Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Достоинства чтения корана всю ночь. Достоверные хадисы о достоинствах чтения корана

Коран – это главное руководство в жизни верующего. Это слова Всевышнего Аллаха, читая и выучивая которые он разговаривает с Аллахом, чувствует Его поддержку и действует по жизни. Коран – это курсор и маяк, показывающий мусульманину в каком направлении нужно делать каждый свой шаг. Милость Аллаха всеобъемлюща, и Он указал правила, следуя которым человек может обрести истинное счастье. О том какими достоинствами и благами обладает Коран, какого положение верующего, читающего его сказано в хадисах Посланника Аллаха (мир ему):

  1. «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других».
  2. «Эти сердца ржавеют, как ржавеет железо, когда его касается вода. Спросили: «О Посланник Аллаха, как же уберечь сердца от ржавчины?» Он сказал: "Часто вспоминать о смерти и много читать Коран».
  3. «Тот (человек), в котором нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому».
  4. «Кто читает Коран и учит его наизусть, и отличает добро от зла, тот будет впущен в Рай Аллахом, который примет от него заступничество за 10 человек из его семьи, которые обречены на Ад».
  5. «Знаток Корана будет с благородными ангелами, которые переписывают ниспосылаемые книги Аллаха. А тот, кто с трудом, но усердно читает Коран, получает двойную награду».
  6. «Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздается) десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» это одна буква, нет, «Алиф» - буква, «Лям» - буква и «Мим» - буква».
  7. «Не следует завидовать никому, кроме (отличающихся) двумя (свойствами): человеку, которому Аллах даровал знание Корана и который читает его ночью и днем, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днем».
  8. «Поистине, одних людей Аллах возвысит посредством этой Книги, а других - унизит».
  9. «Если бы Коран сделали кожей, а затем бросили бы в Огонь, то он не сожрал бы его!»
  10. «Поистине, я оставил среди вас Книгу Аллаха, которая является вервью Аллаха. И кто будет следовать ей, тот будет на прямом пути, а кто оставит ее, тот впадет в заблуждение!»
  11. «Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” - и их заступничества удовлетворяется».
  12. «Коран – это заступник, чье заступничество не отвергается. И того, кто поставит Коран впереди себя (живя по нему), того он введет в Рай. А того, кто оставит его позади себя, он введет Ад!»
  13. «Я завещаю тебе бояться Аллаха Всевышнего, ибо поистине, это является вершиной всего! Тебе следует совершать джихад, ибо поистине, это монашество Ислама. И тебе следует поминать Всевышнего Аллаха и читать Коран, ибо поистине, это будет твоим отдыхом на небесах и похвалой на земле».
  14. «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами (ангелами), а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда».
  15. «Когда люди собираются в одном из домов Аллаха (мечети), где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них сакина, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним».

Сайда Хайат

Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Фейсбуке!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Могут ли какие-либо суры или аяты Корана превосходить другие?

Предыдущие главы ясно указали на великие достоинства Корана, и что Коран – это величайшее Слово Аллаха, и как говорили некоторые саляфы: “Превосходство Корана над прочими словами подобно превосходству Аллаха над Своими творениями” . Ибн Наср в “Кыям аль-лейль” 71.

Кстати, с подобным же смыслом есть и хадис, однако он слабый. См. “ад-Да’ифа” 1334.

Однако имамы нашей общины разошлись относительно того, могут ли какие-либо суры или аяты превосходить другие? Группа имамов, среди которых большинство толкователей Корана считали, что аяты Корана – это Слова Аллаха и они одинаковы по своему величию. См. “аль-Бурхан фи ‘улюм аль-Къуран” 1/519.

А что касается хадисов со смыслом: «Самая великая сура такая-та…» и т.п., то они сказали, что речь в них идет о величине награды за их прочтение, а не то, что данная сура превосходит иные. Поэтому имам Ибн Хиббан, после упоминания хадиса о суре «аль-Фатиха»: «Не сообщить ли тебе о величайшей суре Корана?» , сказал: “Т.е. речь идет о награде, а не о том, что какие-то суры Корана лучше других” . См. “Сахих Ибн Хиббан” 3/56.

Другие же имамы, среди которых многие мухаддисы, считали, что в Коране все же есть аяты и суры, которые превосходят другие и по награде и величию, на что указывают ясные доводы. И превосходство чего-то над чем-то не указывает на недостаток того, что превосходят. Например, исходя из прямых хадисов следует, что самая великая сура в Коране – это сура «аль-Фатиха», а самый великий аят Корана – это аят «аль-Курси». Также аяты, которые содержат в себе единобожие, описание Аллаха, Его величие и Его восхваление превосходят те, в которых содержатся различные рассказы и повествования. Более того, сторонники этого мнения также использовали в качестве довода известный аят, в котором Аллах прямо сообщил о том, что одни аяты могут превосходить другие, сказав: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше него, или равный ему» (аль-Бакъара 2: 106).

Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Слова Аллаха об Аллахе превосходят Его слова, сказанные о чем-то ином. И сура: «Скажи: “Он – Аллах, Один”» лучше, чем сура: «Да отсохнут руки Абу Лахяба »”. См. “аль-Иткъан” 2/156.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Нет никакого сомнения в том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о некоторых сурах и аятах: «Самая великая…, самая лучшая…» . Так почему мы должны опасаться говорить так же?! Ведь то, что какие-то аяты или суры величественнее других, не указывает на их несовершенство. Однако суть в том, что все это великое, но есть величественнее, все хорошее, но есть лучше” . См. “ас-Сирадж аль-уахадж” 11/569.

Но следует отметить, что аяты о велениях, запретах и прочих законоположениях в нужное время и место могут иметь преимущество. Поясняя хадис о том, что сура «аль-Ихляс» приравнивается к трети Корана, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Но вместе с этим величием, данная сура не может заменить аяты о наследстве, разводе, сроках выжидания и т.п. Более того, подобные аяты во время нужды в них несут больше пользы, чем чтение суры «аль-Ихляс»” . См. “аль-Уабиль ас-сайиб” 87.

Но тем не менее Ибн Мас’уд говорил: “Любой аят Корана лучше, чем все, что есть на небесах или земле!” ат-Табарани в “аль-Кабир” 8662.

