Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография витуса беринга и его путешествия. Витус Беринг: что открыл

Доктор исторических наук В. Пасецкий.

Витус Ионассен (Иван Иванович) Беринг A681-1741 годы) принадлежит и числу великих мореплавателей и полярных исследователей мира. Его имя носит море, омывающее берега Камчатки, Чукотки и Аляски, и пролив, отделяющий Азию от Америки.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Беринг стоял во главе величайшего географического предприятия, равного которому до середины XX века не знал мир. Возглавляемые им Первая и Вторая камчатские экспедиции охватили своими исследованиями северное побережье Евразии, всю Сибирь, Камчатку, моря и земли северной части Тихого океана, открыли неведомые ученым и мореплавателям северо-западные берега Америки.

Очерк о двух Камчатских экспедициях Витуса Беринга, который мы здесь печатаем, написан по документальным материалам, хранящимся в ЦГАВМФ (Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота). Это указы и постановления, личные дневники и научные заметки участников экспедиции, судовые журналы. Многие из использованных материалов раньше не публиковались.

Витус Бериаг родился 12 августа 1681 года в Дании, в городе Хорсенсе. Он носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой. О детстве Беринга сведений почти не сохранилось. Известно, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии, куда еще раньше отправился и где провел много лет его брат Свен.

Витус Беринг возвратился из своего первого путешествия в 1703 году. Корабль, на котором он плавал, прибыл в Амстердам. Здесь произошла встреча Беринга с русским адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом. По поручению Петра I Крюйс нанимал на русскую службу опытных моряков. Эта встреча привела Витуса Беринга на службу в русский военный флот.

В Петербурге Беринга назначили командиром небольшого судна. Он доставлял лес с берегов Невы к острову Котлину, там по приказу Петра I создавалась военно-морская крепость - Кронштадт. В 1706 году Беринга произвели в лейтенанты. На его долю выпало немало ответственных поручений: следил за передвижениями шведских кораблей в Финском заливе, плавал в Азовском море, перегонял корабль «Перл» из Гамбурга в Петербург, совершил поход из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавского полуострова.

В трудах и баталиях прошло двадцать лет. И вот наступил крутой поворот в его жизни.

23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-Коллегий отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера.

Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга.

6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.

Петербург покинули в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск. Много недель и месяцев длился этот трудный поход. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря.

К постройке судна приступили немедленно. Необходимые материалы доставляли из Якутска в течение всей зимы. Это было связано со множеством трудностей.

22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск.

Спустя неделю путешественники увидели берега Камчатки. Вскоре в «Фортуне» открылась сильная течь. Вынуждены были зайти в устье реки Большая и разгрузить суда.

Сохранившиеся в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота донесения Беринга в Адмиралтейств-Коллегию дают представление о тех трудностях, с которыми встретились путешественники на Камчатке, где они пробыли почти год, прежде чем смогли снова отправиться в плавание, дальше на Север.

«...По прибытии к Большерецкому устью,- писал Беринг,- материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою из Большерецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана себе сделать не успеют, то заносит людей снегом, отчего" и умирают».

Пешком и на собачьих упряжках они прошли по Камчатке более 800 верст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». На нем 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание.

11 августа вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. На следующий день моряки заметили, что земля, мимо которой они плыли, осталась позади. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией, и убедился, что нет такого соединения и дальше к северу.

15 августа экспедиция вышла в открытый Северный Ледовитый океан и продолжала в тумане плавание на северо-северо-восток. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу, по словам Беринга, не простиралась. Не приближалась к «чукотскому углу» и Америка.

На следующий день плавания тоже не было видно признаков берега ни на западе, ни на востоке, ни на севере. Достигнув 67°18" с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.

Как только наступило лето 1729 года, Беринг снова вышел в плавание. Он направился на восток, где, по словам камчатских жителей, в ясные дня иногда виднелась «чрез море» земля. Во Бремя прошлогоднего плавания путешественникам ее «не случилось видеть». Бериг решил «известится доподлинно» о том, действительно ли существует эта суша. Дули крепкие северные ветры. С большими трудностями мореплаватели прошли 200 километров, «но токмо земли никакой не видали»,- писал Беринг в Адмиралтейств-Коллегию. Море окутал «великий туман», а вместе с ним начался жестокий шторм. Взяли курс на Охотск. На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки.

1 марта 1730 года Беринг, лейтенант Шпанберг и Чириков возвратились в Пе.тербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Камчатке, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш. и тем самым доказали («изобрели»), что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется». Далее газета подчеркивала: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг.- В. П.) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло».

Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки. География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Экспедиция создала серию географических карт, из которых особо выдающееся значение имеет итоговая карта. Она основана на многочисленных астрономических наблюдениях и впервые дала реальное представление не только о восточном побережье России, но и о размерах, протяженности Сибири. По свидетельству Джеймса Кука, который присвоил имя Беринга проливу между Азией и Америкой, его далекий предшественник «очень хорошо нанес на карту берега, определив координаты с точностью, которую при его" возможностях трудно было бы ожидать». Первая карта экспедиции, на которой показаны районы Сибири на пространстве от Тобольска до Тихого океана, была рассмотрена и одобрена Академией наук. Итоговая карта также была немедленно использована учеными России и вскоре широко распространилась в Европе. В 1735 году она была гравирована в Париже. Спустя год опубликована в Лондоне, потом снова во Франции. И далее эта карта неоднократно переиздавалась в составе различных атласов и книг... Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск - Енисейск - Илимск - Якутск - Охотск-Камчатка-Чукотский Нос-Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт имели, в какой ширине и длине оные».

А Беринг уже разрабатывал проект Второй камчатской экспедиции, которая впоследствии превратилась в выдающееся географическое предприятие, равного которому долго не знал мир.

Главенствующее место в программе экспедиции, начальником которой был назначен Беринг, отводилось исследованию всей Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, северо-западной Америки в географическом, геологическом, физическом, ботаническом, зоологическом, этнографическом отношениях. Особое значение придавалось исследованию Северного морского прохода из Архангельска в Тихий океан.

В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.

Беринг вместе с женой Анной Матвеевной отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг следил за работой отрядов X. и Д. Лаптевых, Д. Овцына, В. Прончищева, П. Лассиниуса, занимавшихся исследованием северных берегов России, и академического отряда, в состав которого входили историки Г. Миллер и А. Фишер, натуралисты И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер, астроном Л. Делякроер.

Архивные документы дают представление о необычайно активной и разносторонней организаторской работе мореплавателя, руководившего из Якутска деятельностью многих отрядов и звеньев экспедиции, которые вели исследования от Урала до Тихого океана и от Амура до северных берегов Сибири.

В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел», на которых Витус Беринг н Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.

В плавание на двух кораблях уходило 152 офицера и матроса и двое из членов академического отряда. Профессора Л. Делякроера Беринг определил на судно «Св. Павел», а адъюнкта Г. Стеллера взял на «Св. Петр» в состав своего экипажа. Так начался путь ученого, получившего потом всемирную известность.

4 июня 1741 года корабли вышли в море. Они взяли курс на юго-восток, к берегам гипотетической Земли Хуана де Гама, которая значилась на карте Ж. Н. Делиля и которую было приказано отыскать и исследовать по пути к берегам северо-западной Америки. Сильные штормы обрушились на суда, но Беринг настойчиво шел вперед, стараясь точно исполнить указ Сената. Часто наплывал туман. Чтобы не потерять друга друга, на кораблях били в колокол или стреляли из пушек. Так прошла первая неделя плавания. Суда достигли 47° с. ш., где должна была находиться Земля Хуана де Гама, но никаких признаков суши не было. 12 июня путешественники пересекли следующую параллель - никакой земли. Беринг приказал идти на северо-восток. Главной своей задачей он считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.

Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Пакетбот «Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Несколько часов было слышно, как там били в колокол, давая знать о своем местонахождении, потом не стало слышно ударов колокола, и глубокая тишина легла над океаном. Капитан-командор Беринг приказал выстрелить из пушки. Ответа не последовало.

Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.

Около четырех недель пакетбот «Св. Петр» шел океаном, встречая по пути лишь стада китов. Все это время штормы нещадно трепали одинокое судно. Бури следовали одна за другой. Ветер рвал паруса, наносил повреждения рангоуту, расшатывал крепления. В пазах кое-где появилась течь. Взятая с собой пресная вода была на исходе.

«17 июля,- как записано в вахтенном журнале,- с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом».

Берингу и его спутникам не терпелось поскорее высадиться на открытый ими американский берег. Но дули сильные переменные ветры. Экспедиция, опасаясь каменных рифов, вынуждена была держаться в отдалении от земли и следовать вдоль нее на запад. Лишь 20 июля волнение уменьшилось, и моряки решили спустить шлюпку.

Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера. Стеллер провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.

Конец июля н август «Св. Петр» шел то в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них.

29 августа экспедиция снова приблизилась к земле и стала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими по имени матроса Шумагина, он только что скончался от цинги. Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.

Наступил сентябрь, океан заштормил. Деревянное судно с трудом выдерживало натиск урагана. Многие офицеры стали поговаривать о необходимости остаться на зимовку, тем более что воздух становился все более студеным.

Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. В вахтенном журнале появляется все больше н больше тревожных записей, свидетельствующих о трудном положении мореплавателей. Пожелтевшие страницы, торопливо исписанные дежурными офицерами, говорят о том, как плыли они день за днем, не видя земли. Небо было затянуто тучами, сквозь которые многие сутки не пробивался солнечный луч и не виднелась ни одна звезда. Экспедиция не могла точно определить свое местонахождение и не знала, с какой скоростью продвигаются они к родному Петропавловску...

Витус Беринг был тяжело болен. Недуг еще больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось все серьезнее. По расчетам капитана, экспедиция находилась еще далеко от Камчатки. Он понимал, что доберется до родной обетованной земли не раньше конца октября, и это лишь в том случае, если западные ветры переменятся на попутные восточные.

27 сентября налетел жестокий шквал, а через три дня началась буря, которая, как отмечено в вахтенном журнале, развела «великое волнение». Только спустя четыре дня ветер несколько уменьшился. Передышка оказалась непродолжительной. 4 октября налетел новый ураган, и огромные волны снова в течение нескольких суток обрушивались на борты «Св. Петра».

С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участия в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли...

Перенеся жестокий многодневный шторм, «Св. Петр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперед, и вскоре экспедиция открыла три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.

Драматичность положения экспедиции усугублялась с каждым днем. Не хватало не только продовольствия, но и пресной воды. Офицеры и матросы, которые еще держались на ногах, были измучены непосильной работой. По словам штурмана Свена Вакселя, «корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».

24 октября палубу покрыл первый снег, но, к счастью, продержался недолго. Воздух становился все более и более студеным. В этот день, как отмечено в вахтенном журнале, больных было «разных чинов 28 человек».

Беринг понимал, что в судьбе экспедиции наступил самый ответственный и тяжелый момент. Сам, совершенно обессиленный болезнью, он все же поднимался на палубу, навещал офицеров и матросов, пытался поднять веру в благополучный исход путешествия. Беринг обещал, что как только на горизонте появится земля, они непременно причалят к ней и остановятся на зимовку. Команда «Св. Петра» верила своему капитану, и все, кто мог передвигать ноги, напрягая последние силы, исправляли срочные и необходимые корабельные работы.

4 ноября рано утром на горизонте обозначились контуры неизвестной земли. Приблизившись к ней, отправили на берег офицера Плениснера и натуралиста Стеллера. Там они обнаружили лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по земле. Нигде не росло ни одного деревца. Кое-где на берегу лежали бревна, выброшенные морем и засыпанные снегом.

Поблизости текла небольшая речка. В окрестностях бухты обнаружили несколько глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно приспособить под жилье для больных матросов и офицеров.

Началась высадка. Беринга на носилках перенесли в подготовленную для него землянку.

Высадка проходила медленно. Голодные, ослабевшие от болезни моряки умирали по пути от корабля к берегу или едва ступив на землю. Так погибло 9 человек, 12 матросов скончалось во время плавания.

28 ноября сильной бурей корабль сорвало с якорей я выбросило на берег. Моряки в первое время не придали этому серьезного значения, так как верили, что высадились на Камчатку, что местные жители помогут ям на собаках добраться до Петропавловска.

Группа, отправленная Берингом на разведку, поднялась на вершину горы. С высоты они увидели, что вокруг них расстилается безбрежное море. Они высадились не на Камчатке, а на затерянном в океане необитаемом острове.

«Это известие,- писал Свей Ваксель,- подействовало на наших людей, словно удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжелое положение попали я что нам угрожает полная гибель».

В эти трудные дни недуг все сильнее мучил Беринга. Он чувствовал, что дни его сочтены, но продолжал заботиться о своих людях.

Капитан-командор лежал один в землянке, прикрытой сверху брезентом. Беринг страдал от холода. Силы оставляли его. Он не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой. Сползавший со стен землянки песок засыпал ноги и нижнюю часть тела. Когда офицеры хотели откопать его, Беринг воспротивился, заявив, что так теплее. В эти свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова, чтобы ободрить своих приунывших товарищей.

Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.

Спутники Беринга пережили тяжелую зиму. Питались мясом морских животных, которые водились здесь в изобилии. Под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово они выстроили новое судно из обломков пакетбота «Св. Петр». 13 августа 1742 года путешественники простились с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как я Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).

Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями.

Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.

Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии.

Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову - одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга. На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.

Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».

Столь же плодотворной была деятельность северных отрядов Второй камчатской экспедиции, нередко выделяемых в самостоятельную Великую северную экспедицию.

В итоге морских и пеших походов офицеров, штурманов и геодезистов, действовавших в Арктике, было исследовано и картировано северное побережье России от Архангельска до Большого Баранова Камня, находящегося к востоку от Колымы. Тем самым, по словам М. В. Ломоносова, был «несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихий».

Для изучения метеорологических условий Сибири были созданы наблюдательные пункты от Волги до Камчатки. Первый в мире опыт организации метеорологической сети на столь обширном пространстве блестяще удался русским ученым и морякам.

На всех судах Второй камчатской экспедиции, которые плавали по полярным морям от Архангельска до Колымы, по Тихому океану до Японии и северо-западной Америки, велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы и сохранились до наших дней. Сегодня эти наблюдения имеют особую ценность еще и потому, что они отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.

Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.

(1681–1741), военный моряк, капитан-командор Российского флота, полярный мореплаватель и исследователь, руководитель крупнейшей в истории человечества исследовательской экспедиции; первым в мире плавал в водах всех четырех океанов и первым вывел российские корабли в открытый океан.

Родился в Дании. В 1703 году окончил Амстердамский морской кадетский корпус. В 1704 году в чине подпоручика поступил на службу в Российский флот, на Балтику. После перевода в 1710 году на Азовский флот участвовал в Прутском походе Петра I (1711). В 1712–1723 годах командовал различными судами на Балтике, в конце февраля 1724 года был уволен по собственной просьбе, в августе был восстановлен по приказу Петра I в чине капитана 1-го ранга.

Беринг Витус Йонассен (1681–1741)
Рисунок по пластической реконструкции внешности по черепу
Автор - профессор В. В. Звягин

Шесть лет (1725–1730) возглавлял Первую Камчатскую экспедицию. В середине лета 1728 года обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии. Открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия.

В Чукотском море, пройдя пролив (позже названный Беринговым), экспедиция достигла 62° 24′ с. ш., но из-за тумана и ветра не обнаружила землю и повернула назад. В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 километров, осмотреть часть камчатского берега и выявить Авачинский залив и Авачинскую бухту. Первооткрыватель впервые выполнил съемку свыше 3500 километров западной береговой черты моря, позже названного Беринговым.

После возвращения в конце апреля 1730 года в Санкт-Петербург Беринг предложил план исследования северного побережья континента и достижения морем устья Амура, Японских островов и Америки. Он был назначен начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции, его заместителем стал . 4 июня 1741 года Беринг и , командуя двумя пакетботами, направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках "земли Жуана да-Гамы", помещавшейся на некоторых картах XVIII века между 46 и 50° с. ш. Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал : он прошел на юг около 400 километров, потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска. 17 июля за 58° с. ш. заметил хребет (Святого Ильи), но радости от открытия Американского побережья не испытал: чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни.

В августе - сентябре, продолжая плавание вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на "матером берегу" (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, иногда на севере видел сушу - отдельные острова Алеутской гряды. 4 ноября волна прибила корабль к земле, оказавшейся островом. Здесь капитан-командор скончался; от цинги умерли 14 человек из его отряда. Остров впоследствии был назван именем Беринга.

За 10 лет (1733–1743) семь отрядов Второй Камчатской экспедиции нанесли на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд.

Карта-схема плаваний В. Беринга и в 1728 и 1741 годах

Многократно публиковавшиеся изображения капитан-командора в действительности являлись портретом его родного дяди. В 1991 году российско-датская экспедиция нашла на Командорских островах могилу великого мореплавателя. Профессор В. Звягин по черепу реконструировал истинный облик Беринга.

Именем Беринга названы море, пролив, остров, подводный каньон, река, озеро, ледник, залив, два мыса, исчезнувшая суша (Берингия), некогда соединявшая Азию с Северной Америкой, улица в городе Петропавловске-Камчатском.

Публикуется по полярной энциклопедии школьника "Арктика - мой дом",
том "История освоения Севера в биографиях знаменитых людей" (М., 2001).
Рисунок добавлен авторами сайта.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.).

Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере (будущий адмирал русского флота Т. Сандерс) ходил в Ост-Индию на голландском корабле.

После школы поступил в Морской кадетский корпус. В 1695-1696 гг. участвовал в Азовском походе Петра I, в 1701- 1703 гг. - в плавании к берегам Ост-Индии. Тогда же встретился с вице-адмиралом российского флота К. И. Крюйсом (норвежцем по происхождению), при содействии которого вскоре был зачислен унтер-лейтенантом в состав русского военно-морского флота. В 1706 г. был произведён в лейтенанты.

Позднее Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна - 90-пушечного линкора «Лесной».

В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив), вышел в Чукотское море и достиг широты 67° 18′.

В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.

Оставшаяся часть команды летом 1742 г. возвратилась на Камчатку. Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.

В 1725-1730 и 1733-1741 руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.

Биография

Витус Беринг родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году поступил на русскую службу в чине подпоручика, после путешествия в Ост-Индию, и служил на российском Балтийском флоте во время Великой Северной войны.

В 1707 году произведён в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты, командовал шнявой «Мункер».

В 1710-1712 служил на российском Азовском флоте и участвовал в войне с Турцией.

В 1712 году переведён на Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.

В 1713 году в Выборге женился на Анне Кристине, дочери одного из местных бюргеров.

В последний раз Беринг побывал на родине в 1715 и больше туда не возвращался.

В 1716 году командовал кораблём «Пёрл». В 1717 году произведён в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблём «Селафаил». В 1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург», затем - кораблём «Лесное». В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром «Селафаила» в чине капитана 1 ранга.

Царь Пётр I и географические исследования

Одним из великих начинаний царя Петра I стало научное изучение географии России и сопредельных территорий - в первую очередь, инструментальные съёмки и составление «генеральных карт».

В 1714-1716, после присоединения Камчатки к России, по указанию Петра было налажено морское сообщение на лодиях между Охотском и западным побережьем Камчатки. Получив об этом известие, он решил организовать поиск побережья Северной Америки, которое, как он полагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720-1721 одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.

Уже перед самой смертью Пётр направляет на Дальний Восток очередную экспедицию, возглавит которую Витус Беринг. По секретной инструкции российского императора, Берингу поручено построить один или два корабля, направиться вдоль побережья, попробовать отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг.

Важную роль в организации и работах Первой, а затем - и Второй Камчатской экспедиции играли помощники Беринга - капитан-командор А. И. Чириков и М. П. Шпанберг.

Первая Камчатская экспедиция

Первая Камчатская экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года, с января 1725 по январь 1727 - через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах. Перезимовав здесь, экспедиция переправила снаряжение на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 было закончено строительство бота «Св. Гавриил». В июле-августе 1728 судно поднялось на север, а затем - на северо-восток вдоль материка. В ходе плавания были выявлены Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия.

Экспедиция, как потом оказалось, вышла через (Берингов) пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье обнаружено не было), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было показано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.

В 1729 Беринг обогнул Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, и через Охотск и всю Россию вернулся назад в Петербург.

Таким образом, за два года экспедиция Беринга - первая в России морская научная экспедиция - впервые произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено его имя, на протяжении более чем 3500 км. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.

Вторая Камчатская экспедиция

Вернувшись в Петербург в 1730 из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам - а также к американскому континенту.

В 1733 Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734 Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.

Лишь осенью 1740 два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.

4 июня 1741 - в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет - «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» (А.Чириков) вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 г. (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14" достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи. После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 г., преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.

Часто встречается утверждение, что именно во время Второй Камчатской экспедиции европейцы (русские) открыли берега Северной Америки (Аляски), но это неверно. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки (Аляски), был бот «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова 21 августа 1732 г. в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого 1729-1735 гг. Кроме того, есть отрывочные сведения о посещении русскими людьми Америки в XVII веке.

Признание заслуг

Потребовалось значительное время, прежде чем заслуги Беринга были полностью признаны. Первым из путешественников, подтвердившим точность исследований Беринга, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской.

В 1874 представители Российско-Американской компании поставили деревянный крест примерно на том месте, где предположительно должна была находиться могила великого мореплавателя. Позднее местные исследователи установили нынешний памятник - два наложенных друг на друга каменных прямоугольника, покрытые сверху чугунной плитой. Надгробие венчает железный крест высотой 3,5 м.

В 1991 отмечалось 250-летие плавания Беринга и Чирикова к северо-западному побережью Америки. Клуб «Приключение» Дмитрия Шпаро совместно с Институтом археологии Академии наук СССР организовали экспедицию на остров Беринга с привлечением датских исследователей. Одновременно при содействии международного общества «Подводный мир» был сформирован подводно-археологический отряд. Основными задачами экспедиции стало комплексное изучение и сохранение историко-культурного наследия Командорских островов, поиск могилы Беринга, подводно-археологические работы по поиску якорей пакетбота «Св. Пётр» в бухте Командор.

Экспедиция обнаружила могилы Витуса Беринга и ещё пятерых моряков. Останки перевезли в Москву, где их исследовали судебные медики, которым удалось реконструировать внешность Беринга. Как установили датские и российские историки, канонический портрет командора Витуса Беринга, публикуемый во всех учебниках и справочниках, на самом деле принадлежит его родному дяде - полному тёзке мореплавателя, придворному датскому поэту, в честь которого Витус и получил свое имя. На зубах Беринга не было обнаружено следов цинги, что позволило сделать предположение о том, что Беринг умер от какой-то иной болезни. На следующий год останки мореплавателя были возвращены в погребение на Командорских островах и перезахоронены.

Имени Беринга

Именем Беринга назван ряд географических объектов:

  • Остров Беринга
  • Берингово море
  • Берингов пролив
  • Ледник Беринга на Аляске

Кроме этого, существовал дизельэлектроход «Витус Беринг», который работал на Северном Морском пути, в том числе обеспечивал высадку дрейфующей полярной станции СП-30.

Именем Витуса Беринга названы Берингов проезд и Новый Берингов проезд в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Томске, в Якутске.

Источники

  • Вахрин С. Покорители великого океана. Петропавловск-Камчатский: Камштат, 1993.
  • Свердлов Л. М. Русское поселение на Аляске в XVII в.? // Природа (М.). 1992. № 4. С. 67-69.
  • Аронов В. Н. Патриарх камчатского мореходства // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки: Ист.-краеведческ. сб. Вып. 3. 2000.
  • Чернышев А. А. Российский парусный флот: Справочник в 2-х тт. Т. 2. М.: Воениздат, 2002. С. 424-425.
  • Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. Т. III. М., 1984

Доклад про Витуса Беринга, русского путешественника и мореплавателя датского происхождения, капитан – командора изложен в этой статье.

Сообщение о Витусе Беринге

Будущий путешественник появился на свет в поселке Хорсенс в 1681 году. Известно, что в 1703 году он окончил амстердамский кадетский корпус. Его доблестная служба началась с участия в Ост-Индийской компании. Она и открыла ему путь в русский флот. Имея должность унтер-офицера, мореплаватель Витус Беринг в 1707 году командовал шхуной «Мункер», которая плавала в Азовском море. Он брал активное участие в боях с Турцией, за что получил новое звание — капитан-лейтенант. В 1712 году его перевели в Балтийский флот, и мореплаватель стал командовать фрегатом «Перл». В результате успешной службы ему присвоили очередное звание капитана ІІІ ранга. В 1713 году он женился на своей давней знакомой Анне Кристине Пильсе, в раке с которой родилось 8 детей (выжило только 3). Жена постоянно сопровождала мужа в его путешествиях, за что ее называли командоршей.

Но основной вклад Витуса Беринга в том, что открыл пролив, соединяющий Северную Америку и Азию. Русский царь Петр I издал указ о снаряжении экспедиции из 100 человек под руководством уже известного и авторитетного мореплавателя. Команда отправилась в путь в январе 1725 года. Через 2 года она прибыла в поселок Охотск, где началась постройка корабля для плаванья до Камчатки. 13 июля 1728 года экспедиция вышла в открытое море. Путь Витуса Беринга простилался на север. Спустя месяц путешествий был открыт пролив, который показал, что Северная Америка и Азия являются двумя разными континентами. В каком году Витус Беринг открыл пролив? Это грандиозное событие произошло 26 августа 1728 года. Он исследовал его западную часть, и, решив, что миссия достигнута, повернул домой в Петербург с докладом о проделанной работе. Адмиралтейская коллегия, удовлетворенная результатом экспедиции назначила дату второго путешествия — 28 декабря 1732 года. Цель — исследование берегов Северной Америки и Северного Ледовитого океана, а также Земли Гаммы (Америки). В том же году он получил очередное звание.

Какое звание было у Витуса Беринга? Петр І даровал ему звание капитан – командора.

Вторая экспедиция была намного сложнее. Скудность пищи, неблагоприятные условия плаванья, недостаток воды привели к эпидемии цинги на корабле. Витус Беринг решил пополнить запасы воды и еды, остановившись на острове, который впоследствии был назван на его честь. Перезимовав здесь, мореплаватель умер в тяжелых муках 8 декабря 1741 года.

Витус Беринг вклад в географию

Ему принадлежит обследование и нанесение на карту Тихоокеанского побережья Камчатки, Северо-Восточной Азии. Он открыл заливы Креста, Карагинский и Камчатский, полуостров Озерный, острова Св.Лаврентия, Св. Ильи, Евдокеевские острова, Св. Иоанна, Св. Маркиана, Св. Стефана и бухту Провидения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как правильно варить кальмары по пошаговому рецепту с фото
Как сделать вино из варенья клубники
Самый большой торт в мире Рекорды гиннеса самый большой торт