Оливье Дайяна на 80-й церемонии вручения премии «Оскар».

Цитаты Эдит Пиаф из книги «Моя жизнь»

«Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте», – Эдит Пиаф

«Я пою не для всех – я пою для каждого!» –

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

История болезни Эдит Джованна Гассион (Пиаф) / Édith Giovanna Gassion (Piaf)

Девчонка в черном платьице до колен, похожем на вдовий наряд, явно обладала какими‑то мрачными чарами. Вдова жизни? Куцый символ брошенной женщины? Женщины, которую Господь позабыл без причины?..

Сильвен Райнер

Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен — настолько он красив.

Саша Гитри

Нет! Ни о чем!
Никогда ни о чем не жалею!
Ни о капле добра, что была мне дана,
Ни о горе, что мною испито до дна!
И могу я поклясться всей жизнью моею:
Никогда ни о чем я и не пожалею!
Нет! Ни о чем!

Эдит Пиаф

Собственно говоря, болезнь, вернее, одна из тех болезней, которые свели великую певицу в могилу в возрасте 48 лет, началась еще до того, как она начала петь. Родившаяся в семье бродячего акробата и уличной певички, не брезговавшей и проституцией, Эдит сразу попала из неласковых родительских объятий к бабке и деду по материнской линии — парочке настоящих подонков, да к тому же и пьющих. Бабка, старая мегера, активно угощала внучку дешевым красным вином, с помощью которого решала все проблемы. Отец Эдит, вернувшийся с Первой мировой войны, ужаснулся, увидев, в каком ужасном состоянии находилась дочь, и переправил ее к своей матери — содержательнице публичного дома. Там к девочке относились неплохо, но ее постигла… слепота! Трудно сказать, что это было, да и местный лекарь, привыкший «ремонтировать» разбитые вдребезги половые органы, ничего не понял. Он уверял, что «глазки Эдит просто устали». Ей надели черную повязку и начали капать в конъюнктивальный мешок раствор нитрата серебра. И бабка, и обитательницы «веселого дома» усердно молились св. Терезе о выздоровлении Эдит. Она поправилась, но навсегда сохранила страх перед темнотой и веру во все мистическое, таинственное, оккультное…

С восьми до 14 лет Эдит «ассистировала» отцу: зазывала публику, собирала монеты, пела незамысловатые песенки. Улица была ее гостиной, столовой, жизнеобразующей средой. За здоровьем никто не следил, и в 1930 году (ей было 15 лет) у нещадно курившей Эдит возникли проблемы с легкими. В больнице Св. Антония ее осмотрел известный французский интернист пульмонолог Рауль Курильски. На рентгенограмме врач обнаружил затемнения в легких, увеличение правого желудочка сердца, уплотнения в бронхах и рекомендовал… масляные ингаляции! Я не уверен, что его рекомендации выполнялись, по крайней мере курить Э. Пиаф не бросила до конца жизни.

В 16 лет Эдит родила дочку, но продолжала петь на улицах, таская ребенка с собой, пока отец малышки, некий Луи «Малыш», не отдал девочку своей матери. В то время Эдит выглядела, мягко говоря, весьма своеобразно. Маленького роста (147 см), жутко грязная (они с сестрой мылись, по позднейшему ее признанию, лишь по большим праздникам), с диким макияжем, с прилизанными слюной к голове волосами… Но публика, для которой она пела, была не намного чище, поэтому претензий ни у кого не возникало. В 1933 году двухлетняя дочь Эдит умерла от менингита. Мучимая поздним раскаянием, она поехала в больничный морг и на память отпилила пилкой для ногтей прядь волос ребенка. Голова на маленьком теле при этом страшно моталась из стороны в сторону, и позже, когда выяснилось, что Эдит уже никогда не сможет иметь детей, она часто вспоминала об этом жутком эпизоде.

Уличные выступления Эдит продолжались, но она уже стояла на пороге славы. В 1935 году ее пригласил для выступлений в кафе «Жернис» Луи Лепле, известный как ценитель не только шансона, но и однополой любви. Именно ему весь мир обязан рождением Эдит как певицы и появлением ее имени Пиаф («воробей»на парижском арго). Во время первого концерта Эдит в кафе присутствовал весь бомонд: Морис Шевалье, Филипп Эриа, эстрадная королева Мистингетт, летчик Жан Мормоз и другие. Успех у столь взыскательной публики был полный. Однако через год Лепле был убит выстрелом в голову и ударом ножа в сердце. Пиаф долго таскали в полицию, полагая, что она знает убийцу. Работу Эдит потеряла и начала жутко пить — теперь уже не дешевые «чернила», а коньяк и «Божоле»… К счастью, в ее жизни появился Раймонд Ассо, ставший для Пиаф Пигмалионом: он совершенствовал ее мастерство, ставил голос, учил держать вилку и умываться по утрам. Немудрено, что дикарка Эдит закатывала ему жуткие скандалы. Три года продолжалась эта любовная «война», причем сама Пиаф стала инициатором разрыва. Ассо помог ей выступить в крупнейшем парижском кабаре «АВС», где ее увидела музыкально-артистическая элита. Жан Кокто заявил: «Мадам Пиаф гениальна!» С этого момента она, как качующий вымпел, переходит из одних крепких мужских рук в другие: Поль Мерисс, Мишель Эмер, Анри Конте, Иво Ливи (Ив Монтан). Они оказались рядом с Пиаф в годы войны.