О достоинствах суры «аль-Фатиха» (Открывающая)

Сура «аль-Фатиха» – это семь повторяемых аятов, мать Писания и великий Коран

Всевышний Аллах сказал: «Мы даровали тебе семь часто повторяемых (аятов) и великий Коран» (аль-Хиджр 15: 87).

Под «семью часто повторяемыми аятами» речь идет о суре «аль-Фатиха», которая состоит из семи аятов, часто читаемых в каждом рак’ате, каждой молитвы, а также она названа «великим Кораном».

«Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа! Не было ниспослано ни в Торе, ни в Инджиле, ни в Забуре, ни в Фуркъане (Коране) ничего, подобного суре «аль-Фатиха»! Поистине, она и есть семь часто повторяемых и великий Коран, который был дарован мне!» Ахмад 14/310, ат-Тирмизи 2875, ад-Дарими 2/446. Имам аль-Багъауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Шарху-Ссунна” 1186, “Сухих Сунан ат-Тирмизи” 2307.

Со слов Абу Хурайры также сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы читаете: «Хвала Аллаху…», читайте также: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Воистину, эта сура является Матерью Корана, Матерью Писания и семью часто повторяемыми аятами. И «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного» является одним из этих аятов» . ад-Даракъутни 118, аль-Байхакъи 3/45, ад-Дайлями 1/70. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1183.

Сура «аль-Фатиха» – величайшая сура Корана

Абу Са’ид Рафи’ ибн аль-Му’алля (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Не научить ли тебя величайшей суре Корана, прежде чем ты выйдешь из мечети?» Потом он взял меня за руку, а когда мы уже собирались выйти, я сказал ему: “О посланник Аллаха, ты ведь сказал: «Не научить ли тебя величайшей суре Корана?» Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «“Хвала Аллаху, Господу миров…”. Это – семь повторяемых и великий Коран, который был дарован мне» . аль-Бухари 4474, 5006.

Ниспослание суры «аль-Фатиха» стало причиной отчаяния иблиса

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда была ниспослана сура «аль-Фатиха», иблис издал отчаянный вопль. А ниспослана была эта сура в Медине” . Ибн Аби Шейба 10/522, ат-Табарани в “аль-Аусат” 4788, Ибн аль-А’раби в “аль-Му’джам” 2240. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики этого сообщения – передатчики «ас-Сахих». См. “Маджма’у-ззауаид” 6/311.

Сура «аль-Фатиха» является заклинанием и исцелением от болезней

“Однажды, когда мы были в походе и остановились в одной долине, к нам пришла рабыня и сказала: “Вождя поселения ужалила змея, а наши люди отсутствуют. Может ли кто-либо из вас читать заклинания?” С ней отправился мужчина, который не был известен нам своими знаниями о заклинаниях. Он прочел заклинание, и он (вождь) выздоровел. Затем он повелел дать ему тридцать овец и напоил нас молоком. Когда же мужчина вернулся, мы спросили его: “Ты прочел разрешенное заклинание или прочел заклинание джахилии (как в доисламские времена невежества)?” Он сказал: “Я прочел в заклинании только Мать Писания (аль-Фатиху). Мы сказали: “Не делайте ничего, пока не придем и не спросим у пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. Когда же мы прибыли в Медину, то рассказали это пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Что же дало ему знать, что она (аль-Фатиха) является заклинанием?» аль-Бухари 2276, Муслим 2201.

Къады Абу ‘Ийяд сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что, несмотря на благословенность всего Корана в нем есть определенные суры, являющиеся заклинанием” . См. “Икмаль аль-му’лим” 7/108.

Со слов ‘Абдуллаха ибн Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сура «аль-Фатиха» является исцелением от болезней» . аль-Байхакъи в «аш-Шу‘аб» 2/450. Имам ас-Суюты назвал иснад хорошим. См. “ад-Дурруль-мансур” 1/16.

Подобный хадис также передается от ‘Абдуль-Малика ибн ‘Умайра, однако иснад его прерванный. См. «Да’иф аль-джами’» 3951.

Сура «аль-Фатиха» – это мольба, на которую отвечает Аллах во время молитвы Своим искренним рабам

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний и Великий Аллах сказал: “Я поделил молитву (суру «аль-Фатиха») между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб говорит: «Хвала Аллаху – Господу миров», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милосердному, Милостивому», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб поблагодарил Меня». Когда он говорит: «Властелину Судного Дня», Он говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», Он говорит: «Это – между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что просит». Когда он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто под гневом и кто в заблуждении», Он говорит: «Мой раб получит это – Мой раб получит то, что попросил» . Муслим 395.

Имам ан-Науауи сказал: “Ученые говорили, что слова о разделении суры «аль-Фатиха» на две части подразумевают собой то, что первая ее часть представляет собой восхваление, прославление и возвеличивание Аллаха Всевышнего, а также заявление о вручении себя Ему. Что же касается второй части, то она состоит из просьб, выражения смирения и заявления о том, что раб нуждается в Аллахе” . См. “Шарх Сахих Муслим” 4/13.

О достоинстве произнесения слова «Амин» после чтения суры «аль-Фатиха»

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас скажет “Амин” и ангелы на небесах скажут “Амин”, и они совпадут, то ему будут прощены его предшествующие грехи». аль-Бухари 781, Муслим 410.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда имам произнесет слово “Амин”, произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесет его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи» . аль-Бухари 780, Муслим 410.

Имам Закария аль-Ансари сказал: “В этом хадисе указание на то, что произнесение слова «Амин» является Сунной и для имама, руководящего молитвой, и для стоящих позади него, и для того, кто один, даже если он вне молитвы (прочитал «аль-Фатиху»)” . См. “Тухфатуль-Бари” 2/491.

Имам Ибн аль-Мунайир сказал: “Какое достоинство может быть величественнее этого, если за простое произнесение несложного слова можно получить прощение?” См. “Фатхуль-Бари” 2/699.

Со слов ‘Аиши и Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, иудеи завидуют вам по причине вашего приветствия (салям) и произнесения “Амин”» . Ибн Хузайма 551, аль-Хатыб аль-Багъдади 11/43, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 1/45. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1997.

Шейх аль-Альбани сказал: “В этом хадисе указание на то, что Сунной является для тех, кто следует за имамом произносить вслух “Амин”, так как произношение этого вслух увеличивает злобу иудеев и вызывает у них зависть так же, как и салям, как это видно из хадиса. Так подумай об этом!” См. “ас-Сахиха” 2/314.

