Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Священник Павел Флоренский – русский Леонардо. Павел Флоренский: биография, деятельность и интересные факты В каком веке жил павел флоренский

Этот человек был выдающимся математиком, философом, богословом, искусствоведом, прозаиком, инженером, лингвистом и мыслителем государственного масштаба. Судьба уготовила ему мировую известность и трагическую судьбу. После него остались труды, рождённые его могучим умом. Имя этого человека ― Флоренский Павел Александрович.

Детские годы будущего учёного

21 января 1882 года у инженера-путейца Александра Ивановича Флоренского и его жены Ольги Павловны родился сын, которого нарекли Павлом. Семья проживала в местечке Евлах Елизаветпольской губернии. Ныне это территория Азербайджана. Кроме него в семье впоследствии появятся ещё пятеро детей.

Вспоминая о своих ранних годах, Павел Флоренский напишет, что с детства имел склонность замечать и анализировать всё необычное, выходящее за рамки обыденной жизни. Во всём он был склонен видеть скрытые проявления «духовности бытия и бессмертия». Что касается последнего, то сама мысль о нём воспринималась как нечто естественное и не подлежащее сомнению. По собственному признанию учёного, именно детские наблюдения впоследствии легли в основу его религиозно-философских убеждений.

Обладая глубокими знаниями полученными в университете, Павел Флоренский стал профессором ВХУТЕМАС и одновременно принимал участие в разработке плана ГОЭЛРО. На протяжении двадцатых годов им был написан целый ряд капитальных научных трудов. В этой работе ему оказывал содействие Троцкий, что впоследствии сыграло в жизни Флоренского роковую роль.

Несмотря на представлявшуюся неоднократно возможность покинуть Россию, Павел Александрович не последовал примеру многих представителей русской интеллигенции, уехавших из страны. Он был одним из первых, кто попытался сочетать церковное служение и сотрудничество с советскими учреждениями.

Арест и заключение

Переломный момент в его жизни наступил в 1928 году. Учёный был сослан в Нижний Новгород, но вскоре возвращён в Москву. К началу тридцатых годов относится период травли учёного в советских печатных изданиях. В феврале 1933 года он был арестован и через пять месяцев решением суда приговорён к десяти годам лишения свободы по печально известной пятьдесят восьмой статье.

Местом, где ему предстояло отбывать срок наказания, был назначен лагерь в Восточной Сибири, названный как бы в издёвку над заключёнными «Свободным». Здесь, за колючей проволокой, был создан научный отдел управления БУМЛАГа. Работали в нём учёные, оказавшиеся в заключении, как и тысячи других советских людей, в эту безжалостную эпоху Вместе с ними вёл научную работу и заключённый Флоренский Павел.

В феврале 1934 года его переводят в другой лагерь, находившийся в Сковородино. Здесь располагалась мерзлотная станция, на которой велись научные работы по изучению вечной мерзлоты. Принимая в них участие, Павел Александрович написал несколько научных работ, в которых рассматривались вопросы, связанные со строительством на вечной мерзлоте.

Конец жизни учёного

В августе 1934 года Флоренского неожиданно поместили в лагерный изолятор, а через месяц отконвоировали в Соловецкий лагерь. И здесь он занимался научной работой. Исследуя процесс добывания йода из морских водорослей, учёный сделал более десятка запатентованных научных открытий. В ноябре 1937 года решением Особой тройки НКВД Флоренский был приговорён к смерти.

Точная дата смерти неизвестна. Дата 15 декабря 1943 года, указанная в извещении, высланном родственникам, была ложной. Похоронен этот выдающийся деятель российской науки, который внёс неоценимый вклад в самые различные области знаний, на Левашовой пустоши под Ленинградом, в общей безымянной могиле. В одном из своих последних писем он с горечью писал, что истина состоит в том, что за всё, что даёшь миру хорошего, ждёт расплата в виде страданий и гонений.

Павел Флоренский, биография которого очень схожа с биографиями многих российских деятелей науки и культуры той поры, был посмертно реабилитирован. А через пятьдесят лет после его смерти увидала свет последняя книга учёного. В ней он размышлял о государственном устройстве будущих лет.

Павел Александрович Флоренский. Родился 22 января 1882 года в Евлахе, Елисаветпольская губерния - умер 8 декабря 1937 года (захоронен под Ленинградом). Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт.

Павел Флоренский родился 9 января в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан).

Отец Александр Иванович Флоренский (30.9.1850 - 22.1.1908) - русский, происходил из духовного звания; образованный культурный человек, но утративший связи с церковью, с религиозной жизнью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги.

Мать - Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова (Сапарьян) (25.3.1859 - 1951) принадлежала к культурной семье, происходившей из древнего рода карабахских армян.

Бабушка Флоренского была из рода Паатовых (Пааташвили). Семья Флоренских, как и их армянские родственники, имели поместья в Елисаветпольской губернии, где во время волнений укрывались местные армяне, спасаясь от натиска кавказских татар. Таким образом карабахские армяне сохраняли свое наречие и особые нравы. В семье было ещё два брата: Александр (1888-1938) - геолог, археолог, этнограф и Андрей (1899-1961) - конструктор вооружения, лауреат Сталинской премии; а также сестры: Юлия (1884-1947) - врач психиатр-логопед, Елизавета (1886-1967) - в замужестве Кониева (Кониашвили), Ольга (1892-1914) - художник-миниатюрист и Раиса (1894-1932) - художник, участник объединения «Маковец».

В 1899 году окончил 2-ю Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. В университете знакомится с Андреем Белым, а через него с Брюсовым, Бальмонтом, Дм. Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Ал. Блоком. Печатается в журналах «Новый путь» и «Весы». В студенческие годы увлёкся учением Владимира Соловьёва и архимандрита Серапиона (Машкина).

По окончании университета, по благословению епископа Антония (Флоренсова), поступает в Московскую духовную академию, где у него возникает замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которую он завершил к концу обучения (1908) (удостоен за эту работу Макариевской премии). В 1911 принимает священство. В 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник» (1908).

Флоренский был глубоко заинтересован скандально известным «делом Бейлиса» - фальсифицированным обвинением еврея в ритуальном убийстве христианского мальчика. Он публиковал анонимные статьи, будучи убеждённым в истинности обвинения и действительности употребления евреями крови христианских младенцев. Взгляды Флоренского при этом эволюционировали от христианского антииудаизма до расового антисемитизма. По его мнению «даже ничтожной капли еврейской крови» достаточно для того, чтобы вызвать «типично еврейские» телесные и душевные черты у целых последующих поколений.

События революции воспринимает как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствует, но философски и политически всё более склоняется к теократическому монархизму. Сближается с Василием Розановым и становится его духовником, требуя отречения от всех еретических трудов. Пытается убедить власти, что Троице-Сергиева лавра - величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мёртвый музей. На Флоренского поступают доносы, в которых он обвиняется в создании монархического кружка.

С 1916 по 1925 годы П. А. Флоренский написал ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает над воспоминаниями. В 1919 году П. А. Флоренский пишет статью «Обратная перспектива», посвящённую осмыслению феномена данного приёма организации пространства на плоскости как «творческого импульса» при рассмотрении иконописного канона в ретроспективном историческом сопоставлении с образцами мирового искусства, наделёнными свойствами таковой; в числе прочих факторов, прежде всего указывает на закономерность периодического возврата к применению художником обратной перспективы и отказа от неё сообразно духу времени, историческим обстоятельствам и его мировоззрению и «жизнечувствию».

Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения. С 1921 года работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживает Лев Троцкий, нагрянувший однажды в институт с визитом ревизии и поддержки, что, возможно, в будущем сыграло в судьбе Флоренского роковую роль.

Другое направление его деятельности в этот период - искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.

В 1922 году он издал за свой счёт книгу «Мнимости в геометрии», в которой при помощи математических доказательств пытался подтвердить геоцентрическую картину мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли, и опровегнуть гелиоцентрические представления об устройстве Солнечной системы, утвердившиеся в науке со времён Коперника. В этой книге Флоренский доказывал также существование «границы между Землей и Небом», располагавшейся между орбитами Урана и Нептуна.

Летом 1928 года его сослали в Нижний Новгород, но в том же году, по хлопотам Е. П. Пешковой, вернули из ссылки и предоставили возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решил остаться в России. В начале 1930-х годов против него была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера.

26 февраля 1933 года последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля, - осуждение на 10 лет заключения. Выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь «Свободный», куда прибыл 1 декабря 1933 года. Флоренского определили работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. Находясь в заключении, Флоренский написал работу «Предполагаемое государственное устройство в будущем». Наилучшим государственным устройством Флоренский полагал тоталитарную диктатуру с совершенной организацией и системой контроля, изолированную от внешнего мира. Возглавлять такую диктатуру должен гениальный и харизматический вождь. Переходной, несоверешенной стадией в движении к такому вождю Флоренский считал Гитлера и Муссолини. Работу эту он писал с подачи следствия в рамках сфабрикованного процесса против «национал-фашистского центра» «Партия возрождения России», главой которого якобы являлся сам о. Павел Флоренский, давший по делу признательные показания.

10 февраля 1934 года он был направлен в Сковородино (Рухлово) на опытную мерзлотную станцию. Здесь Флоренский проводил исследования, которые впоследствии легли в основу книги его сотрудников Н. И. Быкова и П. Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940).

17 августа 1934 года Флоренский был помещён в изолятор лагеря «Свободный», а 1 сентября 1934 года отправлен со спецконвоем в Соловецкий лагерь особого назначения.

15 ноября 1934 года он начал работать на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал более десяти научных открытий.

25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян.

Похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом («Левашовская пустошь»).

Реабилитирован 5 мая 1958 года (по приговору 1933 г.) и 5 марта 1959 года (по приговору 1937 г.)

Семья Павла Флоренского:

В 1910 г. женился на Анне Михайловне Гиацинтовой (1889-1973). У них было пять детей: Василий, Кирилл, Михаил, Ольга, Мария.

Второй сын Кирилл - геохимик и планетолог.

Павел Васильевич Флоренский (р. 1936 г.), профессор Российского университета нефти и газа, академик Международной славянской академии наук, искусств и культуры, академик Российской академии естественных наук, член Союза писателей России, руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной богословской комиссии РПЦ.

Игумен Андроник (Трубачёв) - директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, директор музея священника Павла Флоренского в городе Сергиев Посад, основатель и директор Музея священника Павла Флоренского в Москве.


Русский религиозный философ, ученый, священник и богослов, последователь Вл. С.

Соловьева. Центральные вопросы его главной работы "Столп и утверждение Истины"

(1914) - идущая от Соловьева концепция всеединства и учение о Софии, а также

обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания

икон. Основные произведения: "Смысл идеализма" (1914), "Около Хомякова" (1916), "Первые шаги философии" (1917), "Иконостас" (1918), "Мнимости в геометрии"

Павел Александрович Флоренский был человеком великих дарований и уникальной

трагической судьбы.

Выдающийся математик, философ, богослов, искусствовед, прозаик, инженер,

Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан) в семье инженера-путейца,

строившего Закавказскую железную дорогу. Мать происходила из древнего армянского

рода Сапаровых. Кроме старшего Павла, в семье было еще пять детей

В своих записках "Детям моим Воспоминания прошлых дней" (1916-1924) Флоренский

исследует

мир детства. "Секрет гениальности - в сохранении детства, детской конституции на

всю жизнь. Эта-то конституция и дает гению объективное восприятие мира...", -

считает он.

С детства он присматривался ко всему необычайному, усматривая в "особенном" (так

называется один из разделов его воспоминаний) сигналы иного мира. "...Там, где

спокойный ход жизни нарушен, где разрывается ткань обычной причинности, там

виделись мне залоги духовности бытия, - пожалуй, бессмертия, в котором, впрочем,

я был всегда уверен настолько прочно, что оно меня даже мало занимало, как не

стало занимать и впоследствии и подразумевалось само собою" Ребенка волновали

сказки, фокусы, все, что отличалось от обычного вида вещей

Религиозно-философские убеждения Флоренского сложились не из философских книг,

которые он читал мало и всегда неохотно, а из детских наблюдений. Ребенком его

волновала "сдержанная мощь природных форм, когда за явным предвкушается

беспредельно больше сокровенное"

Отец Флоренского сказал как-то своему сыну-гимназисту, что его (сына) сила "не в

исследовании частного и не в мышлении общего, а там, где они сочетаются, на

границе общего и частного, отвлеченного и конкретного Может быть, при этом отец

сказал еще - "на границе поэзии и науки", но последнего я твердо не припоминаю."

Вспоминая о годах ученичества во 2-й тифлисской гимназии, Флоренский писал:

"Страсть к знаниям поглощала все мое внимание и время". Преимущественно он

занимался физикой и наблюдением природы. В конце гимназического курса, летом

1899 года, Флоренский пережил духовный кризис Открывшаяся ограниченность и

относительность физического знания впервые заставила его задуматься об Истине

абсолютной и целостной.

Этот кризис научного мировоззрения Павел Флоренский описал в главе "Обвал" книги

воспоминаний. Он хорошо помнил время ("жаркий полдень") и место ("на склоне горы

по ту сторону Куры"), когда вдруг ему стало ясно, что "все научное мировоззрение

Труха и условность, не имеющая никакого отношения к истине". Поиски истины

продолжались и завершились обнаружением простого факта, что истина в нас самих,

в нашей жизни "Истина всегда дана была людям, и Она не есть плод научения какой-

нибудь книги, не рациональное, а нечто гораздо более глубокое построение, внутри

нас живущее, то, чем мы живем, дышим, питаемся".

Первым душевным порывом после духовного переворота было уйти в народ отчасти под

влиянием сочинений Л.Н Толстого, которому в то время Флоренский написал письмо

Родители настояли на продолжении образования и в 1900 году Флоренский поступил

на физико-математический факультет Московского университета Наибольшее влияние

на него оказал один из основателей Московского математического общества Н.В.

Бугаев Свое кандидатское сочинение на специальную математическую тему Флоренский

предполагал сделать частью большой работы, синтезирующей математику и философию.

Помимо занятий математикой Флоренский слушал лекции на историко-филологическом

факультете, самостоятельно изучал историю искусства "Мои занятия математикой и

физикой, - писал он впоследствии, - привели меня к признанию формальной

возможности теоретических основ общечеловеческого религиозного миросозерцания

(идея прерывности, теория функции, числа) Философски же и исторически я

убедился, что говорить можно не о религиях, а о религии, и что она есть

неотъемлемая принадлежность человечества, хотя и принимает бесчисленные формы".

В 1904 году, после окончания университета, П. А. Флоренский поступает в

Московскую духовную академию, желая, как он писал в одном из писем, "произвести

синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с Церковью, но без

каких-нибудь компромиссов, честно воспринимать все положительное учение Церкви и

научно-философское мировоззрение вместе с

искусством..."

Главным устремлением тех лет было познание духовности не отвлеченно-философски,

а жизненно. Неудивительно, что кандидатское сочинение Флоренского "О религиозной

истине" (1908), которое стало ядром его магистерской диссертации и книги "Столп

и утверждение Истины" (1914), было посвящено путям вхождения в Православную

Церковь. "Живой религиозный опыт, как единственный законный способ познания

догматов", - так сам П.А. Флоренский выразил главную мысль книги. "Церковность -

вот имя тому пристанищу, где умиряется тревога сердца, где усмиряются притязания

рассудка, где великий покой нисходит в разум".

После окончания академии в 1908 году Флоренский был оставлен преподавателем на

кафедре истории философии. За годы преподавания в МДА (1908-1919) он создает ряд

оригинальных курсов по истории античной философии, кантовской проблематике,

философии культа и культуры А Ф. Лосев отмечал, что Флоренский "дал концепцию

платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все что я читал о Платоне" "В

отце Павле, - писал С.Н. Булгаков, -встретились культурность и церковность,

Афины и Иерусалим, и это органическое соединение само по себе есть факт

церковно-исторического значения" Вокруг Флоренского, который в 1912-1917 годах

еще и возглавлял журнал "Богословский вестник", сложился круг друзей и знакомых,

которые во многом определяли атмосферу русской культуры начала XX века

Революция не явилась неожиданностью для Флоренского Более того, он много писал о

глубоком кризисе буржуазной цивилизации, часто говорил о надвигающемся крушении

привычных устоев жизни Но "в то время, когда вся страна бредила революцией, а

также и в церковных кругах возникали одна

за другою, хотя и эфемерные, церковно-политические организации, отец Павел

оставался им чужд, - по равнодушию ли своему вообще к земному устроению, или же

(С Н Булгаков)

Флоренский не собирался уезжать из России, хотя на Западе его ждала блестящая

научная карьера и, вероятно, мировая слава Он был одним из первых среди лиц

духовного звания, кто, служа Церкви, стал работать в советских учреждениях

Никогда при этом Флоренский не изменял ни своим убеждениям, ни священному сану,

записав себе в назидание в 1920 году "Из убеждений своих ничем никогда не

поступаться Помни, уступка ведет за собою новую уступку, и так - до

бесконечности" До тех пор, пока это было возможно, то есть до 1929 года,

Флоренский во всех советских учреждениях работал, не снимая подрясника, тем

самым открыто свидетельствуя, что он священник

Флоренский ощущал нравственный долг и призвание в том, чтобы сохранить основы

по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры В результате

деятельности комиссии было описано огромное историко-художественное богатство

Лавры и спасено национальное достояние Комиссия подготовила условия для

осуществления декрета "Об обращении в музей историко-художественных ценностей

Совнаркома В И Лениным

В 1921 году Флоренский был избран профессором Высших художественно-технических

мастерских В период зарождения и расцвета различных новых течений (футуризма,

конструктивизма, абсгракционизма) он отстаивал духовную ценность и значимость

общечеловеческих форм культуры Он был убежден, что деятель культуры призван

раскрыть существующую духовную реальность "Другой взгляд, согласно которому

художник и вообще деятель культуры сам организует что хочет и как хочет,

субъективный и иллюзионис тический взгляд на искусство и на культуру", в

конечном итоге ведет к обессмысливанию и обесцениванию культуры, то есть к

разрушению культуры и человека Этим вопросам посвящены работы Флоренского

"Анализ пространственное(tm) и времени в художественно-изобразительных

произведениях", "Обратная перспектива", "Иконостас", "У водоразделов мысли"

Как и в юные годы, он убежден в существовании двух миров - видимого и незримого,

сверхчувственного, лишь дающего о себе знать с помощью "особенного" Таким

особенным являются, в частности, сновидения, которые соединяют мир человеческого

бытия с миром запредельным Свою концепцию сновидений Флоренский излагает в

начале трактата "Иконостас" Это весьма важная для Флоренского идея обратного

течения времени "В сновидении время бежит, и ускоренно бежит навстречу

настоящему, против движения времени бодрственного сознания Оно вывернуто через

себя, и, значит, вместе с ним вывернуты и все его конкретные образы А это

значит, что мы перешли в область мнимого пространства"

Еще в 1919 году он публикует статью "Троице-Сергиева Лавра и Россия" - своего

рода философию русской культуры Именно в Лавре Россия ощущается как целое, здесь

наглядное воплощение русской идеи, предстающей как наследие Византии, а через

нее - Древней Эллады

История русской культуры распадается на два периода - Киевский и Московский

Первый состоит в принятии эллинства "За формированием извне женственной

восприимчивости русского народа приходит пора мужественного самосознания и

духовного самоопределения, создание государственности, устойчивого быта,

проявление всего своего активного творчества в искусстве и науке и развитие

хозяйства и быта" Первый период связан с именем равноапостольного Кирилла,

второй - преподобного Сергия Женская восприимчивость воплощена в символе Софии-

Премудрости, мужественное оформление жизни Московской Руси - в символе Троицы

Троица - символ единения русских земель Именно так трактует Флоренский и Троицу

Рублева, воплотившего в красках идеи Сергия Радонежского

Флоренский - теоретик древнерусской живописи Именно он обосновал правомерность

"обратной перспективы", на которой построена иконопись Не беспомощность, не

отсутствие мастерства заставляли древнего художника увеличивать предметы на

заднем плане, но законы, присущие нашему зрению "Русская иконопись XIV-XV веков

есть достигнутое совершенство изобразительности, равного которому или даже

подобного не знает история всемирного искусства и с которым в известном смысле

можно сопоставлять только греческую скульптуру - тоже воплощение духовных

образов и тоже, после светлого подъема, разложенную рационализмом и

чувственностью"

Одновременно с работой по сохранению культурного наследия П А Флоренский был

вовлечен в научно-техническую деятельность Он избрал прикладную физику отчасти

потому, что это диктовалось практическими нуждами государства и в связи с планом

ГОЭЛРО, отчасти потому, что довольно скоро стало ясно заниматься теоретической

физикой, как он ее понимает, ему не дадут В 1920 году Флоренский начинает

работать на московском заводе "Карболит", в следующем году переходит на

исследовательскую работу в Главэлектро ВСНХ РСФСР, участвует в VIII

электротехническом съезде, на котором обсуждался план ГОЭЛРО В 1924 году

избирается членом Центрального электротехнического совета Главэлектро и начинает

работать в Москов ском объединенном комитете электротехнических норм и правил

Тогда же создает в Государственном экспериментальном электротехническом

институте первую в СССР лабораторию испытания материалов, впоследствии отдел

материаловедения, в котором изучались диэлектрики Флоренский издает книгу

"Диэлектрики и их техническое применение" (1924), систематизирующие новейшие

теории и взгляды, касающиеся изоляционных материалов Одним из первых он начал

пропагандировать синтетические пластмассы

С 1927 года Флоренский - соредактор "Технической энциклопедии", для которой

написал 127 статей, а в 1931 году он избран в президиум бюро по

электроизолирующим материалам Всесоюзного энергетического комитета, в 1932 году

включен в комиссию по стандартизации научно-технических обозначений терминов и

символов при Совете Труда и Обороны СССР

В книге "Мнимости и геометрии" (1922) Флоренский из общей теории относительности

выводит возможность конечной Вселенной, когда Земля и человек становятся

средоточием творения Здесь Флоренский возвращается к миропониманию Аристотеля,

Птолемея и Данте Для него, в отличие от мно-

гих математиков и физиков, конечность Вселенной является реальным фактом, не

столько опирающимся на математические выкладки, сколько вытекающим из

общечеловеческого мировоззрения. "Принцип относительности, - писал Флоренский в

1924 году, - был принят мною вовсе не по долгому обсуждению и даже без изучения,

а просто потому, что был слабою попыткою облечь в понятие иное понимание мира.

Общий принцип относительности есть, в некоторой степени, огрубленная и

упрощенная моя сказка о мире". Флоренский полагал, что физика будущего, уйдя от

отвлеченности, должна создавать конкретные образы, следуя Гете-Фарадеевскому

миропониманию.

В 1929 году в письме к В.И. Вернадскому, развивая его учение о биосфере, Павел

Александрович пришел к мысли "о существовании в биосфере того, что можно было бы

назвать пневматосферой, то есть о существовании особой части вещества,

вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа". Он указал "на

особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например,

предметов искусства", что придает культуроохрани-тельной деятельности

планетарный смысл.

Летом 1928 года Флоренский был сослан в Нижний Новгород. Хотя через три месяца

он был возвращен и восстановлен в должности по ходатайству Е.П. Пешковой,

обстановка в Москве к тому времени была такой, что Флоренский говорил: "Был в

тем подготовить общественное мнение к осознанию неизбежности и необходимости

репрессий. Особенно жестокой травле подвергся Флоренский за истолкование им

теории относительности в книге "Мнимости в геометрии" и за статью "Физика на

службе математики" ("Социалистическая реконструкция и наука", 1932).

определили работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа.

станцию. Здесь Флоренский проводил исследования, которые впоследствии легли в

основу книги его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптере-ва "Вечная мерзлота и

строительство на ней" (1940).

В конце июля и начале августа 1934 года к Павлу Александровичу смогли приехать

жена A.M. Флоренская с младшими детьми Ольгой, Михаилом и Марией (в это время

старшие сыновья Василий и Кирилл были в геологических экспедициях). Это

последнее свидание Флоренского с семьей состоялось благодаря помощи Е.П.

йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из

морских водорослей и сделал более десяти запатентованных научных открытий

те времена это означало смертную казнь. Официальная дата кончи-

вымышленной. Трагическое окончание жизни осознавалось П.А. Флоренским как

проявление всеобщего духовного закона: "Ясно, что свет устроен так, что давать

миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями" (из

Флоренский был посмертно реабилитирован, а полвека спустя после его убийства

семье из архивов госбезопасности передали рукопись, написанную в тюрьме:

"Предполагаемое государственное устройство в будущем" - политическое завещание

великого мыслителя. Будущую Россию (Союз) Флоренский видит единым

централизованным государством во главе с человеком пророческого склада,

обладающим высокой интуицией культуры. Флоренскому очевидны изъяны демократии,

которая служит лишь ширмой для политических авантюристов; политика -

специальность, требующая знаний и зрелости, недоступная всем, как и любая другая

специальная область. Предрекал Флоренский возрождение веры: "Это будет уже не

старая и безжизненная религия, а вопль изголодавшихся духом".

Рассматривал мир как единое целое, как единую картину и реальность, но в каждый

момент или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определенным углом зрения.

Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению,

в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном

этапе меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла

другой, а лишь обогащала. Отсюда - непрестанная диалектичность мышления (смена

плоскостей рассмотрения), при постоянстве установки на мир, как целое".

Павел Александрович Флоренский был профессором Московской Духовной академии, автором многих книг, статей, монографий, поэтом, астрономом, защищавшим геоцентрическую концепцию мира, математиком, физиком, искусствоведом, инженером, изобретателем, автором ряда патентов, профессором перспективной живописи, музыкантом, знатоком музыки, полиглотом, владевшим латинским и древнегреческим, современными европейскими языками, а также языками Кавказа, Ирана и Индии, фольклористом, основателем новым наук, философом-космистом и ученым новой науки, т.е. ученым-космистом. Н.О.Лосский назвал его «новый Леонардо да Винчи», а Александр Мень говорил, что «…подобно Соловьеву, Флоренский предстал как человек, стоявший на вершине культуры, а не пришедший в нее откуда-то со стороны и пользующийся ее плодами только для своих нужд, <…> он сам был культурой. И Флоренский, и Соловьев — это сама культура олицетворенная» .

П.А.Флоренский родился 21 января 1882 г. в местечке Евлах, Елизаветпольской губернии, Российской империи, погиб 8 декабря 1937 г.. Отец, Александр Иванович Флоренский, инженер, происходил из рода священнослужителей Флоренских, а мать, — Ольга Павловна Сапарова из древнего армянского рода Сапаровых (Сапарьян).

С детства Павел Александрович обращал внимание на те моменты жизни, «где спокойный ход жизни нарушен, где разрывается ткань обычной причинности, там виделись … залоги духовности бытия», где возникала «граница общего и частного, отвлеченного и конкретного». Увлекаясь физикой и наблюдениями природой во время обучения в тифлисской гимназии, он приходит к выводу, что «все научное мировоззрение – труха и условность, не имеющая никакого отношения к истине». Он ищет то внутреннее ощущение истины мироздания, которое складывается самим человеком во всей совокупности его состояний, тел, образов, знаний. Всем своим последующим творчеством П.А.Флоренский, впитав основы мировой культуры, утверждает мыслетворчество человека, представляющего единство микро и макрокосмоса. Он пишет: «Истина всегда дана была людям, и Она не есть плод научения какой-нибудь книги, не рациональное, а нечто гораздо более глубокое построение, внутри нас живущее, то, чем мы живем, дышим, питаемся».

П.А.Флоренский – поэт. Он печатался в журналах поэтов-символистов «Новый путь» и «Весы» ,его последняя поэма «Оро», написанная в заключении, является своеобразным итогом его жизни. В настоящее время издаются сборники его неизвестных ранее стихотворных произведений и исследуется его поэтическое творчество.

Флоренский придавал большое значение роду и семье. В 1904 г. он поехал на «родину своих предков по отцовской линии», где занимался сбором и изучением фольклора: частушек, духовных стихов, баллад и изучал этнический состав и культуру Костромской губернии. П.А.Флоренский предстает перед нами как этнолингвист, фольклорист и исследователь народной культуры.

По окончании гимназии он поступает на математическое отделение Московского университета, где также посещает лекции на историко-филологическом факультете и самостоятельно изучает историю искусства.Увлекался статьями Л.Н.Толстого, учением Владимира Сергеевича Соловьева. Принимал участие в деятельности «Христианского братства борьбы» в 1904-5 годах, осудил вынесение смертного приговора лейтенанту П.П.Шмидту и развязывание взаимного кровопролития, за что ненадолго арестован. Пишет кандидатское сочинение: «Об особенностях плоских кривых как местах нарушений прерывности», проводя мысль об импульсивном воздействии на эволюционное развитие мира в противовес господствовавшей теории о последовательном развитии. В 1904 г. оканчивает университет, отказывается от предложенной должности преподавателя и поступает в Московскую духовную академию. Павел Александрович, по его словам, желал «произвести синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с Церковью, но без каких-нибудь компромиссов, честно, воспринять все положительное учение Церкви и научно-философское мировоззрение вместе с искусством». В 1908 г. пишет кандидатское сочинение «О религиозной Истине», которое становится основой книги и диссертации на степень магистра «Столп и утверждение истины».

В 1911 году принимает священство, с этого момента вся его жизнь связана с Троице-Сергиевой Лаврой. В 1912 году был редактором академического журнала «Богословский вестник». Во время первой мировой войны, в 1915 году, отец Павел – полковой священник военного санитарного поезда, уезжает на фронт.

После революции 1917 года отец Павел, по словам Александра Меня, не эмигрировал: «Он работал. Он осознал себя ученым, который будет трудиться для своего отечества». Он был уверен, что кризис 1917 года вызовет в будущем духовный поиск народа. В одном из писем этого периода отец Павел писал: «… после краха всей этой мерзости, сердца и умы уже не по-прежнему, вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к Святой Руси <…> я уверен, что худшее еще ВПЕРЕДИ». Сохранить основы духовной культуры, сохранить музеи, материальные образы культуры – цель действий отца Павла в этот период. В 1920 г. П.А.Флоренский написал, и он имел право так сказать: «Из убеждений своих ничем никогда не поступаться. Помни, уступка ведет за собою новую уступку, и так – до бесконечности». П.А.Флоренский работает во многих советских учреждениях, не снимая подрясника, открыто свидетельствуя, что он священник. Сергей Николаевич Булгаков напишет в эмиграции: «жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал … Родину, хотя то были и Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России, хотя вместе с тем и величайшее её преступление».

Павел Александрович – ученый, инженер, изобретатель. Его интересуют проблемы той грани наук с инобытием, то иномирие, из которого рождается синтез науки будущего. В 1929, в письме к В.И.Вернадскому он предполагает наличие в биосфере пневматосферы, «особого вещества, которое вовлечено в круговорот культуры или круговорот духа», отмечая, что пневматосфере присуща «особая стойкость вещественных образований», что, по мнению одного из современных исследователей его творчества, Елены Малер, «придает культуроохранительной деятельности планетарный смысл». П.А.Флоренский дерзок и гениален в своих мыслях и открытиях. Он необычайно талантлив во многих областях. В науке, как и во всем творчестве, ему присуще огромное трудолюбие и любознательность. Для него наука – это радость, это крылья, это – весело. Для него древняя наука священна и таинственная, новая – строга, зато наука будущего – радостна, ей присуща «легкая окрыленность грядущей, «веселой науки».

Павел Александрович – искусствовед и новатор музейного дела. В 1921 году он – профессор Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), где с 1921 по 1927 год читает лекции по теории перспективы. В это же время пишет ряд статей по древнерусскому, средневековому искусству, иконописи. 22 октября 1918 г. П.А.Флоренский вошел в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, стал её учёным секретарём. В статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия» отмечая, что «Лавра есть художественный портрет России в ее целом», он выдвинет идею живого музея, настаивая на сохранении Троице-Сергиевой Лавры как «живого музея русской культуры вообще и русского искусства в особенности». Комиссия описала богатство Лавры и подготовила условия для декрета «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры», подписанного В.И.Лениным в 1920 г..

В работе «Храмовое действо как синтез искусства» П.А.Флоренский предложил «создать систему целого ряда научных и учебных учреждений с целью «осуществить верховный синтез искусств, о котором столько мечтает новейшая эстетика». Идея живого музея предусматривает, по его мнению, сохранение каждого предмета в связи с обстановкой и соответствующими обстоятельствами жизни, присущими этому предмету. Он настаивал на том, что «художественное произведение есть совокупность целого, «пучка условий», вне которых оно просто не существует как художественное». В круг «храмового искусства» – термин П.А.Флоренского — включается и вокальное искусство и поэзия. Идея живого музея перекликается с идеями Н.К.Рериха о синтезе искусств.

П.А.Флоренский также выступает в защиту Оптиной Пустыни, называя эту Обитель «могучим коллективным возбудителем духовного опыта». Он обращается к советской администрации с письмом о необходимости «сохранения Оптиной Пустыни (монастыря, существовавшего с 1821 г., который в свое время посещали Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)». В этом же письме Павел Александрович напишет, что «Оптина есть именно завязь новой культуры», причем культуры духовной, от соприкосновения с которой «возжигается дух». Он предупреждает, что уничтожение «Оптиной пустыни» «грозит ничем не вознаградимой потерею нам всем и всей культуре будущего». Исследователь творчества П.А.Флоренского И.Л.Галинская сообщает, что «в результате действий О.Павла и поездки Н.П.Киселева (командированного Наркомпросом) в Оптину Пустынь действительно был организован «живой музей», который просуществовал до 1928 г.».

С 1928 года начинается преследование П.А.Флоренского, ссылка и последующее осуждение на десять лет заключения. В ссылке и заключении ему удаётся работать. В заключении он напишет книгу «Вечная мерзлота и строительство на ней», которую в 1940 г. издали его сотрудники, идеи которой впоследствии применялись при строительстве городов на вечной мерзлоте. Он изучает проблему добычи йода из водорослей и обнаруживает необыкновенные лечебные свойства йода.

25 ноября 1937 г. особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря 1937 г.. Впоследствии полностью реабилитирован. ОГПУ уничтожена уникальная библиотека Павла Александровича, в которой «в виде книжных сводок, ключ к которым известен мне одному», хранились его будущие готовые работы, его сочинения, которые «были уже наполовину готовы». «Уничтожение результатов работы моей жизни для меня гораздо хуже физической смерти», писал Павел Александрович Флоренский.

Когда Павлу Александровичу было еще двадцать лет, до ссылки и заключения, в книге «Столп и утверждение истины» он напишет:
«И с гневом топнул я ногою:
«Неужели же тебе не стыдно, несчастное животное, ныть о своей судьбе?
Неужели ты не можешь отрешиться от субъективности?
Неужели ты не можешь забыть о себе? Неужели, - о, позор!, - неужели не поймешь, что надо же отдаться объективному?
Объективное, вне тебя стоящее, выше тебя стоящее - неужели же оно не увлечет тебя?
Несчастный, жалкий, глупый! Ты хнычешь и жалуешься, словно кто-то обязан удовлетворять твоим потребностям. Да? Ты не можешь жить без того и без сего? Ну, и что ж?
Не можешь жить, - умирай, истеки кровью, а все же живи объективным, не сходи на презренную субъективность, не ищи себе условий жизни.
Для Бога живи, а не для себя.
Тверд будь, закален будь, объективным живи, в чистом горном воздухе, в прозрачности вершин, а не в духоте преющих долин, где в пыли роются куры и в грязи валяются свиньи. Стыдно!»
Павел Александрович в жизни, «руками и ногами человеческими» совершал свой духовный подвиг. Только в труде совершенствования окружающего пространства, привнесения блага в жизнь земная личность приближается к своему высшему идеалу. По словам П.А.Флоренского, личность должна «чрез опыт, чрез личное общение, чрез непрестанное вглядывание в Лик Христов, чрез отыскивание в Сыне Человеческом подлинного себя, подлинной своей человечности» найти пример для себя, для того, чтобы стать святой, такой, какой она представляется в своем идеальном образе. «Личность может и должна исправлять себя, но не по внешней для нее, хотя бы и наисовершеннейшей норме, а только по самой себе, но в своем идеальном виде». Флоренский утверждает, что без творчества самость человека, или его земная плотская личность, погубит его. Творческий труд, связанный с Высшим, преображает самость – так говорит Учение Живой Этики.

В основном труде его жизни, в книге «Столп и утверждение истины» П.А.Флоренский творчески переосмысливает наследие мировой культуры. Книга написана в форме писем к другу, Сергею Семёновичу Троицкому: «Потому-то я и пишу тебе «письма» вместо того, чтобы составить «статью», что я боюсь утверждать, а предпочитаю спрашивать». Собеседование, беседа с читателем – принцип книги и принцип исследования мира для П.А.Флоренского, который, беседуя с окружающим миром и читателями, познаёт внутренние взаимосвязи человека и мироздания.

В книге «Столп и утверждение истины» Павел Александрович Флоренский изучает историю христианства. Он узнаёт истину во многих обличиях. Описывая истоки будущего в прошлых достижениях человечества, П.А.Флоренский признает достижения многих пророков, которые были до Христа: «Как до Христа существовали христоносцы, так и до полного сошествия Духа существуют духоносцы». Синтезируя мировое культурное наследие в области философии, религии, науки, он выделяет главные направления развития христианской мысли и мировой культуры, и формулирует главную проблему наступающего кризиса: отход от одухотворения жизни и деятельности человека. Разбирая проблему «нового сознания» — к его представителям он относит таких своих современников, как Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Н.А.Бердяев — он подчеркивает, что «новое сознание» перестанет быть «новым» и неизбежно приведёт его носителей в тупик, если не произойдёт синтеза знаний с одухотворением жизни и деятельности самого человека – выразителя этого «нового сознания». По словам Д.С.Лихачева, П.А.Флоренский одним из первых напомнил русской интеллигенции о необходимости одухотворенной жизни.

Изучая эту трагедию современности, Флоренский ищет её истоки, ту точку, от которой развитие человеческой мысли пошло по ложному направлению. По его мнению, именно эпоха средневековья стала переломной для человечества. В таких работах, как «Мнимости в геометрии», «Иконостас», «Имена», в книге «Столп и утверждение истины» он пишет о том, что духовное восприятие мира, которое было присуще средневековью, впоследствии теряется людьми, а светская наука теряет взаимосвязь с духовным вИдением, погружаясь в материализм, ставя на первое место человека земного, отрицая его связь с божественным, с космосом. Эпоха Просвещения, по мнению Флоренского, не прогресс, а регресс человечества, отход его от духовного мироощущения. Многие исследователи считают этот момент заблуждением отца Павла, идеализирующего, по их мнению, эпоху средневековья.

П.А.Флоренский всегда оставался среди тех ученых и исследователей философии религии, которые в разные времена в разных обличиях сохраняли внутреннюю сокровенную жизнь Церкви – ее духовную часть, реализуемую в жизни. Флоренский, с этой точки зрения, выразитель лучших духовных исканий русского священничества, проявившихся в таких движениях, как исихазм, имяславие, и многих других течениях внутренней жизни Церкви, которые нам могут быть неизвестны. Александр Мень вспоминал: «Флоренский предстал как человек, стоявший на вершине культуры, а не пришедший в нее откуда-то со стороны и пользующийся ее плодами только для своих нужд … он сам был культурой. И Флоренский, и Соловьев — это сама культура олицетворенная».

Подход к его творчеству с позиций только религии приводит к непониманию его идей. Как справедливо утверждает Людмила Васильевна Шапошникова, его нельзя называть «религиозным философом». Он именно тот, кого сейчас мы справедливо можем причислить к философам-космистам. Философия П.А.Флоренского в своей основе перекликается с идеей Соловьева о всеединстве: «Все взаимосвязано. Весь мир пронизан едиными силами. И божественная сила входит в мироздание, нет ничего отделенного, а все переплетено, в одном месте болит — в другом чувствуется».
«…Если Истина есть,
то она – реальная разумность
и разумная реальность;
она есть конечная бесконечность
и бесконечная конечность,
или, выражусь математически,
актуальная бесконечность,
бесконечное, мыслимое
как цельнокупное
Единство…»

В 1923 г. в то время, когда в стране наступает время уничтожения церквей и храмов, П.А.Флоренский пишет статью «Христианство и культура», в которой исследует истоки разочарования в христианской вере, истоки расхождений между различными ветвями христианства, ставшие ранее причинами религиозных войн. По его мнению, суть этой проблемы — не в различиях в обрядах, и даже догматах тех или иных ветвей христианства: «Христианский мир полон взаимной подозрительности, недоброжелательных чувств и вражды. Он гнил в самой основе своей, не имеет активности Христа, не имеет мужества и чистосердечия признать гнилость своей веры. Никакая церковная канцелярия, никакая бюрократия, никакая дипломатия не вдохнет единства веры и любви там, где нет его. Все внешние склейки не только не объединят христианского мира, но, напротив, могут оказаться лишь изоляцией между исповеданиями. Мы должны сознаться, что не те или другие различия учения, обряда и церковного устройства служат истинной причиной раздробления христианского мира, а глубокое взаимное недоверие, в основном, вере во Христа, Сына Божия, в плоти пришедшего». Павел Александрович не «помещается» в рамки общепринятой схемы: он не обычный священник и не обычный философ, он — мыслитель нового времени, мыслитель-космист. Из изучения философии, основ религии, математики, физики, многих естественных наук и одновременного духовного постижения основ мироздания и взаимосвязей бытия родился синтез научных знаний, философских понятий с духовным опытом. Этот синтез, выражение которого мы видим в творчестве П.А.Флоренского, рождался на той грани частного и общего, внутреннего и отвлечённого, о которой ему говорил еще отец. Л.В.Шапошникова назвала это состояние «двоемирием». П.А.Флоренский замечал, что современная наука еще не занялась изучением духовного опыта, и что отрицание наукой достижений в области знаний, которые получаются в ходе духовного опыта истинными последователями Учения Христа, отрицает и самую науку как таковую.

Наиболее полно передать состояние «двоемирия» и сделать результаты этого состояния достижением человека может искусство. В книге «Тернистый путь Красоты» Л.В.Шапошникова отмечает, что с 1910 года начался период, «когда творческие личности, и прежде всего художники, обратили внимание на сокровище русской культуры – православные иконы». Именно в иконах и отец Павел увидел (и раскрыл в своих работах «Иконостас» и другие) роль искусства как метода в постижении бытия и инобытия, как метода передачи «двоемирия».

Икона, именно русская икона – отражение акта творчества художников-иконописцев, привнесение ими духовного опыта в жизнь. Икона – грань между мирами. Но она становится таковой только при духовном творчестве самого человека. П.А.Флоренский утверждает, что метод обратной перспективы, которым пользовались русские иконописцы, является не ошибкой или неумением изображать мир, а именно мастерством в изображении иного пространства, иных планов бытия. Сила и гений истинного художника не в натурализме, который «не отражает многомирия пространства», а подражает внешней правдивости и создает «двойники вещей»; гений художника в передаче особого взгляда на пространство и мир, в передаче вИдения им инобытия. П.А. Флоренский считает, что рисунки детей часто отражают именно явление обратной перспективы и «только с утерею непосредственного отношения к миру дети утрачивают обратную перспективу <…> так как детское мышление - это не слабое мышление, а особый тип мышления», передающий синтетическое восприятие мира. Человек видит не просто зрением, глазами, человек при процессе вИдения воспринимает образ вещи, явления, который складывается из его психических восприятий. Именно поэтому «художник же должен и может изобразить свое представление дома, а вовсе не самый дом перенести на полотно».

В статье «Органопроекция» П.А.Флоренский рассматривает вопросы взаимосвязи механизмов и человека, техники и культуры. Он предлагает рассматривать человека во всей его совокупности, как микрокосм, как основу для проецирования возможных механизмов, подчеркивая, что только в этом случае технику можно рассматривать как часть культуры. П.А.Флоренский указывает на многие, еще не изученные, скрытые возможности человека. Человек – вселенная, микрокосм, таит в себе многие тайны, еще не познанные самим человеком. Необходимо изучение взаимосвязи микро и макрокосма, человека и природы, их тончайших взаимодействий. Отрицание этих взаимосвязей приводит к отрицанию самого человека, предупреждает Флоренский. П.А.Флоренский пророчески увидел, что идея «покорить природу», утвердившаяся в материализме ХХ века, приведёт к главенству бездуховной, механистической цивилизации, процесс, приводящий в настоящее время к краху саму механистическую цивилизацию.

П.А.Флоренский указывает на особые взаимосвязи и взаимодействие звука и слова, изучая эти вопросы на примере взаимосвязей человека и его имени. Когда советская власть утверждала себя, проводя переименование улиц, городов, людей, П.А.Флоренский пишет статью «Имена», в которой показывает, как взаимодействие образа вещи, явления оформляется в представлении человека через звук в слово: «…Имя воплощено в звуке, то и духовная сущность его постигается преимущественно вчувствованием в звуковую его плоть». В переименовании улиц, людей, городов Флоренский видит действие с четко выраженной целью – уничтожение основ культуры. «Имена ведут себя в жизни общества как некие фокусы социальной энергии; пусть эти фокусы мнимы, но для глаза, видящего их, и мнимые, они вполне равносильны фокусам действительным». Имя – факт культуры, не понимать смысла и значения роли имени – значит, не понимать смысла культуры. Человечество не может «без самоуничтожения <…> отрицать действительность культуры, связующей человеческий род». П.А.Флоренский подчеркивает: «имя есть слово, даже сгущенное слово; и потому, как всякое слово, но в большей степени, оно есть неустанная играющая энергия духа». П.А.Флоренский был близок имяславию, он изучал энергетические взаимосвязи числа и буквы со звуком.

Конечность физического мира и бесконечность иного бытия, виды пространств, сфер бытия рассматриваются П.А.Флоренским в статье «Мнимости в геометрии». Пространство у Флоренского многопланово, многомирно. Он различает несколько видов и подвидов пространства, говоря, что «по каждому из намеченных делений пространства, крупных и дробных, можно, отвлеченно говоря, мыслить весьма различно». П.А. Флоренский критикует основы эвклидовой геометрии, опираясь на метафизическое восприятие мира автором «Божественной Комедии», признаёт провидение Данте как научный факт и на этом факте строит математическую теорию. Для него поэтическая действительность – это действительность «представимая и мыслимая, — значит, содержащая в себе данные для уяснения …геометрических предпосылок». Объясняя смысл своей статьи «Мнимости в геометрии» в письме в политотдел, П.А.Флоренский писал: «Моя мысль – взяв подлинные слова Данте, показать, что символическим образом он выразил чрезвычайно важную геометрическую мысль о природе и пространстве». П.А.Флоренский «был и есмь принципиально враждебен спиритуализму, отвлеченному идеализму и таковой же метафизике». Он считает, что «мировоззрение должно иметь прочные конкретно-жизненные корни и завершаться жизненным же воплощением в технике, искусстве и проч.». Математический анализ и поэтический образ как «выражение некоего психологического фактора», монизм мироустройства, «не-эвклидова геометрия во имя технических применений в электротехнике» — на грани этих сочетаний наук, на стыках науки и поэзии П.А.Флоренский открывает новые возможности для исследования и применения результатов этого исследования в жизни. П.А.Флоренский – ученый-космист, для которого мышление человека не ограничивается узкими рамками плотного мира, а расширяется до бесконечных размеров космоса, вмещая мироздание и преобразуя получаемые знания для совершенствования жизни на земле.

Мысль, по П.А. Флоренскому – самостоятельная сущность: «Мысль зачата и воплотилась, родилась и выросла; ничто уж не вернет ее в утробу матери: мысль - самостоятельный центр действий». В книге «У водоразделов мысли» он изучает ритмику мысли, процессы её зарождения и развития. Ритмика мысли напоминает ему русскую народную песню, где «единство достигается внутренним взаимопониманием исполнителей, а не внешними рамками». П.А. Флоренский профессионально знал музыку. Тонкие состояния души, наблюдающей рождение мысли, идеи, те грани, которые так неопределимы в плотной земной материи, способна передать музыка и искусство. Водоразделы мысли на грани бытия и инобытия, на грани Времени, там, где встречаются тайны Вечера и Утра – «эти две тайны, два света - рубежи жизни» — эти состояния «двоемирия» присущи П.А.Флоренскому, мыслителю и ученому новой, одухотворенной науки. Людмила Васильевна Шапошникова в книге «Вестники космической эволюции» замечает, что 2000 лет назад Апостол Павел был казнен за утверждение необходимости постоянного памятования о мирах иных измерений, а отец Павел Флоренский казнен в ХХ веке за те же идеи.

Имя П.А.Флоренского долгое время было запрещено упоминать. Но мысли и идеи П.А.Флоренского использовались в практике и технике жизни ХХ века и способствовали преобразованию сознания людей и их жизни. Мыслитель-космист П.А. Флоренский своим творчеством, трудами и мыслями дал импульс к эволюционному преображению сложного жизненного пространства ХХ века.

Знаменитые мудрецы Пернатьев Юрий Сергеевич

Павел Александрович Флоренский (1882 г. – 1937 г.)

Павел Александрович Флоренский

(1882 г. – 1937 г.)

Русский религиозный мыслитель, ученый. Основные философские сочинения: «Столп и утверждение Истины. Опыт православной Теодицеи»; «Смысл идеализма»; «Первые шаги в философии»; «Иконостас»; «Мнимости и геометрии».

Павел Флоренский – священник, православный богослов, философ, математик и физик – всю свою жизнь посвятил поискам вечных истин, одна из которых утверждала: будущее мира в чистоте духа и бытия, в единстве природы и человека. Уже в двадцатые годы священник Флоренский видел причину краха цивилизации в ее бездуховности. И то, что философы в поисках вечных истин сегодня обращаются к истокам русской культуры и духовности, еще раз подтверждает правоту Флоренского, видевшего намного дальше и глубже своих современников.

Павел Александрович Флоренский родился 9 января 1882 г. близ местечка Евлах Елисафетпольской губернии (ныне Азербайджан), где его отец, Александр Иванович Флоренский, в то время инженер путей сообщения, руководил строительством участка Закавказской железной дороги. Он дослужился до помощника начальника Кавказского округа путей сообщения, получив чин действительного статского советника, дающий право на потомственное дворянство. Мать – Ольга Павловна, урожденная Сапарова, – армянка, происходила из древнего и культурного рода карабахских беков, поселившихся в Грузии.

Детство Павел провел в Тифлисе и Батуми, где отец строил военную Батумо-Ахалцихскую дорогу. Как он писал позже в своей «Автобиографии»: «Отчасти по недостаточной обеспеченности, отчасти по убеждению родителей, семья жила очень замкнуто и серьезно, развлечения и гости были редким исключением, но зато в доме было много журналов и книг. Уровень семьи был повышенно культурный с разносторонними интересами».

Учился Флоренский во 2-й Тифлисской классической гимназии вместе с будущим поэтом-футуристом Давидом Бурлюком. В это время он почти не интересовался религией, так как семья была сугубо атеистической и религиозное отношение к жизни не поощрялось. Но летом 1899 г., уже заканчивая гимназический курс, Павел пережил серьезный духовный кризис. Открывшаяся ему ограниченность и относительность физического знания впервые заставила задуматься об истине абсолютной и целостной. Результатом этих размышлений стал пробудившийся интерес к религии. В контексте этого интереса Флоренский воспринял и нравственное учение Л. Толстого.

Первым порывом после духовного переворота было решение юноши уйти в народ. Однако родители настояли на продолжении образования, и в 1900 г. Павел поступил на физико-математический факультет Московского университета. В годы учебы в университете оформился «математический идеализм» Флоренского. Как писал иеродиакон Андроник в статье «К 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского»: «В годы юности выросло и утвердилось коренное убеждение Флоренского, что все возможные закономерности бытия уже содержатся в чистой математике как первом конкретном, а потому доступном использованию, самообнаружении принципов мышления… В связи с этим убеждением явилась потребность построить себе философское миропонимание, опирающееся на углубленные основы математического познания».

Помимо основных занятий математикой, будущий философ и ученый посещал лекции на историко-филологическом факультете, самостоятельно изучал историю искусства, активно участвовал в Студенческом историко-философском обществе, созданном по инициативе князя С. Н. Трубецкого. Под его руководством Флоренский написал трактат «Идея Бога в платоновском государстве».

В марте 1904 г. Павел Александрович познакомился с епископом-старцем Антонием, жившим на покое в Донском монастыре и ставшим позже его духовным наставником. Епископ Антоний не согласился благословить Флоренского на принятие монашества, к которому тот стремился, но благословил его на учебу в Московской духовной академии. В годы второго студенчества, в 1904–1908 гг., Флоренский сблизился со старцем Гефсиманского скита иеромонахом Исидором. По окончании курса академии он представил сочинение «О религиозной истине», которое легло в основу его магистерской диссертации.

В сентябре 1908 г. после прочтения двух пробных лекций «Космологические антиномии Канта» и «Общечеловеческие корни идеализма» Флоренский был утвержден доцентом академии по кафедре истории и философии. За одиннадцать лет преподавательской деятельности Павел Александрович создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, философии культуры и культа, кантовской философии, некоторые разделы которых были опубликованы.

Оценивая вклад Флоренского в изучение платонизма, известный русский философ А. Лосев отмечал: «Он дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все, что я читал о Платоне… Новое, что вносит Флоренский в понимание платонизма, это – учение о лике и магическом имени».

В августе 1910 г. Флоренский вступил в брак с Анной Михайловной, урожденной Гиацинтовой, пережившей своего мужа почти на сорок лет.

В мае 1914 г. состоялась защита магистерской диссертации «О Духовной Истине. Опыт православной теодицеи», а в августе Флоренский был утвержден в ученой степени магистра богословия и в звании экстраординарного профессора Московской духовной академии по кафедре истории философии. В том же году вышел его самый известный труд «Столп и утверждение Истины. Опыт православной Теодицеи». Одной из основных характеристик бытия в его нынешнем состоянии Флоренский считал антиномичность. Мир надтреснут, и причина этого – грех и зло. Путь теодицеи, по Флоренскому, возможен не иначе как благодатной силой Божией, антиномичность преодолевается подвигом веры и любви. В живом церковном опыте человек разумом своим испытует Бога и находит, что Он – воистину Бог, Сущая Правда, Спаситель.

Антроподицея Флоренского была развита им в трудах «Философия культа» и «У водоразделов мысли», написанных в середине 20-х годов. Антроподицея (оправдание человека) решает вопрос, как согласовать веру в то, что человек создан по образу и подобию Божию, совершенным и разумным, с наличием в нем несовершенства и греховности. Флоренский считал, что путь антроподицеи возможен не иначе как Силой Божией и совершается, во-первых, в строении человека, когда он из грешного становится освященным, святым, и, во-вторых, в деятельности человека, когда религиозно-культовая деятельность становится первичной и освящает мировоззрение, хозяйство и творчество человека.

Преподавательскую деятельность Павел Александрович успешно совмещал со священническими обязанностями. В апреле 1911 г. он был рукоположен ректором МДА епископом Волоколамским Феодором в сан диакона, а на следующий день в сан священника Благовещенской церкви села Благовещения, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. С сентября 1912 по май 1917 г. о. Павел Флоренский служил в Сергиево-Посадской церкви убежища (приюта) сестер милосердия Красного Креста. Кроме того, более пяти лет он возглавлял журнал Московской духовной академии «Богословский Вестник», в котором при сохранении церковности и традиционной академичности публиковались многочисленные статьи философского, литературного и даже математического характера.

Революция не явилась неожиданностью для Флоренского. Он много писал о духовном кризисе цивилизации, предвидя крушение России из-за потери духовных и национальных устоев. Но в то время, когда вся страна бредила революцией, а в церковных кругах возникали одна за другой церковно-политические организации, о. Павлу были чужды все внешние влияния. Как он замечал в «Автобиографии»: «По складу моего характера, роду занятий и вынесенному из истории убеждению, что исторические события поворачиваются совсем не так, как их направляют участники… я всегда чуждался политики и считал, кроме того, вредным для организации общества, когда люди науки, призванные быть беспристрастными экспертами, вмешиваются в политическую борьбу».

Флоренский не был удивлен и тем изменением отношений между церковью и государством, которое наступило после революции. Он всегда оставался внутренне свободным от государства, от которого никогда ничего не ждал, одинаково равнодушный ко всякому почитанию и раболепству. Павел Александрович одним из первых среди лиц духовного звания стал работать в советских учреждениях, не изменив при этом ни своим убеждениям, ни священническому сану. Вплоть до 1929 г. Флоренский на службе всегда появлялся в подряснике, напоминая тем самым о своем сане священника. Госслужба о. Павла началась в октябре 1918 г., когда он был приглашен в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем он работал в Московском институте историко-художественных изысканий и музееведения, принимал участие в организации исторического музея, в 1921 г. был избран профессором Высших художественно-технических мастерских по кафедре «Анализа пространственности в художественных произведениях» на печатно-графическом факультете. И хотя это был период расцвета новых художественных течений, священник-ученый горячо отстаивал духовную ценность и значимость общечеловеческих форм искусства.

Наряду с деятельностью по сохранению культурного наследия Флоренский не менее активно участвовал и в научно-практической работе. Областью применения своих знаний он избрал прикладную физику. Отчасти потому, что это диктовалось нуждами государства, и в первую очередь разработкой плана ГОЭЛРО, отчасти и потому, что заниматься теоретической физикой, как он ее понимал, «ученому попу» не дадут. В 1925 г. Флоренский приступил к работе в Московском объединенном комитете электротехнических норм и правил. Тогда же Павел Александрович создал в Государственном экспериментальном электротехническом институте (ГЭЭИ) первую в СССР лабораторию по испытанию материалов, ставшую впоследствии отделом материаловедения по изучению диэлектриков. С 1927 г. П. А. Флоренский – соредактор «Технической энциклопедии», для которой написал 127 статей. Позже он избирается в президиум бюро по электроизолирующим материалам Всесоюзного энергетического комитета и включается в комиссию по стандартизации научно-технических обозначений терминов и символов при Совете Труда и Обороны СССР. Его книги «Диэлектрики и их техническое применение», «Карболит. Его производство и свойства», «Курс электротехнического материаловедения», написанные в те годы, стали весомым вкладом в науку.

Конечно, о. Павел Флоренский понимал, какие испытания ему и церкви предстоит претерпеть в условиях нового общественного порядка. Фигура известного священника, профессора Московской духовной академии и редактора крупнейшего в России богословского журнала не могла не вызвать самых различных, в том числе и злобных, оценок при социалистическом строе, который только формально провозгласил отделение церкви от государства. На деле же было начато одно из самых жестоких и планомерных гонений на верующих, вплоть до их физического уничтожения. В «Автобиографии» в 1927 г. накануне своей первой ссылки Флоренский писал: «Хотя в порядке личного сочувствия мне не может быть не жаль людей, попадающих в связи с вопросами религии в тяжелые условия, но в порядке историческом считаю, что для религии выгодным и даже необходимым пройти через трудную полосу истории, и не сомневаюсь, что эта полоса послужит религии к очищению и укреплению».

Проводившаяся в конце 20-х годов политика жестокого преследования верующих затронула и Павла Александровича. Летом 1928 г. ОГПУ взяло его под стражу. Флоренский был сослан в Нижний Новгород с запретом жить в больших городах и научных центрах. Примечательно, что при этом ему даже не было выдвинуто обвинения. В Нижнем Новгороде Флоренский год проработал в радиолаборатории и благодаря ходатайству видных государственных деятелей того времени, высоко ценивших его талант, вернулся в Москву, где продолжил работать в ГЭЭИ.

В феврале 1933 г. Флоренский был снова арестован и осужден по ложному обвинению за участие в контрреволюционной организации, состоявшей из монархиствующих и кадетских элементов, которые вроде бы пытались создать республиканское правительство, опирающееся на Православную церковь. Приговор суда – ссылка в Сибирь на 10 лет.

В восточно-сибирском лагере «Свободный» о. Павел работал в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа, затем его перевели в г. Сковородино на опытную мерзлотную станцию. В конце июня 1934 г. к Павлу Александровичу приезжала жена Анна Михайловна с младшими детьми – Ольгой, Михаилом и Марией (в это время старшие сыновья Василий и Кирилл были в геологических экспедициях). Это свидание с семьей стало для него последним. В сентябре того же года Флоренский был переведен в Соловецкий монастырь особого назначения, реорганизованный впоследствии в тюрьму. Здесь Павел Александрович работал на заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей. За этот период он сделал более десяти запатентованных научных открытий и изобретений.

25 ноября 1937 г. состоялось «заседание» тройки УНКВД, на котором Флоренский был приговорен к расстрелу. 12 декабря приговор был приведен в исполнение. Трагическое окончание жизни Павел Александрович сознавал как проявление всеобщего духовного закона. В письме от 13 февраля 1937 г., незадолго до своей гибели, он писал: «Ясно, что свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями».

П. А. Флоренский реабилитирован дважды – в 1958 и в 1959 г. – ввиду отсутствия доказательств виновности в антисоветской деятельности и за отсутствием состава преступления.

Как бы подводя итоги благородной и в то же время трагической жизни Павла Флоренского, другой религиозный философ С. Булгаков отмечал: «Не умею передать словами то чувство родины, России, великой и могучей в судьбах своих, при всех грехах и падениях и как испытания своей избранности, как оно жило в отце Павле. И, разумеется, это было не случайно, что он не выехал за границу, где могла, конечно, ожидать его блестящая научная будущность и, вероятно, мировая слава, которая для него и вообще, кажется, не существовала. Конечно, он знал, что может его ожидать, не мог не знать, слишком неумолимо говорили об этом судьбы родины, сверху донизу… Можно сказать, что жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал… родину, хотя то были и Соловки, он восхотел до конца разделить судьбу со своим народом. Отец Павел органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного или невольного отрыва от родины, и сам он и судьба его есть слава и величие России».

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги Во имя Рима. Люди, которые создали империю [= 15 великих полководцев Рима] автора Голдсуорти Адриан

Из книги Запретные страсти великих князей автора Пазин Михаил Сергеевич

Кот в сапогах Великий князь Павел Александрович Княгиня Мари фон Келлер вспоминала эпизод первой встречи с Павлом Александровичем в 1865 году: «После ужина привели маленького великого князя Павла. Он был так мил в русской рубашечке белого шелка и сапожках с красными

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги История русской философии автора Лосский Николай Онуфриевич

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник документов (Приложения) автора Борисов Алексей

П.15. Директива о единой подготовке вооруженных сил к войне на 1937/38 гг. от 24 июня 1937 г. [Документ С-175]Совершенно секретно, только для командования.Отдел обороны страны, I а.Имперский военный министри главнокомандующийвооруженными силами.№55/37.Берлин, 24 июня 1937 г.Содержание:

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Павел Александрович Строганов (1774 – 1817) Павел Александрович Строганов – русский государственный и военный деятель, друг детства Александра I. Родился в Париже в 1774 г. и до 7-летнего возраста жил во Франции, поэтому в детские годы плохо говорил на родном языке. Павел

Из книги Жизнь и деяния видных российских юристов. Взлеты и падения автора

Павел Александрович Александров (1866–1940) Мастер-криминалист и большевики-шпионыПавел Александрович Александров родился в 1866 году в Петербурге, в мещанской семье. В 1890 году способный юноша окончил юридический факультет Петербургского университета. Дальнейшая

Из книги Русская история в легендах и мифах автора Гречко Матвей

Великий князь Павел Александрович Принц и интриганка Именно этим словом характеризовали княгиню Ольгу Валериановну Палей, урожденную Карнович, ставшую второй женой великого князя Павла Александровича.Павел был моложе своего венценосного брата на пятнадцать лет. На

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Барон Павел Александрович Вревский Генерал-адъютант, генерал-лейтенант. Командированный в Крым императором, барон Вревский прибыл в главную квартиру 16 июня.Со времени своего прибытия барон Вревский убеждал князя Горчакова в необходимости предпринять наступательные

автора Штутман Самуил Маркович

ВОРОНЦОВ Иван Александрович (1894 - 25.11.1937) начальник Главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ (ноябрь 1929 г. - июль 1931 г.) Родился в с. Кирогорово Можайского уезда Московской губернии в семье приходского священника. Мать - дочь политического ссыльного. В

Из книги Внутренние войска. История в лицах автора Штутман Самуил Маркович

ПЕТРЯЕВ Павел Александрович (1892 -?) начальник войск обороны железных дорог Республики (март 1919 г. - январь 1920 г.) Родился в г. Казани в состоятельной семье. Окончил гимназию. С 1911 г. - на военной службе. Окончил военное училище. Дослужился до батальонного командира.

Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

Из книги Семь самураев СССР. Они сражались за Родину! автора Лобанов Дмитрий Викторович

Лысов Павел Александрович Биография ЛЫСОВ Павел АлександровичДата рождения: 17.04.1959 г.Место рождения: Магаданская областьОбразование: Хабаровский политехнический институт (окончил 1983 г.), Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ (окончил 1988 г.), спецкурс

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1882 Духовная культура Китая, 2009, с. 684–685.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Свет в конце туннеля. К чему снится туннель
К чему снится Бог во сне, сонник видеть Бога что означает
Значение старших арканов таро и их сочетание