Она никогда не имела собственного дома. Да, она снимала шикарные квартиры и держала повара-китайца, но дома у нее не было. И еще одна особенность: в зрелые годы Пиаф вела совершенно нездоровый и ночной образ жизни. Самая активная ее деятельность начиналась в одиннадцать вечера и заканчивалась в шесть утра! Но не это было главным: в душе певицы была территория вечного одиночества, которую не мог заполнить никто, поэтому она часто требовала написать песню, которую пела дуэтом с любимым мужчиной. Но эта «инъекция оптимизма» в жизни ничего не меняла, и «половодье чувств» Пиаф могла выплеснуть только в творчестве. Сцена после окончания войны стала окончательно для нее всем как с точки зрения истории, так и с точки зрения любви и постоянной борьбы с самой собой.

После войны Ива Монтана сменил Жан-Луи Жобер, с ансамблем которого «Ле Компаньон де ла Шансон» Пиаф успешно выступала во Франции и США. В 1947 году и без того не крепкую здоровьем Пиаф постиг тяжкий удар: она заболела ревматоидным артритом. Тогдашняя фармацевтика еще не знала ни индометацина, ни селективных ингибиторов ЦОГ-2, ни метотрексата, поэтому Пиаф пришлось прибегнуть (пожизненно) к инъекциям только что появившегося кортизона, который она покупала по ценам черного рынка - по 50 000 франков за флакон! Но и без этой напасти настроение Пиаф складывалось из непрерывного чередования и переплетения страха перед жизнью и чрезвычайной жизнерадостности, неистового веселья и тоски, достигающей степени депрессии. В 1948 году она попыталась отравиться упаковкой снотворного, запив его стаканом спиртного, но рука дрогнула — таблетки рассыпались, и она не смогла их собрать, а потому лишь погрузилась в тяжелый сон. Уже к 1949 году у Пиаф имелась несомненная зависимость от алкоголя и снотворных барбитурового ряда. Она, как и М. Монро, иногда так перебирала с препаратами, что срывала концерты… Поразительно, что алкоголь и снотворные, а позднее и транквилизаторы все-таки не слишком влияли на феноменальную трудоспособность Пиаф! Правда, после гибели в авиакатастрофе М. Сердана, которого опознали лишь по часам на обеих руках, Пиаф запила с остервенением и погрузилась в оккультизм. Около нее появились всякие шарлатаны, ясновидцы, колдуны, африканские маги. Она купила за бешеные деньги столик для занятий спиритизмом, посредством которого «общалась» с Серданом. Чувство вины (именно повинуясь ее истерически-эгоистическому капризу Сердан полетел к ней в США и погиб) мучило ее в течение года, но и потом она брала с собой на гастроли этот «телефон» для общения с царством мертвых…

Начало 50-х ознаменовалось для Пиаф целой цепью несчастий, самым страшным из которых была наркотическая зависимость. 24 июля 1951 года во время гастролей Пиаф попала в ДТП, у нее была сломана рука и два ребра. Врач не учел ее зависимость от барбитуратов и алкоголя и назначил морфин. Зависимость от него возникла моментально (с первой инъекции!), потом дозы стали расти. Наркотик стоил столько же, сколько кортизон, но перерывы в приеме препарата привели певицу к тяжелой ломке, во время которой она пыталась выброситься из окна. 29 июля 1952 года Пиаф вышла замуж за Рене Виктора Эжена Дюко (Жак Пилс). Он довольно хладнокровно относился к тому, что жена «села на иглу», и пытался «отвлечь» ее вином, ведь она до свадьбы уверяла его, что применяет… кортизон! Однако скоро ее состояние заставило мужа отправить Пиаф в психиатрическую клинику в Медоне. Это помогло мало — будучи в США на гастролях, Пиаф держалась только на инъекциях морфина. О прохождении детоксикации и лечения в США и речи быть не могло: огласка немедленно привела бы к расторжению контракта со всеми финансовыми последствиями. Вернувшись домой, Пиаф пыталась применить тактику «step by step» («шаг за шагом»), ограничивая число инъекций. Ничего из этого не вышло — доза не уменьшилась, она уже делает инъекции прямо через платье и чулок… Когда ее госпитализировали, психиатры еще не имели метадоновой программы реабилитации и снова применили способ «шаг за шагом». Наступил день без наркотика, и… Пиаф пишет: «Я думала, что в тот день сойду с ума. Ужасающие боли разрывали меня на части, сухожилия двигались сами собой».

