Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация по логопедии на тему "логопедический массаж". Логопедический массаж презентация к уроку по логопедии на тему Скачать презентацию на тему логопедический массаж

Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»

(слайд № 1)

В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь негативного влияния средств массовой информации, компьютерных игр, которые обрушиваются на неокрепшую нервную систему ребенка и разрушают её.

В настоящее время мы непосредственно связаны с этой проблемой, так как работаем с детьми с заиканием.

(слайд № 2)

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

(слайд № 3)

Ведущие признаки заикания

1) Судороги в периферических отделах речевого анализатора (дыхательном, голосовом, артикуляционном), лицевые судороги;

2) Расстройство общей моторики;

3) Нарушения вегетативной нервной системы (усиление потовыделения и покраснение кожного покрова);

4) Нарушение эмоционально волевой сферы.

Мы убедились в этом при первичном обследовании группы детей с заиканием, первого года обучения. У всех детей наблюдался повышенный тонус мышц в общей, мимической и артикуляционной мускулатуре, судороги речевого аппарата, синкинезии, тремор и т.д. Скованность, напряжение, зажатость, повышенная тревожность, плаксивость наблюдались и в психо - эмоциональном состоянии детей, а также нарушения в просодической стороне речи и звукопроизношении.

Изучив методы и приёмы комплексного коррекционного воздействия на заикающихся, а также опираясь на результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу: что использование в своей работе логопедического массажа, как одного из методов воздействия, будет необходимо для эффективного преодоления патологических проявлений у наших детей.

(слад № 4)

Так как: логопедический массаж - это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата. Способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

(слайд № 5)

Цели логопедического массажа

1) нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, коррекция звукопроизношения и т.д. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

(слайд № 6)

В современной логопедической практике используются несколько видов массажа:

· дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

· точечный массаж;

· массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.);

· самомассаж.

(слайд № 7)

Существует множество методик по проведению логопедического массажа, в том числе при заикании: Е.В. Новикова «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения», Е.А. Дьякова «Логопедический массаж», Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», методика самомассажа З.А. Репиной «Уроки логопедии», «Артикуляционный массаж при заикании» Е.Е.Шевцовой и т.д.

Мы изучили эти методики и пришли к выводу, что для наиболее эффективного результата в преодоления заикания у наших детей, мы будем использовать в своей работе следующие методики:

(слайд № 8)

· «Логопедический массаж » О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева;

· «Артикуляционный массаж при заикании» Е.Е.Шевцовой;

· «Логопедический массаж при дизартрии» Е.Ф. Архиповой;

· «Точечный массаж при заикании» М.А. Поволяевой;

При наличии временной и технической возможностей лучше всего выполнять полный массажный комплекс – все виды массажа. Это займёт 50 – 60 минут.

Если же такой возможности нет, как в условиях д/с, вариативность выбора видов массажа произвольная, в зависимости от патологических проявлений.

Для достижения наиболее эффективных результатов, исходя из патологических проявлений, мы в своей работе используем все виды логопедического массажа, но избирательно, исходя из временных условий. По степени тяжести дефекта, мы разделили детей на три подгруппы.

· группа детей с легкой степенью заикания;

· группа детей со средней степенью заикания;

· группа детей со средне – тяжелой и тяжёлой формами заикания.

Опираясь на тяжесть дефекта, мы подобрали для каждой подгруппы детей свой план массажных мероприятий, который, в зависимости от изменений патологических проявлений, по необходимости будет меняться.

(слайд № 9)

Для детей с заиканием легкой степени тяжести основными видами проведения массажа является:

· самомассаж, (проводится в детском саду с воспитателями и дома);

· классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (проводят родители в домашних условиях.)

Предварительно с педагогами и родителями были проведены обучающие консультации по этим темам.

(слайд № 10)

Для детей с заиканием средней степени тяжести основными видами логопедического массажа является:

· самомассаж (проводится в детском саду и дома);

· классический ручной массаж, артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);

· классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома);

(слайд № 11)

Для детей с заиканием тяжелой (средне – тяжелой) степени тяжести:

· самомассаж, (проводится в детском саду и дома);

· классический ручной массаж, точечный массаж и артикуляционный массаж на индивидуальных логопедических занятиях (с логопедом в детском саду);

· классический ручной массаж, точечный и артикуляционный массаж (с родителями дома).

(слайд № 12)

Методы и приёмы логопедического массажа при заикании

Классический дифференцированный массаж мы проводим по методике Елены Евгеньевны Шевцовой. В методике, которой при выполнении классического массажа в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.

Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.

Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно проводят 10-20 процедур. Массаж длится 5-7 минут. При необходимости рекомендуются повторные курсы массажа. Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя, которая способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание. Важно использовать психотерапевтический метод – звучание спокойной музыки, лучше фортепианной.

(слайд № 13)

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Этот вид массажа мы проводим по методике Ольги Игоревны Крупенчук и Татьяны Анатольевны Воробьевой.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. В нашей группе самомассаж проводится воспитателем с детьми после утренней гимнастики., перед проведением артикуляционной гимнастики. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

(слайд № 14)

Точечный массаж БАТ (биологически активных точек) мы выполняем по методике М.А.Поволяевой.

В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведения метода иглоукалывания, с той лишь разницей, что на БАТ воздействуют пальцами или кистью. При заикании воздействие на точки стоит проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливание в течении 3-5 минут.

При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течении 12 дней, 7 дней перерыв, затем повторить. Автор рекомендует последовательно провести 3-4 курса.

(слайд №15)

Артикуляционный массаж с применением специальных инструментов мы проводим по методике Елены Филипповны Архиповой

«Логопедический массаж при дизартрии», целью которого также является устранение патологической симптоматики в мышечной системе.

Результаты диагностики детей по окончанию первого периода обучения показывают, что эти методики являются эффективными в коррекционной работе по преодолению заикания у детей первого года обучения в условиях детского сада. У большинства детей улучшилось судорожное состояние мышц периферических отделов артикуляционного аппарата, мимической и общей мускулатуре, улучшилось психо - эмоциональное состояние детей: дети стали намного спокойнее, общительнее, менее ранимы, улучшилось состояние плавной речи детей. Выбранная нами тема «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания» актуальна для нашей работы и требует дальнейшего изучения и применения в работе.

(слайд №16)

Спасибо за внимание!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Логопедический массаж активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.


Основные цели логопедического массажа: 1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; 3)снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); 4) стимуляция кинестетических ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; 6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; 7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.


Противопоказания к массажу делятся на 3 группы: кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а так­же гематомы, онкологические заболевания; инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, другие инфекционные заболевания; стоматологические стоматиты (!), любые оперативные вмешательства, удаления или выпадения зубов.


В логопедии используют следующие виды массажа: массаж, основанный на приёмах классического (укрепляющий или расслабляющий); точечный (лучше всех им владеют врачи китайской народной медицины у них мы и призываем вас учиться этому методу); зондовый; аппаратный; самомассаж.


В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации: Поглаживание - рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами. Растирание- смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) расслабляет


Разминание - смещение тканей с их захватом действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени стимулирующее. Вибрация- передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: Прерывистая - с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, посту­кивание). Она стимулирует мышцы; Непрерывная - колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.


Комплексы сегментарного массажа по Новиковой Е.В После общего расслабления можно переходить к логопедическому массажу «Солдат и тряпичная кукла». Необходимо отметить, что при расслаблении мышц шеи рефлекторно расслабляются мышцы корня языка. 1. Медленное поглаживание шеи в области горла попеременно ладонями обеих рук сверху вниз. 2. Поглаживание от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин. 3. Поглаживание задней поверхности шеи ладонями обеих рук от затылка вниз, через боковую поверхность шеи до подмышечных впадин..


Массаж лицевой мускулатуры На детском лице поглаживание и разминание проводится 24 пальцами обеих рук. Движения проводятся обеими руками равномерно с двух сторон: 1. От середины лба к вискам. 2. От середины лба до ушных раковин. 3. От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку. 4. От бровей к волосистой части головы. 5. От спинки носа к ушным раковинам. 6. От мочек ушей по щекам к крыльям носа.


Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Использование логопедического массажа приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.


Физиологическое действие массажа В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой. Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (афферентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему, а обратная импульсация по эфферентным путям поступает в ткани и мышцы. В результате меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные или сниженные рефлексы. В целом, формирующиеся ответные реакции способствуют нормализации регулирующей и координирующей функции центральной нервной системы.




Логопедический массаж выполняется в области мышц речевого аппарата. Мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата, представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого, логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке.


На нервную систему: под влиянием массажа улучшается функциональное состояние проводящих путей, усиливаются различные рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами. Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении.


На кровеносную и лимфатическую систему. Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но, рефлекторно, и на большом отдалении от него, в результате чего увеличивается кислородный газообмен между кровью и тканью и происходит как терапия тканей так и лимфатической системы..


Поглаживание по всей линии подбородка, массирование точек под углами нижней челюсти тоже способствуют расслаблению жевательных мышц и открыванию рта. Ребёнку предлагают открыть рот, высунуть язык. Удерживая кончик языка марлевой салфеткой, проводят массаж языка. После выполнения нескольких массажных движений ребёнку дают отдохнуть.


Массаж языка Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем напальчнике. Можно массировать язык и просто чисто вымытыми руками через носовой платочек. Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение, которое затрудняет его подвижность и препятствует работе над звукопроизношением. Массаж мышц языка следует проводить после общего расслабления и описанного выше массажа шеи и лицевой мускулатуры. Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Движение языка вниз в полости рта и его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти. Для того чтобы ребёнок научился опускать нижнюю челюсть, можно применять следующую пассивную гимнастику.


Поместить большой палец (в напальчнике) на нижние зубы, а остальные пальцы подвести под подбородок. Под тяжестью большого пальца нижняя челюсть плавно опускается вниз. Пальцы логопеда помещаются на точки, находящиеся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Пальцы легко раздвигаются с упором на нижнюю губу, нижняя челюсть опускается.


Проводят следующие приёмы массажа языка. Поглаживание языка от его средней части к кончику. Постепенно можно продвигаться ближе к корню языка Зигзагообразное поглаживание от середины языка к кончику. Поглаживание от серединной линии языка в стороны. Поглаживание переднего края языка (по периметру) и от серединной линии в стороны по краю языка




Плавные поглаживания по боковым краям языка большим и указательным пальцами одновременно. Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, кончик языка придерживается салфеткой. Поглаживание проводится от кончика языка к корню и обратно. Лёгкое надавливание большим и указательным пальцами одной руки по бо ­ ковым краям языка. Пальцы продвигаются от кончика к корню и обратно.


«Перетирание» боковых поверхностей языка большим и указательным паль­цами одной руки. Сжать пальцами с двух сторон боковые края средней части языка и массировать захваченную область в течение 5 секунд. Передвинуть пальцы, «перетирать» следующий участок.


После массажа языка, особенно при спастичности, попросите ребёнка спокойно уложить язык во рту («язычок лёг на кроватку»). Можно помочь ребёнку: аккуратно положить на язык шпатель, прикрывая им кончик языка и часть спинки, чуть прижать язык («язычок накрыли одеялом») на несколько секунд. Регулярное выполнение этого приёма помогает значительно уменьшить спастичность языка. Для этого можно использовать шпатель.








Универсальный комплекс упражнения для массажа языка Цель: укрепление язычной мускулатуры. Логопедический массаж может проводиться как на индивидуальных занятиях с логопедом, так и заботливым родителем дома. Массаж языка может проводиться с помощью деревянного шпателя, массажного зонда, зубной щетки или носового платка. Упражнения 1, 2, 3 повторяют по 4-6 раз. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение секунд, способствуют активизации мышц языка. Эффективен при задержки речи, при тяжелых речевых расстройствах




Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность.



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Логопедический массаж при дизартрии Составил: учитель –логопед, Черникова Елена Геннадьевна МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»

2 слайд

Описание слайда:

Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

3 слайд

Описание слайда:

Противопоказания к массажу 1. кожные заболевания грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также гематомы, онкологические заболевания. 2.инфекционные ангины, острые лихорадочные состояния, детские инфекции, и др. инфекционные заболевания. 3. стоматологические любые оперативные вмешательства.

4 слайд

Описание слайда:

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

5 слайд

Описание слайда:

Роль логопедического массажа Логопедический массаж ~ активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

6 слайд

Описание слайда:

Основными задачами логопедического массажа являются: нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшение гиперсаливации; нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; стимуляция положительных кинестезии; улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.); увеличение силы мышечных сокращений; активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения

7 слайд

Описание слайда:

Основные виды логопедического массажа: Классический ручной массаж. Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

8 слайд

Описание слайда:

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.). Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и внесена в международный реестр комплиментарной медицины.

11 слайд

Описание слайда:

Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

12 слайд

Описание слайда:

Самомассаж мышц лица Расслабление лицевой мускулатуры: поглаживание от середины лба к вискам; поглаживание от бровей к волосистой части головы; поглаживание от линии лба вокруг глаз; поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей; поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа; легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; надавливающий массаж лица от корней волос вниз. Расслабление губной мускулатуры: поглаживание верхней губы от углов рта к центру; поглаживание нижней губы от углов рта к центру; поглаживание верхней губы (движение сверху вниз); поглаживание нижней губы (движение снизу вверх); поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке); легкое постукивание губ пальцами.

13 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логомассаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации речевой функции.

2 слайд

Описание слайда:

Логомассаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями: Дизартрия, дислалия, алалия, афазия, Ринолалия; Заикание Нарушение голоса и др.

3 слайд

Описание слайда:

Л.м. может проводиться на всех этапах логопедического коррекционного воздействия; При преодолении артикуляторных нарушений л.м. проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой; При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния м. может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими или релаксационными упражнениями.

4 слайд

Описание слайда:

Логопед; Дефектолог; Медицинский работник; Прошедшие специальную подготовку и имеющие сертификат по логопедическому массажу.

5 слайд

Описание слайда:

Оказывает благоприятное физиологическое воздействие на органы артикуляции; Меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные/сниженные рефлексы; Улучшается секреторная функция кожи, активизируется ее лимфо и кровообращение, т.е. улучшается ее питание, повышает обменные процессы; Благоприятные изменения во всей сосудистой системе; Улучшает функцию лимфатических сосудов; Оказывает благоприятное воздействие на мышечную систему; Увеличивает подвижность и эластичность речевого связочного аппарата.

6 слайд

Описание слайда:

При легком, медленном поглаживании – снижается возбудимость массируемых тканей (это оказывает успокаивающее воздействие); При энергичных, быстрых движениях – повышается раздражимость массируемых тканей.

7 слайд

Описание слайда:

Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); Стимуляция проприоцептивных ощущений; Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений; Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

8 слайд

Описание слайда:

Перед проведением л/м. необходимо заключение невропатолога и/или педиатра об отсутствии противопоказаний. Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, а также провести самостоятельную диагностику состояния мышц: Верхней половины туловища; Шеи; Мимических; Артикуляционных.

9 слайд

Описание слайда:

Осмотр; Пальпация; Наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений во время выполнения проб.

10 слайд

Описание слайда:

1.Осмотр. Обратить внимание!!! На положение головы по отношению к туловищу (нет ли привычных ассиметричных поз); При осмотре лица – возможность ассиметрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной/суженной глазной щели, наличия постоянно приоткрытого рта, слюнотечения; Осмотр кожных покровов: окраска кожи и слизистых, наличия венозных сеточек на лице. Мимической активности.

11 слайд

Описание слайда:

2.Пальпация. Обратить внимание! На эластичность кожи и мышц; Тургор кожи; Состояния лимфатических узлов; Состояние речевых мышц языка, щёк, губ; .

12 слайд

Описание слайда:

3.Особенности арт.проб Оцениваются: Объем; Скорость; Динамика; Истощаемость; Сила и координация движений; Наличие синкинезий, тремора, гиперкинезов;

13 слайд

Описание слайда:

Виды логопедического массажа: Дифференцированный (укрепляющий/расслабляющий) массаж, основан на приемах классического массажа; Массаж БАТ; Макссаж с применением специальных приспособлений (зондов, шпателей, зондозаменителей, вибромассажеров и пр.; 4.Аппаратный массаж.

14 слайд

Описание слайда:

Противопоказания к назначению массажа! Соматические/инфекционные заболевания в остром периоде; Острые и хронические заболевания кожных покровов, конъюктивиты; Гингивиты, стоматиты, инфекции полости рта, увеличенные лимфатических желез, резко выраженная пульсация сонных артерий; Эпилепсия,онкопатология,кисты слизыстых языка! Перед проведением л/м. необходимо заключение невропатолога и/или педиатра об отсутствии противопоказаний.

15 слайд

Описание слайда:

Общие рекомендации к проведению массажа Л/м. проводится в отдельном чистом, тёплом, хорошо проветриваемом помещении с наличием водоснабжения, дез. ламп, манипуляционного столика, массажной кушетки/кресла и пр. Проводится 2-3 процедуры в неделю (подряд/через день); цикл – 10-20 процедур (перерыв от 2 недель до 2 мес.); начальная длительность процедуры 5-7 мин, конечная – 20-25 мин; Во время массажа ребенок не должен испытывать боли, требуется обязательное установление психологического контакта;

16 слайд

Описание слайда:

Подготовка к массажу При проведении л/массажа логопед должен иметь след. материалы: 1. Защитная марлевая маска, «щитки», халат, шапочка, одноразовые медицинские резиновые перчатки, напалечники и пр.; 2.Стерильные марлевые салфетки, медицинский спирт; 3. Логопедические зонды, одноразовые шпатели, зондозаменители; 4. Гексорал (для полоскания полости рта); нашатырный спирт(для оказ. первой мед.помощи); перекись водорода (для местного применения); 5.3-%перекись водорода; аламинол и др. дез. ср.-ва (для обработки инстр.) ; 6.Индивид.подголовники, одноразовые пелёнки, простынки и пр; 7.Индивидуальные карточки назначения логомассажа; Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин, очагов воспаления; с коротко остриженными ногтями, без украшений.

17 слайд

Описание слайда:

Положения тела при массаже 1.Лежа на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой- небольшая подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед– справа от кресла. Ладонь левой руки л. служит для фиксации положения языка, пр.рукой л. осуществляет массажные движения. Применяется для массажа языка, губ, щек, жевательных мышц (с внешней и внутренней поверхности); 2.Положение массируемого аналогично с пунктом 1. Специалист – у изголовья. Ладонь левой руки л. для фиксации положения головы помещается на теменную ее область, пр.рукой л. осуществляет массажные движения. Применяется для массажа лица, шеи, щек, жевательных мышц; 3.Полусидя в кресле с высоким подголовником. Л. за головой пациента. Применяется для массажа лица, шеи, щек, жевательных мышц;

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Основные приемы массажа Поглаживание: (поверхностное, глубокое обхватывающее, граблеобразное); Растирание; Разминание; Вибрация и поколачивание; Плотное нажатие.

20 слайд

Описание слайда:

Выбор приемов массажа При пониженном тонусе: Поглаживание; Растирание; Разминание; Сильная вибрация; Поколачивание. При повышенном тонусе: Поглаживание; Легкая вибрация.+

21 слайд

Описание слайда:

Массаж сочетается с гимнастикой Пассивная Активная Движения головы, мимических, артикуляционных мышц (после массажа или во время него). Движения совершаются с помощью логопеда. П.у. нужны если р. самостоятельно не может их выполнить или не в полном объеме. Выполнение упр. обязательно контролируется ребенком зрительно. Выполнение сериями по 3-5 движений. В процессе важно дать р. кинестетические ощущения (улыбка, хоботок, откр. и закр. рта, различные движения языком и пр.). Проводится р. самостоятельно, после массажа и пассивной гимнастики. Цель: выработка полноценных движений (полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение опр. мышц и пр.). Вкл.: движения мышц шеи, плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.

22 слайд

Описание слайда:

Указания к проведению расслабляющего массажа 1.Проводится в медленном темпе; 2.Приемы: поглаживание, легкая вибрация; 3.М. должен вызывать у р. ощущения тепла и покоя; 4.Руки л. – теплые; 5.Звучание тихой музыки с плавным ритмом или проговаривание л. формул спокойствия аутогенной тренировки. Также используются формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата; 6.Для усиления эффекта – согревающий компресс на лицо перед массажем; 7.Последовательность воздействия: -мышцы шеи и плечевого пояса; -мимическая мускулатура; -мышцы губ; -мышцы языка.

23 слайд

Описание слайда:

Спокойствие Локальное расслабление мышц речевого аппарата «Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы. Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно…» «Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты. Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены…»

24 слайд

Описание слайда:

Указания к проведению активизирующего массажа 1.Используется при пониженном тонусе; 2.Движения логопеда должны быть ритмичными; 3.Основной прием – поглаживание, оно чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией; 4.Сила воздействия должна нарастать постепенно; 5.На передней поверхности шеи запрещены энергичные воздействия; 6.При правильном выполнении - дыхание ребенка равномерно; 7.Массаж не должен вызывать болезненных ощущений; 8.Последовательность воздействия: -мимическая мускулатура; -мышцы губ; -мышцы языка; -мышцы шеи и плечевого пояса.

25 слайд

Описание слайда:

1.Массаж плечевого пояса и шеи Расслабляющий Активизирующий Расширяет физиологические возможности дых. аппарата, при этом рефлекторно тонус корня языка, что способствует активизации нижней челюсти. Массируемый должен быть обнажен до половины груди. Используют движения снизу вверх, приемы -поглаживание и растирание. Активные поколачивание и вибрация – противопоказаны!

26 слайд

Описание слайда:

Комплекс расслабляющих массажных движений Медленно поглаживать переднюю часть шеи ладонями обеих рук сверху вниз по боковым областям горла. Движение начинается от края нижней челюсти к грудине; М.п. боковую поверхность шеи попеременно с пр. и лев. стороны. Поместить ладонь одной руки на боковую часть шеи так, чтобы большой палец находился у угла нижней челюсти. Ладонь движется сверху вниз до яремной ямки, а затем параллельно ключице по плечу либо вниз до подмышечной впадины (данный прием снимает тонус с грудино-ключично-сосцевидной мышцы; Положить обе руки на заднюю часть шеи, к затылку, руки скользят по задней и боковой частям шеи вниз по направлению к ключицам по плечу либо до подмышечной впадины (снимает тонус с трапециевидной мышцы).

27 слайд

Описание слайда:

Упражнения на расслабление мышц шеи 1.Ребенок лежит на спине, голова – вне опоры и свешивается назад. Л. одной рукой поддерживает голову р. сзади, др. помещает на лобно-теменную область, осуществляя: Круговые движения головы р. по часовой, а затем против часовой стрелки; Наклоны головы вперед–назад, вправо-влево. 2.Эти же движения, но в положении сидя. Все движения должны быть медленными и расслабленными. 1.Голову «уронить» вперед – «уснули»; 2.Голову запрокинуть назад, покачать ею вправо-влево, опустить вниз; 3.Голову опустить вперед, а затем «уронить».

28 слайд

Описание слайда:

Комплекс активизирующих массажных движений Движения проводятся одновременно/попеременно обеими руками. Ладонь движется от ключицы, либо от подмышечных впадин вверх по боковой поверхности шеи к углам нижней челюсти; Движение начинается от области лопаток по заднебоковой поверхности шеи вверх к затылку.

29 слайд

Описание слайда:

Упражнения для активизации и укрепления мышц шеи Р. сидит. Правая рука специалиста располагается на затылке. Ребенку предлагают отклонить голову назад, при этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействие этому движению (избирательно активизирует затылочные мышцы); Р. сидит. Рука л. располагается на лбу. Ребенку предлагают наклонить голову вперед, в то время как рука взрослого оказывает сопротивление движению (избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу); Р. сидит. Рука л. располагается на височной части головы слева. Р. предлагают повернуть голову влево, а л. оказывает сопротивление этому движению (избирательно активизирует левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу); Р. сидит. Рука л. располагается на височной части головы справа. Р. предлагают повернуть голову вправо, а л. оказывает противодействие движению (избирательно активизирует правую грудино-ключично-сосцевидную мышцу).

30 слайд

Описание слайда:

Данный вид массажа рекомендуется при нарушениях голоса. Осторожно захватив гортань большим пальцем с одной стороны и указательным и средним пальцами с другой, производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа можно дать задание ребенку пропевать гласные звуки.

31 слайд

Описание слайда:

3.Массаж лицевой мускулатуры Данный вид массажа рекомендуют проводить двумя руками, всеми пальцами сразу (кроме большого), либо подушечкой большого или среднего пальца, либо двумя пальцами – средним и безымянным. Движения – симметричны и ритмичны. Направления массажных линий: От середины лба к виску; От внутреннего угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении к нижнему; От корня носа к височной области; От угла рта к козелку ушной раковины.

32 слайд

Описание слайда:

Массаж в области лба (воздействует на лобную и височную мышцы) Расслабляющий Активизирующий 1.Поглаживание ладонной поверхностью всех пальцев в направлении: а)от середины лба к височным областям. На висках – поглаживания в виде спирали; б)от середины лба к козелку ушной раковины, заканчивая легким нажатием. 2.Поглаживание снизу вверх, от надбровных дуг к волосистой части головы. 1.Растирание, т.е. полукружные или спиралевидные движения от средней линии лба к вискам; 2.Разминание, т.е. сжатие складки кожи 2-мя пальцами (б. и у.) или прерывистое надавливание; 3.Прерывистая вибрация (пунктирование), подушечками указательного и ср. пальцев попеременно в быстром темпе.

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

Массаж в области щек и подбородка Воздействует на скуловые, щечную, жевательную, подбородочную мышцы и на м-ы, изменяющие положение губ (м. смеха, м. поднимающая угол рта, м. опускающая угол рта, опускающая нижнюю губу). Особенно важным является воздействие на жевательные, крыловидные, височные м-ы, т.к. от них зависят качество движения нижней челюсти, положение рта в покое, функция жевания.

35 слайд

Описание слайда:

36 слайд

Описание слайда:

Массаж щек и подбородка. Расслабляющий. 1.Указательные пальцы рук располагаются под нижней губой, а остальные – под подбородком. Пальцы скользят от середины подбородка к височным впадинам, с фиксацией в углублениях у козелка и мочки уха; 2.У. п. рук располагаются над верхней губой, ср.- под нижней, остальные – под подбородком. Движение – от середины губ к височным впадинам с фиксацией в углублениях у козелка и мочки уха; 3.Движение всеми пальцами (кроме б.) начинается от спинки носа, проходит через скуловую дугу к ушным раковинам с фиксацией пальцев в углублениях козелка и мочки уха; 4.Движение осуществляется 3-мя пальцами (указательный, средний, безымянный) рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка; 5.Д. осущ. 3-мя пальцами (указательный, средний, безымянный) рук. Начинается от сер. подбородка в стороны к углам губ, а затем вверх по носогубным складкам, боковым поверхностям носа ч/з переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, а затем вниз через щеки к середине подбородка; 6.Легкое потряхивание щек.

37 слайд

Описание слайда:

Массаж щек и подбородка. Активизирующий. 1.Круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг 4-х пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости; 2.Аналогично круговое растирание осуществляется от середины подбородка вверх к носу; 3.В области жевательной мышцы производят разминание спиралевидными движениями и круговое растирание; 4.Тыльной поверхностью средних фаланг, сжатых в кулак, производят потряхивание щек в продольном и поперечном направлении; 5.Захватывают в складку кожу щек м\у большим и указательным пальцами, легко сдавливают и отпускают, движение пощипывания; 6.Захватив кожу щек вместе с подкожными мышцами м/у большим и указательным пальцами, производят разминание в продольном/поперечном/круговом направлениях; 7.Поколачивание подушечками пальцев производится непрерывно руками по массажным линиям.

38 слайд

Описание слайда:

Массаж внутренней поверхности щеки Массаж жевательных, щечных, скуловых, крыловидных мышц проводится при положении пальцев логопеда внутри полости рта ребенка. При массаже левой щеки логопед помещает большой палец правой руки в рот, остальные остаются снаружи. Массажные движения осуществляются большим пальцем по внутренней, а остальными пальцами – по наружной поверхности щеки. При массаже правой щеки в ротовую полость вводятся указательный и средний пальцы, большой палец находится на наружной поверхности щеки, осуществляя основные массажные движения. Массаж внутр. поверхности щеки может проводиться при различном положении рта: открытом и широко открытом – при сомкнутых челюстях. Основные приемы: растирание и разминание.

39 слайд

Описание слайда:

Массажные приемы 1.Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот; 2.Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу; 3.Разминание круговыми движениями и перетирание в области жевательной мышцы; 4.Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта. Пальцы располагаются у края скуловой кости. Большой палец – с внутренней стороны щеки; 5.Растирающие движения. Все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, направляясь к углу рта; 6.Спиралевидное растирание области височно-нижнечелюстного (скулового) сустава. В положении открытого рта найти «ямку» у мочки уха. Массировать область «ямки». Движение осуществляется указательным и средним пальцами. Большой палец служит в качестве опоры с внутренней стороны щеки. +

40 слайд

Описание слайда:

Приемы гимнастики ПАССИВНАЯ АКТИВНАЯ Слегка наклонить голову ребенка вперед, что приводит к непроизвольному закрыванию рта; Запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание рта. Непроизвольное «зевание», которое вызывается по подражанию, а затем имитируется по словесной инструкции.

41 слайд

Описание слайда:

Массаж оказывает воздействие на круговую мышцу рта, а также мышцы, изменяющие положение рта: -мышцу смеха; -мышцу, поднимающую угол рта; -мышцу, опускающую мышцу рта; -мышцу, опускающую нижнюю губу. Массаж проводится ладонной поверхностью, подушечками пальцев.

42 слайд

Описание слайда:

Массаж мышц губ Расслабляющий Активизирующий 1.Поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине; 2.Также по нижней губе; 3.Поочередные движения правой/левой рукой, от козелка ушной раковины, по щеке, затем вокруг губ. При этом указат.палец скользит по коже верхней губы, ср.- по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта; 4.Поглаживание носогубных складок, движение от крыльев носа к углам рта; 5.Легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. Массажные движения при различных положениях рта: закрытом/слегка приоткрытом. 1.Движения по верхней губе от углов рта к середине. Также по нижней губе; 2. Пальцами обоих рук движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, затем от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются; 3.Поглаживают носогубные складки; 4.Пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю /нижнюю губу, сжимают ее и перетирают м/у пальцами. Захват – в центр. части губы. Также перетирают носогубные складки; 5.Захватывают кожу вокруг губ и осуществляют прием пощипывания; 6.Интенсивно постукивают вокруг губ и пр.

43 слайд

Описание слайда:

44 слайд

Описание слайда:

Нарушение мышечного тонуса всегда в большей степени выражено в мышцах языка. Чаще отмечается повышенный тонус. Возможны случаи и неравномерное распределение тонуса. Массаж языка требует от логопеда предельной точности движений, аккуратности и коррекции. Методические указания: 1.Массаж мышц языка проводится в резиновых перчатках; 2.Используются различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щетки; 3.Массаж языка как правило проводится при положении языка вне полости рта; 4.Массажные движения должны проводиться в трех направлениях: горизонтальном, поперечном, вертикальном; 5.Если язык отклоняется в сторону при высовывании его вперед, то акцент нужно делать на ту сторону, в которую язык отклоняется.

45 слайд

Описание слайда:

1.Выполнять расслабление мышц языка нужно проводить только после расслабления других мышц (шеи, плечевого пояса, мышц, обеспечивающих движение нижней челюсти и пр.); 2.Движения в расслабляющем массаже в основном направлены от кончика к корню языка; 3.Перед началом массажа устанавливается «граница» небно-глоточного рефлекса; 4.При выраженной спастичности перед началом массажа подержать во рту теплый настой трав (зверобой, ромашка); 5.При выраженной спастичности мышц, массаж языка начинают вне полости рта; 6.Перед расслабляющим массажем целесообразно провести специальные упражнения, для расслабления корня языка; 7.Произвести массаж и вибрацию точек, находящихся под обоими углами нижней челюсти; 8.Произвести легкие вибрирующие движения в области подчелюстной ямки; 9.Захватить кончик языка правой рукой. Совершать легкие покачивающие движения из стороны в сторону; 10.Захватить кончик языка правой рукой. Движения вперед-назад.

46 слайд

Описание слайда:

1.Указ.пальцем пр. руки производят поглаживающие движения с одной стороны, затем с др., от кончика к корню и обратно; 2.Поглаживающие движения большим и указательным пальцами из стороны, в сторону, от кончика к корню; 3.Б. и указ. Пальцы находятся на боковых поверхностях языка – справа и слева. Поглаживания от кончика к корню; 4.Легкое разминание мышц в горизонтальном направлении, от кончика к корню, без нажима; 5.Без надавливания производят круговые растирающие движения; 6.Захватив кончик языка пр. рукой, производят легкое потряхивание; 7.Делают легкое похлопывание языка и легкие ритмичные надавливания шпателем; 8.Повернуть язык вправо и слегка потянуть его, как бы потягивая кнаружи корневую часть языка. Также в левую сторону; 9.Подтянуть язык вперед, как бы слегка «накручивая» его на указательный палец, а затем осторожно совершать обратное движение. Выполнять медленно, с небольшой амплитудой.

47 слайд

Описание слайда:

Обратите внимание!!! 1.Движения должны быть активные, интенсивные, направлены от корня к кончику языка; 2.Приемы – разминание и перетирание; 3.Активные движения даже в области корня языка; 4.Массажные движения выполняются на пораженной стороне; 5.Перед и во время массажа просить ребенка сглатывать слюну, из-за гиперсаливации.

48 слайд

Описание слайда:

1.Перетирание в горизонтальном направлении, от корня к кончику с двух сторон; 2.Спиралевидное перетирание языка, сила давления увеличивается, движения от корня к кончику; 3.Перетирание мышц языка в поперечном направлении с двух сторон; 4.Сжать язык с боковых поверхностей и удерживать 1-2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение; 5.Пр. рукой сжать язык с боковых поверхностей, осуществлять перетирающие движения, двигаясь от корня к кончику языка; 6.Пощипывающие движения по краю языка; 7.Похлопывание мышц языка шпателем; 8.Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в теч. 10-15 с.

49 слайд

Описание слайда:

50 слайд

Описание слайда:

Направлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и повышение небно-глоточного рефлекса. Основным показателем для данного массажа является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого неба. Общие рекомендации: 1.Массажное воздействие направлено также на язычно-небные и глоточно-небные дужки; 2.Массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, для стимуляции небных и глоточных мышц; 3.Массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ. Составила: учитель-логопед Шубарова И.А. Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. МЕСТО МАССАЖА В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ МАССАЖА. Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, её сосуды и железистый аппарат, но и на ЦНС. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Основные цели логопедического массажа: нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата; снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.); стимуляция проприоцептивных ощущений; увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений; активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность; формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции. КРАТКИЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж. МЫШЦЫ ГОЛОВЫ. МЫШЦЫ ШЕИ. МЫШЦЫ ОКРУЖНОСТИ РТА. ПОЛОСТЬ РТА. ПОЛОСТЬ РТА И НОСА В РАЗРЕЗЕ. МЫШЦЫ ЯЗЫКА (ВИД СНИЗУ). ПОЛОСТЬ РТА. МЫШЦЫ ЗЕВА И ЯЗЫКА. НЕРВЫ ГОЛОВЫ И ШЕИ 1 – лицевой нерв; 2 – ветви лобного нерва; 3– подглазничный нерв (от второй ветви тройничного нерва) ; 4– подбородочный нерв (от третьей ветви тройничного нерва) ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА. Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц (путём осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических движений). Это поможет определить тактику массажа в каждом конкретном случае. Показания к применению массажа в логопедической практике. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и её стёртые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ МАССАЖА. Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде. Конъюнктивиты. Острые и хронические заболевания кожных покровов. Гингивиты. Стоматиты. Наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта. Наличие увеличенных лимфатических желёз. Резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА. Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, тёплом и хорошо проветриваемом помещении. В среднем может быть достаточно двух-трёх процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения и возраста пациента. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 мин., а конечная – 20-25 мин. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА. Поглаживание. Растирание. Разминание. Вибрация и поколачивание. Плотное нажатие. Поглаживание – это обязательный приём, с которого начинается каждая процедура. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Лёгкое поглаживание готовит мышцы для более сильного воздействия. Мышечный тонус снижается. Устанавливается диафрагмальное дыхание. Поверхностное поглаживание – самый мягкий, щадящий приём. Работает вся кисть (ладонь), контакт еле ощутимый. Этот массаж не вызывает покраснений. Выполнять движения надо: медленно (1,2,3 – 4 руки убрали); ритмично (имеет седативный эффект + форма аутогенной тренировки, ритм речи и движений совпадает). Глубокое, обхватывающее поглаживание. Данный приём оказывает расслабляющее и регулирующее воздействие (лёгкое возбуждение). Ладони плотно и равномерно прилегают к контуру лица и шеи («обтекают» все контуры). Поглаживание непрерывное, медленное, ритмичное. Граблеобразное поглаживание. Это дополнительный метод воздействия для общей релаксации. Пальцы широко разведены, производим поглаживание подушечками пальцев под волосами (по сухожильному шлему) в разных направлениях: от затылка кпереди. Чем больше угол, тем сильнее воздействие. Растирание. Этот приём проводится, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание. Этот приём выполняется так же, как и растирание на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Вибрация (лёгкая.) Снижает тонус мышц. Улучшает внутритканевый обмен. Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а лёгкая, слабая – снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Плотное нажатие. Проводится в местах выхода пучков нервных окончаний, БАТ. Плотное нажатие – это окончание поглаживания. МАССАЖ расслабляющий активизирующий Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приёмы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание. При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и лёгкая вибрация.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гуляш из куриного филе – впечатляет!
Помидоры, маринованные со сладким перцем
Отбивные из индейки - вкусные, изысканные и диетические рецепты мясных блюд Грудка индейки в панировке на сковороде