Имам ан-Науауи передал, что Сахль сказал: “Слово «Амин» означает: этого не сможет сделать никто, кроме Тебя”. А ат-Тирмизи сказал: “Это слово означает: не отвергай нашу просьбу” . См. “аль-Азкар” 174.

На достоинство слова «Амин» во время мольбы, указывают также Слова Аллаха, Который сообщил: «Муса сказал: “Господь наш! Ты даровал фараону и его знати в мирской жизни украшения и богатства. Господь наш! Они сбили других с Твоего пути. Господь наш! Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не увидят мучительные страдания”. Он сказал: “Молитва вас обоих принята, так следуйте оба прямым путем и не следуйте за теми, кто не обладает знанием”» (Юнус 10: 88-89).

В этом аяте указание на то, что обращался к Аллаху именно пророк Муса, но тем не мение Аллах сообщил, что Он ответил на мольбу их обоих: Мусы и Харуна (мир им). Об этом аяте Ибн ‘Аббас сказал: “Муса взывал, а Харун говорил «Амин»” . См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 7/697.

Мухаммад ибн Ка’б говорил: “Обращался с мольбой к Аллаху Муса, а Харун говорил «Амин», а взывающий с мольбой и говорящий «Амин» (на мольбу) одинаковы” . Са’ид ибн Мансур 1075.

О достоинствах суры «аль-Бакара» (Корова) и «Али ‘Имран» (Семейство ‘Имрана)

Суры «аль-Бакара» и «Али ‘Имран» в День Суда будут идти впереди Корана

Сообщается, что ан-Наууас ибн Сам’ан (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскрешения приведут Коран и тех, кто в мире этом поступал в соответствии с ним, а впереди него будут идти суры “Корова” и “Семейство Имрана» ” . Муслим 805.

Суры «аль-Бакара» и «Али ‘Имран» будет заступаться за читавших их, и колдунам не под силу справиться с сурой «аль-Бакъара»

Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскрешения он придет и будет заступаться за своих (чтецов). Читайте две цветущие (суры): “аль-Бакъара” и “Али ‘Имран”, потому что в День воскрешения они явятся, словно два облака или тени, или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за читавших их. Читайте суру “аль-Бакъара”, ибо чтение ее – благодать, а оставление – печаль, и колдунам не справиться с ней» . Муслим 804.

Шайтан не входит в дом, в котором читают суру «аль-Бакъара»

«Читайте в своих домах суру “аль-Бакъара”! Поистине, шайтан не входит в дом, в котором читают суру “аль-Бакъара”» . аль-Хаким 1/561. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1170.

О достоинствах суры «аль-Кахф» (Пещера)

Первые десять аятов суры «аль-Кахф» защитят от даджаля

От Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто выучил наизусть первые десять аятов из суры “Пещера”, будет защищен от Антихриста» . Муслим 809.

Версия этого хадиса, в которой упоминается о десяти последних аятах суры “Пещера”, является отклоненной (шазз), о чем сказал шейх аль-Альбани в “ас-Сильсиля ас-сахиха”. Эта версия противоречит многим подобным хадисам, в которых сказано именно о первых десяти аятах суры “Пещера”, а не последних.

При чтении суры «аль-Кахф» спустилось спокойствие

Аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то раз, когда один человек читал суру “Пещера”, а рядом с ним находилась привязанная двумя веревками лошадь, его (неожиданно) окутало какое-то облако, которое стало приближаться к нему, что же касается лошади, то она испугалась. А наутро он пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему об этом и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это было спокойствие, которое снизошло на тебя свыше благодаря чтению Корана» . аль-Бухари 5011, Муслим 795.

Чтение суры «аль-Кахф» в пятницу, является искуплением грехов, совершенных между двумя пятницами, и будет светом в Судный День

Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитает суру “Пещера” в день пятницы, того будет освещать свет между двух пятниц» . аль-Хаким 2/399, аль-Байхакъи 3/249. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар в «Тахридж аль-Азкар», шейх Ибн аль-Къайим в «Задуль-ма’ад» 1/375 и шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами’» 6470.

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитал суру «Пещера» в день пятницы, того осенит свет, который в Судный день от ног его будет достигать вершин небес, и послужит это ему искуплением грехов, совершенных между двумя пятницами» . аль-Хаким 2/368. Хафиз аль-Мунзири сказал, что иснад хадиса неплохой, а шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным.

Имам аш-Шафи’и говорил: “В ночь на пятницу и днем в пятницу я предпочитаю чтение суры «аль-Кахф» по причине того, что передается в отношении этого” . См. “аль-Умм” 1/355.

О достоинстве суры «аль-Фатх» (Победа)

Сура «аль-Фатх» дороже всего, что есть в мире этом

Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сегодня ночью мне была ниспослана сура, и, поистине, она мне дороже всего того, над чем восходит солнце!» После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочел: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу…» (аль-Фатх 48: 1). аль-Бухари 4177, 5012.

О достоинствах суры «аль-Мульк» (Власть)

Сура «аль-Мульк» будет заступаться в Судный День

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В Коране есть сура из тридцати аятов, которая будет заступаться за человека (в Судный день), пока не простятся ему грехи его, и это сура: “Благословен Тот, в Руках которого власть…”» Абу Дауд 1400, ат-Тирмизи, Ибн Маджах 3786. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани.

Сказал аль-Мунауи: “Речь идет о том, кто часто читал эту суру. Она не перестанет просить Аллаха за этого человека, пока ему не будет прощено. В этом побуждение всех к тому, чтобы часто читать эту суру, чтобы заслужить ее заступничество” . См. “Файдуль-Къадир” 2/574.

Сура «аль-Мульк» защищает от мучений могилы

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сура “аль-Мульк” является защитой от мучения могилы» . Абу аш-Шейх в “Табакъат аль-асбаханийин” 264. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3643.

Шейх Абу-ль-Хасан аль-Мубаракфури сказал: “Смысл хадиса в том, что чтение этой суры в мире этом станет причиной спасения от мучения могилы” . См. “Ми’ратуль-мафатих” 7/231.

