Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Харизматический тип господства-подчинения. Коммуникабельность - связи со всеми уровнями организации

Prev Next

Когда вам дают слово, вы не должны импровизировать

Я восхищаюсь людьми, которые умеют мгновенно принимать решения и с ходу разбираться с трудными ситуациями, но я не уважаю людей, которые никогда не готовятся к разговору. Я обнаружил, что когда...

Растите вместе со своими людьми

За время своей карьеры я общался со многими топ-лидерами и сталкивался с очень разным отношением к карьерному росту. Я выделил четыре основные категории: Я уже вырос. Я хочу,...

Люди идут за лидером, которого они знают как неравнодушного лидера

Многие люди стараются управлять другими, критикуя их или пытаясь давить на них. У большинства возникает защитная реакция - агрессивное поведение или самоустранение. Джон Нокс, протестантский реформатор, говорил: Вы не...

Помните, вы получаете то, за что платите

Не так давно я пригласил молодого лидера посетить обсуждение за круглым столом некоторых проблем с лидерами крупных церквей из моей области. Подобные форумы на самом деле очень полезны, поскольку лидеры...

Не выходит ли моя просьба за рамки отношений?

Одна из моих любимых историй Ветхого Завета - это история Эсфири. Это величайший урок лидерства. Артаксеркс, правитель Персии, призвал однажды к себе свою жену Астинь, но она отказалась прийти, что...

Оставьте гордость и притворство

Порой нам кажется, что, произведя впечатление на других, мы сможем оказывать на них влияние. Мы хотим быть героями в глазах окружающих, их кумирами. Это создает определенную проблему, ведь все мы...

Ваш рост определяет потенциал

Самый важный закон лидерства, которому я обучаю, это закон потолка: Способность к лидерству определяет уровень эффективности человека. Если качество вашего лидерства измеряется 5 баллами (по шкале от 1...

Создайте обстановку, которая поможет раскрыться лидеру

Если вы занимаете высокую руководящую должность в своей организации, тогда мне хотелось бы немного пообщаться с вами в этом специальном разделе. Многие лидеры в среднем звене организации подвержены сильным стрессам....

Избегайте мелочных споров

В большинстве коллективов случаются ссоры, возникает вражда, зависть, недовольство и мелочные споры, которые как ураган проносятся по организации. Мудрые лидеры в среднем звене организации избегают участвовать в них, даже если...

Трудность раздражения или ключ к успешному достижению тех целей, которые могут раздражать:

СЕКРЕТ УСПЕШНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЬЮ РАЗДРАЖЕНИЯ: Ваша задача - не менять лидера; ваша задача - приносить пользу. Если лидер пе может измениться, то измените свое отношение к работе или поменяйте место...

Лидеры мыслят в более широком масштабе

Большинство людей оценивает происходящие события по тому, как эти события отражаются на их жизни. Лидеры мыслят в более широком масштабе. Они задают себе вопрос: Как это отразится на моих...

Без лидера достичь успеха затруднительно

Я знаю, многие люди, когда дело касается успеха организации, закрывают глаза на важность лидерства. Они не видят и не понимают этого. А в некоторых случаях просто не хотят видеть и...

Почему лидеры так любят быть в авангарде

У руководящей должности есть определенные преимущества. Но те же преимущества, что делают положение лидеров таким привлекательным, в значительной степени затрудняют лидерство. Практически лидерство - это всегда своего рода палка о...

Слушайте!

Ричард Эксли, писатель, однажды сказал: Истинный друг внимательно выслушает вас и поймет ваши самые сокровенные мысли. Он поддержит вас, когда вам трудно, если вы ошибетесь, поправит вас и поймет,...

Относитесь к ним на 10

Большинство лидеров относится к людям в соответствии с номером, за которым их закрепили. Если сотрудники демонстрируют средние результаты, скажем, на 5 , то босс относится к ним на...

Будьте готовы учиться у других

Вы когда-нибудь встречали человека, который считал, что должен постоянно изображать эксперта? Общение с такими людьми не доставляет большого удовольствия, поскольку единственный вклад, который они признают, их собственный. И, как гласит...

Не бойтесь переработать

Зиг Зиглар, эксперт в области мотивационных продаж, писал: На дополнительной миле нет дорожных пробок. Если вы делаете больше того, о чем вас просят, то, без сомнений, выделяетесь из...

Как хорошо вы знаете свою работу и насколько хорошо вы с ней справляетесь?

Вы когда-нибудь замечали уровень напряжения, свойственный началу выполнения новой работы? Он довольно высок, не правда ли? Чем менее знакома работа, тем выше напряжение. Если вы плохо представляете,...

Расширяйте круг знакомств - выйдите за пределы обыденности

Одним из самых труднопреодолимых препятствий на пути к знакомству с новыми людьми является обыденность. Зачастую мы регулярно посещаем одни и те же места - заправочные станции, кофейни, продуктовые магазины и...

Находятся ли под угрозой мои обязанности?

Когда лидер наделяет вас определенными обязанностями, на вас ложится ответственность выполнять их на высоком уровне. Если с этим возникают какие-либо сложности, то большинство лидеров, которых я знаю, предпочло бы быть...

Эффективные лидеры понимают, что один - слишком маленькое число для достижения впечатляющих результа…

Последние двадцать пять лет я анализировал тенденции в бизнесе и в некоммерческих организациях и решения, при помощи которых организации обычно справлялись с проблемами и улучшали ситуации. Я выявил определенную закономерность....

Принципы, благодаря которым лидер ведет вверх

Каким же образом извлечь из своей ситуации максимум пользы, преодолевая при этом трудности и остерегаясь влияния мифов? Стать лидером, овладев искусством вести по корпоративной лестнице вверх (своих лидеров),...

Коммуникабельность - связи со всеми уровнями организации

Поскольку у вас имеется уникальная перспектива и понимание деятельности организации, которых нет у тех, кто на корпоративной лестнице стоит выше или ниже вас, вы должны использовать свои знания не только...

Ценность лидеров

Стать лидером непросто. Им не становятся в одночасье. Для этого нужно много трудиться и запастись терпением. Но дело стоит каждого затраченного усилия. За все годы обучения искусству лидерства...

Установите прочные отношения со своим лидером

Первая реакция при работе с неэффективным лидером - отойти от него как можно дальше и воздвигнуть между ним и собой барьер в отношениях. Преодолейте это стремление. Если вы превратите лидера...

Почувствуйте себя комфортно в среднем звене организации

Нам кажется, что лидерство дается легче тем, кто руководит. Однако на самом деле если над вами стоит действительно хороший лидер, то управлять гораздо проще, находясь в среднем звене...

Недостаточно просто управлять - ведите!

Люди часто просят меня объяснить разницу между менеджментом и лидерством. Вот мое мнение по этому поводу: менеджеры работают с процессами, а лидеры работают с людьми. И первые, и вторые необходимы...

Сильные лидеры наделяют свою команду полномочиями

Уэйн Шмидт говорит: Никакая личная компетенция не заменит личную ненадежность. Совершенно верно. Слабые лидеры всегда стараются идти первыми. Они поглощены самими собой. А подобная зацикленность на себе заставляет...

  • Как вы уравновешиваете инициативность и запрет на превышение своих полномочий?

    Хорошие лидеры редко думают об ограничениях; вместо этого они думают в контексте возможностей. Они не боятся проявлять инициативу. В конце концов, характеристикой всех лидеров под номером один является умение влиять на ход событий. Иногда желание проявить инициативу приводит к расширению круга обязанностей. В других случаях оно…

  • Когда следует отступить?

    Знание того, когда нужно наступать, очень важно, поскольку вы хотите одерживать победы и избегать поражений. Но, возможно, более важно знать, когда нужно отступить. Лидеры не всегда осознают возможность, упущенную потому, что вы не наступали, но они обязательно обратят внимание, если вы должны были бы отступить, но не сделали этого. Если…

  • Неуверенный лидер

    Неуверенные лидеры полагают, что весь мир вращается вокруг них. В результате каждое действие других, каждое их решение, каждый клочок информации пропускают через фильтр собственного эго. Если кто-то в команде демонстрирует лучшие результаты, они боятся, как бы их не затмили или не обошли, поэтому стараются всех придавить. Когда члены…

  • Высоко ценить людей

    Первый сдвиг в сторону превращения организации в место, благоприятное для лидерства, должен произойти внутри вас самих. Вы должны посвящать себя лишь тому, что цените. По существу, если вы не цените людей, то никогда не создадите культуру общения, благоприятную для развития лидеров. Большинство топ-лидеров основное внимание уделяют двум аспектам: планированию и…

  • Поддерживайте здоровую конкуренцию

    Каждая успешная команда, которую я видел или частью которой являлся, отличалась здоровой конкуренцией среди ее членов. Здоровая конкуренция приносит команде огромное количество плюсов, многие из которых не принесет больше ничто другое. Здоровая конкуренция помогает выявить в команде самое лучшее. Сколько мировых рекордов, по-вашему, установлено, когда бегуны бежали в одиночку? Мне…

  • Лидеры берутся за тяжелую работу

    Умение справляться со сложными заданиями быстро завоевывает уважение окружающих. В книге Воспитай в себе лидера (Developing the Leader Within You) я указываю на то, что один из самых быстрых способов завоевать лидерство - это решение проблем. На работе, дома, да и вообще где угодно постоянно возникают…

  • Быть в авангарде - самая почетная позиция для лидера

    Румынский эссеист Э.Чоран утверждал: Если бы каждый из нас признался в своем сокровенном желании, которое вдохновляет его на действия, на реализацию всех планов и устремлений, то каждый из нас ответил бы: Я хочу получить признание. Разве не так? Всем нам льстит похвала и признание. А поскольку…

  • Связывать прошлое, настоящее и будущее

    Я заметил, что большинство людей, создающих планирование, практически полностью сосредоточено на будущем. На одном уровне это имеет смысл. В конце концов, планирование по самой своей природе нацелено на будущее. Но любой лидер, который работает над планированием и отказывается связывать его с прошлым и настоящим, упускает очень важную возможность. Разговоры только…

  • Нападают - критикуют, саботируют планирование

    Не все будут готовы без оглядки поверить в планирование изменений, которые намереваются провести компания, даже если они привлекательны и лидер провел безупречную работу по их внедрению. Это констатация факта, который никак не свидетельствует о том, что люди являются плохими последователями. Познакомьтесь с самыми распространенными причинами, по которым люди отказываются поддерживать…

  • Проницательность - понимать суть происходящего

    На частном самолете летели президент Соединенных Штатов, пожилой священник, молодой альпинист и самый умный человек в мире. Вдруг из кабины появился пилот и закричал: - Самолет падает, спасайтесь! После чего выпрыгнул из самолета и раскрыл парашют. Четыре пассажира оглянулись вокруг, но нашли только три парашюта. Президент схватил один из них…

  • Позвольте людям поверить в то, что вы верите в них

    В 1989 году Кевин Майерс перебрался из Гранд-Рапидса, штат Мичиган, в Лоуренсвилль, штат Джорджия, чтобы основать там церковь. Кевин был амбициозным молодым человеком с блестящим будущим. И его спонсор, церковь Кентвуд Комьюнити, с удовольствием поддерживала его начинания. В процессе подготовки к первой службе в церкви Кросроудс Комьюнити Кевин сделал все,…

  • Станьте палочкой-выручалочкой

    Вы оказываетесь в ситуации цейтнота, когда вам в сжатые сроки необходимо закончить проект, имеющий решающее значение для успеха организации, и тут, когда у вас практически не осталось времени, вам вдруг подкидывают еще одно важное задание, которое нужно завершить в тот же срок, что и первое. Как вы поступите в такой…

  • Рассматривайте вопрос со всех сторон

    Мне очень нравится этот совет: прежде чем вступать в спор с боссом, постарайтесь оценить ситуацию с его точки зрения и со стороны. Несмотря на то что, когда вы рассматриваете ситуацию под множеством углов, при общении с коллегами это не будет иметь таких серьезных последствий, чем когда рассматриваете ситуацию с точки…

  • Они не знают планирования

    Когда дело доходит до результатов, нет абсолютно никакой разницы между тем, что люди не знают корпоративного планирования, и отсутствием у компании планирования вообще. Неизбежным результатом этого являются неудовлетворенность и упадок духа в коллективе. Если с тех пор, как было сформулировано новое планирование, в вашу компанию пришли новые люди, значит,…

  • Расширяйте круг знакомств за пределы внутреннего круга

    Чтобы выйти за пределы своей зоны комфорта, почему бы не начать с тех, кто входит в эту зону? У каждого вашего друга есть друг, с которым вы не знакомы. Начинайте с самых близких друзей и постепенно расширяйте круг знакомств. В каких областях работают ваши близкие друзья? Кого из тех, кто…

Prev Next

В основе харизматического господства, т. е. того случая, когда антропомор-физация власти выражена наиболее ярко, лежит чрезмерное преклонение перед героической или достойной подражания добродетелью какой-либо личности или перед приказами, исходящими от нее. Типичной в политическом плане фигурой является здесь диктатор, наделенный исключительными полномочиями (поли­тический эквивалент пророка в религиозной области), а политическим режи­мом - плебисцитарная личная диктатура. Харизма происходит от греческого слова charisma, что значит «дар», «милость», и взята из терминологии античного христианства. Широкое распространение этого термина в настоящее время час­то обусловлено двойной ошибкой в трактовке его социологического значения: харизматический вождь - это не личность, обладающая особыми качествами, он является харизматическим, так как те, кто ему повинуется, считают, что по­винуются именно потому, что он имеет одну или целый ряд экстраординарных черт. Иисус Христос и Гитлер, Ганди и Сталин были харизматическими вождя­ми. Напротив, Людовик XIV и Горбачев не принадлежат к этой категории. Ха­ризматическому вождю повинуются не в силу его якобы выдающихся качеств: обладание им этими качествами представляет собой всего лишь веру в это, а един­ственное качество харизматического вождя заключается в том, что он (или его окружение) должен обладать достаточной компетентностью, чтобы убедить тех, чье повиновение ему необходимо, в том, что он обладает одним или нескольки­ми чрезвычайными дарованиями. Харизматических вождей создают определен­ные политические конъюнктуры или структуры, а харизматическое господство, подчеркнем это, не является, следовательно, продуктом харизмы того, кто ею обладает. Признание вождя харизматической фигурой должно быть свободным

в том смысле, что его сторонники, последователи, апостолы попадают под чары героя не под воздействием угрозы или с целью добиться какого-либо вознаг­раждения, а именно потому, что испытывают на себе притяжение какой-то не­преодолимой силы (те, кто примкнул к де Голлю в 1940 г. в Лондоне, поступили так не из карьеристских соображений, тем более что они должны были высту­пить против «законного» петеновского французского государства). Поэтому ха­ризматический вождь имеет больше шансов быть признанным молодыми людь­ми, чем добропорядочными буржуа.

Группа, повинующаяся харизматическому вождю, образует, согласно Веберу, «эмоциональное сообщество»: множество фотографий и кинокадров воспроиз­водит обожание толпы, обращенное к Гитлеру. В отношениях со своими после­дователями и учениками харизматический вождь действует не на основе опре­деленного правила или каких-то установлений, а методом императивных при­казов; при этом он не связан никакими прецедентами (Наполеон I щедро разда­вал титулы королей и принцев). По мнению Вебера, эмоциональный заряд ха­ризмы разлагает те демократические режимы, где существует вождь (т. е. такие президентские режимы, как американский, и полупрезидентские, как россий­ский). Демократия подвергается разложению, так как на роль вождя выдвигает­ся, в связи с «эмоциональным характером становления вождизма, тот, в кого верят», тот, кто вызывает энтузиазм, обещая больше, чем другие, возбуждая стра­сти (что определяет демагогию как метод обольщения через обещания, главный смысл которых в том, чтобы быть более щедрым в своих обещаниях, чем твой соперник). Будучи иррациональной и аффективной, харизма не способна про­явить свою связь с конкретными экономическими целями, основанными на рас­чете, прогнозе, с материальными заботами: харизма будет изыскивать ресурсы в меценатстве или в выпрашивании, а не в использовании партийных взносов или поддельных финансовых документов.

«Прошлому были известны […] основы легитимного господства, следы которого, впрочем, постоянно встречаются и в наше время. Опишем их кратко хотя бы терминологически.

1. Под «харизмой» в дальнейшем понимаются (действительные, предполагаемые или мнимые) неповседневные качества человека.

Колдун-маг, пророк, предводитель на охоте и в походах за добычей, вождь на войне, властелин так называемого «цезаристского» типа, в определённых обстоятельствах глава партии осуществляют тип подобного господства по отношению к своим сторонникам, к своей дружине, к завербованному им отряду, к партии и т.д. Легитимность их господства основана на вере в необычное, в нечто, превосходящее обычные человеческие качества и воспринимаемое поэтому как сверхъестественное. Следовательно, на вере в магию, в откровение или в героя, источником которой служит «подтверждение» харизматического качества чудесами, победами и другими успехами, - благополучием подчинённых; эта вера вместе с притязанием харизматического вождя на авторитет исчезает или во всяком случае колеблется, как только подтверждение благ не наступает и харизматический вождь оказывается лишённым своей магической силы или оставлен своим богом. Господство осуществляется не на основе общих, традиционных или рациональных норм, а - в принципе - на основе конкретных откровений и внушений, и в этом смысле оно «иррационально». «Революционно» оно в том смысле, что не связано со всем установленным: «Сказано - я же говорю вам..!»

2. «Традиционализмом» будет в дальнейшем называться душевная установка на повседневно привычное и вера в него как в непререкаемую норму действий, а «традиционалистским авторитетом» поэтому - господство, которое покоится на этой основе, следовательно, на пиетете по отношению к тому, что (действительно, предполагаемо или мнимо) всегда было. Наиболее важным видом господства, покоящегося на традиционалистском авторитете, основывающего свою легитимность на традиции, является патриархальная власть: власть отца, мужа, старшего в семье или роде над членами семьи или рода, господина и патрона над крепостными, зависимыми, вольноотпущенниками, хозяина над домашними слугами, должностными лицами его дома и двора, князя над его должностными лицами, министериалами, клиентами, вассалами, патримониального правителя и князя («отца земли») над «подданными». Патриархальному (и патримониальному как его разновидности) господству свойственно, что в нём наряду с системой непреложных, ибо считающихся абсолютно священными, норм, нарушение которых влечёт за собой дурные магические или религиозные последствия, существует область свободно действующего произвола и милости господина, где в принципе значение имеют только «личные», а неделовые отношения и которая поэтому «иррациональна».

3. Харизматическое господство, основанное на вере в святость или ценность неповседневного, и традиционалистское (патриархальное) господство, опирающееся на святость повседневности, делили между собой на ранних стадиях развития важнейшие виды господства. «Новое» право могло быть привнесено в сферу установленного традицией только обладателями харизмы: оракулами, пророками или предписаниями харизматических военных вождей. Откровение и меч, две неповседневные силы, были также типичными провозвестниками нового. Однако совершив свое предназначение, оба они подпадали под власть повседневности. После смерти пророка или военного предводителя возникал вопрос о наследнике. Решался ли он посредством торжественного избрания (первоначально это был не «выбор», а отбор по харизме), по сакраментальной объективации харизмы (назначение наследника посредством посвящения: иерократическое или апостолическое «наследование») или вследствие веры в харизматическую квалификацию рода (наследственная харизма: наследственность королевской власти или иерократии), с этого всегда начинается в том или другом виде господство правил. Князь или иерократ правит уже не в силу чисто личных, а в силу приобретённых или унаследованных качеств или вследствие легитимации посредством акта избрания. Начинается процесс господства повседневности, а это значит традиционализации. И что, быть может, ещё более важно: при длительной организации господства под власть повседневности подпадали и те люди, на которых опирался харизматический властитель: его сторонники, апостолы, дружинники становятся священниками, вассалами, прежде всего должностными лицами. Первоначально специфически чуждое ведению хозяйства харизматическое сообщество, существовавшее на коммунистических началах на дары, милостыню, военную добычу, превратилось в слой помощников властителя, живущих на доходы с земли, вознаграждения, натуральные поступления, денежное содержание и выводивших свою легитимную власть - на самых различных стадиях апроприации - из предоставления лена, аренды, должности. Как правило, это означало патримониализацию власти должностных лиц, которая могла также развиться из чистой патриархальности вследствие распада сильной власти господина.

Получившему должность приближённому или вассалу предоставлялось, как правило, и право на неё. Он владеет средствами управления, подобно тому как ремесленник владеет средствами производства. Из своих доходов он оплачивает стоимость управления или отдает господину только часть доходов от деятельности подчиненных ему людей, оставляя остальное себе. В пограничном случае он может передавать свою должность по наследству и отчуждать её так же, как другие свои владения. Мы рассмотрим сословный патримониализм, в котором развитие, отправляясь от харизматического или от патриархального начального состояния, достигло этой стадии посредством апроприации господских прав. Однако на этой стадии процесс останавливался редко. Мы повсюду обнаруживаем борьбу (политического или иерократического) господина с владельцами или узурпаторами сословно апроприированных прав господства. Он пытается экспроприировать их, они - его. В зависимости оттого, удается ли господину окружить себя зависящими только от него и связанными с его интересами должностными лицами и удержать в своих руках средства управления (собственные финансы у политических - и на Западе, начиная с Иннокентия III до Иоанна XXII, у растущего числа иерократических властителей, собственные склады и арсеналы для нужд войска и должностных лиц у светских господ), борьба с большей вероятностью решается в его пользу и против притязаний постепенно экспроприируемых владельцев сословными привилегиями. Исторически характер слоя должностных лиц, на которых господин опирался в борьбе за экспроприацию сословных властей, был очень различен: клирики (типичны для Азии и Запада в раннее средневековье), рабы и клиенты (на переднеазиатском Востоке), вольноотпущенники (в ограниченной степени для Рима в период принципата), гуманистически образованные интеллектуалы (для Китая) и наконец юристы (для Запада в Новое время, как в церкви, так и в политических союзах). Победа правительственной власти и экспроприация частных прав господства означали повсюду возможность, а часто и действительное введение подлинной рационализации управления. Однако, как мы увидим, в самой различной степени и различном смысле. Прежде всего следует различать материальную рационализацию управления и судопроизводства патримониальным властителем, желающим утилитарно и социально-этически осчастливить своих подданных, как глава семьи её членов, и формальную рационализацию, проведенную профессиональными юристами посредством установления общих для всех «государственных подданных» обязательных правовых норм. Как ни размыты были границы этого различия (например, в Вавилоне, в Византии, в Сицилии при Штауфенах, в Англии при Стюартах, во Франции при Бурбонах), оно все-таки существовало.

И возникновение современного западного «государства» и западных «церквей» было в значительной степени делом юристов. Откуда они черпали силы и идеи, а также технические средства для этого, мы здесь рассматривать не будем. С победой формалистического юридического рационализма на Западе наряду с традиционными типами господства появился тип легального господства, не единственная, но наиболее чистая разновидность которого было и есть бюрократическое господство. Современные государственные и коммунальные чиновники, современные католические священники и капелланы, работники и служащие современных банков и крупных капиталистических предприятий представляют собой, как уже указывалось, наиболее важный тип этой структуры господства. Решающим признаком для нашей терминологии является сказанное ранее: подчинение основано теперь не на вере в харизму отмеченных особой милостью личностей, пророков и героев, не на преданности им и не на следовании священной традиции и пиетету к определенному традицией личному господину или эвентуально его легитимированному привилегией или пожалованием обладателю должности собственного права; теперь оно основано на не связанной с личностью общей объективной «должностной обязанности»; и эта обязанность, как и соответствующее господское право, «компетенция», твёрдо определена рационально сформулированными нормами (законами, постановлениями, уставами) таким образом, что легитимность господства становится легальностью на основе общего, целесообразно продуманного, формально корректно сформулированного и обнародованного правила».

Макс Вебер, Избранное: протестантская этика и дух капитализма, М., СПб, «Центр гуманитарных инициатив», 2013 г., с. 234-237.

"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Оно рассматривается как посланное богом или как образец. (Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, военным героям.) Как бы "объективно" правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, по существу, совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, "приверженцами".

1. Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных - изначально всегда посредством чуда. Это подтверждаемое доказательством свободное признание рождено из склонности к откровению, из почитания героев, из упования на вождя. Но такое признание (при настоящей харизме) не является основой легитимности, оно - долг тех, кто обязан признать это качество в силу своего места и приведенного доказательства. Такое "признание" психологически является целиком личной, основанной на вере склонностью, рожденной из воодушевления или нужды и надежды.

Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения масс о нем, ни один венценосный король или харизматический герцог не рассматривал противодействие или пассивность иначе, как противное долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно во всем мире.

2. Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизматической милостью покинут своим богом или потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжительное время ему изменяет успех, и, в первую очередь, если его руководство не приносит облегчения подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической "божественной благодати".



3. Господствующий союз - эмоциональная общность . Управленческий штаб харизматических лидеров - это не специально обученное "чиновничество". Штаб подбирается не с учетом сословной принадлежности, не с точки зрения происхождения или личной зависимости, он подбирается по харизматическим качествам: "пророку" соответствуют "ученики", "военному князю" - "свита", "вождю" вообще - "доверенные люди". Не существует ни "устройства на службу" или "смещения с должности", ни "карьеры", ни "продвижения". Есть только призвание, соответствующее интуиции вождя на основе харизматического качества призываемого. Не существует никакой "иерархии", но только содействие вождя в случае, если обнаруживается харизматическая недостаточность управленческого штаба для задачи, к решению которой он призван. Не существует не только никакой "служебной епархии" и "компетенции", но также никакой апроприации должностной власти посредством "привилегии". Но есть (по возможности) местные или предметные границы харизмы и "послания". Нет никакого "содержания" и никакого "дохода". Но ученики или последователи живут (изначально) с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Не существует никаких постоянно закрепленных "ведомств", а только харизматически, в соответствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой, доверенные посланцы. Не существует никакого регламента, нет никаких абстрактных правовых положений, никаких ориентированных на них правовых форм, никаких ориентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных решений. Но по форме своей право актуально творится от случая к случаю, первоначально в соответствии с божественными изречениями и откровениями. Но по существу для всех форм харизматического господства имеет значение: "здесь написано - но я говорю вам".

Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко противопоставлено как рациональному, особенно бюрократическому, так и традиционному, в особенности патриархальному и патримониальному или сословному. Два последних - специфические формы обыденности в господстве, истинно харизматическое являет собой специфически противоположное. Бюрократическое господство специфически рационально в смысле связанности дискурсивно анализируемыми правилами, харизматическое специфически иррационально в смысле отчужденности от правил. Традиционное господство связано прецедентами прошлого, и постольку ориентировано на правила. Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Оно не знает апроприации власти по образцу владения товарами ни хозяевами, ни сословными силами. Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока личная харизма в силу доказательства "значима", т.е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности.

4. Чистая харизма специфически чужда экономике. Там, где она выступает, она организует "призвание" в эмоционально-напряженном смысле слова: как "миссию" или внутреннюю "задачу". Она отвергает в чистом типе использование материальных пожертвований как источника дохода - что, правда, нередко остается скорее требованием, чем фактом. Это не означает, что харизма всегда отказывалась от собственности и приобретения, как это делают в известных обстоятельствах пророки и ученики. Военный герой и его свита ищут добычи, плебисцитарный лидер или харизматический партийный вождь ищут материальные средства для своей власти. Первый, кроме того, ищет материального блеска своего господства для утверждения престижа власти. То, чем они все пренебрегают, - это традиционная или обыденная рациональная экономика, получение регулярных "доходов" с помощью направленной на эту цель последовательной экономической деятельности. Меценатское в больших размерах (дары, взятки, крупные подачки) или нищенское снабжение, с одной стороны, добыча, насильственное или (формально) мирное вымогательство, с другой стороны, - типичные формы покрытия потребностей в харизматическом господстве. С точки зрения рациональной экономики, такое удовлетворение потребностей есть типическая власть "неэкономичности", ибо она отклоняет любое втягивание в будни. Она может только, в состоянии полного внутреннего безразличия, "прихватывать", так сказать, случайные доходы. "Рента" как форма освобождения от экономики может в ряде случаев быть экономической основой существования харизмы. Но для нормальных харизматических "революционеров" эта форма обыкновенно не имеет значения.

5. Харизма есть великая революционная сила в связанных традициями эпохах. В отличие от революционизирующей силы "ratio", которая действует или извне (путем изменения жизненных обстоятельств и жизненных проблем и посредством этого изменения отношения к ним), или путем интеллектуализации, харизма может быть преобразованием изнутри, которое, будучи рожденным из нужды или воодушевления, означает изменение главных направлений мышления и действия при полной переориентации всех установок ко всем отдельным формам и к "миру" вообще. В дорационалистических эпохах традиция и харизма разделяли между собой общность ориентации действия.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными качествами, относимыми к харизме, и их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, оно принимает характер стабильного отношения: "община" единоверцев, воинов или учеников; партийный союз, партийная или иерократическая общность. Тогда харизматическое господство, которое только in statu nascendi ("в момент образования") существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или рациональным (легальным), или и тем, и другим одновременно, но в различных аспектах. Движущие мотивы для этого следующие:

а) идейная и материальная заинтересованность сторонников в продолжении существования и постоянном оживлении общины;

b) еще более сильные идейные и материальные интересы управленческого штаба: последователей, учеников, партийной свиты из доверенных лиц, чтобы:

1) продолжить существование отмеченного отношения; 2) так его продолжить, чтобы при этом собственная позиция идейно и материально была бы поставлена на стабильную обыденную платформу: внешнее восстановление семей и нормальное их существование вместо отрешенности от мира и чуждых экономике "посланий".

Эти интересы типически актуальны при падении влияния личности носителя харизмы и при встающем здесь вопросе о преемнике. Способ, каким он решается - если он решается и, следовательно, харизматическая общность продолжает существовать (или только что появляется) - очень важен и является определяющим для всей природы возникающих социальных отношений.

Выделенный вопрос обычно решается следующими способами:

a) новые поиски носителя харизмы, определяемого в соответствии с признаками быть лидером. Затем легитимность нового носителя харизмы связывается признаками, т.е. "правилами", для которых возникает традиция; следовательно, чисто личностный характер уничтожается.

b) с помощью откровения: оракул, жребий, божественное решение или другая техника отбора. Тогда легитимность нового носителя харизмы является производной от легитимности техники (легализация).

c) путем выдвижения нового носителя харизмы предшествующим и через признание его общиной. Тогда легитимность становится легитимностью, приобретенной в силу назначения.

d) через назначение преемника харизматическим управленческим штабом и через признание общиной. Трактовка как "выбор".., далека от этого процесса в его подлинном значении. Речь идет не о свободном отборе, а об отборе, строго связанном долгом, не о голосовании большинства, но о правильном обозначении, отборе правильного, истинного носителя харизмы, которого и меньшинство также может выделить. Единогласие - это постулат, осознание ошибки - долг, упорство в ней - тяжкий промах, "ложный" выбор - считающаяся грехом (изначально магическая) несправедливость.

Тем не менее легитимность легко представляется легитимностью правового промысла, при всех мерах предосторожности соответствующего истинности, в основном с определенными формальностями (возведением на трон и т.д.).

e) через представление, что харизма есть свойство крови и распространяется на род, в особенности из ближайших родственников носителя харизмы: наследственная харизма... Тогда вера относится больше не к харизматическим качествам личности, а к легитимному промыслу в силу порядка наследования. (Традиционализация и легализация.) Понятие "божья милость" полностью изменяет свой смысл и теперь означает: хозяин собственного права, независимо от признания подчиненных. Личностная харизма может совершенно отсутствовать.

d) через представление, что харизма есть такое (изначально магическое) качество, которое с помощью ритуального средства, примененного носителем харизмы, можно перенести на или вызвать у других. Это овеществление харизмы, прежде всего должностная харизма. Вера в легитимность больше не относится к личности, а к приобретенным качествам и действенности ритуальных актов.

Важнейший пример: харизма священника через миропомазание, посвящение в сан, возложение рук; харизма короля, переносимая или укрепляемая через миропомазание и коронование.

Авторитарный по своему смыслу харизматический принцип легитимности может быть пересмотрен в антиавторитарном направлении. Ибо фактическая значимость харизматического авторитета, по сути, целиком покоится на признании подчиненных, которое обусловлено "доказательством". Однако это признание по отношению к лидеру, квалифицируемому как харизматический и потому легитимный, равносильно долгу. При возрастающей рационализации отношений в союзах напрашивается мысль, что это признание, вместо того чтобы считаться следствием легитимности, принимается за ее основу (демократическая легитимность); выдвижение (возможное) управленческим штабом для занятия должности рассматривается как "предвыборы", предшественником - как "предложение", а признание общностью даже как "выбор". Легитимный в силу собственной харизмы лидер становится тогда лидером по милости подчиненных, которого они (формально) свободно по своему усмотрению выбирают и ставят, а при случае также и отстраняют - ведь утрата харизмы и ее доказательства влечет за собой утрату истинной легитимности.

Власть имущий предстает свободно избранным вождем. Так же развивается признание общиной харизматических правовых положений к представлению о том, что сама она по собственному желанию может принимать, признавать и отменять право как в общем, так и в частном случае. В то время как случаи спора о "справедливом" праве в условиях подлинной харизматической власти фактически регулированы решением общины, но под психологическим давлением: существует только одно обязательное и правильное решение. Тем самым обсуждение права приближается к представлению о легальности. Важнейший переходный тип: плебисцитарное господство. В современном государстве оно воплощено в типах "партийного вождизма". Но повсюду оно существует там, где власть имущий ощущает себя легитимным доверенным лицом масс и признан таковым...

Принцип "выбора", как переосмысление харизмы, однажды примененный к лидеру, может быть применен также к управленческому штабу. Выборные чиновники, власть которых легитимна в силу доверия подчиненных и которые поэтому могут быть отозваны в случае объявления недоверия подчиненными, типичны для "демократий" определенного образца, например, для Америки. Эти чиновники не являются "бюрократическими" фигурами. Они занимают свое место, потому что легитимированы самостоятельно, в слабом иерархическом подчинении и с шансами на продвижение и использование, независимыми от "начальника". Составленное из них управление как "прецезионный инструмент" в техническом отношении значительно уступает бюрократическому управлению, состоящему из назначенных чиновников.

Отношение к экономике:

1. Антиавторитарное переосмысление харизмы обыкновенно ведет на путь рациональности. Плебисцитарный лидер будет пытаться заручиться поддержкой точно и без сбоев функционирующего штаба чиновников. Он будет пытаться привязать подчиненных или воинской славой и почестями, или улучшением материального благосостояния - а при определенных обстоятельствах попыткой их комбинации - к своей харизме, как "подтвержденной". Разрушение традиционных, феодальных, патримониальных и прочих авторитарных сил и предпочтительных шансов становится его первой целью, а второй - формирование экономических интересов, которые связаны с ним легитимностью-солидарностью. Поскольку он использует при этом формализацию и легализацию права, он может в значительной степени содействовать формально-рациональной экономике.

2. Для формальной рациональности экономики в некоторой степени ослабляюще действуют плебисцитарные силы, поскольку легитимная зависимость от веры и преданности масс принуждает их к обратному: представить экономически материальные постулаты справедливости. То есть: разрушить формальный характер юстиции и управления посредством материальной ("кади") юстиции (революционные трибуналы, системы ордеров, все виды контролируемых продуктов и предметов потребления). Вождь, таким образом, является социальным диктатором, что не связано с современными социалистическими формами.

3. Избираемое чиновничество - источник разрушения формально рациональной экономики, потому что оно является упорядоченным партийным чиновничеством, а не специально обученным профессиональным, и потому что возможности отозвания или неизбрания препятствуют ему в проведении управления и строго деловой юстиции, не заботящейся о последствиях. Избираемое чиновничество незаметно тормозит формально-рациональную экономику только там, где ее шансы, вследствие возможности использовать технические и экономические достижения старых культур на новой почве с еще не апроприированными средствами, оставляют достаточно широкое пространство для развития, чтобы потом поставить в счет как издержки почти неизбежную коррупцию избираемого чиновничества и все-таки достичь прибыли в еще большем размере...

Заключение

Несомненно, что господствующие союзы, принадлежащие только к одному или другому из рассмотренных выше "чистых" типов, являются в высшей степени редкими... Вообще следует отметить, что основой всякого господства, а следовательно, и каждого подчинения является вера: вера в "престиж" господствующего или господствующих. Она редко до конца определена. При "легальном" господстве она никогда не бывает чисто легальной. Но вера в легальность является "привычной", а стало быть, даже связанной традицией - срыв традиции в состоянии ее уничтожить. Она также является и харизматической в негативном смысле: постоянные шумные неудачи любого правительства приводят его к гибели, ломают его престиж и позволяют назреть харизматической революции...

Чисто традиционные сообщества, пожалуй, существовали, но среди них никогда не было вечных. Это имеет значение и для бюрократического господства - редко встречались сообщества без личной наследственно-харизматической или чиновничье-харизматической верхушки (наряду с чисто традиционной). Обыденные экономические потребности удовлетворялись под руководством традиционных господ, внеобыденные (охота, военные трофеи) - под предводительством харизматических вождей. Идея существования "устава" также довольно стара...

Только харизматические (и только наследственно-харизматические и т.д.) господства также являются очень редкими. Из харизматического господства может - как при Наполеоне - вытекать самый настоящий бюрократизм или, уж точно, пребендальные и феодальные организации.

Таким образом, терминология и казуистика ни в коем случае не могут быть решающими и не вправе схематизировать историческую реальность. Их польза в том, что по мере надобности можно сказать: ЧТО в союзе заслуживает одного или другого наименования или приближается к нему, - иногда в этом все-таки заключается значительная польза.

При всех формах господства факт существования штаба управления и его действий, постоянно направленных на осуществление порядка и принуждение к нему, является жизненно необходимым для сохранения повиновения. Это есть то, что обозначают термином "организация". Решающей является также (идеальная или материальная) солидарность интересов штаба управления с господином. Об отношении господина к штабу можно сказать, что господин, поддержавший эту солидарность, сильнее каждого отдельного члена, но слабее всех вместе. Для того, чтобы планомерно и, следовательно, успешно проводить обструкцию или акцию сопротивления господину и парализовать его руководство, было необходимо плановое обобществление штаба, точно также, как для каждого, кто хочет нарушить господство, было необходимо создание собственного штаба управления для возможности собственного господства, откуда следует, что он должен бы рассчитывать на конвенцию и кооперацию существующего штаба против прежнего господина. Эта солидарность интересов с господином существует в наибольшей степени там, где собственная легитимность и гарантия обеспечения штаба управления зависит от легитимности и гарантий обеспечения господина. В отдельных случаях существуют возможности уклониться от этой солидарности, очень различные по структуре. Тяжелее всего - при полном отчуждении от средств управления, а именно: в чисто патриархальном (покоящемся только на традиции), чисто патримониальном и чисто бюрократическом (покоящемся только на регламенте) господствах; легче всего - при сословной апроприации (лены, наделы).

Но, в конце концов, и на самом деле историческая реальность является также и непрерывной, чаще всего скрытой борьбой между господином и штабом управления за апроприацию или экспроприацию одного или другого. Почти для всего культурного развития решающими были:

1. исход этой борьбы как таковой;

2. характер этого сословия по принадлежащим к нему чиновникам, которые помогали господину выигрывать борьбу против феодальных или других апроприированных властей: ритуальные литераторы, клерки, чисто западные "клиенты", министериалы, юридически образованные литераторы, профессиональные финансовые чиновники (о понятиях позже).

В виде этой борьбы и развития раскрывается добрая часть не только истории управления, но и истории культуры, так как этим было определено направление воспитания и был детерминирован вид образования сословий.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Свет в конце туннеля. К чему снится туннель
К чему снится Бог во сне, сонник видеть Бога что означает
Значение старших арканов таро и их сочетание