Не лишено любопытства одно обстоятельство: Пиаф лелеяла в себе некую особую болезнь — нежелание поправиться, выжить, выстоять, «выскочить». Она прилагала все усилия, перемещаясь из одного госпиталя в другой, чтобы умирать понемножку, уничтожать в себе жизнь по маленькому кусочку. И одновременно (женская логика!) Пиаф требовала интенсивности и неожиданности событий. Вся ее жизнь определялась волей случая, вспышками чувственности и страстным отношением к профессии. Наступили в ее жизни годы, которые один из биографов назвал «праздником ада»: Пиаф продолжала тайком смешивать алкоголь и наркотики. Однажды после такого «коктейля» она «орала двенадцать часов подряд». Повторная детоксикация приводила лишь к кратковременной ремиссии, возможность рецидива при морфинной зависимости всегда очень высока, а «ломка» самая тяжелая от всех наркотических препаратов… С 1951 по 1962 год Пиаф дважды попадала в ДТП, перенесла два алкогольных психоза (белая горячка) и несколько наркотических ком, сделала две суицидальных попытки. Но «прикладываться» и колоться не переставала! Во время гастролей в США ее прямо с концерта увезли в Пресвитерианский госпиталь в Нью-Йорке, где в течение четырех часов под общим наркозом останавливали язвенное (?) кровотечение и ушивали перфорацию язвы. Вскоре ее оперировали еще раз. Зачем творчеству Пиаф, создававшей на сцене неповторимый образ, требовалось столько страданий? Я не могу ответить на этот вопрос, но говорят, что она сама на него ответила: «Мне нравится быть несчастной». Но это мазохизм! В 1960 году Пиаф попала в американский госпиталь в Нейи под Парижем. Снова последовала операция. Нежелание жить, неизбывная тоска — так описывают состояние Пиаф в это время ее биографы. Все больше инъекций, все больше снотворных. Была попытка лечить бессонницу в психиатрической клинике Виль-Д`Авруз. Зимой 1961 года Пиаф попадает с двухсторонней пневмонией в госпиталь Св. Антония, и хорошо ей знакомый профессор Р. Курильски снова ее осматривает. «У больной развилась острая легочная недостаточность, сопровождаемая приступами удушья, — говорил он. — Мои коллеги и я уже практически решились на трахеотомию, но операции удалось избежать. Однако легочно-диафрагмальные спайки по-прежнему серьезно угрожают здоровью Эдит Пиаф и вызывают сильнейшую одышку. Кроме того, больная страдает тяжелой анемией, вызванной постоянной потерей крови в связи с язвенной болезнью…»

Даже свадьба с Тео Сарапо в 1962 году не изменила Пиаф — сразу после бракосочетания она отправляется в наркологическую клинику для очередной детоксикации! Печеночная кома, постоянный массаж грудной клетки, мануальная терапия суставов и передвижение по парку на инвалидной коляске — такими были последние месяцы жизни Пиаф… Медсестра, постоянно находившаяся в доме Пиаф, в сентябре 1962 года по совету лечащего врача Клода де Лакоста де Лаваля, «истинного аристократа поджелудочной железы, печени и иммунной системы», выехала в Женеву за чудодейственным препаратом из амниотического экстракта. Надо отметить, что у Пиаф была тяжелая анемия (скрытое кровотечение продолжалось), цирроз печени, синдром Кушинга (от многолетнего применения гормонов), хронический панкреатит. С. Берто предполагала, что у Пиаф был рак желудка, который американские хирурги нашли еще во время первой операции, но ей ничего не сказали… Пиаф в очередной раз вывел из комы профессор Кар в клинике Амбруаза Паре, но это был уже финал. Последний диагноз, подписанный доктором Марионом, гласит: «Кома с полной потерей сознания, желтуха. Больная подлежит немедленной госпитализации для проведения лечения экстрактом дегидрированной печени и экстрактом коры надпочечников. Желательно помещение под капельницу и введение физиологического раствора. После введения в брюшную полость импланта амниона желтуха практически не уменьшилась. Печень, как и весь организм больной, в крайне неудовлетворительном состоянии» . Это было 9 октября 1962 года. На следующий день вызвать врача уже не успели. Инъекция аргинина не помогла…

Когда-то Пиаф сказала: «Есть только один вид страданий, с которым нельзя не считаться: это страдания души. От них ни один врач не может излечить». Увы, многие страдания тела тоже не поддаются излечению…

Николай Ларинский, 2002-2014 гг.

Кто не знает величайшую французскую певицу, чьи песни стали мировыми хитами, а она сама - примером для подражания миллионов? Но далеко не каждый знает, сколько испытаний пришлось на ее долю. Она пережила трудное - почти голодное - детство, смерть ребенка, 2 автомобильные катастрофы, 7 операций, 3 комы, несколько приступов белой горячки, приступ безумия, попытку самоубийства, две мировые войны.

Не пережила она лишь рак печени в последней стадии, который обнаружили у нее за 2 года до смерти. И если вы когда-нибудь в очередной раз захотите пожаловаться на свою судьбу, просто вспомните «воробышка» Парижа, женщину, которая до последних дней шла вперед, не сдаваясь, покоряя сердца миллионов, одухотворенную и одаренную силой любить, - Эдит Пиаф.

1. Родилась Эдит Пиаф (настоящее имя - Эдит Джованна Гасьон) 19 декабря 1915 года. Практически в тот же день мать девочки - несостоявшаяся актриса Анита Майар, - в то время как ее муж был на фронте, отдала девочку на воспитание своей матери. Но ей она оказалась не нужна - чтобы утихомирить мешающую ей своим плачем девочку, «любящая» бабушка кормила ребенка разбавленным вином. Такое кормление дало свои плоды - к трем годам Эдит полностью ослепла.

2. Позже появится легенда, связанная с рождением Эдит. Впрочем, вряд ли она соответствует действительности, но согласно ей, родилась девочка под уличным фонарем зимой на одной из улиц Парижа.

3. Как только отец Эдит - Луи Гасьон - узнает об этом, он сразу же отправляет девочку на воспитание своей матери, которая держала публичный дом. Однако та полюбила внучку и заботилась о ней. Она делала все, чтобы девочка прозрела. И в 1925 году ей это удалось. Когда уже не оставалось надежды на выздоровление Эдит, бабушка отвезла ее в Лизьё к Святой Терезии. Через несколько дней любимая внучка - о, чудо - вновь стала видеть.

4. Сама Эдит, вспоминая об этом, говорила: «Моя жизнь началась с чуда. В четыре года я заболела и ослепла. Бабушка отвезла меня в Лизьё к алтарю Святой Терезии и вымолила у нее мое прозрение. С тех самых пор я не расстаюсь с образами Святой Терезии и младенца Иисуса. А оттого, что я верующая, смерть не страшит меня. Был период в моей жизни после смерти дорогого мне человека, когда я сама призывала ее. Я потеряла все надежды. Меня спасла вера».

5. В школе Эдит невзлюбили сразу, что неудивительно - жила девочка в публичном доме. Девочка не могла выносить этого, и вскоре отец забрал ее в Париж. Там 9-летняя девочка начинает работать с отцом на площадях города: отец показывал акробатические трюки, а дочка пела. Грамоте Эдит так и не обучилась до конца - даже в песнях, которые она сочиняла сама, были ошибки. Хотя кого это волнует теперь?

6. В 15 лет Эдит познакомилась со своей единокровной сестрой - 11-летней Симоной, которая стала выступать вместе с Эдит. Новая семья отца испытывала огромные финансовые трудности. Эдит в свою очередь помогала им материально, но впоследствии это привело к тому, что девушка покидает отца. Навсегда.

7. Эдит продолжает выступать на улицах, где ее замечают и приглашают петь в кабаре. В 16 лет Эдит познакомилась с Луи Дюппоном - отцом ее единственной дочери Марсель. Однако брак ее был неудачным - муж требовал, чтобы Эдит отказалась от работы, и они расстались. Некоторое время дочь Эдит оставалась с ней, но однажды, не обнаружив ее дома, Эдит поняла, что девочка у мужа - тот рассчитывал, что тогда жена вернется. Но она не вернулась. Более того, девочка заболела менингитом, а чуть позже заразилась и сама Эдит, которая, впрочем, выздоровела. Но судьба и тут не пощадила девушку - Марсель умирает. Больше у Эдит детей не было.

8. В 20 лет ее замечает Луи Лепле и приглашает выступать на Елисейских полях. Он сыграл большую роль в жизни и карьере Эдит: научил ее выбирать песни, петь под аккомпанемент, объяснил значимость костюма, мимики, поведения, артиста. Именно он сделал из Эдит Гасьон Эдит Пиаф. Еще на улице она пела: «Родилась как воробей, прожила как воробей, умерла как воробей». На афишах так и написали: «Малышка Пиаф». Это был успех!

9. Но успех длился недолго. Вскоре Луи убивают, а Эдит попадает под подозрение, так как тот оставил ей некоторую сумму. Слава Богу, на этот раз все заканчивается хорошо, и вскоре Пиаф встречает Раймона Ассо - человека, который делает из Эдит великую певицу. Именно он добивается ее участия в выступлении в мюзикле-холле АВС, что являлось посвящением в профессию. Стоит ли говорить, что на следующий день она проснулась знаменитой? Благодаря ему история жизни Эдит стала историей песен и наоборот, никто не мог отличить сценический образ от Эдит в реальности.

10. Эдит купалась в успехе и славе. Услышав ее голос на радио, люди просят снова и снова ставить в эфир песни Малышки Пиаф.

11. Во время Второй мировой войны «Малышка Пиаф» встречает с Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в пьесе «Равнодушный красавец». Впервые она была показана в 1940 году. А год спустя по пьесе был снят фильм, в котором Эдит сыграла главную роль.

12. В это сложно поверить, но Эдит Пиаф была настолько популярна и востребована, что могла себе позволить выступать перед французскими военнопленными. А после концерта умудрялась передать им все необходимое для побега. Земляки ценили ее личное мужество и милосердие, ведь она рисковала своей жизнью.

13. Послевоенное время стало для Эдит временем особого успеха. Ее творчеством восхищались предместья Парижа, ценители искусства по всему миру и даже будущая королева Англии.

14. Эдит помогала молодым талантам. Шарль Азнавур, Ив Монтан, Эдди Константен… Это далеко не все имена, которые стали известны всему миру благодаря «воробышку».

15. В послевоенные годы Эдит знакомится с американским боксером Марселем Серданом, который стал ее самой большой радостью и самой большой печалью. Судьба вновь сыграла злую шутку с Эдит - в 1949 году, вылетев к любимой из Нью-Йорка, он разбился в авиакатастрофе. Эдит впала в тяжелейшую депрессию: она начала пить морфий, после которого у нее случались припадки, а однажды и вовсе едва не выбросилась из окна. Она снова вернулась на улицу. Облачившись в старье, она выступала на улицах Парижа, а ночью приводила к себе неизвестных мужчин.

16. Но траур не мог длиться вечно, и Эдит вновь возвращается к сольной карьере. И даже смогла полюбить снова.

В 1952 году Эдит попадает в две автокатастрофы и ломает почти все ребра и обе руки. Чтобы облегчить ее страдания, врачи колют ей морфий. Казалось бы, Эдит обречена стать пристраститься к наркотикам, но не такой была эта хрупкая женщина. Тем не менее творчество уже не приносило ей прежнего удовольствия, но Эдит только больше погружалась в работу.

17. В 1954 году Эдит снялась в историческом фильме «Если мне расскажут о Версале». Чуть позже у нее состоялось 11-месячное турне по Америке, а после по Франции - такие нагрузки нанесли большой ущерб физическому здоровью. И в 1961 году судьба нанесла самый сильный удар певице — врачи обнаружили у Эдит рак печени. Но она продолжала выступать до конца своих дней.

18. В последние годы ее поддерживал 27-летний Тео - последняя любовь Пиаф. В сентябре 1962 года, превозмогая боль, Пиаф выступила на вершине Эйфелевой башни. А через полгода состоялся последний в ее жизни концерт - зал аплодировал стоя.

20. Песни Эдит Пиаф остались с нами навсегда, а мужество и сила воли певицы оставили неизгладимый след в сердцах людей. Еще при ее жизни вышла автобиография. Все ли, что есть в ней, соответствует действительности, неизвестно. Но ясно одно: такой хотела она остаться в памяти людей.

«Когда я не умираю от любви, когда мне не от чего умирать, - вот тогда я готова издохнуть!»

«Я пою не для всех - я пою для каждого».

«Артисты и публика не должны встречаться. После того как занавес падает, актер должен исчезнуть как по мановению волшебной палочки».

«Руки не лгут, как лица».

В ответ на слова врачей, что она убивает себя, продолжая петь перед публикой: «Это самый прекрасный способ самоубийства».

«Я вела ужасную жизнь, это правда. Но также - жизнь изумительную. Потому что, прежде всего, я любила ее».

«За любовь, за счастье нередко приходится расплачиваться слезами».

«Я была голодна. Я мерзла. Но я была также и свободна. Свободна не вставать утром, не спать ночью, свободна выпить, если мне захотелось, мечтать… надеяться».

«Это та толпа, которая, я надеюсь, будет провожать меня в последний путь, потому что я не люблю одиночества. Ужасного одиночества, что сжимает вас в объятиях на заре или с наступлением ночи, когда спрашиваешь себя, стоит ли еще жить и для чего жить?»

Пиаф Эдит (Piaf Édith) (1915–1963), французская певица и актриса.

Родилась 19 декабря 1915 в Менильмонтане, одном из беднейших районов Парижа. По рассказам, это событие произошло прямо на улице Бельвиль под уличным фонарем. Урожденная Эдит Джованна Гассьон (Édith Giovanna Gassion). Названа в честь английской медсестры Эдит Кейвел, героини Первой мировой войны, расстреляной немцами. Дочь бродячего акробата Луи Альфонса Гассьона (Louis Alphonse Gassion, 1881–1944) и его жены Аннеты Мейлар (Annetta Giovanna Maillard, 1895–1945). Мать девочки имела смешаное итало франко марроканское происхождение. Родилась в Ливорно. Выступала в уличных кафе под псевдонимом Лина Марса. Иногда подрабатывала проституцией; злоупотребляла алкоголем.

До года девочка находилась на попечении бабушки по материнской линии Эммы (Айши) Саид бен Мухаммед (1876–1930).

В 1916 отец отправил ее к своей матери, которая содержала небольшой публичный дом в городке Берней в Нормандии. С трех до семи лет девочка слабо слышала и плохо видела из за конъюнктивита. Проститутки проявляли о ней трогательную заботу и даже собрали деньги для паломничества к Святой Терезе. Обращение к высшим силам принесло ребенку чудесное исцеление.

В 1922 Эдит начала участвовать в представлениях своего отца на улицах Парижа: собирала деньги и исполняла незамысловатые песенки. Вскоре пение стало для нее смыслом жизни. Позднее воспоминания юности отразились в песенном творчестве («Elle fréquentait la Rue Pigalle», 1939) и др. В 1929 вместе со своей сводной сестрой Симон Берто (Simone Berteaut), по прозвищу Момон (Mômone), снимала номер в дешевой гостинице Гранд Отель де Клермон по улице Верон, 18. Часто меняла возлюбленных. От одного из них, рассыльного Луи Дюпонта в 1931 родила своего единственную дочь Марсель, которая умерла в возрасте двух лет от менингита. Находилась в зависимости от сутенера Альбера, который избивал ее и отнимал большую часть выручки.

В 1935 Эдит познакомилась с Луи Лепле (Louis Leplée), владельцем ночного клуба «Le Gerny» на Елисейских полях. Он по достоинству оценил ее талант и преподал первые уроки актерского мастерства. Луи Лепле создал оригинальный имидж певицы, главным атрибутом которого стало черное платье. Он же придумал сценический псевдоним Пиаф (Воробышек на парижском сленге). Имя очень точно подходило малышке Эдит: при росте 1, 47 см, она обладала дерзким и бесстрашным нравом. Пиаф быстро приобрела известность, подружилась со знаменитым шансонье Морисом Шевалье, поэтом Жаком Боржеа и др. В январе 1936 Пиаф записала первые диски на студии «Polydor». В том же году началось ее творческое содружество с композитором и автором текстов Маргерит Монно.

Однако, успешная карьера едва не оборвалась, толком не начавшись. 6 апреля 1936 Луи Лепле был застрелен в своей квартире. Полиция задержала убийц и установила, что все они ранее они были знакомы с Пиаф На нее пало подозрение в соучастии преступления. Несмотря на недостаток доказательств, репутация Пиаф сильно пострадала. В этот трудный момент близким другом Пиаф стал бывший легионер и поэт Раймон Ассо (Raymond Asso, 1901–1968). Он резко ограничил ее сомнительные связи, написал несколько песен («Un jeune homme chantait», «Paris Méditerranée» и др.). После того, как в 1939 Раймона Ассо призвали в армию, Пиаф сошлась с актером и певцом Полем Мериссом (Paul Gustave Pierre Meurisse, 1912–1979). Вместе с ним исполнила главные роли в одноактной пьесе Жана Кокто «Равнодушная красавица» (1940).
Во время оккупации Парижа Пиаф проживала в том же доме, где располагался респектабельный бордель для офицеров вермахта. Часто выступала в немецких воинских частях, за что впоследствии обвинялась в коллоборационизме.

По словам самой Пиаф, она выполняла задания руководителей движения Сопротивления. После концертов в лагерях для военнопленных фотографировалась вместе с французскими солдатами, якобы, на память. Затем фотографии заключенных вклеивались в фальшивые паспорта и использовались для побегов.

В послевоенные годы песни Пиаф завоевали всемирное признание. В 1947 она впервые побывала в Соединенных Штатах, затем совершила несколько триумфальных турне по Европе и Южной Америке. Пиаф восемь раз приглашалась в шоу Эда Салливана. В 1956 и 1957 выступала на сцене нью йоркского Карнеги Холла. С 1955 ее главной концертной площадкой в Париже являлся легендарный зал «Олимпия».

Пиаф охотно протежировала молодым начинающим певцам, которые нередко становились ее близкими друзьями. Так, в 1944 она вывела на сцену Ива Монтана (Yves Montand, 1921–1991), который через год стал одним из самых популярных французских шансонье. В 1951 Пиаф положила начало карьере Шарля Азнавура (Charles Aznavour, род. 1924), который сопровождал ее в поездке по Франции и США. Некоторое время Шарль Азнавур исполнял обязанности ее персонального секретаря и шофера. Вместе с ним Пиаф попала в жуткую автокатастрофу, сломала руку и два ребра. Для снятия боли начала принимать морфин.

Летом 1948 Пиаф познакомилась с Марселем Серданом (Marcel Cerdan, 1916–1949), чемпионом мира по боксу во втором полусреднем весе. Оба были охвачены глубоким, всепоглощающим чувством, которое даже не пытались скрывать. Марсель Сердан имел жену и троих детей, тем не менее открыто появлялся вместе с Пиаф на публике. Пресса широко обсуждала мельчайшие подробности их романа. Однако, отношения оборвались трагически. 28 октября 1949 Марсель Сердан отправился в США на матч реванш с Джейком Ла Мотта. Перед боем он собирался встретиться с Пиаф в Нью Йорке. Самолет «Lockheed L 749 Constellation», на котором летел Марсель Сердан, разбился в районе Азорских островов. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Для Пиаф гибель Марселя Сердана оказалась сильнейшим потрясением. Преодолеть затяжную депрессию Пиаф пыталась с помощью алкоголя. В память о Марселе Сердане она написала песню «Hymne a l’amour» (1949).

В 1952 Пиаф вышла замуж за певца Жака Пиллса (Jacques Pills, 1906–1970).

В конце 1958 П. начала сотрудничать с композитором Жоржем Мустаки (Georges Moustaki, род. 1934), который на несколько лет стал ее ближайшим другом. В соавторстве с ним написала знаменитую песню «Milord», которая в 1959 возглавляла все мировые хит парады. В том же году Пиаф сильно порезала лицо в очередной автоаварии. Ее физическое и моральное состояние было подорвано. Во время выступления в нью йоркской «Уолдорф Астория» Пиаф упала прямо на сцене из за резких болей в животе. Вскоре подобный приступ повторился в Стокгольме. Тем не менее, в 1960 Пиаф записала один из своих шедевров «Non je ne regrette rien», созданный в содружестве с Шарлем Дюмоном.

В 1961 Пиаф встретила Тео Сарапо (Théo Sarapo, 1936–1970). Урожденный Теофанис Ламбукас (Theophanis Lamboukas). Выходец из Греции, работал в парикмахерском салоне, мечтал о карьере артиста. Как уже неоднократно случалось ранее, Пиаф полностью поддалась обаянию молодого таланта. 9 октября 1962 они зарегистрировали свой брак в мэрии 16-ого округа Парижа. Неравный союз вызвал много толков и пересудов. Пресса открыто называла Тео Сарапо охотником за золотом (gold digger). Несмотря на значительную разницу в возрасте, Тео Сарапо искренне любил Пиаф, окружил ее заботой и вниманием. Союз оказался довольно успешным в творческом плане. Вместе с мужем Пиаф записала несколько песен, одна из которых («A quoi ca sert l’amour?») в 1962 стала хитом. Публика доброжелательно встретила выступление семейного дуэта на сцене театров «Олимпия» и «Бобино».

В 1963 у Эдит Пиаф диагностировали рак печени. Она впала в кому и последние месяцы жизни провела на своей вилле в Пласкассье на Французской Ривьере. Пиаф умерла 11 октября 1963, в один день со своим другом Жаном Кокто. Католическая церковь отказалась отпевать Пиаф, зато десятки тысяч поклонников проводили ее в последний путь на кладбище Пер Лашез в Париже.

В 1970 в соседней могиле был похоронен погибший в автокатастрофе Т. Сарапо.

Эдит Пиаф (настоящая фамилия Гасьон) родилась 19 декабря 1915 года, французская певица (шансонье).


Ее мать - циркачка Анетт Майар - отдала ее на воспитание своим родителям и благоразумно скрылась. Отец малышки Луи Гасьон сразу после ее рождения уехал на фронт.

Нельзя сказать, что супруги Майар обрадовались появлению девочки, но, по крайней мере, они от нее не отказались. Представления бабушки и дедушки об уходе за детьми оказались довольно своеобразными. Питалось все семейство преимущественно "добрым вином", правда, для Эдит его в виде исключения смешивали с молоком. В 1917 году ее отец приехав в отпуск, нашел дочь хоть и не совсем здоровой, но все же живой.

Эдит согласилась забрать его мать Луиза - кухарка в публичном доме. Выяснилось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начала развиваться катаракта, но чета Майар, видимо, этого просто не заметила. Бабушка Луиза не жалела денег на лечение, но ничто не помогало. Врачи оказались бессильны, но "cотрудницы" дома терпимости трепетно относились к внучке Луизы. Они пошли в церковь и молились за нее. Вскоре произошло чудо - Эдит стала видеть.

Девочка пошла в школу, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими чадами ребенка, живущего в публичном доме, и учеба для нее очень быстро закончилась.

Эдит стала работать на улице вместе с отцом (до войны он был акробатом). Луи демонстрировал публике трюки, Эдит пела и собирала деньги.

В четырнадцать лет Эдит решила, что уже вполне самостоятельна, ушла от отца и устроилась работать в молочную лавку, но Эдит вернулась к прежнему ремеслу. Вначале она работала с двумя друзьями, а потом со сводной сестрой Симоной.

Мужчины в жизни Эдит появились рано - практически сразу после ее ухода от отца. Влюблялась она регулярно и так же регулярно бросала любовников. Так было всю ее жизнь.

Не был исключением и отец ее единственного ребенка - Луи Дюпон. А через год у них родилась дочь.

Когда же Эдит предложили петь в дешевеньком кабаре "Жуан-ле-Пен", терпению Дюпона пришел конец. Он от нее ушел, вскоре забрал дочку, которая вскоре заболела и умерла. Вместе с дочкой из жизни Эдит окончательно ушел и Луи.

Прошло несколько лет - и Пиаф "проснулась знаменитой". После дебюта в мюзик-холле "АВС" ее имя появилось во всех газетах. Это был фурор. Так второй раз появилась на свет Великая Эдит Пиаф .

У нее было много мужчин - и никому не известные легионеры, и знаменитости: Реймон Ассо, Жак Пиле, Ив Монтан.

В конце 1946 года Пиаф представили Марселя Сердана. Эдит уехала на гастроли в Америку и там встретилась с ним. С тех пор эта пара стала неразлучна, а вещи Марселя перекочевали в квартиру Эдит.

Но у Марселя была жена и трое сыновей. Бросить их он не мог, не мог и скрыть свой роман. Несмотря на всю свою любовь, Эдит только один раз (в Лок-Шелдрейке) согласилась отказаться ради Марселя от обычной жизни. Больше никогда она себя не ограничивала.

Но Марсель Сердан погиб в самолетной катастрофе. У Эдит началась тяжелейшая депрессия. Она стала пить, искала спасения от тоски в спиритизме. Ее потянуло туда, где она начинала: Эдит выходила на улицы, одевшись в старье, пела и радовалась как ребенок, что ее никто не узнает. Домой она возвращалась почти ползком, приводя с собой мужчин, имен которых к утру не могла вспомнить.

Время лечит, и рана, нанесенная смертью Марселя, затянулась. Но она оказалась не последней. Через несколько лет после гибели Сердана Эдит Пиаф попала в автомобильную катастрофу.

Она стала принимать болеутоляющее, наркотики остались ее верными спутниками. Однажды певица попыталась выброситься из окна, и только присутствие ее подруги Маргерит Моно спасло ей жизнь.

Осознав, что уже не может обходиться без морфия, Эдит Пиаф решилась на лечение. Но, вернувшись домой, она вновь начала колоться. Потом снова попала в больницу, не выдержав, сбежала оттуда, вернулась опять... Излечиться удалось, избавиться от алкоголизма и депрессии - нет. Довершил список ее бед рак.

И все же вопреки всем несчаст ьям она не переставала петь и любить. Пиаф выходила на сцену даже тогда, когда не могла разжать скованных артритом рук, не уходила с нее, даже падая в обморок, а в сорок семь лет, перед самым концом, влюбилась в двадцатисемилетнего парикмахера Теофаниса Ламбукаса, вышла за него замуж и вывела возлюбленного на сцену, но умерла, так и не успев сделать из него настоящую звезду.

Эдит Пиаф умерла 11 октября 1963 года. Великая Эдит Пиаф - женщина, которую любили выступала в мюзик-холле, драматическом театре, снималась в кино (в том числе в фильмах "Безымянная звезда", "Париж продолжает петь"). Пиаф отличали богатый красками голос, экспрессия и одновременная простота исполнительской манеры, артистизм. Создала шедевры лирической песни-исповеди (автор текстов и музыки некоторых из них).

Ключевые слова: Когда родился Эдит Пиаф? Когда умер Эдит Пиаф? Где родился Эдит Пиаф? Где умер Эдит Пиаф? Чем знаменит Эдит Пиаф? Чьё гражданство у Эдит Пиаф?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога