Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дают ли имя при крещении. Приметы крестить под другим именем, повторно

День ангела - духовный праздник. Не посвященный в таинство крещения задается вопросом: что такое именины? Ответ обескураживает простотой: в стремлении быть лучше и добрее. Для того чтобы стать достойным имени своего, нужно творить во благо и трудиться над воспитанием воли.

В день именин благодарят Христа и Матерь Божию, небесного покровителя и ангела-хранителя. Считается, что соименный святой призван просить за христианина перед Богом. Человек в особый день очищается и крепнет духовно.

Светское имя в современном мире часто не совпадает с церковным пониманием. При крещении дают созвучное православное имя: Алиса - Александра, Дина - Евдокия, Милана - Милица.

При храмах в приходских библиотеках люди приходят к пониманию, что такое именины. Читая православную литературу, узнают о житии тезоименитого святого. Бывает, родители называют детей по имени святого, почитаемого в семье.

На Руси после принятия христианства с 988 г. при крещении давалось имя канонизированного святого. Список имен святых носит название Месяцеслова. На данный момент содержит больше 1 000 имен разного происхождения (латинского, греческого).

День рождения по возможности не назывался широкому кругу знакомых. Зато дата именин становилась известной благодаря церковному календарю. В древние времена праздновали день наречения на 8 сутки после рождения ребенка.

Для крещения приходят в храм с ребенком на сороковой день после рождения. Наречь дитя по святцам разрешается в день крещения. Православный календарь содержит информацию по дням памяти святого и датам церковных праздников.

Количество мужских имен преобладает над количеством женских, поэтому проводят аналогию и записывают схожие имена девочек и мальчиков: Аполлинарий - Полина, Анастасий - Анастасия.

В одном дне присутствует несколько имен. В течение долгих лет в календарь на одну и ту же дату записывались имена разных исторических фигур, потому что имен больше, чем дней в году.

Так, мужское имя Иоанн, что означает на еврейском «благодать Божия», празднуется в честь:

  • Предтечи и Крестителя - 20 января, 9 марта, 7 апреля;
  • апостола - 21 мая, 13 июля, 9 октября;
  • святителя - 9 и 12 февраля.

Женское имя Александра переводится с греческого языка и имеет значение «мужественная», данное имя носили:

  • мученица - 2 апреля, 6 и 31 мая, 19 ноября;
  • преподобномученица - 11 ноября;
  • преподобная - 23 марта.

Даты выбраны по новому стилю.

Одинаковые имена одного и того же святого встречаются в разные дни памяти (день рождения, день преставления или обретения, перенесения мощей). К лику святых причисляются разные люди с одинаковыми именами - людей больше, чем имен.

Родители или священнослужители выбирают имя святого, память которого празднуется в день рождения ребенка. По установившимся правилам первый праздник в честь памяти святого угодника Божия считается днем именин новорожденного.

Оставшиеся дни памяти носят название малых именин. Когда малыш научился осмысленно разговаривать, взрослые обучают ребенка обращаться с молитвой к святому днем и перед сном. Святой становится небесным покровителем и взрослому человеку, принявшему таинство крещения.

В 2000 г. прославлены новомученики и исповедники российские. После принятия Архиерейским собором списка имен молодые родители выбирают святого, чья дата памяти ближе ко дню рождения сына или дочери.

Празднование по церковному календарю

В советское время празднование именин и все, что связано с церковью, находилось под запретом. Сегодня, как и прежде, тут и там в домах поют: «Как на… именины испекли мы каравай». Начало празднования положено в XVII веке.

Если заглянуть в глубь истории, то можно найти факт, что тезоименитство императрицы Александры Федоровны и Марии Федоровны носило статус государственных праздников.

Взрослый верующий человек в день именин идет в храм для приобщения к благодати. Христианин готовится к исповеди и причастию.

В день ангела заказывают благодарственный молебен соименному святому. Когда день ангела совпадает с днем поста, то празднование переносится на непостные или дни разговения.

С ранних часов выпекают пироги и калачи овальной, восьмигранной, прямоугольной формы, а днем раздают крестным и родственникам. Традиция сохранилась и по сей день. С именинником разделяют вечернюю трапезу родные и самые близкие люди.

Желают имениннику долгоденствия, мирного течения жизни в счастье, душевного спокойствия. Вечернее торжество проходит с тихими речами и в спокойной обстановке. Дети, видя, как проходит особый день, уже в свои семьи перенесут обычай праздновать день ангела. Именины станут традиционным днем, который в следующих поколениях будут помнить и любить.

Молодые люди бронируют поездку и проводят день ангела в святых местах.

Подарки на празднование

У православного человека не проходит и дня без молитвы. Во время дарения подарка мысли и образы излучают добро.

Определяются с тем, что подарить для именинника. Большой выбор подарков имеется в церковной лавке. Верный вариант - именная икона в форме книжки. Иконы вышивают бисером. Для подарков находят резные и писаные иконы. Подойдет полочка для икон. Правильным выбором считают книгу, содержание которой духовно.

Крестные не задаются вопросом, что подарить крестникам ко дню ангела. Преподносят подарки в виде записи на дисках, это может быть фильм православной тематики или музыка, записанная в церквях и монастырях.

Подарить на именины можно церковную утварь: чаши для святой воды, лампадки.

Подарок, своими руками выполненный, найдет отклик у именинника. На полотне вышивают метрику с именем ребенка, датой рождения и именин. Подписывают именную открытку, сделанную в оригинальном стиле и красочно оформленную. Детям вручают полезные подарки: плед, носочки, кофточки.

К светским подаркам относятся фигурки ангелов, выполненные из керамики или хлопчатобумажной ткани.

Гравированные шкатулки и медальоны порадуют женщин. Библия станет достойным подарком для мужчин. Дарят грамоту с историей происхождения имени.

Непосредственно перед Крещением в церковной практике принято совершать оглашение - глубокое и всестороннее объяснение смысла и основ Православной веры. Во многих храмах огласительные беседы с будущими крестными проводятся заранее, по возможности их
следует посетить.Перед совершением таинства зажигаются все свечи, священник обходит храм или крещальню и читает три молитвы: молитву в день рождения младенца, молитву на наречение имени в
восьмой день и молитву 40-го дня (молитва матери). Для совершения Крещения ребеночка полностью раздевают, во время чтения молитв крестные держат его на руках, завернутым в пеленки. Если холодно, разрешается оставить малыша в одежде, но приоткрыть ему грудь, ручки и ножки.

Присутствие на Крестинах мамы ребенка допускается только после прочтения священником разрешительной молитвы сорокового дня. Но одни священники читают ее в начале и,тем самым, допускают мать к участию в Таинстве, а другие – в конце, и тогда мать не должна даже заходить в храм (разрешается стоять в притворе). И то, и другое разрешено Церковью: когда читать молитву матери – это решение священника.После этих молитв священник просит восприемников и крестника повернуться лицом на запад (символически это обитель сатаны). И, обращаясь к крестным, трижды задает вопросы, на которые также трижды нужно сознательно отвечать. Поскольку ребенок
не может осознать сути вопросов, за него дают обеты его крестные родители .

Сначала священник спрашивает:

Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?

Крестным следует отвечать:

Отрицаюсь.

Тогда священник говорит:

Дунь и плюнь на него (в знак крайнего презрения).

После этого священник велит повернуться лицом на восток, к Господу, и спрашивает:

Сочетаешься ли Христу?

Крестным следует ответить:

Сочетаюсь.

Этим ответом восприемники исповедают за крестника верность Господу. Далее они читают молитву Символ Веры, которую следует выучить наизусть.Затем священник читает великую ектению, во время которой освящает елей и воду в купели. Для непобедимости в борьбе с сатаной перед погружением в купель священник помазывает младенца Святым елеем со словами: Помазывается раб Божий (раба
Божия) Имя елеем радости во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Помазывая грудь,говорит:

Во исцеление души и тела.

Помазывая уши:

Кслышанию веры.

На руках:

Руки Твои сотворили меня и создали меня.

На ногах:

Чтобы ходить ему (ей) по стопам Твоим (заповедей Твоих).

18.7. Что делать, если человек с неправославным именем не помнит имени, с которым его крестили?

– С этой проблемой необходимо обратиться к священнику. Он прочитает молитву на наречение имени в честь святого, которого изберет человек. Причаститься с новым именем, и оно станет законным.

18.8. Можно ли назвать ребенка именем отца?

– Можно. Но хорошо выбирать имя по правилам Церкви (см. ответ на вопрос 18.5).

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

При рассмотрении имен в русской культурной традиции можно выделить сложившуюся исторически группу имен, тесно связанную с русской религией и культурой. Эту группу имен принято называть церковными, православными или каноническими именами. Большинство таких имен вписано в церковный календарь, в котором помимо имен упоминаются даты памяти святых, прославивших каждое имя. Часть церковных имен имеет греческое происхождение, так же встречаются древнееврейские, латинские и славянские имена.

В прошлые века к церковным именам относились только те имена, которыми называли детей при крещении, и те, которые принимали монахи при постриге. Со временем группа церковных имен вытеснила из частого употребления группу неканонических имен. Православные имена стали очень популярны при выборе родителями личных имен для детей. Постепенно вошедшие в широкий обиход церковные имена стали приобретать более удобное для русских людей произношение.

В церковной традиции, во время таинства крещения, ребенка нарекают вторым именем, которое становится его оберегом и также участвует в формировании судьбы человека. Именно под этим новым именем предстает малыш перед небесными силами и Богом, с ним рождается во второй раз, но уже как член религиозной общины.

Для выбора крещального имени ключевое значение играет день, в который родился человек, и день, в который он крестился в христианскую веру. Считается, что это имя могут знать только самые близкие люди и сам крестник, так как оно обладает таинственной силой, значительно более важной, нежели мирское.

Каковы принципы, по которым выбирают столь важный атрибут каждого верующего человека? На самом деле все довольно просто. Крещальным именем может стать только имя какого-либо святого, прославившегося своими благими даяниями, проповедями или мученической смертью за свою веру. Обычно используется имя того святого, день чествования которого приходится на день рождения, день крещения ребенка или ближайшие календарные дни. Именно этот праведник, становится заступником ребенка перед Богом, и к нему можно обращаться с молитвами о здоровье или благополучии.

Также распространен обычай крестить нового члена общины в том же наречении, которое ему дали родители при рождении, но только в случае, когда в святцах значится праведник с таким же именем. Кроме того, нередко мирское имя имеет некоторые отличия от такого же канонического. В этом случае человеку присваивается в качестве крещального именно каноническое: вместо Иван – Иоан, вместо Нелли – Неонилла и так далее.

Не совпадать с мирским крещальное имя может и в тех случаях, когда младенец получил от своих родителей необычное имя, которого нет в святцах. Тогда принято нарекать наиболее созвучным вариантом: Роберт – Родион, Карина – Екатерина, Алиса – Александра и тому подобное. Если имеет место именно такая ситуация, то предпочтительнее посоветоваться со священником, который поможет заранее подготовиться к таинству и выбрать наиболее подходящее имя.

Церковные имена в обязательном порядке имеют определенное значение, проистекающее из их латинских, славянских, греческих или древнееврейских корней. Эти значения могут касаться черт характера, внешнего облика человека. Например, Гавриил – крепость Бога, Арсений – мужественный, Василиса – царственная, Павла – маленькая. Считается, что эти особенности в большей или меньшей степени, как в прямом, так и в переносном смысле, переходят к нареченному и характеризуют его характер и дальнейшую судьбу.
, как уже было упомянуто, определяет святого заступника на небесах, который будет сопровождать (как и ангел-хранитель) человека в жизни и даже после смерти, сопровождая к Богу.

Именно поэтому выбор крестильного имени так важен для каждого верующего и его детей. Выбранное и оговоренное со священником, имя присваивается на церемонии крещения специальной молитвой, которая и закрепляет его за крестником. Исходя из того, что крещение воспринимается христианами как второе рождение, стоит сказать, что этот день так же важен, как и день появления на свет. Поэтому в ортодоксальной традиции именины (день памяти святого-покровителя) всегда праздновались очень торжественно. В этот же день возносились молитвы о долгой жизни, счастье и здоровье именинника, ограждении его от всяких бед и напастей.

С церковным именем ребенка тесно связаны его крестные родители, которые с момента проведения таинства считаются ответственными за его духовное воспитание и привитие основ вероисповедания. По традиции, крестные обязательно должны быть той же веры, в которую крестят их подопечного, и не состоять в браке друг с другом. Даже если ваша семья не очень религиозна, но старается соблюдать основные предписания вероучения, то в крестные можно выбрать просто хороших людей, которые помогут вам в нелегком деле воспитания ребенка и всегда будут готовы помочь ему советом и делом, прививая высокие моральные качества. То есть их участие в жизни малыша должно быть не формальным, а полноценным.

Таким образом, при крещении (а православная церковь рекомендует проводить его как можно раньше) ребенка нарекают вторым именем, которое непосредственно связано со святым или мучеником, который отличился своей верой и деяниями. С этого момента этот святой и будет помогать человеку в жизни, покровительствовать, оберегать от зла и заступничать перед Небесным Владыкой. Существуют определенные правила подбора крестильного имени , помогающие выбрать наиболее подходящий вариант. С этим можно обратиться к церковному священнику. Считается, что и само имя, его корни и звучание оказывают глубинное влияние на жизнь нареченного, черты его характера или внешности. Мы всегда готовы предложить вам самые лучшие свои идеи в сфере профессиональной

Крестины — это обряд принятия гражданина в лоно церкви, сопровождающийся дарованием ему личного имени, а также права присваивать христианские атрибуты и участвовать в жизни христианской общины.

Испокон веков новорождённому ребёнку при крещении давали имя святого . Как и тогда, в наши дни можно избрать ребёнку в качестве небесного покровителя человека, который прославился в своей жизни делами или подвигами во имя Веры и Церкви. С этим именем человек рождается, с ним ему и умирать.

Имена несут в себе скрытый смысл, в них шифр. Например, имя Мария с древнееврейского переводится как «горькая», «любимая», «упрямая» или «безмятежная», Аврора – олицетворяет рассвет или утреннюю звезду (его нет в Святцах), Мирослав – славящий мир (также отсутствует упоминание в Святцах), ославляемый миром, Захар – памятуемый Богом и т.д.

Считается, что имя «предрекает» судьбу своего владельца по принципу «как корабль назовёшь, так он и поплывёт».

Обычно при крещении выбирают для ребёнка женское или мужское имя греческого или древнееврейского происхождения из тех, которые упоминаются в Священном писании и церковных канонах. Славянские или латинские имена в большинстве случаев не имеют аналога в Православной ономастике. В таком случае ребёнок нарекается другим подходящим именем.