А сам Ибн Мас’уд говорил: “Когда умер один человек, к нему пришли ангелы мучений, которые сели у его головы. Им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он читал суру «аль-Мульк». Когда они подошли со стороны ног, им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он выстаивал ночные молитвы, читая суру «аль-Мульк». Когда же они подошли со стороны живота, им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он содержит в себе (выучил) суру «аль-Мульк». И эта сура названа «защищающей», защищающей от мучений могилы! И она в Торе сура «аль-Мульк», и кто прочитает ее ночью, тот поистине, заслужит множество благого” . ат-Табарани в “аль-Кабир” 8650, аль-Хаким 3/217. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

В другой версии этого сообщения сказано, что Ибн Мас’уд сказал: “Кто читал суру «аль-Мульк» каждую ночь, того Аллах посредством этого защитит от мучений могилы. И мы во время посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) называли эту суру «защищающей» (аль-мани’а)” . ан-Насаи 6/179.

Ученые Постоянного комитета говорили, что это достоинство касается того, кто уверовал в эту суру; постоянно читал ее, стремясь к Лику Аллаха; принимал увещевания и наставления, упомянутые в ней; и жил в соответствии с ней. См. “Фатауа аль-Ляджна” 4/334.

О достоинствах суры «аль-Кафирун» (Неверные)

Сура «аль-Кафирун» приравнивается к четверти Корана

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Сура «Скажи: “Он – Аллах, Один…”» приравнивается к трети Корана. А сура «Скажи: “О вы неверные…”» приравнивается к четверти Корана» . И пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал эти суры в двух рак’атах утренней Сунны” . Абу Я’ля 5720, ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири, имам ас-Саффарини и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Шарх сулясият аль-Муснад” 2/418, “Сахих ат-таргъиб” 583, «Сахих аль-джами’» 4405.

Чтение суры «аль-Кафирун» является защитой от многобожия

Абу-ль-Хасан ат-Тайми передал, что один человек из числа сподвижников рассказывал: “Как-то в темную ночью я шел вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он услышал, как один человек читал суру: «Скажи: “О вы неверные…”» . На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что касается него, то он избавлен от многобожия!» ” Ахмад 5/376, Са’ид ибн Мансур 129. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/938.

Чтение суры «аль-Кафирун» перед сном является защитой от многобожия

Со слов Абу Хурайры, Анаса, Ибн ‘Аббаса, Хаббаба ибн аль-Арата, Фаруа ибн Науфаль, Хариджи ибн Джабаля и других сподвижников (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Научи меня тому, что мне говорить, когда я лягу в постель” . Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читай суру: «Скажи: “О вы неверные…”», поистине, она является защитой от многобожия!» Ахмад 5/456, ат-Тирмизи 3403, Абу Дауд 5055, Са’ид ибн Мансур 2/404. Хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусыри, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 11/125, “аль-Итхаф” 8/206, «Сахих аль-джами’» 292, “Тахкыкъ аль-Муснад” № 16656.

Абу Мас’уд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто прочитал ночью суру: «Скажи: “О вы неверные…”» , тот заслужил множество благ” . ‘Абдур-Раззакъ 6007, аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 1025. Исследователь книги “Фадаиль аль-Къуран” подтвердил достоверность.

О достоинствах суры «аль-Ихляс» (Искренность)

Сура «аль-Ихляс» приравнивается к трети Корана

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил своих сподвижников: «Сможет ли кто-нибудь из вас прочесть треть Корана за ночь?» Это показалось им затруднительным, и они сказали: “Кто же из нас способен на такое, о посланник Аллаха?” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Скажи: “Он – Аллах, Один…”» – это и есть треть Корана» . аль-Бухари 5015.

Любовь к суре «аль-Ихляс» вводит в Рай

Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что один человек, который был имамом в молитве, всегда любил читать суру «аль-Ихляс». Когда об этом сообщили пророку (мир ему и благословение Аллаха), он спросил его: «Что побуждает тебя читать эту суру в каждом рак’ате?» Он ответил: “Поистине, я люблю эту суру” . На что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя любовь к ней введет тебя в Рай!» аль-Бухари 774.

О достоинствах сур «аль-Фалякъ» (Рассвет) и «ан-Нас» (Люди)

Суры «аль-Фалякъ» и «ан-Нас» защищают от дурного глаза

Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху за защитой от дурного глаза джинов и людей до тех пор, пока не были ниспосланы две предохраняющие суры “аль-Му’аууизатан”, а когда они были ниспосланы, он стал читать их, отказавшись от любых иных слов” . ат-Тирмизи 3/267, Ибн Маджах 2/1161. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Суры «аль-Фалякъ» и «ан-Нас» наилучшее, чем можно защищаться

Ибн ‘Абис аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О Ибн ‘Абис, не сообщить ли мне тебе о том, что является наилучшим из того, чем прибегают к защите Аллаха?» Он ответил: “Конечно, о посланник Аллаха!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это две суры: и . Ахмад 3/143, ан-Насаи 5433. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1104.

Аятов подобных сурам «аль-Фалякъ» и «ан-Нас» не было

‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Разве не видишь ты, что аятов, подобных тем, что были ниспосланы этой ночью, еще никогда не было?! Это «Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета…» и «Скажи: “Прибегаю к Господу людей…» Муслим 814.

О достоинствах трех последних сурах Корана: «аль-Ихляс», «аль-Фалякъ» и «ан-Нас»

Чтение последних трех сур Корана трижды по утрам и вечерам защищает от всего плохого

Со слов ‘Абдуллаха ибн Хубайба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Читай “Скажи: “Он, Аллах – Один…”» и две суры “Предохраняющие” по три раза утром и вечером, и это защитит тебя от всего плохого» . ат-Тирмизи 3575, Абу Дауд 5082, ан-Насаи 5428. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн Хаджар и аль-Альбани.

Подобного трем последним сурам не было ниспослано в предыдущих Писаниях Аллаха

Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О ‘Укъба ибн ‘Амир! Не научить ли тебя сурам, подобно которым не было ниспослано ни в Торе, ни в Забуре, ни в Инджиле, ни даже в Фуркъане (Коране)? Читай их каждую ночь: « Скажи: “Он, Аллах – Один…”», «Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета…» и «Скажи: “Прибегаю к Господу людей…» . Ахмад 4/158. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2861.

О чтении трех последних сур после каждой обязательной молитвы

‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне читать “аль-му’аууизат” после каждой молитвы” . Ахмад 4/155, Абу Дауд 1523. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз аз-Захаби и шейх аль-Альбани. См. “ат-Тибьян” 122, “аль-Мизан” 7/254, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1363.

Когда говорится «аль-му’аууизат», то речь идет о трех последних сурах Корана: «аль-Ихляс», «аль-Фалякъ» и «ан-Нас». Когда же говорится «аль-му’аууизатан», то речь идет именно о двух последних сурах: «аль-Фалякъ» и «ан-Нас».

Доводом этому является то, что привел имам аль-Бухари в своем Сахихе, назвав главу так: “Глава о достоинстве «аль-му’аууизат»” . Хафиз Ибн Хаджар об этой главе сказал: “Т.е. «аль-Ихляс», «аль-Фалякъ» и «ан-Нас»” . См. “Фатхуль-Бари” 11/247.

А имам Бадруддин аль-‘Айни о приведенном хадисе от ‘Укъбы сказал: “Речь в нем идет о чтении (после молитвы) трех сур: «аль-Ихляс», «аль-Фалякъ» и «ан-Нас». Доказательством этому служит то, что передавали авторы сборников «ас-Сунан», а также Ахмад, Ибн Хузайма и Ибн Хиббан, что ‘Укъба сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: «Скажи: “Он, Аллах – Один…”», «Скажи: “Прибегаю к Господу рассвета…» и «Скажи: “Прибегаю к Господу людей…» Прибегай к защите Аллаха посредством них, ибо никто не обращался за защитой лучшим, чем эти суры» . А в другой версии сказано: «Читай после каждой молитвы “аль-му’аууизат”» , после чего он перечислил эти три суры” «Садака никак не уменьшает богатства!» (См. «Сахих Муслим»/2588).

И пусть никто из нас не стесняется делать даже малое пожертвование, ибо перед Аллахом оно становится великим.

Коран – Слово (речь) Аллаха, его превосходство над словами (речью) творений подобно превосходству Аллаха над Его творениями, а чтение Корана — одно из лучших занятий для человека.

В изучении Корана и обучении ему других множество достоинств:

Вознаграждение за чтение Корана: «Тому, кто прочитает одну букву из Книги Аллаха, запишется совершение одного доброго дела, а награда за совершение добрых дел увеличивается десятикратно» (Ат-Тирмизи).

Вознаграждение за обучение Корану: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучил Коран и обучил ему других» (Аль-Бухари).

Достоинства изучения Корана, заучивания его наизусть и чтения его по всем правилам: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто читает Коран, зная его наизусть, тот с благородными, покорными посланцами (ангелами), а кто читает Коран с трудом и при этом прикладывает большие усилия (желая прочитать его правильно), того ожидает двойная награда» (Аль-Бухари и Муслим).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Знавшему Коран будет сказано (в Судный день): “Читай и возвышайся. Читай нараспев, как читал ты в земной жизни. Воистину твоё место (в Раю) будет там, где прочтешь ты последний аят”» (Ат-Тирмизи).

Аль-Хаттаби сказал: «Сообщается, что в Коране столько же аятов, сколько есть ступеней в Раю, и чтецу Корана будет сказано: “Поднимайся по ступеням в соответствии с тем, сколько аятов ты прочёл ”. И кто прочтет весь Коран, тот займет самую высокую ступень Рая. А тот, кто прочтет его часть, то поднимется в соответствии с количеством прочитанного, т.е. предел его вознаграждения будет там, где он закончит свое чтение».

Вознаграждение тому, чьи дети обучаются Корану: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «На головы родителей того, кто обучался Корану и поступал согласно ему, в Судный день возложат венец из света, сияние которого будет подобно сиянию солнца, и будут они облачены в одежды, которых никто не видел в этом мире. Они спросят: “За что нас облачили в это?” Им скажут: “За то, что ваши дети обучались Корану”» (Аль-Хаким, слабый хадис ).

Заступничество Корана в Судный День за того, кто читал его при жизни: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Коран, ибо он заступится в Судный день за тех, кто читал его» (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день…» (Ахмад).

Награда людей, которые собираются вместе для того, чтобы читать и изучать Коран: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда группа людей собирается в одном из домов Всевышнего Аллаха, читая Его Книгу и обучая ей друг друга, на них обязательно нисходит спокойствие, их покрывает милость, ангелы устремляются к ним и Аллах упоминает о них среди тех, кто у Него» (Абу Дауд).

Правила этикета, связанные с чтением Корана: Ибн Касир упоминает некоторые из этих правил: «Можно прикасаться к Корану или читать его только в состоянии ритуальной чистоты. Кроме того, человеку следует почистить зубы сиваком перед началом чтения; надеть лучшую одежду; повернуться в сторону кибли. Если его преодолевает зевота, необходимо прекратить чтение. Не следует прерывать чтение ради того, чтобы что-то сказать, без острой необходимости При чтении Корана человек должен быть сосредоточенным на том, что он читает. Кроме того, дойдя до благого обещания, желательно обратиться к Аллаху с мольбой, прося у Него это благо, а дойдя до аята, в котором упоминается угроза Всевышнего, попросить у Аллаха защиты. Не следует оставлять Коран открытым или класть поверх него что-либо. Если чтецов несколько, то они не должны повышать голоса, чтобы своим чтением не мешать остальным. Не следует читать Коран на рынках и в шумных местах».

Как следует читать Коран? Вот что ответил Анас (да будет доволен им Аллах) когда его спросили о том, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран: «Он читал его нараспев, растягивая. Затем Анас прочитал: “БисмилЛяхи-р-Рахмани-р-Рахим”, растягивая “БисмиЛля-ях”, растягивая“Ар-Рахма-ан” и растягивая “Ар-Рахи-им”» (Аль-Бухари).

Умножение награды за чтение Корана: каждого, кто читает Коран искренне, ради Аллаха, ожидает награда. Однако эта награда умножается и увеличивается, если человек во время чтения сосредоточен, размышляет о прочитанном и хорошо понимает то, что читает. В этом случае за каждую прочитанную букву ему записывается совершение от десяти до семиста добрых дел.

Сколько нужно прочитывать за день и ночь? Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ежедневно прочитывали определенный объем. Полностью они прочитывали Коран не менее чем за семь дней. Более того, передается запрет на прочтение Корана полностью менее чем за три дня.

Старайся же, брат мой, больше времени проводить за чтением Корана. Определи для себя тот объем, который ты мог бы прочитывать ежедневно, и пусть никакие обстоятельства не помешают тебе прочитывать свою дневную норму, ибо лучше читать понемногу, но регулярно, чем помногу, но нерегулярно. Если же ты был занят, или проспал, то возмести пропущенное на следующий день. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто проспал чтение части Корана (из того что он прочитывал еженощно), а потом (возместив) прочитал ее между утренней и полуденной молитвой, ему запишется такая же награда, как если бы он прочитал ее ночью» (Муслим). Не будь же из тех, кто оставляет Коран и забывает его, в какой бы форме это не проявлялось, как, например, оставление обычного чтения, или чтения нараспев по всем правилам, или размышления над его аятами, или оставление действия в соответствии с ним, или оставление лечения посредством него.

Из книги «Толкование последних трех частей Священного Корана»
подготовлен офисом по призыву г. Эр-Рияд КСА
официальный сайт книги:

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, в ком нет [в чьей памяти нет] ничего из [оригинала] Корана [на арабском языке], тот подобен разрушенному (разоренному, опустошенному) дому» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Умеющий искусно читать Коран [на языке оригинала] - на уровне ангелов. Тот же, кто читает Коран запинаясь, с трудом [но прилагая усилия, учась и стараясь], получает двойное вознаграждение» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) посредством Корана поднимает одних [коранические смыслы мотивируют их становиться во всех отношениях лучше: умнее, сильнее, набожнее, богаче, щедрее] и опускает других [посредством коранических смыслов они оправдывают свое бессилие, лень, жалкое нищенское существование, свою жестокость, насилие, невоспитанность]» .

Посредством мощных коранических смыслов Творец кого-то поднимает, а кого-то опускает. По их выбору!

Наше время, как и, полагаю, прошедшие века и тысячелетия, имеют яркие живые примеры данного пророческого высказывания. Священные Писания поднимали своими глубокими и великими смыслами на высочайшие уровни созидания и изобилия одних верующих и опускали на низшие уровни жестокости и разрушения, убийства и насилия «во имя Бога» других. На то и Судный День - чтобы расставить все по своим местам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Самым заслуженным, за что можно взять вознаграждение, является Книга Всевышнего [Священный Коран]» .

Как комментируют ученые, «этот хадис указывает на допустимость (джаваз) получения вознаграждения за чтение Корана или обучение ему , а также написание талисманов-заклинаний или лечение ими» . Например, известный богослов аш-Ша‘би говорил: «Человек не должен ставить условием, что за обучение или чтение ему должны заплатить столько-то. Если ему дают (в качестве вознаграждения или благодарности, то есть в форме подарка или милостыни), то он принимает» . Аль-Хакям говорил: «Я не слышал , чтобы кто-то заявлял о нежелательности вознаграждения обучающего (то есть о какой-либо нежелательности получения вознаграждения за обучение)» . Имам аш-Шафи‘и, опираясь на достоверный хадис, допускал изначальную договоренность об оплате труда учителя .

Необходимо отметить, что плата не является обязательной, кроме как в случае какой-то определенной договоренности, когда необходимо выполнение оговоренных обязательств.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто прочитает букву (харф) из Книги Всевышнего [то есть из Корана], то ему за это - единица вознаграждения (хасана), а воздаяние за нее десятикратно. Я не говорю, что «алифляммим» (слово) - это буква (харф). Однако же «алиф» (буква арабского языка) - это харф , «лям» (буква арабского языка) - это харф , «мим» (также буква арабского языка) - это харф » .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Четыре [коранических фрагмента] были низведены [особым образом] из сокровищницы [находящейся] под Троном : (1) сура «аль-Фатиха», (2) аят «аль-Курси», (3) последние два аята суры «аль-Бакара» и (4) сура «аль-Кявсар» .

Пророк Мухаммад сказал: «Не ниспослал Аллах (Бог, Господь) ни в Торе, ни в Евангелии подобия [по значимости, содержанию, емкости] суры «аль-Фатиха», состоящей из семи предложений и разделенной между Богом и человеком [читающим ее], и получает раб Божий просимое [желанное ему]» .

Слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): «Я [Господь Бог] разделил молитву [богословы считают, что под словом «молитва» подразумевается чтение суры «аль-Фатиха» в любом из намазов] между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого безгранична и вечна»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Мялики явмид-дин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это - между Мною и обращающимся ко Мне. Ему [Я дам] то, что он попросит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратоль-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это - рабу Моему. И ему - то, что он просит» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не превращайте свои дома в могилы [во что-то мертвое, бездыханное, опустевшее]. Воистину, Сатана (Дьявол) убегает из дома, в котором читается сура «аль-Бакара» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто прочитает на ночь два последних аята из суры «аль-Бакара», тому их будет достаточно [чтобы приобрести духовное спокойствие, умиротворение, а также защиту от всех форм зла]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто прочитает аят «аль-Курси» после обязательной молитвы[-намаза], тот будет находиться под защитой Аллаха (Бога, Господа) до следующей молитвы» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Тому, кто будет читать аят «аль-Курси» после каждой обязательной молитвы[-намаза], [если он умрет] ничто не воспрепятствует попасть в Рай» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды процитировал из Корана: «Поистине, в творении небес и земли, в том, что ночь сменяется днем, есть знамения для обладающих разумом» . И воскликнул: «Горе тем, кто прочитает данный аят, но так и не призадумается над этим [не уразумеет неописуемое совершенство, указывающее на Создателя, Господа миров]» .

Пророк Мухаммад говорил: «Кто прочитает суру «Пещера» в пятницу , последующие семь дней того осветятся небесным светом» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призывал: «Передавайте (доводите до сведения других) хотя бы один аят из того, что оставлено мною. [И вам не запрещено] цитировать из того, что от детей Исраила [притчи-исраилият ], нет греха в этом. Кто же намеренно будет лгать в мой адрес [приписывая мне то, чего я на самом деле не говорил и не делал], тот подготавливает для себя место в Аду» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) порой обращался ко Всевышнему с мольбой: «Господи, помоги мне извлечь пользу из того, чему Ты меня научил; научи тому, что окажется полезным для меня; приумножь мои знания. Я благодарен Тебе за все и прошу удалить от состояния обитателей Ада [от всего того, что приближает к нему]» .

Транслитерация: Аллаахумма-нфа‘ни бима ‘аллямтани, ва ‘аллимни ма янфа‘уни, ва зидни ‘ильма. Аль-хамду лил-ляяхи ‘аля кулли халь, ва а‘уузу бил-ляяхи мин хаали ахлин-наар.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) [обычно] не ложился спать, пока не прочитывал суру «ас-Саджда» и суру «аль-Мульк» » .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Поистине, у всего есть сердце [нечто главное, самое важное, ключевое], а сердцем Корана является [сура] «Ясин». Я очень хочу (сильно желаю), чтобы она (данная сура) оказалась в сердце каждого из моих последователей [была заучена и периодически читаема]» .

Ибн ‘Асакир передает в своем повествовании об известном сподвижнике пророка Мухаммада ‘Абдулле Ибн Мас‘уде. «Когда последний заболел болезнью, которая в последующем стала причиной смерти, его навестил ‘Усман ибн ‘Аффан.

На что жалуешься? - спросил ‘Усман.

Прегрешения мои… - ответил тот.

Чего ты страстно желаешь? - продолжил ‘Усман.

Милости Господа! - был ответ Ибн Мас‘уда.

Не пригласить ли к тебе врача?

Врач был причиной моей болезни.

Может, преподнести тебе что-то в дар? - снова вопросил ‘Усман.

Я не нуждаюсь в этом!

Это останется поддержкой твоим дочерям, - настаивал четвертый праведный халиф.

Ты думаешь, что их может постигнуть бедность? - произнес ‘Абдулла ибн Мас‘уд. - Я приказал дочерям своим постоянно читать на ночь суру «аль-Вакы‘а». Поистине, я слышал, как посланник Господа (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто читает каждую ночь суру «аль-Вакы‘а», того никогда не постигнет бедность, нужда» .

Чтение Священного Корана на ночь, безусловно, полезно, но так как мухаддисы считают данный хадис недостоверным , невозможно однозначно утверждать, что чтение данной суры защитит от бедности.

От Анаса передается: «Учите своих детей (своих жен, дочерей) суре «аль-Вакы‘а»! Поистине, она является сурой достатка (независимости) [то есть помогает человеку с Божьего на то благословения стать обеспеченным и уверенным в себе, независимым от других]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, в Коране есть сура [состоящая] из тридцати аятов, которая будет заступаться за человека (ходатайствовать за него) [в Судный День пред Богом] до тех пор, пока ему [человеку, периодически перечитывавшему ее или знавшему наизусть] не будет прощено [прощены его грехи], и это - «табааракял-лязи би ядихиль-мульк…» [именно этими словами начинается сура «аль-Мульк»] .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть в Коране сура, состоящая из тридцати аятов. Она будет заступаться [на суде Господа] за обладателя ее [знавшего ее наизусть или постоянно читавшего] до тех пор, пока не введет она его в Рай [с Божьего на то благословения]. И это - «табааракя...» [этими словами начинается сура «аль-Мульк»] .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Сура «Табааракя…» [то есть сура «аль-Мульк»] является защищающей [для периодически читавшего ее или знавшего наизусть] от мучений в могиле (в загробном мире)» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросил у сподвижников: «Сможете ли вы прочитать треть Корана за ночь?» Это показалось им тяжелым. Они ответили: «О посланник Божий, кто из нас в состоянии прочитать столько за ночь?! [Это очень сложно]». Тогда посланник Божий сказал: «Сура «аль-Ихляс» - треть Корана» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Клянусь Богом, поистине, она [сура «аль-Ихляс»] равна трети Корана [по смысловой значимости и Божественному воздаянию ]!»

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 128, хадис № 2093, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 813, хадис № 2918, «хасан сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 465, хадис № 2913.

Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 312, хадис № 244–(798).

Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 318, хадис № 269–(817); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 117, хадис № 1909, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 671; Т. 4. С. 1833, хадис № 5737; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 244, хадис № 5737; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С. 392, хадис № 5737.

Подавляющее большинство богословов (имам Малик, имам Шафи‘и, имам Ахмад ибн Ханбаль и многие другие) говорили о допустимости получения платы за чтение Корана или обучение ему, обоснуя свое мнение упомянутым хадисом от Ибн ‘Аббаса. Только некоторые, и среди них богословы ханафитского мазхаба (Абу Ханифа и др.), говорили о нежелательности, а порой и запретности этого. Но необходимо уточнить, что «нежелательность или запретность» касается того случая, когда плата является условием для обучения или изучения Корана. Когда же это происходит в форме неоговоренного, неожидаемого подарка или вознаграждения, то принятие его допускалось богословами-ханафитами. Одним из аргументов в пользу нежелательности является то, что данные действия относятся к формам поклонения Всевышнему, и воздаяния (аджр) необходимо ожидать от Господа. Подробнее см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 571, 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 12. С. 135–138.

Имам аль-Хаттаби также говорил о разрешенности и допустимости. См.: аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 4. С. 211.

См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 184; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 570–577; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 12. С. 135.

То, что аль-Хакям об этом не слышал, не говорит нам о полном отсутствии нежелательности. О нежелательности, а порой и запретности говорили некоторые ученые, тем более что наряду с хадисами разрешающими есть и порицающие. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 12. С. 138.

Отмечу, что у хадисов порицающих принятие платы очень низкая степень достоверности. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 572; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 136.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 671.

Хадис и мнение имама аш-Шафи‘и см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 600, 601, хадис № 2068, «хасан сахих», а также № 2069, «сахих».

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи, ад-Дарами и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 812, хадис № 2915, «хасан сахих».

Трон - величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых.

См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 63, хадис № 927, «сахих».

Хадис от Убейи ибн Кя‘ба; св. х. Ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 497, хадис № 3125, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 169, хадис 38–(395); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим [Сокращенный свод хадисов имама Муслима]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993. Т. 1. С. 176 (раздел «Молитва» (китаб ас-саля), хадис № 17); Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 12, 13.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 307, хадис № 212–(780).

Хадис от Абу Мас‘уда; св. х. Аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1615, хадис № 5009; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 315, хадис № 256–(808); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 169, хадис № 1397, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8927; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 144.

«Дети Исраила» - это потомки Я‘куба (Иакова), сына Исхака (Исаака), внука Ибрахима (Авраама). У Я‘куба было прозвище Исраил. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 8. С. 614.

Словосочетание «дети Исраила (потомки Я‘куба)» часто встречается в Священном Коране.

Можно перевести как «притчи и мудрые повествования людей Писания».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1075, хадис № 3461; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 614, хадис № 3461.

См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 994, хадис № 3608.

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 462, хадис № 2892, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 428, хадис № 6921, «сахих».

См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 385; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 207; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 154; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 146, хадис № 2423, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 3. С. 5.

Степень достоверности данного хадиса низкая, но практиковать его канонически допустимо и полезно во всех отношениях.

Хадис приводится Ибн ‘Асакиром в его описании биографии ‘Абдуллы ибн Мас‘уда. См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 427; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 257. В шести известных сводах достоверных хадисов данный хадис не приводится.

Известный богослов-мухаддис ас-Суюты говорил о недостоверности (да‘иф) данного хадиса. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 538, хадис № 8942, «да‘иф».

Отмечу, что данный хадис также не приводится в шести известных сводах хадисов. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 256; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 406, хадис № 1499.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 138, хадис № 2279, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 462, хадис № 2891, «хасан».

Хадис от Анаса; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 290, хадис № 4726, «сахих».

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Мардавайхи. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 290, хадис № 4727, «хасан».

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1616, хадис № 5015.

Подробнее о том, что предположительно подразумевается под словами «равна трети Корана», см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 11. С. 74, 75.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1616, хадис № 5013.

Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 691, 692.

Чтение Корана является наилучшим видом поминания Аллаха (зикра). Читая Коран, необходимо соблюдать (правильного чтения), а также известные правила приличия и преследовать определённые цели. Коран следует читать постоянно, ночью и днём, находясь в пути и оставаясь на одном месте. Каждый из наших праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах, сам определял для себя тот срок, в течение которого ему следовало полностью прочитать Коран .

Абу Дауд приводит сообщение, в котором упоминается, что во время Рамадана Муджахид (да будет доволен им Аллах) обычно прочитывал весь Коран между закатной и вечерней молитвами. Что же касается людей, прочитывавших весь Коран во время совершения одного раката, то их так много, что и не счесть, и к числу их относились ‘Усман бин ‘Аффан, Тамим ад-Дари и Са‘ид бин Джубайр (да будет доволен ими всеми Аллах).

Таким образом, каждому из нас тоже следует читать Коран и установить для себя своего рода план-график, в соответствии с которым он должен полностью прочитать Коран за определённый промежуток времени.

Время чтения Корана

Что касается времени начала и завершения чтения, то человек волен определять его по своему усмотрению. Если он относится к числу тех, кто прочитывает Коран за неделю, то примером ему может служить (да будет доволен им Аллах), который начинал читать Коран в ночь на пятницу, а завершал чтение в ночь на четверг.

От (последователь сподвижников) Тальха иб Мусаррифа (да будет доволен им Аллах) передаётся, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وعن طلحة بن مصرف التابعي الجليل الإِمام، قال: من ختم القرآن أية ساعةٍ كانت من النهار صلّتْ عليه الملائكةُ حتى يمسي، وأية ساعةٍ كانت من الليل صلَّت عليه الملائكةُ حتى يُصبح

«На того, кто завершит чтение Корана в любое время дня, ангелы станут призывать благословения до самого вечера, а на того, кто завершит чтение Корана в любое время ночи, ангелы станут призывать благословения до самого утра ». (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа.)

Также от Са‘да бин Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن سعد ابن أبي وقاص رضي الله عنه، قال: إذا وافق ختم القرآن أول الليل صلّت عليه الملائكة حتى يصبح، وإن وافق ختمه آخر الليل صلّت عليه الملائكة حتى يُمسي. قال الدارمي: هذا حسنٌ عن سعدٍ

«Если человек завершит чтение Корана в начале ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого утра, если же он завершит чтение в конце ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого вечера ». (Ад-Дарими)

Помимо соблюдения правил таджвида, во время чтения Корана также необходимо проявлять искренность. Читать следует только ради получения , слава Ему, не пытаясь при этом добиться каких-либо иных целей. Каждый читающий Коран должен не забывать о том, что он ведёт тайную беседу с Всевышним Аллахом и читает Его Книгу.

Даже если человек знает весь Коран наизусть, чтение по книге однозначно предпочтительнее чтения по памяти, и вознаграждение за такое чтение будет намного больше. Такого мнения придерживаются крупные учёные Шафиитского мазхаба, и так в большинстве своём поступали наши праведные предшественники (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако такое чтение будет предпочтительным за исключением тех случаев, когда чтение по памяти будет способствовать смиренности, размышлению, собранности сердца и лучшему пониманию, чем чтение по книге. Следовательно, в таких случаях читать по памяти будет лучше. Если же результат в обоих случаях одинаков, то однозначно предпочтительнее читать по книге, и именно этот случай имели в виду наши праведные предшественники.

Предпочтение с книги отдаётся также по причине того, что, когда человек читает по книге, вероятность ошибиться доведена до минимума, а тот, кто читает наизусть, может в любое время забыть тот или иной аят или перепутать буквы, звуки или огласовку. Поэтому за чтение по книге Всевышним Аллахом обещана двойная награда. Особенно это актуально в наше время, когда чтению Корана с соблюдением всех правил таджвида не уделяется должное внимание.

От Авса Ас-Сакакфи передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن أوس الثقفى قال: قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم: قراءة الرجل فى غير المصحف ألف درجة، وقراءته فى المصحف تضاعف ألفى درجة (الطبرانى والبيهقى)

«Чтение Корана человеком по памяти (без книги) – это тысяча вознаграждений, а за чтение Корана по книге вознаграждение увеличивается до двух тысяч раз ». (Табарани, Байхаки)

Согласно вышеприведенному, мы можем, не прикладывая никаких усилий, получить вдвое большую награду за чтение Корана только за то, что мы прочитали его с книги. Да воздаст Аллах всем, кто читает и обучает Корану, всеми благами в обоих мирах.

По материалам книги Имама Ан-Навави «Аль-Азкар ».

Подготовил: Нурмухаммад Изудинов

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога