Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Николай Рыбников: жена, дети, личная жизнь. Николай Рыбников и Алла Ларионова: неизвестные факты о знаменитой актерской семье Рост, вес, возраст

В феврале этого года исполнилось 80 лет со дня рождения актрисы. Никаких особых торжеств не было, поскольку ее успели забыть еще при жизни. В пятидесятые она была королевой экрана, блистала в фильмах Анна на шее, Отцы и дети, Двенадцатая ночь… А уже в восьмидесятые вынуждена была подрабатывать в массовках и перебиваться с хлеба на воду. Как же так оказалось, тем более что мужем Ларионовой был не меньше знаменитый актер Николай Рыбников?

Блистательно начать свою жизнь и закончить ее в бедности и безвестности – таковой путь прошли многие советские актрисы. Не оказалась исключением и Алла Ларионова, не смотря на то, что, казалось бы, она была подстрахована со всех сторон: у нее была потрясающая наружность, она ни с кем не враждовала из мира кино и мужем ее был популярный актер. Но как-то произошло, что в девяностые она стала совсем никому не нужна. Ее оглушительный успех остался сзади, на смену пришли новые актрисы. Да и наружность уже была не та. Дабы выйти на улицу, Ларионова шепетильно красилась, натягивала парик. Без грима ее никто не выяснял… А самое основное – в девяностом году умер муж, и актриса стала одинокой. О том, как она жила в то время, нам поведала ее подруга, актриса Лариса Лужина:

– Вы понимаете, она как-то вся сникла по окончании смерти Николая, в глазах не было интереса к жизни. А ведь она еще смотрелась в полной мере себе ничего. Но сказала: Мне никто не нужен! Ничто мне не весьма интересно… Я от всего устала!

Единственное, что тревожило актрису – это будущее ее младшей дочери, Ариши. Дело в том, что дочь начала прочно выпивать и эта склонность быстро превратилась в заболевание. С приятелями Ариша проводила время в квартире, где жила с матерью. Денег на выпивку Ларионова дочери не давала. И в следствии стали пропадать вещи из гардероба, украшения известной актрисы. Стало ясно, куда они пропадают… Большое количество раз Ларионова клала Аришу в поликлинику, в моменты отчаяния разъезжалась с ней, но ничего не помогало. Ариша так и не справилась со своей заболеванием. Она погибла через год по окончании смерти матери.

По большому счету, беды актрисы начались по окончании того, как погиб ее супруг. Затем случились узнаваемые события – советское кино развалилось, многие актеры оказались за бортом жизни и без денег. Кто-то из них предпочел практически умирать с голоду, но не браться за халтуру. Ларионова была не из таких.

– Она соглашалась на любую работу, – вспоминает Лариса Лужина. – Принимала участие в любой массовочке. Мы с ней кроме того снялись в студенческом фильме одного выпускника ВГИКа.

Но студенты не могли большое количество платить за участие в их фильмах. Исходя из этого больше надежды было на массовки. В те годы имена ветхих фаворитов еще не были забыты. Но и денег в кинопроизводстве не было столько, сколько на данный момент. Не могли ветхой глубокоуважаемой актрисе предложить достойный гонорар.

– Я снимался в водевиле Лев Гурыч Синичкин а также не знал, что в массовке участвует такая актриса, как Алла Ларионова, – вспоминал позднее Михаил Козаков. – Я ее, честно говоря, кроме того не увидел!

Стареющую звезду загримировали и сделали одной из восьми барышень на подтанцовках – сзади основной героини. И таких эпизодов было много. С годами в Ларионовой просто не выясняли бывшую красавицу… Последней ее работой стал спектакль Коварство, деньги и любовь, который с громадным успехом шел в конце девяностых. Как раз в нем Алла Дмитриевна вышла на сцену в последний раз. В конце спектакля она обратилась к зрителям с этими словами:

– В то время, когда мне придет время уходить, единственное, о чем я буду жалеть – это о любви, которую испытывала к живущим на земле.

В ту же ночь актриса умерла из за остановки сердца.

Кто еще из великих актрис остался невостребованной?

Невостребованность актрисы в кино была связана только с возрастом. Ее готовься снимать и дальше, тем более что ее мужем был узнаваемый режиссер Григорий Александров. Какие конкретно лишь ухищрения он не применял в фильме Скворец и лира, дабы снять 72-летнюю жену так, словно бы бы ей 28 лет… Но, увы, это не удалось, и фильм по требованию Орловой лег на полку. С того времени она в кино не снималась.

Карьера звезды фильма Свинарка и пастух закончилась по окончании развода с режиссером Иваном Пырьевым, который правил в советском кино в то время… Но единственный сын актрисы говорит, что ей и позже предлагали роли, но ее скверный темперамент помешал ладить с другими режиссерами. Как бы то ни было, но она сорок лет (!) сидела без ролей, всеми забытая, одинокая… В 1998 году о ней отыскали в памяти соучредители кинематографической премии Ника и вручили ей статуэтку. Действительно, актриса отнеслась к этому скептически. Они меня наградили, дабы всем напомнить, сколько мне лет… – ворчала она.

Вместе с Орловой и Ладыниной она составляла ведущую тройку советских звезд-актрис. Ее слава началась с фильмов Женщина с характером, Сердца четырех. Подогревала интерес народа к актрисе и ее бурная личная жизнь. Сперва она была женой прославленного летчика-испытателя Серова. Позже – поэта Константина Симонова, который посвятил ей свои лучшие стихи. Но личная жизнь с Симоновым не сложилась. А позже актриса начала выпивать… Ее нашли мертвой в собственной квартире в 1975 году.

Бывает так, что человек изо всех сил сопротивляется своему счастью, отталкивает его обеими руками. Ищет его далеко, а оно вот оно - рядом, протяни руку и возьми. Так было и с Аллочкой Ларионовой, избалованной красавицей, когда на четвертом курсе ВГИКа ей признался в любви ее однокурсник Николай Рыбников. Она и раньше симпатизировала ему, но Николай упорно не замечал Аллочку - он был увлечен другой девушкой. И только после того, как студентку четвертого курса Ларионову пригласили на съемки сказки «Садко», неожиданно понял - вот она, куда же я раньше-то смотрел!

Телеграммы в Советском Союзе стоили недешево. Их отправляли по особо важным поводам, обычно поздравляли с днем рождения. А студент Коля Рыбников прислал Алле Ларионовой телеграмму с признанием в любви. Сам подойти так и не осмелился. Простой парень из маленького городка Воронежской области, пусть и душа компании, лучший студент на курсе, мастер разноплановых студенческих постановок.

А денег на цветы и конфеты нет, ходит в вечном старом свитере и одном пальто. Понятно: кавалер неказистый. А Аллочка - модница, да еще и звезда экрана: после роли Любавы в фильме «Садко» ее узнавали на улицах, а мужчины со всего Советского Союза слали письма с предложениями руки и сердца. Так что телеграмма Рыбникова среди них затерялась. Не пара он был самой красивой актрисе, секс-символу 1950-х. С горя Николай даже хотел свести счеты с жизнью - благо в комнату, где он натянул веревку, вовремя зашел его товарищ, будущий режиссер Сергей Герасимов.

В делах любви Герасимов был опытнее Рыбникова и вправил товарищу мозги. Дурак, что ли - вешаться из-за бабы?! Женщин надо завоевывать. И Рыбников последовал его совету: превратился в рыцаря. Шесть лет он добивался благосклонности своей прекрасной дамы. Писал письма, отправлял телеграммы, оставлял записки в гостинице, где останавливалась Алла на время съемок, звонил и повторял в трубку, как заклятие: «Я тебя люблю!» Но ничего не действовало... Нужен был подвиг.

Красавица Аллочка жила своей жизнью. Влюблялась, смеялась над незадачливыми поклонниками, купалась в лучах славы. После фильмов «Анна на шее» и «Двенадцатая ночь» открытки с ее лицом расходились миллионными тиражами. Ходили слухи, что актриса крутила романы налево и направо - с высокопоставленным чиновником, с актером Михаилом Кузнецовым, с коллегой по съемкам Иваном Переверзевым. Но грязь не липла к ней.

В глазах публики Ларионова была Мадонной - прекрасной и непорочной. Впрочем, однажды с образом Мадонны ей чуть было не пришлось расстаться. Потому что роман с Переверзевым действительно был, как были и его последствия - неожиданная беременность. Узнала о ней Алла слишком поздно - все грешила на несвежие блюда в актерской столовке. Влюбленные как раз были в командировке в Минске, на съемках фильма «Полесская легенда».

Переверзев не слишком радостно воспринял весть о будущем отцовстве. И вскоре Алла узнала, почему. Параллельно с ней он крутил роман с актрисой Кирой Канаевой, которая тоже оказалась беременной. Иван что-то наплел Алле про срочные дела в Москве и на выходные уехал, а потом вернулся, затеял ссору и ушел, хлопнув дверью. Алла взяла с кресла забытый им пиджак, на пол выпал паспорт - Ларионова подняла его и увидела свеженький штамп о браке. Вот зачем он в Москву летал!

Алла в истерике металась по гостиничному номеру, заламывала руки. Что делать? В отчаянии в голову лезли самые черные мысли.

На следующий день на ее пороге появился Рыбников - запыхавшийся, без традиционных цветов. Вместо «Здравствуй!» он выпалил: «Выходи за меня замуж!» Накануне вечером Аллина подруга позвонила Николаю и все рассказала. Недолго думая, Рыбников бросил съемки и первым же рейсом вылетел в Минск. Он был уже известным актером, его знали по картине «Весна на Заречной улице», а скоро будут узнавать по фильму «Высота».

Верный рыцарь спас даму своего сердца и от страшного греха, и от позора. Алла дала согласие. Но на дворе 2 января 1957 года, все закрыто. Рыбников умолял директора загса их расписать, и тот уступил любимому актеру.

Родившуюся девочку назвали Аленой, а через четыре года у Рыбниковых родилась вторая дочь Арина. Николай стал любящим и заботливым отцом, и казалось, что Алену он любит даже больше, чем родную Аришу. Поскольку Алла и Николай были заняты карьерой, воспитывала девочек бабушка, мать Аллы. Чтобы сестры помнили, как выглядят их звездные родители, на стене висели их портреты, и Валентина Алексеевна каждый день на них показывала: «Вот это ваша мама, а это ваш папа».

За Рыбниковым Алла была как за каменной стеной. Купили две кооперативные квартиры, которые объединили в одну, пятикомнатную. Настоящие хоромы! Николай сам занимался ремонтом, доставал дефицитные товары: «стенку», люстры, диван, телевизор. Алла только поджимала губки: «Колечка, ну этот диван не подходит к нашим обоям!» И на следующее утро Колечка бежал к директору магазина «Мебель» и уговаривал его поменять диван на другой, со светлой обивкой.

Двери их шикарно обставленного и гостеприимного дома практически не закрывались для гостей. Это немного тяготило Николая, любившего уют и тихие семейные вечера - шуму ему хватало на съемках. Он часто ворчал, что у них не квартира, а проходной двор. И тем не менее всегда готовил обеды и ужины практически в промышленных масштабах. Его фирменными блюдами были пельмени и соленые арбузы. О них гости - знаменитые актеры, режиссеры, спортсмены, шахматисты - буквально складывали легенды. Если Аллочка любила с дамами поиграть в покер, то страстью Николая были шахматы.

Он садился за стол с друзьями, мировыми гроссмейстерами, и очень долго переживал, когда проигрывал. Впрочем, иногда, из уважения к хозяину дома, именитые шахматисты ему поддавались. Партии часто затягивались на много часов. Вечером бабушка укладывает девочек спать, говорит: идите, пожелайте спокойной ночи папе с мамой. Открывают дверь гостиной - а там шум, музыка, дым от сигарет. Утром бабушка будит девочек: поздоровайтесь с родителями. Открывают дверь - а там ничего не изменилось: все те же шум, музыка и сигаретный дым коромыслом.

Удивительно, как могли ужиться вместе два таких разных по темпераменту человека. Рыбников на сцене и в кино выглядел общительным, обаятельным, компанейским. Сколько женщин Советского Союза все отдали бы за его чарующий голос и эти ямочки на щечках! А в быту не только гитару в руки не брал - анекдота толком не мог рассказать. Был очень замкнутым, из любых компаний уходил не позже десяти часов вечера, с горечью бросив Алле: «Лапусик, я домой!»

Несмотря на всесоюзную известность и именитых друзей, никакой звездной болезни у Рыбникова не было. Повышенное внимание к своей персоне он на дух не переносил. Однажды Алла попала в больницу - сломала ключицу на съемках. У ее палаты дежурили врачи, поджидая Рыбникова, чтобы взять у него автограф. А его все нет и нет. Он так и не решился прийти, боясь шумихи. А сам все эти дни метался по квартире из угла в угол и названивал подруге Аллы, расспрашивая, когда же ее выпишут домой.

Водилась за Николаем Рыбниковым одна страстишка - еда. Друзья даже беззлобно прозвали его «два супа три вторых». Любил поесть, любил готовить. Ларионова терпеть не могла домашнюю работу, поэтому обеды и ужины на всю семью готовил Николай. А еще мыл полы, выносил мусор, стирал белье. Даром что народный артист РСФСР. Бывало, Алла приведет домой гостей - а на кухне пар валит: Рыбников кипятит в тазу белье.

И смущалась не она, а он: «Извините, я тут постирушки затеял...» Даже когда его теща, Валентина Алексеевна, сломала шейку бедра и слегла, не Алла ухаживала за ней, а Николай. Он ее кормил, мыл, одевал, выносил утку и любовно звал ее «моя бабка». Жена на съемках, друзья зовут его выпить пива, а он ни в какую: «На кого же я мою бабку оставлю?»

Никакой профессиональной конкуренции, как часто бывает в актерских семьях, между Рыбниковым и Ларионовой не было. Наоборот, стояли друг за друга горой. Когда историческое кино стало не в почете (а Аллу считали именно костюмной актрисой), Рыбников часто заявлял режиссерам, что будет участвовать в съемках, только если возьмут Ларионову.

Он продвигал ее даже на роль Тоси в «Девчатах», но режиссер не уступил. Последним фильмом, где вместе снимались супруги, была картина «Седьмое небо». Когда в кино наступил кризис и Рыбникову перестали поступать предложения, Алла взяла роль добытчика на себя и ездила по стране с концертами.

Свою жену Николай боготворил. Никакие красавицы мира не могли затмить его Лапусика. Даже когда на московский фестиваль приехали Софи Лорен и Джина Лоллобриджида, Николай категорически отказался идти на церемонию открытия один, без жены. В то время на руках у Аллы была новорожденная Ариша, и актрисе было не до фестивалей. Она уговаривала мужа хотя бы «посмотреть, какие там красавицы». Но Рыбников был упрям - его красавица дома, значит, и он будет дома.

Он любил повторять, что главное в жизни - это «любимая жена, любимый дом, любимая работа». Вот в таком именно порядке.

Но если Николай оказался однолюбом, то этого не скажешь об Алле. Как многие творческие люди, Ларионова не могла жить без чувства постоянной влюбленности. Играя в кино холодных красавиц, в жизни Ларионова была - огонь. Веселая, энергичная, волевая. От природы Аллочка была склонна к полноте и после двух родов часто садилась на диету, соблюдала ее жестко, ела в основном один рис.

В такие периоды отказывала себе даже в удовольствии ходить в гости - чтобы не сорваться там. Следила за модой, одевалась у личного портного, регулярно посещала парикмахера. Выглядела всегда с иголочки - статус обязывал. Поэтому какая посуда в раковине, когда только что сделан маникюр? Аллочка жить не могла без смены обстановки, быт ее угнетал. Если месяц не было съемок, командировок - она впадала в депрессию.

Иногда у нее случались интрижки на стороне. Когда ты носишь титул самой красивой актрисы СССР и испытываешь повышенное внимание мужчин, сдержаться бывает сложно. Конечно, Николай об увлечениях жены догадывался. Иногда, во время съемок, она могла пропасть на сутки, а растерянный Рыбников ходил по коридору гостиницы и спрашивал у портье: «Вы не знаете, в каком номере я живу?..» Без своей Аллочки он не находил себе места.

Когда она звонила ему с гастролей - завтра встречай в аэропорту, рейс такой-то, он мог схватить пальто, вызвать такси и улететь ближайшим самолетом в Киев, Минск, Караганду... Алла выходит утром из гостиницы, а там стоит муж с цветами - сюрприз!

На одну из посиделок Алла пошла одна - Николай отказался. Но как только узнал, что на вечеринке будет некий Валерий - профсоюзный деятель, ухлестывавший за Аллой, тут же поехал. Конечно, Валерий от Ларионовой не отходил - все уговаривал развестись с Рыбниковым и выйти за него замуж, даже клялся, что ее дочек примет как родных. Чтобы отдохнуть от навязчивого кавалера, Алла вышла на лестничную площадку покурить. За ней бросился другой ее поклонник - совсем молодой юноша.

Он боготворил Ларионову, встал перед ней на колени и начал читать монолог из фильма «Садко». И тут появляется Рыбников... Разбираться не стал, врезал поклоннику как следует - спасибо, что с лестницы не спустил. Алла смеется: «Коля! Ну ты же не тому врезал. Надо было Валерке!»

Конечно, Рыбников безумно ревновал жену, устраивал скандалы. Но что он мог поделать? У Аллы была такая натура - любовники ей были необходимы «для блеска глаз». Флирт стал для нее невинным хобби, как для других вышивание или кулинария. Алла и мысли не допускала, чтобы уйти от Николая. Она любила его, только по-своему. А он сильно страдал, но прекрасно знал, что без своего Лапусика не может не то что жить - даже дышать.

Они прожили вместе тридцать лет и три года, почти как в сказке. В тот день Николай, по своей традиции, пошел рано утром в баньку. Вернулся, поел от души, выпил сто граммов коньячку и лег спать. Все тихо, все как обычно. Вот только собака не могла успокоиться: скулила, царапала дверь комнаты актера. Когда Алла пришла будить мужа, он уже не дышал. Приехавшие врачи констатировали: смерть от инсульта.

После смерти мужа Алла Ларионова вмиг сникла, постарела, утратила былой оптимизм и страсть к пышным застольям. Она разменяла огромные апартаменты, которые теперь ей были не по карману (кино переживало тяжелые времена, ролей актрисе больше не предлагали), и стала вести тихий, размеренный образ жизни, как и подобает 60-летней вдове. Только теперь она поняла, как сильно любила Николая.

В какой-то момент родные даже испугались за Аллу - сможет ли она справиться с потерей супруга? «Уснуть и не проснуться - мне бы так!» - горестно вздыхала она. Иногда она признавалась подруге: «Помнишь, как Коля говорил: "Лапуля, я - спать!" Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома - это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела...» Позже она говорила: «Я была счастливым человеком, потому что в моей жизни было кино и еще меня любил Коля Рыбников».

Теперь на Аллиных плечах была забота о дочерях. На деньги, оставшиеся от продажи квартиры, она купила им двухкомнатную квартиру. Пойти по родительским стопам Алена и Арина не захотели - старшая устроилась режиссером монтажа на телевидение, а младшая окончила полиграфический техникум и стала корректором. Но если у Алины все сложилось прекрасно, то Арину Алла Ларионова называла «мой крест». Девушка попала в плохую компанию, у нее начались серьезные проблемы с алкоголем. В том, что упустила дочь, Алла винила себя.

Солнечным апрельским днем 2000 года Алла Ларионова возвращалась домой после спектакля. В свои почти семьдесят она все еще служила в театре, ибо на актерскую пенсию прожить невозможно. Вдруг закололо сердце. Алла приняла таблетку и подумала, что завтра обязательно сходит в поликлинику. Но завтра не наступило. Она накрутила волосы на бигуди, легла спать и умерла так же, как и мечтала - во сне. Николая Рыбникова она пережила на десять лет.

Крепкие актерские браки редкость, особенно когда оба красивы, талантливы и востребованы.
Роман Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова достоин того, чтобы считать его одним из самых трогательных в любовной истории ХХ века. Говорят, абсолютного и безусловного счастья не бывает, как не бывает и всепоглощающей, одной на всю жизнь любви.

Еще говорят, что в отношениях двоих один любит, а другой только позволяет себя любить, один целует, а другой только подставляет щеку. Пусть так! В их совместной жизни действительно именно она позволяла себя любить, но не становилась от этого менее счастливой.

Всегда кто-то перетягивает одеяло на себя, а другой начинает ревновать… Пара Рыбников-Ларионова оказалась счастливым исключением.
Все годы брака оба будто парили на седьмом небе, выше сплетен и интриг. Кстати, один из фильмов, в котором они снимались вместе, так и назывался -«Седьмое небо».

Он влюбился в девушку с роскошной косой и синими глазами, едва увидел ее в коридоре ВГИКа. Она сидела и плакала, ведь в приеме ей отказали. Узнав от товарищей причину слез, Коля Рыбников ворвался в кабинет Сергея Герасимова и с порога заявил: «У меня к вам мужской разговор. Примите Аллочку Ларионову на мое место. Я к вам на следующий год поступлю!»

Я люблю ее», -добавил он и вышел. Что уж там повлияло — его нахальство или мастер и сам решил, что из нее получится хорошая актриса, — но на курс принял обоих.Внешностью тогда Рыбников не блистал. По воспоминаниям самой же Ларионовой, «он был жутко худющим: жил в общежитии, питался в столовках». Бедный студент, чем он мог привлечь первую красавицу курса? Он пытался, конечно.

Постоянно напоминал о себе: в каждой киноэкспедиции Алла получала телеграммы: «Пью твое здоровье. Люблю. Твой Коля». А Ларионова уже была не просто студенткой, а самой настоящей кинозвездой!Уже вышла «Анна на шее», уже весь мир рукоплескал сказке «Садко», ей, королеве Венецианского фестиваля, целовал руку сам Чарли Чаплин и писал стихи Жерар Филип, голливудские бонзы наперебой звали Ларионову сниматься в Америку.

Он страдал по ней почти шесть лет… Однажды даже вешаться хотел. Рыбникова буквально вытащили из петли, когда их общий с Аллой сокурсник, Вадим Захаренко, рассказал, что якобы встречается (и не только!) с Аллой Ларионовой. «Хочешь, я тебе ее отдам, - смеялся Захаренко, - забирай!». Рыбников кинулся в драку. В тот раз он сломал себе палец, который неправильно сросся и напоминал ему об этой истории всю жизнь.

Пройдет время, и Захаренко даст интервью одной из центральных московских газет, в котором расскажет о своих близких отношениях с Ларионовой. Но сделает это только после ее смерти, когда она уже не сможет ни согласиться с его словами, ни опровергнуть их…

А после неудавшегося самоубийства Николаю вправлял мозги сам Герасимов. «С ума ты, что ли, сошел?! - кричал он на весь институт. - Это ж додуматься надо - вешаться из-за бабы!». - «Она не баба, - возражал Рыбников, - она красавица! Она же не виновата, что любит другого!». - «А раз красавица, - строго сказал Герасимов, - завоюй!».
Понятия не имею, как ему удавалось меня разыскивать, но, говоря современным языком, доставал. И достал!».

Она всегда мечтала, чтобы рядом с ней был единственный мужчина, которого она любила и от которого ждала ребенка. Как она была счастлива, узнав о своей беременности! А он? Предложил сделать аборт, чтобы не растить внебрачного ребенка, и ушел. Кто мог помочь Алле? Только один человек — Николай, который был влюблен в нее давно и безнадежно.

Алла действительно умела кружить головы, ей нравилось, когда вокруг были галантные мужчины, желательно постарше. Она с удовольствием принимала ухаживания, но этим грешат все красивые женщины…

И один из этих мужчин завладел ее сердцем. С они познакомились на съемках сказки «Садко».
Импозантный, знаменитый, он был старше Аллы на пятнадцать лет, и, как она надеялась, мог стать той самой «каменной стеной», которую ищут все женщины. Но вместо этого он стал камнем, который есть на сердце почти у каждой из нас…

Именно он и отказался от нее и их будущего ребенка. Что было делать Алле? Она уехала в Минск на съемки «Полесской легенды», так и не приняв никакого решения. Был канун нового, 1957 года. Оставалось надеяться лишь на новогоднее чудо.Алла, конечно, много раз думала о Коле, но как теперь она будет смотреть в глаза самому преданному своему поклоннику, теперь, когда она сама себя считала падшей женщиной?

Она одна сидела в номере и горько плакала, когда в дверь постучали. В гостиничном коридоре стоял… Николай. Он не стал пускаться в долгие объяснения и просто сказал: «Выходи за меня замуж».Вместе они встретили Новый год и в первый же рабочий день, 2 января отправились в загс. Поначалу их расписывать не хотели, ведь полагалось подавать заявление заранее.

Но, узнав знаменитую артистку, сотрудники сменили гнев на милость.
Их брак многие называли сказочным: в доме достаток, мир да любовь, подрастают две дочки (первую девочку, появившуюся на свет в феврале 1957-го, супруги назвали Аленой, в 1961 году у них родилась Ариша). И продлился этот счастливый союз, как в сказке — тридцать лет и три года.

Но спокойной их семейную жизнь никак назвать было нельзя.
Страсти бушевали африканские! Алла Ларионова вспоминала: «Коля был очень ревнивый.Неоднократно Рыбников слышал от «доброжелателей» разнообразные истории о ее романах.

С годами он остепенился и уже не пускал в ход кулаки. Таким информаторам просто вежливо отказывали от дома. И никогда Рыбников не устраивал жене допросов, не выяснял отношений. «Настоящие мужики бьют по морде обидчика, а женщину подозрением не оскорбляют» — этот урок Герасимова он тоже запомнил на всю жизнь.

Они были абсолютно разными, но это лишь укрепляло их союз. Он взрывной, она уравновешенная. Он увлекался шахматами настолько, что решался вызывать на бой Михаила Таля и Ефима Геллера. Она стала заядлой картежницей: пока мужья-шахматисты сражались у доски, их жены во главе с Ларионовой резались в покер. Он не курил, она даже в больницу просила принести сигареты.

Он яростно болел за хоккей и посещал почти все матчи, она проводила время дома у телевизора.

А еще Рыбников оказался отличным кулинаром: сам придумывал рецепты и жарил-парил-мариновал… У плиты мог стоять сутками. Вообще, он спокойно взял на себя бытовые проблемы и никогда не выговаривал жене за то, что она не рвется хозяйничать на кухне.

Они прожили вместе 33 года… Трудно заглянуть в чужую жизнь, да, наверное, и не нужно. Ссорились ли они? Конечно. Живые же люди, а в жизни всякое случается, но до мордобоев, по словам самой Аллы Дмитриевны, не доходило - такой сценарий не для них. Ревновал ли он ее? А как можно было такую не ревновать?! Ларионова была красавицей на все времена и всегда нравилась мужчинам. Но если эта ревность и была, то знал о ней лишь сам Рыбников. Жену же он никогда и ни в чем не упрекал - ни в прошлых грехах, ни в настоящих.

Они вырастили двух дочерей - Алену и Арину. Когда уезжали на съемки, с девочками оставалась мама Ларионовой Валентина Алексеевна. Однажды родители вернулись домой через месяц, одна из дочек посмотрела на маму и сказала: «Тетя!». Ларионова долго плакала.

Тогда в семье решено было повесить на стенку большие портреты родителей. Бабушка показывала на них и внушала девочкам: «Это мама, это папа». Закончилось все конфузом. Однажды Алла Дмитриевна пришла с маленькой Аришкой в детскую поликлинику. И в очереди, сидя у мамы на руках, девочка вдруг показала на висящий на стене портрет Хрущева и закричала: «Папа! Папа!».

Спасаться от любопытных взглядов пришлось бегством.
Однажды кто-то из журналистов спросил Аллу Дмитриевну, не жалеет ли она, ведь могла сделать в жизни более выгодную партию. Ларионова ответила: «Судьба, значит.

У меня в жизни было много ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью… А главное, очень любил меня». Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его жизнь укладывалась в бесхитростную схему: «Любимая женщина, любимый дом, любимая работа». Алла была не только любимой женщиной Рыбникова - она была его божеством, да и, наверное, всей его жизнью.

«Ну представьте себе, - вспоминает Ларионова, - в Москве кинофестиваль, на который приезжают Софи Лорен, Джина Лоллобриджида… А я только родила, да еще кормящая мать - поправилась, выгляжу плохо, по дому хожу в затрапезном халате. Говорю ему: «Коля, сходи посмотри, там такие женщины красивые!». А он отвечает: «Ты что, с ума сошла? Ты лучше!». Я всегда была для него лучше всех. Он вообще был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином…».

У них был гостеприимный дом, Рыбников любил принимать гостей и готовить, особенно пельмени. Мог прийти домой и сказать жене: «Лапуся, нашей фартуков побольше!». Ларионова шла в магазин, покупала ткань, шила. На следующий день, когда приходили гости, Рыбников… надевал на них фартуки и усаживал под своим руководством пельмени лепить. А уж когда много налепят, приглашал всех за стол.

Консервировать очень любил. У него были свои, какие-то особенные рецепты засолки огурцов и помидоров, которые Алла Дмитриевна так и не освоила.

Он прекрасно закатывал помидоры. На «водочку под помидорчик» в их гостеприимный дом всегда приходило множество народу.
Своеобразным «консервным» рубежом являлся в их семье праздник 7 Ноября, до которого открывать банки не было позволено никому. Николай Николаевич всегда говорил: «Откроем на октябрьские праздники!».

Летом 1990 года он, как всегда, накрутил множество банок: в декабре предстояло отмечать шестидесятилетие, а там и Новый год. Но до юбилея Рыбников не дожил. 22 октября лег спать и не проснулся. Заботливо приготовленные им соленья ели на поминках.

Она пережила мужа почти на 10 лет. Оставаться в доме, где все напоминало о Коле, не было сил, и Алла Дмитриевна поменяла роскошную пятикомнатную квартиру у метро «Новослободская» на двухкомнатную хрущевку. Переехать-то переехала, а вещи долго разобрать не могла - так они и стояли в коробках, и подружки грозились прийти и, выдворив хозяйку за дверь, навести порядок.

Алла Ларионова с дочерьми — Алёной и Ариной

А Алла просто не успевала заняться домом - вместе с вахтанговскими актерами и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем «Деньги, коварство и любовь», где ей досталась роль, которую раньше играла . Говорят, она искала спасения в работе. Возможно. Но, скорее всего, сидеть без дела, предаваясь воспоминаниям, просто не могла.

Николай Рыбников и Алла Ларионова в фильме «Две жизни»


Алла по-прежнему любила принимать гостей, устраивая девичники для своих подружек. Жила жизнью и проблемами дочерей, которые до конца жизни опекали маму и называли ее ласково - Мусиком. Много курила, а вот выпить любила чуть-чуть - для настроения. Она не позволяла себе расслабиться, всегда выглядела ухоженной, элегантно и со вкусом одетой. Продолжала лихо водить машину - это всегда в отличие от домашнего хозяйства было любимым ее занятием.

У нее всегда жили собаки - стоило умереть одной, как тут же заводили другую. Только одну, карликовую болонку Каплю, пришлось отдать. Собака, которую Ларионовой подарили на съемках фильма «Ко мне, Мухтар!», считала Аллу Дмитриевну своей собственностью и никогда с ней не расставалась.

Даже когда актриса была за рулем, собака сидела у нее на плече. Однажды на крутом повороте Капля просто выпала в окно. Пока болонка ревновала Ларионову к мужу и даже рычала на него, ее терпели. Но когда Капля стала кусать детей, с ней пришлось расстаться.

Рядом с пятиэтажкой, в которой жила Ларионова, построили многоэтажный дом. Она очень хотела получить в нем квартиру, и в Моссовете ей пообещали - все-таки знаменитая актриса. А потом чиновники запросили 30 тысяч долларов… У нее не было таких денег: актриса жила очень скромно - на пенсию чуть больше 500 рублей. Говорят, Наина Ельцина предлагала помощь, но Алла Дмитриевна отказалась.

Николай Рыбников и Алла Ларионова в фильме «Седьмое небо»

Вообще-то, она умирала дважды. Возвращаясь с гастролей на самолете, вдруг почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Ее уложили в проходе между креслами, дали нитроглицерин, который нашла в ее сумочке Нонна Мордюкова, расстегнули воротник блузки. Не сразу, но она вернулась…


Говорят, что когда Ларионова открыла глаза, актриса Валентина Титова предложила: «Алла, сними парик (в последнее время Ларионова его носила), легче будет!». Но актриса прошептала: «Если умирать, то только в парике!». Когда самолет приземлился, в аэропорту его встречала машина «скорой помощи»: летчики передали на землю, что Алла Ларионова умерла. Ей сказали тогда, что это добрая примета и жить она теперь будет долго-долго…

Она умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой. За несколько дней до смерти Алла Дмитриевна получила в подарок жука-скарабея и очень обрадовалась доброй примете, сказала: «Я сейчас во все верю, мне так нужно здоровье!».

Накануне в половине двенадцатого ночи соседи видели, как она курила на балконе. Легла спать, как обычно, с сеточкой на волосах и двумя крупными бигуди на челке. Ларионова умерла во сне от обширного инфаркта. Ей было 69 лет. Говорят, что такая смерть уготована только праведникам и ее надо заслужить…

Алла Ларионова не дожила до своего 70-летия почти год. Дочери, перепуганные тем, что мама не появилась у врача, к которому собиралась, и не отвечает на телефонные звонки, бросились к ней домой. Алла Дмитриевна лежала в постели на боку, свернувшись калачиком, будто спала. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым - теперь они снова вместе. Навеки.

Старшая дочь Николая Николаевича и Аллы Дмитриевны Алена, уже много лет работает режиссером монтажа на Первом канале российского телевидения.
Младшая дочь Арина, скончалась 17 июня 2004 года, в возрасте 43 лет, в Москве от сердечной недостаточности.
Род Рыбнкова — Арины оборвался.


«Все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он оставался для нее просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими. Когда она забеременела от актера Ивана Переверзева, казалось, что теперь уже точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки», - рассказывает подруга Ларионовой продюсер Светлана Павлова.

Алену - дочь Аллы и Коли - после школы и провала на вступительных экзаменах во ВГИК нужно было пристраивать на работу. Девочка она была не очень усидчивая: чтобы в школе ей дали аттестат, родителям пришлось дать концерт для учителей. Помню, накануне Рыбников с Ларионовой так волновались, словно им предстояло выступать в Кремлевском Дворце съездов. И вот я устроила Алену на телевидение, монтажницей. Плохо было то, что среди ее новых коллег были люди, которые слишком хорошо знали тайну появления Алены на свет. Что она не родная дочь Коле Рыбникову, а настоящий ее отец - актер Иван Переверзев. И чтобы она не услышала эту правду от чужих людей, я, с позволения Аллы и Коли, решилась ей сама обо всем рассказать. Все думала, как это сделать, мучилась, подбирала слова... А она ответила: «Теть Свет, это ничего не меняет. Папа у меня один».

Коля добивался Аллу шесть лет, со времен их учебы во ВГИКе. И в институте, и потом все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он оставался для нее просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими. Довольно рано она начала сниматься - еще когда была студенткой, Птушко пригласил ее на главную роль в фильм «Садко». В том же фильме играл актер Иван Переверзев - там они с Аллой и познакомились. Через несколько лет между артистами закрутился роман, Ларионова забеременела. Казалось, что теперь уже точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки. Только вот Переверзев на беременной подруге жениться не торопился. Как потом выяснилось, он тогда метался между двумя женщинами - Аллой и актрисой Театра сатиры Кирой Канаевой, которая тоже ждала от него ребенка. Развязка этой истории наступила в Минске, на съемках картины «Полесская легенда», где Ларионова снималась вместе с Переверзевым.

Иван наплел ей про какие-то срочные дела в Москве и улетел. Вернулся через несколько дней. Алла потом рассказывала: «Взяла с кресла брошенный Ванькой пиджак, повесила в шкаф. Из кармана достала паспорт. Перед тем как убрать в тумбочку, машинально пролистала, а там - свежий штамп о браке». Оказывается, вот зачем Ванька в Москву сорвался - жениться». Алла, не сказав ни слова, собрала вещи и ушла в другой номер. Позвонила по междугородке жене своего брата Вале, с которой была дружна, и выплакалась ей. А Валя тут же набрала Рыбникову: «Коль, у нее с Переверзевым все кончено!» Колю не нужно было ни просить, ни звать! Он тогда снимался в «Высоте», но все бросил и первым же рейсом вылетел к Алле в Минск - делать предложение.

И на его счастье, она ответила согласием. Это было 2 января 1957 года, праздничные дни, ни одно учреждение не работает. Но Коля был настроен решительно, сумел с кем-то договориться, чтобы открыли загс, и их с глубоко беременной Аллочкой расписали. К тому времени на экраны вышел фильм «Весна на Заречной улице», Рыбников прославился на весь Советский Союз, и отказать ему не смогли. А через два дня Коля уже вернулся в Москву на съемки «Высоты».

В феврале Алла родила Алену. Что говорили за спиной, Рыбникова и Ларионову не волновало. Переверзев был вычеркнут из их жизни: как говорится, отрезали и забыли. Сам он тоже не проявлялся, никогда не пытался объясниться с Аллой, увидеться с Аленой. Когда его уже не было на свете, отмечали какой-то юбилей Переверзева, и его внук приглашал Алену - она отказалась.

У нее действительно был только один папа. И Коля любил Алену как родную, до самозабвения, никаких различий не делал между нею и их общей с Аллой дочерью Аришей.

С Аллой и Колей я познакомилась в Крыму летом 1968 года - на съемках картины «Длинный день Кольки Павлюкова». На главную роль утвердили Рыбникова. «Можно моей партнершей будет Алла Ларионова ? - спросил Коля. - И хотелось бы взять с собой девчонок, чтобы заодно всей семьей отдохнуть». Конечно, мы для них расстарались, устроили их в домике на берегу. Хозяева, радушные южные люди, были счастливы, что у них поселились любимые актеры. В кино Алле часто доводилось играть холодных красавиц, а в жизни она была коммуникабельной, веселой, заводной.

И я такая же. Мы с Аллой настолько были похожи, что Михаил Жванецкий как-то спросил: «А вы не сестры?» Аллочка рассмеялась: «Да, мы близняшки!» В общем, в Москву со съемок возвращались уже не разлей вода. Помню, как ждали вылета в аэропорту Симферополя. Режиссер Костя Бромберг купил новые ботинки, а старые выкинул. Алла увидела и говорит: «Давай его разыграем!» Подобрали мы с ней Костины ботинки, упаковали их и ленточкой перевязали. И пошли в ресторан, куда в ожидании самолета отправилась вся наша группа. Там Алла подозвала официанта, протянула ему сверток с ботинками: «Передайте, пожалуйста, человеку за тем столиком». Бромберг получил подарок, развернул, и у него глаза на лоб полезли. Озирается по сторонам и ничего не понимает. Потом смотрим, он пошел в вестибюль и там отправил ботинки в урну. Мы с Аллой - туда.

Достали, снова упаковали и пошли на посадку. Летим. Алла подзывает стюардессу: «Передайте, пожалуйста, вот это пассажиру в соседнем ряду». На этот раз Костя буквально рассвирепел. После чего мы с Аллой его пожалели и закончили наш розыгрыш. Но Алла сказала: «Зря прекратили. Надо было в Москве эти ботинки Бромбергу отправить посылкой». У Ларионовой было хорошее чувство юмора, чего не могу сказать о Рыбникове. Коля даже анекдот не мог рассказать, слушаешь его и думаешь: что тут к чему? Алла не выдерживала: «Коль, ну не так, опять ты все перепутал, давай я сама расскажу!» Но при этом как же Коля зажигал на сцене! Откуда ни возьмись у него сразу появлялась такая харизма! Эта его улыбка, эти его ямочки на щеках... Как-то раз мы с Аллой во время Колиного номера стояли за кулисами, и видели бы вы, какими глазами она на него смотрела, когда он пел песню из «Высоты», прямо вся светилась.

Но как только Коля уходил со сцены - все, это был уже другой человек, сам в себе. И сколько я с ними дружила, ни разу не видела, чтобы он дома играл на гитаре или пел. На наших веселых сборищах он, помню, посидит за столом часок-другой да и заскучает. Говорит Аллочке: «Лапуся, я домой поехал». Правда, когда у них гости собирались, Коля сам лепил для них пельмени, угощал своими фирменными солеными помидорами и арбузами. А у Аллочки были свои коронные блюда: котлеты, грибная икра и борщ. Помню, как она звонила мне и удивлялась: «Представляешь, с утра наварила целую кастрюлю борща, а уже ничего не осталось - то один придет, то другой». В их хлебосольном доме двери не закрывались.

Сначала Алла с Колей жили в «трешке» у метро «Аэропорт», а потом купили две соседние квартиры в новом кооперативном доме в Марьиной Роще, и получилось целых пять комнат.

Объединили две маленькие кухни в одну, просторную. А в гостиной сделали настоящий камин - осуществили свою мечту. Неподалеку от их дома был кинотеатр «Таджикистан» - в этом здании сейчас «Сатирикон». При нем - каточек. И я, когда к ним в гости приезжала, водила Аришу кататься на коньках... Отпуск мы всегда старались проводить вместе. Как-то летом отдыхали в Пицунде, в Доме творчества Союза кинематографистов. С нами поехали Нонна Мордюкова с сестрой Наташей, которая на нескольких моих картинах была художником по костюмам, я ее очень ценила. Коля - в своем репертуаре, вроде бы и с нами, но сам по себе. Приходим на пляж, он свой лежак в сторонке поставит, наденет очки, достанет газету - и все, нет его.

Кто-то со стороны посмотрит на них с Аллой и подумает: а они что, разошлись?

Помню, попала Алла как-то раз в больницу со сломанной ключицей - на сцене упала неудачно. И кто только не приходил ее навестить: и Нонна Мордюкова, и Наташа Фатеева, и Надежда Румянцева. Только Коля - ни в какую. Говорил: «Не хочу, чтобы там на меня все глазели!» Алла просила: «Свет, передай ему, чтобы пришел. Сколько лежу, только и слышу: «ваш муж, ваш муж». А он и носу не кажет. Неудобно уже как-то! Словно ему на меня наплевать». Но я-то знала, что Коля без Аллы дома места себе не находит. Звонит мне чуть ли не каждый час и жалуется, как ему без «лапуси» тоскливо. Но сделаться предметом всеобщего любопытства где-либо, кроме съемочной площадки или сцены, ему было слишком мучительно. Такой уж характер - довольно необычный для актера.

Вот и тогда, в Пицунде, Коля после ужина - сразу к себе в номер.

А мы болтали до полуночи. Нонка как начнет анекдоты с байками травить! Ужасно смешно рассказывала, как получила Сталинскую премию: впервые в жизни у нее появились приличные деньги, так она накупила подарков и с полным чемоданом поехала в свою деревню. В лицах изображала встречу с родней, мы хохотали до потери пульса.

Как-то раз я пошла на телеграф - звонить своему мужу Вите. Он должен был к нам вот-вот присоединиться, как только закончит картину в Москве (он был звукорежиссером). Муж говорит: «Все, завтра встречайте!» Довольная, я возвращаюсь в гостиницу к своим, а они сидят мрачнее тучи. Алла отводит меня в сторонку: «Пока тебя не было, Коля с Нонной разругались в пух и прах.

Он себе лежак взял, а ей нет. Ну она и давай: ах ты такой-сякой. И мне высказала, мол, твой Коля… Я ей говорю: «Нон, я-то тут при чем? Коля и мне никогда лежак не принесет, если я с компанией. Когда людей много - он сразу в сторонку!» Но она не стала слушать и со мной теперь тоже в контрах». На следующий день приезжает мой муж и вместо картины всеобщего веселья, которую я ему накануне расписала, видит совсем другое: сидят все молча в столовой, на­дутые. Из всей компании только у Коли аппетит не пропал. Он-то, как всегда, два первых, три вторых… Три дня все играли в молчанку - я думала, мы с ума сойдем. Но потом как-то помирились. Дальше - опять происшествие. Приехали Алексей Баталов с женой и дочкой. А тут начался сильный шторм. Никто из отдыхающих в воду лезть не рискнул, только племянница Сергея Герасимова.

Заплыла она достаточно далеко. Баталов разволновался, кинулся ее спасать, и мой муж за ним следом. Пока помогали девушке, Лешу сильно волной обо что-то ударило, пол-лица было содрано. «Ну ты представляешь, - жаловался Баталов, - доктор запретил неделю на солнце появляться, пока не заживет. А я всего-то на неделю и приехал. Вместо отдыха теперь мази и компрессы». На обратном пути в Москву наш рейс задержали. Коля тут же в аэропорту от всех отделился и вообще куда-то пропал. Потом появляется: «Так, давайте в ресторан, я с поваром договорился, он уже лепит пельмени, сейчас все идем есть». Получается, единственной причиной находиться в большой компании, которую Коля признавал, были пельмени. Ну вот уважал Рыбников это занятие - поесть!

А вот Алле время от времени приходилось ограничивать себя в еде из-за склонности к полноте. Была у Ларионовой ее знаменитая диета: первый день - сухое белое вино, второй - сыр, третий - отварная курица, четвертый - яйцо без соли… Одно время Алла дружила с Люсей Гурченко и говорила про нее: «Людке хорошо, она может съесть подряд сто пирожных, пять вторых - и все равно будет такая же худая, а я нет!» Всегда следила за фигурой, всегда модно одевалась.

Тогда модницам приходилось либо шить себе самим - и у Аллочки, кстати, была портниха, - либо переплачивать втридорога. Но у Ларионовой были и другие, особенные возможности. Они с Рыбниковым объездили весь Советский Союз, выступали перед показом своих фильмов, и после выступления местное начальство вело любимых артистов в закрома - на спецсклады с импортной одеждой.

Если такое случалось в Москве, Алла с Колей брали меня с собой, приодеться. Все тогда приходилось доставать по блату. И мы помогали в этом друг другу, кто чем мог. Рыбников дружил с одним человеком, Олегом Чертовым. Вот как я была у Аллы подруга и если что, какие-то семейные неурядицы - Алла первым делом звонила мне, так и у Коли был этот Чертов. Он заведовал секцией в магазине «Ковры». Так у всех актеров советского кино, начиная с Вячеслава Тихонова, имелись ковры из этого магазина.

Мама Аллы когда-то работала зав­хозом в детском саду. Но в то время, когда я с ней познакомилась, Валентина Алексеевна уже вышла на пенсию. И помогала дочери по хозяйству - Алла бытом заниматься не любила. Разве что дизайном. Могла табуреточку какую- нибудь украсить: вырезала из материи или клеенки цветочки и обклеивала.

Получалось необычно и красиво. А вот стирал у них в основном Коля. Помню, приду к ним, а Рыбников белье на кухне кипятит: «А, проходи-проходи, радость моя... Видишь, у меня тут постирушки». Ну а тереть, мыть, драить - это уж все оставалось Валентине Алексеевне. При этом она была женщина с характером. И Алле иной раз доставалось от нее. Например, за Мордюкову. Нонна, как с очередным мужем разведется, сразу к Аллочке, благо квартира-то пятикомнатная, есть где расположиться. И расхаживала там босиком - она же такая простая, как в своих фильмах. А Валентина Алексеевна недовольна. Что за общежитие, мол, опять устроили.

Потом Валентина Алексеевна сломала шейку бедра, слегла. И пришло время детям в свою очередь за ней поухаживать.

Помню, Алла уехала на гастроли, а Коля остался - утки за тещей выносить. И от всех предложений отказывался: у меня, мол, бабка - он так любя ее называл. Как я бабку оставлю? Но ничего, он не жаловался. Он ради Аллы и не на такое был способен!

Помню, снимали мы фильм «И снова Анискин» под Калинином (теперь это Тверь). Алла приехала меня навестить, и режиссер уговорил ее сняться в эпизоде. Другая бы сказала: «Вы что, с ума сошли? Какой эпизод?» Она ведь звезда была, ее в Ташкенте как-то раз поклонники на руках вместе с машиной подняли. Но Ларионова - ничего, и в эпизоде могла сняться, и в массовке. Понравилось ей там, под Тверью. Места красивые, кругом сосны, у нас отдельный домик. Только вот Коля в Москве быстро затосковал: мол, лапуся там, я тут, поеду-ка я к лапусе. Он так гнал свои «Жигули», что перевернулся.

Мы ни о чем не знали: сидим с Аллой, пьем чай, тут стук в дверь, на пороге милиция: «Николай Николаевич попал в аварию». Привезли Колю со сломанным ребром, лежит, дышит с трудом, но в больницу ехать отказывается. Алла - в слезы. Я говорю: «Коля, если ты ее так любишь, что в Москве дождаться не мог, то почему заставляешь страдать? Посмотри, как она переживает». Вот тут-то он и согласился на больницу. Отвезли мы его в хорошую, обкомовскую. Там Рыбникова, конечно, встретили с распростертыми объятиями, положили в отдельную палату. А он все равно через три дня выписался. Потому что врачи из всех отделений приходили на него посмотреть.

Алла была одной из самых красивых артисток в стране. Конечно, в нее многие влюблялись. И сама она иногда увлекалась, у нее случались романы.

Как говорила Мордюкова - для блеска глаз. И конечно, Коля об этом знал. Однажды договорились мы большой компанией встречать Новый год в Доме творчества в Болшево. И вот пора уже туда выезжать, а Аллы все нет и нет. Валентина Алексеевна звонит мне: «Слушай, ты не знаешь, где она?» Ну я-то знаю, она мне даже номер оставила. Набираю: «Алл, я уже вся извертелась!» - «Ну подождите еще немного. Или лучше поезжайте в Болшево - я позже туда приеду». Еле уговорили Колю ехать без нее. А Алла только через сутки появилась. Помню, выходим с мужем к полудню в коридор, там одиноко бродит Коля: «Ребята, вы не знаете, в каком я номере живу? Я вышел на минутку, по дороге встретил Бондарчука, он меня к себе зазвал. А теперь вот не могу вспомнить, куда мне идти». Только разобрались с номером, подъехала Алла. Коля старательно делает вид, что ничего не произошло.

Вечером у нас снова гулянка, пыль столбом. Пришел Бондарчук. Вообще-то у них со Скобцевой была своя компания - Володина, Таланкин, но Сергей Федорович от них частенько отрывался. Помню, Алла все переживала: «Сергей Федорович, Ира же там сейчас с ума сойдет, куда вы пропали!» Но, видимо, у нас было веселей. Только Коля, как всегда, в десять вечера: «Лапуся, я спать пошел».

Конечно, он и ревновал Аллу, и порой впадал в гнев. Но что он мог сделать? Знал же, что ни жить, ни дышать не сможет без своей «лапуси». Но как-то Алла в очередной раз исчезла, и я, хоть она мне и подруга, решила помочь Коле ее проучить. Говорю: «Коль, а давай ты какое-то время поживешь у Нельки! Она женщина хозяйственная, и приютит тебя, и накормит. Денька три ты у нее посидишь - и домой вернешься как ни в чем не бывало.

Тогда посмотрим, что Алла скажет». Нелька работала художником-гримером, одна жила в квартире около Белорусского вокзала и согласилась участвовать в заговоре. Утром звонит Алла в недоумении: «Слушай, что-то Колька не ночевал, такого еще ни разу не было». Я изображаю удивление. Пусть, думаю, поволнуется. Но не тут-то было. Коля уже вечером сбежал от Нельки. Звонит довольная Алла: «Ну ты хороша! Коля мне все рассказал!» - «Хотела, чтобы ты почувствовала, каково ему, когда тебя нет!» - «Ну ты же знаешь, что он без меня и одного дня не выдержит!» Но это с ней он был таким мягким. А мужчинам-соперникам мог и по морде надавать. Как-то раз отмечали мой день рождения. Коля, не любивший компаний, разумеется, заранее сказал: «Я не приду!» А у Аллы был обожатель Валерка, профсоюзный работник, он был влюблен в Ларионову до потери пульса.

«Давай, - говорил, - разводись с Рыбниковым и выходи за меня, я и девочек ваших удочерю!» И вот он тоже пришел на мой день рождения. И, конечно, давай вокруг Аллы увиваться. В самый разгар веселья неожиданно звонит Коля: «Я передумал, сейчас приеду!» Думаю: надо на всякий случай Валеру от Аллы отсадить, как бы скандала не вышло. Быстренько меняю местами гостей и строго-настрого запрещаю Валерке даже смотреть на Аллочку. И вот пошла она покурить в маленькую комнату. А за ней - еще один мой гость, родственник нашего звукорежиссера, совсем юный парень Юра. Оказалось, он тоже просто бредит Ларионовой. И вот этот Юра, оказавшись с Аллой один на один, плюхается перед ней на колени и читает монолог из ее фильма «Садко». А в этот момент входит Рыбников и, ни слова не говоря, бьет по морде бедного мальчика - у того потом вся щека распухла.

А Алла смеялась: «Коля не тому врезал. Надо же было Валерке!»

Но что бы Алла себе ни позволяла, у нее и мысли не было уйти от Коли. Может быть, она любила его даже не меньше, чем он ее, просто по-своему. Во всяком случае, она переживала за мужа больше, чем за себя. Была одна история, когда Аллочка собралась на международный кинофестиваль и под величайшим секретом купила немножко валюты - 200 долларов. В итоге Ларионову задержали на таможне. По тем временам это считалось страшным криминалом, за покупку валюты и попытку ее вывоза за границу могли и срок дать. Но обошлось, если не считать нескольких вызовов в партком, местком. А главное наказание - притормозили с присвоением звания народного артиста и Алле, и Коле. И вот она страшно переживала: «Рыбников-то тут при чем? Это я покупала валюту, и при этом не играла ни монтажниц, ни ударниц.

Но Колю-то - за что?» Всякий раз, когда по случаю какого-нибудь государственного праздника очередную партию артистов одаривали званиями, Алла бросалась за газетой и пыталась найти в списке фамилию Рыбникова. В 1981 году наконец дождалась и была счастлива.

Коли не стало в 1990 году, и Алле без него пришлось туго. Еле-еле она сводила концы с концами, выступала мало, снималась редко, кино ведь переживало тяжелые времена. К тому же младшая дочь Ариша пристрастилась к веселому образу жизни. Теперь в пятикомнатной квартире в Марьиной Роще с утра до вечера гудело застолье. Ариша сошлась с каким-то парнем, не имевшим ни жилья, ни образования, ни работы. Тот сразу стал называть Ларионову мамой. «Пусть как хочет называет, терплю его ради дочери», - отмахивалась Аллочка.

Но когда, кивнув на портрет Рыбникова - человека, которого он и в глаза-то никогда не видел, этот парень произнес слово «папа», тут уж Аллу перекосило. Были там и другие разные художества. И Алла наконец решила разъехаться с Аришей. И тут я узнала, что в моем подъезде не очень дорого продается «двушка». Туда-то Аллочка и перебралась, разменяв прежнюю пятикомнатную квартиру на две. Поначалу Ларионова спала на раскладушке, но не могла нарадоваться: «Наконец-то я усну спокойно, никто посреди ночи не придет, не станет шуметь». Но душа у нее все равно, конечно, болела за Аришу. У Алены-то все и в работе, и в личной жизни сложилось благополучно. Алла была за нее спокойна.

Алла все больше и больше становилась домоседкой, как Коля. Помню, Нонна Мордюкова пригласила нас на премьеру своего фильма «Мама».

Это было неожиданно, потому что к тому времени мы стали меньше общаться. А тут пригласила, минутку поговорила с нами перед показом и пошла дальше в своей роскошной норковой шубе. После картины был банкет, но туда нас с Аллочкой не позвали. «Ну и хрен с ней, - даже обрадовалась Ларионова. - Сейчас купим чего-нибудь и дома посидим. Разлюбила я что-то шумные компании. Помнишь, как Коля говорил: «Лапуля, я - спать!» Жалко, что я раньше не понимала, что посидеть с ним дома - это самое лучшее. Вот теперь приходится сидеть без Коли. Всю жизнь с ним прожила, а побыть наедине как следует и не успела...»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как считать прибыль формула
Роялти по лицензионным договорам
Есть способ спрогнозировать поступление денежных средств на ближайший месяц