Соответствие даты рождения и дня памяти святых

Имя выбирают родители по Святцам, оно будет являться каноническим. Святцы – это списки имён святых, структурированный по месяцам и дням их почитания Русской Православной Церковью. Подвиги в её славу совершались во все века как мужчинами, так и женщинами. Поэтому есть мужские и женские варианты имён, хотя по статистике больше первых.

По церковному порядку ребёнка нарекают в честь святого не день в день, а на 8 день от рождения, либо на 40.

Например, если мальчик родился 1 апреля, то он будет назван в честь Иоанна священномученика, мученика Петра, епископа Стефана или епископа Симеона и т.д. Вряд ли родители захотят иметь в семье Вафусия, Малха или Силу, день празднования которых 8 апреля. Выбор есть всегда.

Почему на восьмой день? Согласно библейским рассказам, божественное чудо творения длилось 7 дней, а на восьмой Господь сошёл на Землю. Таким образом нашим предкам удавалось вписать ребёнка в систему религиозного мировоззрения того узкого мирка, в котором он появился на свет.

Но чаще всего, по православной традиции, крестили младенца именно спустя 40 дней с момента его появления на свет . В эти у ребёнка налаживается работа жизненно важных систем органов: дыхательного, зрительного и слухового аппарата. Считается, что после месяца-полутора малыш вполне способен воспринимать окружающий мир и узнавать предметы и людей в нём.

В самобытной христианской истории существует немало достойных имён, подходящих для крещенных мальчиков и девочек, и каждое что-нибудь, да значит. Когда человек желает покреститься в уже осознанном возрасте, то священнослужитель может попросить изучить жития святых. Это делается для того, чтобы не просто «назваться», а чтобы следовать примеру, каковыми для современного обывателя и должны являться люди, причисленные к лику святых.

Можно ли назвать малыша по-одному, а крестить по-другому?

Если родители хотят наречь ребёнка тем именем, которого нет в Святцах, то тут возникает проблема выбора альтернативного имени. Перед многими родителями встает вопрос: можно ли назвать малыша одним именем, а крестить другим? Стоит учесть, что церковь не одобряет разделения на гражданское и православное имя для человека.

Примеры прецедентов в среде монашества, княжеских лиц в прошлом и католических храмов тут неуместна. Инок, отрекаясь от собственной жизни, мира и цивилизации превращается в другого человека. Во времена правления русских князей, святых в святцах с подобными именами не существовало, поэтому и пришлось Владимиру Святославовичу стать Василием, а его бабушке Ольге Еленой. А для того чтобы «зваться» Аннами — Мариями нужно быть католиком….

Итак, можно ли при крещении дать малышу другое имя, чтобы у ребенка их было два? На самом деле, большинство священников советует не давать детям двойных имён.

Нужно ли второе, если первое православное?

Если ребёнку при рождении дано православное имя, то второе выдумывать нет смысла . Существуют поверья о людях, которых в жизни преследуют хвори, неудачи, неуверенность в себе, душевный и психический дисбаланс, когда в одной и той же жизни они отзываются на два различных имени.

Если при рождении назвали не по-православному

Имя при крещении меняют лишь в том случае, если самое первое имя из разряда «нерусских», т.е. не содержится в святцах. Разумным выходом в этом случае выбрать созвучное имя. Например, Анжела – Ангелина, Ян – Иоанн и т.д.

Либо совсем непохожее, несозвучное. Например Светлана – Фотина, Богдан – Феодот и т.д.

Такие имена подлежат «переводу» на православные. Но есть исключения. Например, в случае если ребёнка зовут Леопольд, Эсмеральда, Аврора, Добрыня, Святогор и т.д. Тогда необходимо будет избрать «новое» имя, для Храма.

Как выбрать?

Второе имя при крещении ребёнка родители выбирают по дню рождения , либо по дню крещения, по Святцам на 8 – ой день от появления на свет или 40, либо по обету (например, беременная женщина в молитвах часто просила о помощи какого-то конкретного святого и обещала при хорошем стечении обстоятельств назвать ребёнка его именем). Реже – то имя, которое «просто нравится» родителям.

Список красивых вариантов и их значения

Далее представляем список красивых православных женских и мужских имен, а также их значения и даты именин, чтобы помочь вам определиться, какое из них дать ребенку в качестве первого и единственного или чтобы у него их было два.

Для мальчиков

В миру В православии Дата именин
Соломон Саламан 5 февраля.
Дмитрий Димитриан 28 мая, 1, 5 и 16 июня, 8 ноября.
Захар Захария 22 сентября, 18 декабря, 4, 21, 24 февраля, 6 апреля.
Мирослав Мирон, Вячеслав 14 января, 8 февраля, 17 марта, 16 августа.
Давыд Давид 18 марта, 2октября.
Юрий Георгий
Платон Платон 4,18 апреля, 22 июля. 9, 15 августа, 1 декабря.
Архип Архипп 5 декабря, 17 января, 20 марта, 19 июля.
Артём Артемий 2, 13 ноября, 26 февраля.
Владислав Владислав 7 октября.
Касьян Кассиан 13 марта.
Филат Феофилакт 21 марта.
Юлиан Иулиан 29 марта.
Ян Иоанн 9, 12 апреля, 6 марта.
Нефёд Мефодий 19 апреля, 24 мая.
Дементий Дометий 21 марта, 20 августа, 20, 29 декабря.
Кузьма Косма 1 мая, 14 ноября, 16 августа.
Алфёр Елевферий 17 августа, 28 декабря.
Фрол Флор (не опечатка) 31 августа, 31 декабря.
Асей Осия 9 сентября, 30 октября, 29 декабря.
Свирид Спиридон 10 апреля, 25 декабря.
Богдан Феодот 28 сентября,25 октября, 11 июня, 17 июля.
Степан Стефан 28 декабря, 24 января.
Остап Евстафий 3 октября, 17 января, 20 июля.
Ермолай Ермолий 8 августа.
Прокоп Прокопий 20 апреля, 12 марта, 8, 21 июля, 29 сентября,13 октября,14, 23 ноября, 5, 7 декабря, 3 января.

В последнее время появилась «мода» называть детей «устаревшими» именами, теми, что как будто пахнут нафталином из старого комода. Но, как говорится: всё новое-это хорошо забытое старое. Важно в погоне за диковинными созвучиями не переборщить . У родителей амбиции, желание выделить именно своего ребёнка, но ребёнку с этим именем ещё предстоит жить. Естественно конституционное право, по которому после совершеннолетия можно сменить паспортное имя на любое понравившееся никто не отменял. Но и доводить дело до крайностей также не стоит.

Для девочек

В миру В православии Дата именин
Алиса Александра 19 ноября, 31 мая.
Виктория Ника 23 марта, 29 апреля, 8 мая.
Валерия Калерия 6 мая, 20 июня.
Стелла Есфирь 6 января.
Арина Ирина,Ариадна 29 апреля, 18 мая, 10,26 августа, 1 октября, 4 сентября.
Ванесса Иоанна 3, 24 мая, 10 июля. 12 декабря.
Полина Павла 23 февраля.
Диана Артемия 20 июня.
Марина Маргарита 15 декабря, 8 февраля, 30 июля, 14 сентября.
Снежана Хиония 29 апреля, июля, 17 октября.
Изабелла Елисавета 7 марта, 7 мая
Роза Сусанна 19 июня,24 августа.
Виолетта Ия 24 сентября.
Лада Евладя (от м.и.Евладий) 21 января.
Дана Федора 27 ноября, 12 января, 29 апреля, 9 июня.
Дина Динара, Евдокия 13 июля, 14 марта, 17 августа.
Милана Людмила 29 сентября,11 ноября,13 января.
Аглая Харита 14 июня, 18 октября.
Руслана Лионилла, Неонила 10 ноября, 29 января.
Карина Екатерина 7 декабря.

Существует огромное многообразие имён. Все их невозможно перечислить. Нарекая именем новорождённого, человек, ответственный за его становление в этом мире, должен помнить, что оно определяет судьбу.

Подумайте, стоит ли давать двойное имя (касается тех, чьих аналогов не найти в Святцах). Если есть полная уверенность в том, что цель оправдывает средства, то можно смело стоять на своём выборе.

Церковь даёт своим прихожанам право выбора. Но конкретно по каждому имени, которого нет в Святцах нужно договариваться с самим батюшкой, осуществляющим обряд. Он либо учтёт пожелания родителей, либо откажет, но поможет советом сделать правильный выбор. Например, взять другое, созвучное имя или выбрать из списка святых на конкретный день. В любом случае каждый человек, желающий приобщиться к Церкви, сможет пройти таинство Крещения, вне зависимости от того, как он был наречён. Святая Церковь примет каждого.

После рождения ребенка в его жизни предстоит важное событие - наречение ему имени. Это первое, что нужно для крещения ребенка. О том, какое имя будет носить малыш, родителям стоит подумать заранее. Тем не менее, нередко бывает, что, взглянув на младенца, мама понимает, что выбранное имя не подходит малышу, и ему дают другое имя. Бывает, что наречение имени даже входит в обязанности крестной матери, если родители долго не могут определиться.

Это не случайно, ведь имя несет в себе особую благодать, смысл и содержание. Называя ребенка, еще наши предки отражали в имени свойства характера или обстоятельства рождения малыша (например, Богдан - Богом данный, Людмила - людям милая). После крещения Руси у нас стали очень распространенными имена еврейского, латинского и греческого происхождения, так как детей стремились назвать в честь великих христианских святых. Каждое такое имя освящено памятью носившего его святого. И сейчас, выбирая имя для младенца, нужно помнить, что мы называем его не для красоты или моды, а для того, чтобы малыш уподобился в жизни святому, носившему это имя и ставшему после Крещения его святым покровителем.


Каким именем крестить ребенка?

Для того, чтобы выбрать, какими именами можно крестить девочек и мальчиков, достаточно заглянуть в Месяцеслов. Его печатают в каждом православном календаре, в нем перечислены мужские и женские имена по святцам. Как правило, имя для младенца выбирают так:

1. Смотрят, память каких святых выпадает на день рождения ребенка или дни рядом с этим.

2. Смотрят, память каких святых выпадает на день крещения младенца или рядом с ним.

3. Выбирают имя младенцу в честь почитаемого в семье святого.

4. Нарекают ребенку имя «по обету». Например, мама долго молилась святителю Николаю, чтобы Господь даровал ей ребенка, и обещала назвать его Николаем.

Имя в крещении - другое имя?

Существует поверье, что у ребенка должно быть два имени: одно - для людей, второе в крещении - тайное имя. Считается, что так у ребенка будет защита от недобрых людей. С точки зрения Церкви, это неразумно: в молитвах мы называем имена родственников и знакомых, а в случае, если бы все имели тайные имена, не обошлось бы без путаницы. Имя, которое носит христианин, уже освящено и поэтому оно является защитой от нечистой силы для человека.

И все же, можно ли крестить ребенка под другим именем? Это возможно, в первую очередь, тогда, когда малыша уже назвали, но его имени нет в святцах.


Каким именем крестить ребенка, если имени нет в святцах?

Не всегда, если мы не нашли имени ребенка в святцах, это значит, что его там нет, просто там может содержаться архаичная форма имени, немного непривычная нам. Например, такое обычное для нас имя Иван в святцах записано как Иоанн, Денис - Дионисий, Егор - Григорий, Ульяна - Иулиания, Яна, Жанна - Иоанна, Полина - Апполинария, Юрий - Георгий, Вероника - Виринея, Анжела - Ангелина, Оксана, Аксинья - Ксения, Марта - Марфа, Томас - Фома, Лилия - Лия, Илона - Елена, Светлана - Фотина, Злата - Хриса. Об этом можно посоветоваться со священником.


Под какими именами крестить детей, которых уже назвали неправославными именами?

Под каким именем крестить ребенка, если все же его имя действительно неправославное? Можно выбрать в святцах похожее на него православное имя. Например, Диану можно назвать Дигной или Анной, Алису или Олесю - Василисой или Александрой, Алину - Александрой или Инной, Карину - Клеопатрой или Кирой, Станислава - Святославом, Артура - Артемием, Викторию - Викториной, Арину - Екатериной, Мариной, Тимура - Тимофеем, Эдуарда - Георгием (есть и древний святой Эдуард, хотя его имя в святцах не встречается), Милану - Анной, Ратмира - Романом. А Инну можно крестить под именем Инна, только носил это имя святой, позже таким именем стали называть девочек.

Если же вам не удалось найти в святцах имя, похожее на то, что вы дали малышу, можно просто выбрать имя святого, память которого выпадает на день крещения малыша или любое имя по святцам, которое вам по душе.

Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности - об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.

Святой пример

В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Святой, в честь которого назван ребенок - это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.

Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой - это пример!

По святцам

На Руси существовала благочестивая традиция - называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.

Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Крестить как есть

Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай - это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана - в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.

Экзотическое имя

Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана - Лией и так далее. Второй вариант - это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.

От порчи

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.

Подведем итоги

Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

Таинство крещения до сих пор является одним из самых сокровенных обрядов, проводимых церковью. Это равное благословение для всех христиан, наделение человека именем, которое он пронесет через всю жизнь, которое будет влиять на его судьбу. Ведь известно, что именослов состоит из узаконенных церковью имен, принадлежащих святым. Называя ребенка тем или иным именем, родители как бы призывают святого охранять их малыша. Недаром сказано в Писании: «Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах!». То есть церковь считает, что христианское имя – это благословение Божье.

Благодаря обряду крещения все христиане сегодня носят имена, которые когда-то были выбраны Иисусом. В Библии можно прочитать о предупреждениях Иисуса о сохранении имени в том виде, которое дано им. То есть речь идет именно о сохранении словесной формулы.

Когда начали называть детей при крещении именами святых мучеников, апостолы учили, что это делается не ради повторения мученического пути, а во славу тех, кто его прошел и ради самого имени. Итог таков: нельзя не признать, что хотя бы одно из пророчеств Библии сбылось – Иисус Христос дал имена всем христианам.

Разные народы имеют одинаковые имена, с незначительными колебаниями в написании и произношении, которые получились при адаптации их к национальным особенностям. Остальные же – это перевод на местный язык имени, которое пришло с тех же времен и употреблялось ранее. Например, имя Агафон (добрый) соответствовало славянскому Добрыне, Петр – древнерусскому Камню. Древнееврейское имя Фома соответствует латинскому имени Томас и греческому имени Дидим, которое затем трансформировалось в имя Дмитрий и обозначает «близнец».

Крещение – это ритуал наречения именем. Первые христиане меняли имя. Человек, который проходит обряд крещения, входит в воду без имени, а священник в это время молитвой отгоняет темные силы и призывает силы Света взять человека под свою опеку и называет имя, по которому те узнают его. Светлые силы должны помогать крещеному человеку.

Нарекая детей во время крещения именами мучеников, пострадавших за веру, считалось, что после смерти святые оказывались у престола Господня и имели возможность попросить милости за своих «подопечных».

Старинный обычай называть детей в честь героев и богов получил свое продолжение. Сначала не было никаких особых правил, по которым человек, принимающий христианскую веру, выбирал святого, именем которого крестился. Это был тот человек, деяния которого ему были наиболее близки или затронули какие-то струны его души, или тот человек жил поблизости.

В XVI веке, римский папа Григорий XIII, который был одним из просвещеннейших людей своего времени, ввел календарь, который стал называться Григорианский, официально утвердил обычай давать при крещении имена святых и мучеников. Имя человеку теперь давалось в тот момент, когда он принимал христианство, а также новорожденным, чьи родители были христианами.

Обряд крещения таков. Сначала священник трижды читал молитву. Затем так же трижды призывал Святой Дух, освящал воду, которая находилась в крещельной купели. В эту воду он трижды погружал младенца (с головой). Для взрослых трудно было найти большую купель, поэтому священнослужитель, который совершал таинство, трижды обрызгивал новообращенного освященной водой. Вода – не просто символ очищения. Погружаясь в воду, человек как бы умирал и затем воскресал, но уже в качестве христианина.

Вновь рожденному дается новое имя – христианское, и отныне святой заступник может просить у Господа прощения и милости для человека. Святой Дух входит в новоиспеченного христианина через святую воду и капельку специального благовония – миррового масла, которое священник наносит на лоб крестящегося. Оно означает благословение Господне и равенство всех перед Господом.

После совершения таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или взрослому, становится его небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти (так, святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн – более восьмидесяти), то ближайший день памяти святого после вашего дня рождения и будет днем ваших именин, остальные же дни памяти его называются малыми именинами.

Перечень имен и их календарь (Святцы), а также сам процесс выбора имени подчинялись довольно строгим правилам. Помимо того, что имя обязательно должно было быть в Святцах, оно должно было быть обязательно одним из тех, день которого празднуется непременно в промежутке между первым и восьмым днем рождения ребенка.

Ребенка можно было называть лишь тем именем, которое было указано в Святцах в день его рождения. С помощью данного церковного календаря определялись дни памяти святых, с которыми совпадало имя ребенка. Чаще всего ребенка называли в честь святого, день память которого приходился на день рождения или день наречения имени, а также день крещения. Для девочек допускался сдвиг на несколько дней, если не было дней памяти святых жен. При этом имя, выбранное для крещения, не всегда совпадало с именем, данным ребенку при рождении. Однако при таком выборе день рождения и именины чаще всего совпадали и в сознании сливались воедино. До сих пор мы называем именинниками тех, кто празднует день рождения.

В другом случае ребенка называли по обету в честь определенного святого, которого избирали заранее и молились ему еще до появления чада. Тогда именины отмечались в день памяти этого угодника Божия, а если день памяти праздновался несколько раз в году, то в день, ближайший ко дню рождения. Сейчас таким способом наречения пользуются редко, но традиция празднования именин осталась.

Однако у тех, кто решил принять крещение, и сегодня сохраняется возможность принять имя святого или праведника, которого человек считает близким себе по духу и образцом для подражания.

Необходимо помнить, что в церковном календаре даты указаны по старому стилю (по светскому календарю Новый год наступает с 1 января, а по церковному – с 14 января). Поэтому к каждой дате в церковном календаре необходимо прибавлять 13, чтобы получить соответствие с календарем светским.

Первые Святцы, переведенные с греческого, были короткими, и перевод их был несовершенен, потому что при переписке имена не переводились и не анализировались, а просто фонетически передавались, без разъяснений. Наш талантливый народ сделал это вместо нерадивых переписчиков и искал в них аналогии с родными, исконно русскими.

Вначале к сохранению имен, которые давались ранее, отношение было лояльным, и старославянские имена, и новые довольно долго сосуществовали вместе. Но после ХIV века имена, которые не входили в Святцы, были запрещены.

Только в XVII веке патриарх Никон произвел ряд реформ церкви, одна из которых касалась унификации имен, так как существовало множество разночтений в их произношении. Некоторые имена греческого происхождения были похожи на исконно русские, некоторые подверглись искажению и имели много вариантов. Чтобы навести порядок и упростить употребление и выбор имен, были сделаны новые переводы именословов, которые утвердили церковное написание имен и показали разницу между мирским именем и тем, которое получал человек при крещении. Эта традиция сохранилась до сих пор и имеет особенное, сакральное значение при принятии схимы, пострига, посвящении себя служению церкви. Человек уходит из мира и обращается к духу, вместе с именем меняя свою жизнь и место в ней. Имя же праведника остается неизменным, чтобы не утратить свое сакральное значение.

Так переплелись национальные славянские традиции, языческие верования, Христианское предание и социальное развитие имен, что и привело к традициям имянаречения, существующим сегодня. Мудрость народа, смысл христианской философии и древние, дохристианские знания заложены в основу русских имен. Очень многие люди верят, что во всем этом есть некий высший смысл, пока до конца непонятый, но имеющий огромное значения для человека.

После революции усиленно пропагандировалось создание новых имен, которое происходило вместе с гонениями на церковь. Согласно декрету от 23 января 1918 года крещение было отменено и заменялось гражданской регистрацией. Церковь отделялась от государства. Родителям предлагалось использовать новые имена, которые отражали «новое время». Большинство из них, конечно, были уродливыми и абсурдными вроде Ревпути и Тракторины. Но были и мелодичные по звучанию, например, Вилен, Октябрина, Искра. Отчего-то они тоже не прижились.

С 1924 года стали выходить «новые святцы» в различной форме: отрывные календари и отдельные пособия, статьи в газетах и журналах со списками новых имен, которыми предлагалось заменить старые, канонические. Но основная масса людей, несмотря на моду и революционную сознательность, не спешила расставаться с тем, что стало привычным. Многие канонические имена, конечно, вышли из употребления, остались те, которые выдержали испытание временем и огнем.

После всех потрясений церковь уже не требует догматического соблюдения традиций.

Великий деятель Папа Иоанн Павел Второй провозгласил равенство всех религий и оповестил об официальной позиции католической церкви, которая кается в своих бывших грехах и гордыне и считает религии разными лишь в силу иных способов признания Единого Господа.

Сегодня православие уже не настаивает на выборе имени при крещении, которое находится в промежутке семи дней от рождения ребенка. Выбор имени может быть любым, даже если святой не канонизирован православной церковью. Но чаще всего для выбора небесного заступника в этом случае дают имя, созвучное с именем того, кто крестится. С другой стороны, поскольку по действующему законодательству крещению должна предшествовать гражданская регистрация новорожденного, то родители сами выбирают имя ребенку, которое вписывается в свидетельство о рождении.

В отделах ЗАГС достаточно четко контролируется правильность написания (и произношения) полного имени, даваемого ребенку, но если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, то это еще не означает, что следует менять имя при крещении. Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в нерусской (западноевропейской или местной) его форме. В таком случае следует просто перевести его в церковнославянскую форму и крестить под этим именем. Например, девочка Жанна, скорее всего, будет крещена как Иоанна, Полина как Аполлинария, Марта как Марфа, Денис как Дионисий и т. д. В том случае, когда не удается установить подобное соответствие (например: Эдуард, Эльвира, Карл, Октябрина), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Важно знать и то, что по своему произношению гражданское и церковное имя часто несколько разнятся: Иван – Иоанн, Федор – Феодор, Сергей – Сергий (ударение на первом слоге), Алексей – Алексий (ударение на втором слоге, как и в гражданском имени).

Таким образом, ребенок получает два имени. Издавна считается, что у человека должно быть два имени, одно из которых никто не должен знать, только крестные родители и батюшка. Делается это для того, чтобы никто не смог вас сглазить, навести порчу, потому что имя обладает великой энергетической мощью, а любое его применение в магии может принести вред человеку, которому оно принадлежит. Наречение имени совершается священником, благословляющим крещаемого и читающим над ним особую молитву.

Выбор имени по канонам церкви – это выбор небесного заступника, поэтому обязательно следует знать день своих именин и историю своего святого, чтобы обращаться к нему с молитвами и пользоваться его защитой.

Во все времена имя христианина считалось святым, и с самого детства детей учили уважать свое имя. Так родилась традиция давать крещаемому имя какого-либо святого, который становится таким образом его небесным покровителем и заступником. В этом выразился опыт Церкви как «Сообщества святых»: уверенность в том, что единственное истинное назначение и призвание человека есть святость.

Следует различать небесного покровителя и ангела-хранителя.

Ангел-хранитель – не имеет имени и плоти и дается в момент крещения, сопровождает человека и учит его пониманию Добра и Зла. Такой урок определен ему Всевышним. Возносить молитвы ему следует каждый день, понимая труд его. Просить следует о направлении на праведный путь, о защите от соблазнов, о подсказке верных решений в жизни и о поддержке в добрых начинаниях.

Небесный заступник – это святой, именем которого нарекают человека при крещении. У многих имеется не один покровитель, а несколько. Зная их истории, вы сами определите, какие из них ближе вам и кого вы можете считать своими заступниками. Общепринятая практика: днем именин считается тот день памяти святого, который наиболее близок к дате рождения. Но церковь не настаивает на этом. И, тем не менее, всех святых, у которых одно имя с вами, следует знать и помнить. Для этого обратитесь к календарю именин, который представлен в нашей книге.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шейные позвонки человека и жирафа
Из скольких позвонков состоит шейный отдел жирафа
Упражнения по чтению гласных в четырех типах слога